litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 ... 11 12
Часть вторая:


Курс "Фоточтение как система целостного мышления"




Шаг 1: Подготовка





Я добиваюсь больших успехов в любой сфере деятельности – от публичных выступлений до рыбалки, если хорошо для этого подготовлен. Однако у меня есть привычка читать вновь купленную книгу или журнал безо всякой подготовки.

Теперь я рассматриваю чтение как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Подготовка к изучению нового повышает уровень моей сосредоточенности и степень восприятия читаемого текста. Подготовка может показаться простым этапом, однако именно она является основой эффективного чтения. Все шаги курса "Фоточтение как система целостного мышления" базируются на подготовке.

Быть подготовленным к фоточтению даже важнее, чем иметь нужную книгу. Подготовка помогает определить цель и сфокусировать внимание для того, чтобы перейти на необходимый уровень мышления.

Подготовка

25

1. Установите цель

Идея постановки цели не нова. Френсис Бэкон, английский философ XVI века, говорил: "Некоторые книги предназначены для поверхностного просмотра, другие – для полного поглощения, третьи – для осмысления и усвоения информации. То есть, одни книги нужно читать не полностью, другие целиком, но, особо не вдумываясь в содержание, а некоторые нужно читать до конца внимательно и с осмыслением".

Пример цели: кон-сультант по спо-собностям человека отправилась в биб-лиотеку для того, чтобы фоточитать профессиональный доклад о потенци-альном клиенте на-кануне назначенной с ним встречи. Её задачей было узнать о тенденциях компа-нии, использовав во-семь минут. Целью консультанта было синхронизировать свои знания с на-выками корпоратив-ных менеджеров, и эффективно приме-нить полученные знания в соответст-вии с нынешними и будущими потребно-стями клиента.


Пример цели: бан-кир хотел подклюю-чить к новому ком-пьютеру принтер. После многочасовых попыток он не смог добиться никаких результатов. Перед сном он изучил обе инструкции методом фоточтения. Его целью было позво-лить бессознатель-ному мышлению доработать пробле-му и решить её во время сна. Спустя пол часа после пробуждения прин-тер исправно рабо-тал.
Л юбое чтение преследует определённую цель, не важно, происходит это осознанно или нет. Когда мы устанавливаем цель наиболее конкретно, то существенно повышаем шансы её достигнуть. Цель раскрывает способности. Практически любое действие может сопровождаться сильным чувством целенаправленности. Цель является двигателем, на котором основан курс "Фоточтение как система целостного мышления". Целенаправленность – это сила, которую можно ощутить эмоционально и физически. Читатели, обладающие чётким чувством целеустремлённости, приобретают новые ощущения во время чтения. Они относятся к нему как к бизнесу. Когда у Вас есть в запасе чётко поставленная цель, организм становится сильнее и бдительнее.

Установите цель при помощи следующих вопросов:


  • Каким будет моё окончательное восприятие данного текста? Каких изменений в своём поведении или речи я жду от прочтения этого материала? Возможно, мне просто нужно скоротать время или вкусить удовольствие от процесса чтения.

  • Насколько важна для меня эта информация? Стоит ли она затрачиваемых усилий, в конце концов? Нужен ли мне будет прочитанный материал? Если да, то где именно он пригодится?

  • Какого уровня восприятия я желаю достичь? Хочу ли я знать содержание всей книги? Или мне нужно понимать только основные понятия? Хочу ли я помнить


Фоточтение как система целостного мышления 26

специфические факты и другие детали? Соответствует ли прочтение всего документа поставленной цели? Могу ли я достичь желаемого результата, прочитав только одну главу?

Сколько времени я готов потратить на достижение цели прямо сейчас? Установка временных ограничений постепенно усиливает внимание к главной задаче. Повышаю ли я значимость чтения потому, что это единственное, чем я хочу сейчас заняться?

