litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


стенограмма


парламентских слушаний на тему "О мерах по совершенствованию системы социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне Российской Федерации, и об их законодательном обеспечении"


28 мая 2009 года


Г.Д. Олейник

Доброе утро, уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов проводит парламентские слушания на тему "О мерах по совершенствованию системы социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне Российской Федерации, и об их законодательном обеспечении".

Рассмотрение этого вопроса представляется нам чрезвычайно актуальным по следующим соображениям. Как вы знаете, в сентябре прошлого года Президентом России утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. В апреле Правительством Российской Федерации утверждены меры по реализации этих основ, а сейчас обсуждается проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Одновременно с этим по поручению Правительства Российской Федерации Минрегионом России разрабатываются предложения по внесению изменений в Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, которая была утверждена еще в 2000 году, и по плану мероприятий по реализации этой концепции. Поэтому сегодняшнее обсуждение и документ, который будет выработан по его итогам, идут полностью в русле этих мероприятий.

Следует отметить, что практически все вынесенные на сегодняшние слушания вопросы в последние годы так или иначе уже рассматривались на заседаниях нашего комитета. Но мы посчитали необходимым в комплексе рассмотреть проблемы обеспечения социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне Российской Федерации, и выработать единые рекомендации по этому вопросу.


Хотел бы сразу ответить на вопрос, который нам уже задавали и который, очевидно, прозвучит вновь. Он связан с тем, что в названии темы парламентских слушаний говорится об Арктической зоне, а мы пригласили представителей всех северных территорий – и арктических, и субарктических, и приравненных к районам Крайнего Севера. Дело в том, что Арктическая зона является наиболее экстремальной по природным условиям частью территории Крайнего Севера. Виды социальных гарантий и компенсаций на этих территориях одни и те же — отличаются их объемы, а проблемы их предоставления идентичны. Поэтому предмет сегодняшнего обсуждения касается всех районов Севера, но, естественно, арктическая специфика должна быть выделена.

Как известно, специальные меры социального обеспечения — гарантии, компенсации и льготы – призваны минимизировать негативные факторы, связанные с проживанием и трудовой деятельностью на Севере. Эти компенсации, гарантии и льготы предоставляются не по чьему-то желанию — всё это соответствует Конституции Российской Федерации. Я хочу напомнить вам статью 42 Конституции, в которой говорится о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Так вот, у нас это правонарушение происходит по причине того, что сама природа создала такие жесткие условия, в которых человек вынужден жить и осуществлять свою трудовую деятельность. Поэтому наши требования и подходы к системе гарантий, компенсаций и льгот полностью соответствуют конституционным положениям.

Анализ системы действующих гарантий и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в районах Севера, позволяет сделать вывод об их неполном соответствии необходимому уровню возмещения физических, моральных и материальных затрат, связанных с проживанием в экстремальных природных и климатических условиях. Отсюда уровень и качество жизни в большинстве районов Севера ниже, чем в других районах регионах страны.


Уже неоднократно говорилось о том, что положение северян изменилось в худшую сторону в связи с принятием пресловутого 122-го закона, которым были отменены (или изменены) условия предоставления отдельных государственных гарантий и компенсаций. В связи с этим хотелось бы коротко остановиться на некоторых вопросах и мерах, которые необходимо принять в целях совершенствования системы социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Севера и Арктики.

Прежде всего, это несовершенство положений действующего законодательства в отношении северных гарантий и компенсаций, в которых отсутствуют критерии отнесения той или иной территории к Арктической зоне, другим районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также качественные критерии, определяющие, что же призваны компенсировать предоставляемые гарантии и как должен определяться их объем.

Поэтому мы поддерживаем решение о законодательном установлении южной границы Арктики и об определении перечня территорий Арктической зоны Российской Федерации. Но не менее важно провести разграничение районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, позволяющее осуществлять дифференцированный подход в реализации государственной политики экономического и социального развития регионов Севера и Арктики. В связи с этим вопрос о разработке и принятии в первоочередном порядке федеральных законов о районировании Севера Российской Федерации и об Арктической зоне Российской Федерации представляется крайне важным. Это первое.

