litceysel.ru
добавить свой файл
1





Коллегия 21.03.2012


Слайд 1: название

ДОКЛАД

Основные итоги работы отрасли «Социальная политика» в 2011 году. Приоритетные направления деятельности в 2012 году


Добрый день уважаемые коллеги!


Сегодня мы проводим коллегию, посвященную:

  • итогам работы органов социальной защиты населения края за 2011 год

  • и приоритетным направлениям на 2012 год.

Заслушаем органы местного самоуправления по актуальным вопросам, которые стоят перед отраслью, с целью выработки решения коллегии.


Для начала хочу проинформировать, что 16 марта в Москве состоялась расширенная коллегия министерства здравоохранения и социального развития РФ с участием Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина и министра здравоохранения и социального развития Татьяны Алексеевны Голиковой. На коллегии были подведены итоги работы за 2011 год, в том числе в части вопросов по социальной защите населения.

  1. Министром отмечено, что все субъекты РФ приняли и начали реализовывать региональные программы по повышению качества жизни пожилых людей.

  2. В рамках решения задачи по укреплению материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения министерством здравоохранения и социального развития совместно с субъектами проведена работа по разработке и утверждению перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на период до 2020 года.

  3. Подведены итоги взаимодействия с Пенсионным фондом в части реализации региональных социальных программ.

  4. Подготовлен проект нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который в сентябре-октябре 2011 года прошел общественное обсуждение в сети Интернет.

  5. В 2011 году впервые проведен Всероссийский конкурс на звание «Лучшего работника социального обслуживания». Напомню, что по его результатам в номинации «Лучший социальный педагог учреждения социального обслуживания» второе место заняла социальный педагог муниципального бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» города Назарово Данильченко Наталья Владимировна. Мы надеемся, что и в дальнейшем наши руководители учреждений и социальные работники края будут становиться его победителями.


  6. При Правительстве РФ во главе с Председателем Правительства РФ образован Координационный совет по делам ветеранов.

  7. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе конкурсного отбора софинансировалось 124 региональные программы в 54 субъектах РФ.

  8. Подведены итоги оздоровительной кампании детей.

  9. Начата реализация долгосрочных мер по совершенствованию всей системы социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения. В частности, утверждена Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

  10. Началось осуществление мероприятий по реализации Концепции совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Разработаны модели внутри и межведомственного взаимодействия при осуществлении медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов в целях сокращения «реабилитационного маршрута» движения инвалида. Разработана информационная система «Единая система учета инвалидов в РФ».


По результатам коллегии поставлены следующие основные задачи:

- в области социальной защиты населения:

  1. О необходимости внесения изменений в ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с введением государственной помощи на основе социального контракта.
  2. О подготовке предложений о введении пособия малообеспеченным семьям при рождении третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет в размере прожиточного минимума, включая механизм софинансирования из федерального бюджета.


  3. О вынесении на рассмотрение Государственной Думы проекта ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» и его вступлении в силу с 2013 года.

  4. О подготовке проекта государственной программы «Социальная поддержка граждан», на основе анализа региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, а также хода строительства и реконструкции учреждений социального обслуживания в соответствии с перспективными схемами развития до 2020 года.




    • по делам инвалидов необходимо:




      1. На уровне Федерации разработать и согласовать проекты законодательных актов по приведению законодательства РФ в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов.

      2. Обеспечить реализацию государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, создать необходимые правовые и методологические условия для реализации пилотных проектов.

      3. Обеспечить реализацию Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

      4. В области обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации внести изменения в законодательство РФ по передаче полномочий органам социальной защиты населения по их выдаче инвалидам, а также по введению целевых сертификатов на получение ТСР в целях предоставления инвалидам возможности самостоятельно выбирать и приобретать наиболее подходящие им технические средства реабилитации, а также развития конкурентных условий на рынке данных услуг.



Слайд 2: численность

Реализация государственной социальной политики – важнейший аспект развития как страны в целом, так и края, влияющий на показатели стабильности и благополучия жителей. И это особенно становится «явным» в период предвыборной кампании. Ведь на сегодняшний день различными видами социальной помощи охвачено почти 50 % от общей численности населения края.