В заключении поставьте следующие вопросы. Хочу ли я получить общее представление о получаемой информации, или необходимо изучить материал более детально? Хотите ли Вы научиться чему-либо или намереваетесь просто расслабиться и получить удовольствие?

Очень много людей отправляются в путешествие не определившись с пунктом назначения. Они приступают к чтению, не имея ни малейшего представления, чего хотят от него получить. Если я ничего не добиваюсь от чтения, я спрашиваю себя: "Какова моя цель?" И получаю неизменный ответ: "Что?" Если нет цели, чтение имеет пассивную форму и часто является напрасной тратой времени.

Установка цели и планирование времени – неразделимые процессы. В век господства информации мы не можем читать все документы с одинаковой скоростью и уровнем восприятия. Это происходит не только из-за большого количества материала, который необходимо обработать, а ещё и потому, что такой подход нежелателен. Как говорил Френсис Бэкон, некоторые вещи стоит изучать подробно, другие не нужно читать вообще.

Помните, что при постановке цели Вы можете проявлять изобретательность. Представьте на мгновение, что главная задача при чтении в зубной поликлинике может состоять в следующем: Вы просто хотите перестать думать о звуке зубной машинки, раздающемся из соседнего кабинета. Эта задача является полноценной целью чтения.

Устанавливайте цель при каждом чтении. Такая привычка стимулирует мыслительную деятельность и способствует большей концентрации. После того, как Вы обозначите цель, в игру вступит полный комплект способностей Вашего разума.


Помимо этого, целенаправленность ослабляет чувство вины, которое часто возникает во время разговоров о привычных методах чтения. Многих из нас ограничивают жёсткие рамки принципов "как нужно читать". Один человек сказал: "Я купил журнал по вязанию. Даже если мне не нужно помнить все статьи, я вынужден дочитать журнал до конца".

С чувством целенаправленности Вы можете спокойно откладывать в сторону ненужный материал. Просто выбросьте публикации, не представляющие никакой ценности.

На постановку цели не требуется более двух секунд,




Подготовка 27

в результате Вы сэкономите сотни часов свободного времени. Данная техника настолько легко усваиваема, что мгновенно и заметно изменит эффективность Вашего чтения.

2. Достигайте идеального эмоционального состояния для чтения

Когда у меня получается читать наиболее эффективно, тело находится в расслабленном состоянии, а мозг активен. Если я достигаю состояния расслабленной бдительности, то лучше воспринимаю, усваиваю и запоминаю текст.

Для того, чтобы быстро и без усилий достичь состояния идеальной расслабленной бдительности, Вы можете использовать "технику мандарина". Этот простой метод автоматически направляет Ваше внимание в нужное русло и мгновенно улучшает качество чтения.

Занятия показывают, что и чтение, и память требуют внимания. На сознательном уровне за один сеанс Вы можете воспринимать до семи, плюс-минус два, бит информации. (Именно по этой причине компания Ма Бэлл изначально установила семизначные телефонные номера). Другими словами, у Вас в запасе семь единиц внимания, доступных в любой момент.

Исследования также показывают, что фокусировка одной единицы внимания на начальной теме способствует эффективному применению оставшихся единиц во время чтения. Предмет фокусировки внимания имеет существенное значение. Например, во время вождения автомобиля лучшим предметом внимания является лежащая перед Вами дорога, а не капот или бампер. Для эффективного чтения идеальным предметом для фокусировки является пространство позади макушки и над ней.


Техника мандарина помогает определить идеальную область внимания и управлять ею. Техника также помогает войти в желательное для чтения расслабленное, бдительное состояние тела и разума. Необходимо следовать следующим инструкциям:


  • Представьте мандарин. Почувствуйте его вес, цвет, кожуру и запах. Теперь бросьте его в другую руку и поймайте. Перебрасывайте мандарин из руки в руку.

