litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Не только платье красит человека



Цель: Поговорить о правилах личной гигиены; способами ухода за своим телом; формировать привычку соблюдать правила личной гигиены ежедневно.


Ход классного часа


1. Введение в тему.

У ч и т е ль. А знаете ли вы, как начиналось утро французского короля, жившего 300 с лишним лет назад? Начиналось оно с одева­ния и туалета. Одевание продолжалось очень долго, а вот умыва­ние... Королю подносили большую великолепную чашу, на дне которой плескалась вода. Король смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и ... на этом процедура заканчивал ась. Мыться целиком в те времена было не принято. Для того чтобы заглушить неприятный запах грязного тела, люди, даже самые бо­гатые, употребляли различную парфюмерию, духи. Мылом король пользовался весьма неохотно, впрочем, как и все.

Хотели бы вы жить в те времена? Нет ли среди нас тех, кто умывается так же, как французский король? (Ответы детей.)


2. Устный журнал.

Страница 1. «Из истории появления мыла».

l-й у ч е н и к. Необходимость поддерживать чистоту тела воз­никла у человека, наверное, тогда, когда он осознал себя челове­ком. Однако многие племена и народы в те времена, по свидетель­ству древнегреческого историка Геродота, мыла не знали. Скиф­ские женщины, например, мылись порошком из древесины кипариса и кедра, смешивая его с водой и ладаном. Этой мазью они натирали свое тело. Затем мазь удаляли скребками, и кожа стано­вилась чистой и гладкой. Другие южные народы пользовались гли­ной вместо мыла.

В России же во времена Петра 1 мылом пользовались лишь бога­тые люди, а крестьяне стирали белье и мылись сами щелоком - дре­весной золой, которую заливали кипятком и распаривали в печке.

2-й У ч е н и к. Но сейчас мыло не редкость и доступно каждому. Каких только сортов мыла не встретишь! Тут и «Ягодка», и «Банное», и «Нежность» и т. д. Отгадайте, какие сорта мыла есть еще:


r

Даже ночью муравьишка Белая корзинка

Не пропустит свой домишко: Золотое донце.

Путь-дорожку до зари В ней лежит росинка

Освещают фонари. И сверкает солнце.

На больших столбах подряд (Ромашка.)

Лампы белые висят. (Ландыш.)


Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки ­

Собираем огоньки. (Земляника.)

Черных ягод пышный куст­

Хороши они на вкус! (Смородина.)

Да, в магазине большое разнообразие различных сортов Но все-таки для нас врачи рекомендуют мыло «Детское», так него входят такие полезные компоненты, как жиры животные и растительные, кокосовое масло, ланолин (для смягчения кожи) и борная кислота (для придания мылу антисептических свойств)


Страница 2. «Как ухаживать за кожей».

Учитель. Но зачем нам мыться? Откуда на человеке появля ется грязь? Как вы думаете? (Ответы учащuxся.) .

Ш к о л ь н ы й в р а ч. Да, не только платье красит челе Кроме платья у человека есть еще руки, ноги и лицо, которые необходимо содержать в порядке. Эти «детали» очень бросаются в глаза.

Кожа человека должна дышать, только тогда она будет гладкой и красивой. А для этого поры не должны быть забиты жиром и грязью. Если не содержать кожу в чистоте, в ее складках посею бактерии и микробы. Ложась спать немытым, подумайте о том, чем будет дышать ваша бедная кожа, как ей будет душно и плохо, как скверно она будет выглядеть наутро, какая будет серая и неровная.

Такая кожа не только не красит человека - она его уродует. «Ох, - скажете вы, - какая у меня жуткая кожа!» А кто виноват, если не ты сам? Почему иногда к неодушев-ленным предметам мы . относимся нежнее и бережнее, чем к самому себе? Худо ли,хо-

рошо ли, но вы заботитесь о своих вещах, стараетесь, чтобы велосипед был в исправности и выглядел красиво. Ведь вам известно, что металлические части, если их не чистить, покрываются ржавчиной, портятся.


А ведь уход за кожей прост и заключается главным образом в соблюдении гигиены, то есть удалении грязи, пыли, избытка кожного сала.

Умываться надо так: руки, лицо, шею мыть ежедневно с мылом водой комнатной температуры. Верхнюю часть тела (грудь) мыть без мыла, но потом растереть ее полотенцем до легкого по­краснения кожи. Необходимо также ежедневно мыть ноги теплой водой с мылом. Если же дома есть душ, то лучше принимать его ежедневно. Вода должна быть теплой, но не горячей.

Почему не рекомендуется умываться холодной водой? Дело в том, что холодная вода вызывает спазм кровеносных сосудов, ухудшает питание кожи, сушит ее, что ведет к шелушению. Но очень полезно для кожи контрастное умывание, благоприятно дей­ствующее на нее. При умывании сначала используют теплую воду, а затем ополаскивают лицо прохладной.

Не реже одного раза в неделю для тела необходима более серь­езная гигиеническая процедура - «генеральная» мойка. Ее можно провести как в русской бане, так и в обычной ванне.


