litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5



 Молодому специалисту 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ

Образовательные задачи:

Воспитательные задачи:

Задачи развития учащихся:

Мотивационное обеспечение урока:

  • проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на преды­дущих уроках... обеспечить усвоение следующих основных задач...

  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) сле­дующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу...

  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) сле­дующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока...




  • содействовать в ходе урока формированию следующих миро­воззренческих понятий (например, «причинно-следственная» связь, «познаваемость мира и природы», «развитие природы» и др.);

  • в целях решения трудового воспитания... осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интерна­ционализм, гуманизм, толерантность, этические нормы пове­дения...

  • для решения задач эстетического воспитания...

  • в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утом­ления...

  • формирование экологического воспитания...

  • опираясь на решение воспитательных задач, формировать у учащихся общечеловеческое мировоззрение
  • в целях решения задач развития у учащихся умений выде­лять главное, существенное в изучаемом материале (напри­мер, составлять схему, план, формулировать выводы или контрольные вопросы), формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия...


  • для решения задачи развития у школьников самостоятельно­сти мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока...

  • обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся:

  • обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи учащихся в ходе решения образовательных задач;

  • усиливать коммуникативные функции речи в ходе реше­ния образовательных задач.

  • формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции...

  • развивать воображение, память, внимание учащихся...

  • развивать у учащихся ориентирование в пространстве и вре­мени...

  • развивать тонкость чувства цвета, света...

  • формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоцио­нальных переживаний...

  • в целях развития интеллектуальных способностей, мысли­тельных умений, переноса знаний в новые ситуации.

три вида мотивации:

1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, по­хвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к работе на уроке, дома и т.д.

2. Прагматическую: усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении спе­циальности и т.д.

3. Содержательную: при работе с сильными и одаренными учащимися). Учится потому, что нравится учиться. Применение знаний I нестандартных ситуациях, познавательные споры, введение уча­щихся в проблемные ситуации или парадоксальные демонстрации.

  • постоянно стимулировать и мотивировать положительное от­ношение школьников к учению через:

а) работу в зоне ближайшего развития;

б) создание ситуации успеха;

в) обеспечение психического и физического здоровья учащихся на уроке, гигиены труда;


  • стимулировать мотивацию учения через удовлетворение по­требностей учащихся в общении и сотрудничестве с учите­лями и одноклассниками, через деловое сотрудничество (ра­бота в парах, группах и т.д.);

  • способствовать развитию как сильных, так и слабых, сохра­нять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию;

  • стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.




При построении урока необходимо учитывать

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

В начале урока необходимо предусмотреть:

1. Психологический тренинг для создания психологического на­строя детей на работу.

2. Интеллектуальную разминку:


  • через психологический тренинг стремиться снять напряже­ние, включить детей в работу;

  • для обеспечения добрых, доверительных, насыщенных по­ложительными эмоциями отношений между учителем и уче­ником;

  • для создания психологической совместимости и сопережива­ния в коллективе учащихся, поднятия авторитета отдельных учащихся.

Далее в ходе урока необходимо:

  • вовлечь в сферу учения не только интеллект школьника, но и эмоции и другие стороны личности, ее духовные потребно­сти, стремление познавать через интенсивную работу мысли вызвать чувства удовле­творения, успеха и стремление довести работу до конца;

  • придать эмоциональную окраску умственной работе, обладаю­щей созидательной силой; от сомнений, неуверенности привес­ти к убеждениям, от разочарования - к радости познания;

  • вызвать чувства успеха и удовлетворенности через преодо­ление трудностей в интеллектуальной деятельности;
  • работая в зоне ближайшего развития, осуществлять индиви­дуальный подход с учетом уровня подготовленности и осо­бенностей личности (работоспособности, внимания);


  • раскрыть и использовать субъективный опыт каждого учени­ка, помочь становлению личностнозначимых способов позна­ния путем организации познавательной деятельности;

  • вывести личность каждого ученика в режим развития, побу­дить инстинкт познания, самосовершенствования;

  • находить для каждого ученика нужные слова, создать ситуа­цию успеха, поднять авторитет среди товарищей;

  • через анализ работ давать настрой- на аккуратное выполне­ние, вселять уверенность у учеников в собственных силах, заложить ситуацию успеха для каждого ребенка;

  • воспитывать у ученика чувство собственного достоинства и отношение к себе как личности;

  • поддерживать инициативу ученика в нужном направлении;