  • Теперь поймайте мандарин ведущей рукой и положите на макушку. Нежно потрогайте это место. Представьте мандарин, лежащий там; в это время Вы опускаете руки и расслабляете плечи. Можете

Фоточтение как система целостного мышления

28



представить, что это волшебный мандарин, и он будет оставаться на том месте, куда Вы его положите.

  • Потихоньку закройте глаза и удерживайте мандарин на голове. Обратите внимание на изменения в физическом и умственном состоянии во время этой процедуры. Вы почувствуете себя расслабленным и осведомлённым. Оставляя глаза закрытыми, представьте область зрения видимой.

  • Управляйте ощущением расслабленной осведомлённости после того, как откроете глаза и приступите к чтению.

Вот эксперимент, который Вы можете провести, чтобы увидеть эффекты, достигаемые при использовании техники мандарина. Откройте любую страницу данной книги, которую Вы ещё не читали. Прочтите два-три абзаца, не поместив мандарин на нужное место. После этого, оцените чтение. Затем, положите мандарин на макушку, используя описанный выше метод, и прочтите ещё несколько абзацев. Сравните новый результат с предыдущим.

Во время эксперимента на Вас может давить чувство, что Вы делаете что-то непривычное. Если это происходит, эффект может быть слабо ощутим. Многие люди сообщают, о расширении поля зрения, о том, что глаза стали двигаться плавно, что появилась способность одним взглядом прочитывать фразы или целые предложения.


Поэкспериментировав с данной техникой, Вы сможете легче поглощать читаемый материал, и будете делать это с более высокой скоростью. Вы разовьёте способность концентрироваться на информации, и чтение станет более расслабляющим.

Сначала Вы будете сознательно класть мандарин на голову. Затем это станет происходить автоматически, и, как только Вы возьмёте в руки материал для чтения, одна единица внимания мгновенно займёт своё место.

Такое состояние физической расслабленности и умственной бдительности также полезно и для других сфер деятельности. Оно было подробно исследовано как состояние, когда человек наиболее продуктивен. Это состояние подобно задумчивости, медитации и молитвы, когда человек поглощён лишь настоящим моментом.

Однако данное состояние релаксации не похоже на


Подготовка 29

сонливость. Скорее, Вы фокусируете мозг на чём-либо с чувством внутреннего спокойствия. У Вас есть доступ ко всем внутренним природным ресурсам.

Соберите всё вместе

Следующая процедура поможет подготовиться к чтению за 30 секунд. Можете попросить друга помочь Вам, или записать данную инструкцию на кассету.

  • Положите текст перед собой. Не читайте его пока.

  • Начинайте расслабление. Закройте глаза. Чувствуйте своё тело от головы до кончиков пальцев ног. Спина прямая, поза удобная, а дыхание спокойно.

  • Мысленно установите цель чтения. (Например,
    "На протяжении следующих десяти минут я буду читать данный журнал, чтобы развить менеджерские способности".)

  • Поместите воображаемый мандарин на макушку.
  • Чувствуйте себя расслабленным и бдительным. Слегка улыбнитесь, чтобы расслабить лицо. Даже с закрытыми глазами Вы можете представить расширяющуюся область видения. Вы установили прямую связь между зрением и мозгом.


  • Теперь, удобным Вам способом управляйте данным состоянием расслабленной бдительности, потихоньку откройте глаза и приступайте к чтению.

Больше о технике мандарина

Многим людям сложно достичь идеального состояния для чтения, особенно на работе. Во время чтения в офисе постоянно звонит телефон, кто-то разговаривает в дверном проёме, приходится торопиться, чтобы не опоздать на собрание, а в голове образуется затор из мыслей о продукции предприятия или о ремонте машины. На что будет направлено внимание, если мозги превратились в такое болото? На всё понемногу. Читать станет практически невозможно.

Идеальное состояние для чтения совершенно иное. Это состояние потока, когда Вы полностью поглощены лежащим впереди материалом. Именно здесь в игру вступает техника мандарина.