Страница 3. «Баня моет, баня греет, хворь, недугu одолеет». (Звучит песня «Баня» в исполнении М Евдокимова.)

3-й у ч е н и к . Прелюбопытнейшие подробности открывает нам история. Оказывается, в договоре Руси с Византией (907 г.) русичи обеспечивали себе право по прибытии в Константинополь пользо­ваться баней. В самой древней из сохранившихся летописей «По­вести временных лет» (945 г.) упоминается баня в Великом Новго­роде, где люди, обнажившись, обливались щелочным квасом, били себя вениками и под конец окатывались холодной водой.

В старину, когда начинала работать парная, банщик ходил по улицам Москвы и зазывал народ: «В баню! В баню!» Баня у рус­ских людей не только насущная потребность для соблюдения чис­топлотности, но и главное лекарство от всех недугов и своего рода наслаждение. Ведь недаром после бани говорят: «Как заново ро­

дился». Само слово «баня» происходит от латинского «бальнеум»- ­«прогнать боль».


Ш к о л ь н ы й в р а ч . Широчайший спектр воздействия банно­го жара на человеческий организм начинается с кожи. Собственно, изначальный смысл бани заключается в том, чтобы позаботиться о ее чистоте. Ученые подсчитали, что на одном сантиметре кожи может находиться до 40 тысяч болезнетворных микробов. Но чис­тая, здоровая, ухоженная кожа, как стойкий солдат, противодействует непрерывному натиску врага. Ее защитная функция повыша­ется. Заражение через кожу возможно лишь при ее загрязнении. Исследования показали, что микроорганизмы, помещенные на ко­жу чистых рук, быстро погибают.

Как свидетельствуют врачи, каждый четвертый больной в той или иной степени жертва нарушений гигиены.

Жар, которым славится отменно подготовленная русская баня, открывает и тщательно прочищает поры тела, удаляет грязь. Чрез­вычайно мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, омерт­вевшие клетки - ведь только за одни сутки у человека в среднем погибает и восстанавливается двадцатая часть клеток кожного по­крова. Так баня помогает самообновлению.

Мудра русская пословица: «В который день паришься, в тот день не старишься».

Но есть у бани свои законы, которые надо неукоснительно со­блюдать. Иначе банный жар принесет не пользу, а вред.


Непременное «банное» правило: не ходите в парную после обильной еды. Почувствуете слабость, вялость - отложите веник в сторону. Но не следует ходить в баню и натощак. Поесть надо легко.


Очень полезно купаться с настоями из трав или листьев: чабре­ца, мяты, листьев грецкого ореха и т. д.

Теперь о ногах. Им в бане тоже надо оказать внимание. Налей­те в таз теплую, слегка подмыленную воду (неплохо добавить сюда и щепотку соды) и опустите ступни в него. А под конец процедуры потрите ступни пемзой.

Голову моют в последнюю очередь. Для мытья волос сущест­вует огромное количество шампуней. Подберите подходящее для ваших волос средство, но не забывайте, что ополаскивать волосы лучше всего настоями трав (березовых листьев, крапивы и т. д.) или подкисленной лимоном водой. После такого эликсира волосы не выпадают, не секутся.



Страница 4. Чистая вода - для хвори беда.

4-й у ч е н и к. А привычная чугунная ванна также имеет поч­тенный возраст. И она мало изменилась за прошедшие века. Самые старые ванны были обнаружены в Индии при раскопках одного древнего города - им 5 тысяч лет. Если вы сравните эти ванны с современными, то очень удивитесь их сходству.


Школьный врач. Температура воды в ванне должна быть 37-39С. Принимают ванну не более 15 минут. Есть большое мно­жество пеномоющих добавок для ванн, которые содержат нату­ральные растительные экстракты хвои, календулы, ромашки и дру­гих растений. Эти препараты оказывают положительное влияние на кожу. Можно добавлять в воду морскую соль, ароматические соли. Они не только хорошо воздействуют на кожу тела, но и на нервную систему. Ароматические ванны лучше всего принимать перед сном, так как эти ванны успокаивают нервную систему, помогают изба­виться от раздражительности, приносят спокойный сон.

Бот так ежедневные водные процедуры и еженедельная баня или ванна не только наведут блеск и чистоту на вашем теле, но вы­

лечат, успокоят вас.

IП. Творческое задание «Заглянем в будущее».

У ч и т е ль. Так ли совершенна наша ванна? Совсем нет. Пре­жде всего она небез-опасна, особенно для пожилых людей. Очень много травм получено в ванне, в том числе и тяжелых. Американ­ский аэронавт Джон Глен благополучно вернулся из космоса и по­гиб, поскользнувшись в ванне. Поэтому, например, ванна с дверцей была бы очень кстати для пожилого или больного человека. А ка­кой вы видите ванну будущего? Предлагаю вам побыть в роли ди­зайнеров: придумайте и нарисуйте такую ванну.

IV. Подведение итогов.

1. В ы с т а в к а рисунков учащихся.

2. В ы в о д ы по теме.

У ч и т е ль. Ребята, какие выводы вы можете сделать из нашего занятия?

(Ответы учащuxся.)

