litceysel.ru
добавить свой файл
1 2


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чемашинская средняя общеобразовательная школа»


Исследовательская работа

«Участие населения

в сохранении исторического прошлого Югры»

(на примере Музея Природы и Человека, г. Ханты - Мансийск)


Авторы:

Шитова Анна, Туровинина Елизавета, 8 класс,

МОУ «Чемашинская СОШ»


Руководитель: Шитова И. В.,

учитель начальных классов,

МОУ «Чемашинская СОШ»


Консультант: Туровинина В. Ф.,

старший научный сотрудник,

хранитель археологических коллекций

Учреждения «Музей Природы и Человека»


д. Чемаши, 2011


Содержание.


Введение……………………………………………………………………………….3

I. Основная часть……………………………………………………………………...3


  1. Анализ литературных источников «История Музея Природы и человека. Пути формирования фондовых коллекций музея»…………………………..3

  2. Исследование: Есть ли у вас предметы, отражающие историю, которые вы могли бы передать на хранение в музей?..........................................................8

  3. Работа в фондах Музея Природы и Человека………………………………...9

  4. Интервью с Крыловым Андреем Олеговичем………………………………10

    1. Выводы…………………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………………………12...1......................................................8.

Приложение…………………………………………………………………………..13


Введение.

Каждый человек хотя бы раз в жизни был в музее. Летом 2010 года и мы посетили один из старейших музеев нашего округа – Музей Природы и Человека в г. Ханты-Мансийске. Как и другие посетители, проходя по залам, мы, затаив дыхание, рассматривали музейные предметы, пытаясь воссоздать историческое прошлое нашего округа. Интересно то, что музей является практически ровесником округа. А задумывались ли вы, кто собирает все эти материалы и как они появляются в фондах музея?


Задачи.


  1. На примере Музея Природы и Человека г. Ханты-Мансийск проследить, как и кем пополняются музейные фонды.

  2. Выяснить, участвуют ли жители нашей деревни в сохранении истории округа.


Объект исследования: музейные фонды Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека»

Методы исследования: изучение истории создания музея, работа в фондах музея, социологический опрос, интервьюирование.


I. Основная часть

  1. Анализ литературных источников. История Музея Природы и человека. Пути формирования фондовых коллекций музея.

История Музея природы и человека начинается 9 июля 1932 года. Постановлением Президиума Уральского исполкома в рамках его «общего хозяйственно-культурного строительства» было приказано создать Остяко-Вогульский краеведческий музей и выделить для него экспонаты, касающиеся округа, из Тобольского музея. В целом, историко-краеведческий музей должен был представлять собой политико-просветительное и научно-исследовательское учреждение и документировать явления, процессы, закономерности развития природы и общества посредством создания и сохранения музейных коллекций, решать задачи охраны культурно-исторических ценностей в округе, выполнять исследовательскую и образовательно-воспитательную функции. Но, несмотря на «приказ сверху», работа по организации музея фактически начинается только в июле 1934 года, поскольку под музей не было выделено никакого помещения и не хватало квалифицированных кадров. Первые музейные выставки были организованы в здании Горкино и приурочены к XVII годовщине Великой Октябрьской революции и II съезду Советов. В конце 1935 года выделяется здание для музея в старом рабочем бараке Рыбтреста (ул. Комсомольская, 9). Одновременно с музеем в здании располагались детская и окружная библиотеки.

Музей открыл свои двери для посетителей только 4 ноября 1936 года. Произошло это благодаря усилиям Ивана Андреевича Шабалина (1888-1937 гг.) «Упор сделан на выявление полезных ископаемых и записей метеорологических данных». [5] О его деловых качествах, дальновидности и образованности говорит тот факт, что в 30-е годы удалось придать делу создания окружного музея научное значение. «Считать создание окружного музея делом, имеющим научно – политическое значение», - так было провозглашено на заседании Президиума Остяко – Вогульского окрисполкома 15 октября 1934 года. В выступлении «О роли и значении музеев» на совещании учителей И. А. Шабалин формулирует задачи, без решения которых невозможно говорить о создании музея. Это отвечающее требованиям музея помещение, средства на содержание штата, закупку инвентаря, создание экспозиции, изготовление и приобретение экспонатов, организация краеведческих кружков, составление библиотеки. Здесь же он предложил создать следующие отделы: историко-бытовой, этнографический, геологический. Разработанный И. А. Шабалиным перечень экспонатов и материалов, необходимых для экспозиции окружного музея, отличается грамотным и всесторонним подходом к комплектованию фондовых коллекций музея с перспективой на будущее: это рыбная ловля, охота, коллекция почв, выявление признаков полезных ископаемых, жизнь и быт населения, сельское хозяйство, фольклор, нумизматика, метеорология, кустарный промысел, жизнь школ, открытие старинных курганов, стойбищ, сообщения о находках. [5] Причём «к каждому материалу, экспонату и образцу обязательно должен быть дан паспорт, где должно быть указано: место нахождения, дата, название национальности или местности (если экспонат найден среди туземцев), кем коллекция собрана, под чьим руководством получены материалы… в этикетке будет указано от кого экспонат получен». [5] Одновременно с решением организационных вопросов И. А. Шабалин приступает к поиску людей и организаций, способных помочь в сборе экспонатов для музея.


