litceysel.ru 1

Урок-конференция: « Ядерная энергия: «за» и «против»



«Чудеса науки современной далеко превосхо-

дят чудеса древней мифологии»

/Р. Эмерсон/

Цель урока:


Образовательная: закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, использованием ядерной энергии, оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии в современном обществе, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к изучению физики.


Воспитательная: сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой миру и человечеству при использовании ядерной энергии, воспитать чувство ответственности за все, происходящее в мире; воспитать умение работать в группе, выслушивать оппонента, уважать точку зрения своих товарищей.


Развиваюшая: развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно-популярной литературой, отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, коротко, четко и быстро излагать свои мысли, а также развивать эмоции и интеллект.

Оборудование:

1. Плакаты «Ядерный реактор», «деление ядер урана»

2. Фото Беккереля, супругов Кюри,

3. Фото ядерного взрыва, первой атомной бомбы, жертв Чернобыля.

4. Интерактивная доска

«Поскольку усиливаются опасения относительно потепления климата на земном шаре, то представители атомной промышленности высказывают мнение, что ядерные реакторы – единственное средство удовлетворения потребностей в электроэнергии без увеличения выброса в атмосферу диоксида углерода».

/Д.Кид, МАГАТЭ/


«С позиции экологической безопасности страны радиационное загрязнение – одна из самых главных угроз. Возможно мы преувеличиваем эту угрозу, но один только Чернобыль полностью оправдывает нашу тревогу».


/А. Яблочков, член-корр. РАН/

Учитель:

Уважаемые коллеги! Сегодня наша конференция посвящена одной из животрепещущих проблем нашего времени, завершившегося тысячелетия атомного XX века – века величайших открытий и величайших трагедий. Одна из них произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986г. Чернобыль - это боль, которая не стихнет ещё долгие годы. Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить проблемы, связанные с использованием ядерной энергии, взвесить всё «за» и «против» .У нас на конференции присутствуют три группы учёных:


1.«Физики-ядерщики» - они хорошо владеют всеми вопросами, касающиеся условий протекания ядерных реакций;

2. группа «За» - желающие доказать, что с помощью атомной энергии можно решить многие проблемы;

3. группа «против» - оппоненты, желающие доказать, что радиационное загрязнение – одна из самых главных экологических угроз.

Всё началось с того, что в феврале 1896г. было открыто явление радиоактивности. Я предлагаю вспомнить имя учёного и опыты проведённые им.

( доклад «Антуан Анри Беккерель»)

Учитель:

Что же такое радиоактивность?

Учащиеся:


Радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц

Учитель:

Разработал теорию радиоактивного распада Фредерик Содди вместе с Эрнестом Резерфордом. Можно сказать, что сбылась мечта алхимиков: стало возможным превращение одного элемента в другой.


Поэзия – та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысяча тонн словесной руды.


(доклад «Супруги Кюри» – краткая справка об открытии радия)


Учитель:

А теперь пришла пора рассмотреть аргументы «за» и «против» ядерной энергии.

Прав ли был Прометей, давший людям огонь?

Мир рванулся вперёд, мир сорвался с пружин,

Из прекрасного лебедя вырос дракон,

Из запретной бутылки выпущен джинн.


Группа «За»:

Ядерное оружие, ядерные технологии, ядерная медицина, ядерная энергетика….

Группа «Против»

…Устрашающие последствия ядерного взрыва.

…Губительное действие радиоактивности на человека и окружающую среду( последствии взрыва в Хиросиме и Нагасаки

«Будто из недр земли появился свет не этого мира, а многих Солнц, сведённых воедино. Это был такой восход, какого не видел мир. Громадное зеленое сверхсолнце поднялось за доли секунды на высоту более двух с половиной тысяч метров. Оно поднималось все выше и выше, пока не достигло облаков, освещая Землю и небо ослепительно ярким светом. Этот громадный огненный шар, диаметром почти полтора километра, поднимался, меняя цвет от пурпурного до оранжевого, увеличиваясь, пришла в действие природная сила, освобождённая от пут, которыми была связана миллиарды лет»


/У.Лоуренс/


Учитель:

Маленькая группа ошеломлённых наблюдателей смотрела на невиданное действо, развёртывающееся в десяти километрах от них. Один стоял с протянутой рукой ладонью кверху. На ладони лежали мелкие обрывки бумаги. Подхваченные ударной волной, бумажки слетели с руки человека и упали на расстоянии около метра от него. Человек произвёл вычисления совершённой при этом работы. Прошу и вас это сделать.

Учитель:

Этого человека звали Энрико Ферми. Взрыв был первым в истории человечества взрывом атомной бомбы.» Во многие мудрости многие печали. И кто умножает познание, тот умножает скорбь» - так говорили древние. А согласны ли вы с этим изречением?


Учащиеся:

…Человечество изобрело ядерное оружие, это привело к трагедии в японских городах Хиросиме и Нагасаки в августе 1945г.

…Испытания на Семипалатинском полигоне привели к резкому ухудшению экологической обстановки. Выявлен высокий процент заболеваний раком на Алтае, рождение «желтых» детей.

