litceysel.ru
добавить свой файл
1
SWOT АНАЛИЗ


«Соуправление образовательным процессом»


Когда речь заходит об обновлении  современной  школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим  и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики.

Размышления над методикой преподавания, формами и методами работы руководителя, а также общение с учителями привели меня к мысли о том, что есть в нашем кропотливом деле то, что дается только опытом. Опыт моей работы составил 2, 5 года в данном учреждении

В чём же секрет успешной реализации деятельности руководителя? На мой взгляд, в следовании следующим принципам, давно заявленным и проверенным нашими далёкими предками:

1. В труде – как в бою…

2. Время дороже всего.

3. Дисциплина-мать победы.

4. Ни шагу назад.

5. Ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда.

6. Один в поле не воин.

7. Сильна рать воеводою!...

  В 2007 году в школе произошли серьезные изменения: количество учащихся уменьшилось в двое, в связи с введением новой школы в этом районе, родители стали перед выбором: хорошо знакомое старое или новое, школа резко ощутила нехватку педагогических кадров: на 1 сентября 2007 года в вакансиях были должности: учителя русского языка, математики, химии, биологии, географии, физической культуры, технологии; после 10 летнего перерыва в школе появилось младшее звено школьников, сменилось руководство - все это не могло не отразиться на состоянии учебно- воспитательного процесса.

Анализ состояния образовательного процесса в школе поставил передо мной ряд вопросов:

- Каков характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в школе?


- Каков уровень мотивации участников образования на совместное сотрудничество?

- Каков статус школы в социуме?

Сегодня в школе обучает 461 ученик. Скомплектован 21 класс-комплект. Из 788 детей, проживающих в микрорайоне школы, 63 % – обучаются в нашей школе, остальные в других учебных заведениях города.

В Учреждении реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и специального (коррекционного) образования.

Начальная школа работает по общеобразовательным программам, а также по программам «Планета знаний» и «Классическая начальная школа».

Основная школа своей целью ставит – обеспечение высокого уровня социализации обучающихся. Осуществляет дифференцированное, личностно-ориентированное обучение и предпрофильную подготовку.

Старшая школа нацелена на воспитании личности с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, мощным нравственным потенциалом, способная к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Учебные занятия в школе проводятся в две смены, в режиме шестидневной учебной недели. Обучение детей в 1-4-х классах осуществляется по пятидневной учебной неделе с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии.

В начальной школе функционируют группы продленного дня, с общим количеством детей – 200 человек:

Обеспеченность учащихся 1 – 11 классов учебниками из фонда библиотеки составляет 80%.

В школе ведется работа 5 спортивных секций с общим охватом детей 204 человека, что составляет 37% от общего количества.

Проводимый мною в течении 2-х лет мониторинг включал такие направления как:

    1. социальный заказ (за два года работы я выяснила, что большинство родителей ориентированы на получение детьми среднего специального образования, родители начальной школы очень неохотно идут на внедрение в образовательный процесс новых программ и технологий. Уровень развития детей, пришедших в этом учебном году в первый класс показал такую картину: 30% детей с низким уровнем развития, 25% - с ниже среднего, 30% - средний и только 15% (3 ребенка) показали уровень развития выше среднего. Это связано с тем, что 80% родителей имеют среднее специальное образование или неполное среднее образование, 60% детей приходят в школу не подготовленными, т.к. не посещают д/с и другие учреждения дополнительного образования.


2. уровень мотивации учащихся (обучаемость) работая совместно с психологом школы мы определили средний уровень мотивации школьников, как видно из проведенного исследования, дети с желанием идут в школу, но учиться трудно, не хватает опорных знаний, отсутствует систематический контроль родителей за успеваемостью детей в школе.

Однако хочу отметить, что за эти два года нам удалось изменить отношение как учащихся, так и их родителей к вопросам получения образования, качества знаний, роли школы в становлении и воспитании личности ребенка, как следствие: немного повысилось качество знаний учащихся по школе, успешно прошли государственную итоговую аттестацию выпускники (слайд 9) девятых и одиннадцатых классов.

С первого дня работы мне предстояло узнать о каждом педагоге, о его целях и перспективах, о готовности к образовательному процессу (формы, методы работы, владение педтехнологиями), мне была полезна информация о том, что интересует педагогов, чем они занимаются в свободное время. С этой целью провела индивидуальное собеседование с каждым педагогом лично, анкетирование, были организованы совместные мероприятия на сплочение коллектива: посещение театра, кинотеатра, традиционные праздники, выезды на природу и т.д.