Для пополнения фондов музея И. А. Шабалин сотрудничал с Государственным музеем народов СССР, Тобольским музеем. Из этих музеев были получены некоторые экспонаты.

В августе 1935 года ГМН СССР безвозмездно передал через врача Скоморохова обещанные материалы:


  1. Картину Головой «разгром вогульского стойбища» - подлинник (в нашей экспозиции картина заменена другой).

  2. Карту завоевания Сибири, разм. Около 150х60.

  3. Рисунок художника Ефимовой «Атаман».

  4. «-«-«-«-«-«-«-« «Шерть о платеже ясака у вогулов».

  5. Фотокопии с миниатюр Кунгурской летописи, изображающие сцены завоевания бассейна Оби.

  6. Снимки с экспозиции отдала Севера ГМН нужного вам формата.

  7. Печатный этикетаж и тексты из имеющихся в запасе ГМН СССР. [5]

В январе 1935 года началась подготовка к празднованию пятилетия образования Остяко-Вогульского национального округа. Иван Андреевич Шабалин разворачивает работу по организации выставки, так как прекрасно понимает: выставка это отличный шанс пополнить фонды будущей музейной экспозиции. Работая над её подготовкой, И.А. Шабалин обращается с докладной запиской к председателю окрисполкома, в которой предлагает «для выявления творческих сил организовать к юбилею округа конкурс по живописи, скульптуре и резьбе». С помощью конкурса И.А. Шабалину хотелось получить в музей как можно больше экспонатов: например, изделия из камуса, бересты, плетения из корня, вышивку и только опасения, что такая тематическая разбросанность может распылить основную идею мероприятия, заставляет его сократить перечень творческих номинаций.

В конце 1935 года музею выделено помещение – две комнаты в здании райисполкома, а позднее – старый временный барак Рыбтреста. В нём музей находился до 1986 года.

Мария Антоновна Камкова активно пополняет музейные коллекции и прежде всего коллекцию по этнографии, ведёт переписку с культбазами, где есть исторические сведения: «шаманские божки, иконки, старинные ружья, луки, стрелы, старинная посуда, одежда, обувь, бубны». В пошивочной мастерской с. Березово были изготовлены гусь и кисы. В Самарском агентстве Омзаготпушнина закупили шкурки выдры, белок и шкуры медведя для изготовления чучел.


По-разному поступали экспонаты в окружной музей: их приобретали, получали в дар, целевым назначением они передались в музей со стендов юбилейных выставок и даже из кабинетов Остыко-Вогульского окружного отдела Управления НКВД по Омской области. Первое поступление датировано 15 ноября 1934 года. Согласно акту в фонды музея на основании распоряжения начальника окротдела НКВД поступили: «Шаманские и бытовые вещи: суконных покрывал для покрытия ящиков и нарт, в коих находятся шаманские атрибуты, - 5 шт.

Шапок в отделке меха – 4 шт.

Покрывал для ковчега с атрибутами шаманов в отделе меха – 5 шт.

Шарфов (вытланки) эмблемных в отделке меха – 18 шт.». [2]

Информация о владельцах этих предметов, о том, в каких селениях они бытовали, где, когда и как использовались, отсутствует. И только по дате и источнику поступления можно предположить, что их появление в музее связанно с подавлением Казымского восстания 1933-1934.

26 июня 1939 года в музей поступил шлем с семью фигурами всадников из ярко-зелёного, красного и чёрного цвета, отороченный лисьим мехом, из Казымского национального Совета вместе с другими предметами умершего шамана П.Г. Тоголмазова. Согласно описи имущества «умершего П.Г. Тоголмазова» (так значит в документах), а скорее всего, раскулаченного и расстрелянного, в окружной музей было переданного 32 предмета культа из шаманского сундучка П.Г. Тоголмазова: это шаманская шапка, атрибуты божества Мир-вантэ-хо: сапожки и шапки духа; платки, шали и полушалки (всего 9 шт.), кусочки ткани-подношения духу-покровителю; одежда духов и другие культовые вещи.