…Создание ядерного оружия в СССР было вынужденной необходимостью после взрыва бомбы в Японии. В одной из бесед с И.В.Курчатовым Сталин заметил: «Если бы мы опоздали на один – полтора года с атомной бомбой, то наверное, «попробовали» бы её на себе»

…Создание ядерного оружия являлось результатом невиданного взлёта человеческой мысли, поэтому необходимо было создавать новые направления в науке, такие как нейтронная физика, физика быстропротекающих процессов, промышленная радиохимия и многие другие.

… Известно, что в ряде случаев без ядерных взрывных технологий не обойтись. До 1988г. проводились «мирные» ядерные взрывы.

Их было 115: 39 из них выполнены с целью глубинного сейсмозондирования земной коры для поиска полезных ископаемых, 25- для интенсификации нефтяных и газовых месторождений, 22- для создания подземных емкостей для хранения газа и конденсата, 5 – для гашения аварийных газовых фонтанов, 4 – для создания подземных емкостей, 2 – для дробления руды в карьерных месторождениях, 1 – для предотвращения горных ударов и газовых выбросов в подземных угольных выработках, 13 – для исследования процессов самозахоронения радиоактивных веществ.


…И все-таки мы считаем, что радиоактивные продукты при использовании ядерных взрывных технологий могут попасть в среду обитания человека, тогда последствия будут необратимы. А сколько скорби принесла трагедия Чернобыля?

… Взрыв 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС произошёл 26 апреля 1986 г. в 01ч 23 мин 40 с и вызвал прежде всего механическое разрушение множество топливных кассет и взрывной выброс значительного количества диспергированного ядерного топлива, содержащего более 100 различных радионуклидов и трансурановых элементов.


Учитель:

В мимолётном прогале

Только раз увидать удалось,

Как выходит из мглы

На песок отдалённого берега

Без единой шерстинки,

Словно начисто выбритый, лось.

Из берёзовой рощи,

Из пустого приречного сада ли, Осторожно прощёлкал

И тут же умолк соловей.

И влажную землю

Тяжёлые яблоки падали,

И без крика вороны слетали

С тяжёлых ветвей.

В.И.Кочетков.

Почему лось был «без единой шерстинки?»


Группа «против»

Это одно из поражающих действий радиоактивных излучений на живые организмы. По оси перемещения взрывного облака уже через несколько дней после взрыва стала появляться 5 километровая полоса умирающего леса. На площади 38 км² погибли все растения, все мелкие млекопитающие. С осадками в виде сухих отложений вдоль «чернобыльского следа» произошло заражение водоёмов и почвы. Главную опасность представляли сухие частицы ядерного топлива на поверхности земли, т.к. они могли легко подниматься ветром и попадать в лёгкие. Даже в 1990г. у диких млекопитающих (лосей, кабанов и др.) обитающих в зоне отчуждения, экологи обнаружили в лёгких от 9000 до 26000 таких частиц на 1 кг ткани легкого.

В конце 1989г. в печати появились сообщения об изменениях в живых организмах на генетическом уровне, которые произошли в результате облучения во время и после чернобыльской аварии. Йодной профилактике в зоне заражения были подвергнуты 1млн 694 тыс. детей. По официальным данным, на весну 1992 г. число погибших вследствие чернобыльской аварии составило 80 тыс. человек, а число заболевших до сих пор неизвестно.


Катастрофа в Чернобыле обнажила дилемму, перед которой оказалось человечество в условиях глобального экологического кризиса: либо оно сделает всё возможное для сохранения биосферы , либо безвременно исчезнет.


Группа «за»:

Но ведь у АЭС есть преимущества:

- Ядерные реакторы потребляют не кислород, а органическое топливо;

- Не загрязняют окружающую среду золой;

- при нормальном режиме эксплуатации биосфера надежна защищена от радиоактивного воздействия.


Группа «против»

Захоронение радиоактивных отходов и демонтаж отслуживших срок реакторов нужно организовывать

- всегда существует аварийная опасность радиоактивного загрязнения. Между крупнейшими авариями в Тримейл-Айленде( США) и в Чернобыле проло всего 7 лет.


Группа «за»:

Нужно сказать об использовании явления радиоактивности в медицине:

— методы диагностики и терапии показали свою высокую эффективность. При облучении раковых клеток гамма-лучами они прекращают свое деление. И если раковое заболевание находится на начальной стадии, то лечение является успешным.

— малые количества радиоактивных изотопов используются с целью диагностики. Например, при рентгеноскопии желудка используется радиоактивный барий;

— успешно применяются радиоактивные изотопы при исследовании йодного обмена щитовидной железы.


ВЫВОДЫ:

1.Что касается медицины, то методы, показавшие высокую эффективность, должны развиваться.

2. Будущее ядерной энергетики проблематично. Наверное, надо искать более безопасные способы производства электроэнергии.

3. Ядерное оружие, скорее всего, будет существовать как фактор устрашения, но его влияние на ход событий в мире должно ослабевать.

4. Наверное, будут и новые открытия в области использования ядерной энергии.

5.Но самое главное, что ученые и политики должны осознавать ответственность, которую они несут перед обществом.

6. Надо разумно использовать все научные открытия: не во вред человеку и окружающей среде, а на их благо.


Заключение: песня: «Пока не поздно»