litceysel.ru
добавить свой файл
1
Доклад «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в национальных школах» на научно-практической конференции учителей русского языка и литературы Хайбуллинского района по проблеме «Роль изучения государственных языков в школах района». Январь, 2001 год.


Проблема обучения русскому языку как государственному в башкирских школах и башкирскому языку как государственному в русскоязычных школах требует своего решения как на уровне организационном, так и научно-методическом.

Традиционная методика обучения второму языку к успеху не приводит. Нужно совершенствовать методику преподавания, программы обучения. При разработке методики и при обучении нужно учитывать и принципиальные отличия русского и башкирского языка, и, вместе с тем, необходимо изучать русский язык с опорой на родной язык. Родным языком ребенок овладевает естественно – слушая, подражая, постоянно общаясь. Значит, при изучении второго языка важна коммуникативная среда. В башкирской же деревне, где нет ни одного русского, трудность составляет отсутствие языковой среды и потребности у детей говорить на русском языке. Наши дети прекрасно понимают русскую речь, с которой сталкиваются ежедневно, смотря телевизор, слушая радио, читая книги, но им трудно дается спонтанная речь на русском. Уроков русского языка и литературы (по 7 часов в 5-7 классах, по 4 часа в 10-11 классах) явно не хватает для приобретения речевых навыков, ведь остальные предметы ведутся на башкирском языке. Несмотря на это, наши выпускники поступают в ВУЗ-ы. Сегодня 13 наших выпускников учатся в ВУЗ-ах республики и страны, 4 из них на филфаке. В начале учебы им приходится приспосабливаться к условиям естественного общения и продолжить учебу на русском языке наравне со всеми.

Овладение выпускником национальной школы русским языком как государственным является заказом общества. Поэтому нужно решить проблему несовершенства программ и учебников. Для более эффективного обучения государственным языкам нам хотелось бы, чтобы при составлении программ - по русскому и башкирскому - в старших классах авторы их работали в тесной взаимосвязи.

Дети башкирских школ мыслят на башкирском языке. Вследствие этого удачным было бы изучение схожих тем на родном языке перед изучением этой же темы на русском. В таком случае уже изученную, осознанную тему на уроках родного языка ученики усвоили бы на русском значительно легче. А на практике получается наоборот. Например, в 5 классе по русскому языку мы темы изучаем в таком порядке: лексика, фонетика, словообразование, синтаксис, морфология. А на родном языке ( автор программы Псянчин) сначала изучается синтаксис, только после этого фонетика, лексика, словообразование, морфология.


Мы работаем по программе для башкирской школы(авторы Альмухаметов, Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г.). По данной программе уже в 6 классе заканчивается изучение основных разделов русского языка – фонетики, словообразования, морфологии, которые формируют основные навыки орфографически грамотного письма. Думаю, со мной согласятся многие учителя, что из-за большого, сложного материала, на изучение которого отводится только 4 урока в неделю, этот раздел усваивается детьми недостаточно глубоко. Дети усваивают теоретические знания, но не успевают отработать навыки правописания, выработать языковую, коммуникативную компетенцию. Так же заканчивание изучения частей речи в 6 классе создает трудности при переезде учеников из других регионов страны в РБ, они лишаются возможности изучать некоторые разделы языка, появляются пробелы в знаниях. А в русских школах части речи изучают и в 7 классе.

Хотелось бы, чтобы программы и учебники начальных классов составлялись с учетом особенностей программ старших классов. В учебниках М. А. Нафикова мал объем текстов для пересказа, слабо дается теоретический материал, недостаточно количество упражнений. Русский язык же Ф.Ф. Азнабаевой сложен для детей, не имеющих хорошей лексической базы и языковой среды. Это затрудняет овладевание русским языком в среднем звене. Для учащихся башкирской школы, находящихся в условиях отсутствия языковой среды, необходимы соответствующие программы и учебники русского языка с учетом современных требований школьного образования и национальной специфики, стандарта образования, увеличения объема текстового материала и должного количества упражнений.

Учителя башкирского и русского языка начальных классов нашей школы работают сообща, осознавая важность обучения учащихся государственным языкам. Часто проводим открытые уроки, практические занятия, совместные заседания, где обсуждаем проблемы обучения языкам, изучаем новинки методики.

Но нам необходима и методическая помощь ученых, авторов учебников, программ в создании и совершенствовании методологической базы для обучения русскому языку учащихся башкирских школ.

Обучение государственным языкам будет эффективно только в том случае, если программы , учебники башкирского, русского языка в начальных и старших классах будут составляться нашими учеными во взаимодействии , в тесном контакте и по единой системе и критериям, выполняя единые цели и задачи.

Надеюсь, что наши предложения, высказанные на научно-практической конференции, будут услышаны авторами программ и учебников.