Второе. Считаем, что действующая редакция Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" нуждается в изменении. Следует изменить существующее положение о предоставлении северных гарантий и компенсаций, согласно которому право на их получение гарантировано государством только работникам организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Остальное же отдано на откуп работодателям: захотят – дадут, не захотят – не дадут. Принципиально важно, чтобы гарантии и компенсации работающим и проживающим на Севере гражданам предоставлялись всем и в одинаковых размерах для данной территории. В связи с этим на федеральном уровне должны быть установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, и размер их должен быть не ниже размера гарантий и компенсаций гражданам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Кроме того, необходимо восстановить ранее отмененные гарантии и компенсации, связанные с проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.


Следует провести модернизацию норм действующего трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также положений законов в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ в части определения в этих законах особенностей, связанных с проживанием и работой в районах Севера и Арктики.

Третье. Назрел вопрос об изменении концептуальных положений Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Правоприменительная практика наглядно показывает недостаточную эффективность как многих норм самого закона, так и нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих порядок распределения и использования выделяемых на эти цели средств и порядок выдачи жилищных сертификатов. Письма по проблемам реализации этого закона, как и законов, касающихся пенсионного обеспечения, по количеству занимают первое место.

В Государственной Думе создана рабочая группа по разработке поправок в закон о жилищных субсидиях, наш комитет принимает участие в ее работе, и мы надеемся, что законопроект будет готов достаточно быстро, тем более что основные проблемные вопросы уже неоднократно обсуждались и понятно, что нужно делать. В частности, мы считаем, что следует исключить из числа очередников категорию граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов, с условием урегулирования переселения этих категорий граждан отдельным федеральным законом, как это уже давно предлагал наш комитет.

Следует также изменить порядок распределения средств между гражданами из разных очередей: при расчете объема жилищных субсидий использовать не среднерыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в регионе вселения, а соответствующие среднероссийские показатели.

Много замечаний вызывает и установленное требование об обязательном выезде всех проживающих совместно членов семьи и, соответственно, о сдаче всей площади имеющегося жилья. Это приводит к тому, что из северных районов вынуждены выезжать и те члены семьи, которые находятся в трудоспособном возрасте.


Совершенствование порядка и условий выдачи жилищных субсидий выезжающим с Севера гражданам позволит ускорить решение проблемы переселения из северных регионов нетрудоспособных граждан. Объем выделяемых на эти цели средств федерального бюджета в значительной степени увеличился, и необходимо установить строгий контроль за своевременным и полным использованием средств, направляемых на предоставление жилищных субсидий.

Четвертое. Необходимы существенные изменения в пенсионном обеспечении северян. Прежде всего, они должны быть направлены на достойное вознаграждение людей, трудившихся в суровых климатических условиях. В то же время порядок пенсионного обеспечения северян не должен вынуждать людей после наступления пенсионного возраста оставаться жить в северных регионах ради сохранения пенсии повышенного размера. Объем пенсионных прав гражданина, вышедшего на пенсию, не должен зависеть от места, где он будет проживать в дальнейшем.

В настоящее время уровень пенсионного обеспечения северян неадекватен их трудозатратам и вкладу в финансирование своих пенсий. Имеет место существенное перераспределение финансовых средств пенсионной системы, собранных в северных районах, в пользу других регионов. Это нарушает один из главных принципов пенсионного страхования: зависимость размера пенсии от накопленных пенсионных прав и объема страховых накоплений.

Кроме того, следует упростить условия предоставления неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и инвалидности, компенсации оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Они должны быть такими же, как условия предоставления аналогичной компенсации работающим гражданам.

Пятое. Одной из важнейших задач является всестороннее развитие системы здравоохранения жителей Севера, особенно Арктической зоны Российской Федерации. Следует выработать жесткие критерии оценки состояния здоровья людей, привлекаемых на работу в районы Севера из других регионов, ввести обязательный медицинский осмотр за счет работодателя и страхование здоровья граждан, привлекаемых на работу в районы Севера, и членов их семей.


