litceysel.ru
добавить свой файл
1
Доклад на методическом занятии заместителя директора по УВР Дмитриевогорской СОШ


Марининой Алевтины Васильевны

.


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ»


а) Что такое проект? Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.

б) Что такое исследование? Деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

в) Какие принципиальные отличия вы можете назвать, сравнивая проект и исследование? Задумывая проект, мы должны четко представлять себе проектный замысел, то есть ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.

г) Что такое учебное исследование? Это исследование, целью которого является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Главное - приобретенный личностями опыт.

д) Что такое научное исследование? Это получение объективно нового результата, нового знания.


Как подготовиться к участию в конкурсе

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности детей

Одним из самых сложных в методическом отношении этапов учебно-исследовательской работы с детьми, как показывает наша опытно-экспериментальная работа - является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других - самый трудный. Потому и педагоги чаще всего спрашивают с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.



Какими могут быть темы детских исследований

Все бесконечное разнообразие возможных тем, для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор, разрабатывает парк фантастических растений, пишет сценарий фантастического фильма. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированным из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

эмпирические - темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

Например, ребенок изучает живую и неживую природу, кроме изучения книг по теме своей работы, разрабатывает и проводит наблюдения, эксперименты, обобщает полученные данные, делает на этой основе умозаключения и выводы.

теоретические - темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми младшего школьного возраста.


Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать дети, входящие в категорию одаренных. Здесь от ребенка требуется не свойственный большинству его сверстников интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимы хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.

Если «теоретические» исследования - удел преимущественно одаренных детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное. Не следует сдерживать и отговаривать ребенка, выбравшего ту или иную тему, тем более не надо навязывать ему ту или иную тему, но, необходимо наблюдая за тематикой его исследований стараться, чтобы он приобретал разный опыт. Чтобы не просто одна фантастическая тема сменяла другую, еще более фантастическую, а направленность работ чередовалась. Если проведено эмпирическое исследование, то после защиты итогов можно обратиться к исследованиям фантастическим или теоретическим.

Правила выбора темы

Приведем несколько общих замечаний по поводу определения проблем детских исследований и выбора тем. Условно мы называем их правилами «выбора темы» исследования:

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание, что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.


На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная», для каждого ребенка, в данный момент его развития, тема -результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал «своим выбором».

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Темы детей должны быть оригинальными. Оригинальность, в данном случае, следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные, точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка не высока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным. Исследовательская работа делается ребенком совместно с педагогом (психологом), поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у руководителя. Для того, чтобы этот интерес соблюсти надо стараться ориентировать детей на то, что интересно вам, что у вас вызывает интерес, ч а то в чем вы сами хорошо разбираетесь.


Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем. Педагог, работающий в традиционном репродуктивном режиме, убежден, что нельзя научить ребенка тому, чего не знаешь сам. Принципиально иначе все это выглядит в исследовательском обучении. Исследуя проблему с ребенком можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Кроме этого, выбирая тему надо учитывать:

Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения, по-разному, с различной степенью глубины.

Желания и возможности. Выбирая проблему нужно учесть, есть ли необходимые для её решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, с скованного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Структурирование содержания исследовательского обучения

Общая классификация

Как убеждает нас педагогическая психология и теория обучения, «информация»

становится «знанием», тогда когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, контактируя с прежним багажом знаний, находит за, что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому необходимо систематическое обучение. Хаотичное обучение непоследовательное не дает большого эффекта.


Чтобы систематизировать процесс учебных исследований воспользуемся приведенной ниже классификацией. Она не является догмой и может быть дополнена или сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и точнее намечать новые ориентиры.

Первый уровень классификации - «общие направления исследований»:

1. Живая природа

2. Человек

3. Общество

4. Культура

5. Земля

6. Вселенная

7. Наука

8. Техника

9. Экономика

Второй уровень классификации - «основные науки и виды деятельности»:

Живая природа:

1.Зоология

2. Ботаника

3. Генетика

4. Природопользование (сельское хозяйство).

Человек:

1 .Происхождение человека

2. Развитие человеческого организма

3. Медицина

4. Психология человека

5.Деятельность

6. Выдающиеся мыслители


Общество.