Фоточтение как система целостного мышления 30

В середине 1980-х я прочёл впечатляющую статью, посвящённую Мозговому/Умственному Бюллетеню, в которой рассказывалось о Роне Дэвисе, специалисте по чтению. Он страдал дислексией, неспособностью читать. Ища решение своей проблемы, он сделал открытие.

Дэвис обнаружил, что больные дислексией обладают нестабильным центром внимания, то есть, человек рассматривает окружающее пространство и не сосредотачивается ни на чём. У высокообразованных читателей, наоборот, точка внимания чётко определена, она расположена чуть позади и выше макушки.

Путём тренировки по перенаправлению своего внимания, он менее, чем за три года улучшил навыки чтения, письма и произношения с элементарных до уровня колледжа. Сегодня Дэвис возглавляет частную клинику для людей, страдающих неспособностью читать. В его великолепной книге "Дар дислексии"1 детально описан разработанный метод. Курс начинается с тренировки пациентов находить идеальную точку концентрации, которая называется "эпицентром визуальной бдительности".


Я сам испробовал эту технику и заметил мгновенные улучшения в концентрации внимания, а чтение стало даваться легче. Если техника работала у больных дислексией, рассуждал я, то какого эффекта может добиться здоровый взрослый человек, слишком рассеянный, чтобы читать эффективно.




Работа Дэвиса помогла мне совершить творческий скачок. Для того, чтобы дополнить эффект его "эпицентра визуальной бдительности", я разработал технику мандарина.

Многие люди заметили несколько преимуществ, получаемых после использования техники мандарина. Для начала, они стали быстро и легко переходить в состояние расслабленной бдительности. Помимо этого, они успокаивают мозг и автоматически концентрируют своё внимание на нужном предмете. Результат – мгновенное усовершенствование навыков.

Техника мандарина проявлялась в различных видах на протяжении всей истории человечества. Хотите верьте, хотите нет, но китайский колпачок мышления, колпак волшебника и даже первоначальная теория "дурацкого колпака" представляли собой техники концентрации внимания. Каждая из них заставляет Вас фиксировать внимание на месте чуть выше и позади головы.

Поэкспериментируйте с данной техникой. Если образ мандарина не помогает, попробуйте сфокусировать внимание на нужном месте другим способом. Представьте, что надели сомбреро, а на него уселась птица. Чувствуйте шляпу, а внимание сконцентрируйте на птице.

Ещё один способ. Представьте, что во время чтения стоите за пределами тела

Подготовка 31

и смотрите на свою макушку. Во время этого обратите внимание на изменение Ваших ощущений.

Любопытная вещь происходит, когда Вы, зафиксировав внимание при помощи одной из этих техник, открываете глаза. Неожиданно читаемый материал становится более управляем. Поле зрения расширяется, Вы даже можете видеть свои руки, держащие книгу. В таком состоянии Вы способны воспринимать визуально намного больше информации.


Достижение такого состояния мозга является целью. Вы не пытаетесь удерживать мандарин на протяжении всего чтения. Установление фиксированной точки внимания подобно помещению ключевого камня в верхней части сводчатого прохода. Один камень на вершине удерживает все остальные.

Аналогично, одна сфокусированная точка внимания собирает и направляет все остальные на задачу чтения. Установив её однажды, можете больше не беспокоиться. Когда Вы проходите через дверь, то не нужно уносить её с собой. Просто двигайтесь дальше и приступайте к чтению — Ваш мозг позаботится обо всём остальном.

Потратьте несколько минут на то, чтобы определить, как Вы можете использовать знания, полученные в данной главе:


  • Подготовка – основа целостного мышления.

  • Две составляющие подготовки – это установка цели и переход в идеальное состояние с фиксированной точкой внимания, находящейся у Вас на макушке.

  • Читать целеустремлённо – значит читать эффективно.

  • Техника мандарина – один из способов зафиксировать внимание, что автоматически переводит Ваш мозг в идеальное состояние.

