litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением»



(тема по самообразованию)


Выступление на ШМО


Афанасьева Т.И.

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а так же уровень его развития.

Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, эмоций. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

Актуальность выбранной мной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения.

Коммуникативная направленность образовательной программы по русскому языку для начальных классов предполагает развитие речи младших школьников как главная задача курса. Учитель ставит перед собой эту цель практически на каждом уроке русского языка. Но насколько эта цель урока бывает выполнена?

Одним из видов контроля учителем своей работы по развитию письменной речи младших школьников являются как раз уроки, на которых дети связно выражают свои мысли в письменной форме, то есть создают текст, речевое произведение. Но на практике дети не всегда успешно справляются с такой работой. Сталкивается с трудностями и учитель.

Возникает противоречие: между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами.

Это противоречие указывает на следующие проблемы:

1) в среднем словарь учащихся младших классов беден;

2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов;


3) ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли.

Для решения данных проблем я поставила перед собой цель: разработать систему работы над обучающим сочинением в начальных классах и применять ее на практике.

Мои задачи:

1) систематизация упражнений по развитию письменной речи учащихся;

2) примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.

Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением.

Сочинение - это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение показывает понимание учеником определенной темы и умение изложить свои мысли последовательно, убедительно и грамотно.

Сочинение должно отвечать следующим основным требованиям:

1) сочинение должно быть написано по плану (вступление, основная часть, выводы, заключение);

2) тема сочинения должна быть раскрыта полностью;

3) каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами;

Типы сочинений сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Жанры сочинений рассказ, сказка, пейзажная зарисовка, описание картины, статья в газету, письмо, аннотация к книге, поздравление, записка, объявление.

По источникам получения материала сочинения могут быть на основе: наблюдений за событиями, явлениями, объектами; экскурсий; прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей; личных впечатлений от участия в каких-либо событиях.

Перед учителем стоит сложная задача при обучении связной письменной речи: выбрать такую тему сочинения, чтобы у ученика возникло желание поделиться своими мыслями, чувствами, наблюдениями в письменном высказывании, то есть в сочинении. Выбор тем для творческих работ должен основываться на опыте ребенка.

Все темы сочинений можно разделить на две группы: репродуктивные и творческие. Репродуктивные темы предполагают раскрытие отдельного факта, явления, связанного с опытом детей. Ребенку необходимо умение сравнивать, доказывать, делать выводы, умение найти выразительные средства и построить связный текст. Творческие темы предполагают более высокий уровень обобщения материала, широкий перенос знаний и умений. В творческих темах предоставляется больше свободы в отборе содержания сочинения.


Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей. Мною составлены подготовительные упражнения, которые я представила в двух направлениях: упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием; упражнения, направленные на работу над предложением и текстом.

Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;

2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;

3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);

4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;

5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;

6) работа с омонимами;

7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;

8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.

Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом ответы на простые вопросы;

2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;

3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;

4) исправление деформированного плана текста;

5) работа с пословицами;

6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);

7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;

8)стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);

9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);


10) лингвистический эксперимент;

11) различные виды сочинений:

При обучении написанию сочинений я основываюсь на следующих методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный метод и частично-поисковый (эвристический) метод (классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин ))

Репродуктивный метод работы над обучающим сочинением. Этапы работы.

I. Подготовка к написанию сочинения.

Подготовка к сочинению начинается задолго до его написания и проводится одновременно на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, во внеклассной работе. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Учитель организует работу по активизации словаря учащихся по выбранной теме. Ведется работа по анализу авторских текстов, приближенных по тематике к теме будущего сочинения, обращается внимание на языковые средства, использованные мастерами слова.

Одновременно учитель учит младших школьников проникать в суть понятия, отграничивать существенные признаки понятия от несущественных признаков, постепенно переходить к развернутым суждениям и умозаключениям.

К данному этапу так же относятся подготовительные упражнения, представленные в этой работе. Все это поможет осуществить актуализацию знаний учащихся и подготовить их к написанию творческой работы.

II. Написание сочинения.

Непосредственно на самом уроке написания сочинения должна быть вступительная беседа учителя. Эта беседа поможет создать эмоциональное настроение на уроке, которое позволит детям выразить свои мысли и чувства при написании сочинения.

Следующий этап на уроке – подготовка к написанию предстоящего сочинения. Работа ведется устно: обсуждается возможный план сочинения, организуется работа по активизации словаря, составляются отдельные устные высказывания по пунктам плана. Ученики самостоятельно записывают свое сочинение.


III. Работа над сочинением после написания.

Учитель организует обсуждение творческих работ учащихся. Необходимо дать детям возможность отредактировать свой текст.

