litceysel.ru
добавить свой файл
1




Открытый урок для городского методического объединения учителей русского языка и литературы


Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности с использованием краеведческого материала по теме: «Обособленные определения»

(8 класс)


Учитель русского языка и литературы МОУ - СОШ № 16 г. Белгорода Воловичева Наталья Павловна

______________________________________________________________________


Логика урока:

Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция- рефлексия

Цели урока:

  • закрепление и обобщение знаний об обособленном определении, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении, повторение орфографического материала;




  • воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому, нравственных чувств и убеждений – уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;




  • развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.


Оборудование урока: компьютер, раздаточный материал, карточки самоконтроля.

Эпиграф:

И края в мире нет дороже,

Где довелось родиться нам!

В. Михалев

Ход урока:

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Обособленные определения». Это урок закрепления полученных знаний. Исходя из типа урока, какие цели и задачи мы поставим сегодня?


- Закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленном определении.

- Научиться находить предложения с обособлением.

Вы правильно поставили цели, но, кроме того, мы продолжим говорить об историческом прошлом нашего города, нашего края, которым мы вправе гордиться. В этом году Белгородчина отметит славную дату – 65 –летие победы в Курской битве. Эпиграфом к уроку выбраны строки из стихотворения поэта-белгородца Владимира Михалева. Запишите число, тему, эпиграф в тетрадь.


II. Работа у доски. Синтаксический разбор (2 человека). Морфологический разбор причастия (1 человек). (Приложение к уроку №1)

В это время класс занят самопроверкой домашнего задания.

Самопроверка домашнего задания (упр. 263, учебник для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, 8 класс) по схемам.

- В чем особенность упражнения? Какие предложения вызвали затруднения? Возможно, нам поможет комментарий.

1 – сложное, из 4-х частей, в четвертой – обособленное несогласованное определение.

2 – простое, с обособленным определениями, соединенными тремя повторяющимися союзами.

3 – простое, с несогласованным определением, связанным с главным словом способом управления.

4 – сложное, во второй части обособленное определение, выраженное одиночным прилагательным.

Итог домашнего задания: кто справился с заданием, кто допустил ошибки, в каких предложениях?

Слушаем ответы учеников, выполнявших задания у доски.


III. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

- Какие случаи обособления представлены в домашней работе и предложениях на доске? (Предложения с обособленным несогласованным определением, стоящим после определяемого слова; предложения с обособленным определением, выраженным одиночным прилагательным, стоящим после определяемого слова; предложения с определением, относящимся к определяемому слову, выраженным причастным оборотом).


- Вспомнимте другие случаи обособления определений. (Если относятся к личному местоимению, обособляются всегда; если имеют добавочное обстоятельственное значение).

- Назовите признаки обособления второстепенных членов со значением добавочного сообщения. (Смысловые – вносят дополнительное значение, приближаются к сказуемому, придаточному предложению; грамматические – являются второстепенными членами; интонационные – произносятся с особой, выделительной интонацией; пунктуационные – выделяются с обеих сторон запятыми).

Лексическая работа:

- Ребята, посмотрите еще раз на предложения на доске. В одном из них прозвучало слово «традиция». Что такое традиция? Каково лексическое значение этого слова? (Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, взгляды, нормы поведения).

- Какая традиция, связанная с ветеранами Великой Отечественной войны, существует в нашей школе? (ежегодные встречи, беседы, шефская помощь ветеранам в течение года).


IV. Конструирование предложений.

- Возьмите листы с предложениями, которые лежат на столах.

- Какой темой объединены предложения? (Тема памяти, минувшей войны).

- И это естественно, ведь летом 2008 года мы будем отмечать 65-ю годовщину победы в Курской битве, память о которой священна для нашей страны.

- Переделайте устно СПП в синонимичные им простые с обособленным определением. Какое предложение нельзя переделать, почему? Сравните, какие из данных предложений чаще встречаются в книжной речи, а какие в разговорной? Почему?

