litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3
Глава 3. Анализ результатов педагогической деятельности.


Результативность своей работы по данному направлению прослеживается на основании мониторинга. В частности, на основании анализа уровня образованности обучающихся 3 класса в 2010 -2011 учебном году можно констатировать, что базовый уровень образованности имели 40% учеников, оптимальный – 60% и расширенный – 0% (Приложение 5). Созданные мной условия для формирования ЗУН обеспечили стабильность успеваемости и качества знаний обучающихся:

Таблица 1.

Успеваемость учащихся по годам обучения

класс


год


%

Успева- емости


% успевающих на «4» и «5»



по классу

по литер.


по рус.яз.


по матем.


1кл.


2008-2009


_

_

_

_

_

2кл.


2009-2010


100%


50%


100%


80%


80%

3кл.


2010-2011


100%


50%


80%


80%


80%


4 кл

2011-

2012


100%

40%

100%

60%

80%

Был проведён ряд следующих мониторингов:

- Мониторинг общеучебные умения и навыки (Приложение 2)

- Мониторинг по уровням обучения (Приложение 6)

- Мониторинг техники чтения

- Мониторинг вычислительных навыков

Мониторинг качества образованности обучающихся вела для оказания индивидуальной помощи ученикам, для корректировки и совершенствования своей педагогической деятельности. Материалы мониторингов использовала для работы с родителями и для планирования повторения и закрепления.

Успешно прошло обсуждение тем: «Ценности», «Сотрудничество», «Ответственность». Оно показало, что у большинства обучающихся имелось собственное мнение, заинтересованность в обсуждаемых темах. Большинство учеников владели коммуникативными навыками. Наблюдался высокий уровень активности и успешность разрешения задач. Ученики стремились быть в контакте с педагогом. Не боялись высказывать свои соображения даже тогда, когда они оказывались неверными. Только 1 ученик предпочёл «не высовываться», включался в обсуждение по просьбе учителя. В ходе обсуждения выявились следующие ценности: жизнь, мир, семья, дружба, здоровье. Высказывания ребят показали, насколько велика ответственность родителей в становлении личности сына или дочки. Ребёнку нужна семья, дом, в котором ему психологически комфортно, эмоционально спокойно. Он хочет любви, понимания, уважения.


Были созданы условия для развития творческого потенциала обучающихся, воспитания информационной культуры. Об этом свидетельствуют творческие работы учеников по литературному чтению.

В результате создания системы воспитательной работы дети были раскованны, свободны, доброжелательны, работали активно и творчески.

В классе сложились свои традиции: совместное проведение праздников, турпоходов, экскурсий, выпуск газет, поздравление именинников. В мероприятиях каждый ребёнок имел возможность показать свои способности. Для этого использовала «Развивающие игры », в которых дети по-своему желанию проявляли себя как организаторы. В результате в классе заметно улучшился социально-психологический климат.

Благодаря созданию ситуаций успеха в деятельности обучающихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, общешкольных и районных мероприятиях.

Использование современных информационных технологий способствует развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышает его информационную культуру и формирует устойчивую мотивацию к изучению предметов, развивает творческий подход при выполнении индивидуальных заданий.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует развитию у обучающихся способности к самореализации, развивает готовность к сотрудничеству. За счёт уникальных возможностей ИКТ повышается эффективность и качество обучения. С помощью Интернет-ресурсов повышается уровень коммуникабельности, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор. Внедряя новые информационные технологии в образовательный процесс, усиливается воспитательный потенциал младшего школьника, повышается познавательный интерес, усиливается мотивация в обучении, а значит и повышается уровень усвоения учебного материала.

По проведенным мною исследованиям были получены следующие результаты.

Таблица3.

Диагностика уровня сформированности школьной мотивации


###########################################################################


Из таблицы видно, что детей, у которых учебная мотивация доминирует, стало больше к концу 4 класса.

Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось.

Я определяла самооценку школьников по методике «Я сам». Ученики, выполнив обычные учебные задания (перед тем как сдать на проверку учителю), сами оценивали результаты своего труда и выставляли соответствующий балл. Затем отметки обучающихся сопоставляла с отметками учителя и выявлялась степень объективности первых отметок, которые обучающиеся выставляли себе, неразрывно связаны со складывающейся у них самооценкой. Совпадают с оценкой учителя – формируется правильная самооценка. У тех детей, которые обычно оценивают свои работы выше, чем учитель – завышенная самооценка.

