litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 ... 6 7


- классификация мер уголовно-правового характера, альтернативных наказанию в зависимости от отношения к уголовной ответственности

Меры, являющееся формой уголовной ответственности

Меры, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности

Меры, не связанные с уголовной ответственностью

  1. Условное осуждение

  2. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей

  1. Деятельное раскаяние

  2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон

  3. Помилование

  4. Освобождение от уголовной ответственности в связи изменением обстановки

Принудительные меры воспитательного воздействия



- классификация мер уголовно-правового характера, альтернативных наказанию в зависимости от воздействия на правонарушителя


Меры испытания правонарушителей

Меры, имеющие характер «компромисса»

Меры «милосердия» к правонарушителю

Меры перевоспитания

  1. Условное осуждение

  2. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей

  1. Деятельное раскаяние

  2. Примирение с потерпевшим

  3. Освобождение от уголовной ответственности в связи изменением обстановки

  1. Освобождение от наказания в связи с болезнью


  2. Отсрочка отбывания наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств

  3. Помилование

Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних

Меры испытания представляют собой такие условия, которые предполагают проверку направленности личности правонарушителя на социально-приемлемое поведение в условиях его оставления на свободе и одновременно оценку изменений, происшедших в нравственном состоянии осужденного за определенный период времени. Другими словами испытание обладает некоторыми признаками:

- сохранение правонарушителю личной свободы (предпосылка испытания и фактор доверия общества);

- установление контроля, возложение различных юридических обязанностей (средства испытания);

- возможность примирения (возобновления) наказания (ответственность за негативный результат испытания).

Данная группа объединяется понятием мер компромисса. Компромиссу присущи следующие свойства:

- раскаяние правонарушителя в содеянном;

- совершение им определенных действий в интересах потерпевшего, либо общества и государства, свидетельствующих о раскаянии (возмещение ущерба, явка с повинной и т.п.);

- отказ от уголовного преследования правонарушителя следственными органами или его прекращение судом.

Освобождение преступника от уголовной ответственности и наказания наступает при условии его осознания совершенного деяния как зла и искренней готовности позитивного изменения криминальной ситуации, что, представляет собой прочный фундамент исправления.

Во всех этих институтах существуют элементы восстановительного подхода.

Общи признаком данных мер можно назвать наличие определенных обстоятельств, обуславливающих снисхождение к правонарушителю (меры милосердия) , сострадание к нему (раскаяние, тяжелое заболевание, возникновение трудной жизненной ситуации в семье осужденного). Это позволяет суду освободить виновного от наказания либо отсрочить его отбывание до разрешения имеющихся проблем. Данные меры соответствуют целям альтернативных санкций и сориентированы на содействие ресоциализации преступника.


Данные меры адресованы несовершеннолетним. Эти меры предполагают ресоциализацию, помощь в преодолении различных жизненных коллизий, формировании поведения, приемлемого с точки зрения правовых и нравственных норм.

В центре ювенального правосудия – личностный, заинтерисованный подход к ребенку , особая организация его воспитания.


- Классификация альтернатив в зависимости от характера уголовного преследования

Меры, альтернативные наказанию

Меры, альтернативные уголовному преследованию

  1. Институт условного осуждения

  2. Отсрочка отбывания наказания (все виды)

  3. Помилование

  4. Освобождение от наказания и отсрочка его отбывания вследствие чрезвычайных обстоятельств

  1. Деятельное раскаяние

  2. Примирение с потерпевшим

  3. принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних



- Классификация альтернативных мер в зависимости от наличия правоограничения

Меры, предусматривающие правоограничения, возлагаемые в судебном порядке

Меры, не связанные с правоограничением

  1. Условное осуждение

  2. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей

  3. Обязанность загладить причиненный ущерб (для несовершеннолетних)

  4. Ограничение досуга (для несовершеннолетних)
  5. Передача под надзор родителей либо лиц, либо специализированного органа (для несовершеннолетних)


  6. Помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (для несовершеннолетних).

