litceysel.ru
добавить свой файл
1

Осведомленность – Ваше конкурентное преимущество



Пресс-досье за 12.11.2010

на тему «Права потребителей»

(Всего материалов 10)

 

В Караганде проведен модельный судебный процесс против недобросовестной рекламы 1

Все выше и выше... 2

Интересы народа разбились о ставки 4

На первое – отравление, на второе – смерть 6

Квартирный вопрос едва не рассорил мажилисменов 8

Неделя биржевого фондового рынка 4 - 10 ноября 2010 года 10

Звоните на "прямую"! 16

Судебная реформа: тенденции и барьеры 17

Кредиты в Казахстане станут дорогими и менее доступными 19

Депутат Сабильянов признался, что его зарплата составляет Т500 тысяч 19



В Караганде проведен модельный судебный процесс против недобросовестной рекламы


Казинформ: 11.11.2010

Автор: ВАЛЕНТИНА ЕЛИЗАРОВА

В Караганде сегодня проведен модельный судебный процесс против недобросовестной рекламы, участниками которого стали студенты Карагандинского экономического университета (КЭУ) Казпотребсоюза.
«Процесс был смоделирован из нескольких реальных жалоб на недобросовестную рекламу финансовых продуктов. В рекламе кредитов указана одна ставка, а на самом деле услуга оказывается гораздо дороже. Подобная ситуация распространенная», - пояснила координатор проекта Мария Щеголихина.

Роли истца, ответчика, судьи и гособвинителя сыграли студенты КЭУ. Иск был предъявлен к банку «Х». «Нашей задачей было привлечь внимание к проблеме недобросовестной рекламы и определить действие существующего законодательства», - отмечает координатор проекта. По ее словам, планируется провести еще один модельный судебный процесс, а также «круглый стол» по обсуждению проблемы недобросовестной рекламы.

Серия публичных мероприятий по противодействию недобросовестной рекламе «Рекламный беспредел» организована общественным объединением «Ассоциация рестораторов» и финансируется в рамках государственного социального заказа отдела внутренней политики г. Караганды. Организаторы таким образом надеются заострить внимание на вопросах защиты прав потребителей.

Все выше и выше...


Central Asia Monitor: 12.11.2010

Автор: АЛЕКСЕИ ФЕДОРЧУК

Одним из показателей финансового выздоровления Казахстана являют­ся улучшение его рейтинговых показателей. Так, согласно отчету Всемирного Банка в рейтинге "Doing Business 2011" Казахстан поднялся на четыре позиции и занял 59-е место. То есть за последний год Казахстан добился заметного улуч­шения нормативно-правового регулирования деятельности местных предпринимателей.
Стабильное ежегод­ное продвижение Казахстана вверх в рейтинге "Doing Business" (2007 год - 80-е место, 2008 год - 70-е ме­сто, 2009 год - 63-е мес­то) свидетельствует о правильном курсе и эф­фективности реализации государственной полити­ки по созданию наиболее благоприятных условий в Казахстане для бизне­са, реализуемой в соот­ветствии с поручениями главы государства. Пре­зидент Н.Назарбаев все­гда уделял и уделяет не­устанное внимание воп­росам улучшения делового климата и поддержке отечественного предпринимательства. Для этого он неоднократно инициировал предложе­ния по оптимизации сис­темы проверок малого и среднего бизнеса, чтобы освободить его от перма­нентного пресса проверя­ющих органов.

Ставка, которую дела­ет лидер нации на отече­ственных предпринима­телей, возрастает с каж­дым новым этапом ры­ночных реформ. По его замыслу именно пред­принимательство должно стать ядром диверсифи­кации отечественной экономики. Конечная цель такой политики - это мощный предпринима­тельский класс, готовый брать на себя риски, ос­ваивать новые рынки, внедрять инновации. С этой целью глава государ­ства дал ряд конкретных поручений правитель­ству: сократить к 2011 году на 30% операцион­ные издержки бизнеса, связанные с регистраци­ей и ведением бизнеса, а к 2015 году - уменьшить их еще на 30%. А также создать все условия для того, чтобы к 2020 году Казахстан вошел в число 50-ти стран с самым бла­гоприятным бизнес-кли­матом.

Одним из бичей, пре­пятствующих нормаль­ному развитию частного предпринимательства в последние годы стали рейдерские захваты чу­жого бизнеса. Поэтому выступая на совещание по вопросу реформирова­ния правоохранительных органов в августе текуще­го года Н.Назарбаев уде­лил данной проблеме са­мое пристальное внима­ние. В частности он зая­вил: "...будет подготовлен законопроект, направлен­ный на декриминализа­цию преступлений, не представляющих боль­шой общественной опас­ности, с переводом их в категорию администра­тивных правонарушений и усилением администра­тивной ответственности за их совершение.
В законопроекте сле­дует уделить особое вни­мание преступлениям в экономической сфере с тем, чтобы оградить биз­нес от давления со сторо­ны правоохранительных органов и стимулировать развитие бизнеса.
Мы должны поста­вить заслон на пути рейдерству, захвату чужой собственности. Мы со­кратим перечень госорга­нов, имеющих право про­верки предпринимате­лей. Все эти меры позво­лят укрепить доверие бизнеса к государству и повысить инвестицион­ную привлекательность Казахстана".
Также руководитель Казахстана все время ак­центирует внимание мажилиса на необходимос­ти безотлагательного рас­смотрения законопроек­тов о совершенствовании разрешительной систе­мы, компетенции госу­дарственных органов в сфере принятия норма­тивных правовых актов, устанавливающих требо­вания к проверяемым субъектам. Также опера­тивно требуется снизить административную на­грузку на бизнес, упрос­тить разрешительные процедуры, в том числе лицензирование, серти­фикацию и аккредита­цию.

Правительство РК не­устанно трудится над практической реализаци­ей указаний главы госу­дарства по созданию ус­ловий, облегчающих раз­витие отечественных бизнес-структур. В част­ности, 20 января 2010г. принят Закон "О внесе­нии изменений и допол­нений в некоторые зако­нодательные акты Рес­публики Казахстан по вопросам упрощения го­сударственной регистра­ции юридических лиц и учетной регистрации фи­лиалов и представи­тельств". Он предусмат­ривает следующие по­правки:

- сокращение сроков регистрации предприятия до одного рабочего дня;
- уменьшение размера уставного капитала това­риществ с ограниченной ответственностью со ста­тусом субъекта малого предпринимательства до 100 тенге;
- отмена необходимо­сти формирования ус­тавного капитала в разме­ре 25% от общего устав­ного фонда;
- отмена обязательно­сти нотариального удос­товерения учредительных документов хозяй­ственных товариществ со статусом малого пред­принимательства при ре­гистрации.
Тем самым, на сегод­ня процедура регистра­ции предприятия вклю­чает представление упро­щенного пакета докумен­тов - заявление, устав при его наличии, квитан­ция за регистрацию и до­кумент о месте нахожде­ния юридического лица. В целом, процедура со­стоит из следующих ша­гов: госрегистрация пред­приятия; изготовление печати; нотариальное за­верение пострегистраци­онных документов; от­крытие лицевого счета в банке. На все затрачива­ется 16 826 тенге.
В результате на сегод­няшний день по индика­тору "Регистрация пред­приятий" Казахстан под­нялся на 38 позиций по сравнению с прошлым го­дом и занимает 47 место среди 183 стран (в 2009 году - 85 место).
Кроме того, для реа­лизации рекомендаций экспертов Всемирного Банка были внесены по­правки в ряд законода­тельных актов - Граждан­ский кодекс, Законы "О государственной регист­рации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представи­тельств", "О товарище­ствах с ограниченной и дополнительной ответ­ственностью", "О хозяй­ственных товарище­ствах" и др.
С целью упрощения регистрации предприя­тий, приведенные рекомендации Всемирного Банка легли в основу раз­работанного законопро­екта по упрощению реги­страции юридических лиц.