Анкетирование учителей позволило сделать вывод, что большинство педагогов готовы участвовать в преобразовании образовательного процесса. Однако были выявлены проблемы отдельных учителей в их взаимодействиях с учениками, родителями, администрацией. Таким педагогам (5%) было предложено принципиально изменить психологические подходы к ученику, уроку и методам достижения образовательных результатов, а также, к созданию собственного имиджа.

Важным было выявить:

  1. соответствие уровня готовности педагогов к современным требованиям, выдвинутым национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»

    1. условия, в которых ведется учебно-воспитательный процесс в школе.


    2. разработать систему морального и материального стимулирования педагогов.

Таким образом, проблема, на мой взгляд, заключается в противоречии между предпринимаемыми мерами по обеспечению качественного образования и степенью их эффективности. Невозможно достичь заметных успехов только усилиями администрации, поскольку рост профессионализма – это результат деятельности коллектива единомышленников.

Я поняла, разрешить данную ситуацию может только создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс  модели соуправления, что в сою очередь повысит качество образования и оптимизирует процесс управления школой.

Сотворчество детей и взрослых, взаимодействие школы и социального окружения, принцип командности в управлении образованием, рефлексивный подход к управлению учебно-воспитательным процессом, системный подход к постановке и решению задач соуправления, мотивационное развитие школьного коллектива, активная социальная позиция школы в социуме, создание условий получения качественного образования ребенком - все это явилось основной целью моей работы как управленца.

Отсюда, цель создаваемого мною проекта: формирование модели соуправляемой школы через объединение творческих потенциалов всех субъектов образовательного процесса: управленческой команды, учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров.

Проблема и цель определяют следующие задачи:

  1. создать условия для повышения профессионального мастерства педагогических кадров;

  2. формировать внутришкольную среду, ориентированную на поддержку сотворческих процессов;

  3. усовершенствовать систему работы с родителями на принципах развивающегося взаимодействия;
  4. развивать материально-техническую базу, способствующую качественному обеспечению учебно- воспитательного процесса;


Как и любой проект, мой также включает раздел «предполагаемые результаты», где одним из аспектов является – педагогический менеджмент.

Мониторинг программы управления качеством образования (выявление рисков данного проекта:

Сильные стороны проекта:

1.Готовность педагогического коллектива к участию в проекте, стремление оптимизировать образовательный процесс.

2.Вовлечение всех субъектов образования в проект

Слабые стороны проекта:

1.Несовершенство материально- технической базы школы.

Выдвинутая мной гипотеза: если в школе к управленческим функциям привлекаются учителя, школьники, родители, а учебно-воспитательная деятельность основана на создании ситуации успеха для учителей и учащихся, все это будет способствовать положительной динамике качества образований, что позволило мне составить следующий план действий:


Этапы проведения проекта:


Название этапа

Содержание работы

сроки проведения

1 этап Подготовительный




Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме соуправления образовательным процессом на педагогических советах, семинарах, заседаниях МО.

2008-2009 г.г.

Подготовка нормативно- правовой базы

Выявление организационно- педагогических условий и коррекция управления учебно- воспитательного процесса через принятие решений на педагогических советах и научно- практических конференциях.


2 этап аналитико- диагностический




Мониторинг уровня качества образования

( каждый учитель ведет отслеживание уровня качества знаний по предмету, руководители МО учителей проводят сравнительный анализ успешности учителя, директор школы совместно с зам.директора по УВР принимают управленческие решение, направленные на повышение уровня качества образования через работу с кадрами.

2010 г.

Организация обучающих семинаров, круглых столов, родительских лекториев, работа которых позволяет вовлечь все субъекты образовательного процесса в систему соуправления


_________________________________________________________________

3 этап - основной




Совершенствование материально- технической базы: за период работы в данной школе было приобретено 10 компьютеров, два ноутбука, два проектора, 6 школьных досок, отремонтирован актовый зал, библиотека, обеденный зал, закуплено спортивное оборудование, столовая посуда и мебель

2010-2012 г.г.

Повышение квалификации педагогов: 100% учителей прошли обучение по программе «Использование компьютерных технологий в школе», активно принимают участие в семинарах района и края, посещают уроки у коллег, принимают участие в районных конкурсах: «Учитель года», «Молодой учитель года». «Леди года», «Самый классный классный», в защите опыта и мастер классах на уровне школы и района.


