litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Приложение.


Слайд №1. Классификация жиров.

Признаки, лежащие в основе классификации.

Группы жиров.

Отдельные примеры.

Происхождение.

Растительные.

Масло подсолнечное, горчичное, льняное.

Животные.

Говяжий жир, свиной жир, бараний жир.

Комбинированные.

Маргарин, кулинарные жиры.



Слайд №2. Классификация жиров.


Признаки, лежащие в основе классификации.

Группы жиров.

Отдельные примеры.

Консистенция.

Твердые жиры.

Говяжий, свиной жир, сливочное, топленое, кокосовое масло.

Жидкие жиры, масла.

Подсолнечное, хлопковое масло, рыбий жир.



Слайд №3. Содержание преобладающих кислот в эфирах.

Жиры (масла).

Температура плавления.

Преобладающие кислоты.

Содержание эфиров, %.


Подсолнечное масло.

-21

Олеиновая.

36

Оливковое масло.

-2

Олеиновая.

80

Жир молока.

33

Олеиновая.

Пальмитиновая.

42

26

Селедочный жир.

-

Пальмитиновая.

Олеиновая.

12

26

Тресковый жир.

-

Пальмитиновая.

Олеиновая.

9

24

Говяжий жир.

30

Пальмитиновая.

Стеариновая. Олеиновая.

33

28

29

Бараний жир.

50

Пальмитиновая. Стеариновая.

Олеиновая.

25

26

42

Свиной жир.

45

Пальмитиновая. Стеариновая.

Олеиновая.

26

16

35



Слайд №4. Состав различных видов растительных масел.

Масло.


Содержание кислот в масле,%.

Олеиновая.

Линолевая.

Линоленовая.

Льняное.

13-29

15-30

44-61

Хлопковое.

23-35

34-57

-

Конопляное.

6-16

36-50

15-28

Подсолнечное.

24-40

46-62

-

Оливковое.

54-81

15

-

Рапсовое.

5-44

11-42

1-12

Соевое.

20-30

44-60

5-14

Карточки для групповой работы в классе.


Задание для группы №1. (для учащихся, которые интересуются химией как наукой).
  1. Изучить надпись на упаковке от маргарина «Rama». Вы заметите , что на упаковке маргарина «Rama» указан его состав: «В 70г жиров содержится: сложные жирные кислоты – 26г, одноосновные жирные кислоты – 24г, многосоставные – 20г. Протеины – 0,1г В 100г. продукта содержится 600ккал». Что говорит вам эта информация о составе продукта? На основании этих данных, рассчитайте, какое количество энергии образуется в организме человека, если он съест 50г данного продукта. Если известно, что при распаде 1г жира выделяется 39кДж энергии. Будет ли это избыточно для организма человека, если учесть, что жира человек может потреблять в сутки не больше 37г (1ккал = 4,34кДж).


2. Изучите, что означает следующая информация на этикетке растительного масла «Еl Greco» производства Греции:

Питательные свойства 100мл

Энергия 900ккал

Жирность 100г

Углеводы 0

Протеин 0

Из которых

Насыщенные 14г

Полиненасыщенные кислоты 52,7г

Мононенасыщенные кислоты 26,7г

Состав: оливковое и соевое масло.

Как вы можете объяснить эту информацию человеку, незнакомому с химией? Используйте для этого химико – технологический словарь.

3. Изучите этикетку рапсового масла производства фирмы «Олейна», где указан его состав ( в 100г продукта): насыщенные жирные кислоты – 7, ненасыщенные жирные монокислоты – 63, ненасыщенные жирные поликислоты – 30. Что вы можете сказать об этой информации?


Задание для группы №2.

  1. Разберите жизненную ситуацию с точки зрения химии. Помогая подруге на кухне готовиться к приему гостей, вы посадили масляное пятно на шерстяную юбку. Известно, что такое пятно можно удалить, если сразу же засыпать его мелкой солью или зубным порошком. Зубного порошка в доме не оказалось, соль была только крупная, и подруга предложила вам засыпать пятно питьевой содой. Проделайте все эти действия самостоятельно и ответьте на вопросы: Стоит ли пользоваться этим советом? К каким последствиям это может привести?

  2. Свежее пятно от подсолнечного масла или от растопленного свиного сала с одежды можно удалить, если сразу же присыпать его зубным порошком. С точки зрения химии растительное масло и свиное сало существенно отличаются: растительное масло содержит триглицериды непредельных карбоновых кислот, а свиное сало – твердый жир, состоящий из триглициридов предельных карбоновых кислот. Можно ли сказать, что отличаются и процессы, за счет которых происходит удаление пятен?


Задание для группы №3.


