litceysel.ru
добавить свой файл
1
Аннотация доклада И.Ф. Албеговой


«Современный рынок социальных услуг: теория и практика»


Механизм возникновения рынка социальных услуг как процесса удовлетворения потребностей населения. Определение социальной услуги как специфического товара, потребительская стоимость которого проявляется в процессе потребления и неотделима от потребителя. Особенности и типы социальных услуг. Вопрос о стоимости социальных услуг. Спрос на социальные услуги и его особенности. Понятие «социальная норма» как уровень удовлетворения социальных потребностей, как стандарт действия, регулирующий поведение людей в социальной сфере, а также уровень удовлетворения потребностей.

Некоторый опыт предоставления социальных услуг в Ярославской области.

Современный рынок социальных услуг: теория и практика

Албегова И.Ф.

Каждый человек обладает определенным набором физиологических и духовных потребностей. То же самое можно сказать о любых социально-демократических группах и обществе в целом. Формы, методы и технологии удовлетворения потребностей у всех очень разные: кто-то делает это сам, кто-то обращается к другим людям и организациям. Действует формула: «есть спрос – есть предложение». Так возникает сфера услуг, а в дальнейшем и рынок услуг. Есть и обратная связь: развитие рынка услуг (качество, количество услуг, их презентации, реклама, наполнение рынка квалифицированными кадрами и т.д.) в свою очередь инициирует возникновение новых и способствует развитию старых потребностей. Типов услуг очень много: производственные, профессиональные, потребительские, общественные и прочие услуги. Среди них особое место занимают социальные услуги.

Социальная услуга, на наш взгляд, – это специфический товар, потребительская стоимость которого проявляется в процессе потребления и неотделима от потребителя. В связи с этим у социальной услуги (как и у других) есть особенности. Они следующие:

- свойства услуги создаются производителем и сразу же используются клиентом;


- качество услуги зависит от квалификации персонала и его добросовестности;

- возможности выбора социальной услуги более ограничены, чем при приобретении других видов услуг (товаров).

Некоторые социальные услуги можно материализовать. Например, записать на любые носители концерт, фильм и т.п., а потом продавать запись. И это уже будет обычный товар, а не услуга.

Вопрос о стоимости социальных услуг очень проблематичен и многогранен. Бесплатные социальные услуги, а есть ли они? Кто платит за доставку пенсии пенсионеру на дом? Бесплатное (бюджетное) образование покрывается из бюджета, который формируется из налогов населения. То есть, производителю любой социальной услуги требуется затратить определенные ресурсы, в т.ч.:

- материальные (содержание зданий, машин, оборудования);

- затраты на содержание персонала;

- затраты на обучение и переподготовку персонала;

- финансовые ресурсы, предоставляемые в качестве услуги (пенсии, пособия и т.п.);

- затраты на доведение услуги до потребителя (канцелярские, почтовые и т.д.).

Структура затрат может быть различной. Главное в том, что производитель услуги (организация, отдельные граждане) вынуждены планировать рациональное использование имеющихся ресурсов.

Сфера социальных услуг (как, впрочем, и других) охватывает как рыночный, так и нерыночный секторы. К последнему относится система государственного и некоммерческого обслуживания населения. Причем на основании принципа субсидиарной (совместной) ответственности привлекаются финансовые ресурсы населения и благотворительных организаций.

В настоящее время значительное развитие получает рыночный сектор социальных услуг или, по другому, рынок социальных услуг. Его специфическими чертами являются:

- жесткая территориальная сегментация услуги, что объясняется размещением театров, больниц, дорог и т.п.;

- высокая скорость оборота капитала (человек всегда будет есть, пить и, причем регулярно);


- высокая чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры;

- специфика организации и управления сферой услуг, что связано с наличием большого числа малых и сверхмалых фирм;

- преобладание личных контактов производителя и потребителя услуги;

- высокая степень дифференциации услуг и т.д.

Спрос на социальные услуги, так же как и на товары, может быть:

- платежеспособный (в зависимости от уровня доходов потребителей платной дороги);

- падающий (в соответствии с жизненным циклом услуги, рационализацией сфер услуг);

- нерегулярный (например, сезонный или в связи с принятием решений по предоставлению каких-либо льгот (ветеранам, инвалидам, вкладчикам);

- чрезмерный (например, на услуги врачей в связи с эпидемией, стихийным бедствием);

- нерациональный (в том числе на наркотики и соответственно на услуги по борьбе с наркоманией);

- скрытый (неудовлетворенный) спрос, в том числе на услуги по формированию здорового образа жизни (потребность в занятия физкультурой и спортом);
- отрицательный (например, отказ от предоставления работы бывшим заключенным, наркоманам, алкоголикам, женщинам с детьми) и т.д.

В процессе планирования деятельности по оказанию социальных услуг всегда надо учитывать спрос и его виды, в том числе и при определении уровня социальных норм.

