litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 7 8 9 10

8. Размещение различных видов
экономической активности
на территории города



8.1. Транспортная система города

Транспортная система города оказывает влияние на размещение всех видов деятельности в городе, т.к. при выборе места функционирования какого-либо объекта руководствуются прежде всего его транспортной доступностью. Первичное формирование транспортной системы опережает, как правило, создание других объектов инфраструктуры.

Более того, города часто возникали в точках узлов транспортной системы, обслуживающей соответствующий регион. При дальнейшем развитии города этот узел путей сообщения превращался одновременно в транспортный узел городской сети, находящийся в самом центре города. Наиболее характерна такая ситуация для городов, ставших достаточно крупными уже в XIX веке. В таких городах преобладает радиально-кольцевая схема улично-дорожной сети. Для них характерно формирование мощной системы внутригородского рельсового транспорта (пригородные поезда, доходящие до самого центра города: трамваи, метро). Рельсовый транспорт и в настоящее время характеризуется наибольшим эффектом масштаба и поэтому оказывается наиболее экономически целесообразным для осуществления массовых перевозок. Необходимая массовость обеспечивалась выбором радиальной схемы магистралей, сходящихся к исторически сложившемуся мощно функционирующему центру города.

Формирование подобной радиальной системы создает возможность для дальнейшего интенсивного развития центра. Это ведет к концентрации рабочих мест населения в центре, что приводит к повышению массовости радиальных пассажиропотоков. Для решения этой проблемы строятся новые линии. При этом создание кольцевой магистрали наталкивается на трудности, связанные с отсутствием достаточно массовых потоков в таких направлениях. Однако территориальное развитие центра в определенный момент делает рентабельным и создание рельсовой дороги.

Совершенно иначе происходило развитие новых крупных городов в эпоху массовой автомобилизации. В подобных городах общая схема транспортных магистралей тяготеет к прямоугольному или косо­-уголь­ному типу. Ориентация на доступный автомобиль сделала воз­можным создание обширных урбанизированных территорий с низкой плотностью застройки. Дальнейшее экономическое развитие таких городов, сопровождающееся еще более масштабной автомобилизацией, постепенно приводит к кризису транспортной системы, возникают автомобильные пробки. Общая разбросанность города, отсутствие в нем ярко выраженной центральной зоны делает нерентабельным создание системы рельсового транспорта и приводит к строительству новых автомагистралей.


Основные типы транспортных систем:

система скоростного рельсового транспорта, дополненная автобусным сообщением в периферийных жилых районах и подземными трассами метро в центре города. Наиболее эффективна при интенсивности больше 40 000 чел./ч;

система скоростного рельсового транспорта, дополненного поездками на личных автомобилях в жилых районах города и подземными линиями метро в центре;

использование только личного автотранспорта эффективно при интенсивности движения ниже 7 000 чел./ч.

система экспрессного автобусного сообщения: скоростная доставка пассажиров из пригорода в центральную зону. В центральном деловом районе эти автобусы играют роль распределенной по основным улицам пассажирской подсистемы;

система экспрессного автобусного сообщения, дополненная подземными трассами метро в центральной зоне города.


Метод Бизли

Гипотеза – постулат о рациональном поведении пассажиров при выборе вида транспорта. Сравнивая на сходных маршрутах два разных вида транспорта, при пользовании которыми существует разница во времени () и разница в соответствующих затратах (), пассажир производит выбор в зависимости от оценки () своего времени. Таким образом, основой для сравнения служит разница () в обобщенных издержках

.

Считается, что человек поступает рационально, когда его выбор падает на вид транспорта, обобщенные издержки которого ниже всего. Использование обобщенных издержек вместо тарифных ставок при изучении городского транспорта позволило учесть затраты времени и степень испытанных неудобств.


Таким образом, можно более полно определить рентабельность того или иного нововведения в городском транспорте, оценивая в денежном выражении обеспеченный им выигрыш во времени и улучшение комфорта.

