litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 5

В УПИ китайцы получали образование, прежде всего, по техническим специальностям. Известно, что все они были студентами металлургического, механического и химико-технологического факультетов. В источниках зафиксировано, что китайцы учились очень прилежно. Многие из них позже добились серьезных успехов в освоении технических специальностей, защитив кандидатские диссертации. Ряд технологий, разработанных китайцами, был внедрен в производство. О том, чем занимались китайские студенты в свободное от учебы время, сохранились только отдельные упоминания. Известно, что они активно участвовали во внеучебной работе, контактировали с советскими студентами. Специально для китайцев в УПИ был создан курс лекций по русскому языку, организовывались экскурсии по стране, каждый из студентов получал несколько санаторных путевок в дома отдыха. С середины 1950-х – до начала 1960-х гг. в УПИ существовало китайское землячество. Известно, что организация помогала соотечественникам адаптироваться к новым условиям. К сожалению, подробных сведений о деятельности этой организации сегодня не сохранилось. Эти и многие другие факты свидетельствуют о более чем дружелюбном отношении к китайцам со стороны местного населения.

Во втором параграфе «Китайские рабочие на Среднем Урале в 1950-х – середине 1960-х гг.» на примере треста «Молотовстрой» проанализированы обстоятельства приезда, численность, занятия и формы адаптации китайских рабочих, приглашенных для работы в г. Молотов и Березники. Всего за 1955–1956 гг. на предприятия прибыло около 1000 чел. По своему социальному облику эти китайцы были в основном мужчинами 25–35 лет, как правило, без семьи. С профессиональной точки зрения рабочие занимались низкоквалифицированным физическим трудом на предприятиях. При этом многие из них параллельно проходили обучение и через 5–7 лет работы имели уже по несколько дополнительных специальностей. Несмотря на созданные благоприятные условия, китайские рабочие с трудом адаптировались. Большой проблемой для них по-прежнему оставался русский язык. Как и в предыдущие периоды, работавшие с китайцами представители местного сообщества жаловались на непонимание, указывали на нехватку переводчиков. Культурные различия китайцев прослеживались и на уровне повседневного быта. Приезжая в СССР, они не могли привыкнуть к местным климатическим условиям, предпочитали готовить блюда национальной кухни. Однако учитывая, что рабочие из Китая, еще живя на родине, были очень высокого мнения о СССР, сформировавшаяся китайская этническая группа обладала высоким потенциалом для формирования диаспоры. Последовавшие межнациональные браки также свидетельствуют об этом.

В третьем параграфе «Положение китайцев на Среднем Урале после окончания «Большой дружбы» рассмотрена история китайцев, оставшихся в СССР после 1964 г., когда отношения между двумя государствами вошли в стадию кризиса. В Свердловск после 1964 г. студенты из КНР уже не приезжали. Практически все оставшиеся в Перми китайцы сохранили свои рабочие места и продолжили трудиться даже по достижении пенсионного возраста. Эти китайцы старались поддерживать отношения между собой: вместе праздновали национальные праздники, общались на родном языке, ходили на кладбище. За это время практически все связи с родиной у них были утеряны, возможности съездить в Китай также не было. Примечательно, что никто из китайцев так и не принял советское и российское гражданство, хотя для многих это означало серьезные сложности в оформлении любых документов, а также добровольный отказ от ряда льгот. Дети и внуки китайцев, судя по собранному полевому материалу, интегрированы в местное сообщество и уже относятся к местному русскоязычному населению.


В целом, в китайской этнодисперсной группе Среднего Урала в 1950-е гг. существовали благоприятные условия для формирования диаспоры: активно шли интеграционные процессы, формировались собственные социальные институты, которые могли выражать позицию всей общины. Однако политические события начала 1960-х гг., связанные с охлаждением отношений между СССР и КНР, прервали эти процессы, в результате чего возможности для сохранения и воспроизводства этнической культуры были сведены к минимуму. Таким образом, китайской диаспоре в регионе вновь не удалось сформироваться.



<< предыдущая страница   следующая страница >>