Правильно, каждый хорошо воспитанный человек должен забо­титься о чистоте своего тела, так как от этого зависит его здоровье и отношение к нему окружающих людей.


У ч е н и к (читает стихотворение).

Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою: Кипяченой, ключевой, Из реки, иль из колодца, Или просто дождевой!


Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем ­Перед каждою едою,

После сна и перед сном. Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще ­Я грязнуль не выношу.

Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите - не беда!

И чернила, и варенье Смоют мыло и вода.

Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Ваш Тувим.

(«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

в nереводе С. В. Михалкова.)


БАННЫЕ СРАЖЕНИЯ . (Игра)

Ц е л и: формировать культурно-гигиенические навыки через игровую деятельность; воспитывать ловкость, смекалку, быстроту; расширять кругозо

.

О б о р у д о в а н и е: мыло, полотенце, мочалка, простыни, ве­ник банный, ведра, стаканы, поленья дров, тазы.


ХОД мероприятия


Перед началом игры дети делятся на две команды (по 5-6 человек).

В е д у щ ий. Конец недели, банный день.

Помыться в баньке нам не лень.

Нам надо баньку затопить,

Пора дровишек наносить.

1. Эстафета: «Полено к nолену».

З а д а н и е: Принести по полену каждому члену команды по очереди.

В ед у щ и й. Из трубы идет дымок, значит, баня топится.

Наносите-ка воды, а потом помоемся.

2. Эстафета: «Без воды - и не туда и не сюда».

З а д а н и е: Из ведра, стоящего в начале эстафеты, первый игрок переливает воду одним стаканом в маленькое ведро, переносит и выливает воду в другое - большое. Затем он возвращается к на­чалу эстафеты и передает маленькое ведро следующему игроку. Победитель определяется по тому, кто первым закончит эстафету, но с учетом количества воды в большом ведре.


В ед у щ и й.

В Все вы ловки и быстры,

Но смекалисты ли вы?

Ну-ка, вспомним-ка, друзья, что для бани надо: А для этого друзья ответить на вопросы рады.

3. Загадки о бане и банных принадлежностях.

Полна коробушка Маленький, мохнатенький,

Золотых воробушек. Всех людей перебил

(Угли в печке.) И царю не спустил.

(Банный веник.)


На крыше всех выше,

Дымом дышит. (Труба.)


Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А затем, когда сыта,

От Федоры теплота. (Печь.) Я кудрявый, я мохнатый,

А зимой - над каждой хатой, Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом,

Но нигде, нигде меня

Не бывает без огня. (ДЫМ.)

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печь.)

Залезла Варвара

Выше амбара:

Не ест и не пьет

Все на небо глядит. (Труба.)


На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Поло­тенце.)


Серое сукно тянется в окно,

Бьется, извивается,

В небо упирается. (ДЫМ.)

Вафельное, полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое? (Полоmенце.)

Черен, голенаст,

Выгибаться горазд. (ДЫМ.)


Гусек купается,

Из рук не вырывается,

Часто на берег глядит. (Ковш)

Ведущий.

Вот и вспомнили, ребята,

Что для бани иметь надо,

А когда все соберем,

Мыться мы тогда пойдем.


4. Эстафета «Собери банные принадлежности».

Первый игрок берет сумку (полиэтиленовый пакет) и бежит к столу, на котором лежат банные принадлежности (мыло, губка,. мо­чалка, полотенце, кусочек пемзы, веник), берет один предмет, кла­дет в сумку, возвращается к команде и передает сумку следую-щему игроку и т. д.



5. Конкурс болельщиков.

З а д а н и е : Закончить пословицу или поговорку о бане.

Баня парит,... (баня правит)

Баня - мать... (вторая)

.

Баня - мать наша:

Кости распаришь,... (все тело поправишь).

Когда б не баня,... (все б мы пропали).

Лук да баня... (все правяm)

.

В е д у щ и й. Что за баня без парилки?

Веник нужен нам как раз.

Каждый стукнуть себя должен

Веником до трех раз.

6. Эстафета «В парной».

З а д а н и е : Играющий должен добежать до стула, сесть на него

и три раза стукнуть веником себе по спине, вернуться к началу эс­тафеты, передать веник следующему игроку.


В е д у щ и й

В Ах, березовый наш веник.

Жалко, что один у нас ­

Ты попарился, дружок,

Передай другому в срок.

7. Эстафета «Передай вению).

З а д а н и е : Играющие передают веник в колонне от первого до последнего. Когда веник доходит до последнего игрока, он занима­ет место впереди колонны.


В е д у щ и й

В «Шоркнуть» спину нам не лень,

Будем мыться целый день.

Сядем в тазик мы, ребята,

В бане нынче жарковато.

8. Эстафета «Потрите спинку, пожалуйста».

З а д а н и е: Играющий должен добежать до определенного места, сесть в тазик и потереть спинку три раза губкой (мочалкой). Затем он возвращается к команде и передает губку (мочалку) сле­дующему игроку.


В е д у щ и й

В Переправа! Переправа!

Переправа в тазиках.

Сегодня в бане есть забава

­Езда на наших тазиках.

9. Эстафета «Езда в тазиках».