Подводя итоги нашей с Вами работы за 2011 год, можем с уверенностью сказать, что мы успешно справились с поставленными задачами и многое сделали:

Во-первых, мы исполнили в полном объеме все возложенные на отрасль задачи, проиндексировали все социальные выплаты.

Во-вторых, провели системные мероприятия, направленные на усиление социальной поддержки граждан, приняли много важных решений, реализовали новые проекты и программы.

Во многом это зависело от слаженной совместной работы министерства и управлений социальной защиты населения муниципальных образований края.


Слайд 3: приоритеты

Нашими приоритетами были и остаются:


  • социальная поддержка граждан пожилого возраста;

  • лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов;

  • семей с детьми;

  • а также своевременное и качественное предоставление государственных услуг.



Слайд 4: объем финансирования общий

На реализацию полномочий в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения в 2011 году в краевом бюджете на начало года было запланировано 18,1 млрд. руб., по итогам года расходы в целом по отрасли составили 20,1 млрд. руб. На начало 2012 года предусмотрено 20,7 млрд. руб. С учетом поступлений средств из федерального бюджета объем финансирования увеличится.


Основные итоги 2011 года и задачи на 2012 год я изложу в разрезе приоритетных направлений, стоящих перед отраслью.


Если говорить о населении России в целом, то 50 лет назад численность населения старше трудоспособного возраста составляла 10% от общего числа жителей, в 2010 году – уже 20 %. И число пенсионеров неуклонно растет. Согласно статистическим прогнозам к 2030 году при самом благоприятном развитии ситуации численность населения страны старше трудоспособного возраста составит почти 30 %.

В Красноярском крае проживает более 570 тысяч граждан данной категории.


Поэтому, наша с Вами работа должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, внимание к их проблемам и нуждам.

В прошлом году мы многое с Вами сделали в данном направлении.


Слайд 5: обеспечение жильем

Продолжалась работа по реализации программы улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны.

На конец 2011 года жилищные условия улучшены всем ветеранам, вставшим на учет до 2011 года, а это - 4 763 человека. В 2012 году по мере поступления финансирования из федерального бюджета мы планируем улучшить жилищные условия 740 ветеранам, вставшим на жилищный учет в течение 2011 года. За истекший период текущего года приобретены квартиры для 226 ветеранов. Работа в данном направлении будет продолжаться до тех пор, пока не будут обеспечены жильем все нуждающиеся ветераны.

Общий успех масштабной работы по обеспечению жильем наших ветеранов  во много зависит от того, как данная работа организована в каждом муниципалитете.

Обращаясь к руководителям управлений, хочу акцентировать внимание на качестве подготовки документов, направляемых в министерство на рассмотрение комиссии по обеспечению жильем ветеранов.

К сожалению, продолжают иметь место факты некачественной подготовки нужного пакета документов. При признании жилья непригодным некоторые территории предоставляют, например, только акт, и не предоставляют заключение межведомственной комиссии. Также обращаем Ваше внимание на то, чтобы в деле был нормативный правовой акт местного самоуправления о постановке на учет, а не решение жилищной комиссии.


Слайд 6: программа «Старшее поколение»

В текущем году продолжится реализация мероприятий долгосрочной целевой программы - «Старшее поколение», в рамках которой в прошлом году удалось решить вопросы дополнительной социальной поддержки граждан пожилого возраста, в том числе зубопротезирование ветеранам труда края и ремонт жилья, в т.ч. тружеников тыла. Реализация данных мероприятий показала насколько востребованными и своевременными являются эти виды помощи. Всего различными мероприятиями программы за прошлый год мы смогли охватить более 66 тысяч граждан пожилого возраста.


На сегодняшний день Министерством в программу вносятся изменения, согласно которым назначение компенсаций:


  • на установку телефона;

  • на установку памятников;

  • на проезд реабилитированным;

  • на зубопротезирование ветеранов труда края,

  • а также адресной материальной помощи к Дню Победы.

будет осуществляться органами социальной защиты населения по месту жительства, а выплаты - министерством на основании представленных пофамильных реестров установленной формы в электронном виде, а на бумажном носителе – сводных документов.

Данный механизм позволит существенно сократить сроки выплат, а также расходы по доставке дел заявителей в министерство.


Учитывая особую социальную значимость мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и гибели людей, в рамках долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения Красноярского края» продолжится работа по предоставлению единовременной адресной материальной помощи на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях (в 2011году – 1,7 тыс.чел.). У тех граждан, которым выделялись средства, пожаров не возникало.