Одна из острых проблем, с которой сталкиваются сегодня городские власти, – транспортные пробки. Один из инструментов регулирования потока автомобилей – система налогообложения проезда по дорогам. Практическое осуществление этого решения наталкивается на трудности организационного и политического характера. Эффективная система налогообложения движения должна быть тонко дифференцирована в пространстве и во времени. Она должна учесть специфику периодов «часа пик», автомобильных потоков, связанных поездками уик-энда и т.п. Разработка и внедрение такой системы приводят с значительным техническим и организационным трудностям. Но попытка упростить систему приводит к ее неэффективности. В то же время многие исследователи отмечают социально-психологические трудности, связанные с осуществлением столь непопулярной политики.

Другой инструмент регулирования потоков – регулирование парковки. Для повышения скорости транспортных потоков в кварталах деловой активности можно вынести места парковки за пределы транспортного пространства уличной сети, создав систему подземных или многоэтажных стоянок в подобных зонах города. Можно также стимулировать объезд этих кварталов, резко сокращая места стоянок или вводя высокую плату за парковку.


8.2. Инженерная инфраструктура

Воздействие инженерной инфрастуктуры на функционирование города аналогично роли транспорта. Нормальная жизнь современного города невозможна без системы электроснабжения. Наиболее высокая плотность потребления электроэнергии характерна для территорий городского каркаса. Электроэнергия производится в периферийной зоне города или поступает из отдаленных энергетических центров. Возникают мощные линии передач, идущие с периферии в центральные фокусы города. Энергообеспеченность того или иного участка города в существенной степени лимитирует возможности его дальнейшего хозяйственного освоения. Поэтому и процесс урбанизации периферийных территорий, и повышение уровня освоения городского пространства, связанное с развитием каркаса, требуют дальнейшего строительства высоковольтных линий электропередач и многочисленных энергоподстанций. Они играют роль, аналогичную транспортным магистралям и транспортным узлам соответственно.


Как и в случае с улично-дорожной сетью, в мегаполисах нередко наблюдается перегруженность этих линий и подстанций. Реконструкция устаревших систем, создание новых мощных линий требуют больших капиталовложений. Такое строительство рентабельно при достаточно высокой интенсивности энергопотока, что стимулирует градостроительную политику, ориентированную на повышение этажности, на создание новых фокусов деловой активности на уже застроенных территориях.

Этот комплекс проблем типологически вполне родственен проблемам транспорта. Аналогичная ситуация связана с системами тепло- и газоснабжения города, а также с городским водопроводом. Недостаточно высокий уровень функционирования этой структуры может заблокировать дальнейшее развитие города. Аналогичный комплекс проблем связан с системами канализации и удаления твердого мусора.


8.3. Размещение сферы услуг

Один из видов услуг, играющий огромную роль в функционировании экономики города, – розничная торговля. За последние десятилетия произошли глубокие изменения в этом виде деятельности. Радикально изменились пространственные схемы размещения предприятий торговли.

Резко развивалась торговая функция в периферийных зонах мегаполисов. В то же время наблюдался упадок торговой активности в традиционных центральных кварталах города. В результате сформировалась принципиально новая пространственная структура торговли, в существенной степени ориентированная на потребителей среднего класса, повседневно использующих личный автомобиль. Размещение предприятий розничной торговли более или менее согласовано с размещением населения, при этом в силу эффекта агломерации на малонаселенной территории они концентрируются в малых и средних городах.

Пространственное изменение структуры характерно и для всей группы услуг. В течение многих десятилетий сформировались территориальные схемы размещения этих услуг по концентрическим кольцевым зонам вокруг делового центра. Однако тенденция к изменению центральности города и формированию сложной пространственной структуры его каркаса оказывает существенное влияние на эти схемы размещения. При этом действуют два основных принципа, определяющих взаиморасположение различных видов услуг: доминирующая роль фактора цены земли и принцип минимальной дифференциации.


Издержки размещения стимулируют концентрацию услуг, ориентированных на зажиточные слои населения, вблизи деловых центров. Эта же зависимость от издержек платы за производственные помещения позволяет выявить специфику размещения различных видов услуг по этажам многоэтажных зданий. Таким образом, в центральных зонах часто встречаются здания со смешенными функциями торговли и услуг для бизнеса, а в срединной – здания, сочетающие функции торговли и жилья.

Для некоторых видов услуг существенным конкурентным преимуществом является близость к дополнительным видам обслуживания. Эти особенности приводят к совместному размещению в некоторых точках города предприятий одной категории. При этом в таких местах появляются и другие виды обслуживания, ориентированные на ту же клиентуру. В итоге возникают крупные скопления предприятий, некоторые из них взаимно дополняют друг друга, а некоторые – конкурируют.