Не менее важным по­казателем созданных ус­ловий для развития пред­принимательства являет­ся индикатор "Регистра­ция собственности". По этому показателю Казах­стан уверенно занимает 28 место среди 183 стран. Достичь такого высокого уровня было совсем нелегко. Потребовалась кропотливая работа по совершенствованию зако­нодательной и норматив­ной базы. Были внесены соответствующие изме­нения в стандарт государ­ственной услуги "Госу­дарственная регистрация прав (обременении) на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно сокращены сроки регист­рации прав на недвижи­мое имущество до 5 ра­бочих дней. Усовершен­ствован механизм оказа­ния соответствующих услуг. С 17 мая 2010 года во всех областных цент­рах, городах Астана и Алматы внедрена практика оказания информацион­ных услуг о зарегистри­рованных правах на не­движимое имущество исключительно в элект­ронном формате. Однако останавливаться на дос­тигнутом никто не соби­рается. В настоящее вре­мя ведется работа по ос­вещению среди населе­ния внесенных в законо­дательство поправок по регистрации юридичес­ких лиц и сокращению сроков регистрации прав на недвижимость.

Самое пристальное внимание уделяется со­стоянию инвестиционно­го климата в республике. Капитал приходит толь­ко туда, где ему создают­ся благоприятствующие условия и гарантирована защита от неожиданнос­тей. Именно с этой целью 11 июля 2009 года прези­дентом РК был подписан Закон "О внесении изме­нений и дополнений в не­которые законодательные акты Республики Ка­захстан о платежах и пе­реводах денег, бухгалтер­ского учета и финансовой отчетности финансовых организаций и деятель­ности Национального Банка РК".
В соответствии с вы­шеуказанным законом в статьи» 76 Закона "Об ак­ционерных обществах" внесены изменения в ча­сти обязательной публи­кации наряду с финансо­вой отчетностью АО - по­яснительной записки, ко­торая должна содержать информацию о сделках с заинтересованными сто­ронами. Таким образом, определена обязанность по ежегодной публика­ции АО в средствах мас­совой информации фи­нансовой отчетности, в том числе информации о сделках, в которых име­ется заинтересованность. Проведена работа по совершенствованию зако­нодательства РК в части формирования эффек­тивной и оперативной системы защиты прав и интересов на рынке цен­ных бумаг, включая уси­ление ответственности должностных лиц акцио­нерного общества путем внедрения их персональ­ной ответственности, а также установление тре­бований к проведению предварительной незави­симой оценки сделок с заинтересованными сто­ронами. В частности, был разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей фи­нансовых услуг и инвес­торов". Законопроектом предусматривается ряд изменений и дополнений в законодательные акты РК, включая Закон "Об акционерных обществах". В настоящее время зако­нопроект находится на рассмотрении в парла­менте РК.

Усилия казахстанских властей и принимаемые им меры позволили Ка­захстану по индикатору "Защита инвесторов" подняться на 13 позиций и занять 44 место среди 183 стран.

Но наиболее высокий рейтинг Казахстан имеет по индикатору "Налого­обложение". Казахстан поднялся на 14 позиций и занимает 39 место сре­ди 183 стран. Это - самое высокое место среди стран СНГ.
Одним из основных и значимых факторов, по­влиявших на улучшение позиции Казахстана в рейтинге по налогообло­жению, является приня­тие нового Налогового кодекса с активным уча­стием в данном процессе представителей бизнес-сообщества. Основным новшеством НК явилось снижение налогового бремени (понижение ставки корпоративного подоходного налога с 1 января 2009 года - До 20%, а так же снижение ставки НДС с 13 до 12%).
Все вышеприведен­ные показатели свиде­тельствуют в пользу того, что выбранный нами курс является правиль­ным. Однако можно быть уверенными, что рутин­ная и целенаправленная работа будет продолжать­ся и впредь. Ведь сделать предстоит еще немало.

Интересы народа разбились о ставки


Республика: 12.11.2010

Автор: ИРИНА СЕРГЕЕВА

Ввести для банков второго уровня «потолок» предложили мажилисмены, но в итоге снова пошли на поводу у правительства
Кто из депутатов болеет за народ, а кто - за отдельную его часть, выясняли мажилисмены на пленарном заседа­нии. Раскол в стройных мажилисовских рядах оказался настолько серьезен, что спикеру пришлось пригрозить особо разбушевавшимся коллегам «применением регла­ментных процедур» -дисциплинарным взысканием.
Впрочем, уже завершая заседание, спикер Мажилиса Урал Мухамеджанов с почти мечтательным вы­ражением лица и легкой тоской в голосе признался:
-А что, довольно хоро­шее, интересное заседание было. Была очень интерес­ная дискуссия, полемика. Чем и должен отличаться парламент от некоторых других органов.

Тоска спикера понятна: традиционно Мажилис отличает вовсе не «ин­тересная дискуссия», а единогласное «да» на все предложения правитель­ства. Но в нынешнюю сре­ду ситуация действитель­но была «из ряда вон»: депутаты обсуждали один из самых острых сегод­ня вопросов- ипотечное кредитование.

«Потолок» для банкиров.
Законопроект «О вне­сении изменений и до­полнений в некоторые законодательные акты по вопросам ипотечного кре­дитования и защиты прав потребителей финансо­вых услуг и инвесторов» стал дискуссионным с первой же презентации в парламенте. Особые спо­ры вызвала норма, пред­усматривающая установ­ление предельного разме­ра годовой эффективной ставки вознаграждения по займам, выданным банками второго уровня, организациями, осущест­вляющими отдельные виды банковских опера­ций, микрокредитными организациями и кредит­ными товариществами.
То есть, как объясняла депутатам глава АФН Елена Бахмутова, предлагает­ся установить своего рода «потолок», выше которого банки не имеют права под­нимать свои процентные ставки. АФН предлагало установить эту планку в восьмикратном размере ставки рефинансирования Национального банка (она сегодня составляет 7%). Депутаты быстро прикинули- выходит 56% - и ужаснулись, решив, что кредиты станут совершенно недоступными для граждан. И предложили свои варианты решения к вопроса.
Нуртай Сабильянов, Владимир Нехорошев и Розакул Халмурадов предложили установить этот «потолок» на уровне пятикратной ставки финансирования.
- 5 умножаем на 7 - 35 будет, - объяснял суть арифметики коллегам Нуртай Сабильянов. - Это и то много! Согласно проведенному анализу пяти крупных банков республики, по ипотечным жилищным займам средняя номинальная ставка вознаграждения варьируется от 16 до 20%. А по потребительским кредитам- от 14 до 40%. Так что это самый приемлемый предельный размер вознаграждения к для банков второго уровня и для микрокредитных организаций.
Соломоново решение.

Однако это предложение рабочая группа Мажилиса по законопроекту не приняла. Вместо него было принято решение, которое руководитель ра­бочей группы Сансызбай Есилов назвал соломо­новым: полномочия по установлению предель­ного размера годовой эф­фективной ставки воз­награждения по займам предложено возложить на Нацбанк по согласованию с АФН.