Вывод: обособленные конструкции характерны для книжно-письменной речи. Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно и кратко выражают мысль. Подтвердим это, обратившись к тексту.

В последнем предложении замена невозможна, потому что рядом с союзным словом «которой» стоит предлог. Такое задание рассматривается в материалах ЕГЭ (А 28 «Выразительные средства грамматики. Грамматическая синонимия»).


V. Работа по стилистике. Текст на экране.

Текст читает учитель.

Биография Белгорода (не)обыкновенно богата.

Над деревя(н, нн)ыми башнями города некогда св…стели г…рящие стрелы, ухали пушки стрелявшие по врагу. Но н…когда не могли одолеть кочевники крепос(?)ных стен неприступных надежных не могли пересилить мужества и отваги стойких защитников Руси.

Ратные подвиги и победы в борьбе за (не)зависимость Отечества отраже(н,нн)ы и в древнем гербе Белгорода вместившем историю многих п…колений.


- О чем текст? Какова его тема? (Историческое прошлое нашего края).

К какому стилю принадлежит текст? Почему? (Публицистический стиль. Его задача – воздействие и сообщение. Характерные черты – логичность, образность, эмоциональность. Особенности стиля – использование однородных членов, разговорных и общеупотребительных слов. Наиболее характерные средства выразительности – эпитеты, олицетворения: «стойкие защитники», «неприступные стены», «ухали пушки» и т. д.)

Задание:

- Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы (2-3 минуты).

- Один человек у доски записывает слова с пропущенными буквами, графически объясняя орфограммы.

Необыкновенно (удивительно), деревянными (исключение), свистели (свист), горящие, никогда, независимость (самостоятельность), отражены (краткое причастие), поколений (словарное слово).

- В это время задание классу:

составьте схемы предложений с обособлением:

сущ., /обособленное определение, выраженное причастным оборотом/.

сущ., /два одиночных прилагательных./, …

сущ., /обособленное определение, выраженное причастным оборотом./.

- Прочитайте предложения, соответствующие каждой из данных схем.

- Проверяем слова, написанные на доске.



VI. Графический диктант.

- Продолжим работу над графической записью изучаемого материала по теме «Обособленные определения». Проводим графический диктант.


  • Над Прохоровским полем летом 1943 года стоял страшный грохот, сплошной, неумолчный.

  • Над прославленной на весь мир Прохоровкой звучат колокола храма, построенного народом.

  • Потрясенные, мы никогда не забудем историю возведения храма Петра и Павла, созданного на народные пожертвования.

  • Пролитая за честь и свободу отчизны, солдатская кровь священна для потомков.

  • Раненый солдат, с оборванной полой и до крови оцарапанный, вскоре отыскал безопасное место.


Итак, глядя на данные схемы, вспомните еще раз условия обособления определений (фронтальный опрос).

VII. Творческий диктант.


- Познакомьтесь с книгой стихотворений белгородских поэтов, посвященной Прохоровской земле. Пусть прозвучавшие сейчас строки помогут вам настроиться на работу. Отрывок из поэмы Игоря Чернухина «Третье поле». (Читает ученик).

Куликовское, Бородинское,

Поле Прохоровское – родня:

Все по духу кровавому близкие,

Разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца…

Память Родины не убывает,

И, как прежде, волнует сердца.

Славу русскую трижды умножив

Третье поле, - ты давний урок:

Меч поднявший – мечом уничтожен,

Сам в поля эти черные лег.

И надменные вражьи знамена

У народа всего на виду


Растоптали потом батальоны

В сорок пятом победном году.

Выполнение творческого задания (творческий диктант). Дифференцированная работа.

Чтение учащимися творческих работ.


VIII. Подведение итогов урока.


IX. Домашнее задание.

Закончить творческую работу 3-4 своими предложениями, используя обособленные определения.

X. Рефлексия.

- Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке. Как вам работалось? Легко? Интересно? Кто испытывал затруднения?

Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы и оценку урока.





Приложения к уроку:

Приложение № 1


Задание: в записанных предложениях расставить знаки препинания, графически обозначить обособленные определения.


  • Память о сражениях минувшей войны, страшной, кровавой, священна для белгородцев. (Утв., повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено обособленными одиночными определениями).

  • Мы свято чтим народные традиции, передаваемые из поколения в поколение. (Утв., повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

  • Дорогой ценой заплатили отцы и дети за наше право жить на земле, спасенной ими. (Морф. разбор).

Спасенной – особая форма глагола – причастие.

I. На земле (какой?) Спасенной.

Н. ф. – спасенный.

II. Пост.: страд., Прош. вр., сов. в.; непост.: П. п., ед. ч., ж. р.

III. На земле какой? Спасенной.


Приложение № 2

Задание: конструирование предложений. Заменить сочетания «который + глагол» обособленным определением, выраженным причастным оборотом. В каком предложении нельзя произвести замену? Почему?


  • Музей – диорама, который возвели в живописном уголке Белгорода на берегу Везелицы, посвящен исторической победе наших войск на Курской дуге.

  • В эту битву, которая не имеет себе равных, были втянуты с обеих сторон огромные силы.

  • Разгром гитлеровских группировок в районе Белгорода, Орла, Курска, который создал благоприятные условия для развертывания наступлений, стал важным этапом на пути к победе.

  • Храм святых апостолов Петра и Павла, который построили в Прохоровке на народные пожертвования, - символ вечной памяти защитникам Родины.

  • Битву под Курском, в которой участвовало свыше четырёх миллионов солдат и офицеров, по праву называют величайшей танковой битвой периода второй мировой войны.


Приложение № 3

Задание: определите тему и стиль текста, укажите признаки стиля. Озаглавьте текст, расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Биография Белгорода (не)обыкновенно богата.

Над деревя(н, нн)ыми башнями города некогда св…стели г…рящие стрелы, ухали пушки стрелявшие по врагу. Но н…когда не могли одолеть кочевники крепос(?)ных стен неприступных надежных не могли пересилить мужества и отваги стойких защитников Руси.

Ратные подвиги и победы в борьбе за (не)зависимость Отечества отраже(н,нн)ы и в древнем гербе Белгорода вместившем историю многих п…колений.


Приложение № 4

Творческий диктант (1 уровень)

Озаглавьте текст, перепишите, распространяя обособленными определениями. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.


Десятилетия _____________________________не изгладили из нашей пам…ти величие духа и г…роические дела отцов и дедов. (Не)меркнущий свет бе…численных звезд на братских могилах и об…лисках_____________

будит нашу совесть постоянно напом…ная что мы______________________

в (не)оплатном долгу перед павшими. По ним звонят кол…кола Петра и Павла.


Творческий диктант (2 уровень)

Озаглавьте текст, перепишите, распространяя обособленными определениями, данными в справке. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Десятилетия _____________________________не изгладили из нашей пам…ти величие духа и г…роические дела отцов и дедов. (Не)меркнущий свет бе…численных звезд на братских могилах и об…лисках_____________

будит нашу совесть постоянно напом…ная что мы______________________

в (не)оплатном долгу перед павшими. По ним звонят кол…кола Петра и Павла.


Справка: пролетевшие с тех страшных военных лет, ещё не знавшие войны,

увековечивших память героев.


Творческий диктант (3 уровень)

Озаглавьте текст, перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните обособленные определения.

Десятилетия, пролетевшие с тех страшных военных лет, не изгладили из нашей пам…ти величие духа и г…роические дела отцов и дедов. (Не)меркнущий свет бе…численных звезд на братских могилах и об…лисках, увековечивших память героев, будит нашу совесть постоянно напом…ная что мы, ещё не знавшие войны, в (не)оплатном долгу перед павшими. По ним звонят кол…кола Петра и Павла.