  1. Деятельное раскаяние

  2. Примирение с потерпевшим

  3. Помилование

  4. Освобождение от наказания в связи изменением обстановки

  5. Отсрочка отбывания наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств

  6. Предупреждение (для несовершеннолетних)





- Классификация альтернатив в зависимости от продолжительности применения

Меры, с определенной продолжительностью

Меры с продолжительностью в зависимости от обстоятельств

Меры, с неопределенной продолжительностью

  1. Условное осуждение (1-3 года)

  2. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей

  3. Помещение в специализированное лечебно-воспитательное учреждение (от 6 мес. до 2 лет).




  1. Освобождение от наказания по болезни

  2. Отсрочка наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств

  3. Освобождение от наказания в связи изменением обстановки




  1. Деятельное раскаяние

  2. Примирение сторон

  3. Помилование

  4. Предупреждение

  5. Ограничение досуга

Продолжительность установлена наступлением каких либо событий либо истечением установленного срока



Ограничение досуга не ограничено временными рамками, что вызывает недоумение, т.к. именно сдесь законодателем д.б. установлена продолжительность.


Данная классификация не является исчерпывающей и убеждает в существовании различных видов классификаций альтернатив наказанию.


Вопросы:


  1. Чем вызвана необходимость классификации альтернатив?

  2. Какие виды мер уголовно-правового воздействия, альтернативных наказаний предусмотрены законодательством РК?

  3. Перечислите основные классификации иных мер уголовно-правового воздействия.

  4. Раскройте сущность понятия «меры испытания», «меры компромисса», «меры милосердия», «ювенальные меры».

Пробация и направления ее развития в законодательстве и уголовно-исполнительной системе РК

  1. Понятие пробации, ее признаки, и значение для ресоциализации осужденных

  2. Общая характеристика содержания воспитательной работы инспекторов УИИ в контексте международного опыта пробации


1. Понятие пробации, ее признаки, и значение для ресоциализации осужденных

Пробация как средство предупреждения преступлений появля­ется в Великобритании в середине XIX века на базе классического условного осуждения. В дальнейшем началось ее триумфальное шествие по различным странам и континентам. В настоящее вре­мя она распространена в Европе, Америке, Азии. Сущность данно­го уголовно-правового института заключается в передаче лица, со­вершившего преступление, под надзор специализированного органа службы пробации, соединенный с оказанием осужденному необ­ходимой социально-психологической и правовой помощи. Эта служ­ба в Великобритании входит в состав органов внутренних дел, в Японии подконтрольно Министерству юстиции, в США, Германии
  • подведомственна судебной власти, в Нидерландах является юри­дически самостоятельной структурой (табл. 1). Иными словами, пробация соединяет в себе черты универсального плана и особен­ности, обусловленные национальными особенностями законотвор­ческой практики и карательной политики. В связи с этим следует выделить такие ее признаки, как наличие режима испытания осуж­денных, контроля над ними и проведения воспитательных меропри­ятий по ресоциализации «клиентов» службы пробации. Наряду с этим применение рассматриваемой формы посткриминального кон­троля сопровождается широким участием субъектов гражданско­го общества (неправительственных правозащитных организаций, Церкви, учреждений образования, частных лиц).



Таблица 1 Пробация в отдельных зарубежных странах


Страны

Юридическая конструкция

Орган,

осуществляющий контроль

Ведомствен­ная принад­лежность

Категории осужденных

Продолжи­тельность

ис­полнительно­го надзора

Великобри­тания

Пробация

Служба про­бации

Министерст­во внутрен­них дел

Осужденные условно

От 1 года до 3 лет

США

Пробация, пробация с ин­тенсивным на­дзором (ПИН)

Служба про­бации

Судебная сис­тема

Осужденные ус­ловно

От 1 года до 5 лет (с учетом ПИН)

ФРГ

Условная от­срочка испол­нения наказа­ния

Служба помо­щников судьи по условному осуждению

Судебная сис­тема


Осужденные ус­ловно, условно-досрочно осво­божденные

От 2 до 5 лет

Япония

Отсрочка ис­полнения на­казания

Пункт защит­ного надзора

Министерст­во юстиции (комиссии реабилитационной защиты)

Осужденные ус­ловно, условно-досрочно осво­божденные, не­совершеннолет­ние, освобожден­ные из исправи­тельных школ

От 1 года до 5 лет

Нидерлан­ды

Условное осуждение

Служба по контролю за условным осуждением

Прокуратура

Осужденные ус­ловно, лица, от­бывшие наказа­ние

От 1 года до 3

лет

Данная таблица позволяет увидеть специфику пробации в отдельных зарубежных государствах. Ее популярность в совре­менных условиях определяется значительным потенциалом пре­дупреждения рецидива преступления, экономической целесооб­разностью для общества, а также нравственной ценностью, по­зволяющей достигать цели уголовной политики наиболее гуман­ными средствами.

