litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 8 9



1.Область применения



    1. Назначение

Настоящий документ представляет собой спецификацию данных, входящих в группу базовых пространственных данных «Границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов».

Документ содержит основные технические руководящие принципы и правила, определяющие процессы создания, обновления, публикации и предоставления базовых пространственных данных по указанной группе данных в рамках создания и функционирования инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (далее – ИПД РФ).

Настоящая спецификация должна обеспечивать интероперабельность и гармонизацию наборов данных, относящихся к группе «Границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов» с другими базовыми пространственными данными ИПД РФ, в первую очередь, с группой пространственных данных «Государственная граница Российской Федерации».


    1. Процесс разработки


Разработка спецификации осуществлялась на базе законодательства Российской Федерации по вопросам территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий.

Описание спецификации данных, определение технических руководящих принципов и разработка модели данных осуществлялись на основе адаптации стандартов (технических руководств), разработанных в рамках реализации Директивы Европейского парламента и Совета Европы по созданию инфраструктуры пространственной информации ЕС INSPIRE, принятой 14 марта 2007г. (Directive 2007/2 EC of the European Parliament and of the Council of 14 March 2007), (далее Директива 2007/2 ЕС INSPIRE).

При разработке использовался документ Спецификация данных об административных единицах INSPIRE – Руководящий документ (Инструкция), положения и выводы Аналитического отчета по документу.


Настоящая спецификация обеспечивает основу для разработки и принятия правовых, нормативных и технических актов, направленных на обеспечение взаимодействия органов государственной власти в процессе создания и функционирования инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.



    1. Область применения и описание

Настоящая спецификация должна использоваться в рамках ИПД РФ для обеспечения пользователей информацией о рассматриваемой группе базовых пространственных данных, гармонизированной с другими группами пространственных данных, включенными в состав данных ИПД РФ.

Описание группы пространственных данных и соответствующей нормативно-правовой базы даны в разделах 2, 5.



    1. Спецификация данных

Спецификация данных описывается в соответствии с методологией, принятой в INSPIRE, с учетом особенностей состава и содержания рассматриваемой группы базовых пространственных данных, определяемых нормативно-правовой базой РФ.

Содержание и структура данных описаны в разделе 5.



    1. Заключение

Разработанная спецификация имеет простую, гибкую структуру, которая позволяет расширять набор атрибутов, отражая дополнительные характеристики с учетом новых потребностей пользователей или изменений нормативно-правовой базы РФ.



    1. Область применения

Настоящая спецификация используется в рамках ИПД РФ для обеспечения поиска, просмотра и предоставления информации пользователям по рассматриваемой группе базовых пространственных данных.


2. ОБЗОР


2.1. Названия и акронимы

Спецификация на группу базовых пространственных данных «Границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов» – Технические руководящие принципы (адаптированный международный стандарт).



2.2. Основные термины и определения


Субъект Российской Федерации – «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации» (ст.5 Конституции Российской Федерации)

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст.2 , Федеральный Закон 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Под муниципальным образованием также понимается — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Населённый пункт — населённое людьми место, первичная единица расселения людей.


Установление и изменение границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов.


Перечень субъектов Российской Федерации установлен ст.65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст.105 Конституции РФ).

Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрены процедуры рассмотрения документов и принятия решений, касающихся изменения границ субъектов РФ (Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года N 152-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ст.145, 146, 147 ).


Согласно указанному Регламенту, для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации должны представляться следующие документы (ст. 145):

а) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами (руководителями исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов

Российской Федерации;

б) обоснование изменения границ, согласованное субъектами Российской Федерации (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами Российской Федерации, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований,

результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу);

в) карта местности с нанесенными на ней линиями границы между субъектами Российской Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.

В случае утверждения изменения границ (ст.147) Постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами Российской Федерации вместе с картой местности с нанесенными на ней линиями границ между субъектами Российской Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описанием границ в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, граница между которыми изменена, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

Порядок образования нового субъекта РФ определяется согласно Федеральному конституционному закону "О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", которым предусматривается принятие федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации, в рамках которого и должен быть решен вопрос о границах нового субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 указанного закона).



Формирование границ муниципальных образований регулируется Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Классификация муниципальных образований строится в соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;


внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;

административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Принципы территориальной организации и определения границ муниципальных образований описаны в главе 2 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«Статья 10. Территории муниципальных образований

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

1.1. Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п.2 ст.11 указанного Федерального закона N 131-ФЗ «границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Требования к установлению и изменению границ территорий муниципальных образований изложены в ст.11-13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».