В прошлом году был решен вопрос, волнующий педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности. С этого года за счет средств краевого бюджета педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и пенсионерам из их числа, имеющим педагогический стаж не менее 10 лет, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилья с отоплением и освещением. Благодаря проведенной работе дополнительную социальную поддержку уже получило 3,5 тысячи педагогов-пенсионеров, проживающих в сельской местности.


Особо хотела подчеркнуть, что в текущем году расширится перечень мероприятий, осуществляемых за счет средств Пенсионного фонда.

Выделенные краю средства в течение 2011 года позволили:


  • оказать 233 труженикам тыла единовременную адресную социальную помощь на ремонт жилого помещения в размере до 15 тысяч рублей;

  • провести ремонт систем водоснабжения и канализации, электромонтажные работы, утепление стен здания в «Боготольском доме-интернате для граждан пожилого возраста и инвалидов»;

  • капитально отремонтировать столовую и жилые секции в Красноярском доме-интернате № 1 для граждан пожилого возраста и инвалидов.

В текущем году Постановлением Правления Пенсионного фонда России бюджету края предусмотрены субсидии в объеме 16 млн. 135,9 тыс.руб. на оказание адресной социальной помощи, ремонт и приобретение оборудования и предметов длительного пользования, а также приобретение автотранспорта.

В связи с этим в настоящее время вносятся соответствующие изменения в долгосрочные целевые программы «Старшее поколение», «Доступная среда для инвалидов», «Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания».


Слайд 7: программа «Доступная среда для инвалидов»,

Совершенствованию социальной поддержке, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общество, способствовала реализация долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов», в рамках которой:

  • проводятся капитальный ремонт и оснащение социальных объектов пандусами и лифтами,

  • приобретаются специализированные автомобили для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

  • открываются компьютерные классы,

  • приобретается компьютерная техника с целью организации дистанционного обучения инвалидов,

  • на базе профессионального лицея № 9 открыта автошкола для инвалидов. Разработан программный продукт РИАС.

О реализации данной программы мы остановимся позже.

Еще одним принципиально новым направлением работы в крае становится создание системы межведомственного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов. С целью разработки концепции по сопровождению таких семей создана рабочая группа с участием специалистов министерств здравоохранения, образования, спорта, представителей научного сообщества, учреждений социального обслуживания, общественных организаций. В течение года будут внесены соответствующие дополнения и изменения в долгосрочную целевую программу «Доступная среда для инвалидов».



Чтобы инвалиды не чувствовали себя забытыми, а были активными, полноценными членами общества, Губернатором перед нами поставлена задача о создании в крае территории равных возможностей.

Выполнение поручения возможно только благодаря совместным усилиям министерства и органов местного самоуправления.


В прошлом году принят закон края, предусматривающий с текущего года дополнительные меры социальной поддержки в виде ежегодных и ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, и членам их семей.


Важным направлением нашей деятельности остается социальная поддержка семей с детьми.


Проводимая в последние годы политика Правительства России и края по поддержке семей с детьми, способствует росту численности детского населения. На сегодняшний день 21% от общей численности населения края составляют дети.


Нами проводятся системные мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации, повышение престижа материнства и отцовства в крае.

Слайд 8: материнский капитал

Весомой поддержкой для многодетных семей с июля 2011 года стал краевой материнский (семейный) капитал, введенный в соответствии с посланием Президента РФ. Всего уже выдано более 2 тысяч сертификатов, из них за выплатой в размере 12 тысяч рублей обратилось 1216 человек, на улучшение жилищных условий - 80 человек.

Для оптимизации работы в данном направлении, сокращения сроков выплаты, мы вносим изменения в закон, согласно которым:


  • органы социальной защиты населения по месту жительства будут принимать решения по распоряжению средствами краевого материнского капитала в размере до 12,0 тыс.руб. ежегодно, а также уведомлять о принятом решении граждан;

  • выплата по принятым решениям будет производиться министерством.

Дополнительную социальную поддержку предусмотрели и для многодетных семей, имеющих пять и более детей. С 1 января 2012 года социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг в повышенном размере предоставляется 800 из 1,5 тысяч многодетных семей с пятью и более детьми. Просим еще раз проверить предоставление мер социальной поддержки на оплату ЖКУ данной категорией семей.