В Республике Казахстан пробация как самостоятельный пра­вовой институт отсутствует. Однако ее элементы проявляются, как отмечалось ранее, в законодательной конструкции наказания в виде ограничения свободы, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим мало­летних детей, условно-досрочного освобождения. Первые три аль­тернативные меры исполняются уголовно-исполнительными инс­пекциями. Заслуживает внимания то обстоятельство, что в Казах­стане обнаруживаются следующие признаки пробации, тождествен­ные существующим в Великобритании, США, Японии и других раз­витых странах:


  1. испытательный надзор в отношении осужденных;

  2. возложение на испытуемых основных и дополнительных юридических обязанностей (в процессе применения наказания в виде ограничения свободы);

  3. наличие специализированного субъекта контроля - уголовно-исполнительных инспекций.

Однако имеются и определенные расхождения с международ­ной традицией пробации. Так, в частности, на УИИ возложено ис­полнение большинства наказаний, не связанных с лишением свобо­ды, в то время как их зарубежные коллеги имеют «роскошь» обще­ния только с определенным контингентом преступников, избежав­ших направления в пенитенциарные учреждения. Не практикуется у нас также проведение социально-правового исследования лично­сти осужденных, результаты которого, будучи оформленными в спе­циальный доклад службы пробации, существенным образом влия­ют на юридическую судьбу подучетного, продолжительность и ин­тенсивность надзора. Представляется, что процесс реформирова­ния УИС в нашей республике в конечном итоге позволит макси­мально внедрить идею пробации в уголовное и уголовно-исполни­тельное законодательство, учесть технологии коррекции поведения преступников, применяемые при реализации данной альтернативы тюремному заключению.

2. Общая характеристика содержания воспитательной работы инспекторов УИИ в контексте международного опыта пробации

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством РК контроль за условно осужденными возложен на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ). В связи с этим отмечается практическая перегруженность сотрудников УИИ, которые по традиции обеспечивают не только контроль над испытуемым, но и исполнение отдельных наказаний.

Действующим УК РК не предусмотрено какое-либо содействие общественности наблюдению за лицами, освобожденными от наказания на условиях испытания. Это очевидный пробел в зак-ве, который требует соответствующих дополнений в УК РК.


В настоящее время специализация деятельности работников УИИ, заключающаяся в том, что одни инспектора работают с условно осужденными, другие – с лицами, отбывающими наказание без изоляции от общества - отсутствует. А такая специализация – профессиональная ориентация работников УИИ на воспитательное воздействие в отношении определенной категории осужденных позволит обеспечить более высокие результаты их труда.

Т.е. пока службы надзора не получат всестороннюю поддержку государства, трудно рассчитывать на раскрытие возможностей пробации как средства предупреждения правонарушений.

Для успешной работы данных служб необходимо:

- помощь добровольцев (студенты юридических, психологических, медицинских, педагогических специальностей). Это предоставление возможности трудоустройства многих законопослушных граждан.

- профессиональная подготовка сотрудников УИИ (сеть курсов повышении квалификации, специальные предметы по психолого-юридическим особенностям воспитательного воздействия на преступников, осужденных без изоляции от общества для студентов).

Для совершенствования пробации необходимо применение следующих мер по работе с испытуемыми:


  1. Беседы, означающие установление диалога между сотрудником пробации и его подопечным. Целью этой работы является установление сотрудничества инспектора и поднадзорного и обеспечении воспитательного воздействия на него.

  2. Посещение испытуемым групповых или индивидуальных психотерапевтических сеансов. Данная работа позволяет поддерживать испытуемым положительный эмоциональный настрой, преодолевать стрессовые ситуации, способствует избавлению сознания личности от чувства неуверенности и беспокойства. Также данная работа направлена на эмоциональное переживание вины в совершенном преступлении и глубокое раскаяние, как необходимый результат исправления правонарушителя.
  3. Проведение встреч испытуемых со священнослужителями. Беседы со священниками способствуют нравственному самоочищению правонарушителей, утверждению положительных человеческих качеств и т.д.


