litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Данная диагностика позволяет выявить профессиональные предпочтения учащихся на перспективу, чтобы в дальнейшем отследить развитие и становление профессионального интереса.

Таким образом, проводимая в период ранней профилизации работа позволяет сделать вывод о необходимости изучения природных способностей и задатков, склонностей и интересов на ранней стадии обучения. Оказание своевременной психологической и педагогической помощи по результатам полученных данных способствует повышению эффективности всего учебно-воспитательного процесса, развитию интересов учащихся на основе школьных знаний, в том числе и для первичной профессиональной ориентации. Кроме того, следует сделать вывод о необходимости совершенствования системной работы с родителями при проведении развивающей психологической диагностики.


ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В 8-9 КЛАССАХ


ЗАДАЧИ:

- развитие интересов и склонностей, способностей детей, накопление ими практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентация на выбор профиля в старшей школе;

- формирование у школьников умений объективно оценивать свои природные данные, осуществить выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных умений и знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, возможных вариантов получения профессии.


В 2006-2007 учебном году в школе четыре 8-9 классов-комплектов. При планировании учебно-воспитательного процесса в этих классах администрацией были выдержаны следующие идеи предпрофильного обучения:

- ведение за счёт школьного компонента элективных курсов, предметных и ориентационных;


- введение активных методик преподавания;

- применение в учебно-воспитательном процессе технологии обучения Г.К.Селевко, представляющей собой новый уровень саморазвивающего обучения, основанной на использовании мотивов самосовершенствования личности;

- прохождение всеми учащимися 9-х классов психолого-педагогического курса знакомства с различными профессиями и обучения выбору профиля образования;

- изучение и использование введенной на этапе ранней профилизации накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио»;

- безотметная система предпрофильного обучения на элективных курсах;

- оценка результатов работы учителей, классного руководителя, психолога и администрации школы по показателю безошибочного выбора профиля образования после выпуска из основной школы.

Учебные планы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов (8-9 классы) составлены на основе БУП и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования (приказ Министра образования Ставропольского края №331, пр. от12.05.2004года). Образовательным приоритетом в 8-9 классах являются иностранный (английский) язык, история, биология, изучающиеся углублённо.

Введённый в 9-ом классе ориентационный курс «Проблемы и пути профессиональной самореализации выпускников основной школы» преследует цель подготовки учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования. Курс преподаётся классным руководителем, однако, в соответствии с программой, к работе с детьми приглашаются учителя, педагоги-психологи, родители. Важным этапом в проводимой работе педагогический коллектив школы считает профессиональную пробу, которая проводится по разным направлениям профессиональной деятельности согласно школьному Положению о профессиональной пробе. Проба носит диагностический характер, разрабатывается в соответствии с основными требованиями профессии. Опыт работы по данному направлению (овладение деятельностью педагога-психолога) обобщён в сборнике СГУ «Эвристическое образование» (2006год; см. Приложение №9).


В новой системе оценивания работы учащихся на выпуске из основной школы педагогический коллектив использует портфолио учащегося как коллекцию работ, демонстрирующих его усилия, прогресс или достижения в одной или более областях деятельности. Портфолио позволяют детям участвовать в оценке их собственной работы наравне с учителями и родителями; являются средством, подтверждающим право выбора профиля обучения на третьей ступени школы или в профессиональном общеобразовательном учреждении.

Администрация и педагогический коллектив школы в рамках предпрофильной подготовки реализуют новые подходы к проведению аттестации учащихся основной школы. Имеющий тенденцию к сокращению численности контингент школы лишает нас ситуации конкурсного приёма на определённые профили. Однако мы считаем важным внесение некоторых изменений (в соответствии с действующим Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-11 (12) классов ОУ Российской Федерации) в процедуру аттестации за курс основной школы. По итогам предыдущего учебного года экзамены по выбору определялись учениками в соответствии с избираемым профилем обучения на 3-ей ступени. Так, для поступления на социально-экономический профиль необходимо было сдать обществоведение, географию; на физико-математический (из трёх предлагаемых – 2) - физику, информатику, геометрию; на естественнонаучный – биологию, химию, физику (2 из предлагаемых).

Системность проводимой работы оказывает положительное влияние на уровень обученности учащихся 8- 9 классов: при 99,4% успеваемости на «4» и «5» в этих классах обучаются 41% учащихся (по итогам 1-го полугодия 2006-2007 учебного года).