Особенно массовые поступления в музей с полным отсутствием информации отмечены по учетным документам в августе 1936 и в марте 1937 года из Березовского райисполкома. Скорее всего, они были конфискованы в ходе массовых репрессий 1937 года у кулаков и шаманов. Среди предметов, поступивших в фонды музея, кроме культовых атрибутов, - охотничьё оружие, детские игрушки, домашняя утварь. Многие из этих предметов и сегодня имеют научное и экспозиционное значение и являются украшением этнографического собрания музея.


С 31 марта 1939 года по 28 мая 1939 года директором музея был Василий Семёнович Денисенко. Он просит Саранпаульский оленеводческий пункт прислать документы, характеризующие работу пункта: диаграммы, фото, печатные изделия, образцы внешних признаков болезней оленей и излечения их. В опорно-опытном пункте Леуши Кондинского района Василий Семенович запрашивает сведения о природных условиях и особенностях Кондинского района, залежах белой глины и остатков могил язычников. Музей в этот период принимает активное участие в проведение опытов по пчеловодству. Официальные письма, запросы, предложения о сотрудничестве рассылаются в редакции центральных газет, музеи Москвы и Ленинграда. В избы-читальни, опорно-опытные пункты, сельские советы округа рассылается краеведческая и методическая литература с припиской: «Желательно, чтобы вы высылали все материалы для пополнения отделов музея: отдела природы, отдела истории, социалистического строительства… Прошу вас собрать гербарий. Обратите внимание на полезные ископаемые, собирайте их и присылайте в музей. Привлекайте к работе товарищей». Под руководством В.С.Денисенко повсеместно создаются отряды для организации походов и экспедиций по округу летом 1939 года.

Летом 1940 года силами сотрудников музея, при участии небольшой группы школьников, являющихся активом музея, было сделано несколько десятков чучел местных птиц и зверей, начаты сборы коллекции насекомых, яиц и камней, которые будут продолжены в текущем году. [2]

В октябре 1940 года рабочий поселок Остяко-Вогульск переименован в рабочий поселок Ханты-Мансийск, и Остяко-Вогульский музей становится Ханты-мансийским окружным краеведческим музеем и остается таковым до 1998 года. В начале 1940 года в музее существуют разделы: политический – представляющий собрание наглядных пособий по истории ВКП(б) и панорама взятия Зимнего дворца, отдел охоты и природы, промышленности, истории, истории религии, отдел нового и старого быта основных народностей округа ханты и манси.


С выставки, устроенной в честь 10 летнего юбилея округа, музей приобрёл макеты местных заводов: лесопильного, экстрактного, колхозной зверофермы, низовой радиостанции, макет стрежевого песка, до 600 фотоснимков. Во время поездки по округу в сентябре были приобретены оборудование охотопромысла (натуральные подволочные лыжи, охотничьи ножи, модели ловушек) и найденные в Березовском районе старинные браслеты и подвески из белого металла.

В октябре-ноябре 1941 года в музее работал известный этнограф Н.Ф. Прыткова, которая сделала научное описание этнографической коллекции музея и впервые указала на уникальность ее предметов. Особый интерес в научных паспортах коллекции представляют комментарии, которыми автор сопровождает описание предметов. Вот одно из таких описаний. «Малое жертвенное покрывало изготовлялось в разные случаи жизни по приказу шамана. Тот, кому был дан приказ шамана, постепенно подбирал сукно, нитки, мех и, когда все было готово, снова шел к шаману и получал от него указания: к какой женщине обратиться для шитья покрывала. Покрывала изготавливались большей частью девственницами, но иногда это дело поручалось и замужним женщинам. В период беременности или менструации женщины этим делом заниматься не могли. Хозяин будущего покрывала обычно приглашал женщину в свой дом, где для нее натягивали особый полог, чтобы ее и покрывало никто не видел. Женщина полу­чала особую пищу. Изготавливалось покрывало в течение шести дней, на седьмой день устраивалось жертвоприношение. Покрывало торжествен­но выносили из дома и покрывали им вдоль спины жертвенное животное (оленя, лошадь). Когда заносили обух топора над головой животного ­покрывало быстро отдергивалось. После этих церемоний оно хранилось в шайтанском амбарчике. Для следующего какого-нибудь случая изготовлялось новое покрывало... В доме женщины, получившей седьмой заказ на изготовление покрывала, заказчик должен был принести жертву». На­талья Федоровна Прыткова не просто описала предметы этнографичес­кой коллекции музея, она заложила основы научной работы с фондами, составленные ею карточки до сих пор во многом являются образцами на­учного описания музейного предмета и бережно хранятся вот уже 65 лет среди учетной документации Музея Природы и Человека. С первого и до последнего дня войны Наталья Федоровна Прыткова работала на благо округа, о чем очень лаконично писала в своей анкете: «.. .Определила этнографический материал, составила научное описание этнографического отдела окружного краеведческого музея. Вела работу в окружной комиссии по изучению литературного национального языка при окрисполкоме...» В июне 1945 года руководство Ханты-Мансийского ок­руга представило Наталью Федоровну к награде медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вернувшись в 1945 году в родной Ленинград, она приступила к написанию отчета о работе на Севере, который был опубликован в журнале «Советская этнография».