1. Цивилизации

2. Государства и страны

3. История

4.Демография

5. Государственные деятели

Культура:

1.Язык

2. Религия

3.Искусство

4. Образование

Земля:

1. География

2. Климат

3. Строение Земли

Вселенная:

1.Галактики

2. Солнце

3.Звезды

4. Инопланетные цивилизации

Наука:

1. Математика

2.Физика

3.Химия

4.Астрономия

5. История науки


Техника:

1.Траспорт.

2. Промышленность.

3.Техническое конструирование и дизайн.

4. Строительство.


Экономика:

1.Финансы и производство.

2.Деньги и торговля.

3 Банки.


Возможно и, безусловно, полезно и более дробное деление. Например: 1 -и уровень «общее направление» - «наука»; 2-й уровень - «математика»; 3-й уровень - «число», «измерение», «основные законы» и др.

Этот список характеризует общий, даже можно сказать глобальный взгляд на •классификацию детских исследований.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ

Первым практическим шагом в нашей работе явилось определение основных исследовательских умений и навыков в строгом соответствии с порядком их формирования, что отражено в списке:


· выявление (видение) проблемы;

· постановка (формулирование) проблемы;

· формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;

· прояснение неясных вопросов;

· формулирование гипотезы;

· планирование и разработка учебных действий;

· выбор методов исследования;

· сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

· проведение исследования;

· анализ и синтез собранных данных;

· сопоставление полученных данных и умозаключений;

· обработка результатов;

· проверка гипотез;

· подготовка, написание работы;

· структура текста;

· публичная защита.


ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)


Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса:


· подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки;


· выбор источников, требующих детального изучения;


· обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса».

Рекомендации: вначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.



Результат I этапа:


1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;


2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;


3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.


Этап II . Разработка и организация выполнения работы:

1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;


2 – анализ особенностей объекта исследования;


3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.);


4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).


Результаты II этапа работы:


1 – составление календарного плана;


2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования;


3 – уточняются ожидаемые результаты.


Этап III . Составление и оформление работы. План работы над рефератом


Эта работа может быть промежуточным отчётом (докладом), рефератом, творческой работой, дипломной выпускной работой.


1. Промежуточный отчёт. Отчёт можно заслушать на заседании секции или на научно-практической конференции. Основное содержание доклада – отчёт об определённом этапе работы с выступлением научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки).

2. Реферат. Реферат (монографический или тематический) представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.



Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:


· умение использовать рациональные приёмы в работе с литературой;


· умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;


· умение формулировать выводы и предложения.


Целевое назначение реферата и его основные функции:


· информативная (какая основная информация заключена в реферируемом документе);


· индикативная (описание первичного материала);


· функция поиска информации и документов;


· ознакомительная (источник для получения справочных данных);


Приложение

РУКОВОДИТЕЛЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ


Индивидуальный план подготовки исследовательской работы

Успешно выполнить исследовательскую работу поможет индивидуальный план подготовки, который необходимо разработать совместно с руководителем исследования. Такой план позволит установить логическую последовательность действий, очередность и сроки выполнения этапов работы.


Примерный вариант индивидуального плана исследовательской работы


  1. Ф. И. О. автора исследования

  2. Ф. И. О. руководителя работы

  3. Тема исследовательской работы




Этапы выполнения исследовательской работы

Сроки

Консультант

Первый этап – подготовка к исследованию

  1. Предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

  2. Определение объекта и предмета исследования.
  3. Выделение основных понятий темы


  4. Изучение литературы по теме исследования.

  5. Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования.







Второй этап – подготовка и проведение исследования

  1. Подготовка диагностических материалов по теме исследования.

  2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты)

  3. Анализ исследования, выводы по эксперименту.







Третий этап - оформление исследовательской работы

  1. Написание основной части работы, её введения и заключения:

  1. определение композиции работы;

  2. выбор стиля и языка исследования;

  3. написание выводов;

  4. составление заключения;

  5. написание введения.

  1. Составление списка литературы.

  2. Составление списка иллюстраций.

  3. Составление приложений.

  4. Оформление титульного листа.







Четвёртый этап – подготовка и защита работы

  1. Сдача работы руководителя для получения отзыва и рецензии.

  2. Подготовка текста для публичной защиты.







