litceysel.ru
добавить свой файл
1
Открытый урок в рамках методической недели (6а класс),


учитель: Шмырева А.Ю.

Интегрированный характер: дети используют знания литературы, русского языка, ОБЖ, географии, биологии.


ТЕМА: «Приключение на Блудовом болоте». Игра-путешествие по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

ЦЕЛИ: 1. Продолжить работу над усвоением содержания сказки-были.

2.Выяснить смысл названия произведения «Кладовая солнца»; продолжить знакомство учащихся с такими литературоведческими терминами как олицетворение.

3. На примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе, всему живому.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: текст произведения; языковые стилистические особенности текста; особенности композиции произведения.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: работать с текстом произведения; пересказывать отрывки из текста; проводить языковой анализ текста; создавать свой текст на основе данного.

ЭПИГРАФ:

Пишу о природе, сам же

Только о людях и думаю.

М.М.Пришвин

ХОД УРОКА


  1. Организация класса.

- Сегодня у нас урок необычный – интегрированный. Вы покажете свои знания не только по литературе, но и по русскому языку, биологии, географии, ОБЖ.

2. Сообщение темы и целей урока.

- А тема нашего занятия: «Приключение на Блудовом болоте» Мы будем путешествовать по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

- Итак, в игре участвуют 2 команды, поприветствуйте друг друга. Путешествовать мы будем поэтапно, каждый этап оценивается жетонами, а в конце занятия подведем итоги.

3. Игра.

1) ЭТАП «ПРЕЗЕНТАЦИЯ».

- Чтобы настроиться на нужный лад, мы проведем игру «Графомания»

- Из предложенного набора слов составить текст, рассказывающий о своей команде.


СЛОВА: Дети, работа, литература, приключение, любить, открытия, узнавать, особенный, экстремальный, отправляться, хотеть, находчивый, дружный.

2) ЭТАП «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

ТЕСТ:


  1. Жанр произведения:

а) повесть;

б) сказка;

в) сказка-быль.

2. Название произведения означает, что речь идет о:

а) богатых залежах торфа на болотах;

б) о душевном богатстве людей;

в) о богатом растительном и животном мире лесов.

3. В произведении описываются события:

а) времен первой мировой войны;

б) Периода ВОВ;

в) наших дней.

4. Тема произведения:

а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к ней;

б) взаимоотношения между людьми;

в) размышление о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.

5. Повествование в произведении ведется от лица :

а) Митраши и Насти;

б) геологов;

в) Жителей деревни.

6.Рассказчики считают , что в дружбе Насти и Митраши было:

а) прекрасное равенство;

б) бесспорное равенство сестры;

в) преимущество брата.

7. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:

а) других;

б) себя;

в) природы.

8. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:

а) принципа «один за всех и все за одного»;

б) вековечной суровой борьбы за любовь;

в) слов « Мы с тобой одной крови: ты и я»

9. Травка не могла выносить плач сплетенных навеки деревьев, потому что:

а) они напоминали ей о собственном горе;

б) собаке было страшно слышать этот вой;

в) ей было их жалко.

10. В предложении: «Земля над ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:


а) антитеза;

б) сравнение;

в) гипербола.


3)ЭТАП «СБОРЫ».

- Из представленных здесь предметов отберите те, которые взял с собой Мтраша, а которые взяла Настя, и добавьте еще 3, которые взяли бы вы, объясните почему?

СПИСОК: компас, ружье, топор, веревка, полотенце, корзина, молоко, хлеб, картошка, сумка, соль, спички, карта местности, телефон, палатка, теплые носки.