  • вызывать в ученике определенные творческие усилия: изла­гать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге, рефлексировать свои действия, способствовать деловому общению с оппонентом;

  • организовать, направить, поддержать диалог (полилог);

  • вывести личность ученика в режим развития;

  • воспитывать внимание, веру в свои силы, стремление к са­мостоятельной деятельности;

  • делать урок эмоционально ярким;

  • организовать работу детей по оценке собственной деятель­ности на уроке с позиции целевой установки;

  • опираясь на ранее полученные знания, работая в зоне бли­жайшего развития, вывести учащихся на 2-й уровень усвое­ния, часть учащихся - на 3-й уровень усвоения, добиться качественного усвоения темы. (1-й уровень усвоения - воспро­изведение знаний; 2-й уровень усвоения - применение зна­ний по образцу, по аналогии; 3-й уровень усвоения - творче­ское применение знаний в новых ситуациях);

  • развивать самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности в учении, аккуратность;
  • содействовать правильной оценке своих возможностей;


  • пробуждать и закреплять стремление к самосовершенство­ванию;

  • выявлять и обеспечивать развитие способных учеников;

  • формировать умение и желание учиться, приобретать необ­ходимые умения и навыки учебной деятельности;

  • создавать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; и т.д.

Можно применять три типа дидактических отношений:

1-й тип - «учитель-ученик», 2-й тип - «ученик-ученик», 3-й тип -«ученик-учебный материал».

Необходимо соблюдать следующие дидактические прин­ципы:

1. Обучение на высоком уровне трудности, включение в исследовательско -поисковую деятельность, предусматривающую активную работу мысли, без которой не может быть развития.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками истоков знаний, как с обще­человеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения.

4. Признание индивидуальных различий между детьми с учетом изучения способностей школьников.

5. Изучение пробелов в знаниях и поиск путей их устранения.

6. Стремление подтягивать слабого до уровня среднего, средне­го - до уровня сильного и т.д.

Готовясь к уроку, необходимо прогнозировать ожидаемые ре­зультаты и предполагаемые риски.

Приведем пример из самоанализа урока учителя иностранного языка.____________________

Ожидаемые результаты

Предполагаемые риски

1. Класс активен, каждый ученик включен в работу.

2. Отсутствуют комплексы при ролевой игре.

3. Высокая организация труда при индивиду­альной работе и работе в парах.


4. Правильно употреблены изученные грамматические структуры в речи. И т.д.


1. Me активны, мало инициативны.

2. Комплексуют при проведении роле­вых игр. Говорят тихо, невыразительно.

3. Неудовлетворительная дисциплина.

4. Грубые ошибки в грамматике и лек­сике. И т.д

ОПОРА для формулирования целей при посещении урока

Направления:

1. Сохранение психического и физического здоровья детей:

  • обеспечение поддержания и укрепления психического здоро­вья детей при работе на уроке;

  • обеспечение поддержания благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе;

  • учет учителем психосберегающих факторов при построении уроков;

  • привитие потребности в физическом развитии детей;

  • распределение времени и гигиенический режим труда учите­ля на уроке;

  • обеспечение поддержания и укрепления психического и фи­зического здоровья детей на уроке;

  • чередование видов деятельности труда и отдыха детей на уроке;

  • использование способов повышения работоспособности учащихся на уроке.

2. Взаимоотношения «учитель-ученик»:

  • умение использовать каналы косвенных воздействий для снятия напряженности во взаимоотношениях;

  • искусство выбора методов педагогического воздействия;

  • характер взаимодействия учителя и учеников при реализации триединой дидактической цели;

  • формирование учителем гуманных отношений на уроке;

  • выбор учителем эффективных средств для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели;

  • создание социально-психологических механизмов общения учителя с учащимися;
  • гуманизация отношений в коллективе учащихся: создание педагогом условий для раскрепощения личности ребенка, выражения ею потенциальных возможностей, творчества и инициативы;


  • искусство выбора методов педагогического воздействия;

  • пути к выработке положительных эмоций в процессе учебно­го труда;

  • владение учителем методами контроля;

  • ученики и учитель: взаимопонимание - взаимодействие - со­трудничество.