Теперь присоедините эту информацию к остальным прочитанным главам. Вообразите себя читающим данную книгу дальше с чувством твёрдой целенаправленности. Представьте, как перенаправляете внимание в точку над макушкой. Ещё раз заметьте происходящие во время этого перемены в физическом состоянии. Во время чтения Вы чувствуете себя более расслабленным, сконцентрированным, внимательным и полностью поглощённым книгой. Теперь Вы готовы к обучению. Следующий шаг – это...





Шаг 2: Предпросмотр



Мы способны читать только то, о чём уже знаем; то есть, человеческий мозг воспринимает лишь знакомые ему объекты. Чем больше Вам известно о содержании предназначенного для изучения текста, тем легче он окажется для чтения.


Быстрый способ ознакомиться с текстом – предпросмотр. Он ускоряет восприятие и требует всего несколько минут, а иногда секунд. Предпросмотр состоит из трёх стадий:


  1. Обзор текста

  2. Выявление слов-триггеров

  3. Повторный обзор и постановка целей

Предпросмотр 33

1. Обзор текста




Когда мы с женой приняли решение о покупке дома, то сначала осмотрели район, где он находился. Мы ходили к озеру, обходили округу, ездили в школу и в центр города. Исследовали карту, узнали, какие округи и парки находятся по соседству. Другими словами, мы сделали осмотр территории.

Перед прочтением книги, журнала или иной публикации, просмотрите её. Вы ознакомитесь со структурой текста, и будете знать, что делать дальше. Сделайте обзор текста и обратите внимание на:

  • заголовки и подзаголовки

  • текст на внутренней стороне обложки

  • оглавление

  • дату написания

  • алфавитный указатель

  • первую и последнюю страницы книги, или абзацы в других видах документов

  • текст, напечатанный жирным шрифтом или курсивом, включая заголовки и подзаголовки

  • материал, представленный в виде таблиц, цифр или списка

  • предисловия, резюме и заключительные вопросы

Вы можете быть потрясены тем, как много удастся познать с помощью данной стратегии. В некоторых случаях Вы найдёте искомую информацию, просто совершив обзор.

Обзор текста поможет получить представление о содержании книги и даст понять, чего от неё ожидать. Вы будете знать, где искать нужную информацию.

Вопрос "Как?" обычно ставит перед Вами перечень задач, которые необходимо выполнить в определённом порядке. А вопрос "Что?" демонстрирует проблему и предлагает её решение.


Не уделяйте много времени обзору: не более трёх секунд для короткой статьи; трёх минут для доклада или статьи подлиннее; от пяти до восьми минут для книги. И всё. Если времени уходит больше, то Вы, скорее всего, уже читаете обычным способом.

Обзор текста предоставляет дополнительное преимущество. Оно развивает длительную память, так как помогает воспринимать и сортировать читаемый материал. Обзор способствует составлению ментального плана читаемого текста. Любой структуризированный материал Вы будете помнить дольше.






Фоточтение как система целостного мышления 34

2. Слова-триггеры

Вы никогда не замечали во время чтения, что некоторые слова выделяются в тексте и привлекают больше внимания? Эти важные слова являются шансами, ключевыми моментами авторского послания. Они полны срочности и, как-будто говорят: "Эй, посмотри на меня!" Это слова-триггеры.

Триггеры являются ключевыми словами, они притягивают взгляд, содержат термины, отражающие центральную идею. Они являются инструкторами, которые помогут Вам понять суть текста.

Слова-триггеры помогают сознательному разуму сформулировать вопросы для внутреннего мышления. Они становятся целевыми объектами мозга во время фоточтения и активации. При просмотре книги мозг будет цепляться за них, помогая Вам быстро понять суть текста и осуществить поставленную цель.

Обнаружить триггеры легко. Например, в параграфе 2.1 – это элементарное чтение, сдвиг парадигмы, цель и представления. Эти слова квалифицируются как триггеры. Определив их, Вы сможете развить любопытство – жизненно важный элемент эффективного чтения и обучения.

