litceysel.ru
добавить свой файл
1


ГУК «ЦБС № 2 “Измайлово”»

Информационно-библиографический отдел

Центральная библиотека № 120 им. Б.А. Лавренёва

информационный интеллект-центр




К 150-летию Государственной

Третьяковской галереи


Библиографический указатель


Москва

2006 г.


Оглавление


Из истории Государственной Третьяковской галереи 4

Семья Третьяковых 4

Собрание Павла Третьякова 7

Собрание Сергея Третьякова 11

Передача галереи городу 14

Первый хранитель галереи 15

Рост и развитие Третьяковской галереи 17

Об истории зданий ГТГ 21

Литература из фондов ГУК «ЦБС №2 ВАО “Измайлово”» 23

П.М. Третьяков. Род Третьяковых 23

Третьяковская галерея 25

История 25

Современное состояние и проекты 25

Собрания, экспозиция, выставки 26

Третьяковка – детям 28



Из истории Государственной Третьяковской галереи


Дай нам Бог побольше Павлов Михайловичей Третьяковых. Это – соль земли, лучшие люди нации.

Алексей Бахрушин

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва, Лаврушинский пер., д. 10) – крупнейший музей русского искусства, имеющий мировую известность. Она носит имя основателя – купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832 – 1898). Сейчас галерея содержит одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства.

Семья Третьяковых


П
И. Крамской. Портрет П.М. Третьякова
авел Михайлович Третьяков (1832 – 1898), основатель галереи, происходил из древнего, но небогатого купеческого рода. Первое упоминание о роде Третьяковых относится к XVIII в. В 1774 г. купец Елисей Мартынович Третьяков с женой Василисой и двумя сыновьями Захаром и Осипом переселился из Малого Ярославца в Москву. Захар Елисеевич выбился в III гильдию и цепко держался за купеческое звание. Его сын Михаил Захарович торговал льняным полотном, завел ткацкую фабрику. Воспитывал детей в строгости, но в душе был эстетом. Любил картины и книги, которых в доме было множество. Эта любовь передалась его сыновьям – Павлу и Сергею, двумя годами младше. Михаил Захарович дал сыновьям хорошее домашнее образование, поощрял их тягу к знаниям. Павел любил в уединении читать книги и рассматривать гравюры, друзья звали его отшельником, Сергей был веселее, общительнее, любил пощеголять.

С четырнадцати лет Павел приобщился к семейному делу в лавках Старых торговых рядов между Варваркой и Ильинкой. Отец приучал детей к работе наравне с другими служащими, братья даже мели пол. «Каждая профессия, – учил Михаил Захарович, – должна давать средства к жизни. Каждая профессия почетна, если ведется честно.»

После его смерти в 1850 г. братья открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров. В 1860 г., как завещал отец, они вместе с мужем сестры Елизаветы учредили торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями из льна, хлопка и шерсти, в 1866 г. – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Именно при Павле Михайловиче прядильное производство его отца достигло наибольшего расцвета. Фабрики Третьяковых в Костроме стали крупнейшей мануфактурой в Европе.

Павел Михайлович стал также членом правления Московского купеческого банка (1866) и Московского купеческого общества взаимного кредита, Московского торгово-промышленного товарищества (1874), некоторых других крупных фирм. Хотя Третьяковы не считались самыми состоятельными купцами в Москве, Павел Михайлович составил крупное состояние (4,4 миллионов рублей), заключавшееся в недвижимости (пяти домах в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях. Успешное ведение дел позволяло братьям тратить немалые средства на благотворительные цели, а также собирание художественных коллекций.


За год до основания фабрики в жизни Павла Михайловича произошло еще одно знаменательное событие: он женился на Вере Николаевне Мамонтовой, племяннице Саввы Ивановича Мамонтова, хорошо известного в России как предприниматель, строитель железных дорог и меценат, создатель Частной оперы. Впервые увидев Веру в ложе Большого театра, Третьяков не смог представить без нее свою дальнейшую жизнь. У супругов родились дочери Верочка, Мария, Александра и Любушка, затем двое сыновей. К сожалению, Мишенька сильно отставал в развитии и не смог бы стать наследником дел отца, а Ванечка в девять лет скончался от воспаления мозга.

Павел Михайлович отличался огромной трудоспособностью и самодисциплиной. Он вставал в шесть утра, ложился далеко за полночь и любил повторять: «спать долго – жить с долгом!» Он считал праздность матерью всех пороков и проводил выходные дни в кабинете за реставрацией картин. Необыкновенная вежливость, обдуманность принимаемых решений, рыцарская честность создали Павлу Третьякову репутацию человека исключительной порядочности. Безусловно, она помогала ему и при заключении сделок. Третьяков говорил: «Мое слово крепче документа».

Трудящиеся его фабрики имели нормированный рабочий день – с девяти часов утра до шести вечера. Для них Третьяков построил больницу, родильный дом, дом престарелых, школу, ясли, создал потребительское общество.

Павел Михайлович отличался скромностью. Получив звание коммерции советника в 1880 г., он писал жене: «Я был бы в самом хорошем настроении, если бы не приятное для меня производство в коммерции советники, от которого я несколько лет отделывался и не мог отделаться; теперь здесь все – кто прочел в газетах – поздравляют, и это меня злит; я, разумеется, никогда не буду употреблять его, это звание, но кто поверит, что я говорю искренно?» В 1893 г. он отказался от дворянства, пожалованного царем в связи с передачей галереи Москве. «Я купцом родился, купцом и умру», заявил Третьяков чиновнику, который принес ему эту весть.