В 2011 году мы впервые приступили к решению наиболее актуальной проблемы многодетных семей – жилищной. Теперь женщины, воспитывающие (воспитавшие) семь и более детей и награжденные Почетным знаком «Материнская слава», имеют право на улучшение жилищных условий. Знаком Красноярского края «Материнская слава» с 2007 года награждены 115 многодетные матери. В 2011 году жилищные условия улучшены 26 семьям, вставшим на учет до 2011 года.

В 2012 году планируется улучшить жилищные условия всем семьям, вставшим на учет до 01.01.2012 года.


С октября 2011 года с целью создания условий для рождения здоровых детей вступил в действие новый закон края, предусматривающий компенсацию стоимости проезда беременным женщинам к месту проведения медицинских консультаций, обследования, лечения, родоразрешения. Теперь, с открытием перинатального центра этот вид помощи будет особенно востребован. За 2 месяца этого года обратилось 50 женщин.

В 2012 году продолжится работа по актуализации единого банка данных многодетных семей, подавших заявления на бесплатное выделение земельных участков и получивших их. Министерством подготовлены предложения по внесению изменений в закон края «О регулировании земельных отношений», согласно которым данную базу должны будут вести органы местного самоуправления, как уполномоченные органы в данном вопросе, с выделением рабочего места и доступа его к единой базе данных. А за министерством останется технологическое и методическое сопровождение.

В этом году мы попытаемся решить проблему, которая является актуальной на протяжении ряда лет – это повышение размера ежемесячного пособия на ребенка. Серьезным недостатком в предоставлении данного пособия на сегодняшний день является его низкий размер, а также отсутствие единого размера на всей территории Красноярского края, что вызывает многочисленные жалобы граждан.

Министерством подготовлены расчеты по выделению дополнительных средств, согласованные с министерством финансов края, которые направлены председателю Правительства и Губернатору края.



Особое внимание будет уделено вопросам своевременного и качественного предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию и социальной поддержке.


Говоря о социальном обслуживании в целом, не могу не сказать о реформах, проводимых в 2011 году в бюджетной сфере.

Первое, это совершенствование организационно-правовой структуры учреждений.

В 2011 году вступил в силу Федеральный закон 83-ФЗ о реформе государственных и муниципальных учреждений, который кардинально изменил не только правовое положение учреждений, но и задал другие критерии оценки эффективности работы учреждений социального обслуживания.

В 2011 году в муниципальных образованиях края полностью завершена работа по определению типов муниципальных учреждений социального обслуживания, разработке нормативных правовых актов, переходу бюджетных учреждений на новое финансовое обеспечение.

Из 92 муниципальных учреждений 12 учреждений - казенные, 80 учреждений - бюджетные.

Главной задачей этого года для автономных и бюджетных учреждений является максимальное использование новых условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения, развитие платных услуг, повышение эффективности и открытости их деятельности.

Для государственных учреждений, работающих сегодня в статусе казенных, на особом контроле должна быть задача по эффективному и рациональному использованию бюджетных средств.


Дополнительно сообщаю, что с целью обеспечения доступности и открытости деятельности учреждений начал работу официальный сайт в сети Интернет.


Второе, это вопрос оплаты труда.

Положительным моментом является работа по переходу на новую систему оплаты труда, которая направлена не просто на увеличение заработной платы работников, а на создание механизма оценки эффективности их работы, на оказание серьезного стимулирующего воздействия на результаты труда.


На сегодняшний день на новую систему оплаты труда переведены 17 учреждений социального обслуживания, из которых 3 муниципальных.


Среднемесячная заработная плата в целом по отрасли за 2011 год составила 10,9 тыс.руб., в том числе по муниципальным учреждениям 10,2 тыс.руб., в муниципальных учреждениях, перешедших на новую систему оплаты труда, – 12,1 руб.

С переходом на НСОТ среднемесячная заработная плата основных работников отрасли (социальных работников) возросла с 8,0 до 10,5 тыс.руб.

Информация о ходе эксперимента по введению НСОТ в муниципальных учреждениях социального обслуживания будет представлена отдельно.