3 а д а н и е: Первый игрок садится в тазик и переправляется I


стулу, затем он бегом возвращается к команде. Следующий игрок добегает до стула, садится в тазик и возвращается к команде, пере двигаясь в тазике и т. д.


В е д у щ и й

А А сейчас каждый из вас выполнит «Банный приказ».

Бег в простынях я объявляю.

Вы завернулись? Тогда начинаем.

10. Эстафета «Бег в простынях»..

3 а д а н и е : Игроки заворачиваются в простыни. Первый игрок

бежит до стула, огибает его и возвращается к команде, передавая эстафету следую-щему игроку.


В е д у щ и й

После бани каждый должен

Выпить чашку чая,

Чтоб задание было сложным,

Голову обмотаем.

11. Эстафета «Пьем чай».

3 а д а н и е : Игроки команд добегают до стола, наливают из чай­ника в стакан немного чая, наматывают на голову полотенце, выпи­вают чай, возвращаются к команде и пере-дают полотенце следую­щему игроку.


В е д у щ ий. После бани волосы надо расчесать,

Заплести косицу и с друзьями поболтать.

12. Эстафета «Заплети косу».

3 а д а н и е: Первый игрок добегает до помощника ведущего,держащего пучок ленточек (ниток пряжи и т. д.), заплетает косу и возвращается к команде. Следующий игрок расплетает косу и т. д.

В В е д у щ и й

Н Наши банные сражения

Заканчивать, друзья, пора.

Примите, победившие, поздравления,

А проигравшие - не обижайтесь,

Все игра.

Награждение победителей.


ПОМИДОР - ЭТО фрукт ИЛИ ОВОЩ?


В большинстве стран помидор считают овощем, поэтому с практической точки зрения абсолютно неважно, назовем мы его овощем или фруктом. В Соединенных Штатах этот вопрос так и оставался открытым, пока в дело не вмешалась наивысшая судебная инстанция страны - Верховный суд США.

Согласно бытующему определению фрукта, помидор - фрукт. Но ведь по­мидоры используются при приготовлении острых соусов, подлив, и многие хозяйки добавляют помидоры в супы. Так что из торговых соображений в 1893 году Верховный суд постановил, что помидор - овощ, а не фрукт.

Родина помидора - Южная Америка (Перу, Эквадор, Боливия), где до сих пор произрастают дикие сорта этого растения. Еще задолго до того, как Ко­лумб открыл Америку, по Мексике уже распространились первые культивиро­ванные сорта помидоров. Это, очевидно, и были первые помидоры, которые довелось отведать европейцам.

В 1554 году в Италии появились описания помидора, который получил на­звание pomid'oro, в переводе с итальянского «золотое яблоко». Из этого назва­ния можно сделать вывод, что первые увиденные европейцами помидоры бы­ли желтыми по цвету. В конце ХУI века помидоры уже выращивались в Ан­глии, в Испании, в Италии, во Франции, во многих других странах Централь­ной Европы. Но все же в это время они считались еще диковинкой.

К середине ХУН века помидор стал достаточно распространенным продук­том питания, первым, кто вырастил помидоры в США, стал Томас Джеффер­сон, третий по счету президент молодой страны и автор проекта Декларации независимости США. Но в то время многие считали, что помидоры ядовиты, поэтому лишь в XIX веке помидоры появились на столе каждой американской семьи.

Помидоры, картофель, табак - это все близкие родственники. У помидор­ного куста очень длительный вегетационный период, то есть время, когда возможны рост и цветение растения. Ему необходимо много солнечного све­та, тепла. И произрастает он только во влажной, хорошо прогретой почве. В странах Северной Европы и в северных штатах США зимой помидоры выра­щиваются в теплицах, а в южных штатах, таких, как Нью-Мексико, Флорида, Техас,- прямо в открытом грунте. Зимние помидоры собирают зелеными, еще неспелыми и отправляют по всем магазинам страны. Как раз по дороге они успевают дозреть.



СКОЛЬКО ЛЕТ ЧЕЛОВЕК ВЫРАЩИВАЕТ ОВОЩИ?


Сначала давай вспомним, что такое овощи? Овощами называются травянис­тые растения с мягким стеблем, практически совсем лишенные древесины. В пищу человек может употреблять либо корни этих растений, как у свеклы, ли­бо стебель, как у спаржи, либо листья, как у шпината, либо цветочные бутоны, как у капусты. Помимо этого, у овощей бывают съедобные плоды - томат и даже семена - горох.

Древние люди наверняка занимались сбором дикорастущих съедобных рас­тений, таких, как бобы и горох, или же корнеплодов - например, моркови. Считается, что эти овощи, а также салат и капуста, отличающиеся хорошо раз­витыми и вкусными листьями, произрастали в садах первобытного человека. К сожалению, так до сих пор неизвестно, когда впервые человек начал разби­вать огороды.

Древние египтяне выращивали различные виды салата (салат-латук, кресс­салат), капусту, арбузы, фасоль, редис, лук, чеснок, артишоки и, возможно, го­рох. Получается, что уже тысячи лет тому назад на обеденном столе человека

можно было увидеть неплохой выбор овощей. '

Древним римлянам и грекам пришлись по вкусу все те плоды овощей, что возделывались египтянами. Но в дополнение они научились выращивать огурцы, спаржу и сельдерей.