Создание новых полюсов услуг, с одной стороны, следует за изменениями в размещении населения, а с другой – связано с указанными особенностями этой сферы.

Размещение предприятий четвертичного сектора также имеет свои особенности. Ярко выражена тенденция к их концентрации. Взаимная близость характерна, например, для головных офисов корпораций. Это обусловлено необходимостью взаимных контактов высших руководителей. Формируются высококонцентрированные четвертичные зоны, имеющие, несмотря на малую протяженность, сложную пространственно-экономическую структуру и расположенные в основном в центральных кварталах города.


Основные факторы, влияющие на размещение услуг


Потенциальная клиентура и фирмы-конкуренты.

Варианты доступности и обеспеченность услугами связи.

Рынок рабочей силы.

Рынок производственных помещений.

Социальное и экономическое окружение.


Контрольные вопросы

Какое значение для экономики города имеет транспортная система?


Какие существуют схемы улично-дорожной сети? Приведите примеры.

Опишите особенности формирования радиально-кольцевой схемы улично-дорожной сети.

Какие проблемы возникают при развитии радиальной и прямоугольной схем?

Перечислите основные типы транспортных систем.

Каким образом можно определить рентабельность нововведений в городском транспорте?

Какими способами можно регулировать потоки автомобилей в городе?

Опишите особенности размещения системы электроснабжения в городе.

Какие проблемы характерны для развития систем электро-, тепло- и газоснабжения?

Каковы особенности размещения розничной торговли?

Объясните современные тенденции размещения различных видов услуг.

Перечислите факторы, влияющие на размещение услуг. Какой из них, на ваш взгляд, является доминирующим?

Каковы особенности размещения предприятий четвертичного сектора?


Тест

1. При выборе места функционирования какого-либо объекта руководствуются, прежде всего:

А) эстетичной привлекательностью;

В) транспортной доступностью;

С) его ценовыми показателями.


2. Какой вид транспорта характеризуется наибольшим эффектом масштаба?

А) рельсовый;

В) автобусный;

С) личное авто.


3. Для какой схемы характерно формирование мощной системы внутригородского транспорта?

А) прямоугольной;

В) радиально-кольцевой;

С) косоугольной.


4. Формирование какого типа транспортной системы создает возможность для дальнейшего развития центра города?

А) прямоугольной;

В) кольцевой;

С) радиальной.


5. Ориентация на какой вид транспорта сделала возможным создание обширных урбанизированных территорий с низкой плотностью застройки?

А) маршрутные автобусы;


В) личное авто;

С) рельсовый транспорт.


6. Инструментами регулирования потока автомобилей являются:

А) регулирование парковки;

В) система налогообложения проезда по дорогам;

С) верны оба варианта.


7. Электроэнергия производится:

А) в центральной части города;

В) периферийной части;

С) верны оба варианта.


8. Какие тенденции характерны для развития розничной торговли?

А) прекращение развития торговли;

В) формирование структуры торговли, ориентированной на среднего потребителя, повседневно использующего автомобиль;

С) формирование структуры торговли, ориентированной на vip-потребителя.


9. Особенность предприятий четвертичного сектора состоит:

А) в значительной концентрации;

В) относительной рассредоточенности;

С) равномерном размещении по территории города.


10. Основные факторы, влияющие на размещение услуг:

А) потенциальная клиентура и фирмы-конкуренты; варианты доступности и обеспеченность услугами связи;

В) рынок рабочей силы; рынок производственных помещений; социальное и экономическое окружение;

С) верны оба варианта.


Список рекомендуемой литературы

Основная


  1. Коркина Т.А. Теория современного города: Учеб. пособие: Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 2006. с.

  2. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю., Силин Я.П. Городская политика: теория, методология, практика/Науч. Ред. А.И. Татаркин. – Екатеринбург: ИЭ Уро РАН, 2004.

  3. Савенков Б.В. «Оценка жизнеспособности муниципального образования», кандидатская диссертация, 2002г.

* Интерполяция – отыскание промежуточных значений величины по неизвестным ее значениям.


1 Изолиния – линия равного значения какой-либо величины на карте, графике.


<< предыдущая страница