Комплекс природных, техногенных и социально-экономических условий ставит жителей этих регионов в значительно худшие условия по сравнению с жителями других территорий России. Специфические северные факторы оказывают наиболее сильное влияние на состояние здоровья детей. Показатели их заболеваемости значительно выше среднероссийских. Обращает на себя внимание и уровень заболеваемости коренных малочисленных народов Севера, который в полтора раза выше среднероссийского.

Серьезной проблемой является оказание медицинской помощи с применением санитарной авиации, которая для многих северных районов является единственной возможностью экстренного спасения жизни больных и пострадавших. Поэтому назрела необходимость создания подразделений северной авиации – специализированных вертолетных подразделений, оснащенных современным медицинским транспортно-реанимационным оборудованием.

Для северных регионов России с их низкой плотностью населения, большими расстояниями между населенными пунктами и высокой степенью подверженности жителей тяжелым формам заболеваний крайне важное значение имеет вопрос обеспечения лекарственными средствами жителей удаленных поселений, в которых нет аптечных учреждений. По нашему обращению Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение Минздравсоцразвития до конца мая эту проблему урегулировать законодательно. Надеемся, что Минздравсоцразвития выполнит это поручение и сегодня представитель ведомства нам расскажет, как этот вопрос будет решаться.

Шестое. Важными в системе социальных гарантий и компенсаций остаются вопросы обеспечения самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.

Особое внимание необходимо уделять охране здоровья представителей коренных малочисленных народов Севера, материнства и детства, профилактике алкоголизма и наркомании среди молодежи.

Следует повысить уровень доступности качественного образования для коренных малочисленных народов Севера, включая целевое квотирование бюджетных мест в вузах, развитие специализированных форм дистанционного образования, проведение целевой подготовки и переподготовки специалистов, занимающихся традиционными формами хозяйственной деятельности этих народов.

В целях расширения числа рабочих мест для коренных малочисленных народов необходимо создание в местах их проживания предприятий малого предпринимательства, факторий, малогабаритных цехов по переработке продукции оленеводства и охотничьего промысла.

Представляется целесообразным осуществление государственной поддержки этих народов через внедрение системы государственных закупок продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которая гарантировала бы сбыт такой продукции не по бросовым, а по реальным рыночным ценам. Я бы хотел, чтобы сегодня участники парламентских слушаний высказали свое мнение относительно этого предложения.

Седьмое. В рыночных условиях в решении вопросов социальной направленности активное участие должны принимать представители бизнеса через различные формы государственно-частного партнерства, в том числе с использованием механизма соглашений федерального Правительства, региональных администраций, органов местного самоуправления и коренных этносов с крупными компаниями по повышению уровня социальной ответственности бизнеса в районах Севера и Арктики.

Основным ориентиром в решении социальных вопросов должна стать система минимальных стандартов условий трудовой деятельности и уровня жизни граждан в районах Севера и Арктики, которые обязаны обеспечить в соответствии со своими полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и, самое главное, компании-работодатели всех форм собственности.

Пора, наконец, серьезно посмотреть на экономику северных районов. Ее ключевые отрасли – добыча нефти, газа, алмазов, золота, никеля, платиноидов и других природных ресурсов – приносят весьма приличные доходы владельцам работающих здесь крупных компаний. Доходы эти, по сути, являются сверхприбылью. Задача государства – перераспределить налоги, поступающие с этих сверхдоходов, в пользу тех отраслей Севера, которые таких сверхдоходов приносить не могут по объективным причинам, а зачастую просто убыточны.


Уважаемые участники парламентских слушаний! Это только часть вопросов, которые следовало бы обсудить сегодня. Уверен, что в докладах и выступлениях будет поднято еще немало проблем, прозвучат предложения, и мы сможем выработать конкретные полезные рекомендации по итогам наших парламентских слушаний.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех, кто перед парламентскими слушаниями направил в комитет информацию и предложения, значительная часть которых вам роздана. На их основе подготовлен проект рекомендаций сегодняшних слушаний, по которому просим также высказывать свое мнение и предложения в процессе обсуждения.

Теперь нам нужно договориться о регламенте нашей работы. Вы знаете, что у нас в Совете Федерации установлено время для доклада 15 минут, для выступления в прениях – 5–7 минут. Перерыв предлагается сделать через два часа или, на ваше усмотрение: если после двух часов останется на 40 минут работы, то провести слушания можно без перерыва. Вот такая предлагается на сегодня программа работы.

