litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5

Дадатак 7

да Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь

Прыкладны аб’ём пісьмовага выказвання па вучэбным прадмеце ”Замежная мова“

Клас

Кантроль уменняў пісьмовага маўлення па вучэбным прадмеце ”Замежная мова“

Прыкладны аб’ём пісьмовага выказвання

Агульна-адукацыйная ўстанова

Гімназія

Ліцэй

III

-

-

-

IV

20 слоў

-

-

V

30 слоў

40 слоў

-

VI

45 слоў

60 слоў

-

VII

60 слоў

80 слоў

-

VIII

75 слоў

100 слоў

-


IXIX’)

90 слоў

130 слоў

-









філалагічны накірунак

фізіка-матэмат., хіміка-біялагіч., грамадазнаўчы накірункі

фізіка-матэматычны накірунак

хіміка-біялагічны накірунак

грамадазнаўчы накірунак

філалагічны накірунак

X

100

150

140

110

110

110

120

XI(XI’)

110

170

160

120

120

120

130

Дадатак 8

да Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь

Аб’ём навучальнага і экзаменацыйнага рэфератаў, узор іх афармлення

Класы

Аб’ём рэферата пры камп’ютэрным наборы

Аб’ём рэферата прынапісанні ад рукі

ІХ (IX’)


8-10 старонак

10-12 старонак

Х

12-14 старонак

14-15 старонак

ХІ (XI’)

15-17 старонак

17-19 старонак

Экзаменацыйны рэферат

15-17 старонак

17-19 старонак

Узор афармлення рэферата:

Тытульны ліст

Назва агульнаадукацыйнай установы

Назва рэферата

Выканаў(ла)

Прозвішча, імя, імя па бацьку

вучань(іца)___ класа

Месца знаходжання агульнаадукацыйнай установы, год напісання рэферата

Змест(апошняя старонка)

Уводзіны

Асноўная частка

Назва главы

Назва раздзела

Назва падраздзела

Назва главы

Назва раздзела

Назва падраздзела

Заключэнне

Спіс літаратуры

Дадаткі


 Методическая копилка 

Вопросы преподавания стереометрии

в средней школе

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. “Не знающий геометрии не выпускается из школы”. Под этим принципом подразумевается не столько совокупность специальных геометрических знаний, предусмотренных программой, сколько тот ничем пока не заменимый эффект, который имеет для развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.

Развитие логики и развитие интуиции (геометрической в том числе) – две важнейшие функции геометрического образования. Геометрия, как пожалуй никакой другой предмет, способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете переплетаются наиболее тесно. Принципиальным тормозом в деле геометрического образования является установившееся за многие годы положение курса геометрии в школе. Оно состоит в том, что в школе геометрия изучается начиная только с 7 класса и только в рамках систематического курса. При этом полностью отсутствует изучение наглядной геометрии. И нет убедительных причин, объясняющих, почему геометрия получила в школе именно такой статус.


К сожалению, школьный учебник возбудить интерес к предмету не в состоянии. Требования к систематическому изложению накладывают свой отпечаток на изложение материала. Ученик, как только он открывает учебную книгу по геометрии, неизбежно ощущает разрыв между его личным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. И это испытание разочарованием от первой встречи со школьной геометрией для многих определяет их дальнейшее отношение к предмету.

Выход из этой ситуации состоит в том, что наряду с систематическим курсом геометрии в среднем звене целесообразно совместное изучение планиметрии и стереометрии. Не торопясь, безо всяких доказательств существования тех или иных геометрических фигур можно знакомить учеников на моделях и их изображениях с разными телами, их свойствами, считать расстояния, углы, сравнивать треугольники, не лежащие в одной плоскости. Тогда к концу 9 класса ученики имеют достаточный запас наглядных представлений пространственных фигур и некоторый опыт в решении стереометрических задач. И совершенно естественно в начале 10 класса из знания из стереометрии были бы организованы на основе системы аксиом. В конце концов, геометрическая деятельность ученика не сводится только к познанию науки. Реальные объекты стереометрии окружают его со всех сторон. Как- то странно при обучении геометрии делать вид, что всего этого вроде бы не существует, и весьма искусственно задерживать его внимание только на планиметрии. Не трудно ли элементы стереометрии вводить до 10 класса? Опыт показывает, что задачи по стереометрии, для решения которых уже есть необходимые сведения из планиметрии, особых трудностей не вызывают. Дети видят на рисунке и тетраэдр, и его грани, и его ребра, и разные в нем отрезки.

Проблема взаимосвязанного изучения элементов планиметрии и стереометрии изучалась многими поколениями учителей и методистов. Своими корнями она уходит в седую древность. Так, уже Абу-Али ибн Сина объединяет в своих трудах основы планиметрии и стереометрии.


