litceysel.ru
добавить свой файл
1
ДОКЛАД К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ОСНОВНЫЕ ВЫДЕРЖКИ)



Актуальность темы

Состязательность в экономике тесно связана с понятием «конкуренция». Конкуренция - по Адаму Смиту - поведенческая категория, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно.

Проблема конкуренции, состязательности и соперничества стала актуальна уже в древние времена, не спадает актуальность данного вопроса и сегодня. Дело в том, что совершенная (идеальная) конкуренция в реальных условиях невозможна, т.к. на ситуацию на рынке воздействует слишком большое количество внешних и внутренних факторов. Поэтому каждый участник рынка в зависимости от своего положения на рынке стремится повысить или понизить конкурентную среду. При этом в каждый момент времени, опять-таки, в зависимости от условий, субъект рыночных отношений может отстаивать ту или иную позицию, наиболее выгодную ему.

Состязательность на реальных рынках часто сталкивается со многими проблемами, которые нарушают сам принцип состязательности, согласно которому все рыночные субъекты в идеале должны быть поставлены в равные условия, что приведет к высокому качеству услуг, приемлемым ценам – то есть будут соблюдаться права потребителей. Для соблюдения принципа состязательности в различных странах мира создаются и функционируют различные органы, не является исключением и Российская Федерация.

Психология конкурентного поведения во многом различна в зависимости от того, является ли участником конкурентной борьбы государство, регион, отрасль, крупная фирма, малый предприниматель или отдельный человек, личность. Кроме того, психология участников конкуренции видоизменяется в соответствии с их целеустремлениями, мотивами конкурентных действий. В итоге в экономике, в разных сферах жизнедеятельности наблюдается обширный спектр психологических проявлений конкурентности, конкурентных действий.

Вообще, актуальность темы данной курсовой работы отлично выражена в статье Мусаэлян И.Э. и Сливницкого Ю.О. «Эволюционная природа деловой активности человека». Авторы пишут: «Область изучения деловой активности не слишком привлекательна для психологов. Результативное деловое поведение не даёт столько возможностей проявить живость воображения, изощрённость фантазии и тонкость интуиции как проблемы инцеста, половые перверзии, эмоциональные зависимости и семейные конфликты. Однако, всё большее количество дипломированных психологов выбирают или поставлены перед необходимостью выбирать в качестве предмета своей деятельности поведение человека на рабочем месте, кадровый менеджмент, маркетинг, проблемы развития организаций или психологическую поддержку работы их руководителей. Это происходит потому, что деловое, организационное поведение занимает всё больше места в целостной структуре человеческого поведения и, похоже, на данном этапе развития культуры представляет максимальные возможности для воплощения творческого потенциала личности, человеческого «Я»»1.



Цели, задачи исследования

Главная цель данной курсовой работы – исследовать проблему состязательности в современных рыночных условиях. При написании работы необходимо было решить следующие задачи: 1) определить сущность принципа состязательности; 2) описать виды конкуренции в условиях рынка; 3) выявить особенности рынка совершенной конкуренции - "полная состязательность"; 4) охарактеризовать стремление участников рынка к выходу за пределы принципа состязательности; 5) исследовать принципы государственного антимонопольного регулирования; 6) описать возможные санкции как главный сдерживающий фактор для нарушителей принципа состязательности; 7) дать краткую характеристику антимонопольному законодательству в России. Объектом исследования являются механизмы свободного рынка.


Состязательное поведение государства

Границы психологического поля конкурентного поведения определяются не столько составом участников противостояния и мотивацией их действий по отношению друг к другу, сколько избранной стратегией конкурентной борьбы. Верхняя граница психологического спектра конкурентности – это психология предельной агрессивности со ставкой на полное вытеснение, экономическое, а то и физическое уничтожение нетерпимых конкурентов, то есть психология абсолютной интолерантности. Нижняя граница психологического поля конкурентности соответствует стратегии состязательности, соревновательности, терпимости по отношению к конкурентам, воспринимаемым в качестве равноценных участников, воспринимаемым в качестве равноценных участников, с которым приходится конкурировать по-честному, на равных.