Большинство людей с лёгкостью обнаруживают триггеры, когда дело касается специализированной литературы. Однако они могут остаться ни с чем, после предпросмотра художественной литературы: рассказов, пьес, романов и поэзии. В художественной литературе триггерами являются имена персонажей, названия населённых пунктов, мест, вещей.


Поиск слов-триггеров – простой способ опробовать воду, прежде чем погрузиться глубоко в суть. Просто листайте книгу по 20 страниц и запоминайте слова, привлекающие Ваше внимание.

Все исследованные участки помогут достичь цели: обложка, оглавление, заголовки и алфавитный указатель. В алфавитном указателе обратите внимание на слова, рядом с которыми указано наибольшее число номеров страниц. Возможно, среди них окажутся важнейшие триггеры.

Для начала я советую составить в уме список из пяти - десяти триггеров для статьи и 20-25 для книги. При составлении данного списка Вы должны уложиться в две минуты и менее.

Будьте игривы и расслаблены, тогда сможете быстрее обнаружить важные слова.






Предпросмотр 35

3. Повторный обзор

Последний этап предпросмотра поможет оценить то, что Вы получили в результате обзора текста и выявления триггеров. Проведите мини инвентаризацию. Убедитесь, что хотите продолжить работу с документом и узнать больше о его содержании. Подумайте, сможете ли достичь цели, или придется её откорректировать. Помните правило 80/20? Спросите себя, соответствует ли данная книга или статья уровню "лучших 20 процентов".


Правило 80/20: Если все товары распо-ложены в соответст-вии с их стоимостью, то 80 процентов стоимости составят всего 20 процентов количества товаров, в то время, как оставшиеся 20 про-центов стоимости составят 80 процен-тов товаров

После предпросмотра, Вы, возможно, решите вообще не читать документ. Это лучшее, что Вы можете сделать для себя в современный век господства информации. Избавьте себя от поглощения ненужной информации. У Вас много других дел. Сохраните время для них.


Совершив предпросмотр, Вы можете решить, что достаточно изучить документ в общих чертах. Позже, если понадобится более детальная информация, Вы будете знать, где её найти. Это напоминает использование разделов энциклопедии: не обязательно запоминать содержание всех томов. Нужно лишь получить достаточное количество информации, чтобы достать с полки нужный том.

Читайте так же, как выбираете продукты

Ваш мозг способен превосходно классифицировать воспринимаемые образы и опознавать уже знакомые объекты. Предпросмотр помогает ему в этом. Он способствует распределению образов по категориям, опознаванию объектов и формированию базовых понятий, что приводит к пониманию текста. Вы начинаете понимать от 4 до 11 процентов информации, которые включают ключевое послание и отвечают поставленной цели.

Без распределения понятий по категориям текст покажется Вам таким же невероятным, как целый мир новорождённому ребёнку — непрерывным потоком несвязанных между собой символов, звуков и других необъяснимых вещей, "цветущим, жужжащим смешением", как назвал это психолог Уильям Джеймс.

Секрет успешного предпросмотра кроется в том, чтобы избежать слишком скорого и глубокого погружения в текст. Вы можете почувствовать, что перестали просматривать книгу и начали вчитываться в материал. Обращайте внимание на возникающее желание




Фоточтение как система целостного мышления 36

сосредоточиться, отбросьте его и вернитесь к предпросмот-ру.

Вы стремитесь получить максимальную выгоду из каждой минуты, потраченной на чтение. Если Вы слишком скоро приступите к прочтению деталей, то в конце концов вернётесь к медленному чтению, поглощая абзацы и страницы, не имеющие никакого отношения к поставленной цели. Это может лишить сил, интереса и даже привести в состояние дремоты.


Для того, чтобы избежать этого, чуть-чуть задержитесь на деталях текста. Это усилит мотивацию. У Вас появится желание узнать больше, заполнить сложившийся у Вас в уме общий каркас.