В своей работе я также использую частично-поисковый метод обучения написанию сочинений. Этапы работы.

1. Без подготовительной работы учащимся предлагается тема для написания сочинения. Тема должна быть достаточно трудной.

2 Самоанализ сочинений. Вопросы учителя подводят детей к выводу: трудно писать сочинение без подготовки. Учащиеся с помощью учителя выделяют следующие моменты: нужен план предстоящего сочинения; надо активизировать словарь по этой теме; возможно, не хватает наблюдений, знаний об этом явлении, событии, объекте.

3. Подготовка к сочинению. Дети сами назначают время, за которое они смогут подготовиться к сочинению. Это может быть 1, 2 дня, а может и неделя. В течение этого назначенного срока идет подготовительная работа к сочинению. Кроме работы, организуемой учителем, учащиеся самостоятельно находят материал к предстоящему сочинению, делятся своими находками, рассказывают об источниках.

3. Написание сочинения. На выбор детей жанр сочинения, составление коллективного или индивидуального плана сочинения. В дальнейшем работа организуется так же как описано в репродуктивном методе.


Примерное тематическое планирование обучающих сочинений по классам.


1 класс. Учитель организует в течение всего учебного года подготовительную работу. Важнейшим средством организации речевой практики служит система упражнений. Жанры сочинений, которые учитель может использовать в 1 классе: записка, составление поздравления с праздником (учащиеся подписывают открытки, сделанные своими руками на уроках трудового обучения), объявление, сочинение загадки.

2 класс. Учащимся предлагается написать 8 обучающих сочинений.

I четверть.


1. Сочинение считалки, загадки.

II четверть.

2. Сказка по опорным словам.




3. Белый снег пушистый (дописать текст по началу).

III четверть.

4. Моя мама (папа, дедушка, бабушка)




5. Мое любимое домашнее животное.

IV четверть.

6. Что я знаю о белке (зайце, лисе).




7. Наряд весны.




8. Если бы я был волшебником…

3 класс. Учащиеся пишут 9 обучающих сочинений.

I четверть.

1. Золотая осень. (Листопад, закружилась листва золотая)




2. Сказка про книжку.

II четверть.

3. Сочинение по картине А. Пластова “Первый снег”.


4. Цветение зимы.


III четверть.

5. Моя мечта.




6. Сказка про облако и солнце.




7. Сочинение по картине А. Саврасова “Грачи прилетели”.

IV четверть.

8. Рассказ о весне от имени обитателя леса.




9. Гроза в мае.

4 класс. Ученики пишут 8 обучающих сочинений.

I четверть.

1. Что такое доброта (Доброта спасет мир).




2. Сочинение по картине В.Перова “Тройка”.

II четверть.

3. Зачем людям сказки.




4. Почему растут деревья?

III четверть.

5. Аннотация к любимой книге.




6. Сочинение по картине И.Левитана “Март”.

IV четверть.


7. Письмо к другу (подруге).




8. Репортаж в газету о каком-либо событии в классе, в школе.


Заключение.


Значение данной системы работы заключается не только в том, что учащиеся обучаются писать сочинения, но и в том, что идет развитие речи и развитие личности ребенка. Эта система позволяет сформировать у учащихся коммуникативные умения, которые позволят грамотно составлять не только письменные, но и устные высказывания на определенную тему, умело работать со справочной литературой, творчески мыслить. Учащиеся учатся грамотно излагать свои мысли. Это поможет им быть успешными не только на уроках русского языка и других уроках, но и в жизни в целом.

Система работы над обучающим сочинением позволяет выработать у учащихся более продуктивные умения и навыки составления связных высказываний.

Создание системы работы над обучающим сочинением продиктовано заботой о повышении качества работы по развитию речи учащихся начальных классов, приданию ей систематичности и последовательности, а так же для достижения большей результативности обучения. Основной результат этой системы работы – формирование у учащихся коммуникативных умений, позволяющих строить письменное высказывание на заданную тему, в определенном стиле и жанре, правильно, содержательно, выразительно.

Урок развития речи в 4-м «А» классе


тема: «Сочинение – описание природы по картине И.Левитана «Март»


Учитель: Афанасьева Т.И.


2008 – 2009 уч.год

Цель: Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.



Задачи урока:


  • обучающие:

– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения;

– формировать навыки самоконтроля;

– провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

  • воспитывающие:

– воспитывать самостоятельность;

– творческую активность;

– эстетическое восприятие произведений искусства;

– любовь к природе;

– воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

  • развивающие:

– развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

– развивать чувство прекрасного.


Оборудование урока:

  • Репродукция картины И.И.Левитана “Март”.

  • Альбом П.П.Чайковского “Времена года”.

  • Выставка иллюстраций времени года – весна.