Осуществление маркетинговой деятельности

Внедрение в учебно- воспитательный процесс инновационных разработок и методик через обобщение опыта работы.

Реализация программы «Повышение профессиональной успешности педагогов через систему педсоветов и реализацию их решения»

4 этап -заключительный




Систематизация и популяризация полученных данных (общешкольная родительская конференция, заседание родительского комитета, педагогический совет)

2012 год

Анализ мониторинговых исследований психолого-педагогических и организационных условий соуправления

Организация работы по использованию полученных данных всеми участниками образовательного процесса (анализ работы за год)

Публикация на сайте школы методических рекомендаций по организации соуправления образовательным учреждением

Итоговая научно-практическая конференция



Имея на руках весь этот материал, я приступила к действию.

На основе анализа диагностики педагогического коллектива мною было принято решение о создании и внедрении обоснованных и методически проработанных технологий сотрудничества, педагогических техник взаимодействия при проведении организационно-методических мероприятий (дифференцированное обучение, проектная деятельность, проблемное обучение, информационные технологии и др.), что нашло свое отражение в создании творческих групп учителей.


В школе созданы 3 группы:


      1. повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта; (группа работает над внедрением в урок таких педагогических технологий как: информационная технология, технология проектной деятельности, технология проблемного бучения, технология дифференцированного обучения через собственное изучение и применение в практике: открытые уроки, семинары – практикумы, защита опыта).

2. совершенствование педагогического мастерства путем развития интереса к творческому поиску: (данная группа занимается мониторингом успешности учителя, Результатом педагогической деятельности является, с одной стороны - формирование духовного мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры и уровня умственного развития, а с другой стороны – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности педагога, рост его профессионального мастерства. Участие в школьных, районных и краевых конкурсах; организация и проведение мастер-классов ( Минникова Н.В. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ», Савинова Е.Н. «использование технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка», Рогозина Л.И. «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка», эффективной оказалась такая форма работы, как защита творческой идеи, которая мы проводим, как правило, после проведения открытых уроков, внеурочных нетрадиционных мероприятий, несущих в себе инновации, имеющие ярко выраженный авторский почерк таких педагогов как: Уклеина В.И., Иванникова Н.Я., Чиграй Н.Д., Завьялова Н.Л.

Я понимаю, что учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Моя задача – предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности создается в творческой группе.


  1. Одаренные дети. Данная группа объединяет учителей, работающих с проектной деятельность по воспитательной системе. В прошлом году совместно с учащимися творческая группа подготовила проект «Влияние СМИ на человека», который я предлагаю вашему вниманию (гиперссылка «Одаренные дети»).

Анализируя работу творческих групп, я пришла к выводу, что если развитие личности учителя происходит в творческой группе, то:

1.Повышается потребность учителей в новых знаниях. Об этом свидетельствует их самообразование, освоение новых технологий, участие в дискуссиях, творческих семинарах, “круглых столах”.
2. Наблюдается творческая активность учителей: обмен опытом работы, выступления на педагогических советах, оказание помощи молодым специалистам.
3. Происходит рост педагогического мастерства: открытые уроки, творческие отчеты, выступление на заседаниях методического объединения, участие в аттестации.
4.Проявляется инициатива учителей и развитие организаторских способностей педагогов: педагогические чтения, их организация и проведение, руководство “Школой молодого педагога”, и т. д.

Особенностью   труда  начинающих педагогов  является то,  что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же  ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а  учащиеся, родители и администрация  ожидают от них  столь же  безупречного профессионализма.

При первых же встречах и в беседах с вновь пришедшими молодыми специалистами (а их в школе 5 человек)  я, как директор  школы, прежде всего знакомлюсь с особенностями мотивации профессиональной деятельности начинающего педагога, с  историей его  профессионального выбора, с ближайшими  планами  и  дальнейшей перспективой.

Выхожу на открытое обсуждение их возможных карьерных планов. Если карьера невозможна, может стоять вопрос о принятии педагогом ответственности за выбор: остаться в школе или ее оставить. Открытость в отношениях здесь важнейшее условие успеха.


Посещая занятия молодого учителя, беседуя с ним, ставлю   первоочередные задачи по оказанию помощи, отмечаю, что изменилось в деятельности с учениками, в коллективе. Совместно с зам.директора по УВР стараемся все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста донести до всего коллектива на педсоветах, совещаниях и заседаниях МО − это моральное стимулирование.