Согласно общешкольному плану учебно-воспитательной работы на 2006-2007 учебный год с целью осуществления преемственности в повышении профессионализма и квалификации педагогических работников 8-9классов в рамках общешкольного научно-методического семинара работает секция по теме: «Пути и способы создания педагогических и психологических условий для самосовершенствования личности» (см. план работы секции в Приложении № 10 ).


В работе по профессиональному самоопределению в рамках предпрофильной подготовки с учащимися 8-х классов социально-медико-психологической службой были выделены следующие направления:

- изучение уровня сформированности перспективной мотивации выбора профессии;

- составление индивидуальных карт интересов и предпочтений;

- изучение развитых в период ранней профилизации способностей и склонностей учащихся.

Для изучения мотивации предполагаемой будущей профессиональной деятельности использовалась методика «Мотивы выбора профессии». У восьмиклассников преобладают внутренние социально-значимые мотивы (в среднем у 38% опрошенных) и внутренние индивидуально значимые мотивы (в среднем у 35% опрошенных). Внешние отрицательные мотивы выражены слабо (в среднем у 3% опрошенных). Следовательно, преобладание положительных факторов мотивации предполагает положительные результаты работы при проведении предпрофильной подготовки (см. Приложение № 11)

Предварительные предпочтения восьмиклассников в различных сферах деятельности дают возможность наметить возможные пути работы по их будущему профессиональному самоопределению (см. Приложение № 12).

Были выявлены интересы на основе школьных знаний у учащихся 8-х классов. В основном школьники отдают предпочтение химии и биологии (см. Приложение № 13).

Особое место в работе СМП служба отводит учащимся девятых классов, которые, заканчивая основную школу, стоят перед выбором профиля дальнейшего образования на третьей ступени в школе, в начальных или средних профессиональных ОУ. Каждый ученик имеет на конец учебного года папку с результатами психолого-педагогических исследований, проведённых в предпрофильный период с целью выявления склонностей и предпочтений учащихся, определяющих возможный профиль дальнейшего обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Чтобы помочь школьникам разумно спланировать будущее, скорректировать профессиональные намерения и установку на последующее самоопределение, психологом разработан и читается элективный курс в рамках предпрофильной подготовки для учащихся девятых классов «В поисках своего призвания». Занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных школьных уроков, так как основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся. Результаты данных исследований помогают сформулировать темы для консультаций обучающихся, сориентировать в выборе профиля обучения. В апреле месяце и в этом году готовится проведение психолого-педагогического консилиума с участием администрации, психологов, учителей, детей и родителей, изучаются портфолио и папки диагностических исследований, проводятся собеседования с родителями, детьми, классными руководителями. На основании результатов консилиума выпускникам основной школы рекомендуется профиль обучения. О важности и полезности данной работы свидетельствуют результаты диагностики учащихся десятых классов, уже выбравших профиль обучения. Проводимые исследования показали, что 90 % учеников удовлетворены выбранным профилем, но 6 детей за 2 учебных года поменяли профиль в процессе обучения в 10 классе, и мы считаем, что это некоторый пробел (вполне допустимый) в практической работе.


С целью формирования осознанности выбора профиля обучения с девятиклассниками проведены следующие диагностики:

1)Для определения природных особенностей нервной системы проведена диагностика типа темперамента (см. Приложение № 14).

2) Для проведения первичной профконсультации определен тип личности девятиклассников (см. Приложение № 15).

3) Изучение самооценки и уровня успешности позволило школьникам узнать, насколько реально оценивают они свои возможности при будущем выборе профиля дальнейшего обучения (см. Приложение № 16).

4) С целью помощи учащимся в коррекции успехов в учебе изучен уровень развития памяти и мышления (см. Приложение № 17).

Работа по диагностике и формированию осознанности выбора профиля обучения учащимися восьмых и девятых классов продолжается до конца учебного года. Круг применяемых методик в связи с этим будет расширен.

Таким образом, психологическое сопровождение учащихся 8-9 классов в период предпрофильной подготовки строится на основе законов психического развития и способствует формированию осознанного выбора профиля и вида дальнейшего обучения. Все формы и методы работы, проведённой с учащимися, стали средством, стимулирующим самосовершенствование личности через сформированность установки на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, саморегуляцию и психолого-педагогическую поддержку в профессиональном и жизненном самоопределении. В процессе проводимых мероприятий ученики приобрели практический опыт, связанный с профилем обучения, общей жизненной и профессиональной перспективой.

