litceysel.ru
добавить свой файл
1
Методический комментарий к интегрированному уроку литературы в 6 классе по теме


«Изображение осени в живописи, поэзии, музыке»


Уроки словесности – одно из средств формирования образованного, духовно развитого человека. Эти уроки развивают воображение, творческие способности, формируют образную речь учащихся, побуждают к поискам средств передачи ее экспрессивности.

Интегрированные уроки давно вошли в практику моей работы. В программе по литературе 5 – 6 классов предусмотрены темы по ознакомлению с произведениями русских поэтов о Родине и родной природе. На уроках русского языка мы обучаем ребят сочинению по картине. Я считаю, что удачнее эти темы объединить и провести интегрированный урок, объединяющий задачи русского языка, литературы, а также предметы эстетического цикла – изобразительное искусство и музыку.

Что дают такие уроки моим ученикам? Главное - сопереживание, соразмышление, проникновение в мир прекрасного, постижение красоты и значимости окружающего нас мира. Такие уроки развивают художественный вкус, прививают любовь к родному языку, учат отличать истинное искусство от низкопробного, видеть и оценивать пейзажные зарисовки в произведениях разных жанров.

С внедрением в практику школьных уроков с использованием ЦОР эстетические и познавательные возможности расширились, ученики получили возможность приобщения к лучшим творениям русского классического искусства. Особенно ценны такие возможности для сельских школ, где ребята лишены возможности посещения больших музеев, картинных галерей, концертов классической музыки.

Обычно на проведение таких уроков я выделяю 2 часа учебного времени.

Итак, я предлагаю вам поучаствовать в одном из таких уроков, объединивших в себе 5 видов школьных дисциплин: русский язык, литературу, изобразительное искусство, музыку.

На уроке использованы наглядные методы (наблюдение, прослушивание музыкального отрывка), индуктивные и дедуктивные, эвристический метод, метод проекта и модульного обучения.



Интегрированный урок


(Слайд №1)

« Унылая пора! Очей очарованье!»

( Изображение осени в живописи, поэзии, музыке)


Цели: (Слайд №2)


1.Обучающие: показать изображение осени мастерами разных видов искусства, формировать навыки восприятия, истолкования, оценки классических произведений, учить написанию творческих работ.

2. Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое, ассоциативное мышление; устную и письменную речь; умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

3. Воспитательные: воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины.

Оборудование:


- мультимедийный проектор, экран;


  • букеты из осенних листьев и цветов;

  • осенние листья на каждом столе;

  • репродукции картин: И.И. Левитан «Золотая осень», И.Э. Грабарь «Рябинка», В.Д. Поленов «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень»;

  • П.И. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года».

  • Опережающее домашнее задание: подобрать стихотворения русских поэтов- классиков об осени и подготовиться их выразительно читать или рассказывать наизусть.


Ход урока:


I. Эмоциональный настрой на урок

В кабинете звучит красивая спокойная музыка. На ее фоне звучат слова учителя:

-Наступила осень. Пора увядания природы, короткого солнца, пора прощальная, грустная. Но ведь в каждом времени года есть своя прелесть и неповторимое очарование. У вас на столах, ребята, осенние букеты из листьев и цветов. Они помогут нам создать атмосферу золотой осени, почувствовать не только грусть, но и прелесть этого прекрасного времени, ощутить его запахи, услышать музыку дождя и вновь пережить восхищение.



(Слайд № 3)


  • Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А.С. Пушкин

  • Да, так писал об осени великий русский поэт. А какой видит осень каждый из нас? На этот вопрос мы ответим в конце урока после знакомства с произведениями русских художников, поэтов, композиторов.

  • Ребята, знакомы ли вам определения «классический», «классика»?



(После ответа слайд № 4)

  • Сегодня на уроке я надеюсь на вас, на ваше сотрудничество. Вместе с вами мы войдем в мир классического искусства.

II. Работа с картинами, их анализ

  • Сейчас мы посмотрим, какой увидели осень русские художники.

(Слайд № 5)

  • Перед вами репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

  • Что изображено на картине?

  • Какую осень увидел художник?

  • Что вам понравилось в ней?

  • Какие мысли, чувства рождает картина?

Аналогично идет демонстрация слайдов и работа с картинами других художников:

№ 6 – И.Э. Грабарь «Рябинка»;

№7 – В. Д. Поленов «Золотая осень»;

№8 – И. С. Остроухов «Золотая осень».

  • Что объединяет эти картины?

( Они изображают осеннюю природу и названия почти у всех одинаковые).

  • А похожи ли они одна на другую?