Этапы исследовательской деятельности Выбор темы

Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение Правильно выбрать тему — значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение

Очень часто тема исследования стихийно, необдуманно. Конечно, каждый имеет право самостоятельно выбрать тему работы, но лучше посоветоваться с руководителем. Ведь не во всех случаях вы можете объективно оценить глубину темы, объём предстоящей работы над ней, её соответствие своим возможностям и интересам. В итоге это может привести к значительным трудностям при подготовке исследовательской деятельности и даже к неудачам исследования


Требования к теме:

• актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

• содержательность, информативность и разработанность в науке;

• возможность поиска достаточного количества литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес);

• формулировка темы должна содержать какой-то спорный элемент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

• название работы может и не включать в себя слово проблема, но тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

• тема должна быть конкретной. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие.

Способы сужения темы:

1. Выберите один аспект предложенной общей темы.

2. Ограничьте период времени, который отведен для написания работы.

Составление списка литературы по проблеме исследования

Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается работой с картотекой библиотеки и библиографическими изданиями.

Поиск источников по картотеке должен завершиться составлением списка литературы. Следует учитывать, что при написании информации об источнике сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название работы, место издания, название издательства, год издания и, наконец, указывается количество страниц.

Изучение литературы по теме

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с их выводами, выявить современное состояние проблемы.

При изучении литературы все свои замечания, выводы следует записывать в таблицу:



Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии











Формулирование цели задач и гипотезы


  1. При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится это результат ещё до его получения?»

  2. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели.

  3. Гипотеза содержит предположение о связи определённой деятельности с её результатом

Определение объекта и предмета исследования

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию избранную для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы: «Как рассматривать объект?», «Какие отношения ему присущи?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»


Выбор методов исследования

Метод исследования

Характеристика

Наблюдение

активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность

Сравнение


Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественного, выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания


Индукция

Основой индукции является данные, полученные путем наблюдения

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете

Моделирование

Метод исследования объектов с помощью моделей – аналогов определённого фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей геометрические, физические , динамические либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.д.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, которое присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем

Беседа

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации


Композиция работы

Композиция исследовательской работы — это последовательность расположения ее основных частей. Традиционно сложилась следующая композиционная структура исследовательских работ:

• титульный лист,

• оглавление,

• введение

основная часть,

• заключение,

• библиографический список,

• приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным

правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

Далее, ближе к правому краю титульного листа указываются класс, фамилия и инициалы. В нижнем поле указывается место выполнения работы, а ниже — должность руководителя, его фамилия и инициалы. В нижнем поле называется место выполнения работы и год ее написания.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки исследования

указываются страницы, с которых они начинаются.

Во Введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, дается краткий обзор литературы

по теме, указываются избранные методы исследования.

От формулировки научной проблемы и доказательства, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной

литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Обязательным элементом введения работы является указание на методы исследования, которые


служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

В конце вводной части раскрывается структура работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения.

В главах основной части работы рассматриваются ведущие вопросы темы.

Исследовательская работа заканчивается заключением. В нем делаются выводы о проделанной работе. После заключения принято помещать библиографический список использованной при проведении исследования литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь сражение в работе.

Процедура защиты научно-исследовательской работы и подготовка к ней

Подготовка к защите обычно начинается с составления доклада. Как правило, его можно разделить

на три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение работы. Вторая часть, самая большая в докладе, посвящается основным результатам исследования. Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения научно-исследовательской работы. В ней

перечисляются основные выводы работы.

К тексту доклада могут быть приложены дополнительные материалы (схемы, графики, диаграммы и

- п.), которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования выводов, а также предложенных рекомендаций.

Защита научно-исследовательских работ обычно проходит публично.

Защита работы должна строиться на основе чтения, а еще лучше пересказа заранее подготовленных тезисов доклада. При этом докладчику следует сосредоточивать особое внимание на

главных итогах исследования. При необходимости ему стоит делать ссылки на чертежи, таблицы и

графики. Все эти материалы должны оформляться так, чтобы их можно было демонстрировать без особых затруднений и они оказались видны всем присутствующим в зале.


Правила публичного выступления

• Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной.

• Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.

• Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению жюри.

• Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

Особенности языка и стиля научно-исследовательской работы

Научный стиль имеет свои особенности:


  • подчеркнутую строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

  • точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

  • отвлечённость и обобщённость, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

  • ясность - умение писать доступно и доходчиво