Собрание Павла Третьякова


Бывая в Петербурге по делам фирмы, Третьяков однажды посетил Эрмитаж. Пораженный богатством и великолепием художественного собрания, он решил посвятить жизнь созданию музея русской живописи, которым пользоваться «может весь русский народ, это само собой известно». Подобный замысел для того времени был необычен, хотя собрания картин уже нередко выставлялись в музеях. Окончательно это решение оформилось, когда Третьяков познакомился с собранием питерского коллекционера Прянишникова – полотнами художников реалистов Венецианова, Кипренского, Тропинина, Федотова. В то время Павлу Михайловичу не было и тридцати лет.

С
В. Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами
о свойственной ему основательностью Третьяков начал с изучения серьезных книг по живописи и искусству, монографий, стал посещать выставки, приобретать каталоги. Обращение к записным книжкам Павла Михайловича позволяет установить, что начало формирования его коллекции относится к 1850-м гг. Днем основания Третьяковской галереи считается 22 мая 1856 г., когда он приобрел первые полотна – картины Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера. Вскоре к ним добавились работы В.И. Якоби, А.Н. Саврасова, М.Н. Клодта, В.Г. Перова.


Н. Шильдер. Искушение
«Я желал бы оставить национальную галерею, – отмечал Павел Михайлович в «Завещательном письме» 1860 г. – Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие». В этом документе коллекционер впервые выразил намерение передать собрание картин Москве.

Собиратель пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы еще в мастерских либо на выставках накануне вернисажа. Известно, что никакого специального художественного образования Павел Михайлович не имел. Тем не менее, он раньше других распознавал талантливых художников и, как правило, приобретал наиболее значительные работы каждого мастера. Вот как охарактеризовал собирателя Стасов: «С гидом [путеводителем] и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к делу.»


П
И.Крамской. Христос в пустыне
оскольку галерея была задумана Третьяковым как национальный музей русского искусства, он приобретал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов и даже наперекор собственному вкусу. В первую очередь Третьякова интересовало творчество современников, начиная с 70-х гг. XIX в. Наиболее полно и лучшими работами оказались представлены в его собрании Перов, Крамской, Репин и Суриков. Приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупая целые собрания. В 1874 г. была куплена туркестанская серия Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 г. –  его же индийская серия (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов Иванова, 102 этюда Поленова, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У Виктора Васнецова Павел Михайлович приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он увлечения современников творчеством Айвазовского, с настороженностью отнесся к некоторым новшествам в живописи 1890-х.

Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков попутно приобретал картины мастеров XVIII – первой половины XIX вв. На рубеже 70–80-х гг. XIX в. Третьяков стал коллекционировать и рисунки, а с 90-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Павел Михайлович приобрел 62 иконы. При его жизни они не включались в экспозицию, а находились в кабинете владельца. Гораздо реже, чем живопись, приобретал Третьяков скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.

Б

В. Перов. Портрет А.Н.Островского
лизко общаясь со многими художниками, известными композиторами, артистами, учеными, писателями, в конце 1860-х гг. Третьяков задумал сохранить для грядущих поколений образы своих великих соотечественников и современников – «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части». Он начал собирать портреты по списку: выкупал у наследников уже имеющиеся и заказывал новые В.Г. Перову, И.Н. Крамскому, И.Е. Репину, Н.Н. Ге и другим мастерам портретной живописи. Если художнику не удавалось достичь сходства или Третьякову что-то не нравилось в работе, он заставлял переделывать портрет, даже передавал заказ другому мастеру. Так в галерее появились портреты Писемского, Гончарова, Гоголя, Островского, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Васильева, Тургенева, Достоевского, Майкова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тютчева, Пирогова, Герцена. Привлечение к воплощению этой идеи ведущих русских живописцев 1870 – 1880-х гг. стимулировало развитие русской портретной живописи. Многие работы Перова, Крамского, Репина, Ярошенко были созданы если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его собрание.

Так был сформирован особый отдел собрания – национальная портретная галерея. При этом Третьяков руководствовался просветительской и актуальной для мировоззрения людей XIX в. идеей о роли личности в истории, получившей широкий резонанс после открытия в 1856 г. Национальной портретной галереи в Лондоне, которую он посещал во время поездок в Великобританию.

Весной 1874 г. для разросшейся коллекции построили специальную галерею, открыв в нее доступ для публики, а с 1881 г. галерея Павла Третьякова стала общедоступной.

Собрание Сергея Третьякова


П
С.М. Третьяков

о примеру старшего брата, младший Третьяков с начала 70-х гг. занялся коллекционированием картин. Он разбирался в живописи и обладал хорошим вкусом. Подбор произведений, украшавших его особняк на Пречистенке, отражал душевный склад владельца. Большинство произведений в этом собрании – несколько романтизированные, поэтические пейзажи с включением жанра, в основном работы французских живописцев 40-80-х гг. XIX в. Младший Третьяков постоянно одно покупал, другое продавал, потом перепродавал вновь приобретенное. При этом капитал Сергея Михайловича был в шесть раз больше, чем у старшего брата, поэтому такое поведение говорит не о недостатке средств, а о желании сосредоточить в своей коллекции лучшие произведения, избавляясь от более слабых.


В
А. Иванов. Вид из Помпеи на Кастелламаре
итоге составилась коллекция, которая в свое время занимала первое место среди русских собраний подобного рода. Она включает такие произведения, как знаменитая картина «Деревенская любовь» Бастьен-Лепажа, «Заклинатели змей» и «Любители гравюр» Фортуни. Но особенно интересна часть собрания, где представлены мастера барбизонской школы. Над составлением ее Сергей Михайлович трудился с особенной любовью. Картины Милле, Руссо, Коро, Диаза, Добиньи – одна из прекрасных страниц мировой живописи.

