litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 5 6 7 8 9 10



Контрольно-измерительные материалы

Задания из тетради Плешаков А. А. Окружающий мир: Проверим себя: 2 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по искусству (изо)

для 2 класса


на 2011 – 2012 учебный год


Составитель: Наталья Дмитриевна Закутская, 1 квалификационная категория

Класс 2

Тип класса общеобразовательный

По учебному плану 1 ч в неделю

Количество часов на I полугодие:

Всего 16 ч., в неделю 1 ч.

Количество часов на II полугодие:

Всего 18 ч., в неделю 1 ч.


Искусство (изо)

Пояснительная записка

Рабочая программа по « Искусству (изо)» разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Количество часов, отведенное на данный предмет составляет 35, согласно федеральному базисному учебному плану 2004 года.

Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразова­тельной школе достигает этой цели с помощью специальных средств - содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие дейст­вительности и искусства, художественная практическая деятель­ность учащихся.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства:


  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реали­стического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями ра­боты в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художест­венного вкуса, творческого воображения, пространственного мыш­ления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Содержание уроков изобразительного искусства предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник).Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - включено проведение экскурсий в природу, районный краеведческий музей, просмотр видеоматериалов о картинных галереях.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декора­тивная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, допол­нять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

Методические приемы: освоение возможностей художествен­ных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, до­машние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и ра­бот учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.


Для выполнения творческих заданий учащиеся могут вы­брать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.


Планируемые результаты освоения предмета:

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:


  • с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, кон­траст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, ко­лорит и т. п.);

  • основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

  • простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

  • начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости ос­вещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

  • делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматиче­ские цвета;

  • начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

  • начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

- понятием о видах изобразительного искусства;

  • ролью фантазии и преобразования форм и образов в творче­стве художника;
  • деятельностью художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события, с помощью каких материалов изобра­жает художник - бумага, холст, картон, краски и пр.);


  • с особенностями работы акварельными и гуашевыми краска­ми, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понрави­лось, почему, какие чувства, переживания может передать худож­ник);

  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке про­стейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и сво­бодно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

- использовать навыки компоновки;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних -выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т. п.);

- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (аква­рель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из гео­метрических форм;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры че­ловека, игрушки).


  • составлять аппликационные композиции из разных материа­лов (цветная бумага, коллаж).



Учебно-методический комплект

Е.И. Коротеева. Искусство и ты

Е.И. Коротеева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь

Б.М. Неменский Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства


Основное содержание всех тем


1. Чем и как работают художники. (9 ч)

Знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей.

Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (соотношение черного и белого, композиция), живописи (теплые и холодные цвета), декоративно-прикладного искусства (роль ритма и цвета).

Отражение в произведениях изобразительных искусств отношений к природе, на примере произведения художника В.Д. Поленова «Золотая осень», И.Левитана

«Золотая осень», В.Серова «Октябрь. Домотканово». Жанры изобразительных искусств: натюрморт в произведении художника И.Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

Богатство и разнообразие художественной культуры России (декоративно-прикладное народного искусства).

Знакомство с Государственной Третьяковской галереей (видеоматериал).

2. Реальность и фантазия (7 ч)

Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства.

3. О чем говорит искусство (10 ч)

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Передача настроения в творческой работе (декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Роль изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (оформление книг, украшение игрушек, роспись ткани).


4. Как говорит искусство. (8 ч)

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Моделирование предметов бытового окружения человека (мебели, елочных игрушек, машин)- связь с технологией.