Конкурентная психология государства как участника экономической деятельности, хозяйствующего субъекта проявляется по-разному на внутренних и внешних рынках. На внутренних рынках государство, выступающее в качестве собственности части национального богатства, производителя товаров и услуг в государственном секторе экономики, склонно терпимо относиться к конкуренции со стороны частного сектора. Более того, цивилизованное государства, ориентированное на рыночную экономику, придерживается принципа равноправия всех участников рынка, всех форм собственности, ставя себя в равное положение с конкурентами в виде частнособственнических компаний, предпринимателей. Во многих случаях государство даже приватизирует, продает свою собсвтенности потенциальным конкурентам-частникам, стимулирует развитие негосударственного сектора экономики, оказывает экономическую поддержку предпринимательству в его малых и средних формах.


В то же время государство как участник, агент экономической, в том числе предпринимательской деятельности одновременно выступает в роли носителя экономической власти, выводя себя из зоны равноправной конкуренции на внутренних рынках. Государство проявляется стремление сохранять в своих руках естественные монополии исходя из предпосылки, что государственная монополия предпочтительнее частной. Такой подход оправдан и психологически с позиции психологии властвующего субъекта, и экономически, так как монополия государства обычно тянет за собой меньше негативных социальных последствий, чем монополия частников. Ведь монополистические выгоды, которые могут быть названы монополистической рентой при государственной понополии, достаются более широкому кргу лиц, чем при частной. Но не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что государственный монополизм тормозит развитие частного предпринимательства, частного сектора экономики, в целом функционирующего эффективнее, чем государственный.

Конкурентная психология государства (органов государственной власти, а в определенной степени и народа как выразителя этой власти), определяющая его конкурентное поведение на внешних рынках, заметно отличается от поведения на внутренних рынках. Если внутри страны государство не предрасположено видеть в участниках рынка, субъектах хозяйствования своих антагонистических конкурентов, то во внешнеэкономической дейтельности психология острого конкурентного противоборства с другими государствами представляется естественной. Несмотря на наличие международно признанных норм свободной конкуренции, правил Всемирной торговой организации (ВТО) государства всемерно проявляют монополистические тенденции, вступают в монополистические союзы, прибегают к демпингу.


Состязательное поведение компаний, предпринимателей

Конкурентная психология, тактика и стратегия компаний, предпринимателей еще более разнообразны в своих проявлениях. Психологическая установка на определенный тип конкурентного поведения фирмы на рынке и осуществление действий, адекватных этой установке, зависят от характера задач, которые ставит перед собой фирма, функционирующая в конкурентной среде. Иначе говоря, проблемы компании, цели и задачи, обусловленные необходимостью решения этих проблем, определяют конкурентную психологию поведения компании, ее отношений с конкурентами, способы ведения борьбы. При этом в любой из мыслимых, возможных ситуаций на выработку и принятие решений о конкурентной стратегии фирмы определяющее влияние имеет исходная психологическая установка на добросовестную либо недобросовестную конкуренцию или на их сочетание.



Эволюция состязательности

Как и другие основополагающие виды человеческого поведения, такие как военное (боевое) поведение и репродуктивное поведение, хозяйственная деятельность была направлена на решение базисной задачи выживания человека. Поэтому при анализе подобных сложных форм поведения естественно вспомнить идеи, сформулированные У.Джеймсом, основоположником эволюционной психологии. Согласно Джеймсу поведение можно рассматривать как средство адаптации человека к изменяющейся среде. В связи с этим и появляющиеся в человеческом сообществе сложные формы поведения, и обеспечивающие их осуществление так называемые высшие психические функции, например, самосознание, имеют ту же природу, что и различные морфологические и физиологические характеристики организмов: они выполняют адаптивную функцию.