ИНСЦЕНИРОВКА (Митраша и Настя)

4) этап «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ»

-Чтобы понять, о чем только что говорили Митраша и Настя, некоторые слова необходимо пояснить. У вас имеются карточки со словами , а другие карточки – с их толкованиями. Соотнесите слова с их лексическим значением:

ПАЛЕСТИНКА – ОТМЕННОЕ МЕСТО В ЛЕСУ

ЕЛАНЬ – ТОПЬ В БОЛОТЕ

БОРИНА – ПЕСЧАНЫЕ ХОЛМЫ, ПОКРЫТЫЕ ВЫСОКИМ БОРОМ

СУХОДОЛ – ДОЛИНА БЕЗ ВОДЫ

МАНОК – СВИСТОК ДЛЯ ЗАМАНИВАНИЯ ПТИЦ

ЗАГНЕТКА – УГЛУБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕЧИ ДЛЯ ГОРЯЩИХ УГЛЕЙ

.

- Подберите общеупотребительные синонимы к диалектным словам.

- Какие слова называют ДИАЛЕКТНЫМИ? ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫМИ?

РЯМ – БОЛОТО;

УРМАН – ТАЙГА;

ВЁДРО – ХОРОШАЯ ПОГОДА;

СУЛГУН – ПАСМУРНАЯ ПОГОДА;

ПИМЫ – ВАЛЕНКИ.


5)ЭТАП «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ»

- Вставьте пропущенные буквы. Какое правило орфографии использовали?

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошл_ в средней полос_ Росси_. Его семья жила в усадьбе около деревн_. Здесь от деревн_ к деревн_тянутся леса, поля, сады с чудесными р_стениями. Берега рек зар_сли плакучей ивой. С охотничьим ружьём и зап_сной книжкой п_бывал Пришвин на Урал_, в Сибир_, в Карелии_. Он открыл в пр_род_ много тайн и п_дарил их своим читателям.

ФИЗМИНУТКА (ПОД РАССЛАБЛЯЮЩУЮ МУЗЫКУ)


6) ЭТАП «БЛУДОВО БОЛОТО» (БЛИЦ-ТУРНИР)


  • Какие деревья селятся в приболотицах, а какие в боринах?

  • Где и как растут клюква, черника, голубика, костяника? Зачитайте в тексте.

  • Блудово болото встречает детей неприветливо, оно пугает детей, предупреждает: здесь опасно! Выпишите из текста слова, словосочетания, подтверждающие данный тезис.

  • Каких птиц встретили ребята в лесу:

ТЕК-ТЕК! (ГЛУХАРЬ)

ШВАРК-ШВАРК! (СЕЛЕЗЕНЬ)

КРЯК-КРЯК! (УТКА)

ГУ-ГУ-ГУ! (СНЕГИРЬ)

ИНСЦЕНИРОВКА (Митраша и Настя)

7)этап «КАПИТАНЫ»

  • Расскажите, как возникают болота и почему они так называются?

  • Правда ли, что болото – кладовая солнца и как это понять?

  • Как должен вести себя человек, оказавшись на месте Митраши?

  • Какие поговорки, пословицы имеются в сказке-были?

8)ЭТАП «ПОДУМАЙ»

- Вставьте примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Что такое олицетворение?

  • Сплетенные корнями деревья,---------------друг друга сучьями, на все Блудово болото---------------, --------------, ----------------.

  • И вот первый луч наконец-то---------------- на щеках у детей.

  • Деревья так --------------- ----------------- .

  • Очень -------------- старушки ели.

(прокалывая, зарычали, завыли, застонали, заиграл, жалобно, стонали, волновались)

9) ЭТАП «ИТОГИ»

-Почему сказка-быль так названа?

- Как вы понимаете: быть счастливым – делать добро?

Открылся перед детьми путь к утверждению человечности, добра:

  • Спасли Травку от одиночества, заставили поверить в доброе отношение людей;
  • Избавились от порочных качеств: жадности, упрямства, помогли эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей;


  • Утверждается возможность победы над злыми силами: избавили округу от Серого помещика.

10) ЭТАП «РЕФЛЕКСИЯ»

- Ребята только что вы вместе с героями Митрашей и Настей совершили путешествие в прекрасный и опасный мир природы.

- Понравилось ли вам наше путешествие?

- Как лучше преодолевать трудности: в одиночку или группой?

- Дайте оценку нашему занятию



11) Д/З .: с. 204 Анализ статьи «В мире художественного слова М.М.Пришвина»