В 1943 году в музее начата работа по сбору материалов, характеризующих влияние великой Отечественной войны на Ханты – Мансийский национальный округ, а также материалов по итогам хозяйственно – культурной деятельности в округе в годы войны.

В августе 1944 года Ханты - Мансийский национальный округ вошёл во вновь образованную Тюменскую область. Куратором Ханты-Мансийского окружного музея становится Тюменский областной краеведческий музей. Поддерживаются связи с Ленинградским географическим обществом, Ленинградским институтом, экспедицией нефтеразведки и т.д.

В 1947 – 1948 годах комсомольцы Казыма (коренной национальности) обратились к старым хантам с просьбой о закрытии священных лабазов и передачи из них предметов в музей. 57 предметов было изъято из одного только лабаза в среднем течении реки Курьех и передано в музей Т. И. Чупровым. В основном это были платки и шали, 13 ритуальных халатов из шёлка, сатина, ситца, парчи. [2]

Василий Петрович Гаврин (15 июля 1946 год – 4 августа 1952 год) планирует командировки по округу, благодаря которым музей пополнился культовыми предметами из шайтанского амбарчика, колчаном для хранения стрел из оленьего меха, праздничным женским зырянским комплектом, праздничным ненецким охотничьим поясом, национальной меховой одеждой ханты и манси.

В 1950 году музей получает экспонаты в дар. Так экспедицией Приполярного Урала в музей передана коллекция горного хрусталя с месторождений Ханты – Мансийского округа. Краевед из с. Берёзова передал кандалы, найденные на месте политической тюрьмы. В местной газете «Сталинская трибуна» за 16 января 1949 года была опубликована заметка «Юный краевед» директора музея В. П. Гаврина о подарке Юры Гордеева окружному музею. «На днях ученик 7 "б" класса Ханты-Мансийской средней школы Юра Гордеев подарил окружному музею собранную им коллекцию яиц 64 разных птиц, которые водятся в нашем окуге, а также коллекцию денежных знаков. Кроме того, Юра принес в музей изготовленную им модель пассажирского парохода». [2]


В одном из национальных колхозов В. П. Гаврин приобретает национальную меховую одежду: малицу, гусь, а также постель из шкур оленя и сырьё, которое идёт на изготовление одежды и обуви. [4]

Юлия Сергеевна Липчинская (1952 – 1963 годы), Аркадий Николаевич Лоскутов (1964 - 1981) продолжили пополнять музейные фонды.

В 1952 году отпускаются средства на строительство фондохранилища. Но сам музей продолжает оставаться в старом, сыром, темном бараке, непригодном для выставочной деятельности. В 1953 году выстроено фондохранилище для музея, оборудованное стеллажами и полками.

Музей ведёт переписку с людьми и организациями, способными пополнить фонды музея. Так в 1955 году сотрудники музея обращались в Музей революции за материалами по разделу "Октябрьская революция и гражданская война", в Курганский краеведческий музей за материалами по опыту Мальцева по обработке почвы и получили фотокопии. Налажена связь с бывшими политссыльными: Галкиным Алексеем Ивановичем, который был в ссылке в Самарово с 1906 по 1910 г.; Гришаевым Андреем Тимофеевичем, который был в ссылке в Самарово в 1908 г.; с бывшей учительницей Любимовой Г. И. Данные товарищи прислали свои воспоминания, которые окажут помощь при научной работе над материалами архивов по дореволюционному периоду. (с. 192) [5]

В июне-августе 1956 года музеем совместно с ИИМК Академии наук СССР организуется первая комплексная экспедиция по изучению природных условий, истории и экономики Приказымья, при этом проведена археологическая разведка и обнаружено свыше 40 археологических памятников. Экспедицией собраны также и этнографические материалы. В 1957 году экспедиции были продолжены в населённые пункты: Кышик, Новый Назым, Вершина.

Налажена письменная связь с музеями Москвы, Ленинграда, Свердловска, Омска. Организованы выезды в музеи: Тюменский, Тобольский, Ялуторовский.