Однако СМП служба ставит своей задачей необходимость дальнейшего совершенствования работы по формированию учебной мотивации в предпрофильный период в связи с будущим профессиональным самоопределением, продолжение и индивидуализацию обратной связи с родителями, с целью формирования у них психолого-педагогической культуры.

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В 10-11 КЛАССАХ


ЗАДАЧИ:

- дифференциация содержания обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов, способностей школьников;


- более глубокое изучение учащимися отдельных предметов, входящих в программу полного общего образования;

- дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построение на её основе гибких индивидуально-ориентированных учебных планов, обеспечение способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрутов;


- через профессиональные пробы способствование приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения;


- расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, повышение эффективности подготовки выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования;


- формирование у школьников представлений о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам.

В школе реализуется профильная модель организации обучения на старшей ( 3-ей ступени). В 2006-2007 учебном году в школе открыты 2 десятых класса: 10Б - класс социально-экономического профиля (32учащихся) с преподаванием профильных предметов: математика, обществознание, экономика, право, география; 10А - класс с внутрипрофильной формой профилизации (23 учащихся): физико-математический (математика, информатика и ИКТ, физика) и биолого-химический (математика, информатика и ИКТ, химия, биология). 62 учащихся продолжают обучение в 11 классах по следующим профилям: гуманитарный, физико-математический и естественнонаучный.

Процесс введения профильного обучения в школе опирается на следующие позиции:

- индивидуальные учебные планы;


- внутришкольная, внутриклассная (в 2006-2007 учебном году) профилизация;

- современные образовательные технологии (ИКТ, проектно-исследовательский метод, личностно ориентированное обучение и проч.);

- методическое обеспечение;

- портфолио;

- массовое повышение квалификации педагогических кадров, в т. ч. учителей-предметников.

В рамках сетевого взаимодействия школа сотрудничает со Ставропольским государственным аграрным университетом.

Форма взаимодействия с вузом: подготовительные курсы на базе ОУ.

Кадровое обеспечение профильного обучения отвечает нормативным требованиям.

Двенадцать учителей школы обучают учащихся профильным предметам. Это учителя высшей и первой квалификационной категории:

1. Викторова Л.Г. – учитель математики, 29, высшая категория;

2. Кокарева В.С. - учитель русского языка и литературы, 38, высшая категория;

3. Галайчук В.Г. - учитель математики, 34, высшая категория;

4. Латышева Н.В. - учитель обществознания, 13, 1-я категория;

5. Веснина Г.И. - учитель истории, 13, 1-я категория;

6. Аполохова И.В.- учитель физики, 27, высшая категория;

7. Тенищева Т.А. - учитель естествознания, 19, 1-я категория;

8. Батищева О.Н. - учитель математики, 27, 1-я категория;

9. Леонова Н.Г. - учитель информатики, 15, высшая категория;

10. Перцева А.Г. - учитель географии, 32, высшая категория;

11. Макеева М.А. - учитель биологии, 12, 1-я категория;

12. Тумакова С.Г. - педагог-психолог, 8, высшая категория.


Повышение профессионального уровня учителей проходит в форме:

- УЧАСТИЯ В РАБОТЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ:

2004-2005уч. год (тема года: «Организация обучающей и воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых в условиях профилизации школы»):


1. «Педагогические технологии – элемент педагогического профессионализма».

2. «Теоретико-методологические основания педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения, её формы и методы».

3. «Техника педагогического общения на основе психологических особенностей школьников».

4. «Самоопределение учащихся в условиях профильного обучения» (семинар для родителей).

Опыт работы педагогических работников, занятых в эксперименте, обобщался при подготовке к заседаниям педагогических советов по темам: «Интеграция основного и дополнительного образования в условиях профилизации школы», «Педагогические технологии – инструмент здоровьесбережения. Опыт, практика, перспективы», при подборе материала для участия в фестивале краевых экспериментальных площадок.

8 педагогов, работающих в профильных классах, прошли курсовую переподготовку по преподаванию профильных предметов при СКИПКРО.


2005-2006 уч. год (тема: «Интеграция индивидуальной работы с формами коллективной учебной и воспитательной деятельности в профильной школе»):

1. «Знание педагогических технологий – элемент педагогического профессионализма» (по теме «Обучение в сотрудничестве».