Наиболее важный момент предпросмотра – это возникновение информационного голода и новых идей. Такой голод усиливает обязательства и заряжает энергией мозг, способствуя достижению желаемого.

Делайте предпросмотр перед каждым чтением. Читать длинный или сложноструктуризированный документ без предварительного обзора – всё равно, что идти в супермаркет за одним яблоком и искать его по всему магазину, на каждой полке, пока не найдёте. Вместо этого, отыщите фруктовый отдел и двигайтесь прямо к цели. Для чтения такой подход означает, что нужно найти прямой путь к тем отрывкам текста, которые наиболее точно соответствуют Вашей цели.

Опасайтесь ловушек

Предпросмотр может стать ловушкой, так как, столкнувшись с этим понятием впервые, люди принимают его за обычное чтение. Если Вы хотите узнать, о чём книга или статья, то можете поддаться искушению и прочитать интересные отрывки, потратив на это 20 – 30 минут. Опасайтесь попадания в такую ловушку! Это не предпросмотр. Поместив такое огромное количество информации в отдел сознательной памяти, Вы добиваетесь того, что мозг оказывается не в состоянии подключиться к собственной огромной базе данных, отдавая предпочтение первичной памяти, которая обычно используется при традиционном чтении. Это означает, что после фоточтения мозг ссылается только на ту информацию, которая была получена при предпросмотре.

Когда начинающий фоточитатель испытывает трудности, то наиболее типичные проблемы возникают вследствие неправильного проведения предпросмотра. Обычно в таких случаях люди говорят: "Я не уверен, что добиваюсь эффекта от фоточтения". На вопрос, как они проходили курс "Фоточтение как система целостного мышления", эти люди отвечают, что тратили на предпросмотр по пятнадцать минут и более.








Предпросмотр 37

Когда предпросмотр закрывает доступ к обширной базе данных мозга, мы рекомендуем немедленно прекратить этот процесс. В таких случаях мы советуем уделить предпросмотру книги или длинной статьи одну минуту – достаточное количество времени, чтобы понять: "Да, я хочу прочесть это". Идеальной стратегией будет перейти к следующему шагу фоточтения и "постпросмотра".

В основе постпросмотра лежат те же принципы, что и при предпросмотре: обзор, выявление триггеров и повторный просмотр. Можно сделать предпросмотр текста перед фоточтением или постпросмотр сразу же после него. Доктор Уин Уэнгер, психолог, специализирующийся на сфере обучения, автор книги "Фактор Эйнштейна"1, отдаёт предпочтение постпросмотру. Так как в этом случае расширенные способности мозга к переработке информации остаются "открытыми для дела".

Подробное описание постпросмотра Вы найдёте в Главе 6.

Предпросмотр или постпросмотр?

Я продолжаю настаивать на предпросмотре перед фоточтением, так как он играет важную роль. Специалисты по чтению называют это явление "дополнительным органайзером". Предпросмотр помогает мозгу идентифицировать поступающую информацию, как если Вы подготавливаете папки для того, чтобы рассортировать поступившие данные.

Помимо этого, я обнаружил, что многие люди способны быстро достигать новой парадигмы чтения и эффективно использовать предпросмотр. При этом они получают мгновенную выгоду от комбинации предпросмотр-фоточтение.

Дети должны учиться делать предпросмотр, настраивая мозг. Это обеспечивает то, что, полученная методом фоточтения информация, станет для читателя самой интересной. Начинающий фоточитатель тратит на предпросмотр книги от пяти до восьми минут, а опытный практически никогда не затрачивает на него более одной – трёх минут, которые тратит на то, чтобы определить, нужно ли читать книгу дальше.


Когда задача чтения состоит в повышении творческих способностей, освоении новой сферы деятельности или расширении собственных знаний и навыков для изменения текущей парадигмы, то постпросмотр действует более эффективно.

