litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3


Тематическое планирование





п/п


Название разделов и тем


Всего

часов



Теория



Практика


Форма


Образовательный

продукт


I

Здоровье и физиологические критерии здоровья.


7

5

2







1


Что такое здоровье. Понятие «здоровье», «норма», «переходные состояния», «болезнь».

Факторы, способствующие развитию болезни.

1

1

-

лекция,

беседа


Составление частушек, слоганов о вредных привычках

2

Критерии здоровья.

Физиологические критерии здоровья.

1

1




лекция

анкетирование

анкета «Взгляд со стороны»


3

4

5

Исследование антропометрических показателей

3

1

2

беседа

практикум

сбор материалов

6


Состояние сердечно-сосудистой системы, методы контроля.


1

1




лекция




7

Состояние дыхательной и нервной систем, методы контроля.


1

1




лекция

тестирование

Тест « Валеологический опрос»

II

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки.

10

1

9







8

Функциональные пробы, методика проведения

1

1

-

лекция,

беседа

сбор материалов

9

10


Исследования функций сердечно-сосудистой системы

2

-

2

практикум

Систематизация и сбор информации


11

Исследования функций дыхательной системы

1




1

практикум

Систематизация и сбор информации


12

13

Исследования функций нервной системы

2




2

практикум

Систематизация и сбор информации


14

15

Комплексная оценка уровня здоровья.


2




2

практикум

Систематизация и сбор информации


16

«Паспорт здоровья»

1




1

практикум

Оформление и заполнение «паспорта здоровья»

17

Итоговое занятие

1


1


Круглый стол






Учебно-методические средства



  1. Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология. Учебный практикум. М., 2002.

  2. Вайнер Э.Н. Валеология. – М.: «Наука», 2001.

  3. Валеология: методы диагностики систем организма.// Сост. О. Н. Московиченко. Красноярск, 2005.

  4. Егорова С. А. Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ. Ставрополь, 2010            

  5. Киселев П.А, Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. – М.: Глобус, 2009.

  6. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа знаний. – М.: Советский спорт, 2003.

  7. Николайчук Л. В. Остеохондроз Сколиоз Плоскостопие. – Минск. Книжный дом. 2004.

  8. Петровская Е.К. Что такое ЗОЖ. Начало разговора о важном // «Физическая культура и спорт» №5 2006

  9. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье / Учебник. – Издательство: ГОУ ВУНМЦ, 2008.

  10. Примерные программы по учебным предметам: Физическая культура. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  11. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. М., 2008.

  12. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

  13. Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности. Оренбург, 2006.



Приложение 1.

Функционнальные пробы.

Содержание и методика проведения.

  1. Исследование антропометрических показателей.

Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у детей и подростков

Рост


  1. Рост детей в возрасте до 4 лет = 100 – 8(4 – n), n – возраст в годах

  2. Рост детей старше 4 лет =100 + 6(n – 4), n – возраст в годах.

  3. Рост детей в возрасте от 2 до

  4. старше 8 лет рост долженствующий = 130 + 5(n – 8)

  5. младше 8 лет рост долженствующий = 130 – 7(8 – n), где n – возраст в годах 

Масса тела

1.      Масса тела в возрасте до 5 лет = 19 – 2(5 – n), где n – возраст в годах,

2.      Масса тела в возрасте старше 5 лет = 19 + 3(n – 5), где n – возраст в годах,

3.       Масса тела детей в возрасте от 12 до 15 лет = n х 5 – 20, где n – возраст в годах

Окружность головы

В возрасте от 2 до 15 лет:

1.     Старше 5 лет = 50 + 0,6(n – 5), где n – возраст в годах

2.     Младше 5 лет = 50 – 1(5 – n), где n – возраст в годах

 

Окружность груди

В возрасте от 2 до 15 лет:

1.     Старше 10 лет = 63 + 3(n – 10), где n – возраст в годах

2.     Младше 10 лет = 63 – 1,5(10 – n), где n – возраст в годах


2.Исследование функций сердечно-сосудистой системы.

Методика измерения артериального давления по методу Короткова.

  1. За полчаса до измерения не курить, не пить кофе или крепкий чай.

  2. Необходимо производить измерение после 5-минутного отдыха, в удобном положении, сидя на стуле, опираясь на спинку, с расслабленными и не скрещенными ногами.

  3. Плечо, на которое наложена манжета, должно быть свободно от одежды и находиться на уровне сердца.

  4. Не следует надевать манжету поверх рукава одежды или закатывать рукав, так чтобы он сдавливал руку, так как это приведет к неточности измерения.
  5. Наложите манжету так, чтобы нижний край ее примерно на 2 сантиметра был выше локтевого сгиба, манжета должна плотно облегать плечо, не вызывая при этом неприятных ощущений.


  6. Для получения более стабильных результатов измерения следует проводить на левой руке.

  7. АД нужно измерять не менее 2 раз с интервалом в 3 минуты. После чего вычислить среднюю величину.

  8. В локтевом сгибе находят плечевую артерию и плотно, но без давления прикладывают к ней фонендоскоп.

  9. Давление воздуха в манжете нагнетается быстро и равномерно до уровня, превышающего Ваше предполагаемое систолическое АД на 30 мм з. Ст.

  10.  Затем следует снижать медленно давление в манжете (по 2 мм з. Ст.)

  11.  Мембрану фонендоскопа во время измерения необходимо расположит в локтевой ямке над пульсирующей артерией.