Ведется стенограмма сегодняшнего заседания, поэтому просьба всем выступающим представляться, для того чтобы правильно были отражены их фамилии и должности.

Какие будут замечания или предложения?

с места

Согласиться.

Г.Д. Олейник

Тогда приступаем к работе. Слово для содоклада (будем считать, что я выступил первым с докладом) предоставляется Сусловой Марине Валериевне, заместителю директора Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Пожалуйста, Марина Валериевна.

М.В. СУСЛОВА

Уважаемые председатель комитета, члены комитета, участники парламентских слушаний! Хотела бы сначала остановиться на общих проблемах нашей социальной политики, на той работе, которую проводит Минздравсоцразвития России, в связи с тем, что наряду с такими особенностями, о которых сейчас было очень хорошо, подробно сказано и которые имеют место быть в арктических районах, основные направления нашей социальной политики являются общими и для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и для арктических районов, и для других территорий Российской Федерации.


Надо сказать, что в программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год среди основных приоритетов деятельности Правительства на первое место поставлена социальная проблематика. В настоящее время Минздравсоцразвития России рассматривает предложения по доработке плана реализации антикризисной программы на этот год, которые предполагают ряд мероприятий в области социальной политики.

Если останавливаться на основных мероприятиях этого плана, то в нем отражены и вопросы совершенствования пенсионного обеспечения (то, что касается внесенных 29 апреля проектов федеральных законов в отношении упразднения единого социального налога), и вопросы дополнительной индексации страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2009 года с учетом индекса потребительских цен, который будет регулироваться постановлением Правительства Российской Федерации в июле, и вопросы, касающиеся развития приоритетного национального проекта "Здоровье", включая прежде всего реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни.

В тех раздаточных материалах, которые мы передали в комитет к этим парламентским слушаниям, направления, статистические данные по районам, относящимся к Арктике, довольно подробно представлены.

Также предполагаются мероприятия по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Предусматривается внесение в июне постановления Правительства об обязательной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Предусматривается также внесение в лицензионные требования к фармацевтической деятельности положения о необходимости соблюдения лицензиатами, осуществляющими оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, установленных предельных оптовых и розничных надбавок.

Распоряжением Правительства в июне планируется внесение уточнений в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Также планируется принятие постановления Правительства Российской Федерации (я говорю именно о тех предложениях, которые направлены в Минэкономразвития и которые еще будут обсуждаться) о наделении Росздравнадзора полномочиями по контролю за ценами на лекарственные средства для отдельных категорий граждан. Ежеквартально Росздравнадзором совместно с Росстатом будет проводиться мониторинг обращения лекарственных средств в аптечных учреждениях и организациях здравоохранения по цене и ассортименту, а также статистическое наблюдение за потребительскими ценами по наиболее востребованным лекарственным средствам различных ценовых категорий в аптечных организациях.


Будет решаться большой блок вопросов по проблеме занятости населения. Как вы знаете, 20 мая этого года принято постановление № 436 о внесении изменений в постановление о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации. В августе планируется внесение изменений в постановление Правительства № 316 "О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации", связанных с увеличением потребности в получении субвенций из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации в связи с изменением прогнозной численности безработных граждан и перераспределением объемов субвенций по регионам.

Хочу также сказать, что в Министерстве здравоохранения и социального развития издан приказ об организации работы по разработке и утверждению карт проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства на период до 2012 года. Минздравсоцразвития всего планирует утвердить 11 карт проектов в развитие 215-го постановления Правительства, которые предусматривают комплекс мероприятий по всем основным направлениям социальной политики, включая сферу здравоохранения, реализацию программы поддержки семей, обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и перехода на страховые принципы медицинской помощи, улучшение лекарственного обеспечения населения, о котором я говорила уже подробно, развитие пенсионного обеспечения и мониторинга эффективности введения новых систем оплаты труда. После согласования указанных карт (все 11 уже подготовлены и согласовываются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти) планируется направить их на экспертизу в Минфин и Минэкономразвития России.

