litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Методическое обеспечение программы.


Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Музыкальные инструменты (фортепиано), компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные


Используемая литература:


1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»


Репертуар


«Вербочки» (Р. Паулс – В. Плудонис)

«Новогодние игрушки» (А. Хоралов – А. Дементьев)

«Птичка на ветке» (Р. Паулс – Я. Райнис)

«Чорнобривцi» (народная)

«Я в садочке была» (народная)

«Снежинка» (Е. Крылатов – Л. Дербенёв)

«Родня» (Р. Паулс – И. Резник)

«Что манит птицу?» (Р. Паулс – Д. Джокер)

«Ты – человек!» (Е. Крылатов – Ю. Энтин)


Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных

Примерная программа учебной дисциплины

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА

(повышенный уровень среднего профессионального образования) 

Москва
2004



Одобрено Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 культуры и искусства среднего профессионального образования

Председатель Г.В.Маяровская
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 0503 «Хоровое дирижирование». Специализация 0503.02 «Руководитель народного хора»


Составитель

 –  

И.А.Давыдова, преподаватель ПЦК «Руководитель народного хора»

Рецензенты 

 –  

И.А.Серебренная, Председатель ПЦК «Руководитель народного хора», Заслуженный работник культуры РФ

 –  

Н.В.Ерохина, зав. кафедрой «Народное пение» ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, профессор, Заслуженный работник культуры РФ

Редактор

 –  

Г.Н.Мокринская



Пояснительная записка

Программа по курсу «Постановка голоса» входит в состав профилирующих учебных дисциплин специальности «Хоровое дирижирование» (специализация «Руководитель народного хора») и может служить основой для разработки рабочих программ, модифицированных в зависимости от уровня музыкальной подготовки студентов, с учётом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.


Примерная программа рассчитана на работу со студентами, имеющими подготовку в объёме музыкальной школы, в течение I–VII семестров (1 час в неделю).

Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:

знания и практические навыки народного вокала в неразрывной связи с другими дисциплинами (народным творчеством; областными певческими стилями; расшифровкой; аранжировкой);

исполнение народных песен в составе хора или ансамбля;

приобретение вокальных навыков исполнения народных песен с высоким уровнем сложности (мелодической, метроритмической, ладогармонической и регистровой);

овладение различными традиционными стилевыми особенностями исполнения.

умение руководить творческим исполнительским коллективом.

В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудио- и видеотехнику для прослушивания и просмотра песенных первоисточников, материалов фольклорных экспедиций, учебных материалов.

Примерная программа содержит рекомендательный список литературы по учебной дисциплине «Постановка голоса». При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендованную литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям.

В учебно-методический комплекс следует включить:

набор аудио- и видеоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;

экспедиционные материалы;

песенные сборники;

нотные тетради.

Примерное содержание учебной дисциплины

Учебный материал по программе «Постановка голоса» для удобства распределен по разделам и темам. Конкретное содержание и тематику занятий преподаватели могут определять самостоятельно, исходя из уровня музыкальной и общеобразовательной подготовки студентов, с учётом особенностей профилирующих предметов и текущей необходимости.


I. Вводно-коррективный курс. Обучение дисциплине «Постановка голоса» в музыкальных училищах начинается с курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по следующим видам деятельности: интонирование; особенности диапазона, регистра голоса; индивидуальные особенности дыхания, резонирования, артикуляции.

II. Основные принципы вокальной техники.

Гигиена певческого голоса. Певческий голос как музыкальный инструмент. Ознакомление с основными правилами голосовой гигиены.

Вибрация голосовых связок – исходная причина появления звука. Приобретение навыка работы с голосовыми связками для получения вокального звука и резонанса.

Управление дыханием. Освоение основных принципов работы дыхания во время пения: работы диафрагмы, межрёберной мускулатуры, грудной клетки. Классификация типов дыхания (абдоминальное, грудное, ключичное).

Управление голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука. Зависимость высоты звука от сокращения и расслабления голосовых связок. Зависимость интенсивности звука от давления воздушного столба.