Разработчик законопро­екта - АФН - это предло­жение поддержал.
-Во-первых, Граждан­ским кодексом регулиру­ется не номинальная став­ка вознаграждения, а мы говорим об эффективной годовой ставке, - объясня­ла депутатам глава АФН Елена Бахмутова.- А на самом деле эффективная годовая ставка по микрокредитным организациям, по кредитным товарище­ствам достигает свыше 100% по отдельным крат­косрочным кредитам. По­этому первое предложе­ние, которое прозвучало, компромиссное- в том, чтобы уточнить, что означает эффективная годовая ставка. Она означает- но­минальная ставка плюс все платежи, которые за­емщик несет в связи с по­лучением займов в виде комиссий, платежей за об­наличивание денег и так далее. Вот это конкретно в уточненной редакции присутствует.
-И второе, - продолжи­ла г-жа Бахмутова, - дабы исключить волатильность и не скатываться на установление каких-то абсолютных цифр, при­нимая во внимание оза­боченность депутатов в этом вопросе, отнести это на уровень подзаконного нормативного акта со­ответствующим уполно­моченным органом. Ни­каких противоречий с по­ложением о Нацбанке и АФН нет.
«Почему мы печемся о банках?!»
У многих депутатов оказалась совершенно иная позиция. С главой АФН они не согласились, с «соломоновым реше­нием» - тоже. Напро­тив, немало мажилисменов высказали твердую уверенность, что такой подход - антинародный.
-Почему вот мы пе­чемся о банках?! - воз­мущался Мухтар Тиникеев. - Пора уже, навер­ное, повернуться лицом к заемщику и уменьшить сумму вознаграждения. Сейчас ставка 7%, это 56% мы загружаем заем­щика. Поэтому я считаю, что мнение коллег-до пя­тикратного размера -надо поддержать.

-Проект закона, по моему мнению, должен в первую очередь защи­щать права потребителей финансовых услуг,- под­держал и Ирак Елекеев. - Но ничего существенно­го, кроме ограничения суммы неустойки на уровне 10%, ничего в этом законопроекте нет. На се­годняшний день ставки по ипотечным кредитам составляют в среднем 17-18%, по потребитель­ским- 25-30%... Основной проект закона должен предусматривать ограни­чение процентных ста­вок, но АФН ссылается на рыночные отношения, что рынок сам должен ре­гулировать этот процесс. Тогда считаю необходи­мым включить в банков­ский рынок Казахстана иностранные банки, что­бы была реальная конку­рентная среда.

- Вы говорите, что не будет превышать в ито­ге 12%,- продолжал не­годовать и Мухтар Тиникеев. - В свое время еще пять лет назад я говорил: куда смотрит наш Нац­банк, куда смотрит пра­вительство, когда наши нувориши с банков второ­го уровня брали кредиты под 3-5% в иностранных банках, а потом здесь вы­давали под 15! Мы же устанавливаем потолок в 56%. До 56% они могут навариваться! Где забота о человеке тогда? Я пред­лагаю голосовать, и по­именно поставить, и от­дать это все СМИ. Пусть видят лоббистов банков и видят тех людей, кто за­щищает именно народ.
-Я прошу некоторых коллег обойтись без пер­соналий и без каких-то там обиняков в адрес своих коллег,- вмешался спикер Мажилиса.- А то я вверенными мне полно­мочиями спикера и руко­водителя фракции могу применить кое-какие ре­гламентные процедуры. Прошу сохранять кор­ректность и уважение друг к другу.
...«Корректность друг к другу» депутатам со­хранить не удалось. Спор, причем на повышенных тонах, продолжался час. Но все точки расстави­ло итоговое голосова­ние. Почти три десятка мажилисменов (из 107) проголосовали против предложенной рабочей группой нормы о переда­че Нацбанку полномочий по установлению предела ставок. Но количество сторонников этого по­ложения все-таки пере­весило.
Председатель госфиннадзора Елена БАХМУТОВА народных избранников в достоинствах законопроекта не убедила.

На первое – отравление, на второе – смерть


Мы выбираем Караван: 12.11.2010

Автор: ЕЛЕНА КОЭМЕЦ

В меню алматинского общепита есть все, чтобы испортить здоровье: шашлык с запеченными насекомыми, жаренные в трехдневном масле чебуреки, рыба с душком. Готовят все это повара без санитарных книжек – потенциальные носители инфекций. Причем опасные объекты не закрываются даже по решению суда!
Ситуация – просто удручающая

Ситуацию в сфере общественного питания Алматы впору назвать взрывоопасной. Город буквально напичкан незаконными будками – “самсятницами”, пирожковыми, закусочными. Во многих из них персонал не только готовит еду, но и ночует, справляет, простите, естественную нужду. При этом в вагончиках или киосках даже нет воды, чтобы вымыть руки! В самом центре Алматы работают кафе, в которых страшно не только питаться, но и заходить. Недавно в общество потребителей “Адал” горожане принесли шашлыки с запеченными мухами!

За первое полугодие специалисты управления госсанэпиднадзора Алматы проверили 800 предприятий общественного питания. Больше половины кафе наплевательски относились к таким понятиям, как безопасность и чистота. Причем о своем визите проверяющие заранее оповещали руководство кафе или закусочной, предварительно зарегистрировав проверку в прокуратуре. Нагрянь они неожиданно – еще неизвестно, какие бы вопиющие факты всплыли наружу.
– Каждый месяц к нам поступают десятки жалоб от потребителей на качество блюд, сервис в пунктах общественного питания, – говорит президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана РОМАНОВСКАЯ. – Частенько грешат и заведения, проводящие банкеты: подсовывают залежалые, просроченные продукты, воруют спиртное, напитки. Последний пример – на праздничном столе в кафе оказалась несвежая мясная закуска, а компоненты в салатах заменили на более дешевые.
Опасные кафе работают вопреки решениям судов!
В прошлом году на приостановление деятельности кафе и закусочных было подано в суды более 300 исков. Но закрылись единицы! А за шесть месяцев 2010 года – еще по 91 объекту. Причем, как говорят в госсанэпиднадзоре, в суд отправляли дела в крайних случаях. Остальных владельцев кафе предупреждали или выдавали им предписания. Большинство исков суд удовлетворил, но кафе вопреки здравому смыслу продолжают спокойно работать!

В управлении госсанэпиднадзора Алматы попросили поднять этот наболевший вопрос. Дело в том, что за исполнение этих решений отвечает департамент по исполнению судебных актов по г. Алматы. В это ведомство мы направили письменный запрос, чтобы узнать, почему потенциально опасные заведения продолжают работать? Но ответа в установленный Законом о СМИ срок мы так и не получили. Как выяснилось, наше письмо три дня только регистрировали! Между тем в СЭС Медеуского района – центрального района Алматы – скопилось пухлое досье на нарушителей, для которых никакие законы не писаны.

– На отдельных нарушителей мы вынуждены были подать иски в суд по 2–3 раза, так как с первой попытки не добились закрытия объекта, – говорит главный специалист Медеуского управления госсанэпиднадзора Раиса ДАУЛЕТКАЛИЕВА. – Например, в кафе “Буграхан” на Кабанбай батыра была полная антисанитария. Мы писали письма в прокуратуру, департамент по исполнению судебных актов, в акимат. Было подано три судебных иска, но кафе продолжает работать с грубейшими нарушениями. По летней площадке ИП Жумашева по улице Каирбекова Медеуский суд удовлетворил наш иск еще 19 июля, но кафе продолжает работать. Такая же ситуация – с торговым павильоном на проспекте Достык, 105. Суд удовлетворил иск о закрытии павильона 23 июля, но он работает. По пивному бару ИП Есбаева по улице Корчагина иск удовлетворен 30 июня, бар работает… Почему решения судов не исполняются?
Чебуреки с инфекционной начинкой?
Мы провели свой рейд по алматинским точкам общепита и выяснили: условия, в которых готовят еду, – порой просто не для слабонервных. Понятно, что далеко не все кафе попали в поле зрения. Но и этого хватило с лихвой! В районе центрального вещевого рынка “кулинарии” переместились прямо на проезжую часть проспекта Рыскулова. Здесь продают пирожки, лепешки, жареную рыбу и даже заправленные майонезом салаты. Готовится все в близлежащих частных домах, где есть проблемы с водой и канализацией. Целый день еда томится в целлофановых пакетах или покрывается дорожной пылью. Пирожки, чебуреки, баурсаки на рынках и даже в центре в “Кулинариях” жарят в почерневшем масле. Такие продукты буквально напичканы канцерогенами – опасными для здоровья веществами, которые образуются при неоднократном кипячении жиров.