Групповая природа человека обусловила тот факт, что его выживаемость оказалась теснейшим образом связана с борьбой за положение в группе, за место в иерархии. В ходе этой борьбы сформировались полезные приспособления, благодаря которым человек смог побеждать в острой конкурентной борьбе. Это: усиление темпа деятельности, расширение её границ и повышение качества осуществления деятельности. Данные эволюционные приобретения можно было бы назвать прародителями современных форм деловой активности. В свою очередь, они дали старт целому комплексу социально-экономических процессов, на основе которых сформировался мощный институт современной деловой активности. Эти процессы – интенсификация, экстенсификация и рационализация. Рассматривая сущность этих фундаментальных социально-экономических процессов естественно обратиться к трудам двух крупнейших социальных мыслителей: немецкому социологу и общественному деятелю М.Веберу и австрийскому экономисту, лауреату Нобелевской премии, Ф.фон Хайеку. Несмотря на общественное признание и достаточно высокий авторитет в научном сообществе, можно с уверенностью утверждать, что идеи, сформулированные этими выдающимися учёными, осмыслены сегодня далеко не в полном объёме. Нам представляется, что психологам, считающим необходимым рассматривать индивидуальное поведение человека в контексте социально-экономических процессов, ещё предстоит осваивать их богатейшее творческое наследие.


Концепция интенсификации социальной жизни была сформулирована М.Вебером, как попытка рефлексии над сложными социально-экономическими процессами, развернувшимися особенно остро в Европе в период промышленной революции и определившей европейскую жизнь в ХIХ и начале ХХ вв.

Рационализацию можно назвать краеугольным камнем эффективного хозяйствования. Её ярким выражением ещё в эпоху неолита явилось разделение труда, ориентированное, согласно концепции А.Риха, на изготавливаемый продукт или на процесс его изготовления2. В наиболее развитой форме этот процесс также проявился в период промышленной революции, когда в ходе грандиозной социальной реорганизации сформировалась фундаментальная ориентация на процесс соотнесения достигаемого результата к затратности его получения (процесс «калькуляции» по Веберу). Появление подобной ориентации привело к тому, что характеристики трудовой деятельности, способствующие повышению качества продукции, такие как точность, аккуратность, предусмотрительность и обучаемость фактически выступили в качестве этических принципов творцов индустриальной цивилизации, разумных буржуа, профессионалов, бизнесменов и предпринимателей. Рисуя образ промышленного предпринимателя, Вебер подчёркивает, что это были не отважные и беспринципные спекулянты и авантюристы, а люди, прошедшие суровую жизненную школу, осмотрительные и решительные, сдержанные, умеренные и упорные по своей природе, полностью преданные своему делу, со строго буржуазными воззрениями и принципами3.

Концепция экстенсификации как одного из мощных социально-экономических процессов была сформулирована Ф.Фон Хайеком в русле представления о рыночном порядке, основы которого были заложены ещё трудами шотландских философов-моралистов А.Смита и А.Фергюссона. Согласно Хайеку рынок понимается как спонтанно, эволюционно складывающийся «расширенный порядок человеческого взаимодействия», не основывающийся на исходной общности целей и средств, приводящий к созданию многообразия товаров и услуг и удовлетворяющий разнообразные потребности множества людей. Процесс экстенсификации привёл к необходимости формирования таких принципов построения современного общества как «открытость» и «демократизм».


Обратной стороной модели интенсивного образа жизни явилось то, что медлительность приобретает почти роковой смысл, она рассматривается в качестве основной причины деловых неудач, становится кратчайшим путём на обочину рыночного процесса. Переживания, связанные с невозможностью следовать быстрому темпу деятельности, являются одним из основных причин нервных срывов, депрессий и заниженных самооценок.

Экономический образ мышления, являющийся основой делового поведения индивида, базируется на применении к анализу действительности механизма рациональной оценки или «принципа полезности». Использование этого механизма позволяет включить процесс аналитического, взвешенного или, иными словами, рационального мышления. Разработанная на этой основе схема достижения цели стала широко применяться для повышения эффективности процесса решения деловой задачи. Эта схема включает в себя осуществление ряда обязательных процедур, таких как выбор и формулировка цели, оценка наличных ресурсов, определение способа действий и выбор критериев достижения цели.