2. «Психологические технологии профессионального развития учителя в условиях профильной школы».

3. «Развитие одарённости школьников (методика продуктивного обучения)».

4. «Теория и практика профильного обучения».

Проведены заседания педагогических советов по темам: «Деловое сотрудничество учителей и социально-психологической службы – залог безошибочного выбора профиля обучения, профессионального становления личности выпускника», «Интеграция индивидуальной работы с формами коллективной учебной и воспитательной деятельности в профильной школе».

Продолжена работа по психолого-педагогическому просвещению родителей по проблемам профильной школы.



2006-2007 уч. год (тема: «Общепедагогические и психологические основы профессионального самоопределения личности на разных ступенях обучения»).


Организован и проводится непрерывный научно-методический семинар по теме: «Саморазвивающее обучение. Теория. Методика. Практика»:

3-я секция. 10-11классы (профильная школа): «О построении учебных занятий на основе личностно ориентированной системы обучения» (см. Приложение № 18)

Запланировано проведение заседания педагогического совета по теме: «Проблемы обновления содержания образования: пути решения этих проблем в ОУ в условиях проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения». Продолжается работа по психолого-педагогическому просвещению родителей по вопросам оказания помощи в работе с детьми по профильной ориентации, реализации потенциальных возможностей, способностей и намерений.

Повышением профессионального уровня охвачены все учителя, занятые в эксперименте.

Аттестовались в ходе «Аттестации – 2006» 7 педагогов, заместитель директора по ЭР подтвердил высшую категорию.

В профильных классах применяются активные методы и формы организации учебного процесса.

В практике работы учителей химии, биологии, математики систематическое проведение семинаров, зачетов по ключевым темам курсов.

Проектной деятельностью учащиеся занимаются на уроках истории и обществознания (учитель Латышева Н.В.), на уроках математики (учителя Викторова Л.Г., Батищева О.Н.), научно-исследовательской работой – на уроках химии (учитель Высотина Л.М.). Обучение русскому языку учащихся гуманитарного профиля проводится на основе личностно ориентированного подхода, осуществляемого на субъектном уровне. Такая технология обучения позволяет обеспечить саморазвитие, создаёт психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование у выпускников самоценной образовательной деятельности.

Изучив технологию саморазвивающего обучения Г.К.Селевко, педагоги, работающие в профильных классах, используют при обучении мотивы самосовершенствования личности, что представляет собой новый уровень развивающего обучения.


Одной из форм контроля учебных достижений является участие в районной научно-практической конференции «Юность.Наука.Культура.», на которой учащиеся представляют свои научно-исследовательские, творческие работы и рефераты. В этом учебном году 6 выпускников вошли в тройку призёров по представленным рефератам.

Учащиеся школы формируют портфолио, форма его избирается классным коллективом самостоятельно и позволяет повысить образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио является формой полного и разностороннего представления выпускника основной школы при переходе на профильный уровень.

Программно-методическое обеспечение учебниками предметов профильного обучения:


Профиль

Основной учебник

Дополнительная учебная литература

Литература, используемая для контроля за ЗУН

Гуманитарный профиль

Русский язык

Учебник-практикум для старших классов.

Дейкина А.Д.,

Пахнова Т.М.

М., Вербум-М, 2004.


Литература

В мире литературы, А.Г.Кутузов (для учебных заведений гуманитарного профиля), М., Дрофа,

2005.


История

История России с древнейших времён до конца18в., А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, М., Просвещение,2003.


Обществознание

Обществознание, А.И.Кравченко, М., Русское слово, 2003.

В.И.Даль и его словарь – дидактические материалы, А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.

М., Вербум-М, 2004г.

Русский язык,Л.В.Макурина.

М.,Русское слово, 2003.

Русский язык,А.Д.Дейкина (при изучении предмета на профильном уровне).


М., Вербум-М, 2004.

Русская словесность,

А.И.Горшков, М., Дрофа, 2003.


Мир литературы 19 века, А.Г.Кутузов, Е.С. Романичева, М., Дрофа, 2005.


История России, Л.А. Кацва, А.Л.Юрганов, М., Просвещение, 2000.

Россия в конце 17-19веков, Н.И.Павленко, Л.М.Ляшенко М., Просвещение, 2000.

Социальная психология, Г.М.Андреева, М., 1997.

Программа души современного человека, М., 1997.

Социология конфликта, А.Г.Здравомыслов, М., 1999.