Жиры подразделяются на явные и скрытые, которые содержат баурсаки, пирожки, сосиски, колбасы, сыры, особенно плавленый. А когда растительные жиры используются многократно, в них образуются трансизомеры жирных кислот, которые способствуют возникновению онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, поражению желудочно-кишечного тракта.

Закусочные порой не подключены к водоснабжению: посуду здесь моют в тазах грязной водой. Установки для приготовления кур гриль покрыты толстым слоем пережаренного жира. На наших глазах тушки нанизывали на грязные шампуры.
– Почему в готовых курах так много перца и специй? Чтобы скрыть душок, хозяева покупают по бросовым ценам залежавшееся сырье, – пояснил торговец напитками. – Я два раза брал – несъедобно. Собакам отдал – они не стали есть!
Нелегальный общепит
В центре Алматы тоже полно закусочных, кафе, в которых подают неизвестно что. Наша газета неоднократно поднимала проблему киосков в районе Зеленого рынка. На днях мы вновь прошлись по улицам Пушкина, Макатаева, и такое впечатление, что “самсятниц” и пирожковых стало еще больше! Стоило только поинтересоваться документами в одном из киосков, где девушки пекут самсу, а также наличием бочек с водой для мытья рук и посуды, как повара быстро свернули свою работу и закрыли киоск.
– Разрешение на открытие киосков, в которых нет элементарных условий для соблюдения гигиены, санэпиднадзор не давал. Большинство их в районе Зеленого рынка работает незаконно, – продолжает Раиса Даулеткалиева. – Но закрыть такой киоск – целая проблема! Нужно знать полные данные владельца, в том числе ф.и.о., РНН, адрес его проживания. Как правило, в киосках работают приезжие, сведений о владельце они не дают. Замкнутый круг. Комиссия при Медеуском акимате проводит демонтаж будок и киосков вокруг Зеленого рынка, но владельцы, забирают их со штрафстоянки и переставляют на другую улицу. Например, стоял киоск на улице Пушкина, а теперь – на Макатаева!
Вопрос и.о. начальника департамента по исполнению судебных актов по г. Алматы Кайрату КУРМАНОВУ:
Сколько решений суда по закрытию кафе в Алматы поступило вам на исполнение и сколько из них было исполнено? Почему опасные для здоровья людей точки общепита вопреки решению суда до сих пор процветают?

Квартирный вопрос едва не рассорил мажилисменов

Панорама: 12.11.2010


Автор: ИРИНА СЕВОСТЬЯНОВА, АСТАНА

Поправки в законодательство по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг стали самыми обсуждаемыми в парламенте с первых же дней. Неудивительно: последние годы резко обострили пробелы законодательства, в первую очередь в сфере долевого строительства и в банковской сфере - в части ипотечных и потребительских кредитов. Поэтому ко всем инициативам, так или иначе связанным с решением проблем дольщиков, приковано особое внимание.
Проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов” и вовсе особенный. Он предусматривает целый комплекс мер, направленных на защиту граждан - банковских заемщиков. Так, банкам запрещается в одностороннем порядке пересматривать условия договора и процентные ставки по кредитам, четко оговаривается общий размер неустойки (штрафа, пени) по договору банковского займа, заключенному с физическим лицом, в том числе договору ипотечного займа - не выше 10% от суммы займа.
Но ключевая норма - это установление верхнего предела годовой эффективной ставки вознаграждения по займам, выданным банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, микрокредитными организациями и кредитными товариществами. Первоначально разработчик (в лице АФН) предлагал закрепить ее на уровне восьмикратного размера ставки рефинансирования Нацбанка на день заключения договора займа. То есть на сегодняшний день в размере 56%. Депутаты же сразу восприняли эту норму как “антинародную”, сочтя, что банки с удовольствием воспользуются установленным пределом, для того чтобы поднять и без того не слишком низкие ставки по кредитам.

У мажилисменов в ходе работы над законопроектом родилось другое решение - снизить максимальный порог ставки до пятикратного размера ставки рефинансирования. Один из авторов нормы, Нуртай САБИЛЬЯНОВ, уверен: даже 35% - все равно немало.

- Согласно проведенному анализу пяти крупных банков республики, по ипотечным жилищным займам средняя номинальная ставка вознаграждения варьируется от 16% до 20%, - уверял он коллег в ходе пленарного заседания. - А по потребительским кредитам - от 14% до 40%. Так что это самый приемлемый предельный размер вознаграждения для банков второго уровня и для микрокредитных организаций.
Эта идея понравилась не всем. Сторонники другого подхода предложили коллегам “различать” эффективную и номинальную ставки. Иван ЧИРКАЛИН даже привел “практический пример”:
- Я взял на три месяца кредит на покупку холодильника под 15%. Эффективная ставка будет рассчитываться: 15 на 3, на 5 месяцев, на 12 месяцев годовых. 60% годовых. Но фактически-то я 15% заплачу.
У депутатов нашлось и альтернативное предложение - передать полномочия по установлению предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения по займам Национальному банку (по согласованию с АФН). Это предложение нашло поддержку и у АФН, и даже у Совета по финансовой стабильности при Президенте.
- Дабы исключить волатильность и не скатываться на установление каких-то абсолютных цифр, - пояснила глава АФН Елена БАХМУТОВА, - принимая во внимание озабоченность депутатов в этом вопросе, принято решение отнести это на уровень подзаконного нормативного акта соответствующим уполномоченным органом. Никаких противоречий с положением о Нацбанке и АФН нет, полномочия по установлению таких нормативов могут быть.
- В свое время, еще пять лет назад, я говорил: куда смотрит наш Нацбанк, куда смотрит правительство, когда наши нувориши с банков второго уровня брали кредиты под 3-5% в иностранных банках, а потом здесь выдавали под 15%! - возмутился Мухтар ТИНИКЕЕВ. - Где забота о человеке тогда? Я предлагаю голосовать и поименно поставить, и отдать это все СМИ. Пусть видят лоббистов банков и видят тех людей, кто защищает именно народ.

- Проект закона, по моему мнению, должен в первую очередь защищать права потребителей финансовых услуг, - негодовал и Ирак ЕЛЕКЕЕВ. - Но ничего существенного, кроме ограничения суммы неустойки на уровне 10%, ничего в этом законопроекте нет... Основной проект закона должен предусматривать ограничения процентных ставок, но АФН ссылается на рыночные отношения, что рынок сам должен регулировать этот процесс. Тогда считаю необходимым включить в банковский рынок Казахстана иностранные банки, чтобы была реальная конкурентная среда.