В 1993-1995 гг. музей заключает договор с Уральским институтом экологии растений и животных Российской Академии наук по раскопке и научному описанию скелета мамонта, найденного на территории округа в Чембакчинском яру. Кроме того, с 1995 года музей разворачивает широкие контакты с зарубежными организациями, в основном, по вопросам этнографических, палеонтологических и других исследований.


С июля 1997 года и по сей день музеем руководит Л. В. Степанова.

7 мая 1998 года согласно постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа А.В. Филипенко Ханты-Мансийский окружной краеведческий музей реорганизуется в Музейный комплекс «Государственный музей Природы и Человека». Главной задачей проекта является организация разрозненных музейных учреждений (в большинстве с однотипными краеведческими экспозициями) в единую структуру, каждый элемент которой имеет свою специфику и в то же время занимает определенную нишу в многофункциональном музейном комплексе.

7-19 октября 2000г. впервые в рамках договора о культурном сотрудничестве между главным управлением культуры Ханты-Мансийского автономного округа и Гечейским музеем области Зала (Венгрия) археологи Государственного окружного музея Природы и Человека принимают участие в проведении аварийно-спасительных работ на археологических памятниках, попадающих под строительство автотрассы №70 на западе области Зала. В ходе работы археологи музея и венгерские коллеги проводят полевой практикум, где обмениваются опытом проведения археологических раскопок.

В марте 2002г. в музее внедряется автоматизированная система учета КАМИС-2000 и начинается работа по созданию электронной базы данных музейных коллекций. Эта программа призвана решить проблему по документированию и учету фондов музея и стать основой для электронной версии музейной экспозиции.

Из газеты "Музейное дело" за март 2006 г. мы узнаём, что Государственный музей Природы и Человека, являясь старейшим музеем Ханты-Мансийского автономного округа, хранит самое объемное музейное собрание Югры, насчитывающее более 100 тыс. музейных предметов. В состав музейного собрания входят разнопрофильные коллекции историко-краеведческой направленности: археологические, биологические, палеонтологические, этнографические, историко-бытовые, фонд письменных источников, фотографий и негативов, произведений изобразительного искусства, оружия, предметов из драгметаллов.


Фонды музея продолжают систематически пополняться в соответствии с концепцией комплектования. Музей использует в своей собирательной работе разнообразные методы комплектования. В период с 1998 по 2004г. сотрудниками музея с привлечением приглашенных специалистов было проведено более 30 экспедиций. Источниками новых поступлений в фонды музея стали экспедиционные сборы, активная работа со сдатчиками и частными коллекционерами Югры и Урало-Сибирского региона в целом. Осуществляется программа передачи археологических коллекций, сформировавшихся в результате деятельности на территории Югры научных институтов Екатеринбурга, Томска, Тобольска и других городов Урало-Сибирского региона. В 2000 г. в практику музейной деятельности было введено проведение Дней дарения.

За период с 1998 по 2005г. музейное собрание увеличилось более чем в два раза; коллекция пополнилась не только количественно, но и качественно. Так, в 2002 году во время полевых работ на Луговском местонахождении экспедицией музея был обнаружен позвонок мамонта с отверстием, пробитым наконечником копья древнего человека. Научно-исследовательские работы, проведённые специалистами Института истории и археологии СО РАН (г. Новосибирск), позволили с уверенностью заявить об открытии мирового уровня: Луговское местонахождение - самая северная стоянка древнего человека.

В результате совместной работы сотрудников музея и доктора исторических наук В.А. Бауло этнографическая коллекция пополнилась уникальными предметами культа народов ханты и манси.

Систематически пополняется коллекция иконописи. В 2004 году Ханты-Мансийским банком музею передана в дар коллекция их 90 икон, написанных в стиле "народный примитив".

При активном участии ученых Уральского государственного университета сформирована коллекция старопечатной и рукописной книги, которая является самой большой в округе. [4]

Таким образом, мы узнали, что музейные могут комплектоваться из разных источников:


  1. Привезены из экспедиций научными сотрудниками

  2. Переданы в результате сотрудничества с другими музеями

  3. Сотрудничество с органами правопорядка (Остяко-Вогульский окружной отдел Управления НКВД по Омской области)

  4. Могут быть переданы частными коллекционерами

  5. Переданы в дар от жителей округа

  6. В редких случаях куплены у населения

  7. Организация Дней дарения и др.




  1. Исследование: Есть ли у вас предметы, отражающие историю ХМАО, которые вы могли бы передать на хранение в музей?

Проанализировав историю деятельности окружного краеведческого музея, мы обратили внимание на то, что одним из источников пополнения музейных фондов является работа с населением. На это обращал внимание ещё первый директор музея И. А. Шабалин. В выступлении «Об организации музея в Остяко – Вогульске» он пишет: «Экспозиция и экспонаты – это самое трудное и сложное дело. Здесь должны принять участие все и вся». Поэтому мы решили обратиться к жителям нашей деревни с вопросом: Есть ли у вас предметы, отражающие историю ХМАО, которые вы могли бы передать на хранение в музей?

