litceysel.ru
добавить свой файл
1




Региональный компонент

на уроках русского языка.

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6

Предгорного района

Ставропольского края

Шеврюковой А.И.










Я родилась и живу на Кавказе. Окончив пединститут и получив педагогическое образование, вот уже 40 лет преподаю в сельской школе русский язык и литературу. Я люблю свой край и многое делаю для того, чтобы передать эту любовь своим ученикам, чтобы они увидели красоту и богатство родной земли, с детства впитали ее запах и краски, прониклись духом старины, ее легенд, сказаний, стремились изучать культуру, быт и обычаи горцев и казаков, узнали, какие замечательные люди живут на Ставрополье.

Познать Кавказ, увидеть его достопримечательности. Проникнуться чувством гордости за свой край помогает моим ученикам региональный компонент. Хочу поделиться своими наработками с коллегами.


Региональный компонент на уроках русского языка

в 5 классе.

Используемая литература:

- стихи поэтов Ставрополья А.Строенко, А.Екимцева, Н.Гаранжи, В.Гнеушева;

- сборник стихов поэтов Ставрополья о ВОВ «Опаленная земля»;

- А.Губин «Молоко волчицы».


I полугодие.

1. Тема «Стили речи».

От диких гор не отрываю глаз

И слез восторга прятать не умея,

Аул свой вспоминаю каждый час –

Мне кажется, что нет его милее.

Но не забыть просторов мне иных,

Тех, что меня, как сына оберегая,


От пуль, бывало, прятали шальных,

Где шел с друзьями рядом на врага я.

Мне эта вся земля теперь близка,

И нет ее ни лучше, ни красивей…

Моя отчизна очень велика,

А вот зовется коротко – Россия.

О.Хубиев (пер. с карачаевского В.Гнеушев).

Задание: определить стиль текста, доказать, назвав признаки данного стиля.


2. Тема «Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне».

Глядит на синие просторы,

На гор серебряную цепь

Мой город, уходящий в горы,

Мой город, уходящий в степь.

Немало трудных верст осилив,

Смахнул дорог седую пыль,

Широкий плащ просторов синих

Спадает с плеч его в ковыль.

А.Екимцев. отрывок из стих. «Песня о Ставрополе».

Задание: найти и объяснить правописание безударной гласной в корне слов.


3. Тема: «Текст».

Партизанские отряды… провели тридцать шесть крупных боевых сражений в горах Кавказа. Тысячи гитлеровцев нашли себе бесславный конец от рук народных мстителей, которые отважно защищали свою родную землю. Борьба в тылу врага стоила больших жертв и для партизан. Они дрались стойко, не жалея своей жизни.

Борьба народных мстителей с врагом отмечена примером массового героизма. Около пятисот партизан…Ставрополья, дравшихся в горах Кавказа, награждено орденами и медалями… Но многим эти награды носить не пришлось. Они не вернулись домой, пав смертью храбрых в боях за Родину.

Т.Мищенко «Партизаны в горах Кавказа».

Задание: доказать, что данные предложения образуют текст. Озаглавьте его, определите основную мысль.


4. Тема: «Синтаксический разбор простого предложения».

Над белой гривой ледника

Дымятся, кружат облака4.

Вздымает ветер клочья их

В просторах ледяных своих.

И вкривь, и вкось, и там, и здесь

Ледник исполосован весь4.

А.Екимцев.


5. Тема: « Фонетика. Фонетический разбор слова».

Малая родина –

Это Предгорье мое!1

Милая родина –

Сердце1 любовью поет!1

Богато пшеничное поле

И колоса радужный свод1,

И мудрость, и смелость

В широком раздолье,

Предгорье – мой яркий1 полет.

Задание: прочитать выразительно отрывок из стихотворения «Малая родина»

Н. Гаранжи и сделать фонетический разбор выделенных слов.


II полугодие.


  1. Тема: «Морфемный разбор слова».

Предгорье мое, край любви и надежды,

Край пшеничных2 полей и сиреневых зорь,

Для тебя я храню и дарю тебе нежность2

И, как с другом, веду с тобой разговор2.

Знаю я, что в солдатах ты было когда-то

И знаком тебе яростный2 грохот атак.