Сторонники “альтернативной нормы” доказывали коллегам, что передача полномочий по установлению пределов Нацбанку - самый оптимальный вариант, поскольку именно Нацбанк и рассчитывает ставку рефинансирования. “Это не на откуп отдается, а для того, чтобы это делалось профессионально, так как нашей экономике должна соответствовать эта цифра, и мы будем иметь возможность спрашивать с Нацбанка и АФН за эти цифры”, - уверял автор “альтернативы” Аманжан ЖАМАЛОВ.
Однако убедить всех не получилось. Депутаты, требовавшие более жесткого подхода к банкам, остались при своем мнении, а коллегам, пытавшимся доказать обоснованность другого подхода, и вовсе посоветовали “повернуться к народу лицом”, “прекратить лоббировать интересы банка” и даже жить по более реальным меркам. В сердцах мажилисмены даже о собственных доходах заговорили: мол, понятно, мы с зарплатой в полмиллиона можем и под 60% кредиты брать. А пенсионеры - нет. Накал страстей в зале заседаний мажилиса был настолько высок, что вынужден был вмешаться даже спикер палаты Урал МУХАМЕДЖАНОВ:
- Я прошу некоторых коллег обойтись без персоналий и без каких-то там обиняков в адрес своих коллег. А то я вверенными мне полномочиями спикера и руководителя фракции могу применить кое-какие регламентные процедуры. Прошу сохранять корректность и уважение друг к другу.
“Регламентные процедуры” спикеру применять не пришлось, проблема разрешилась голосованием. Почти треть мажилисменов проголосовали против передачи полномочий по определению пределов ставок по кредитам Нацбанку. Но другие две трети оказались “за”. Поэтому, пусть и не как обычно при единогласной поддержке, но мажилис все-таки поддержал во втором, окончательном чтении тот вариант поправки, с которым было согласно правительство.

Неделя биржевого фондового рынка 4 - 10 ноября 2010 года


Панорама: 12.11.2010

Полная версия публикуется на www.kase.kz
Справочная информация

Доллар США = 147,46 тенге по официальному курсу на конец периода.

Доллар США = 147,51 тенге по биржевому средневзвешенному курсу на конец периода.
Скорость укрепления тенге к доллару за период по биржевому курсу составила 5,4% годовых.
Индикаторы биржевого денежного рынка на 10 ноября и изменение за период
Индикатор Ставка Тренд
TONIA 0,18 -0,13
Авторепо ГЦБ 2 дн. 0,18 -0,14
Авторепо ГЦБ 7 дн. 2,72 +1,6
Авторепо ГЦБ 28 дн. 0,90 -6,1
KazPrime-3M 1,98 -0,02
Индикаторы биржевого рынка ценных бумаг на 10 ноября и изменение за период
Индекс Значение Тренд, %
KASE 1 643,71 +5,2
KASE_BP 374,04 +0,5
KASE_BC 312,85 +1,2
KASE_BY 14,24 -0,2
Главные новости рынка
4 ноября служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s подтвердила долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги АО “Каз-АгроГарант” (КАГ) на уровне “ВВ-/В”, а также рейтинг по национальной шкале на уровне “kzA-”, после чего отозваны по просьбе эмитента. Отмечается, что сдерживающее влияние на уровень рейтингов продолжал оказывать тот факт, что бизнес-модель КАГ еще не проверена временем и окончательно не сформировалась. Кроме того, Standard & Poor’s учитывает риски, связанные с вложениями КАГ в казахстанский банковский сектор, и отсутствие лимитов на размер выдаваемых гарантий. В соответствии с методологией Standard & Poor’s присвоения рейтингов организациям, связанным с государством (ОСГ), вывод об умеренно высокой вероятности получения КАГ экстренной государственной поддержки основывается на ограниченной значимости КАГ для государства и очень сильной связи с казахстанским правительством.

4 ноября стало известно, что депутаты сената парламента Республики Казахстан на пленарном заседании приняли проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения”. Как пояснил представлявший законопроект министр финансов Болат Жамишев, основной целью законопроекта является обеспечение финансовых потребностей государства, совершенствование системы международного налогообложения и администрирования международных договоров по вопросам налогообложения в соответствии с международной практикой, а также уточнение отдельных норм законодательных актов Казахстана. Указанным документом предусмотрено поэтапное увеличение ставок акцизов на табачную продукцию, а также уменьшение ставки по уплате за использование радиочастотного спектра по внедрению сотовой связи третьего поколения и мобильной связи четвертого поколения. Также проектом закона предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость операций с инвестиционным золотом и применение нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость на топливо и ГСМ, используемые для заправки иностранных воздушных судов.

5 ноября стало известно, что решением биржевого совета KASE от 26 августа 2010 года утверждены изменения и дополнения № 4 (поправки) во внутренний документ KASE “Правила распространения биржевой информации”. Поправки согласованы с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 1 ноября 2010 года и введены в действие с 5 ноября 2010 года. Обновленный текст правил распространения биржевой информации будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/info_rules.pdf в ближайшее время.
8 ноября стало известно, что решением биржевого совета KASE от 29 июля 2010 года были утверждены изменения и дополнения № 1 (поправки) во внутренний документ KASE “Правила биржевой торговли срочными контрактами”. Поправки согласованы с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 1 ноября 2010 года и введены в действие с 5 ноября 2010 года. Обновленный текст правил биржевой торговли срочными контрактами будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/trading_rules.pdf в ближайшее время.

8 ноября в Париже в рамках официального визита во Францию председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев встретился с первым президентом Суда счетов Французской Республики Дидье Миго. Главы высших органов финансового контроля Казахстана и Франции обсудили вопросы двустороннего партнерства. По итогам переговоров Омархан Оксикбаев и Дидье Миго подписали соглашение о сотрудничестве. Согласно документу, высшие органы финансового контроля Казахстана и Франции будут обмениваться опытом в области методологии и порядка осуществления государственного финансового контроля. Планируется сотрудничество по вопросам профессионального обучения и повышения квалификации кадров. Соглашение также предусматривает организацию совместных исследований и параллельных мероприятий.

9 ноября Национальный банк Казахстана сообщил, что:
· в октябре 2010 года произошел рост чистых международных резервов Национального банка на 4,27% - до 28,4 млрд долл. США, (с начала года - рост на 26,2%). 3а октябрь 2010 года международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (29,4 млрд долл. США) выросли на 2,3% и составили 58,4 млрд долл. США (с начала года - рост на 23,1%). Денежная база в октябре 2010 года расширилась на 8,5%о за счет роста чистых внешних активов и чистых внутренних активов Национального банка и составила 2744,4 млрд тенге (с начала года - расширение на 12,0%). 3а сентябрь 2010 года денежная масса сократилась на 0,2% - до 8411,1 млрд тенге (с начала года - рост на 12,3%). Денежный мультипликатор снизился с 3,34 в августе 2010 года до 3,32 в сентябре 2010 года вследствие расширения денежной базы при незначительном снижении денежной массы;
· по предварительным данным, профицит счета текущих операций платежного баланса Казахстана за 9 месяцев 2010 года составил 4,7 млрд долл. США (за 9 месяцев 2009 года - дефицит 4,6 млрд долл. США). За 9 месяцев 2010 года экспорт товаров оценен в $45,0 млрд, что на 50,4% больше, чем за 9 месяцев 2009 года. Рост в третьем квартале 2010 года импортной составляющей торгового баланса на 10,0% по сравнению со вторым кварталом 2010 года произошел в основном за счет увеличения ввоза из дальнего зарубежья машин и оборудования и прочих промышленных товаров. В результате импорт товаров за 9 месяцев 2010 года оценен в 22,0 млрд долл. США, что на 5,0% больше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года;
· в октябре 2010 года на внебиржевом валютном рынке объем операций вырос на 24,5%. Объем биржевых операций на KASE с учетом сделок на дополнительных торгах снизился по сравнению с сентябрем 2010 года на 12,1% и составил 4,5 млрд долл. США (с начала года - 48,4 млрд долл. США);

· общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях за сентябрь 2010 года понизился на 0,4% - до 7324,7 млрд тенге (с начала года - рост на 11,4%). Депозиты юридических лиц снизились на 1,3% - до 5242,9 млрд тенге (с начала года - рост на 12,0%), вклады физических лиц повысились на 1,9% - до 2081,8 млрд тенге (с начала года - рост на 9,9%);