  4. Оказание помощи в решении личных, семейных проблем. Способствует укреплению доверия осужденного к лицам, контролирующим его поведение.

  5. Контроль за выполнением осужденными возложенных на них специальных юридических обязанностей. Способствует выработке привычки законопослушания.

  6. Содействие трудовой адаптации осужденного. Помощь в трудоустройстве.

  7. Привлечение общественности к участию в воспитательной работе с осужденным.

  8. Медико-профилактические мероприятия в отношении осужденных.

  9. Возмещение причиненного потерпевшим вреда.

  10. Периодические отчеты испытуемого в УИИ.


Данный перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен, на главный ориентир остается – это исправление осужденных.


Механизм социально-правового исследования личности осужденных

1 Понятие и значение социально-правового исследования

2 Инструкция по проведению социально-правового исследования


1 Понятие и значение социально-правового исследования

Важной составляющей пробации за рубежом является ис­следование личности преступника, поскольку его результаты созда­ют основу для осуществления в его отношении исправительной, ресоциализирующей программы. Цели пробации останутся недостигнутыми без проведения ука­занного исследования.

Опыт испытательного надзора в зарубеж­ных странах свидетельствует о том, что «социальное исследова­ние личности» содержит в себе два этапа:

- первый этап связан со стадией предварительного следствия и судебного разбирательства, когда только предполагается направить правонарушителя на режим испытания, но окончательного решения еще нет (выявление целесообразности и желательности применения пробации).

- второй этап наступает в период условного осуждения или условно-досрочного освобождения от наказания. На рассматриваемом этапе «социальное исследование» направлено на анализ поведения личности в период отбывания наказания, установление позитивных изменений в созна­нии испытуемого. По результатам данного исследования судом принимается решение о прекращении испытания в связи с обеспе­чением его целей либо замене условного надзора реальным нака­занием.


В Казахстане несмотря на законодательное совершенствование уголовного и уголовно-ис­полнительного кодексов отсутствуют юридические основы осуще­ствления аналогичного исследования личности преступника в про­цессе применения мер уголовно-правового воздействия. Не опре­делены форма подобного исследования, порядок его проведения, задачи и последствия. Однако внедрение элементов такого иссле­дования в работу уголовно-исполнительных инспекций возможно и сейчас, поскольку оно способствует более осмысленному и эффек­тивному воспитательному воздействию на осужденных.

Основными задачами исследования личности осужденного являются:

1) установление его индивидуально-психоло­гических особенностей, проявившихся в совершении уголовно-на­казуемого деяния;

2) выявление черт личности, подлежащих ис­правительному воздействию;

3) установление «ресоциализирующих» возможностей службы пробации в отношении конкретного право­нарушителя;

4) разработка индивидуальной программы исправле­ния правонарушителя.

Представляется, что к проведению подобного исследования важно привлекать психологов, медиков, социальных работников, поскольку отдельные аспекты изучения личности требуют исполь­зования специального научного инструментария, находящегося за пределами юриспруденции.

Структура «социального исследования» личности, должна включать в себя следующие компоненты:


  1. Общая характеристика правонарушителя: пол, возраст, со­циальное положение, род занятий до совершения преступления, об­разование;

  2. Поведение осужденного в период отбывания наказания (если речь идет о пробации в связи с УДО);

  3. Состояние здоровья испытуемого (необходи­мо обратить внимание на особенности эмоциональных проявлений лица, его предрасположенность к реакциям невротического типа, аффектам, фрустрациям, тревожности);
  4. Особенности характера, темперамента личности правонару­шителя. Интенсивность воспитательного воз­действия на осужденного должна зависеть и от особенностей его темперамента (к меланхоликам применимо максимум такта и эмоциональной поддержки; к холерикам - боль­ше требовательности и строгости в процессе осуществления конт­роля);


  5. Характеристика ценностных ориентации, жизненной програм­мы личности осужденного. В связи с этим весьма целесообразно сопоставление ценностных ориентации поднадзорного в начальный период испытания и по его завершении;