Ты в подснежниках2 первых хранишь2 свою святость,

Что в жестоких сраженьях пришлось отстоять2

Н.Гаранжа «Предгорье мое».

Задание: произвести морфемный разбор выделенных слов.


  1. Тема: «Имя существительное как часть речи».

Зимний лес. Почти отвесные горы. Пустынно свищет ветер. Дрожит неопавший лист. Деревья враждебно поскрипывают. Лесные гиганты изогнулись, как для прыжка… Чистый лес, буковина, ясенник, дуб сменяется зарослями кустарникового кизила, орешника…


А.Губин «Молоко волчицы».

Задание: определить склонение, род, число, падеж имен существительных.


  1. Тема: «Имя прилагательное как часть речи».

Здесь кавказского лика есть храм святых…

И зовет он меня во спасенье,

И в ладонь опускается трепетный лист

Изумрудного песнопения.

Здесь и колос в цвету и тропа высока.

И сиреневый стан водопада,

Здесь поэта восторг и огонь рысака,

Тишина шаловливого сада…

Н.Гаранжа. «Кавминводское изваяние».

Задание: 1. найти в тексте имена прилагательные, определить падеж, число;

2. выписать словосочетания «прилагательное + существительное».


  1. Тема: «Глагол как часть речи».

Резкий ветер листья рвет с деревьев,

Осень хлещет по ночам дождем.

Только астры, будто охмелели,

Полыхают радостным костром.

Всем на зависть, ярко и красиво

Расцветают астры в сентябре.

Я б хотела, чтоб такую силу

Осень щедро подарила мне.

Н.Гаранжа. «Астры».

Задание: найти в тексте глаголы, определить спряжение и время.


  1. Тема: « Морфемный разбор глагола».

День Победы вовек не померкнет3,

Век сиять в его честь орденам.

Воевавших становится меньше…

Чтить победу завещано нам.

Не сравнялись3 с землей все воронки,

Еще все ее раны видны…

Достают3 в этот день похоронки - пожелтевшую память войны.

А.Строенко «К дню Победы…».

Задание: сделать морфологический разбор выделенных глаголов.



Региональный компонент на уроках русского языка

в 8 классе.

Используемая литература:

- А.Губин «Молоко волчицы». Ставропольское книжное издательство;

- Н.Гаранжа. Сборник «Апрельский квартет». Изд. г.Ессентуки, 2003 г.;

- И.Кашпуров «Августовская синь»;

- С.Подольский « Как сердце Лермонтова»;

- Г.Евтушенко «Волчьи ворота», «Позиция»;

- С.Политов «Поэт Кавказа»;

- Т.Капутина «Кисловодское лети»;

- М.Ю.Лермонтов «Кинжал».


I полугодие.

1. Тема: « Повторение. Комплексный анализ текста».

На стихи поэтессы Елены Крыловой написано несколько песен. Дна из них посвящена2 Пятигорску. Это песня «У синих гор». На конкурсе песен, посвященном 200 - летию Пятигорска она получила диплом и часто исполняется песенными коллективами.

Стихи Елены Крыловой, посвященные детям, интересны, доброжелательны2, эмоциональны4. В них много загадок, шуток, юмора. Поэтесса - желанный гость в детских садах, школах. Ее1 авторские литературные чтения, включающие и импровизации, и веселые игры, прививают интерес к стихам, вызывают у детей желание читать книги, самостоятельно размышлять о прочитанном2.

Задание: определить стиль текста, объяснить трудные орфограммы, пунктуацию.


2. Тема: «Словосочетание».

Над горами синью и далью колдует тишина. Сонно тянутся леса вверх, где с алмазной папахи Эльбруса падают сотни рек, речушек, где цветут джунгли маков, альпийских роз и огромных, с подсолнечную шляпку, ромашек. Мир чудесного покоя. На ветках комочки гнезд. Безжизненные валуны в ржавчине и лишаях, застрявшие между елями. Медленное движение стад в долинах. Гул отдаленной лавины.

А.Губин «Молоко волчицы».

Задание: из данного текста выписать примеры на 3 способа связи: согласование, управление, примыкание.



3. Тема: «Члены предложения».