Коммуникативные умения учителя:

  • оказывать внушающее воздействие на учащихся;

  • вооружать методом достижения целей и внушать уверен­ность в успехе;

  • проявлять требовательность и справедливость во взаимоот­ношениях с сильными, средними и слабыми учениками;

  • использовать каналы косвенных воздействий для снятия на­пряженности во взаимоотношениях;

  • предотвращать и разрешать конфликты:

• подходить к явлениям, событиям окружающей жизни с точки зрения ученика;

• изменять точку зрения ученика, его позицию путем рас­крытия перед ним подлинных ценностей и целей, аргумен­тируя их значимость реальными фактами (не задевая са­молюбия ученика);

• преодолевать чувство личной неприязни к учащемуся в поисках справедливого решения проблемы.

3. Признаки, характерные для полноценного урока:

  • развитие навыков труда, мышления, способности и умения применять знания на практике;

  • опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, по использованию ранее усвоенных знаний и уме­ний в новой ситуации;

  • развитие способностей и воображения учащихся (репродук­тивное, творческое, фантастическое и т.д.);

  • развитие творческого воображения на уроке, способность учителя побуждать учащихся к поиску, выдвижению гипотез, представлений, собственным объяснениям событий, к ма­леньким открытиям, учить фантазировать;

  • умение учителя развивать мышление и речь учащихся на уроке;
  • умение учителя обучать проникновению в сущность факта, явления, предмета; вычленять его главные, самые сущест­венные качества, признаки, понимать закономерности, пред­видеть ход событий;


  • умение учителя обучать делать умозаключения: дедуктивные (из общего вытекает частное), индуктивные (из частных фак­торов следует общий вывод); S виды работ, применяемые учителем для обучения школьни­ков методам познавательной деятельности на уроке;

  • способы опроса учащихся на уроке;

  • нестандартный урок как активизирующий познавательную дея­тельность всех учащихся, повышающий интерес к знаниям;

  • формы, методы, приемы, применяемые учителем при моти­вации обучения;

  • творческая деятельность учащихся на уроке; формы, методы;

  • стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке;

  • целенаправленная деятельность на уроке по достижению учебно-воспитательных задач через постановку триединой дидактической цели;

  • степень влияния целевой ориентации на качество урока;

  • работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

  • работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружение учащихся способами познавательной деятель­ности;

  • уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

  • вооружение учеников техникой учебной работы, создание си­туации успеха в учении;

  • развитие речи учащихся, обогащение ее словарного запаса, усиление коммуникативности, развитие выразительных свойств языка при обучении иностранному языку;

  • методы обучения, используемые учителем в развитии интел­лектуальной сферы ребенка.

  • действенность этих методов;

  • формы организации познавательной деятельности учащихся

  • в процессе обучения;

  • место самостоятельной познавательной деятельности школьников в обучении различным предметам; формы организации познавательной деятельности на уроке их взаимодействие с методами;
  • организация коллективно-распределительной деятельность учеников на уроке, построенном на основе концепции развивающего обучения;


  • влияние взаимодействия компонентов системы развивающего обучения на усвоение содержания учебного материал»! 'учащимися;

  • связи методов обучения с коллективно-распределительной деятельностью. Использование диалога как основной формы работы при изучении иностранного языка;

  • уровень педагогического мастерства учителя и эффективно­сти использования коллективной распределительной дея­тельности;

  • организация самостоятельной работы учащихся на уроке как важнейшего средства сознательного усвоения и закрепления материала;

  • формы и методы работы, применяемые учителем для разви­тия самостоятельности и активности детей (обобщение опы­та работы в этом направлении);

  • формирование учителем устойчивой мотивации познания у детей;

  • получение учениками системы знаний, обосновывающих глу­бокую связь предмета с жизнью;

  • формирование учителем у школьников стремления к само­обучению, самовоспитанию, саморазвитию;

  • владение учителем приемами создания проблемных ситуа­ций, радости успеха, познавательного интереса;

  • приемы и средства, применяемые учителем для вовлечения воспитанников в творческую деятельность;

  • создание на уроке учителем условий для самовыражения личности школьника (творчества, инициативы) и ее познава­тельной активности;

  • умение учителя оптимизировать учебно-воспитательный процесс: избирать оптимальные решения, методы, приемы и способы взаимодействия;

  • реализация взаимосвязи между целью, методом обучения и характером познавательной деятельности учащихся;

  • средства, применяемые учителем для стимулирования уче­ния школьников;

  • эффективность воздействия урока на умственное развитие учеников;
  • умение учителя владеть внешней речью (диалогической, мо­нологической). Учить учеников искусству отвечать, трениро­вать их речь, разбирать, анализировать и комментировать их выступления;


  • умение учителя развивать способности ученика, самостоятель­ность, творческие возможности, оригинальность мышления;

  • совершенствование мастерства управлять учебно-познава­тельной деятельностью учащихся в процессе обучения; S методы, формы, приемы работы с учебником;

  • установление межпредметных связей;

  • выполнение регионального компонента;

  • использование дидактического материала и оборудования

  • кабинета на уроке;

  • формирование у учащихся навыков самоконтроля.