Когда первые европейцы вступили на землю Америки, им довелось отве­дать таких овощей, о которых никто в Европе не имел тогда представления. Даже у известной европейцам фасоли на американской земле был совершенно новый вкус. А еще пришельцы из Старого Света попробовали картофель, сладкий картофель, кукурузу и помидоры. Все эти растения родом из Нового Света и были абсолютно неизвестны в Европе до тех пор, пока путешествен­ники не привезли домой их плоды и семена. Кстати, некоторые виды новых культур очень долго так и не могли завоевать популярность в Европе вплоть до начала девятнадцатого столетия.

А в прошлом веке во всех отраслях мирового сельского хозяйства произо­шла настоящая революция. Крестьянам и фермерам удалось резко повысить урожаи культур. Помогли им в этом прогрессивные методы земледелия.






Классный час, проведённый в 3 классе, 19 сентября 2008 г.,

на тему «Здоровый образ жизни»

Кл. руководитель: Короткова Т.П.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие 3


ПОВТОРЕНИЕ ... ... ... ... ... ... 4


Урок 1. Обобщение знаний о языке и речи. 4

Урок 2. Обобщение знаний о предложении. 5

Урок 3. Текст и предложение…………………..7

Урок 4. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? что де­

лает? 9

Урок 5. Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении…………………………………………………………………………..11

Урок. 6. Точное употребление слов, обозначающих действия и признаки предметов………………………………………………………………………….. ... 13

Урок 7. Большая буква в именах собственных. ........................................................16

Урок 8. Однокоренные слова ......................................................................................18

Урок 9. Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я. ………………………………….19

Урок 10. Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами. Алфавит….22

Урок 11. Слово и слог. Пере нос слов……………………………………………… 24

Урок 12. Мягкий знак - показатель мягкости согласных …………………………26

Урок 13. Право писание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу ,чк-чн…. 28

Урок 14. Разделительный мягкий знак. ………………………………………..……29

Урок 15. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами…….. 31

Урок ]6. Ударные и безударные гласные. Обозначение их буквами. ……………33

Урок 17. Упражнение в построении предложений и написании слов с безударными

гласными…….. ..35

Урок 18.Устное сочинение по картинке. Упражнение в делении сплошного текста. Урок 19 Диктант. ………………………………………………………………………39


Урок 20. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. …………………..40


ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ……………………………………………41

Урок 1(21). Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Урок 2 (22). Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Урок 3 (23). Восклицательные предложения. …………………………………….45

Урок 4 (24). Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их

на письме. …………………………………………………………………………………47

Урок 5 (25). Изложение ……………………………………………………………..49

Урок 6 (26). Работа над ошибками, допущенными в изложении …………….50

Урок 7 (27). Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении………………………………………………………………………... 51

Урок 8 (28). Упражнение в установлении связи слов в предложении …………..53

Урок 9 (29). Словосочетание. ………………………………………………………..55

Урок 10 (30). Словосочетание.. ……………………………………………………...58

Урок 11 (31). Текст. Тема текста. ……………………………………………………60

Урок 12 (32). Основная мысль текста……………………………………………….6]

Урок 13 (33). Сочинение по материалам экскурсии в парк ………………….63

Урок 14 (34). Работа над ошибками, допущенными в сочинении. …………..64


СОСТАВ СЛОВА. ……………………………………………………………………66

Урок 1 (35). Корень. Однокоренные слова. ………………………………………..66

Урок 2 (36). Корень. Однокоренные (родственные) слова …………………68

Урок 3 (37). Написание корня в однокоренных словах. 70

Урок 4 (38). Понятие об окончании и его роли в языке. ……………………….72

Урок 5 (39). Роль окончания и предлога в предложении. ……………………….74

Урок 6 (40). Сочинение по серии картинок. ..76

Урок 7 (41). Работа над ошибками, допущенными в сочинении…………………77

Урок 8 (42). Закрепление изученного. ……………………………………………78

Урок 9 (43). Диктант. ………………………………………………………………80


Урок 10 (44). Работа над ошибками, допущенными в диктанте ………….80

Урок 11 (45). Общие понятия о приставке и суффиксе. ……………………….82

Урок 12 (46). Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях

слова . …………………………………….84

Урок 13 (47). Суффикс - значимая часть слова…………………………………..87

Урок 14 (48). Закрепление знаний о суффиксе. ……88

Урок 15 (49). Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке.. 90

Урок 16 (50). Образование слов с помощью приставок. .. ……………………..92

Урок 17 (51). Упражнение в разборе слов по составу. ……………………….93

Урок 18 (52). Обобщение знаний о составе ..слова ……………………………….95


ПРАВОПИСAНИЕ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ Урок 1 (53). Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими

и глухими согласными в корне ………………………………………97

Урок 2 (54). Проверка слов с парными согласными в корне …………………99

Урок 3 (55). Проверка слов с глухими и звонкими согласными в корне. . …..101

Урок 4 (56). Слова с глухими и звонкими согласными в корне.. . ………..] 04

Урок 5 (57). Контрольное списывание с заданием. ""'''''''''''''''' ………………..105

Урок 6 (58). Обучающее изложение ……………………………………..107

Урок 7 (59). Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании слов с глу­