Общность интересов питала их глубокую взаимную привязанность. Сергей Третьяков исполнял поручения брата, сообщал из поездок о художественных новостях, о жизни и работе живописцев в Петербурге и за границей. «Он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому, что я ее собирал, – писал П.М. Третьяков Репину после смерти брата, – зато он оставил капитал для приобретения только русских художественных произведений.» «Не только произведения иностранных художников были собраны в особняке С.М. Третьякова, – писал художник и искусствовед И.Э. Грабарь, – здесь висело немало замечательных русских картин из числа тех, которые составляют украшение Третьяковской галереи. Здесь были два лучших пейзажа Александра Иванова – “В парке виллы Дориа” и “Вид из Помпеи на Кастелламаре”, один из видов Сорренто Сильвестра Щедрина, “Птицелов” Перова, “Украинская ночь” Куинджи, “Лунная ночь” Крамского, “Бабушкин сад” Поленова и много других.» Все эти работы Сергей Михайлович приобретал непосредственно у авторов. По свидетелю дочери П.М. Третьякова, А.П. Боткиной, братья координировали свои усилия: «Павел Михайлович советовал Сергею Михайловичу приобрести хорошие вещи, которые сам почему-нибудь в тот момент купить не мог». П.М. Третьякову было важно, чтобы эти картины в свое время заняли место в галерее (братья знали завещания друг друга).


В субботу, 25 июля 1892 года, С.М. Третьяков внезапно скончался. Смерть подвижного, жизнелюбивого, не обременявшего себя излишней работой, никогда серьезно не болевшего Сергея Михайловича явилась полной неожиданностью и тяжелым ударом для его близких.

В
В. Поленов. Бабушкин сад
своем духовном завещании С.М. Третьяков писал о высказанном ему Павлом Михайловичем намерении передать свою художественную галерею городу и, со своей стороны, по примеру брата, жертвовал в собственность городу свою половину дома в Лаврушинском и все те принадлежавшие ему картины, которые Павел Михайлович сочтет достойными галереи.

«Из художественных произведений, то есть живописи и скульптуры, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников, все то, что он найдет нужным, с тем, что бы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое о даст своей коллекции,» – писал Сергей Михайлович в завещании.

Кроме того, С.М. Третьяков жертвовал капитал в 100 тысяч рублей (увеличенный его сыном до 125 тысяч), на проценты с которого следовало пополнять галерею новыми произведениями русских художников. При этом оговаривалось, что Московская городская Дума должна принять все условия, которые найдет необходимым предложить Павел Третьяков.

Передача галереи городу


Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь.”

Из письма П.М. Третьякова дочери Александре

Павел Михайлович хотел как можно скорее выполнить волю умершего брата, но возникли сложности: он жил в доме, которым владел совместно с братом и, следовательно, часть дома следовало передать городу. К тому же, передавать городу только собрание брата – несколько русских картин и скульптур, 75 иностранных картин, 8 рисунков, и 5 танагрских статуэток (как значилось в описи) вряд ли имело смысл. 30 августа Третьяков писал Стасову: «Чтобы сделать возможным утверждение завещания, я должен буду теперь же передать в дар городу мою часть дома и собрание русской живописи, разумеется, с условием пожизненного пользования квартирой и заведования учреждением». На следующий день он составил заявление в Московскую городскую Думу о передаче собраний картин братьев Третьяковых вместе с домом.


«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, – писал коллекционер, – содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». Оставаясь пожизненно попечителем галереи, Третьяков оставил за собой право заменять одну картину другой в целях улучшения коллекции (не уменьшая ее стоимости в целом) и специально оговорил положение о том, чтобы галерея «была открыта на вечное время для бесплатного обозрения ее всеми желающими».

15 сентября 1892 г. Дума, обсудив «Заявление», постановила принять дар братьев Третьяковых и благодарить Павла Михайловича. Он стал почетным гражданином Москвы – единственное звание, которое он принял с радостью. Но бюрократическая машина двигалась медленно, и звание официально было ему присвоено лишь в начале 1897 г.

Третьяков уехал за границу на другой же день после постановления Думы, чтобы скрыться от похвал, благодарственных адресов и торжеств. «Все с особым поклоном тебе, – писала жена о посещениях, – молодые Вл. Серг. и Констант. Сергеевич [Станиславские] особенно волновались за тебя, говоря, что масса не может тебя, как должно, отблагодарить за твое великое пожертвование». Москва ждала Третьякова, желая воздать должное его патриотическому поступку. На столе в его кабинете лежали горы писем от самых разных людей. Московское Общество любителей художеств преподнесло приветственный адрес, под которым стояла сто одна подпись. Передвижники составили свое благодарственное письмо. Столь же единодушно и восторженно откликнулся Петербург. Художники и художественные деятели, старые и молодые, от Репина до Бакста, сто четыре человека, с восхищением и благодарностью приветствовали Павла Михайловича. Пресса была переполнена статьями о передаче галереи Третьякова Москве.

15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея, который с этого момента и до 1918 г. именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых. Из каталога, изданного тиражом в 5000 экземпляров, явствовало, что галерея имеет 22 зала, в которых размещены 1276 картин, около 500 рисунков, 10 скульптур русской школы – коллекция Павла Михайловича, и 84 картины и рисунка иностранных живописцев, собранных Сергеем Михайловичем (теперь его собрание находится в Музее изобразительных искусств и, частично, в Эрмитаже). Галерея была оценена в 1,5 млн. рублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капитал, завещанный галерее Сергеем Третьяковым, и собранные им 84 картины европейских мастеров, достигал 2 млн. рублей. Посетивший открытие император Александр III заявил, что купец опередил государя.