Поурочное календарно-тематическое планирование


2 класс (34)


Дата

уро­ка

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1 ЧЕТВЕРТЬ(9 ч)

Чем и как работают художники (9 ч)




1

Три основные краски, создающие многоцве­тье мира

Актуализировать знания о художествен­ных материалах; формировать знания об основных цветах солнечного спектра; обучать рисованию с натуры




2

Пять красок - богат­ство цвета и тона

Формировать способности к смешиванию главных цветов красок для получения со­ставных (смешанных) цветов; познакомить с понятием тон, творчеством художников-пейзажистов; тренировать в использова­нии цвета и тона гуаши


3


Выразительные воз­можности цветных мелков

Актуализировать знания о графических материалах; познакомить с творчеством художников; тренировать в использовании цветных мелков




4

Выразительные воз­можности акварели

Формировать способности к анализу используемых художественных и графи­ческих материалов; познакомить с творче­ством художников-пейзажистов, понятием линейная перспектива; тренировать в ис­пользовании акварели




5

Выразительные воз­можности аппликации

Актуализировать знания о материалах и инструментах, используемых для созда­ния аппликации; формировать способно­сти к работе с бумагой




6

Выразительные воз­можности графиче­ских материалов

Обучать работе с графическими материалами




7, 8

Выразительность ма­териалов для работы в объеме

Актуализировать знания о пластических материалах и их свойствах; познакомить с понятием скульптура; формировать спо­собности к лепке




9

Обобщение темы четверти

Подвести итоги; систематизировать знания и умения

II ЧЕТВЕРТЬ (7 ч)


Реальность и фантазия (7 ч)




10

Изображение и ре­альность

Формировать способности видеть отличие реальности от ее художественного изоб­ражения




11

Изображение и фан­тазия

Развивать фантазию при создании изобра­жения




12

Украшение и реаль­ность

Формировать способности к украшению




13

Украшение и фантазия

Развивать фантазию при украшении




14

Постройка и реаль­ность

Познакомить с понятием архитектура; формировать способности видеть однодетальные и многодетальные изделия, непо­движное соединение деталей; формиро­вать навыки творческой работы в группах




15

Постройка и фантазия

Формировать способности проявлять фан­тазию при постройке




16

Реальность и фан­тазия - источник творчества братьев-мастеров, всегда ра­ботающих вместе

Подвести итоги; формировать навыки творческой работы в группах


III ЧЕТВЕРТЬ (10 ч)

О чем говорит искусство (10 ч)




17

Выражение харак­тера изображаемых животных

Познакомить с творчеством В. Ватагина и В. Серова; формировать способности к отражению в творческом продукте анато­мии, пропорций, характера героев




18

Выражение характера человека в изображе­нии (мужской образ)

Познакомить с творчеством В. Серова; формировать способности к отражению в творческом продукте анатомии, пропор­ций, характера человека




19

Выражение характера человека в изображе­нии (женский образ)

Познакомить с творчеством В. Боровиков­ского и И. Репина; формировать способно­сти к отражению в творческом продукте анатомии, пропорций, характера человека




20, 21

Образ человека и его характер, выражен­ный в объеме

Актуализировать знания об образе челове­ка в изобразительном искусстве; формиро­вать способности к работе по шаблону




22, 23, 24

Выражение характера человека через укра­шение, конструкцию и декор

Обучать использованию техники апплика­ции, вырезанию форм предметов; разви­вать творческие способности





25, 26

Мастера Изобра­жения, Украшения, Постройки совместно создают дома для ска­зочных героев

Подвести итоги; развивать творческие спо­собности

IV ЧЕТВЕРТЬ (8 ч)

Как говорит искусство (8 ч)




27, 28

Цвет как средство вы­ражения

Актуализировать знания о цвете; формиро­вать способности к выполнению рисунка по собственному замыслу в теплых тонах




29

Линия как средство выражения

Актуализировать знания о способах вы­ражения художниками настроения; фор­мировать способности к использованию линии и мазка как средств выражения настроения




30

Ритм пятен как сред­ство выражения

Актуализировать знания о цвете; познако­мить с понятие ритм пятен; формировать способности к использованию ритма пятен как средства выражения настроения




31

Пропорции выражают характер

Актуализировать знания о пропорции и перспективе; формировать навыки соз­дания аппликации




32, 33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства вырази­тельности


Формировать навыки работы с бумагой, пастелью, мелками и гуашью




34

Обобщающий урок года. Коллективное панно «Весна. Шум птиц»

Подвести итоги года; формировать навыки коллективной творческой работы



<< предыдущая страница   следующая страница >>