  • Выставка рисунков детей.

  • Выставка книг (пословицы, загадки, поговорки, стихи о весне)

  • Подготовленный материал для словарной работы (см. далее).


Ход урока

Организационный момент.


Сообщение темы урока и основной цели:

– Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине И.Левитана “Март”).

Что значит написать сочинение описание по картине?

Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам

  1. Необходимо понять замысел художника.
  2. Подумать, как художник воплотил свой замысел в картине (композиция, краски, освещение).


  3. Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; снег отсвечивает, как морская раковина.

Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, тихий, прозрачный воздух.

Слова в переносном значении: березы радуются, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.

Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит солнце.

Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное)

Слово учителя об авторе картины




Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

Левитан показал глубокое очарование, таящееся в просторе русского пейзажа: всю живописность самого обычного. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Картины Левитана можно назвать патриотическими. Чувство Родины рождается, как будто бы из незначительных вещей, хотя бы таких, как стоящие сани, запряженные лошадью. Все это крупицы, из которых создается великолепное целое, что зовется Родиной. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения”. Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений – тревоги меланхолии, скорби. Настроение же – явление подвижное, склонное к изменчивости. Картина создана в 1895 году (холст, масло, находится в Государственной Третьяковской галерее.)

Рассматривание картины Левитана “Март”

Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?


Какие чувства, желания рождает пейзаж? (Радости, торжественное предчувствие нового, желание подставить свое лицо теплым весенним лучам, последний раз в этом году проехать в санях.)

Приходилось ли Вам наблюдать нечто подобное? (Да, но на это просто не обращали внимание.)

Анализ картины


Каков, по-вашему, замысел картины?

Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось. Лошадь ждет свежей травки, хочется в ночное, все ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Это картина о красоте снега зимой и о радостном предчувствии тепла и весны.

По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Яркое солнце, высокое голубое небо, капель с крыши дома, подтаявший снег, перемешанный с землей, ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка подставляют свои ветки.

Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?

Голубой, желтый, оранжевый, синий, зеленый.

Какие тона преобладают – теплые или холодные?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льются теплые желтые тона.

Рассказ учителя по содержанию картины.

На картине “Март” художник изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. И люди еще ездят в санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел. Стал плотным. На крыше крыльца он подтаял. И снежная глыба вот-вот соскользнет вниз. И цвет снега уже не такой, как зимой. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берез. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Вдали виднеются темно-зеленые ели. От них ложатся на снег синие тени. Картина полна воздуха, солнца, движения.

Музыкальный фрагмент к уроку


Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал альбом “Времена года”, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это “Март. Песня жаворонка”. Попытайтесь представить какую-либо картину во время слушания музыки.

Слушание музыки.

Что вы представили себе? Понравилась ли Вам музыка? Чем?

Слово учителя


Петр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Левитан красками – пробуждение природы, наступление весны.

Работа над эпиграфом к уроку


Зачитывается стихотворение А.С.Пушкина “Гонимы вешними лучами…”. На доске запись:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С.Пушкин)

Почему А.С.Пушкин называет весну утром года? Как природа встречает весну?

Весна – это утро года. Все в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве. В поэзии, живописи, музыке.

Запись эпиграфа в тетрадях.

Составление плана сочинения


О чем напишем в начале сочинения?

(На картине изображена ранняя весна, природа в марте).

Формулируем первый пункт плана.

Какие признаки ранней весны можно увидеть на картине?

Примерный вариант плана:

  1. Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.

  2. Снег в марте.

  3. Небо солнце воздух.

  4. Деревья
  5. Настроение, вызванное картиной.

Словарная работа


1.Вступление. Название картины, автор

Первый месяц весны

2.Снег в марте

Плотный, серый, грязный. Потемнел, осел, подтаял

3. Небо, солнце, воздух

Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный

4. Деревья

 

5. Настроение, вызванное картиной

Радостное чувство

Устное рассказывание по плану

Речевая подготовка


Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтология).


Задание № 1.

Подбери синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.


Задание № 2.

Найди неточно употребленное слово и замени его.

Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.

Полотно оставляет (создает) радостное настроение.


Задание № 3.

Определите, в чем ошибка и исправьте ее.

Солнечный свет отражается на снег. (на чем? – на снегу)

Картина полна светом. (чего? – света)


Радоваться теплом. (чему? – теплу)

Полотно показывает о прелести этой поры. (что? – прелесть)


Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями?

На первый взгляд картина кажется обыкновенной. Но всмотритесь в нее! Как сияет небо! Как искусно передал живописец таяние снега. Разве это не впечатляет?!

Орфографическая подготовка


Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение.

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.

Самостоятельная работа над сочинением


Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются наиболее удачные работы учащихся.

Итог урока.