Первый хранитель галереи


Павел Третьяков продолжал пополнять собрание и стал его пожизненным попечителем. Так, в 1894 г. он передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую «Христианская мученица» Антокольского. Но эту работу ему приходилось вести на свои средства. Помимо капитала, завещанного галерее Сергеем Третьяковым, Дума ежегодно отпускала на ее содержание 12 тыс. рублей и 5 тыс. рублей на покупку произведений. За одну картину Павел Михайлович порой платил по 10 тыс. рублей. При этом он видел свой долг в том, чтобы продолжать составление коллекции с прежней, если не с большей, тщательностью.

Т
М.М. Антокольский. Христианская мученица
ретьяков придавал большое значение чисто музейной работе, в частности, составлению первого каталога, и переживал вкравшиеся в него ошибки, неизбежные при первом опыте. В то время Николай Петрович Собко собирал материалы для биографического словаря русских художников. Хорошо понимая сложность работы по каталогизации огромного Третьяковского собрания, ученый немедленно откликнулся на составленный Павлом Михайловичем каталог, дал его оценку и совет на будущее.

По свидетельству Собко, Павел Михайлович стоял у истоков отечественного искусствознания, внеся серьезный научный вклад в наше знание о русских художниках и о времени написания ими тех или иных произведений. Эту же мысль высказал А.Н.Бенуа, отметив, что Третьяков «по натуре и по знаниям был ученый». Интересно, что и сам Павел Михайлович писал жене из Парижа еще в 1878 г.: «Для меня разумеется интересно в научном отношении пересматривать опять уже не раз виденные картины». Глубокое, «научное отношение» Третьякова к искусству подтверждалось всей его многогранной, долголетней деятельностью на этом поприще.

В

П.М. Третьяков. 1898 г.
ноябре 1898 г. у Павла Михайловича обострилась язва желудка. Скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладом. Утром 4 декабря он скончался. Его последними словами были: «Берегите галерею».

Третьякова похоронили на Даниловском кладбище, а в 1948 г. перенесли прах на Новодевичье кладбище.

В некрологе В.В. Стасов писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амураон тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

Каталог галереи, составленный Третьяковым незадолго до смерти и опубликованный в 1899 г., содержал уже 1635 живописных произведений.

Т
Арнольдо-Третьяковское училище. 1900-е гг.

ретьяков был известен как щедрый благотворитель. С 1869 г. он состоял членом Московского совета попечительства о бедных, принимал участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877–1878 гг.) войн. Он помогал Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, никогда не отказывал художникам и прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал деньги своему доброму советнику и консультанту И.Н. Крамскому, бескорыстно поддерживал В.Г. Худякова, К.А. Трутовского, М.К. Клодта и многим других. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания, был членом советов Московского коммерческого и Александровского коммерческого училищ, для которых учредил стипендии. В 1860 г. он  совместно с братом финансировал строительство, а затем в течение всей жизни содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице (на сто пятьдесят воспитанников – мальчиков и девочек). Он даже занимался подбором преподавателей для училища, хотя никогда этого не афишировал. В октябре 1867 г. его супруга Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. Посещая эти учебные заведения, Третьяковы в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам.


Неудивительно, что половину своих средств Павел Третьяков завещал на благотворительные цели – для устройства приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909 – 1912 гг. архитектором Курдюковым), раздачи рабочим и служащим своих предприятий, на финансирование галереи.

Рост и развитие Третьяковской галереи


По воле основателя коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти. С 1898 г. галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А. Серов, И.С. Остроухов А.П. Боткина (дочь и биограф П.М. Третьякова) и другие. В 1899 г. Совет постановил пополнять собрание, размещая новые поступления отдельно от основного фонда.

В 1904 г. Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников XVIII и первой половины XIX вв., а также произведений рубежа веков.

С 1910 по 1925 г. в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А. Морозова, среди которых были полотна Э. Мане, О. Ренуара, В. Ван Гога, Э. Мунка и др. Вместе с собранием С.М. Третьякова они составили раздел новой западной живописи.

В 1913 г. на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь, с 1917 по 1925 г. исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи. В 1913 – 1925 гг. Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Картины развешивались так, чтобы зритель, проходя по залам, последовательно знакомился с историей русского искусства.

3

И.Э. Грабарь

июня 1918 г. Третьяковская галерея была национализирована – объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» – и получила название Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Директором музея был назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 г. оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции ГТГ. В связи с общей перестройкой музейной системы галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства. В первое послереволюционное десятилетие шел процесс централизации памятников искусства в государственных хранилищах. Собрание ГТГ пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919 г. значительный приток произведений вынудил разделить музейные площади на экспозицию и запасник.

В 1925 г. произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), а в собрание Галереи влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С. Остроухова), Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников XVIII – XIX вв., а также произведения русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И. Прянишникова и К.Т. Солдатенкова. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова, в том числе картина «Явление Христа народу». Из Музея живописной культуры Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С
храм Св. Николая в Толмачах

1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией. В результате в собрании появились ве­ли­колепные коллекции художников, работавших на рубеже XIX и XX вв.: М.В. Не­сте­рова, К.А. Коровина, М.В. Добужинского, А.А. Осьмер­кина, А.В. Шев­чен­ко и др. В 1932 г. были построены три новых зала, соединивших основное здание ГТГ с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.