  • Верно, все картины разные, и чувства художники передали каждый по-своему. Вы дома подбирали стихотворения об осени русских поэтов. Я думаю, стихи тоже будут разными, ведь восприятие каждого из нас тоже индивидульно.

III. Чтение стихотворений об осени.

Звучат стихи А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета и др.

Каждый из читающих обосновывает свой выбор:


  • Почему выбрал именно это стихотворение?

  • Какую картину осени рисует поэт?

  • С помощью каких изобразительно-выразительных средств ему это удается?



IY. Слушание и анализ «Осенней песни» («Октябрь») П.И. Чайковского

  • Вот мы и подошли к третьему виду искусства – музыке. В вашем воображении уже возникли свои, наповторимые образы осени, и теперь я хочу, чтобы эта картина стала полной и яркой. Поможет нам в этом, конечно же, музыка. Мы будем слушать пьесу П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

  • Вспомните, как нужно слушать музыку?

  • Я предлагаю вам взять в руки осенние листья, почувствовать запах осени, распахнуть душу навстречу чувствам и увидеть СВОЮ прекрасную осеннюю картину.


( На фоне музыки картины медленно сменяют друг друга)

(Слайды № 9 – 13)


YI. Беседа после прослушивания

  • Какие картины возникли в вашем воображении?

  • Что понравилось, поразило в музыке?

  • Какими мыслями вам хотелось бы поделиться с окружающими?



YII. Обобщающая беседа

  • Какой видят осень поэты, живописцы, композиторы, а какой каждый из вас?

  • Ребята, что вы увидели, услышали, прочувствовали на этом уроке. Можете ли вы теперь согласиться, что осень – «унылая» пора?

( Ученики обмениваются мнениями о том, что общего между классическими произведениями различных видов искусства в изображении картин природы. Поражает ребят и такое простое открытие: каждый из авторов рисует. Художник – кистью, поэт – словом, композитор – звуками. Но при этом ни у кого не остается равнодушным сердце, душа. Вывод: без чувства восхищения невозможно создание прекрасного).


-Закончить наш урок мне хочется словами благодарности за то, что вы вместе со мной всмотрелись, вдумались, вслушались и …пришли в восхищение.

(Слайд № 14)


Эти уроки ребята очень любят, они оставляют глубокий след в детских сердцах. Атмосфера, царящая на них, пробуждает чувства, эмоции, учит их чуткости, умению видеть красивое в обычном, прививает любовь к родному слову, воспитывает чувство гордости за свою Родину и прекрасные творения, оставленные нам в наследство, побуждает к творчеству.

Уроки, подобные этому я провожу по временам года. Как правило, только первый из них готовлю сама, а к подготовке последующих активно подключаются ученики: подбирают репродукции, музыку, создают свои презентации.

Итогом такого взаимотворчества становятся презентации (см. приложение) письменные работы, которые ученики выполняют либо сразу после урока, либо дома. Вот такие сочинения-миниатюры пишут ребята:

Урок в кабинете литературы. Тепло. Уютно. За окном холодный дождь.

Мы говорим об осени, рассматриваем картины русских художников, читаем стихи. Но вот учительница включает музыку, и я попадаю в другой мир, наполненный звуками…

Прошумел ветер, упали первые капли дождя. Листок оторвался от дерева и упал на землю. Ветер рванул с новой силой, и уже целая стая таких листьев закружилась в воздухе. Дождь усилился, капли стали тяжелее. Да, я там, в этом холодном мокром лесу, где опадает с дерева последний лист и все кружит, кружит, не желая прощаться с летом…

Звуки музыки умолкли, но еще несколько минут я не могу прийти в себя. Мне грустно, холодно, жалко…

( Коновалова Ирина, 6 класс)

Я не очень любил рассматривать картины. Теперь понимаю почему: я просто не умел этого делать. Оказалось, этому тоже надо учиться. Но вчера на уроке литературы я полюбил одну картину. Она называется «Рябинка», написал ее художник И.Э. Грабарь. Изображение рябинки сразу привлекло мое внимание, я подумал: а почему она такая яркая? Наверное, весной ее соседки-березки хвастались своими длинными сережками, а она стояла в их тени, и никто не замечал ее неярких цветов. А теперь березкины сережки опали, а рябинка стала такой нарядной, что соседкам стало стыдно за свое хвастовство – вот они и наклонили головы.


А может, у рябинки впервые появились дети-грозди. Яркие, румяные, крепенькие. Вот и гордится мама-рябинка, что не зря лето прожила, не зря солнышко на нее светило да дождик поливал.

Я долго смотрел на эту картину и все не мог успокоиться, так она мне понравилась. Теперь я понял, что на картину нужно не просто смотреть, а всматриваться и понимать.

(Стадник Илья, 6 класс)