В течение всего периода произвожу доплату к заработной плане в размере 30% - это материальное стимулирование. Но наряду с этим при анализе говорю и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у молодого учителя критически относиться к себе.

Молодые учителя принимают активное участие в конкурсах как школьного, так и районного уровня, что способствует росту их педагогического мастерства. Так Савинова Е.Н. (учитель английского языка) в этом году заняла 2 место в районном конкурсе «Молодой учитель года», выступила с мастер – классом на творческой мастерской, проводимой на базе «Лицея», а Гончарова А.А. (учитель биологии) достойно выступила на районном конкурсе «Учитель года», ее ученица заняла 1 место в районном конкурсе – экологических проектов, Санькова М.А. (учитель русского языка) возглавила работу министерства «Печати» и у нас впервые появилась школьная газета «ЧИЖ», учитель географии Козлова О.А. – призер школьного конкурса «Самый классный классный», смело идет на эксперимент (будет вести курс «Основы религий»), внедряет в практику информационные технологии

Третий год в школе реализуется программа «Семья и школа», в рамках которой родители имеют право участвовать в школьной жизни (так в ходе педагогического совета «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», где присутствовали органы ученического самоуправления и представители родительской общественности, родители выразили свое мнение о проблемах, связанных с воспитанием детей, высказали мнение о том, какой они хотят видеть новую школу, об учебном процессе и вовлеченности своих детей в спортивные секции и кружки), родительский комитет участвует в подготовке и проведении внеурочных предметных и досуговых мероприятий (традиционные праздники «Мама, папа и я – спортивная семья», «День защиты детей», круглый стол «Мы взрослые», субботники и др.), а также в разработке условий и проведении конкурсов на лучший кабинет и лучший урок, решают стратегические вопросы на общешкольном собрании и в рамках заседаний родительского совета.


Анализ мнений показал, что 78 % опрошенных родителей удовлетворены результатами учебно-воспитательного процесса и 53,7 % указали, что имеют возможность и желают участвовать в делах школы, как правило это родители начальной школы (благодаря их энтузиазму у детей появились кулеры с чистой водой, отремонтированы кабинеты, организуются праздники, поездки в кинотеатр, музей, филармонию), поэтому одной из задач ставлю: вовлечение в жизнь школы родителей среднего звена.

Особую роль в соуправленческой системе выполняет Совет старшеклассников, функции которого были разработаны в соответствии с создаваемой моделью школы. Министерство «Образования» участвует во внутришкольном контроле за качеством обученности учащихся, создании мотивационных условий для школьников. В рамках деятельности министерств «Дисциплины и порядка», «Экологии», «Физкультуры и спорта», «Милосердия и патриотического воспитания», «Вожатых» осуществляется соуправление воспитательным процессом. Министерство «Печати» как информационный канал освещает события школьной жизни.

Совместно с органами ученического самоуправления и родительской общественностью мы приняли решение о стимулировании ученического коллектива. Так в школе второй год проходит конкурс «Самый лучший класс», разработанные критерии доведены до сведения каждого класса. В конце года подводится итог и победители награждаются поездкой (по г. Ставрополю, по святым местам Ставрополья, города – курорты), еженедельно в школе проводится линейки, где подводятся итоги объявленных конкурсов с награждением победителей грамотами и памятными подарками. Итогом всей работы ученического самоуправления является отчетная конференция

Наша модель соуправляемой школы скорее «выращивается» из тех традиционных форм, которые сложились в ней исторически. И основные проблемы не внешние, организационные, а внутренние, проблемы появления у участников системы соуправления особого мышления – мышления «за всю школу». Мы создали систему команд. А команда в нашем понимании – это общность людей, объединенных опытом совместного решения стратегических задач развития организации, направленных на повышение качества образования школьников.


Таким образом, данный проект позволяет решить актуальную проблему повышения качества школьного образования через развитие соуправления образовательным процессом. Целостный подход к данной проблемы ведет к серьезным изменениям школьной жизни, захватывает все уровни: от управления школой до взаимодействия в классе и развития связей с внешним миром.

Нам есть чем годиться: своими учениками, педагогами, выпускниками.

Когда я представляю свою школу в будущем, я вижу ее еще более уютной, оснащенной современным оборудованием, в которой учатся и работают здоровые и счастливые люди.


Директор школы С.А. Филиппова