хими и звонкими согласными в корне ……………………………………..108

Урок 8 (60). Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в

корне. Составление текста по картинке и опорным словам. ....................................109

Урок 9 (61). Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными

в корне. ……………………………………………………………]11

Урок 10 (62). Сочинение по картинке ……………………………………..112

Урок 1I (63). Работа над ошибками, допущенными в сочинении. ………….1]3


Урок 12 (64). Контрольный диктант. .....................................]]5

Урок 13 (65). Работа над ошибками, допущенными в диктанте. ………….1]5


ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ 116

Урок 1 (66). Наблюдение над тем, какие гласные буквы в корне слова требуют про­

верки и какие слова являются проверочными. 1]6

Урок 2 (67). Правило проверки безударных гласных в корне 119

Урок 3 (68). Обобщение изученного о способах проверки слов с безударными глас­

ными в корне. 112

Урок 4 (69). Слова с безударными гласными в корне. 123 . Урок 5 (70). Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. ...

Урок 6 (71). Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. …127

Урок 7 (72). Слова с проверяемыми безударными гласными и парными согласными

в корне. 129

Урок 8 (73). Контрольное списывание с заданием …………………………….130

Урок 9 (74). Изложение …………………………………………………………131

Урок 10 (75). Работа над ошибками, допущенными в изложении . ……..]32

Урок 11 (76). Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё. ………133

Урок \2 (77). Диктант. …………………….135

Урок 13 (78). Работа над ошибками, допущенными в диктанте. . ……..136

Урок 14 (79). Слова с двумя безударными гласными в корне. ……………..137

Урок 15 (80). Проверка слов с двумя безударными гласными в корне. ..139


Январь

11 полугодие.

Урок 16 (81). Распознавание слов, которые различаются гласной бук­

вой в корне ……… .3

Урок 17 (82). Правописание слов с безударными гласными ………..5

Урок 18 (83). Правописание слов с безударными гласными в корне…7

Урок 19 (84). Текст-описание. Составление текста по наблюдениям

и вопросам…………………………………………………………………...9




Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Урок 1 (85). Правило проверки написания слов с непроизносимыми

согласными ………11

Урок 2 (86). Слова с непроизносимыми согласными ………14.

Урок 3 (87). Слова с непроизносимыми согласными ………16

Урок 4 (88). Слова с непроизносимыми согласными ………18

Урок 5 (89). Обобщение правил о правописании корня ………20

Урок 6 (90). Изложение ………22

Урок 7 (91). Контрольное списывание с заданием ………23


Правописание приставок

Урок 1 (92). Приставка - значимая часть слова ………………………24

Урок 2 (93). Правописание приставок ………………………………...26

Урок 3 (94). Правописание безударных гласных в приставке

и в корне слова. ………………………………………………………..28

Урок 4 (95). Правописание предлогов и приставок ………………...30

Урок 5 (96). Упражнение в правописании предлогов и приставок….33


Разделительный твердый знак ………34

Урок 1 (97). Разделительный твердый знак ………34

Урок 2 (98). Мягкий и твердый разделительные знаки ………37

Урок 3 (99). Слова с мягким и твердым разделительными знаками..39

Урок 4 (100). Диктант ………40

Урок 5 (101). Работа над ошибками, допущенными в диктанте 41

Урок 6 (102). Текст-повествование. Изложение повествовательного

текста ………42


Части речи.

Урок 1 (103). Понятие о частях речи…. . .. ………………………….43

Урок 2 (104). Общее понятие о местоимении как части речи ………….45

Урок 3 (105). Части речи и члены предложения ………………………...47


Урок 4 (106). Изменение имён существительных, имён прилагатель­

ных и глаголов по числам ……….49

Урок 5 (107). Обобщение о частях речи ……….51



Имя существительное.