С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции. Как и другие музеи Москвы, ГТГ готовилась к эвакуации. Летом 1941 г. экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Лишь 17 мая 1945 г. ГТГ была вновь открыта в Москве.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства. Старые коллекции были доукомплектованы. Основными принципами комплектования коллекции были приобретение произведений крупнейших мастеров, в частности подготовительных работ (эскизов, этюдов) для полотен, уже находящихся в собрании галереи, приобретение произведений авторов, ранее не представленных в коллекции, в т.ч. малоизвестных художников, чье творчество имело значение для общего процесса развития русского искусства.

В
О. Кипренский. Портрет кн. Трубецкого
послевоенные годы (1952 – 1982) коллекция продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи XVIII в. К новым поступлениям этого периода относятся произведения Антропова, Левицкого, Боровиковского, Аргунова, Венецианова, лирические пейзажи Сильвестра Щедрина и «Портрет князя Н.П. Трубецкого» Кипренского, а также исключительно ценные картины мастеров первой половины XIX в. – Брюллова и Алексанра Иванова.

Тщательные исследования позволили открыть произведения пейзажиста И.А.Иванова, И.П. Якимова, А.А. Васильева, Ф.Г. Торопова, которые ранее либо приписывались другим мастерам, либо считались работами неизвестных авторов.

При собирании живописи второй половины XIX в. работники музея старались показать важнейшие поиски художников этого времени – создание большой тематической картины. Был значительно расширен круг подготовительных работ к известным полотнам художников, находящихся в коллекции ГТГ, прежде всего к картинам И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.Г. Перова и др. В послевоенные годы в Третьяковскую галерею поступили пейзажи А.К. Саврасова и И.И. Левитана. Одновременно Третьяковская галерея получила щедрые дары от коллекционеров, а т.ч. в 1977 г. собрание пополнилось переданной в дар коллекцией живописи и графики русского авангарда Г.Д.Костаки. Круг работ ведущих московских живописцев конца 1900 – 1910-х гг. существенно пополнился целыми группами картин А.В. Лентулова, А.В. Куприна, ранних работ Р.Р. Фалька, П.П. Конча­лов­ского. Ныне в коллекции находятся картины подвергшихся гонениям или неза­служенно забытых мастеров 1920 – 1930-х гг., а также работы художников андер­граунда 1950 – 1970-х гг. В 2001 г. в Галерею были переданы произведения, пред­став­ляющие новейшие течения в искусстве.


Сейчас собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тыс. экспонатов, в том числе свыше 50 тыс. произведений искусства XX в.

В 1985 г. Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском валу, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея со статусом Всесоюзного музейного объединения. В мае 2000 г. на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства XX в. (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке. В Объединение вошел также ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васне­цова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина. С 1989 г. начал формироваться Дом-музей Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионова. Частью ГТГ является Музей – храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит Инженерный корпус – здание для временных выставок.

В перспективе – планомерное развитие музея: создание в Лаврушинском переулке «квартала искусств», открытых запасников икон и Дома графики, которые будут располагаться в историко-архитектурных памятниках в непосредственной близости к основному зданию.

Об истории зданий ГТГ

Первоначально собрание размещалось в небольшом двухэтажном доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Быстрое пополнение коллекции побудило владельца задуматься о сооружении специального музейного здания. В 1872 – 1874 гг. к дому была добавлена первая пристройка по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволяло пускать в нее посторонних. По мере увеличения коллекции Павел Михайлович еще трижды расширял галерею. Так в старом замоскворецком переулке выросло одно из первых в России специализированных зданий для размещения художественного собрания. Главный фасад был сооружен в 1902 – 1904 гг. по проекту В.М. Васнецова. Основная часть музея до сих пор размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему.


Во время Великой Отечественной войны здание в Лаврушинском частично пострадало от бомбежки. В 1944 г., перед возвращением коллекций, встал вопрос о расширении музейных площадей. Еще в 1936 г. по проекту архитектора А.В. Щусева с северной стороны основного здания был построен двухэтажный корпус. Планировалась постройка аналогичного корпуса с южной стороны.

В
Инженерный корпус ГТГ
1982 г. было принято распоряжение правительства о ремонте и реконструкции ГТГ. Предполагалось сохранить исторические постройки, к которым с севера и юга добавлялись два новых здания для административных служб. В единый архитектурный ансамбль зданий ГТГ был включен храм Святителя Николая в Толмачах XVII в., который в 1997 г. стал отделом Третьяковской галереи, функционируя как музей-храм.

Строительство началось в 1983 г. В 1985 г. был сдан северный корпус, где расположились депозитарий и реставрационные мастерские. В 1989 г. был сооружен южный корпус (Инженерный), где были построены выставочные помещения, конференц-зал, а также разместились инженерные системы и службы. Реконструкция основного здания длилась с 1986 по 1995 г. Фасад, оформленный по проекту Васнецова, был сохранен и рестав­рирован. За реконструкцию Третья­ковской галереи архитекторы И.М. Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и др., а также директор музея народный художник Ю.К. Королев (посмертно) были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

Существуют проекты строительства нового здания на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, а также реконструкции здания на Крымском валу.

Литература из фондов ГУК «ЦБС №2 ВАО “Измайлово”»

П.М. Третьяков. Род Третьяковых


Анисов, Л. Третьяков [Текст] / Лев Анисов. – М.: ИнтерДиалект+: АМТ, 1998 (Келбер). – 335 с.: ил.