Теперь непосредственно о вопросах, которые касаются районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и арктических районов. Как было уже сказано, будет введен в действие план по реализации основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года. Этот план предусматривает также и проведение мероприятий в части здравоохранения.


Надо сказать, что совсем недавно мы направили предложения по доработке концепции развития Севера, которая была утверждена еще в 2000 году распоряжением № 178. Она во многом устарела, и сейчас Минрегион России проводит работу по разработке и согласованию плана в целях реализации этой концепции. Точка зрения Минздравсоцразвития состоит в том, что, конечно, во многом эта концепция уже устарела, прежде всего в отношении предоставления в дальнейшем гарантий и компенсаций в части коэффициентов и надбавок только для работников бюджетной сферы. Это не соответствует действующим положениям Трудового кодекса, согласно которым повышенная оплата труда с применением коэффициентов и надбавок применяется к заработной плате работников организаций всех форм собственности, независимо от источников финансирования.

С нашей точки зрения, размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате и порядок их применения, а также постановление об утверждении их размеров целесообразно рассматривать и вносить только после принятия документа о научно обоснованном районировании территорий Российской Федерации по природно-климатическим условиям, и не в целях реализации именно этой концепции, а в целях реализации Трудового кодекса, которым напрямую предусмотрено установление Правительством Российской Федерации размеров указанных компенсационных выплат. Об этом Минздравсоцразвития сообщило в письме Минрегиону России.

Проведение районирования позволит с научной точки зрения определить и южную границу районов Арктики, которая предусмотрена у нас планом мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Также у нас продолжается работа по совершенствованию действующих актов с учетом складывающейся правоприменительной практики в области предоставления гарантий и компенсаций северянам. В частности, это связано с внесением изменений в постановление Правительства от 12 июня 2008 года № 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, которые расположены в районах Севера".


Надо сказать, что, несмотря на то что такие четкие нормы в части компенсации по выезду предусмотрены Трудовым кодексом только для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, предоставление гарантий в этой части и для всех остальных организаций, в том числе внебюджетного сектора, является обязательным для работодателя. Территориальные инспекции Роструда в случае непредоставления этой гарантии один раз в два года вносят соответствующие предписания работодателям.

Надо сказать, что в связи с решением Верховного Суда мы сейчас вносим изменение в указанное постановление относительно того, что ребенок – член семьи работника – может ездить и в другое время, независимо от факта выезда самого работника в отпуск. Данное постановление будет распространяться на правоотношения, которые у нас действуют с 18 марта текущего года.

Я хотела также остановиться на вопросах предоставления гарантий и компенсаций в области трудовых отношений. Здесь у нас также возникает вопрос в части предоставления гарантий занятости. Поэтому сейчас во всех субъектах, в том числе и относящихся к Арктической зоне, приняты соответствующие региональные программы занятости, в которых предусмотрены соответствующие мероприятия. Все субсидии перечисляются этим субъектам в срок в соответствии с принятыми постановлениями Правительства Российской Федерации.

В раздаточных материалах мы подробно изложили те проблемы, которыми характеризуется рынок труда в Арктической зоне. С учетом этого предлагаем в проект рекомендаций внести предложения о продолжении реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации, расположенных на территориях, относящихся к Арктической зоне, обратив особое внимание на сохранение и закрепление квалифицированных кадров, организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Правительству в целях стимулирования трудовой мобильности предлагается разработать единые меры адресной поддержки граждан и членов их семей, предусмотрев дифференцированный подход к размерам оказываемой государственной адресной поддержки в зависимости от территории переезда, когда работники направляются в районы Севера, в том числе и Арктической зоны, где они нужны, и заселение которых относится к сфере геополитических интересов Российской Федерации. В настоящее время работа над таким проектом постановления ведется в министерстве. Касаться оно будет всех субъектов, о которых я сказала, в том числе и Арктической зоны.


Также мы предлагаем государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления продолжить работу по расширению форм взаимодействия в социальной сфере с бизнес-сообществом в рамках частно-государственного партнерства (о чем, в общем, тоже подробно сказано в материалах Минздравсоцразвития).

У меня всё. Спасибо за внимание.

Г.Д. Олейник

Спасибо.