  6. Оценка нравственного отношения правонарушителя к жерт­ве его преступления, а также оценка собственного объяснения ис­пытуемым причин совершенного преступления;

  7. Исследование образа жизни осужденного. Здесь необходи­мо обратить внимание на род занятий испытуемого, способы про­ведения им досуга, круг постоянного общения. Особое значение имеет анализ отношения осужденного к семье, близким, детям. Важно установить, насколько обеспокоен осужденный проблемами своей семьи, проявляет ли заботу о ней;

  8. Характеристика уровня интеллектуального развития поднад­зорного;

  9. Оценка его нравственного развития, проявившегося в степе­ни раскаяния за совершенное преступление;

  10. Анализ особенностей взаимоотношений испытуемого и со­трудника уголовно-исполнительной инспекции (здесь целесообраз­но учитывать возникающие конфликтные ситуации, их причины, обращать внимание на способы преодоления конфликтов, давать оценку достигнутому уровню взаимопонимания между работником службы пробации и его поднадзорными);

  11. Предложения уголовно-исполнительной инспекции по улуч­шению характера исправительной, профилактической работы с осуж­денными. Инспекция высказывает свои рекомендации в суде, устанавливаемых в отношении осужденных условно и с огра­ничением свободы.

Наряду с проведением социального исследования личности сотруднику службы пробации целесообразно вести специальный дневник на каждого подопечного, в котором бы содержались как описание особенностей проведения воспитательной работы, так и оценка ее результатов. Весьма важно, чтобы рассматриваемое исследование не превратилось в пустую формальность, выполняемую для отчетности и не имеющую никакой социальной полезности.


Очевидно, что социальное исследование базируется на специальных методах, известных психологической науке. Это методы наблюдения, беседы с испытуемым, его тестирования и т.п. Существуют методики изучения личности, раскрытие сущности кото­рых не входит в содержание настоящей работы. Следует отметить, что эти методики (например, беседа, наблюдение) вполне доступны и для лиц, не имеющих специального психологического образования. Что касается тестирования, проведения экспертизы, то в данном случае очевидна необходимость соответствующей образовательной подготовки.

Таким образом, социальное исследование личности позволяет обеспечить наиболее индивидуальный подход к работе с правонарушителем.


2 Инструкция по проведению социально-правового исследования

Результативность выполнения работниками УИИ поставлен­ных перед ними профессиональных задач во многом зависит от степени и глубины изучения личности осужденного с дальнейшим планированием индивидуальных мер ресоциализирующего харак­тера.

В связи с этим рассмотрим при­мерную инструкцию по социальному исследованию лиц, состоящих на учете в инспекции.


Инструкция по проведению социального исследования личности

осужденного


Общие положения


  1. Социальное исследование личности (далее Исследование) является комплексной характеристикой индивидуальных социаль­но-психологических особенностей осужденного, находящегося под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

  2. К целям проведения Исследования относятся:

- получение объективной информации об индивидуальных свой­ствах лица, проявившихся в совершении им уголовно-наказуемого Деяния;

- установление конкретных мер воспитательного воздействия, направляемых на осужденного;

- составление наиболее вероятной модели посткриминального поведения лица, переданного на режим испытания.


  1. Основными принципами Исследования являются: объектив­ность, научность, соблюдение этических правил и норм, добросо­вестность, гуманизм.

  2. В процессе проведения Исследования запрещается использо­вать осужденного, даже с его согласия, в качестве объекта экспери­ментальных мероприятий медицинского, психологического характера, угрожающих психическому развитию и здоровью личности.


Порядок проведения исследования

  1. Правовым основанием осуществления Исследования явля­ется приговор суда, предусматривающий применение условного осуждения, а также постановления суда в связи с отсрочкой отбы­вания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

  2. Руководствуясь соответствующим судебным актом, уголов­но-исполнительная инспекция дает распоряжение, имеющее пись­менную форму и адресованное конкретному сотруднику, о проведе­нии исследования личности закрепленного за ним поднадзорного.

  3. Для осуществления Исследования сотруднику Инспекции необходимо собрать и надлежащим образом изучить соответству­ющие материалы: копию приговора суда, характеристику лица, ус­ловно-досрочно освобожденного от наказания, составленную ад­министрацией органа, исполняющего наказание, характеристики по месту работы, учебы испытуемого и т. п., заключение эксперта-психолога, если в отношении осужденного проводилась СПЭ, ме­дицинскую документацию и иные данные, важные для правильной оценки социальных, нравственно-психологических качеств осужден­ного.