В русле парадигмы рационального поведения выявились психологические свойства, которые считаются ценнейшим приобретением современного делового человека. Это: способность к концентрации внимания, дисциплинированность, в том числе и способность к самоорганизации, умение доводить дело до конца.

Рациональное поведение, основанное на оптимальном использовании хозяйственных средств, породили институт профессионализма. Как подчёркивает А.Рих, такая форма рационализации хозяйства как разделение труда, ориентированное на изготавливаемый продукт, сформировала целый спектр так называемых первичных профессий. Затем происходит фаза расслоения профессий, на основе чего создаются многочисленные новые профессии, представляющие собой формы специализации внутри первичных профессий4.


Стратегии состязательности (добросовестной\недобросовестной)

Виолентная психология, стратегия (violence – принуждение, насилие) основывается на массовом производстве и поставке на рынки продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать самые невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Такие товары психологически несложно «навязать» массовому потребителю, формулирую одновременно высокий имидж фирмы-производителя, получающий широкую известность в масштабах страны или даже мира.

Патиентная психология, стратегия рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых обращаются эксклюзивные товары специального назначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким ценам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать высокий доход и значительную прибыль. Конкурентносопобность достигается изысканностью товара, удовлятворящего особым вкусам и запросам, показателям качества, превосходящими качество аналогичных товаров конкурентов.

Коммутантная психология, стратегия по аналогии с патиентной ориентирована на удовлетворение небольших по объему потребностей. Но она существенно отличается тем, что призвана удовлетворять не редкие, а быстро меняющиеся, кратковременные нужды потребителей товаров и услуг. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется прежде всего высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции.

Эксплерентная стратегия и психология появляется в стремлении достичь конкурентных преимуществ фирмы посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции.


В заключении – о конкуренции…

В рамках социологического анализа конкуренция выступает как объективный закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. Производители могут вытеснить друг друга с рынка товаров, продавая товар дешевле и без потери качества. Для этого они повышают производительную силу труда путем большего разделения труда, применения и постоянного усовершенствования машин, что требует ускорения подвижности трудовых функций работников. Между производителями возникает соперничество - они стремятся увеличивать разделение труда и количество машин и использовать их в возможно более крупном масштабе. Более мощные и более дорогие средства производства дают им возможность продавать товары дешевле, но одновременно вынуждают продавать больше товаров, завоевывая для них больший рынок. Эти нововведения распространяются до тех пор, пока цены производимых товаров не упадут не только ниже первоначальных, но и ниже новых издержек производства. На уровне новых издержек производства снова вводится большее разделение труда, вновь увеличивается количество машин, возрастает масштаб использования этого разделения труда и этих машин. Конкуренция же вновь порождает противодействие этому результату.


Выделяют внутриотраслевой, межотраслевой и рыночный виды конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция связывается с получением сверхприбыли через повышение производительности труда и снижение индивидуальной ценности товара. Не меньшее значение имеет и межотраслевая конкуренция, связанная с получением наибольшей прибыли через свободное переливание капитала из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли. Рыночная конкуренция направлена на защиту интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен) посредством регулирования соотношения спроса и предложения товара.

Конкуренция обеспечивает: суверенитет потребителей, т.е. их предпочтения в том, какие товары и в каких объемах они хотели бы покупать; адаптацию производителей к изменяющимся запросам потребителей и новым методам производства; связь стремления предприятий к получению максимальной прибыли с научно-техническим прогрессом; создание условий, когда распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их эффективности; свободу выбора производственной деятельности.


1 Мусаэлян И.Э. и Сливницкий Ю.О. Эволюционная природа деловой активности человека // Российский психологический журнал. №3, 2005 г.

2 См.: Рих А. Хозяйственная этика. Посев, 1996.

3 Бойетт Д.Г., Бойетт Д.Т. Путеводитель по царству мудрости. М., ЗАО «Олимп-бизнес», 2002. – Стр. 89.

4 См.: Рих А. Хозяйственная этика. Посев, 1996.