  12.  С появлением первых тонов регистрируется систолическое двление, а с их исчезновением – диастоличсекое АД – по соответствиющим цифрам на шкале стрелочного или ртутного тонометра.


Методика измерения пульса.

Самым простым способом измерения пульса является его пальпация  (прощупывание).

Существует несколько способов пальпаторного определения пульса:

1.     На лучевой артерии (наиболее часто применяется),

2.     На сонной артерии,

3.     В области левой половины груди.

В норме пульс у взрослого человека в покое равен 60 – 80 ударов в минуту.

Чтобы прощупать пульс на лучевой артерии, приложите указательный и средний пальцы к руке в области ладонной поверхности лучезапястного сустава у основания I (большого) пальца кисти.

 Легче всего пульс нащупать на сонной артерии, расположенной на шее спереди с двух сторон. При прощупывании пульса на сонной артерии аккуратно дотроньтесь до нее указательным и средним пальцами. Эта артерия расположена по обеим сторонам шеи спереди и кнутри от кивательной мышцы. Не следует сильно нажимать на сонную артерию, так как это может вызвать реакцию рецепторов артерии и резкое сокращение пульса. Сонную артерию прощупывать следует только с одной стороны. Если Вы это делаете с правой стороны, используйте правую руку. Если Вы будете прощупывать правой рукой левую артерию, то можете неосторожно нажать на обе артерии. В результате значение пульса будет неточным: человек вообще может потерять сознание, если Вы создадите препятствие кровотоку в обеих артериях, сильно нажав на них


Кроме того, пульс легко определить, приложив основание ладони к левой стороне груди в верхней точке сердца.

 Не следует измерять пульс только указательным или большим пальцами, так как эти пальцы имеют свой ярко выраженный артериальный пульс,  что может Вас запутать. В результате подсчеты окажутся неверными.

 Точность пульса играет очень важную роль в определении нагрузок. Основные ошибки в определении пульса возникают, когда Вы сбиваетесь со счета, путаете временные рамки, неправильно измеряете пульс.

Для более точных измерений пульс необходимо измерять в течение 1 минуты. Всем известно: чем дольше Вы измеряете пульс, тем точнее результаты. При измерении пульса в течение 60 секунд значение сильно не изменится, если Вы четко не зафиксируете первый удар, удар на 30-й секунде и удар на 60-й секунде. Погрешность составит три удара. Однако при измерении пульса в течение 10 секунд при пропуске этих ударов погрешность уже составит 18 ударов (стандартные единицы измерения пульса – удар в минуту, поэтому при измерении пульса в течение 10 секунд полученные результаты умножают на шесть: 3 (погрешность за 10 с) х 6 = 18).


Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ее реакция на физическую нагрузку.

Тест Марине.

В положение сидя определяется пульс за 10 секунд и артериальное давление. С манжетой на руке выполняется 20 глубоких приседаний за 30 секунд. После выполненной нагрузки обследуемый сразу садится, после чего измеряется пульс и АД на 1, 2 и 3 минутах после нагрузки. При этом в первые 10 сек измеряется пульс, последующие 50 сек – артериальное давление. На второй и третьей минутах повторяется измерение.

В норме сразу после нагрузки происходит учащение пульса на 60-80% от исходного, повышение систолического давления на 10-30 мм.рт.ст., диастолическое изменяется незначительно. В норме ЧСС и АД возвращаются к исходным параметрам, которые были до нагрузки через 3 минуты.


 

Тест Рюффье.

В покое измеряют пульс в положении сидя в течение 1 минуты – получают значение Р1.

Затем выполняют 30 глубоких приседаний в течение 30 сек, сразу после нагрузки змеряяют пульс стоя в течение 1 минуты – получают значение Р2,.

Через 1 мин отдыха в третий раз измеряют пульс в течение 1 минуты – получают значение Р3.

После теста производят следующие вычисления, позволяющие определить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку:

 

Индекс Рюффье = (Р1 + Р2 + Р3) – 200

                                                                               10

Полученные результаты оценивают следующим образом:

 

Индекс Рюффье < 0 – отлично

Индекс Рюффье = 1 – 5 – хорошо

Индекс Рюффье = 6 – 10 – удовлетворительно

Индекс Рюффье = 11 – 15 – слабо

Индекс Рюффье > 15 – неудовлетворительно


Ортостатическая проба

Это изменение положения тела в пространстве для исследования функционального состояния организма.

При ортостатической пробе переход из горизонтального положения в вертикальное выполняется испытуемым активно путем вставания. Реакция на вставание изучается на основании регистрации ЧСС и АД. Эти показатели многократно изменяются в горизонтальном положении тела, а затем в течение 10 мин в вертикальном положении.

Оценка ортостатической пробы оценивается на основании реальной ЧСС в вертикальном положении тела.

Если на протяжении 10 мин исследования ЧСС не превышает 89 уд/мин, реакция считается нормальной; ЧСС, равная 90–95 уд/мин указывает на снижение ортостатической устойчивости; если ЧСС превышает 95 уд/мин, то устойчивость низкая.


3.Исследование функций дыхательной системы.

Методика определения частоты дыхательных движений (ЧДД)

В зависимости от преимущественного участия в дыхательных движениях грудной клетки или живота различают грудной тип дыхания (в основном у женщин), брюшной (у мужчин) и смешанный.

 Чтобы определить частоту дыхательных движений, руку кладут на грудь (при грудном типе дыхания) или на живот (при брюшном типе дыхания). Подсчитывают число вдохов за 1 минуту.


<< предыдущая страница   следующая страница >>