litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: «Тайна юмора и сатиры.


Н.Носов «Федина задача»

Цель:


  • дать представление о сатире и юморе, показать их назначение и отличия,

  • организация самостоятельной аналитической работы;

  • способствовать приближению случаев, описанных Носовым к жизненным,

  • создать ситуацию, в которой литература (в частности сатира) выполняет свое назначение;

  • совершенствование навыков чтения.


Оборудование: выставка рисунков, рефераты, портрет Н.Носова,

реквизит для инсценировки.

I. Оргмомент: загадка Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно

Ты беседуй чаще с ней

Станешь в десять раз умней (Книга)

II. Проверка домашнего задания.

  • Вместе с вами мы путешествовали по страницам книг, которые были написаны замечательными поэтами и писателями для детей.

  • Дома вы самостоятельно побывали в новом путешествии и познакомились с тайнами юмора и сатиры


Вопросы:

    1. Как вы понимаете слово «юмор» (объяснение детей своими словами)

    2. Какие юмористические передачи вы любите смотреть по телевидению? («Ералаш», «Кривое зеркало»)

    3. Вы дома в тетрадь по чтению сделали выписку из толкового словаря о юморе, зачитайте.

    4. Как вы понимаете значение слова «сатира» (объяснение детей)

    5. Приведите примеры («Фитиль», басни И.Крылова)

    6. Прочитайте выписку из толкового словаря.


Выборочное чтение (стр.184)

  • Найти и прочитать в тексте статьи как называли Н.Н.Носова (чистокровный детский юморист)

  • Почему? Как вы думаете?

  • Почему его называли сатириком, - прочитайте, где об этом сказано в статье.
  • Найдите, как сам Н.Носов говорил о сатире и юморе?


  • А зачем вообще нужна сатира? – вопрос, на который мы постараемся сегодня ответить.



Инсценировка двух произведений Н.Носова.

  • Ребята для вас приготовили 2 сценки из рассказов Носова с элементами сатиры и юмора. Ваша задача быть критиками и назвать – в каком произведении элементы юмора, в каком элементы сатиры.

- 1 сценка - рассказ «Огурцы»

- 2 сценка - отрывок из рассказа «Живая шляпа»

  • Назовите произведение, отрывок из которого был представлен первый (Огурцы)

  • Подумайте, к какому жанру вы отнесете это произведение и почему? (сатира –Воровство – опасно для других)

  • Вызвал ли Котька у вас сочувствие? ( нет – воровать нельзя)

  • Кто читал рассказ, ответьте на вопрос: исправил ли Котька свою ошибку и почему?



  • Кто догадался – как называется второе произведение? («Живая шляпа»)

  • А этот отрывок к какому жанру вы отнесете? (юмор)

  • Почему? (смешно, вызывает сочувствие, смех)


Обобщение:

  • Мы с вами разобрали два произведения Н.Носова – это «Огурцы», «Живая шляпа»

  • А какие еще произведения этого автора вы знаете?


III. Чтение рефератов:

  • Сегодня мы продолжили разговор о Н..Носове и его творчестве.

  • Сейчас Чернышова Светлана расскажет вам биографию Н.Носова

  • Пахомова Рита расскажет о его творчестве.



Ф и з м и н у т к а

«Незнайка» четверостишье

IV. Чтение и анализ текста.

  • Настр.185 вы видите рассказ Н.Носова «Федина задача», который написан в жанре мягкой сатиры, т.е. в нем есть элементы и юмора и сатиры.

  1. Словарная работа:
    • Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:


задачник - учебник

отрегулировал - настроил

репродуктор - радиоприемник

рокочущий бас - громкий грубый голос

чурбан - глупый человек

кафтан - удлиненный пиджак

«блохе кафтан» - на Руси был такой известный мастер,

который сумел подковать блоху (Левша)

(Вы станете старше и обязательно прочитаете о Левше

рассказ Н.Носова «Левша»)

титулярный советник - чиновник

растолковал - объяснил

  1. Чтение текста: 3 – подготовленные учениками.

а) 1 часть – стр.185 - 1 ученик:

В о п р о с ы:

- Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам)

- Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? (Чтобы было веселей).


б) – Вы представили его себе самостоятельным? Хорошо!

- Попробуйте прочитать стр.186 самостоятельно (шепотом)

(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)

В о п р о с ы:

- О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)

- Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя «плохая песня». «Плохая музыка» отвлекала и вас.

- А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный)


в) стр.187 - 2 ученик

- Продолжим чтение, не отвлекаясь на посторонние звуки, т.к. мы помогаем Федору разобраться с задачей.

- Условие своей задачи начал читать Федор. О чем была домашняя задача Фёдора? (про машину, рожь, муку).

- А эта задача? (про одеяла и простыни)

г) стр.188 - 3 ученик

- Давайте продолжим чтение и посмотрим – смог ли Фёдор решить задачу?

В о п р о с ы:


- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

- А с вами этого не случалось?

V. Выборочное чтение.

Задание 1.

- Найдите в тексте отрывок к рисунку на стр. 185 .

Задание 2.

- Помогите все-таки Федору, самостоятельно найдите в тексте моменты из условия задачи, которую решал он и запишите ее полностью в свою рабочую тетрадь. Итак задача № 639… ( По времени письменно или устно )

- Прочитайте! Молодцы!

В ы в о д : «Сколько на это ушло времени, а если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, не отвлекаясь на посторонние звуки» .

VI. И т о г:


  • Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

  • Вот мы и пришли к ответу на вопрос «Зачем нужна сатира?»

  • Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

  • Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

  • Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

  • Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

VII. Домашнее задание – творческое.

  • Придумайте коротенький рассказ с элементами сатиры и юмора. Можно о себе и своих друзьях.