Материалы ЕГЭ по русскому языку, М., Просвещение, 2007.

Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий,

Г.Ф. Сивокозова, Волгоград,2003.


Материалы ЕГЭ по литературе, М., Просвещение, 2005.

Контрольные вопросы для подготовки к экзаменам, Е.С.Романичева, М., Дрофа, 2005.


Дидактические материалы ЕГЭ по обществознанию


Оценка качества по обществознанию, МО РФ, М., Дрофа, 2004.

Физико-математический

профиль

Алгебра

Алгебра и начала анализа, А.И.Колмогоров, М., Просвещение, 2002.


Геометрия

Геометрия, 7-11кл., А.В.Погорелов, М. Просвещение, 2003.


Физика

Физика-10, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, М., Просвещение, 2002.



Алгебра и математический анализ, Н.Я.Виленкин, М., Просвещение, 2003.

Задания по алгебре и математическому анализу, О.Н.Доброва, М., Просвещение, 1999.


Физика. Учебник для углублённого изучения.

М., Дрофа, 2001.

Задачник для 10-11 кл., А.П.Рымкевич, М., Дрофа, 2003.



Дидактические материалы ЕГЭ по математике, М., Просвещение, 2006.

Контрольные и прверочные работы по алгебре, 10-11 классы, Л.И.Звавич, Дрофа, 1997.



Контрольные и проверочные работы по геометрии, А.И.Медяник, М., Дрофа, 2005.


Тематические тесты по физике, В.А. Орлов, М., Вербум-М, 2003.

Проверочные задания по физике в 7, 8, 10 кл., Р.Д.Минькова, М., Просвещение, 2003.

Задания для итогового контроля знаний по физике, О.Ф.Кабардин, М., Вербум-М, 2003.


Естественно-научный профиль

География

Экономическая и социальная география мира, В.П.Максаковский, М., Просвещение, 2004.


Химия

Химия, О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, М., Дрофа, 2005.


Биология

Общая биология, Д.Н.Беляев, М., Просвещение, 2004.


Коммерческая география России, Е.Л.Плисецкий, М.,Просвещение, 1999.

Экономика без тайн, И.В. Липсид, 1999.

География в таблицах, М., Дрофа, 1997.

Экономическая и социальная география мира, Ю.Н.Гладкий, М., Дрофа, 2003.


Руководство по химии,О.Т.Оганесян, М., Высшая школа, 2000.

Химия для поступающих в ВУЗы, М., Высшая школа, 2005.


Введение в биологию, П.И.Кеми, М., Мир, 2003.

Общая биология, А.О.Рувинский, М., Просвещение, 1999.



Материалы ЕГЭ по географии, М., Просвещение, 2005.

Оценка качества подготовки выпускников по географии, Н.И. Петрова, М., Дрофа, 2000.


Система самостоятельных работ учащихся по курсу органической химии, И.М.Гаврусенко, 1998.

Как научить школьников решать задачи по органической химии,

В.И. Дайнеко, М., Просвещение, 1997.


Биология в экзаменационных вопросах и ответах, Н.А.Лемеза, М., Мир, 1998.

Тесты по биологии, Е.И.Шалопёнок, Дрофа, 2004.

Социально-экономический профиль


Экономика

Экономика. Учебник для 10-11классов ОУ.

Издание 4-е, М., Вита-Пресс, 2004.


География

География, В.П.Максаковский, М., Просвещение, 2003.


Обществознание,

Обществознание, И.Кравченко, М., Просвещение, 2003.

Прикладная экономика (учебное пособие), 3-е издание, М., Сервис, 2003.


Экономическая и социальная география, Е.А.Жижина, М., Вако, 2006.

Глобальная география, С.Б.Лавров, М., Дрофа, 2000.

Экономическая и социальная география мира, Ю.Н.Гладкий, М., Дрофа, 2003.


Введение в политологию, Ю.И.Никитин, М., Дрофа, 2005.

Политика и право, Г.Е.Шилобод, М., Вербум, 2005.

Конституция РФ.

Прикладная экономика, сборник заданий, 3-е издание, М., Сервис, 2003.


Контрольные и проверочные работы по географии,

Ю.А.Смагин, М., Просвещение, 2005.

Экономическая и социальная география, О.И.Ануфриев, Волгоград, 2005.


Оценка качества подготовки выпускников, МО РФ, 2004, 2005, 2006.



<< предыдущая страница   следующая страница >>