Мерцает город во сто свеч.4

И свечи те пронзают кожу,

Зовут загадочным теплом,

И острием огня тревожат,

И в сердце селятся моем…4

Н.Гаранжа «Свечи Кисловодска». Сб. «Апрельский квартет», стр.50.

Задание: синтаксический разбор предложения.


4. Тема: «Односоставные предложения».

1) Ситчик неба над холмом белесым,

Стог разрытый, золотой внутри,

Мелколесье по крутым откосам,

Счастье в сердце. В небо клок зари…

Эти невысокие отроги.

Эта пропасть света в холода.

Этот мир, неяркий, милый, строгий,-

Родина и радость навсегда.

С.Подольский.


2) Августовская синь.

Августовское небо…

Запах меда и дынь.

Дух медвяного хлеба.

При луне стынет плуг -

Росы - каплями пота…

Затихают вокруг полевые работы.

Колос поздней косьбы

На уставшей ладони…

Голос первой гульбы

При оглохшем затоне.

И.Кашпуров «Августовская синь».


3) Медные склоны вечерние

Южных предгорий

Прежние…

Немо.

Пусто.

Беззвездно.

Просто.

Простор -

Хоть глаз выколи.

Издали

Острые два фонаря

Колют пустые глазницы

Ангела смерти -

Демона ночи,

Парящего

Над безутешной землей,

Скорбящей и стынущей,

Как сердце

Лермонтова.

С. Подольский «Как сердце Лермонтова».


4) Не убивай в себе восходы,

Разливы рек и тишину.

И своенравие природы

Не ставь всевышнему в вину.

Г.Евтушенко «Волчьи ворота»

5) Когда найдет коса на камень,

Остановись, остановись.

Когда пылает жарко пламя,

Не обожгись, не обожгись.

Когда чиста, как совесть, речка,

Не замути, не замути.

Когда болит твое сердечко,

Прости, прости, прости.

Когда гроза настигла в поле,

Остерегись, остерегись.

Не окажись один в неволе -

Борись за жизнь, борись за жизнь.

Встань перед правдой на колени,

Все наболевшее излей,

Чтобы достичь высокой цели,

Стремися к ней, стремися к ней.

В.И.Скорина. Минеральные воды. «Когда найдет коса на камень».

Задание: найти в тексте односоставные предложения и определить их вид.


  1. Тема: «Предложения с обособленными членами предложения».

Вчитываясь в стихи С.Рыбалко, приведенные в сборнике «Легенды Кавказа». Читатель, обретая крылья, словно во сне парит над городами и аулами Кавказа. Перед его взором разворачивается красивая, но трагичная любовь, описанная в «Подвиге горянки». Эта же тема раскрывается в «Озере слез», где скорбная скала, склоненная над чашей озера, поведала путнику о своей судьбе.

С.Политов «Поэт Кавказа».

Задание: найти в тексте обособленные обстоятельства и обособленные определения, объяснить знаки препинания при них.


II полугодие.

7 - 8 темы: «Однородные члены предложения».

1) Спит Кисловодск. На террасах мерцая,

Нежатся в свежести парка дворцы,


Пьют из фонтанчиков клумбы Версаля,

Копят для утра алмазы росы.

Шепчутся листья с иголками хвои.

Словно боясь разбудить птенцов,

Месяц, любуясь стеклянной струею,

Чуть не споткнулся о гору - Кольцо.

Т.Капустина «Кисловодское лето».


2) Тема Кавказа для Сергея Рыбалко не случайна. Он рожден на этой земле, с детства впитал ее запах и краски, проникся духом старины, ее легенд и сказаний, по крупицам собирая в аулах и станицах материал для книги, пристально изучая обычаи горцев, казаков.

Сергей Политов «Поэт Кавказа».

3) Реки начинаются из болотца, ручейка… не так начинается Подкумок. Сразу бешеным… родником , пробившимся головой в темени белой свиты Эльбруса, бежит через станицы, пополняясь бесчисленными родниками - притоками… неширок, но бурен… весной затопляет луга и рощи, волокет пудовые каменья, тащит яблони и черешни корнями вверх…

А. Губин «Молоко волчицы».


Задание: найти в данных текстах:

- однородные члены предложения;

- обособленные обстоятельства;

- в третьем тексте и обособленные определения.

Объяснить знаки препинания при них.


9 тема: «Обращение».