80% респондентов ответили, что исторических предметов у них не имеется, 30% могли бы передать музею старый телевизор, самовары, печатную машинку, фотографии о работе Атеринского леспромхоза. 80% ответили, что если бы у них были предметы, интересные музею, то они бы могли их передать в музей безвозмездно. Получилось, что у жителей д. Чемаши нет предметов, отражающих историю округа.

Возможно, это произошло потому что, во – первых, многие из них приехали в Чемаши в молодом возрасте, как говорится «налегке». Бытовую технику, мебель, посуду покупали на месте. А вещи из своей молодости они не считают ценными для экспонирования в музеях. Хотя мы считаем, что молодому поколению было бы интересно увидеть, как жили наши бабушки и дедушки. Во – вторых, в деревне проживает в основном русское приезжее население, а сторожил из местного населения не осталось. Живущих в настоящее время ханты и манси насчитывется всего 34 человека (из них ханты – 15, манси – 19). Все они в возрасте до 55 лет. Свой язык не знают вообще, национальные костюмы не носят, поэтому у большинства из них нет предметов, относящихся к своей культуре. Но все же нам удалось найти двух человек из коренных жителей нашей деревни, которые передавали на хранение в музеи личные вещи. Это Буторина Любовь Анатольевна и Шадрина Маргарита Васильевна. Их родители коренные жители Октябрьского района. Мама – Буторина Анастасия Матвеевна, Отец – Шадрин Василий Давыдович, ветеран войны. Они поженились в конце войны – в 1944 году. До 1948 года жили в деревне Проточные, потом с 1948 до 1955 года - в д. Нижние Нарыкары. Затем переехали в п. Чемаши. Дочери передали в Октябрьский краеведческий музей два сундука – большой и маленький, прялку, хантыйскую люльку, множество кухонных принадлежностей – ступки, ухваты, чугунки, фотографии. На вопрос «Почему они передали в музей семейные реликвии?» Маргарита Васильевна сказала, что в музее им продлят жизнь, отреставрируют».


Мы отправили запрос в Октябрьский районный краеведческий музей, чтобы удостовериться, имеются ли в экспозициях музея экспонаты, предоставленные жителями д. Чемаши. 1 марта 2011 года мы получили ответ, что «в МУК Октябрьском районном краеведческом музее» в коллекции «Фотографии» хранятся 15 чёрно – белых фотографий, поступивших от жительницы д. Чемаши Буториной А. М.». (Приложение 1). К сожалению, информации о других предметах, переданных на хранение в музей, нет.


  1. Работа в фондах Музея Природы и Человека.

Имея достоверную информацию о том, что в Музее Природы и Человека хранятся экспонаты, переданные жителем д. Чемаши, в августе 2010г. Туровинина Елизавета обратилась к директору Учреждения ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека» Степановой Л.В. с просьбой предоставить материалы о деятельности музея и его фондах. Она должна была собрать сведения о наличии в музее экспонатов, переданных жителями д. Чемаши.

Ей удалось узнать, что 13 октября 1984 года житель д. Чемаши Крылов А. О. передал Ханты – Мансийскому краеведческому музею (ныне Музей Природы и Человека) коллекцию предметов за номером ХМ-2462, найденных им в хантыйской могиле на окраине д. Чемаши. (Акт ПХ № 85 от 13.10.1984 г., № по КП ХМ-2462/1 - ХМ-2462/23/9). В коллекции: 261 (двести шестьдесят один) предмет (Приложение 2). 166 предметов из коллекции находится в постоянных экспозициях музея.

Все предметы рассортированы и помещены в отдельные коробочки. В экспозиционных залах и фондохранилищах поддерживается специальный температурно-влажностный режим. Предметы, хранящиеся в музее, находятся под контролем хранителей. При необходимости предметы передаются на реставрацию. [3]

В результате работы с архивами Музея, нам удалось узнать, что памятник – могила у п. Чемаши датируется первой половиной XVIII века.

В приложении к Акту № 85 о поступлении в собственность музея от 13 октября 1984г. говорится, что


Крылов Андрей Олегович, уч-ся СПТУ-8 постоянно живёт в п.Чемаши Октябрьского района. (со слов Крылова Андрея)

На окраине п. Чемаши заброшенное старое кладбище, где А. Крыловым была обнаружена могила, в которой похоронена женщина. Сохранность неудовлетворительная, по-видимому, захоронение относится к 18 веку.