Фоточтение как система целостного мышления 38

Он позволяет фоточтению миновать мозговые фильтры. Как правило, постпросмотр ускоряет активацию.

Резюме

В данной главе Вы изучили:


  • Предпросмотр помогает мозгу создать узнаваемые образы, чтобы повысить скорость и уровень восприятие чтения.

  • Для того, чтобы сделать предпросмотр необходимо просмотреть текст, выявить слова-триггеры и сделать ещё один обзор материала.

  • Обзор – это прогулка вокруг материала для чтения, цель которой состоит в определении его структуры и своих дальнейших намерений.

  • Триггеры – это ключевые понятия, которые помогают сформулировать вопросы, на которые Ваш внутренний разум позже даст ответы.

  • Повторный обзор текста представляет собой мини-инвентаризацию, которая помогает убедиться, что чтение соответствует поставленной цели.




  • При неправильном выполнении, предпросмотр может отключить доступ к обширной базе данных головного мозга.

  • Постпросмотр является идеальной альтернативой предпросмотра для начинающих фоточитателей, особенно для тех, кто стремится прочесть и понять всю книгу на стадии предпросмотра.

Для того, чтобы дополнить технику предпросмотра, подумайте, какие виды текстов Вы готовы прочитать на следующей неделе. Представьте предпросмотр этих разнообразных источников информации. Обратите внимание на то, что несколько минут предпросмотра могут сэкономить целые часы, так как Вы быстро находите необходимую информацию и избавляетесь от излишнего и ненужного чтения.


В Главе 5 Вы перейдёте к следующему шагу – фоточтению – наиболее провокационному и потрясающему из всех.


Предпросмотр 39



Одного бизнесмена попросили выступить на конференции. У него не было возможности подготовиться обычным способом: прочитать книги, сделать заметки и написать речь. Он мог только изучить методом фоточтения несколько книг. На удивление, его выступление прошло с апломбом. Он даже привёл статистические данные, которые всего на мгновение заскочили в его разум, они, очевидно, задержались в бессознательной памяти. Он достиг прочной обратной связи с аудиторией, а позже проверил все данные в книгах.

Программист обнаружил, что если фоточитать коды, то будет легче обнаружить программные дефекты. Другой программист заявил, что его способности написать эффективный код улучшаются, когда он фоточитает коды, написанные другими специалистами.

Автор детективов фоточитал множество книг этого жанра для того, чтобы усвоить стиль, технику, диалоги, описания и т.д. Сразу же ему стало проще писать. Он начал посылать своему агенту всего по два черновых варианта глав, вместо обычных пяти – шести.

Технический директор отдела виртуальной реальности крупной компьютерной компании фоточитал всю литературу, посвящённую этой отрасли, которую только мог найти. После этих занятий он стал продуктивным автором, пишущим профессиональные работы для конференций, проводившихся по всей стране. Он получает высокопрофессиональную похвалу от своих коллег.

Фоточитатель запамятовал чьё-то имя. Он фоточитал телефонную книгу, и имя вспомнилось тут же после фотопрочтения страницы, на которой оно находилось.

Актрисе легче разучивать роль, если перед этим она фоточитает сценарий. Она так же утверждает, что это помогает ей лучше понять персонажей.

Бухгалтер утверждает, что её навыки оперировать данными электронных таблиц заметно улучшились. Ей стало проще запоминать команды программы и находить ошибки.


Адвокат обнаружил, что во время перекрёстного допроса бросает вызов эксперту, вызванному в качестве свидетеля. Он не понимал, почему задаёт такие вопросы. Стало очевидно, что показания распутываются. Адвокат фоточитал накануне вечером книгу, содержащую факты, противоречащие показаниям свидетеля. Адвокат не помнил эту информацию на сознательном уровне. Бессознательный разум подсказал ему нужное направление мысли для достижения цели.



<< предыдущая страница   следующая страница >>