Территории и границы территорий населенных пунктов тесно связаны с территориями и границами муниципальных образований. За исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся самостоятельными субъектами РФ, населенные пункты относятся к территориям конкретных муниципальных образований и располагаются в их границах. В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского

округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов,

расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования

муниципального района, отображающей границы сельских населенных

пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных

территориях).


Предоставление и ведение сведений о границах между субъектами РФ, о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в государственном кадастре недвижимости


П.5 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что «Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта … представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 … настоящего Федерального закона сведения».

В статье 9 указанного Федерального закона N 221-ФЗ установлен состав соответствующих сведений :

«Состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов


В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:

1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;

2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;

3) описание местоположения границ муниципальных образований;

4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;

5) описание местоположения границ населенных пунктов;

6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов».


«Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", в п.9, 10, 11 уточняет требования к представляемым документам и сведениям , предоставляемым субъектами информационного взаимодействия :

«9. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в орган кадастрового учета следующие документы:

а) утвержденные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения об установлении границ между субъектами Российской Федерации;

б) утвержденные Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

в) документ, содержащий информацию о реквизитах федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, и сведения об официальной публикации этого закона;

г) акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований;


д) акты уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов либо об упразднении населенных пунктов.

10. К указанным в пункте 9 настоящего Положения документам прилагаются текстовое и графическое описания местоположения границ, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - установленная система координат). Перечень координат не прилагается, если в орган кадастрового учета представляется документ о преобразовании муниципальных образований, не связанном с изменением их границ, или документ об упразднении населенных пунктов.

11. Орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:

выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов)».


Приказ Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2010 N 16771) определяет состав и содержание сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов в государственном кадастре недвижимости :

«п.6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:

о границах между субъектами Российской Федерации;

о границах муниципальных образований;

о границах населенных пунктов».

«п.11. Запись о границе между субъектами Российской Федерации в Реестре имеет следующую структуру:

1) описание местоположения границы между субъектами Российской Федерации:

текстовое описание местоположения границы между субъектами Российской Федерации;

список координат характерных точек границы между субъектами Российской Федерации с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;

полное наименование смежных субъектов Российской Федерации;

2) реквизиты правовых актов:

соглашения об установлении границы между субъектами Российской Федерации, утвержденного представительными государственными органами власти субъектов Российской Федерации;

соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации, утвержденного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

федерального конституционного закона об образовании субъекта Российской Федерации;

3) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений».

«п.12. Запись о границах муниципальных образований в Реестре имеет следующую структуру:

1) описание местоположения границы муниципального образования:

текстовое описание местоположения границы муниципального образования;

список координат характерных точек границы муниципального образования с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;

2) реквизиты закона субъекта Российской Федерации об установлении или изменении границы муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования;

3) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений».

«п.13. Запись о границах населенных пунктов в Реестре имеет следующую структуру:

1) описание местоположения границы населенного пункта:

текстовое описание местоположения границы населенного пункта;


список координат характерных точек границы населенного пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;

2) реквизиты правовых актов:

утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - схемы территориального планирования муниципального района);

изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов, подтверждающих установление или изменение границ населенных пунктов или их упразднение;

3) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений».

Совокупность сведений, содержащихся в указанных документах, является основой для формирования наборов базовых пространственных данных о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов для использования этих наборов при ведении ИПД РФ в электронном виде. Далее дается описание отдельных компонентов набора пространственных данных в соответствии с п.4.2.3.1 ГОСТ Р 53339-2009 «Данные пространственные базовые. Общие требования»


2.3. Нормативные ссылки


Настоящий документ подготовлен с учетом требований следующих нормативно-правовых документов РФ:


  • Федерального законодательства, регулирующего общий порядок и правила установления границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов [1-6], а также Постановления и др. документы [7-15];

  • Государственные и общероссийские стандарты и классификаторы РФ[16-21];



Разработка документа базируется на результатах анализа нормативных документов по реализации Директивы ЕС INSPIRE и международных стандартов [22-37].


2.3.1. Нормативные документы РФ


  1. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ


  2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.03.2011)

  3. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010)

  4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О государственном кадастре недвижимости"

  5. Федеральный Закон 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

  6. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О землеустройстве"

  7. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости»;

  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»;

  10. Распоряжение правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р «О концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации»;

  11. Распоряжение правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2378-р «О концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 г.»;

  12. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости»

  13. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 марта 2011 г. № П/83 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде»
  14. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости»

  15. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 19.10.2009 N 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт»

  16. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 1 октября 2010 года № 464 «Об утверждении Порядка создания, обновления, использования, хранения и распространения цифровых навигационных карт»


<< предыдущая страница   следующая страница >>