· общий объем кредитования банками экономики за сентябрь 2010 года увеличился на 0,6%, составив 7493,3 млрд тенге (с начала года - снижение на 2,0%). Кредиты юридическим лицам за сентябрь 2010 года увеличились на 0,7% (с начала года - снижение на 0,9%), составив 5369,3 млрд тенге, физическим лицам - на 0,2% - до 2124,0 млрд тенге (с начала года - снижение на 4,6%);
· общее количество кредитов, по которым была проведена реструктуризация, составило 14,0% от общего количества ипотечных кредитов в Казахстане. За период с 2004 года по 1 июля 2010 года банками было выдано 200 тыс. ипотечных кредитов на сумму 1157,2 млрд тенге. По состоянию на 1 июля 2010 года количество ипотечных кредитов, находящихся в портфеле банков, составило 140 тысяч на сумму 705,5 млрд тенге.
9 ноября стало известно, что в рамках формирования единого торгового режима Таможенного союза Казахстаном прорабатывается вопрос присоединения к Кимберлийскому процессу. Сообщается, что казахстанская делегация провела встречи с председателем Комитета по участию в Кимберлийском процессе Кеннеди Хамутенья, а также с председателем Комитета по правилам и процедурам Кутеповым Андреем Николаевичем. По результатам рабочих встреч казахстанской стороне были переданы официальные документы для дальнейшей работы. Кимберлийский процесс - международная межправительственная инициатива, которая призвана остановить проникновение алмазов из зон конфликтов в легитимный торговый оборот. Данная инициатива направлена на недопущение финансирования военных действий в развивающихся и наименее развитых странах от доходов от торговли “кровавыми” алмазами.

9 ноября стало известно, что Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан “О ратификации соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Республики Словения о международных перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом”. В рамках соглашения предусматривается освобождение транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа от уплаты всех сборов и платежей, относящихся к владению, регистрации и управлению транспортным средством. Согласно сообщению, ратификация данного соглашения обусловлена необходимостью осуществления перевозки пассажиров и грузов в сообщении со Словенией, а также транзита грузов в Италию через территорию Словении.

9 ноября стало известно, что решением биржевого совета KASE от 4 октября 2010 года утверждены дополнения и изменения:
· № 3 (поправки) во внутренний документ KASE “Листинговые правила”. Поправки согласованы с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 2 ноября 2010 года и введены в действие с 8 ноября 2010 года. В соответствии с поправками текст листинговых правил дополнен приложением 6, которым определен порядок расчета балансовой стоимости одной акции. Обновленный текст листинговых правил будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/listing_rules.pdf в ближайшее время;
· № 18 (дополнение) во внутренний документ KASE “Положение о членских взносах и биржевых сборах”. Дополнение согласовано с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 2 ноября 2010 года и введено в действие с 8 ноября 2010 года. Дополнением установлено, что для фьючерсных контрактов на индекс KASE комиссионные сборы устанавливаются в размере, равном 10 тенге за каждый срочный контракт с каждой из сторон данной сделки. Обновленный текст положения о членских взносах и биржевых сборах будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/tariff.pdf в ближайшее время;

· № 15 (поправки) во внутренний документ KASE “Положение о членстве”. Поправки согласованы с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 2 ноября 2010 года и введены в действие с 8 ноября 2010 года. Поправками установлено требование о внесении обязательного гарантийного взноса для членов срочного рынка KASE для допуска к торгам на срочном рынке, а также требования, предъявляемые к финансовому состоянию членов срочного рынка KASE. Обновленный текст положения о членстве будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/members.pdf в ближайшее время;

· № 2 (поправки) во внутренний документ KASE “Правила биржевой торговли срочными контрактами”. Поправки согласованы с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 2 ноября 2010 года и введены в действие с 8 ноября 2010 года. Поправки внесены с целью установления требования к членам KASE по внесению обязательного гарантийного взноса в Гарантийный фонд для допуска к биржевым торгам фьючерсами на индекс KASE. Обновленный текст правил биржевой торговли срочными контрактами будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/trading_rules.pdf в ближайшее время;
· № 1 (дополнение) во внутренний документ KASE “Положение о резервном и гарантийных фондах срочного рынка”. Дополнение согласовано Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) 2 ноября 2010 года и введено в действие с 8 ноября 2010 года. Дополнением установлено, что для фьючерсов на индекс KASE размер обязательного гарантийного взноса составляет 1,0 млн тенге. Обновленный текст положения о резервном и гарантийных фондах срочного рынка будет опубликован на веб-сайте KASE по адресу http://www.kase.kz/files/normative_base/funds.pdf в ближайшее время.
10 ноября Агентство Республики Казахстан по статистике сообщило, что на рынке жилья в октябре 2010 года наблюдалось повышение цен. В октябре 2010 года по сравнению с предыдущим месяцем цены продажи нового жилья увеличились на 0,1%, перепродажи благоустроенного и аренды - по 0,5%, неблагоустроенного - на 0,8%.

10 ноября стало известно, что депутаты мажилиса парламента Республики Казахстан на пленарном заседании одобрили во втором чтении проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов”. Указанный законопроект разработан в целях совершенствования законодательной базы Республики Казахстан для защиты социальных гарантий граждан, приобретающих жилье с помощью ипотечных кредитов, повышения качества финансовых услуг, их соответствия международным стандартам и создания целостной системы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов на рынке ценных бумаг.

10 ноября председатель правления АО “Народный сберегательный банк Казахстана” Умут Шаяхметова сообщила, что дочерняя структура АО “Народный сберегательный банк Казахстана” в Киргизии - Халык банк Кыргызстан частично возобновила кредитование клиентов, приостановленное из-за нестабильной политической ситуации в этой стране. Как указано, выдача кредитов банком в Киргизии была приостановлена в конце первого полугодия текущего года. При этом банк продолжал операционное обслуживание клиентов. Как сообщается, по ее словам, пока банк возобновил розничное кредитование. Дальнейшее расширение кредитной деятельности будет зависеть от ситуации в стране.
10 ноября Национальный банк Республики Казахстан сообщил, что в третьем квартале 2010 года продолжилось улучшение инвестиционной активности предприятий Казахстана. В сообщении указано, что продолжилось улучшение инвестиционной активности предприятий: доля предприятий, использовавших собственные средства для финансирования инвестиций, увеличилась до 52,9% (во II квартале - 50,4%). Кредиты банков в этих целях использовали лишь 4,2% предприятий. В то же время значительная часть предприятий не проявляет инвестиционной активности: доля предприятий, не финансировавших инвестиции, составила 41,6%. Отмечается, что в третьем квартале 2010 года заметно увеличился спрос на готовую продукцию предприятий в целом по экономике и по основным отраслям. Как следствие, повысилась деловая активность предприятий, что в первую очередь проявилось в заметном росте оборачиваемости оборотных средств с 42,4% во втором квартале 2010 года до 45,3% по итогам третьего квартала 2010 года, а также произошло увеличение темпов роста цен на готовую продукцию и на сырье и материалы.

10 ноября вице-премьер Республики Казахстан сообщил, что со следующего месяца в Казахстане месторождения с нулевой ставкой рентабельности получат льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сообщается, что он указал, что льготы получат месторождения, имеющие менее 1% рентабельности. Как сообщается, по словам Е. Орынбаева, льготное налогообложение по НДПИ в первую очередь касается старых нефтяных месторождений с остаточным запасом углеводородов.