Вопросы. Пожалуйста.

М.Е. Николаев

Марина Валериевна, каков Ваш комментарий к выступлению Геннадия Дмитриевича? Он ряд принципиальных вопросов, в том числе касающихся вашего министерства, высказал. Прокомментируйте, пожалуйста, с чем Вы согласны – с чем не согласны.

М.В. СУСЛОВА

Как я уже сказала, министерство согласно с предложением о том, что необходимо районирование территорий Российской Федерации в целях предоставления гарантий и компенсаций. Большой и злободневный вопрос касается особенностей пенсионного обеспечения лиц, проживающих на Севере. Этот вопрос известен, с соответствующими департаментами министерства он прорабатывается, и, насколько я знаю, планируются соответствующие консультации по этому вопросу с Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Что касается лекарственного обеспечения, основную информацию я дала по тем постановлениям Правительства, которые будут приняты по данному вопросу.

М.Е. Николаев

Тогда комментарий. Помните, в прошлом году Президент России после посещения ряда регионов, субъектов Российской Федерации, северных территорий, восточных территорий сказал, что жизнь убогая и федеральным министерствам надо заниматься ежедневно проблемами этих территорий. Что изменилось спустя год после заявления Президента страны в вашем ведомстве? В чем выражается то, что вы "ежедневно занимаетесь этими проблемами"? Как-то улучшаете условия жизни северян?

М.В. СУСЛОВА


Здесь мало ежедневно заниматься проблемами. Здесь большое значение имеют те стратегические документы (именно по развитию районов Сибири и Дальнего Востока), над которыми весь прошедший год работало и министерство. Также оно принимало участие в работе по подготовке концепции в области региональной политики, которая была внесена в Правительство Минрегионом, и соответствующих стратегий развития Дальнего Востока. И концепция в области региональной политики, и соответствующие стратегии предусматривают подробно разработанные разделы в области здравоохранения и социального развития на перспективу до 2025 года.

М.Е. Николаев

В структуре вашего министерства есть люди, занимающиеся проблемами Севера?

М.В. СУСЛОВА

Специальной структуры, которая занималась бы вопросами Севера, у нас нет. Такие вопросы выделены в нашем положении о министерстве только в части предоставления гарантий и компенсаций для работающих граждан, это в рамках трудового законодательства. И соответствующие подразделения министерства – департамент по вопросам социальной защиты, по вопросам социального страхования в части пенсионного обеспечения – конечно, занимаются вопросами, касающимися северян. Работа эта проводится постоянно в рамках планируемых мероприятий Правительства и разработки нормативных правовых актов.

Но что касается комплексного развития районов Севера, непосредственно этот вопрос относится к компетенции Минрегиона России.

Г.Д. Олейник

Пожалуйста.

С.Н. КОТКИН

Председатель комитета Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Коткин Сергей Николаевич.

В июне прошлого года был принят федеральный закон, положениями которого практически все нелицензированные аптечные пункты не имели права на существование и были закрыты. Кроме того, неспециалист не имеет права продавать лекарственные препараты в аптечных пунктах. Вроде бы благие намерения, но в результате практически все села, находящиеся на Крайнем Севере, остались без медицинских препаратов. Человек должен выстоять в больнице день, получить какую-то таблетку какого-то лекарства, а аптеки были все закрыты… Вы понимаете, что в условиях Севера получить лицензию на медицинское учреждение практически невозможно. В советские времена ни земельных отводов, ничего этого сделано не было... Скажите, пожалуйста, что-то в этом направлении делается? Был ряд законодательных инициатив от субъектов относительно возвращения на какое-то время обратно тех положений, которые были, чтобы обеспечить людей препаратами. Спасибо.


М.В. СУСЛОВА

Я не могу конкретно сказать по тем законопроектам, которые вносились по этому вопросу, этим у нас занимается соответствующий департамент. Конечно, проблема, о которой Вы говорите, известна, и соответствующими специалистами она рассматривается в ходе подготовки постановлений Правительства, о которых я сейчас сказала. Я думаю, что те вопросы, которые будут сегодня озвучены, обязательно будут доведены до руководства министерства, и комитет получит исчерпывающие ответы.



следующая страница >>