Урок 1 (108). Имя существительное ……………………………… …53

Урок 2 (109). Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

и существительные, отвечающие на вопрос что? ……………………..55

Урок 3 (110). Обучающее изложение …………………………………57

Урок 4 (111). Большая буква в именах собственных ………………..59

Урок 5 (112). Род имён существительных ……………………………59

Урок 6 (113). Род имён существительных в единственном и множе­

ственном числе. ………….. … … ………. 63

Урок 7 (114). Определение рода имён существительных в косвен­

ных падежах 64

Урок 8 (115). Родовые окончания существительных 66

Урок 9 (116). Родовые окончания существительных среднего рода. Со­

чинение по картинке и вопросам 69

Урок 10 (117). Изменение имён существительных по числам 71

Урок 11 (118). Упражнение в изменении имён существительных по

числам и определение рода 73

Урок 12 (119). Изменение существительных по падежам (общее по­

нятие о склонении) 74

Урок 13 (120). Упражнение в склонении имён существительных 76

Урок 14 (121). Упражнение' в определении падежей, наблюдение над

ролью в предложении существительных в именительном падеже 79

Урок 15 (122). Упражнение в склонении имён существительных 80

Урок 16 (123). Обучающее изложение 82

Урок 17 (124). Работа над ошибками, допущенными в изложении 83

Урок 18 (125). Мягкий знак на конце существительных после шипящих 84

Урок 19 (126). Упражнение в написании слов с шипящими на конце 87

Урок 20 (127). Упражнение в написании слов с шипящими на конце 89

Урок 21 (128). Диктант 90

Урок 22 (129). Работа над ошибками, допущенными в диктанте 90

Имя прилагательное 92


Урок 1 (130). Понятие об имени прилагательном как части речи 92

Урок 2 (131). Связь имён прилагательных с именами существитель­

ными... ……...94

Урок 3 (132). Имена прилагательные, противоположные по смыслу..96

Урок 4 (133). Имена прилагательные, близкие по смыслу 98

Урок 5 (134). Текст-описание. 99

Урок 6 (135). Изменение имён прилагательных по родам 102

Урок 7 (136). Правописание родовых окончаний имён прилагатель­

ных .. ……………………………………………….105

Урок 8 (137). Изменение имён прилагательных по числам 107

Урок 9 (138). Упражнение в правописании окончаний имён прилага­

тельных ……………………………………………….11О

Урок 10 (139). Обобщение знаний об имени прилагательном. Кон­

трольное списывание с заданием ……………………..112

Урок 11 (140). Контрольный диктант ……………………..114

Урок 12 (141). Работа над ошибками, допущенными в диктанте 114


Глагол. ………………………………………………………….115

Урок 1 (142). Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в нашем

языке ……………………………………………………………….115

Урок 2 (143). Роль глаголов в предложении …………………117

Урок 3 (144). Близкие и противоположные по смыслу глаголы 119

Урок 4 (145). Употребление одного и того же глагола в разных зна­

чениях ….. ... 121

Урок 5 (146). Текст-рассуждение. """'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''' 123

Урок 6 (147). Изменение глаголов по числам ……..125

Урок 7 (148). Упражнение в определении числа глагола и в измене­

нии глаголов по числам……………………………………. …….128

Урок 8 (149). Обучающее изложение , …….130

Урок 9 (150). Работа над ошибками, допущенными в изложении. Со­

чинение по наблюдениям , …….130

Урок 10 (151). Понятие о временных формах глагола …….131


Урок 11 (152). Упражнение в определении времени глаголов 134

Урок 12 (153). Неопределенная форма глагола "'''''''''''''''''''''''''''''''''''' 136

Урок 13 (154). Изменение глаголов по временам ……138

Урок 14 (155). Наблюдение над изменением по родам глаголов в про­

шедшем времени... ………………………………………………139

Урок 15 (156). Употребление глаголов прошедшего времени. Правопи­

сание глаголов с приставками ………………………………….141

Урок 16 (157). Употребление и правописание частицы не с глаго­

лами ………………………………………………………………143

Урок 17 (158). Упражнение в написании глаголов с частицей не 146

Урок 18 (159). Диктант …………………………………….148

Урок 19 (160). Работа над ошибками, допущенными в диктанте 148


Урок 20 (161). Изложение . 149

Урок 21 (162). Работа над ошибками, допушенными в изложении 150

Повторение 151

Урок 1 (163). Обобщение знаний о предложении 151

Урок 2 (164). Обобщение знаний о тексте 154

Урок 3 (165). Однокоренные слова. Корень 155

Урок 4 (166). Сочинение по картинке 156

Урок 5 (167). Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание ­

значимые части слова 157

Урок 6 (168). Контрольный диктант 159

Урок 7 (169). Работа над ошибками, допущенными в диктанте 160

Урок 8 (170). Закрепление изученного материала 162

Литература... ... 164


Тематическое планирование

учебного материала по математике в 3 классе

на 2008-2009 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

.

СОТНЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ.

Результаты изучения темы.

1.Знакомство с учебником. Сложение и вычитание. Решение задач.


2.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Верные равенства. Задача. 3.Выражение и его значение.

4. Приемы сложения и вычитания для случаев вида : 42 + 8; 50 - 7; 89 + 4; 73 - 5. Нахождение значения выраженйй: d - 5; d + 10. Решение задач

5.Единицы длины. Миллиметр. Соотношение между миллиметром и

сантиметром. Приемы сложения и вычитания

6.Уравнение.

7.Решение уравнений.

8.Связь между уменьшаемым, вычитаемым и разностью.

9.Обозначение геометрических фигур.

10.Контрольная работа.

11.Умножение.

12.Название компонентов и результата действия умножения.

13.Умножение числа 1. Умножение числа 6.

14.Умножение.

15.Переместнтельное свойство умножения.

16.Деление.

17.Деление.

18.Урок-сказка (нестандaртный урок) .

19.Связь между произведением и множиmелями.

20.Связь между произведением н множителями. Решение задач.,.....

21.Умножение десяти и деление на 10.

22.Периметр многоугольника.

23.Решение примеров на умножение и деление. Составление задач

24.Контрольная работа.

25Умножение числа 2.

26.Переместительное свойство умножения, связи между компонента­ми и результатом действий умножения и деления.