Что собой представляла эта могила до вскрытия? Имела последняя форму небольшого холмика, а недалеко в нескольких сантиметрах в глубину, был обнаружен костёр.

Покойник был погребён на глубину 70-80 см, обёрнут берестой (вместо гроба), одежда не сохранилась. Голова покойника была обращена к северу. Одежда ниже колен, по-видимому, одежда была в несколько слоёв. На одном из одеяний в качестве украшения был использован бисер. Кроме того, одежда была украшена другими предметами, это монеты, медные пуговицы, пластинки медные, бляхи оловянные, бусы.

У покойника были распущены волосы, которые были ниже плеч. На пальцах рук были кольца: на левой руке-2 кольца, на правой-3, кроме того, в левой руке был нож - остриём на север, лезвием наружу.

В ногах лежали монеты 174_ года. На ногах была меховая обувь. Высота покойника 150/160см. (бусы на сухожильной нитке). (Приложение 3)

Мы обратились к старшему научному сотруднику, хранителю археологических коллекций Туровининой В. Ф. с просьбой рассказать, каким образом у местных жителей могли оказаться изделия из олова, меди, бронзы, стекла, ведь своего производства в Кодском княжестве (ныне Октябрьский район) не было. К тому же у покойной были бусины, относящиеся ко второй половине II тысячелетия нашей эры. Она предоставила нам свою исследовательскую работу «Историко-этнографический обзор Чемашевского микрорайона». Из неё мы узнали, что основным видом хозяйствования для хантов, живших на Оби, являлось рыболовство. Рыба была не только пищей, но и материалом для пошива одежды. Звериные же промыслы играли менее важную роль, так как на территории княжества отсутствовали богатые пушные угодья. Охота служила главным образом для уплаты государева ясака, так же меха шли на одежду и на обмен. Охота на водоплавающих птиц в первую очередь удовлетворяла «скудость в пище». [6]


Само расположение Кодского княжества (куда входил Чемашевский юрт) на одной из крупных рек Западной Сибири не могло ни повлиять на процесс вливания местного населения в торговый оборот. Ханты покупали у русских торговцев для промысла топоры, медные котлы, украшения и запасы продуктов. В обмен шли меха и рыба. [1] Благодаря торговле, в обиход хантов стали проникать деньги, которые использовались не только по прямому назначению, но и для украшения одежды. О чем свидетельствуют находки из могилы у д. Чемаши, хранящиеся в фондах Музея Природы и Человека. В данной коллекции присутствуют и другие предметы, приобретенные в процессе торговли и обмена. Исключение составляют оловянные бляшки, которые изготавливались местными литейщиками, о чем говорит форма для отлива бляшек.

Кодское княжество, относящееся к Березовскому уезду распалось в XVII в. на две части: собственно Коду (Кодские городки) и волости (Емдырская, Ваховская, Вас-Пукольская, Кол-Пукольская), присоединенные к ней пожалованием правительства. В состав собственно Коды и входил Чемашевский юрт [1] Постепенно в Нижнем Приобье прекратились внутренние усобицы и межэтнические столкновения, а военно-оборонительная функция городков сошла на нет. Отпала необходимость в строительстве укрепленных крепостей, в результате чего исчезла разница между двумя типами поселений – городками и юртами. С середины XVII в. юрты Чемашевские являются центром Чемашевской волости, самой северной из кодских волостей. В конце XVIII – начале XIX в. волость состояла из четырёх юрт, в середине XIX в. – из 5, в 1897 году на этой территории насчитывалось 13 селений. [8]

Стало понятным, что в середине XVIII века наблюдалось влияние русского населения на культуру ханты. Об этом говорят находки в могильнике у д. Чемаши.


  1. Интервью с Крыловым Андреем Олеговичем

Крылов Андрей Олегович и сейчас живёт в нашей деревне. Мы задали ему несколько вопросов, попросили рассказать о находке.


- Как Вы обнаружили могилу?

Я тогда ещё учился в школе. В тот год была высокая вода и берег подмыло. Я шёл по берегу и прямо перед собой увидел в воде железку, подошёл поближе, это была ступа, рядом лежала копейка. Поднял голову, посмотрел вверх, увидел на яру круглое отверстие, по краю отверстия видно было бересту. Поднялся на яр. Стал копать. Немного копнул, посыпались монеты и украшения. Я собрал все предметы, которые находились в могиле, сложил их в портфель.

-Было ли страшно?

Страшно не было. Было интересно.

-Что запомнилось больше всего?

Запомнилось украшение в виде лисы. В одну сторону повернёшь – лиса, а в другую – соболь.

-Что стало с останками женщины?

Все кости я собрал и закопал. Нельзя, чтобы они не были преданы земле.