Хочу особо подчеркнуть, что основной задачей, стоящей перед органами социальной защиты населения в 2012 году, является повышение качества и эффективности работы с населением, сокращения административных процедур, снижения административных барьеров при предоставлении государственных услуг путем внедрения новых технологий. Этот вопрос будет рассмотрен отдельно.

С учетом задачи, поставленной Губернатором края Л.В. Кузнецовым, свою работу мы должны выстраивать во взаимосвязи с общественностью. Важная роль должна отводиться непосредственному участию общественных организаций инвалидов, ветеранов, многодетных семей. Также необходимо наладить более тесное взаимодействие со средствами массовой информации.

Еще раз хочу обратить Ваше внимание на необходимость перехода от заявительного принципа к принципу активного выявления граждан, нуждающихся и имеющих право на меры социальной поддержки. Мы должны быть в курсе проблем каждого конкретного человека, нуждающегося в нашей помощи.


Развитие общественного сознания и достигнутый уровень жизни населения требуют дальнейшего развития и расширения существующих форм социального обслуживания, внедрения новых технологий.

В текущем году нашей общей задачей является дальнейшее внедрение таких стационарозамещающих технологий, как приемные семьи для пожилых, оказание экстренной помощи на дому, направленных на сохранение социальной активности пожилых людей и возможности как можно дольше проживать в домашних условиях.


Для граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях, необходимо совершенствовать систему участковых социальных служб, мобильной социальной помощи.

Другими перспективными технологиями являются социальный патронаж, волонтерство в предоставление социальных услуг на дому.

Необходимо расширять перечень услуг за плату в связи с востребованностью разовых услуг по уходу на дому, в том числе дорогостоящих (например, услуги сиделок, уход в дневное время).


Подчеркну, главным приоритетом в работе органов и учреждений социальной защиты населения должны быть интересы людей.

К нам обращаются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе люди старшего поколения, лица с ограниченными возможностями. И для этого им необходимо создавать комфортные условия.

Обязанность каждого работника социальной системы оказать эту помощь квалифицированно.

К сожалению, в министерство, по-прежнему поступает много жалоб на работу Ваших специалистов. Вы и Ваши сотрудники – это «лицо» отрасли. И то впечатление, которое остается у человека после обращения в органы социальной защиты формирует мнение о нашей отрасли в целом, а также уровень доверия к органам власти.

Мы должны объективно оценивать качество нашей работы.

Высокая организованность, компетентность, дисциплина, личная ответственность каждого за порученное дело – должны быть присущи всем специалистам нашей отрасли. Мы будем и в дальнейшем проводить работу по усилению ответственности специалистов органов и учреждений социальной защиты населения.

В настоящее время мы рассматриваем вопрос проведения в муниципальных органах социальной защиты населения «Декада качества», чтобы каждому посетителю дать возможность выразить свою точку зрения, оценить работу специалистов управления, внести свои предложения. Это можно будет сделать разными способами: заполнить анкету, оставить комментарий на официальном сайте министерства или сообщить по телефону «горячей линии».


В ближайшее время будет разработано Положение о «Декаде качества», подготовлена анкета и все необходимые рекомендации. По итогам проведенной работы будут сделаны определенные организационные выводы.


В очередной раз хочу акцентировать внимание на кадровом потенциале работающих в органах социальной защиты населения, повышении эффективности их работы.

В текущем году в части кадровой политики отрасли запланировано повышение квалификации 830 человек из числа руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты населения путем проведения обучающих курсов и семинаров.

Пройдет ставший традиционным краевой конкурс на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».


Особое внимание обращаю на соблюдение установленных действующим законодательством квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

В ходе контрольных мероприятий выявлены факты, когда квалификационные требования к профилю профессионального образования устанавливаются исходя из наличия фактического образования, имеющегося у муниципального служащего, и не соответствуют его направлению деятельности и должностным обязанностям.


Заканчивая доклад, хочу еще раз подчеркнуть, что в прошедшем году министерством, органами и учреждениями социальной защиты населения проведена большая работа.

Я благодарю всех Вас, уважаемые коллеги, за продуктивную и квалифицированную работу.

В текущем году будет продолжена работа, направленная на повышение эффективности реализации в крае социальной политики, повышение качества оказываемых населению государственных услуг.  

И у меня нет сомнения в том, что вместе мы сделаем все, для того, чтобы достойно выполнить задачи, стоящие перед отраслью.

Спасибо за внимание!