Чем же привлекательно для современной школы взаимосвязанное изучение определенных разделов математики? Дело в том, что при таком изучении учащиеся легче усваивают связь между этими разделами; при раздельном же изучении установление такой связи в мышлении представляет собой сложную, порой недостигаемую задачу. Необходимо решать вопрос о связи планиметрии и стереометрии так, как решает его сама жизнь: “В жизни мы всегда имеем “планиметрию в пространстве”, т.е. планиметрические фигуры, расположенные тем или иным образом в пространстве. (Это, конечно, не означает, что мы не можем их мыслить для простоты и удобства изучения лежащими в одной плоскости и рассматривать их в действительном, т.е. неискаженном виде)”.

Первой стадией познания геометрических форм является непосредственное восприятие их, поэтому необходимо, чтобы в нем принимали участие не только глаза; дети должны лепить и рисовать, измерять и клеить, накладывать и разрезать. Второй стадией процесса познания геометрической формы является возникновение в детском сознании геометрических образов. Внимание и интерес у детей могут поддерживаться только в случае, когда курс будет согласован с особенностями детской природы – деятельной и творческой.

Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, как известно, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе. Можно, например, изучая треугольник в 7 классе, ограничиться выполнением рисунка на доске. А можно, кроме этого, попросить учащихся отыскать треугольники у пирамиды, куба и т.п., указать углы этих треугольников, медианы, биссектрисы, высоты, изготовить дома соответствующие модели.

К окончанию 6 класса учащиеся знакомятся со многими названиями фигур, которые изучает геометрия: окружность, прямоугольник, многоугольник, треугольник, параллелепипед, шар, цилиндр и др. с некоторыми из указанных названий у учащихся ассоциируются пространственные формы. Полученные знания не следует предавать забвению. На каждом уроке нужно искать и устанавливать связи между понятиями планиметрии, пространственными геометрическими фигурами и предметами окружающей действительности. При изучении основных понятий планиметрии полезно использовать каркасные модели многогранников, известных учащимся из курса математики прошлых лет. Изучая в 7 классе тему “Точка и прямая”, можно не ограничиваться изображениями их на доске, а принести на урок конус, пирамиду, параллелепипед, показать их вершины – “точки”, сказать, что моделью прямой линии можно считать спицу, карандаш, показать возможные случаи расположения прямой линии по отношению к плоскости доски и стола. На втором уроке, отведенном для изучения свойства: “Две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются в одной точке”, можно попросить ребят подумать над вопросом: “Как могут быть расположены две прямые в пространстве?” Интуитивно они обнаружат случаи, когда две прямые пересекаются и укладываются в плоскости доски, две прямые не пересекаются и укладываются в плоскости доски, две прямые не пересекаются и не укладываются в плоскости доски. О последнем случае можно сказать, что он не относится к планиметрии и будет рассмотрен в старших классах.


При рассмотрении темы “Четырехугольники” полезно попросить учащихся показать различные четырехугольники на моделях параллелепипеда, пирамиды, усеченной пирамиды, куба, призмы, попросить показать противоположные вершины и стороны многоугольников. Частные виды четырехугольников (параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция) можно указать на моделях большинства многогранников. Помимо решения задач планиметрии такие упражнения “прокладывают мостик” от планиметрии к стереометрии и учат видеть зависимости между элементами пространственных фигур.

Можно привести множество других примеров изучения элементов стереометрии на уроках планиметрии. Но во всех этих случаях необходимы модели стереометрических фигур.

Модели могут быть рабочими, изготовленными тотчас из предметов, которые есть на уроке. Например, легко моделировать пару прямых в пространстве, прямую и плоскость, пару плоскостей, цилиндрическую и коническую поверхность. Для этого достаточно иметь листы бумаги и карандаши. Нужно постоянно содействовать тому, чтобы каждый ученик умел быстро изготовить модель: либо для выяснения геометрической ситуации, либо по условию задачи или теоремы. Важно советовать ребятам моделировать дома известные и новые геометрические факты, и интересоваться, следуют ли они этим советам. Учащимся, пространственное представление которых поддается развитию медленно, полезно давать специальные задания по изготовлению моделей для использования их на очередном уроке. Дети с большим желанием изготовляют каркасные модели многогранников, модели из картона, причем нужно давать задание – равные грани сделать из картона одного цвета, неравные – из бумаги разного цвета. Налицо анализ (какие грани равны?) и синтез (из отдельных граней собирается целое).

Учащиеся, с которыми такая работа ведется систематически, показывают лучшие результаты, они лучше читают чертеж, лучше изображают пространственные фигуры. Эти дети лучше подготовлены к изучению курса стереометрии 10-11 классов.


 Педагогические технологии 

Использование элементов новых педагогических

технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках литературы

в старших классах

В школе происходят перемены. Но они коснулись не столько учителя, сколько ученика. Если мы попытаемся оглядеться, то увидим, что в современных условиях человеку помогают адаптироваться не столько сумма знаний, сколько способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, способность видеть реальное и перспективное применение полученных знаний.

Следовательно, учителю необходимо вырабатывать свои приёмы и навыки учения в новых условиях(это является целью моей работы), то есть создавать стимулы, которые лежат в самом процессе учения. Но результат учения равен произведению способностей на старательность. Чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них чувство успеха, движения вперёд. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально – описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально – действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.


Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике . Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся относятся игровые технологии, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, проблемное обучение.

1. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Учебно-познавательная игра - современный и признанный метод обучения, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Включение в урок учебно-познавательных игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает внимание, преодолевает пассивность учеников, воспитывает организованность, ответственность, вырабатывает речевые умения и навыки.


Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

На схеме, приведённой ниже, представлена упрощённая классификация педагогических игр.

Можно использовать игровую методику драматизации. Эта методика позволяет в процессе изучения драматургических произведений на уроках литературы лучше прочувствовать идею и пафос произведения, «окунуться» в атмосферу эпохи, понять мысли и чувства автора-драматурга, осознать его индивидуальную манеру. Безусловно, любая игра должна иметь свою устойчивую форму. Не исключением является и урок-театр(такое условное название получил урок с использованием методики драматизации).

После выступления теоретиков с заранее подготовленными докладами по теме урока ученики показывают инсценировку выбранного отрывка изучаемого драматического произведения. Далее каждая творческая группа делает устный отчёт о проделанной работе:

режиссёры знакомят зрителей с собственной трактовкой данного произведения и влиянии её на постановочный процесс;

актёры характеризуют воплощённые ими на сцене образы героев пьесы;

музыкальные оформители называют авторов и исполнителей подобранных музыкальных фрагментов и характеризуют их соответствие замыслу постановки;

художники объясняют символику, использованную при создании афишы к спектаклю.

Завершает урок написание отзыва об увиденном по предложенным примерным вопросам

2. Сегодня под «проблемным обучением» понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.


Элементы проблемного обучения при использовании метода проектов и метода эвристического исследования:

а). Метод проектов. Смысл этого метода в том, что школьники индивидуально или по группам за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную или другую проблему. Можно задать вопрос: «А все ли проекты носят проблемный характер?» Подбирайте для своих учеников темы, формулировка которых уже заставляет ребёнка задуматься.

Одним из приёмов проектной деятельности учащихся, используемых на уроках литературы, можно считать создание коллажа. Этот вид изобразительного искусства использовали в своём творчестве художники-авангардисты и художники-декораторы. Он заключается в наклеивании на какую-то основу композиции из кусочков ткани, произвольных вырезок, картинок, объявлений, реклам из газет. Цель данного приёма – из отдельных на первый взгляд несвязанных отрывков и кусочков создать целостную картину, выражающую какую-то мысль, идею. Ниже представлены образцы коллажей к роману И.А.Гончарова «Обломов».

б). Метод эвристического исследования. Этот метод способствует интенсификации деятельности учащихся. Выбирается объект исследования – природный, культурологический, словесный или иной. Учащиеся заранее выбирают темы для исследования, которые предлагает учитель, иногда учащиеся дополняют их и предлагают свои. Работа ведётся в группах или в парах. Учащиеся подбирают произведения, изучают его, делают свои выводы, используют критическую и справочную литературу, обсуждают и оформляют свои исследования.

Например, работая с учениками над романом Л.Н.Толстого «Война и мир»(по программе О.Ю.Юрьевой), мы пришли к выводу, что опорным символом произведения является шар-глобус из сна Пьера Безухова. Шар-это универсум, определяющий и подчиняющий всё сущее, всё живое, всё бытие человека. Эта символика отражена в кольцевой композиции романа. Жизнь человека, как полагает Толстой, тоже не может развиваться и двигаться по прямой линии. Это движение по кругу; заканчивается один круг и начинается другой. Ученикам было предложено построить схемы кругов жизни героев, учитывая нисходящую(эгоистическую) и восходящую(стремление к духовному самосовершенствованию) спирали жизненного пути.


3.Опорные схемы-конспекты. Опорные конспекты(ОК) являются вторичными текстами, так как в них в краткой форме передаются основные сведения текстов исходных. При этом могут использоваться различные сокращения, знаки, символы, графические выделения. Для того чтобы сформировать у детей умение быстро ориентироваться в ОК, используются различные приёмы: озвучивание ОК в парах и в виде индивидуальных ответов перед классом, лингвистическая викторина, игра «Кто быстрее назовёт?»; выбор каждого из указанных приёмов зависит от теоретического материала, зашифрованного в ОК. Ниже представлена ОСК заключительного этапа урока «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», рассказывающая ещё об одной версии гибели поэта.

В старшей школе трудно определить какая технология, какой метод должен преобладать: всё будет зависеть от типа урока, от места в системе уроков, от целей и задач урока, от его содержания. Но каждый учитель должен стремиться найти такие приёмы, виды работы, которые дадут ученику уверенность в том, что он добьётся успеха, научат его учиться, помогут ему реализовать себя, раскрепостят ученика, что позволит ему поверить в свои силы, а значит и поможет учиться без принуждения.

учитель русского языка и литературы Трошин Андрей Сергеевич

 Я иду на урок 



<< предыдущая страница   следующая страница >>