  4. Во время проведения Исследования на различных этапах Сотрудник Инспекции имеет право привлекать для консультаций и оказания практической помощи специалистов-психологов, педаго­гов, медиков, социальных работников.
  5. Результаты Исследования надлежащим образом письменно оформляются и передаются в уголовно-исполнительную инспекцию не позднее одного года со дня поступления на режим испытания соответствующего осужденного. По итогам Исследования уголов­но-исполнительная инспекция составляет Доклад о поднадзорном и передает его в суд. С учетом его содержания суд принимает ре­шение о досрочной отмене условного надзора и освобождении под­надзорного от уголовной ответственности, о продлении режима ис­пытания или о применении к осужденному иных, более строгих мер уголовно-правового воздействия.



Содержание исследования

В Исследование, проводимое сотрудником уголовно-испол­нительной инспекции, должны входить следующие компоненты:

  1. Общая характеристика осужденного, содержащая сведения о его возрасте, половой принадлежности, образовании и профессио­нальной подготовке, роде занятий до совершения преступления, о количестве судимостей.

  2. Характеристика лица в связи с совершенным им преступле­нием, предусматривающая данные о конкретном составе преступ­ления, тяжести наступивших общественно-опасных последствий, обстоятельствах, смягчающих уголовную ответственность.

  3. Общая оценка поведения осужденного в период отбывания наказания. Она формулируется на основе материалов, предостав­ленных администрацией пенитенциарного учреждения, в случае, если исследование проводится в отношении лица, условно-досроч­но освобожденного от наказания в виде лишения или ограничения свободы.

  4. Сведения о состоянии здоровья осужденного, в том числе об особенностях его эмоциональных проявлений, предрасположен­ности к реакциям невротического типа, аффектам, фрустрациям, тревожности.

  5. Характеристика особенностей характера, темперамента лич­ности осужденного. Для ее составления сотрудник должен обратить­ся за помощью и консультацией к профессиональному психологу.

6. Анализ ценностных ориентации, жизненной программы лич­ности осужденного. В процессе его осуществления сотруднику следует рассмотреть особенности социальных ожиданий поднадзорного, характеризовать его личные и иные планы в отношении свое­го будущего.
  1. Оценка нравственного развития осужденного, включающая характеристику его отношения к жертве преступления, собствен­ного объяснения причин совершенного уголовно-наказуемого дея­ния, оценку глубины раскаяния правонарушителя в содеянном, го­товности возместить потерпевшему причиненный ущерб, восприя­тия осужденным примененных к нему мер воздействия в виде ус­ловного осуждения, условно-досрочного освобождения от наказа­ния, отсрочки отбывания наказания.


  2. Исследование образа жизни осужденного, в котором требу­ется указать род его занятий, способы проведения досуга, круг по­стоянного общения, отношение к семье, детям, к окружающим людям. Анализ образа жизни осужденной женщины, имеющей ре­бенка, должен содержать характеристику ее отношения к ребенку, степени материнской заботы и ухода за ним, выполнения ею роди­тельских обязанностей. При составлении данного раздела социаль­ного исследования сотрудник обязан отметить, насколько испытуе­мый выполняет предусмотренные приговором суда требования и его законные распоряжения. Изучение личности несовершеннолет­него следует осуществлять в русле характеристики особенностей его взаимоотношений со сверстниками, лицами противоположного пола, родителями, воспитателями-педагогами. Целесообразно ана­лизировать причины и конкретные проявления конфликтных ситуа­ций несовершеннолетнего в семье и школе.

9. Оценка интеллектуального развития осужденного, содержа­щая сведения о его мыслительных и иных познавательных способностях, отношение к возможности получения или продолжения образования, приобретения специальности. Анализ особенностей вза­имоотношений осужденного и сотрудника уголовно-исполнительной инспекции.

10. Предложения по выбору конкретных мер воспитательного воздействия и контроля по отношению к осужденному, а также вы­ воды о его поведении в период испытания.



<< предыдущая страница   следующая страница >>