4. Воспитание учащихся:

  • воспитание нравственной чистоты и убежденности, обеспе­чивающих выбор благородных целей и гуманных путей для их осуществления;

  • индивидуальный подход учителя при привитии трудовых на­выков на уроках трудового обучения;

  • соответствие методов обучения задачам воспитания;

  • работа учителя по формированию социально адаптирован­ной личности;

  • воспитание детей с учетом индивидуальных отличий;

  • закладка фундамента нравственного воспитания;

  • формирование положительных черт характера: обязательно­сти, трудолюбия, доброты, уважения к коллективу, стремле­ния к взаимопомощи;

  • осуществление художественно-эстетического развития на уроках (изобразительного искусства, трудового обучения, му­зыки и т.д.);

  • воспитание чувства патриотизма, интернационализма, толе­рантности, любви к национальной культуре, неприятия на­циональной вражды;

  • формы, методы, приемы, используемые учителем при воспи­тании стремления к знаниям, образованию, общей культуре;

  • воспитание чувства Родины, активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству на уроке;

  • воспитание через урок волевых качеств, мотивов и опыта по­ведения;
  • степень формирования учителем нравственных основ лично­сти, ориентированных на общечеловеческие ценности;


  • воспитание чувства культуры на уроке;

  • формирование у учащихся отношения к учению как к пре­стижному занятию;

  • формирование учителем прочных мотивов учения, самосо­вершенствования.

5. Работа с классом коррекции:

  • способность учителя регулировать учебный процесс в классе коррекции. Осознанные, продуманные учителем действия:

• включение всех учащихся в работу;

• корректирующий процесс учебной деятельности школьни­ков по усвоению материала;

• развивающие навыки учебного труда;

  • работа учителя на уроке с учетом специфики усвоения учеб­ного материала детьми, испытывающими затруднения в обу­чении;

  • построение урока в классе коррекции;

  • организация индивидуальных занятий в классе коррекции.

6. Преемственность, адаптация учащихся 5-х классов:

  • преемственность в содержании процесса обучения: началь­ная школа - среднее звено;

  • стили взаимодействия детей и взрослых с учетом психофи­зиологических особенностей пятиклассников;

  • обеспечение преемственности при обучении пятиклассников;

  • создание условий, способствующих стабилизации и укрепле­нию психофизического здоровья учащихся 5-х классов;

  • создание благоприятных условий для адаптации учащихся 5-х классов в среднем звене;

  • индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруд­нения в адаптационный период;

  • индивидуальный подход к учащимся 5-х классов на уроке с учетом психофизиологических особенностей;

  • оказание помощи в адаптации пятиклассников к «разноголо­сице требований» учителей предметников;

  • нормы педагогического общения с гиперактивными детьми в период адаптации.

7. Работа с молодыми учителями:

  • степень овладения необходимыми видами психолого-педагогической деятельности, методами и приемами взаимо­действия, профессиональной культурой;


  • теоретическая и методическая подготовка учителя, его педа­гогическое искусство;

  • способы организации начала урока (владение вниманием, способом включения учащихся в урок, обеспечение положи­тельной мотивации); S оказание помощи учителю в создании индивидуальной твор­ческой лаборатории, в формировании своего профессио­нального почерка;

  • помочь учителю в укреплении и развитии положительных свойств, качеств, методических подходов, которыми он рас­полагает;

  • использование учителем педагогических приемов, выбор нужного метода обучения, способа воздействия на учеников;

  • соблюдение основных требований к уроку: воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических;

  • соответствие методов и приемов обучения содержанию ма­териала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенно­стям учащихся;

  • виды и место самостоятельной работы учащихся с учебни­ком, как осуществляется формирование у учащихся умения учиться;

  • дидактические структуры урока молодого учителя (актуали­зация знаний, повторение пройденного и т.д.);

  • состояние дисциплины в классе, стиль управления деятель­ностью учащихся: деловой, демократический, авторитарный, либеральный, либерально-попустительский;

  • приемы, применяемые учителем для стимулирования дисци­плины:

• четкая организация и планирование работы на уроке;

• дружелюбный и стимулирующий тон учителя;

• учет индивидуальных особенностей учащихся;

• авторитет учителя;

• мотивы побуждения к деятельности.