-Как возникла идея отдать находку в музей?

Я поступил в училище в Ханты – Мансийске. Рядом с ним был музей. Я в него не раз ходил. Как-то зашёл, спросил, нужны ли им мои находки. Оказалось, нужны. Позвонил домой, и мама передала с земляками, едущими в Ханты – Мансийск, мой портфель.

-Пытались ли Вы ещё вести раскопки на месте могильника?

Нет, не пытался. Та могила всё равно бы разрушилась, всё бы растащили, а ещё хуже, начали бы остальные могилы раскапывать (ещё видно штук 7 - 8). А этого делать нельзя. Недавно ко мне приезжала какая – то группа людей, спрашивали про кладбище, я не стал рассказывать. Вдруг это чёрные археологи…

- Не жалеете ли Вы, что отдали такие ценные экспонаты в музей?

Нет, конечно. Теперь я знаю, что их увидит множество людей. Раньше я отдавал в школу кости мамонта, другие исторические находки, но их почему-то в школе нет. Куда всё подевалось?

В настоящее время памятник у д. Чемаши находится в аварийном состоянии, так как ежегодное осыпание берега, приводит к разрушению могильника, а предприятие «Арктикнефтегазстрой» (г. Надым) в 2007 году устроило несанкционированную свалку недалеко от захоронения. Нам известно, что могильник Чемаши 1 включён в список археологического наследия ХМАО – Югры. Археологические исследования могильника, могли бы дать более полную информацию о жизни и быте местного населения, и, возможно, позволили бы выявить и более ранние захоронения. Но, пока есть только результаты раскопок местного жителя Крылова А.О.. Туровинина Валентина Фёдоровна сообщила нам, что сотрудники Центра археологических исследований музея Природы и Человека знают о том, что могильник подвергается разрушению, но пока не могут проводить работы на данном памятнике из–за отсутствия финансирования.


II. Выводы.

В результате проделанной работы мы узнали, что

1. Музей Природы и Человека ведёт большую работу по изучению прошлого нашего округа.

2. Музейные фонды постоянно пополняются из разных источников. И жители округа являются активными участниками этого процесса.

3. Музей в наше время – не просто культурный, но и научно – исследовательский центр, который помогает изучать историю округа.

4. Сотрудники музея ведут научно-исследовательскую работу, проводят конференции, организуют экспедиции, вносящие немалый вклад в пополнение фондов музея.

Печально, но многие не торопятся сдавать предметы в музей, боясь, что больше их не увидят. Но музей это общественное место, которое может посетить любой желающий. И только в таких музеях как Музей Природы и Человека, имеющих свой реставрационный центр и штат научных сотрудников можно продлить жизнь многим историческим ценностям.


Литература.


  1. Бахрушин, С.В. Научные труды III [Текст]: избранные работы по истории Сибири XVI-XVII вв. – М.: Академия наук СССР, 1955. – 300 с.

  2. Документы Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [Текст]: // Музей: вехи жизни: историко-краеведческий сб. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – С.84-220. – (ХХ век. События и личности).

  3. История музея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ugramuseum.ru/about.html. - Загл. с экрана.

  4. История музея в СМИ [Текст]: // Музей: вехи жизни: историко-краеведческий сб. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – С.287-396. – (ХХ век. События и личности).
  5. Лазарева, С.В. Музей в зеркале истории Югры [Текст]: / С.В. Лазарева // Музей: вехи жизни: историко-краеведческий сб. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. – С.15-83. – (ХХ век. События и личности).


  6. Туровинина, В. Ф. Историко-этнографический обзор Чемашевского микрорайона: доклад. – Ханты-Мансийск, 2010. 3 с. – Библиогр.: 3 с.

  7. Фотографии из фондов Учреждения ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека».

  8. Югория [Текст]: энциклопедия Ханты-мансийского автономного округа. В 3 т. Т. 2. К-П / гл. ред. Г.Ф. Шафронов-Куцев. – Ханты-Мансийск, 2000. – 431


Приложение 2.

Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
“Музей Природы и Человека”
г. Ханты-Мансийск

Коллекционная опись
№ 10 от 08.04.2009


Время и документ поступления: Акт ПХ № 85 от 13.10.1984 г.

по КП ХМ-2462/1-ХМ-2462/23/9

Дата поступления коллекции: 1984

Подробное наименование коллекции: Коллекция предметов, найденных в могиле у п.Чемаши

Количество предметов коллекции: 261 (двести шестьдесят один) предмет

Время и место находки или приобретения коллекции с указанием лиц, собравших и определивших ее:

1984 г., п. Чемаши, Октябрьский р-н

Сдатчик: Крылов Андрей Олегович



следующая страница >>