Классификации социальных услуг весьма разнообразны, так как виды и типы социальных услуг очень разные. Их можно классифицировать по разным основаниям. Например, в зависимости от целей (получение прибыли) – коммерческие и некоммерческие, в зависимости от характера пользования – индивидуальные, коллективно-индивидуальные, в зависимости от сложности продвижения услуги – простые, когда есть один производитель и сложные услуги, для производства которой требуется кооперация производителей.

Четвертый тип выделяется в зависимости от способа оплаты (один клиент полностью оплачивает стоимость услуги: группа клиентов оплачивает полную стоимость, вносит свою долю, но пользуется услугой в полном объеме, услуга предоставляется клиенту бесплатно).


Пятый тип – в зависимости от характера труда: услуги материального характера и нематериальные услуги. Шестой тип в зависимости от качества социальных норм и территориальной принадлежности:

- соответствующие стандартным нормам международного класса;

- национальногосударственные (федеральные) нормы;

- соотвествующие временным, опытно-статистическим нормам.

Понятие «социальная норма» используется для определения уровня удовлетворения социальных потребностей. Это, прежде всего, стандарт действия, регулирующий поведение людей в социальной сфере, а также уровень удовлетворения потребностей.

Основные признаки социальной нормы таковы. Она:

- выражает общезначимое правило поведения как личности, группы, так и всегообщества;
- отражает реакцию общества на социальную норму: за соблюдение – поощрение, за несоблюдение – наказание;

- нормы существуют, как правило, не отдельно, а в системе;

- плюрализм нормативных систем, т.е. стандарты имеют достаточную гибкость в ходе их применения к разным социальным условиям;

- введение социальной нормы решает одни противоречия, но порождает другие. Поэтому в социальной норме имеется возможность конфликта;

- социальная норма должна быть динамичной, чтобы изменяться в зависимости от социально-экономических обстоятельств, условий.

Классификация социальных норм бывает различной. С точки зрения права выделяются следующие виды норм: правила (например, пенсия выдается 1 раз в месяц); прескрипции (дозволения, команды); директивы (технические нормы и т.п.). Примерами социальных норм являются 8-часовой рабочий день, минимальный уровень заработной платы, минимальный размер общей площади жилья, приходящейся на одного человека, размеры пособий многодетным семьям и т.д.

В целом социальные нормы – это научно обоснованная количественная и качественная характеристика оптимального состояния социального процесса или одной из его сторон.


Представленная теория по рынку социальных услуг дает возможность более тщательно проанализировать инновационные процессы в данном секторе экономики. Например, известная практика социальных заказов, развитие социального партнерства между тремя секторами в решении различных социальных проблем и задач, инициирование процессов выдачи муниципальных грантов на местах общественным и образовательным организациям, активизация деятельности НКО (как в рамках грантовой деятельности, так и развития собственных социальных услуг на коммерческой основе). Конечно, в разных регионах России в силу ряда объективных и субъективных факторов эти процесс имеют разную степень выраженности.

Например, в Ярославской области образовательные услуги в настоящее время предоставляют 38 высших учебных заведений, среди которых государственные и негосударственные, платные и бесплатные. В 7-ми государственных вузах образовательные услуги предоставляются и на платных, и на бесплатных условиях. Многие проблемы вузов решаются при помощи социального партнерства.

Под социальным партнерством мы понимаем конструктивное, эффективное и действенное сотрудничество трех секторов: государственного, коммерческого и общественного. У каждого сектора имеются разные возможности, ресурсы, ответственность, разное представление о природе социальных проблем и путях их решения. Тем не менее, представители всех трех секторов осознают необходимость сотрудничества в социальной сфере, и, в частности, в деле подготовки высококвалифицированных кадров для ее организаций, то есть в предоставлении населению социальных услуг в области образования.

В последнее десятилетие в России произошли принципиальные изменения, связанные с существованием и функционированием всех трех секторов: создана правовая база, которая регулирует статус и условия деятельности разных секторов, определяет принципы их взаимодействия.

В Ярославской области накоплен достаточный опыт предоставления социальных услуг в области образования. Так в марте 2006 года Губернатор Ярославской области Лисицын Анатолий Иванович в составе Комиссии по образованию выступал перед членами Совета Федерации с информацией по реализации национальной программы «Образование» в регионе.

Интересен опыт предоставления социальных услуг населению Ярославскими НКО. Среди них семинары, консультации, конференции, издательская деятельность, чтение лекций населению и т.п. При этом, НКО компенсируют дефицит социальных услуг со стороны коммерческих и государственных организаций или осуществляют уникальные, инновационные услуги.

Таким образом, теория рынка социальных услуг находится в стадии своего развития ввиду инновационности понятий «социальная услуга», «социальные нормы» и «рынок социальных услуг». В некоторых случаях практика предоставления социальных услуг населению не имеет теоретического обоснования и инициируется процессом развития потребностей у населения.