  1. Представьте, что вы частный предприниматель в сфере торговли и собираетесь закупить оптовую партию сливочного масла. Сейчас очень много недобросовестных предпринимателей, которые фальсифицируют пищевые продукты, и под видом сливочного масла продают маргариновую продукцию. Как доказать опытным путем, что вы решили продавать настоящее сливочное масло, имея только под рукой домашнюю аптечку? Для подбора информации используйте энциклопедию юного химика.




Задание для группы №4.

  1. Мыловарение один из древних химических процессов, стоящих на службе человека. Уже в I в использовали процесс омыления для получения твердых и жидких мылоподобных продуктов. Попытайтесь и вы, в школьных условиях сварить небольшой кусочек мыла, используя небольшой кусочек твердого жира. Для рассмотрения этого вопроса воспользуйтесь практикумом по органической химии.

  2. Объяснить моющее действие мыла, сточки зрения химии. Какое это значение имеет для человека?

  3. Иногда в продаже можно встретить своеобразное моющее средство, которое называется «Мыло с желчью». Как вы думаете, в чем сущность его моющего действия с точки зрения химии, какие загрязнения им лучше всего отстирывать и в каких условиях? Будет ли это мыло эффективно для стирки рабочей одежды автомеханика? (Воспользуйтесь учебником биологии для ответа на данный вопрос).

Интегрированный урок

по теме: «Применение жиров человеком».

(химия – биология). (2ч).

Цель: Закрепить ранее изученных состав, строение и свойства жиров; сформировать практические навыки по применению различных видов пищевых жиров и продуктов, их содержащих. Познакомить с мылами и их моющим действием. На основе межпредметных связей химии и биологии продолжить формировать развитие интереса к этим предметам; а также совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний.


Оборудование: Карточки с заданиями, образцы различных видов растительных и животных жиров (сливочное, подсолнечное масло), маргарин, водные растворы брома и перманганата калия, йодная настойка, упаковочная тара от различных видов масел отечественного и импортного производства, фильтровальная бумага, мыло.


Подготовка к уроку:

1. За неделю до проведения урока учащихся класса разбить на группы, согласно плану экспериментальной работы по отработке навыков применения жиров человеком, попросить их собрать коллекцию упаковочной тары от различных видов масел растительного и животного происхождения, а также изучить их аннотации.

2. Составить карточки – задания, содержащие экспериментальные задания по применению жиров человеком (см. приложение).

3. Подобрать биологические таблицы, содержащие материал о составе жиров, входящих в состав организма человека, растений и животных разных групп.

4. Подготовить компьютерные слайды, содержащие материал по строению и применению жиров.

5. Собрать необходимое лабораторное оборудование к уроку.


Структура занятия:

Этапы.

Формы и методы.

Время.

Ожидаемые результаты.

1. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа по ключевому понятию урока.

10 минут.

Вспомнить основной план строения жиров, их классификацию и причину проявления данными веществами индивидуальных свойств.

2. Работа над изучением нового материала.


Работа в малых группах. Индивидуальная работа с учащимися.

30 мин.

Учащиеся индивидуально или с помощью учителя уточняют материал, касающийся строения, свойств жиров, через рассмотрение отдельных вопросов применения жиров человеком. Приобретение навыка самостоятельного лабораторного исследования, а также составления плана ответа на поставленный вопрос.

3. Обсуждение полученных результатов.

Презентация результатов работы в группах.

20мин. – 25мин.

Приобретение новых знаний по теме «Применение жиров».

4. Закрепление. Заключение.

Решение логических задач по теме.

10мин.

Закрепление новых знаний в новой ситуации. Учащиеся формулируют выводы по теме, грамотно аргументируя его.

5. Домашнее задание.




3мин.




6. Подведение итогов занятия.







Выставление оценок за урок.


Ход урока:


  1. Организационный момент.




  1. Актуализация знаний учащихся.

Человеческий организм – это живая самоуправляемая машина, которая в качестве топлива потребляет высокоэффективные соединения, известные как углеводы и жиры, точно также как автомобиль использует бензин. Сегодня наша с вами задача практически закрепить состав, строение, свойства, определить основные области применения человеком одного из видов этого топлива – жиров.



- Вначале вспомним, какие соединения в химии называют жирами ? (ответ: жиры – это природные соединения, которые представляют собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот).

Общая формула жиров:

О

Н2С – О – С

R1

О

НС – О - С

R2

О

Н2С – О - С

R3


- На какие группы можно разделить жиры по их происхождению? Приведите примеры. (ответ: жиры делят на растительные и животные, а так же комбинированные, к первой группе относят масло подсолнечное, оливковое, рапсовое; ко второй группе – свиное сало, говяжий жир; к третьей грцппе можно отнести – маргарин). (показ слайда №1 с таблицей, см. приложение).

-


<< предыдущая страница   следующая страница >>