Техника пения в речевой позиции. Артикуляция; артикуляционный аппарат. Работа над фонемами (гласными и согласными звуками речи) и морфемами (открытыми и закрытыми слогами) в речи и вокале. Пение вокализов. Пение распевок на народном материале. Речевая позиция как основа народного пения.

Навык пения низких и высоких нот; переходные участки диапазона. Овладение регистровыми красками на различных участках диапазона, пение в смешанном регистре (микстом).

Классификация голосов; границы диапазонов. Ознакомление с особенностями диапазона и регистра разных певческих голосов (сольных и хоровых).

Обобщение пройденного материала. Повторение пройденного материала, соединение освоенных дидактических единиц в единый комплекс практических навыков.

III. Мелодические, метроритмические, ладогармонические особенности народных песен.


Мелодические особенности народных песен. Различия мелодических построений в сольной и ансамблевой певческих традициях. Основные интонационные попевки, используемые в плачах, календарных, обрядовых песнях. Развитая мелодика протяжных, лирических песен. Ее особенности в позднелирических песенных образцах.

Метроритмические особенности народных песен. Основные ритмические фигуры (бинарное, триольное деление долей; дробление, суммирование). Переменный размер. Агогика, рубато. Пение a cappella и с аккомпанементом. Полиритмческие и полиметрические трудности. Акцентуация, сложности соединения стихотворного и музыкального ритма.

Ладогармонические особенности народных песен. Особенности исполнения ладов народной музыки. Применение ладовых красок в различных мелодических оборотах. Мелодические варианты в аспекте одной гармонической последовательности. Основы гармонической импровизации.

IV. Технические особенности исполнительства.

Специфика фольклорных исполнительских приёмов. Специфические певческие приёмы в фольклоре и способы их исполнения: завышения и занижения, подъезды и спады, глиссандо, флажолеты, трели, форшлаги и другие мелизмы.

Средства художественной выразительности. Интонирование и технические приёмы как средства отражения эмоционального состояния. Подражание инструментам как одна из форм вокальной техники.

Специфика исполнения народных песен с обилием мелизматики, основные ритмические рисунки. Мелизмы как отражение инструментальной техники и вокальная эстетика. Голос как аналогия смычковых и деревяных духовых инструментов. Мелизмы как мельчайшие длительности мелодии. Перечёркнутый и неперечёркнутый форшлаг. Основные ритмические фигуры. Разнотемповая репетиция колорированных мелодий. Упражнения на импровизацию. Импровизационная как первооснова фольклорного музыкального мышления. Различия сольной и ансамблевой импровизации. Пение собственных нотаций народных песен. Связь учебных дисциплин «Расшифровка народных песен» и «Аранжировка народных песен» с «Постановкой голоса».


V. Стилевые особенности народных песен.

Рассмотрение и изучение основных манер пения и диалектных особенностей различных областных певческих стилей (центральнорусская традиция; южнорусская традиция; севернорусская традиция; западнорусская традиция; традиция Урала и Сибири). Прикладное значение предмета «Областные певческие стили» для изучения традиционной манеры пения, места и значения песенного фольклора в быту народных исполнителей.

VI. Сценическое воплощение художественного образа.

Отражение окружающего мира в художественных образах. Окружающий мир как совокупность образов. Обобщение как творческий метод создания художественного образа. Мифологические архетипы народа как источник традиционного художественного творчества.

Фантазия и воображение. Воображение как одна из основных составляющих мыслительного процесса художника (исполнителя). Тренинг на воображение. Фантазия как один из творческих методов создания художественной реальности. Тренинги на заданные и самостоятельно выбранные темы.

Эмоционально-психический мир человека и способы его отражения. Эмоционально-психический мир человека в контексте окружающего мира. Шкала эмоциональных тонов. Персонификация и «очеловечивание» как художественные приёмы. Тренинг на заданную тему.

Концепция художественного образа и его воплощение. Первоначальная идея художественного образа как основа исходного замысла художника (исполнителя). Общие и индивидуальные черты художественного образа. Лирический герой произведение и его внутренний мир. Сцена как художественная реальность и сфера жизни художественных образов.






<< предыдущая страница