Аронов, А.А. Золотой век русского меценатства [Текст] / А.А. Аронов. – М.: МГУК, 1995 (Вузовская книга). – 114 с. – Лит.: с. 113.


Аронов, А.А. Павел Михайлович Третьяков (1832-1998) [Текст] / А.А. Аронов // Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. – М.: Издательство МГУК, 1995. – С. 78 – 92.

Боткина, А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве [Текст] / А.П. Боткина. – М.: Искусство, 1993. – 376 с., [64] л. ил. Автор – дочь П.М. Третьякова. Книга неоднократно переиздавалась. Данное издание восстанавливает авторский вариант текста. Оно обогащено большим количеством впервые опубликованных документов и иконографических фотоматериалов. Восстановлены сокращения и пропуски, значительно расширен комментарий.

Брук, Я. «Собрать русскую школу, как она есть…»: Государственной Третьяковской галерее исполнилось 150 лет [Текст] / Я. Брук // Наука и жизнь. – 2006. – №5. – С. 2 – 12: цв. ил.

Бурышкин, П.А. Москва купеческая [Текст] / Павел Афанасьевич Бурышкин. – М.: Высш. шк., 1991. – 351 с.: фот. Книга представляет жизнь российского купечества, в т.ч. рода Третьяковых, начиная со средневековья и до 1917 года.

Давыдова, Н. Почетные граждане Москвы [Текст] / Н. Давыдова // Московские новости. – 1996. – №11 (март). – С. 15; // Вечерняя Москва. – 1995. – 15 фев. – Градские вести // Ведомости Моск. Думы. – 1995. – №2. О почетных гражданах дореволюционной Москвы, в т.ч. о П.М. Третьякове.

Из славной династии меценатов: Сергей Михайлович Третьяков [Текст] // Библиотека. – 2004. – №2. – С. 65. О младшем брате П.М. Третьякова.

Кипнис, С.Е. Прогулки по Новодевичьему: Рассказы из “Записок некрополиста. Прогулки по Новодевичьему” [Текст] / С.Е. Кипнис; Предисл.: “Кто мы и откуда?” // Наука и жизнь. – 2002. – №7. – С. 44 – 49. О месте захоронения П.М. Третьякова.

Копылова, Н. Заявление коммерции советника П.М. Третьякова в московскую городскую Думу и его духовное завещание [Текст] / Н. Копылова // Московский журнал. – 1992. – №11 – 12. – С. 9 – 13.


Любартович, В. Александровское коммерческое училище в Москве: [1885-1918] [Текст] / В. Любартович // Московский журнал. – 1996. – №10. – С. 34 – 40. В состав попечительского совета Александровского коммерческого училища (открылось 05.10.1885) входили братья С.М. и П.М. Третьяковы.

Маркин, Э. Третьяков – автор Третьяковки [Текст] / Э. Маркин // Работница. – 2002. – №2. – С. 50 – 53. Павел Михайлович Третьяков – основатель Третьяковской галереи. Краткая биография.

Ненарокомова, И. Городской голова Сергей Михайлович Третьяков [Текст] / И. Ненарокомова // Наше наследие. – 1997. – №43-44. – С. 89 – 97. Сергей Михайлович Третьяков – московский городской голова, постоянный активный член и председатель Московского общества любителей художеств.

Ненарокомова, И. П.М. Третьяков и И.В. Цветаев // Панорама искусств. – Вып.9. – М.: Советский художник, 1986. – С. 259 – 271: портр. – Библиогр.: с. 271.

Ненарокомова, И. Хозяин особняка на Пречистенском бульваре // Панорама искусств. – Вып. 12. – М.: Советский художник, 1989. – С. 353 – 372: ил., портр. – Библиогр.: с. 371 – 372.

Писарьков, Л.Ф. Городские головы Москвы (1863-1917) [Текст] / Л.Ф. Писарьков // Отечественная история. – 1997. – №2. – С. 3 – 19. – Библиогр.: с. 17 – 19. Включает очерк-характеристику С.М. Третьякова, который был московским городским головой в 1877 – 1881 гг.

Письма художников П.М. Третьякову. 1856 – 1869. – М.: Искусство, 1960. – 370, [1] с.: портр.

Письма художников П.М. Третьякову. 1870 – 1879. – М.: Искусство, 1968. – 558, [1] с.: портр.

Рябинин, Ю.В. Горсть песка с могилы блаженной Матроны [Текст] // Москва. – 2003. – №11. – С. 217 – 223: ил. Братья П.М. и С.М.Третьяковы ранее были захоронены на Даниловском кладбище.

Рябинин, Ю.В. Посмертное “путешествие” семьи Третьяковых [Текст] / Ю. В. Рябинин // Московский журнал. – 2004. – №6. – С. 58 – 59. История переноса праха братьев С.М. Третьякова, П.М. Третьякова и его жены Веры Николаевны с кладбища Даниловского монастыря на кладбище Новодевичьего монастыря.


Соловьев, В.М. Наша Россия: Учеб. пособие [Текст] / Владимир Михайлович Соловьев. – 212 с.: ил. О важнейших событиях отечественной истории, жизни и свершениях реальных исторических лиц, выдающихся памятниках российской культуры. Для детей младшего школьного возраста.

Чумаков, В. Кто художника кормит... [Текст] / В. Чумаков // Огонек. – 2003. – №30. – С. 60 – 63: фот. Деятельность Третьяковых в Москве.

Шумахов, Е.М. Сергей Михайлович Третьяков [Текст] / Е.М. Шумахов // Московский журнал. – 1997. – №10. – С. 2 – 9. Биографический очерк.