1) Люблю тебя, буланый мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный…

М.Ю.Лермонтов «Кинжал».

2) Спеша на север издалека,

Из теплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж востока,

Принес я, странник, свой поклон. 4

М.Ю. Лермонтов.

Задание: найти обращение, объяснить знаки препинания, сделать синтаксический разбор указанного предложения.


10 тема: «Вводные слова и вводные предложения».

Река упрямо замерзать не хочет,


Хоть знаю я: тепла ей не хватает.

И каждый задержавшийся листочек,

Наверно, ей весну напоминает.4

Н.Гаранжа «Река».

Задание: найти вводное слово, объяснить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор указанного предложения.


Региональный компонент на уроках русского языка

в 10 классе.

Используемая литература:

- А.Губин «Молоко волчицы». Ставропольское книжное издательство;

- А.С.Пушкин. Стихи. Т.1. - Самарский дом печати, 1996г.

- М.Ю.Лермонтов. Стихи - М: 1990 г.


I полугодие.

1 тема: «Слово о русском языке».

Ой да вы не дуйте, ветры буйные,

Не качайте горы крутые,

Горы крутые персидские.

Ой да не бела заря занималася,

Не красно солнце выкаталося, -

Ой да из-за леса того темного,

Ойда мимо садика зеленого

Выходила из-за гор сила - армия.

Задание: вывод о богатстве, выразительности, мелодичности русского языка.


2 тема: «Лексика. Изобразительно - выразительные средства русского языка».

Задание: определить изобразительно - выразительные средства в предложениях. Какова роль изобразительно - выразительных средств в тексте.

Белые горы на сто лет остались загадкой для станичников - и рядом, и вечно недоступные, престол земли.

Синие, ласковые, теплые, в зелени знакомых лесов и балок. Только в ненастье преображались они, словно тихие селяне, облачившиеся в боевой наряд. Приходило ясное утро, и синие пахари знойно тянули в лучах солнца мирные плуги времени.


3 тема: « Лексика. Сферы употребления слов. Устаревшие слова. Происхождение лексики современного русского языка».

Задание: найти заимствованные слова, устаревшие, просторечия.


Стамбульская семигранная винтовка, шашки секретного булата - гирла, гурда, волчок - ценились на кутанах и юртах дороже жизни.

Казаки услаждались оружием, конями, амуницией.

Азиатская двухколесная арба удобна в горах и поднимает не меньше украинской мажаны.


4 тема: «Фонетика. Фонетический разбор слова».

Задание: выписать слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков.

После крестьянской воли началась усиленная колонизация кавказского края.


5 тема: «Морфемика. Морфемный разбор».

Задание: произвести морфемный разбор причастий.

И как из зубов дракона, выросли железные воины, вспоенные молоком вольности, навеки влюбленные в цветущие балки Предгорья и бурные реки Эльбруса.


II полугодие.

1 тема: « Имя прилагательное как часть речи».

И долго прорванный обвал

Неталой грудою лежал,

И Терек злой под ним бежал.

И пылью вод

И шумной пеной орошал

Ледяный свод.

«Обвал» (1829).

Задание: выписать имена прилагательные, определить их разряд. Установить, какую роль играют имена прилагательные в данном поэтическом тексте. Каково значение прилагательного «злой» в словосочетании «Терек злой»? к какому разряду можно отнести это прилагательное?


2 тема: «Местоимение как часть речи».

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

(1830)

Задание: сделать морфологический разбор местоимений.


3 тема: «Глагол как часть речи».

Последний солнца луч златой

На льдах сребристых догорает,

И Эльборус своей главой

Его, как туча, закрывает.


М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник».

Задание: сделать морфологический разбор глаголов.


4 тема: «Морфологический разбор причастия».

Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!... На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, где покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник…. Все, все этом крае прекрасно.

М.Ю.Лермонтов.

Задание: произвести морфологический разбор причастий.


5 тема: «Союз как служебная часть речи. Союзные слова».

Недаром нарзан называется богатырским ключом. Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда - либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит уединением; здесь все таинственно - и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком. Который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный. Сладостно - усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и, наконец, кидаются в Подкумок.

Задание: охарактеризовать союзы и союзные слова в отрывке из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».