Таблица 4.

Диагностика самооценки обучающихся

############################################################################

Для формирования адекватной самооценки знакомила детей с критериями, нормативными требованиями выполнения той или иной деятельности, учила соотносить уровень притязаний школьника с его реальными фактическими результатами.


Заключение

Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.

Характер отношения обучающихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.

Побуждать жажду знаний у школьников, вырабатывать у них положительное отношение к учёбе, формировать целостную личность – всё это возможно только при таком обучении, которое строится на гуманистических началах.

Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.


Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.

Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности обучающихся может служит слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.


Список литературы


    1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991

    2. Быныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997

    3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991

    4. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.

    5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

    6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998

    7. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№2, с.42

    8. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.: "Издательство АСТ", 1997



Приложение 1

Психолого-педагогическая карта обучающегося

(класс, фамилия, имя ученика)

Учёба

Сильный ученик………………………............... Слабый ученик

Учиться с интересом…………………………… Учёба не интересна


Много читает…………………………………… Мало читает

Есть учебные интересы………………………... Учебных интересов нет

Поведение

Покладистый……………………………………. Упрямый

Дисциплинированный………………………….. Плохая дисциплина

Отсутствие конфликтов Частые конфликты

с учениками…………………………………….. с учениками

Спокойный, уступчивый,

доброжелательный стиль

поведения………………………………………... Агрессивный

Усидчивый……………………………………….. Высокая двигательная

активность, неусидчивый

Трудновоспитуемость…………………………… Легко подаётся

воспитанию

Общественная активность

Высокая общественная

Хороший организатор…………………………….Слабые организаторные

способности

Высокая инициативность………………………… Низкая

инициативность

Занимает лидерские позиции…………………….. Обычно выступает в

роли «ведомого»

следует за кем-то

Высокий авторитет………………………………...Низкий авторитет

Хорошо выполнит

общественные поручения…………………………. Уклоняется от

общественных

поручений

Общение в школе

Имеет много друзей,

пользуется популярностью……………………… Многие одноклассники

недолюбливают

Отсутствует недоброжелательность……………. Замкнутый,

общается с узким

кругом старых друзей

Любит быть на людях,

Ищет новых друзей………………………………. Замкнутый,

Общается с узким

кругом старых друзей

Не боится выступать

перед людьми,

в незнакомой обстановке…………………………. Робкий, застенчивый

Открытый………………………………………….. Скрытный

Отзывчивый……………………………………….. Чёрствый

Ориентируется преимущественно

на собственном мнение…………………………… Озабочен мнением


окружающих о себе

Дурно влияет на соучеников…………………….... Является опорой

педагога

Некоторые специфические личностные

особенности

Спокойный, уверенный в себе……………………. Тревожный,

неуверенный

Переоценивает свои силы…………………………. Недооценивает свои

возможности

Честолюбив…………………………………………. Скромный,

незаметный

Вызывает симпатию………………………………... Не вызывает

симпатию

Общение в семье

Атмосфера в семье тёплая,

дружелюбная……………………………………….. Атмосфера

недоброжелательная,

конфликтная

Отношения близкие доверительные……………… Отношения

отчужденные

Хорошие взаимопонимания с

родителями…………………………………………. Плохие

взаимопонимание с

родителями

Строгий контроль за

поведением ребёнка………………………………... Слабый контроль

Ограничение самостоятельности

ребёнка………………………………………………. Большая

самостоятельность

Родители охотно сотрудничают

с учителями..………………………………………... .Родители вступают

в противоречия с

учителями


Приложение 2


########################################


######################################


Приложение 3

Цветоматрица коллектива

фамилия, имя обучающегося

 1 класс

 

 2 класс

 

 3 класс

 


4 класс 

 
























Алексеенко Николай

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитриев Александр

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивойлова Мария

 

 

 

 

 

 

 

Киндякова Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

Копылова Татьяна

 


 

 

 

 

 

 

 

Пудовкина Елена

 

 

 

 

 

 

 

 


Условные обозначения:

Красный цвет – восторженное настроение,

Оранжевый – радостное,

Жёлтый – приятное,

Зелёный – спокойное,

Синий – неудовлетворённость, грусть,

Фиолетовый – тревожное, напряжённое,

Чёрный – крайне неудовлетворённое (упадок, уныние).



<< предыдущая страница   следующая страница >>