Третьяковская галерея

История


Государственная Третьяковская Галерея. История и коллекции: [Текст]. – М.: Искусство, 1986. – 444, [2] с.: ил.

Государственная Третьяковская Галерея: Очерки истории. 1856 – 1917 [Текст]. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – 351 с.: ил.

Махалов, Е. Из истории строительства и реконструкции Третьяковской галереи [Текст] / Е. Махалов // Наука и жизнь. – 1995. –№9. – С. 12 – 17, фото, рис., чертежи. – Библиогр.: с. 17.

Музеи России [Текст] // Москвоведение. – 2001. – №4. – С. 12 – 13. Страницы истории Третьяковской галереи.

Нечипоренко, Ю. Визуальное ядро русской культуры [Текст] / Ю. Нечипоренко // Москва. – 1996. – №9. – С. 166 – 170. Третьяковка старая и новая.

Чегодаева, М. XX век в Третьяковке [Текст] / М. Чегодаева // Независимая газета. – 1999. – 2 февр. – С. 7.

Современное состояние и проекты


Брук, Я. Сквозная нумерация [Текст] / Я. Брук // Независимая газета. – 1997. – 10 июля. – С. 5. Руководитель проекта “Искусство XX века” рассказывает о новом грандиозном проекте Третьяковской галереи.

Лоевская, Г. Третьяковка должна быть возвращена Москве [Текст] / Г. Лоевская // Московская правда. – 2005. – 9 ноября. – С. 4. – (Московское собрание). Обращение к президенту Российской Федерации В. Путину с просьбой о возвращении исторической части коллекции Государственной Третьяковской галереи в собственность столицы.


Мокроусов, А. Искусство показывать старое [Текст] / А. Мокроусов // Новое время. – 1999. – №5. – С. 42. Об открытии новых залов Третьяковской галереи.

Третьяковка в Миннеаполисе [Текст] // Мир музея. – 2005. – №10. – С. 35. – ил. О выставке "В традициях русского искусства. Историческая коллекция русской живописи ХХ века", открывшейся в Миннеаполисе (США, штат Миннесота).

Чепурнова, А. Без Третьяковки никуда [Текст] / А. Чепурнова // Вечерняя Москва. – 2005. – 23 декабря. – С. 9. В мае 2006 года Третьяковской галерее исполнится 150 лет. Как будет отмечено это событие?

Собрания, экспозиция, выставки


Васильева, Ж. Встреча незнакомцев [Текст] / Ж. Васильева // Итоги. – 2005. – №28. – С. 72. – ил. Выставка графики М.Врубеля и В.Борисова-Мусатова в Третьяковской галерее.

Васильева, Ж. “Древо жизни” росло 30 лет, но посадить в Москве его, похоже, негде [Текст] / Ж. Васильева // Литературная газета. – 1999. – 19 мая. – С. 11. Открытие выставки иллюстраций Э.Неизвестного к “Книге Иова” в Третьяковской галерее.

Ватолина, Н.Н. Прогулка по Третьяковской галерее: Русский и советский портрет. Образы эпохи [Текст] / Н.Н. Ватолина. – М.: Советский художник, 1983. – 255 с.: ил.

Володарский, В.М. Государственная Третьяковская галерея [Текст] / сост. В.М. Володарский, И.М. Гофман, А.П. Гусарова, Л.И. Иовлева, И.А. Либерфорт, М.А. Немировская, М.А. Реформатская, Н.Б. Салько, М.М. Эпштейн. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 155, [15] с.: ил.

Востриков, Н. Семейный архив [Текст] / Н. Востриков // Знамя. – 2002. – №2. – С. 234 – 236. Рецензия на выставку Виктора Попков (1932-1974). Живопись и графика из собраний Третьяковской галереи и семьи художника. Государственная Третьяковская Галерея, июнь – сентябрь 2001.

Государственная Третьяковская Галерея: Альбом на англ.яз. [Текст] / Авт. вступ. ст. и сост. В.М. Володарский. – Л.: Аврора, 1981. – 190 с.: ил.


Государственная Третьяковская Галерея: краткий путеводитель. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 166 с.: ил.

Добужинский, М.В. 1875 – 1975 [Текст]: каталог выставки / авт. вступ. ст. А.П. Гусарова; сост. каталога: А.П. Гусаров, Ю.М. Забродина, Н.А. Сеньковская. – М.: Сов. художник, 1975. – 151 с.: ил. – Список музеев, предоставивших произведения на выставку: с. 150. Каталог выставки в Третьяковской галерее, на которой была представлена русская живопись XIXXX вв. Содержит краткие биографии художников.

Епатко, Ю. Неизвестный в дворянском мундире [Текст] / Ю. Епатко // Нева. – 2000. – №1. – С. 233 – 235. Атрибуция миниатюрного портрета конца XVIII в. из собрания Третьяковской галереи.

Зайцева, Е. Ангелы и демоны: Сумеречный мир в залах Третьяковки [Текст] / Е. Зайцева // Новое время. – 1998. – №12. – С. 42. Работы М. Врубеля и В. Сури­кова в собраниях Третьяковской галереи.

Зайцева, Е. Катание красного коня: В Третьяковской галерее создается новая экспозиция искусства 20 века [Текст] / Е. Зайцева // Новое время. – 1997. – №29. – С. 42.

Королев, Ю.К. Государственная Третьяковская галерея [Изоматериал] / сост. Ю.К. Королев. – 99 л. ил.

