litceysel.ru
добавить свой файл
1
"Экология" для учащихся 6-7 классов



Введение

Предмет изучения науки экологии. Основные понятия и задачи экологии.

Почему нужно изучать Экологию.

Экологический кризис, его причины и последствия.

Вклад в развитие науки экологии Томских ученых.


Раздел 1

Среды жизни организмов

Определение понятий: окружающая среда, природная среда, среды жизни.

Почва как среда обитания. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Организм как среда обитания.

Характеристика каждой из сред, особенности их существования в сибирских условиях. Адаптация организмов к жизни в каждой из сред. Закон единства организма и среды.


Раздел 2

Факторы среды


Определение понятия "фактор среды". Классификация факторов: биотические, абиотичекие, антропогенные. Закономерности действия факторов. Особенности действия экологических факторов в Сибири.


Раздел 3

Взаимоотношения организмов

Хищничество, паразитизм, конкуренция, мутуализм, нейтрализм, симбиотизм. Наиболее опасные паразиты и их переносчики в Сибири.

Трофические цепи и сети. Сосуществование и разделение ресурсов. Роль организмов в формировании окружающей среды. Организмы - индикаторы состояния среды. Взаимодействие человека с растительным и животным миром.


Раздел 4


Популяции


Определение понятия популяция. Структура популяций. Возрастные стадии растений и животных. Колебания численности организмов на примере сибирских видов (Сибирский шелкопряд, дрозд-рябинник, мышевидные грызуны и т.д.).

Индивидуальные и групповые формы жизни. Территориальное поведение. Миграции.

Раздел 5


Сообщества

Определение понятий сообщество (биоценоз), экосистема, биогеоценоз. Структура сообществ. Взаимоотношение в сообществах: трофические, топические, форические, фабрические. Изменение сообществ во времени. Смена сообществ. Основные сообщества Западной Сибири.


Агроценозы и их отличия от природных систем. Основные закономерности в сообществах: правило 10%, 1%, закон Ле Шателье Брауна.


Раздел 6

Влияние окружающей среды на человека


  1. История освоения человеком территории Томской области. Экологическая целесообразность выбора территорий для заселения, развития земледелия и производства.

  2. Природные ресурсы и их рациональное использование.

Определение понятия "природный ресурс". Ресурсы Западной Сибири. Ресурсы Томской области. Основные законы природопользования: закон исчерпаемости природных ресурсов, правило преобразования природных систем, закон убывающего плодородия. Правило территориального экологического равновесия.

  1. Загрязнение природной среды. Понятие "загрязнение". Классификация загрязнений. Основные источники загрязнения окружающей среды Томской области.

  2. Государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами рационального природопользования в Томской области.

  3. Экологический манифест Н. Ф. Реймерса.



Учащиеся должны знать


  • Особенности современного экологического кризиса.

  • Основные понятия экологии.

  • Основные экологические законы.

  • Особенности действия экологических факторов в условиях Западной Сибири.

  • Типы сообществ Западной Сибири.

  • Адаптации организмов к жизни в условиях Сибири.

  • Ресурсы Томской области.

  • Источники и типы загрязнений Томской области.

  • Организации, занимающиеся рациональным природопользованием в сибирском регионе.



Учащиеся должны уметь

  • Выделять компоненты сообщества.


  • Отличать в биоценозе пораженные вредителями и болезнями растения.

  • Выделять главные источники загрязнения природной среды своего населенного пункта.

  • Уметь наблюдать за живыми организмами в лабораторных условиях и в природе, правильно описывать и оформлять свои наблюдения.

  • Проводить простые работы по биотестированию.

  • Проводить мониторинг за сезонными наблюдениями в природе.

  • Различать характерные виды птиц, насекомых, растений Томской области.

  • Определять лекарственные растения Томской области.



Наблюдения и практические работы по экологии в 6-7 классах


  1. Наблюдения за влиянием абиотических факторов ( свет, температура, влажность) на развитие растений (горох, овес и др.) в лабораторных условиях.

  2. Лабораторные наблюдения "Действия загрязняющих факторов (бензин, нефть и др.) на растения".

  3. Экскурсия "Насекомые - вредители огорода (леса)".

  4. Экскурсия "Растения - сорняки огорода".

  5. Экскурсия "Индикаторы условий среды".

  6. Приготовление отваров из лекарственных трав (подорожник, спорыш и др.)

  7. Экскурсии в природу "Сезонные изменения в лесу".

  8. Экскурсия "Загрязнение улиц твердыми бытовыми отходами. Нанесение на карту-схему источников загрязнителей".

  9. Экскурсия "Природные ресурсы данной местности".

  10. Экскурсия "Водные сообщества".

  11. Лабораторная работа " Твердые бытовые отходы в семье и способы их утилизации".


Предполагаемые темы экологических проектов для учащихся 6-7 классов


1.Роль болот в условиях Западной Сибири.

2.Состав и структура леса.

3.Твердые бытовые отходы данного населенного пункта.

4.Природные ресурсы данной местности.

5.Влияние условий на выращивание растений.

6.Эффективное использование электроэнергии и способы ее сбережение.

7.Биоиндикаторы природных вод.


Авторы: Москвитина Н.С. - д.б.н., проф., зав. каф. зоологии позвоночных и экологии БПФ ТГУ; Литковская Н.П. – методист по экологии, ТОИПКРО; Купресова В.Б. – к.б.н.. доцент ТГУ.