Рынок акций
Новости рынка акций
С 5 ноября в секторе вторичного рынка KASE открыты торги простыми акциями KZ1С57410017 (KARS) АО “Карповский Северный” (Алматы).
С 9 ноября в секторе вторичного рынка KASE открыты торги привилегированными акциями KZ1P57360110 (TKUDp) АО “Горно-обогатительный комбинат “Торт-Кудык” (Астана).
Сектор первичного рынка
В данном секторе на KASE в течение анализируемого периода сделок заключено не было. Торги по размещению акций не проводились.
Сектор вторичного рынка (купли-продажи)
За исследуемый период на KASE в данном секторе было заключено 426 сделок.
В описываемом периоде падение средневзвешенных дневных цен показали 6 наименований долевых инструментов, вовлеченных в сделки, рост показали 9 инструментов, цены двух инструментов не изменились. Негативное изменение средневзвешенных цен акций наблюдалось в диапазоне от 0,49% (CCBN) до 57,06% (ATFB), позитивное - от 0,01% (SATC) до 14,36% (GB_KZMS).
Рынок корпоративных облигаций
Новости рынка корпоративных облигаций
С 9 ноября облигации KZ2C0Y07D899 (KMGZb4) и международные облигации XS0373642585 (KMGZe1), XS0373641009 (KMGZe2), XS0441261921 (KMGZe3) и XS0506527851 (KMGZe4) АО “Национальная компания “КазМунайГаз” (Алматы) включены в официальный список KASE по категории “Долговые ценные бумаги с рейтинговой оценкой”.
С 8 ноября облигации KZP03Y10C590 (HSBKb14) АО “Народный сберегательный банк Казахстана” (Алматы) исключены из официального списка KASE в связи с истечением срока обращения.
5 ноября стало известно, что АО “Казкоммерц Секьюритиз” (дочерняя организация АО “Казкоммерцбанк”) (Алматы) присвоен статус маркет-мейкера на KASE по международным облигациям XS0262468654 (KKGBe21) и XS0305204595 (KKGBe22) АО “Казкоммерцбанк” (Алматы).

9 ноября стало известно, что АО “VISOR Capital” (“ВИЗОР Капитал”) (Алматы) присвоен статус маркет-мейкера на KASE по международным облигациям XS0373642585 (KMGZe1), XS0373641009 (KMGZe2), XS0441261921 (KMGZe3) и XS0506527851 (KMGZe4) АО “Национальная компания “КазМунайГаз” (Астана).

С 9 ноября в секторе вторичного рынка KASE открыты торги облигациями KZ2C0Y05D869 (PRKRb4) АО “Национальная компания “Продовольственная контрактная корпорация” (Астана).
Сектор первичного рынка
В данном секторе на KASE в течение анализируемого периода сделок заключено не было. Торги по размещению облигаций не проводились.
Сектор вторичного рынка (купли-продажи)
За исследуемый период на KASE в данном секторе было заключено 58 сделок.
По итогам периода ростом средневзвешенной чистой цены на открытом рынке характеризовались облигации 19 наименований, падением - 2, цены двух инструментов не изменились. Доходность к погашению для покупателя по заключенным сделкам выросла на неделе у 3 облигаций, снизилась - у 13, доходность семи инструментов не изменилась. Позитивное изменение доходности облигаций к погашению наблюдалось в диапазоне от 0,50% (KZIKb7) до 0,01% (RGBRb4), негативное - от 0,02% (KZAPe1) до 37,54% (KRZHb1).
Рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ)
Сектор первичного рынка
В данном секторе на KASE в течение анализируемого периода сделок заключено не было. Торги по размещению государственных ценных бумаг не проводились.
Сектор вторичного рынка (купли-продажи)
За исследуемый период суммарный объем 32 заключенных на KASE сделок составил 8912,3 млн тенге ($60,4 млн). В предыдущем периоде (28 октября - 3 ноября 2010 года) данный показатель равнялся 12 977,7 млн тенге ($88,0 млн) при 37 сделках. Доля биржевого оборота в общем объеме казахстанского вторичного рынка ГЦБ по сопоставимым операциям купли-продажи в анализируемом периоде составила 100,0% (в предыдущем периоде - 100,0%).
Подготовлено Информационным агентством финансовых рынков “ИРБИС”
Казахстан, Алматы, ул. Мауленова, 85,
оф. 93,83, igor@kase,kz, dm@kase,kz, info@kase,kz,
тел.: +7 (727) 2-50-88-21, 2-50-88-14,
факс: +7 (727) 2-37-53-39.

Агентство “ИРБИС” предупреждает, что приведенный выше материал не является предложением или рекомендацией продавать или покупать какие-либо финансовые инструменты на KASE. Его использование любыми лицами при принятии инвестиционных решений не влечет за собой какой-либо ответственности агентства “ИРБИС” за возможные потери или убытки, явившиеся следствием таких инвестиционных решений.

Звоните на "прямую"!


Мы выбираем Караван: 12.11.2010

КАК ПОТРЕБИТЕЛЮ СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ?
Как отстоять свои права, когда вас обманули, продали некачественный товар, плохо обслужили? Как добиться справедливой оплаты за коммунальные услуги? Как грамотно использовать возможности, предоставленные Законом “О защите прав потребителей”?
На ваши вопросы ответит председатель правления Республиканского общественного объединения “Союз защиты потребителей и предпринимателей “Общественный защитник” Виктор Корнеевич СЫЗДЫКОВ.
Звоните в понедельник, 15 ноября, с 16.00 до 17.00 по тел. в Астане 7172 40-64-66. Свои вопросы вы также можете прислать в рубрику “Вопрос – ответ” на сайте.
“ЗВЕЗДНЫЕ ОТВЕТЫ” ОТ ДЖЕММЫ
Как звезды будут влиять на судьбу Казахстана в 2011 году? Как нужно проводить старый 2010-й и встретить новый 2011 год? Все ли благоприятные даты одинаково подходят для всех людей? Можно ли с помощью астрологии предсказать землетрясение?
На эти и другие интересующие вас вопросы ответит известный астролог ДЖЕММА.
Звоните нам в пятницу, 19 ноября, по тел. в Алматы 258-36-28 с 17.00 до 18.00. Свои вопросы вы также можете прислать в рубрику “Вопрос – ответ” на сайте.

Судебная реформа: тенденции и барьеры


Юридическая газета: 12.11.2010

Как известно, Указом Главы государства от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» предусматривается модернизация правоохранительной и судебной системы страны.
Одной из поставленных задач является расширение сферы примирительных процедур, включая медиацию. Данная тенденция в контексте общего направления перехода к восстановительно-компенсационному правосудию положительно воспринята судьями и юридической общественностью республики.

Вместе с тем на пути к ее реализации имеется ряд препятствий и барьеров, без преодоления которых перспектива воплощения ее в жизнь становится, мягко говоря, туманной.

Не претендуя на всестороннее освещение всех аспектов данной проблемы, автор хотел бы остановиться на нескольких практических пунктах, удаленность которых от высших судебных и законодательных инстанций не дает возможности присмотреться последним к огромному и негативному потенциалу этих юридических и административных «айсбергов».
Остановимся, например, на вопросах окончания судебных разбирательств по гражданским делам мировым соглашением сторон. Казалось бы, что такой исход должен однозначно приветствоваться судами как цивилизованный и международно-признанный результат. Однако действительность гораздо жестче таких ожиданий. Парадоксально, но суды первых инстанций не заинтересованы в мировых соглашениях по гражданским делам.
Во-первых, существующая статистическая и аналитическая отчетность отдает приоритет исключительно только делам, законченным с вынесением решения. Вынесение судом определения об утверждении мирового соглашения сторон относится к результатам «второго сорта». Такие определения не учитываются должным образом при определении нагрузки судьи и результатов его работы. Ни в одной характеристике судьи вы не найдете упоминания о том, сколько дел под его председательством завершены мировым соглашением сторон. Такова реальность.
Во-вторых, если стороны, которых в суде первой инстанции систематически убеждали в возможности мирового соглашения, заключили в дальнейшем такое соглашение в апелляции или в кассации, то после его утверждения решение суда первой инстанции подлежит отмене (ст. 342 п. 2, ст. 383-11 п. 2 ГПК РК).
Таким образом, при отсутствии каких-либо нарушений норм материального и процессуального права суду и судье первой инстанции засчитывается отмена решения как крайне отрицательный показатель работы. Можно ли назвать это справедливым?