Кутина, И. Из небытия – в Третьяковскую галерею [Текст] / И. Кутина // Московская правда. – 2003. – 17 октября. – С. 3. Художник Владимир Тимирев был расстрелян 28 мая 1938 года. Теперь его картины украшают Третьяковскую галерею.

Мавлевич, Н. Любовное послание Марка Шагала: [Ретроспективная выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее] / Мавлевич Наталья // Семья и школа. – 2005. – №4. – С. 26 – 29.

Молок, Н. Дружила, веселилась, любила, тусовалась [Текст] / Н. Молок // Известия. – 2004. – 16 октября. – С. 7. Об открытии в Инженерном корпусе Третьяковской галереи выставки Марии Воробьевой-Стебельской, известной под псевдонимом Маревна (1892-1984).


Савосин, Д. Демон с любовью к вещам [Текст] / Д. Савосин // Вечерняя Москва. – 2005. – 16 сентября. – С. 9; Известия. – 2005. – 13 сент. – С. 13; Независимая газета. – 2005. – 16 сент. – С. 13. Выставка в Третьяковке на Крымском валу американского художника Энди Уорхола (поп-арт).

Сарабьянов, А.Д. Государственная Третьяковская галерея [Текст] / А.Д. Сарабьянов, В.А. Петров // Художественные сокровища музеев Москвы. – М.: Советский художник, 1978. – С. 34 – 81: ил.

Сидлин, М. Ёрник и христианка [Текст] / М. Сидлин // Независимая газета. – 1999. – 17 нояб. – С. 7. Выставка произведений художников Н. Гончаровой и М. Ларионова в Третьяковской галерее.

Сидлин, М. Иконы и хаос [Текст] / М. Сидлин // Независимая газета. – 1998. – 17 дек. – С. 7; 16 дек. – С. 2. В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась постоянная экспозиция “Искусство XX века”.

Сидлин, М. Новый Третьяков не явился [Текст] / М. Сидлин // Независимая газета. – 1999. – 19 мая. – С. 7. Выставка в Третьяковской галерее “Послевоенный русский авангард”.

Сидлин, М. Юродивый в музее: Выставка работ А.Зверева открыта в Третьяковской галерее [Текст] / М. Сидлин // Независимая газета. – 1999. – 10 сент. – С. 7.

Солодянкин, В. Выставка “Врата Сибири” [Текст] / В. Солодянкин // Мир музея. – 2005. – №1. – С. 38 – 39: ил. Об экспонатах выставки, прошедшей в Третьяковской галерее в рамках проекта “Золотая карта России”.

Толстая, Н. Работа над CD-ROM “Две столицы Федора Алексеева” [Текст] / Н. Толстая // Мир музея. – 2005. – №9. – С. 17. – ил. О различных этапах работы сотрудников Государственной Третьяковской галереи и ее результатах.

Толстой, А. Лучше поздно, чем никогда? [Текст] / А. Толстой // Московские новости. – 1997. – №16 (апр.). – С. 20. Собрание русского авангардного искусства Георгия Костаки (1912 – 1990), переданное в Третьяковскую галерею.


Усачева, С. Виды Венеции и Петербурга [Текст] / С. Усачева // Мир музея. – 2005. – №9. – С. 4 – 11: ил. О характерных особенностях и некоторых гипотезах, связаных с атрибуцией произведений Федора Алексеева (в рамках подготовки выставки “Федор Алексеев и его школа” в Государственной Третьяковской галерее).

Фомина, Н. XX век в рисунках детей [Текст] / Н. Фомина // Юный художник. – 2004. – №3. – С. 3 – 5. Об одноименной выставке детского рисунка в Государственной Третьяковской галерее (ноябрь – декабрь 2003 г.).

Третьяковка – детям


Маныгина, Н. Великая Отечественная война в произведениях живописи: (экскурсия по “Малой Третьяковке”) [Текст] / Н. Маныгина // Воспитание школьников. – 2004. – №10. – С. 26 – 29. Знакомство учащихся с картинами совет­ских художников, посвященными Великой Отечественной войне.

Мацкевич, М. Архип Куинджи: за тайнами солнечного и лунного света [Текст] / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С. 76 – 83: ил. Прогулка с дошкольниками по Третьяковской галерее.

Мацкевич, М. В гостях у волшебницы Осени, или Что такое пейзаж настроения [Текст] / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 106 – 112: ил. Музейно-педагогические занятия в Государственной Третьяковской галерее под названием “Времена года”.

Мацкевич, М. Первое знакомство с Третьяковкой: Старшиий дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 91 – 96: ил.

Мацкевич, М. “Там чудеса...”: Продолжаем наше заочное знакомство с ...Третьяковской галереей. Образы русских сказок, былин в картинах В.М.Васнецова и М.Врубеля [Текст] / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2. – С. 103 – 107: ил.

Мацкевич, М. Художник, влюбленный в море: Путешествие с художником Айвазовским / М. Мацкевич [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2003. – №7. – С. 92 – 101: ил.


Мацкевич, М. Художник-пейзажист: путешественник и странник: Сценарий занятия “Прогулки по Третьяковской галерее” [Текст] / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С. 72 – 80: ил.

Мирошник, В. Третьяковская галерея глазами детей [Текст] / В. Мирошник // Юный художник. – 2004. – №1. – С. 46. О занятиях детской изостудии “Третьяковская галерея”.


Самойлова Н.А.

К 150-летию Государственной Третьяковской галереи [Текст] / ГУК «ЦБС №2 “Измайлово”». Информационно-библиографический отдел. — М., 2006. — 24 с.: ил.