 Спрашивали - отвечаем 

Эффективные и неэффективные приёмы поощрения школьников

В определённой степени похвала и порицание вы­ражают отношение преподавателя к тому или иному ученику. Случается, что слабого ученика даже за пра­вильный ответ учитель забывает похвалить, хорошего же ученика за неудачный ответ порицает меньше, чем неуспевающего. Этого следует в своей работе с детьми избегать.


Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

1. Осуществляется посто­янно


1. Осуществляется от слу­чая к случаю


2. Сопровождается объяс­нением, что достойно по­ощрения


2. Делается в общих чертах


3. Учитель проявляет заин­тересованность в успехах учащихся


3. Учитель проявляет ми­нимальное формальное внимание к успехам уча­щегося


4. Учитель поощряет дос­тижение определённых ре­зультатов


4. Учитель отмечает участие в работе вообще


5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов


5. Даёт учащемуся сведения о его достижениях, не под­чёркивая их значимость


6. Стимулирует учащегося на организацию работы с целью достижения личных результатов


6. Сравнивает результаты одного ученика с другим, стимулирует соревнование


7. Учитель делает сравнение прошлых и настоящих дос­тижений учащихся


7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других


8. Поощрение учащегося соразмерно затраченным усилиям

8. Поощрение не зависит от затраченных школьником усилий



9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть


9. Связывает достигнутый результат только с наличи­ем способностей или бла­гоприятных обстоятельств


10. Учитель воздействует на мотивационную сферу уча­щегося, опираясь на внут­ренние стимулы: удовле­творение от самого процес­са труда


10. Учитель опирается на внешние стимулы: учащий­ся старается лучше выпол­нить задание, чтобы заслу­жить похвалу учителя или победить в соревновании


11. Обращает внимание учащегося на то, что успе­ваемость зависит от его по­тенциальных возможностей


11. Обращает внимание учащегося на то, что его успех в учёбе зависит от усилий учителя


12. Способствует проявле­нию заинтересованности в новой работе, когда преж­нее задание завершено


12. Вторгается в процесс работы, отвлекает ученика на решение мелких про­блем




Поощрение со стороны преподавателя — это кисло­род для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и вос­принимается учащимися как одобрение.

  Страничка поэзии 


Что должен уметь, каким быть педагог,

Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?

Чтоб души свои не отдав никому,

Доверились дети ему одному?

- Всегда терпеливым, серьезным немного,

Вердикт вынося, не судить слишком строго,


Случайным словцом не задеть, не обидеть,

За всяким поступком мотив должен видеть.

Он должен корректным и грамотным быть,

Проблемы понять, а печали – забыть,

На творчество, радость ребят вдохновлять,

Поддержкой, вниманием их поощрять.

Он должен быть личностью мудрой и чуткой:

Уметь разрядить климат доброю шуткой,

Оплошности сгладить, успех поощрить,

Конфликты уладить, проступки простить.

Своей добротой незаметной, незримой

Создать атмосферу неповторимой

И легкой, воздушной, волшебной игры.

А может быть жизни?… Другие миры

Вдруг станут доступны, близки и понятны,

И смогут объять дети, что необъятным

Казалось… Чтоб к Грезам путь, Творчество, Жизнь

Вдруг в сердце ребенка теснее слились!

И чтоб возвращаясь из сказки чудесной

Во взрослую жизнь, кроме знаний полезных,

Ребенок которые здесь получил,

Он сам чище стал и других вдохновил.

Чтоб солнцу всегда он умел улыбаться,

И жизнь ощущать, и мечтам предаваться.

Чтоб искорка счастья – частичка тепла

Всегда и повсюду с ним рядом была!

И удовольствие от открытий, понятий,

Что получал он во время занятий,

Светило б ребенку, как сказочный луч,

Сквозь жизни реальность и мрак серых туч!

Что должен уметь и кем быть педагог,

Чтоб в душу ребенка проникнуть он смог?

Но нет совершенству, все знают, предела.

Своими словами сказать я хотела,

Что нет аксиомы и догмы здесь нет –

Пока на земле светит солнечный свет,

По-своему каждый вопрос понимает,

И каждый по-своему суть раскрывает.

 


<< предыдущая страница