В-третьих, в действующем гражданско-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие порядок обращения мирового соглашения сторон (процессуально - определения об его утверждении) к принудительному исполнению. Даже в редакции от 21 октября 2010 года ст. 240 ГПК РК упоминает о мировом соглашении «вскользь», без четкой регламентации.

В результате этого в судах существует различная практика принудительного исполнения условий мирового соглашения. Например, в судах общей юрисдикции нередко практикуется немедленная выдача исполнительных листов после поступления заявления одной из сторон мирового соглашения о невыполнении его условий другой стороной. Такая практика представляется неприемлемой. Мало того, что исполнительный лист выдается без заслушивания доводов другой стороны (гражданин может серьезно заболеть или вообще прекратить свое земное существование, юридическое лицо может быть ликвидировано, реорганизовано и т.д.). Дело и в том, что процессуальное действие суда в виде выдачи исполнительного листа производится, таким образом, по прекращенному делу, поскольку предыдущим определением об утверждении мирового соглашения производство по делу прекращено (ст. 247 п. 4 ГПК РК). Получается юридический нонсенс: дела нет, а принудительное исполнение по нему есть.
В-четвертых, отсутствует должное стимулирование мирового соглашения в судах и для самих сторон гражданского судопроизводства. Так, оплаченная государственная пошлина в случаях окончания дела мировым соглашением не возвращается (ст. 106 п. 3 п.п. 3 ГПК РК), а механизм принудительного исполнения, как уже указывалось выше, не разработан.
Несколько слов о медиации как способе досудебного разрешения спора. Представляется, что по целому ряду экономических споров законодатель мог бы установить обязательный порядок предварительного досудебного разрешения таких споров в виде процедуры медиации.
К таким категориям можно было бы отнести, например, споры о признании недобросовестным участником государственных закупок при сумме контракта до 100 тысяч тенге, мелкие имущественные споры между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, взыскание страховых выплат и т.д.

Само осуществление этой процедуры возможно как в рамках действующих структур (например – в торгово-промышленных палатах, имеющихся в каждом регионе республики, либо в областных ассоциациях или союзах предпринимателей), так и в компетенции специально созданных Центров медиации.

При реализации такой законодательной инициативы суды избавились бы от значительного количества мелких и ординарных дел, смогли бы сосредоточиться на актуальных вопросах единой судебной практики.
Судебная реформа подразумевает безусловное искоренение волокиты по судебным делам. Вместе с тем по некоторым категориям дел такая волокита вызвана безответственным отношением к установленным законом срокам со стороны специально уполномоченных органов. Такими органами по делам о банкротстве являются межрегиональные департаменты Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК.
Не открою большого секрета, но нарушения сроков конкурсного производства в деятельности этих департаментов приобрели массовый характер. Вместо того чтобы ограничить эту деятельность, уполномоченные органы занимаются бесконечными и незаконными продлениями сроков конкурсных производств. Не буду вдаваться в детали, но такая «работа» создает благоприятную почву для коррупции и различных злоупотреблений, а судам реально препятствует окончанию дел о банкротствах.
Для того чтобы изменить ситуацию, достаточно, на наш взгляд, внести одно небольшое изменение в Закон о банкротстве: передать функцию продления сроков конкурсного производства под судебный контроль.
Было бы, кстати, неплохо внести дополнение и в п. 1 ст. 30 ГПК РК о подсудности дел о несостоятельности и банкротстве экономическим судам.
Совершенствование судебной системы, повышение ее имиджа и эффективности должно быть результатом судебной реформы, а не самоцелью. В этой связи дискуссия на эту тему может и должна быть продолжена.
С. НУРОВ, председатель Специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области

Кредиты в Казахстане станут дорогими и менее доступными


Деловая неделя: 12.11.2010

Получить потребительский или ипотечный кредиты станет намного сложнее. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщила председатель правления АО «Народный Банк» Умут Шаяхметова. По ее словам, принятие поправок в законодательство по вопросам ипотечного кредитования повлечет за собой повышение ставок по займам, поскольку подорожает обслуживание клиентов и заимствования банков на рынке. «Как результат, это приведет к увеличению стоимости кредитов», - отметила она. «Мы, банкиры, считаем, что туда попали статьи чисто популистского плана - не совсем оправданные с точки зрения экономики и финансов. Если сегодня кажется, что от этого закона выиграют потребители, я могу сказать, что эффект будет иным - намного сложнее станет получать кредиты и они будут дороже. В целом это негативно отразится на розничном кредитовании экономики», - пояснила Шаяхметова. Напомним, 10 ноября законопроект по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов был одобрен мажилисом РК во втором, окончательном чтении на пленарном заседании палаты. Глава АФН Елена Бахмутова, представляя законопроект депутатам, отметила, что «предлагается установить запрет на одностороннее изменение условий по договорам банковского займа, за исключением конкретных случаев, которые определены в законе; определить предельный уровень ставок вознаграждения по займам банков, микрокредитных организаций и кредитных товариществ в размере не более восьмикратной ставки рефинансирования Нацбанка на день заключения догово­ра займа; запретить индексацию платежей и ввести ограничения размера неустойки».
Vesti.kz

Депутат Сабильянов признался, что его зарплата составляет Т500 тысяч


Деловая неделя: 12.11.2010

Депутат мажилиса парламента РК Нуртай Сабильянов в ходе обсуждения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов» признался, что получает заработную плату размером Т500 тыс. По расчетам депутата, -'банки (второго уровня. - КазТАГ) выдают займы (по ставке. - КазТАГ) от 16 до 20%, а по потребительским кредитам - от4 до 40%». «Какой еще расчет нужен вам, уважаемые «великие экономисты», защищающие интересы банков второго уровня?!», - обратился Н. Сабильянов к представившему законопроект на второе чтение разработчику - агентству по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. - Вы подумайте об интересах народа, который после получения потребительского кредита под 60-70% разорился в сельских местностях. Куда смотрит такое сильное агентство, куда смотрит Национальный банк, когда избиратели все пишут об этом?! Это же не просто мы хотим цифры привести, это предложение наших избирателей. Хорошо, Чиркалин (депутат мажилиса Иван Чиркалин.- КазТАГ) может платить (такой кредит. - КазТАГ) потому что Чиркалин получает 500 тысяч в месяц, я получаю 500 тысяч в месяц, мы сможем вернуть, а пенсионер сможет такой кредит вернуть под 60% с вознагражде­нием?!», - возмущенно спрашивал Н. Сабильянов у группы депутатов, поддержавших данную норму. «Таких у нас миллион человек в Казахстане, а, прежде всего, надо интересы народа учитывать», - заключил он. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов» содержит норму, согласно которой Национальный банк наделяется полномочиями по установлению предельной годовой эффективной ставки по потребительским и ипотечным кредитам. В первоначальном варианте законопроекта предусматривалось, что предельный уровень годовых ставок по займам, выдаваемым банками, микрокредитными организациями и кредитными товариществами будет установлен в размере не более 8-кратной ставки рефинансирования Нацбанка на день заключения договора займа. Не согласившись с мнением депутата Н. Сэбильянова, депутаты во втором чтении одобрили данный законопроект, оставив за Нацбанком компетенцию по установлению предельной годовой эффективной ставки по потребительским и ипотечным кредитам.
КазТАГ