27 Чётные и нечётные числа.

28.Названне компонентов и результата действия деления.

29.Умножение трёх.

30.Умножение трёх, на 3 и соответствующие случаи деления.

31Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

32.Решение задач. Закрепление пройденного.

33.Порядок выполнения действий.

34 Порядок выполнения действий.

35. Порядок выполнения действий. Решение задач.

36.Умножение четырех, на 4 и соответствующие случаи деления.

7.Периметр многоугольника.

37.Таблица умножения.

38.Задачи на увеличение числа в несколько раз.

39. Задачи на увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц.

40.Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

41.Контрольная работа.

42.Работа над ошибками.

43.Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.

44. Задачи на сравнение чисел.

45.Задачи на сравнение чисел.

46.Повторение пройденного материала. Решение задач.

47. Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления.

48.Решение задач.

49. Решение задач.

50. Самостоятельная работа.

51.Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.

52. Площадь. Единицы площади.

53.Площадь фиryры. Квадратный сантиметр.

54.Площадь прямоугольника.

55.Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления.

56.Закрепление знаний, умений и навыков.

57. Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.

58.Квадратный дециметр.

59.Решение задач.

60 Контрольная работа.

60.Тестирование. Тест 1. Табличное умножение и деление.

61.Умножение на 1.

62.Умножение О. Умножение на О. Деление О. Не возможность деле­

ни на О.

63.Закрепление пройденного.

64.Решение задач.

65.Единицы измерения времени. Год, месяц, неделя.

66.Единицы времени. Сутки. Час. Минута.

67.Круг. Окружность .

68.Доли.

69.Нахождение доли числа и числа по доле.

70.Решение задач на нахождение доли величин и числа по доле.

71.Решение задач. Закрепление пройденного.


72.Конкурс «Смекалка». Введение.














Урок 1. Числа от 1 до 100.













Внетабличное умножение и деление. Приемы умножения и

деления для случаев вида 20х3; 30х2; 3х20; 60:3;










Урок 2. Приемы деления для случаев вида 80: 20.







Урок 3. Умножение суммы на число.













Урок 4. Приемы умножения для случаев вида: 23х4; 4х23







Урок 5. Приемы умножения для случаев вида: 3737х2; 5х19







Урок 6. Деление суммы на число.











Урок 7. Прием деления для случаев вида: 78: 2 ; 69 : 3.




урок 8. Нахождение делимого и делителя.







Урок 9. Проверка деления.













Урок 10. Деление двузначных чисел.













Урок 11. Проверка умножения.










.

Урок 12. Контрольная работа.













Урок 13. Деление с остатком.













Урок 14. Деление с остатком.











Урок 15. Деление с остатком.














Урок 16. Проверка деления с остатком.













Уроки 17, 18. Контрольная работа.













Тысяча.













Урок 19. Числа от 1 до 1000. Нумерация.










Урок 20. Устная нумерация чисел в пределах 1000.

Урок 21. Нумерация.

Урок 22. Письменная нумерация.

Урок 23. Письменная нумерация.

Урок 24. Письменная нумерация.

Урок 25. Письменная нумерация.

Урок 26. Римские цифры.


Урок 27. Закрепление знаний.

Урок 28. Случаи сложения и вычитания, основанные на

знаниях нумерации.

Урок 29. Закрепление знаний.

Урок 30. Контрольная работа.

Урок 31. Сложение и вычитание. Приемы устных

вычислений: 300+200; 120-50.

Урок 32. Сложение и вычитание. Приемы устных

вычислений: 450+30; 380+20;620-200.

Урок 33. Сложение и вычитание. Приемы устных

вычислений: 470+80; 560-90.

Урок 34. Сложение и вычитание. Приемы устных

вычислений: 260+310; 670-140.

Урок 35. Закрепление знаний.

Урок 36. Приемы письменного сложения и вычитания.

Урок 37. Вычитание трехзначных чисел.

Урок 38. Сложение трехзначных чисел.

Урок 39. Вычитание трехзначных чисел.

Урок 40. Треугольники.

Урок 41. Контрольная работа.





Урок 42. Умножение и деление.




Урок 43. Приемы устных вычислений. Умножение и




деление: 240х 3; 203х 4.




Урок 44. Умножение и деление: 96О:3; 96О:6; 96О:2.




Урок 45. Деление трехзначного числа на двузначное.




Урок 4б. Решение задач.




Урок 47. Умножение и деление: 720:4;

6х130.

'

Урок 48. Единицы массы. Грамм.




Урок 49. Единицы массы.




Урок 50. Контрольная работа.




Урок 51. Приемы письменного умножения.




Урок 52. Умножение на однозначное число: 325х 3; 8бх 4.



Урок 53. Умножение на однозначное число.





Урок 54. Повторение и закрепление пройденного материала.

Урок 55. Повторение и закрепление пройденного материала.

Урок 5б. Письменное деление трехзначного числа на однозначное 864х2




Урок 57. Письменное деление: 748:2;

856 :4.




Уроки 58,59. Деление. Проверка деления.




Урок 6О. Итоговая контрольная работа.




следующая страница >>