litceysel.ru
добавить свой файл
1
Австрийская школа предельной полезности


  • Свойственны все основные черты маржинализма, однако математическим методам «австрийцы» предпочитали логические рассуждения, что позволило им избежать излишних допущений

  • Метод исследования: метод «робинзонады», индивидуализма, субъективизм в оценке полезности потребительских благ для каждого конкретного человека, внимание к фактору времени

  • Предмет исследования: сфера потребления (спроса), основной упор делался на микроэкономический уровень (индивидуальное хозяйство)


Основные положения австрийской школы

  • В теории стоимости внимание сосредоточено на потребительной стоимости, полезности

  • Введение в экономическую науку понятия субъективной полезности (ценности) как основы ценообразования

  • Термины «стоимость» и «товар» заменены на термины «ценность» и «экономическое благо»

  • Принцип монизма – единым основанием цены является полезность (а не затраты человеческого труда, как у Маркса)


Теория предельной полезности

  • Полезность – это совокупность двух аспектов: общей и конкретной полезности

  • Общая полезность экономических благ определяется их свойствами и приносимой пользой, конкретная – соотношением между количеством этих благ и потребностью в них

  • Конкретная полезность ограничена предельным значением, которое зависит от количества (запаса) благ. С ростом запаса благ их полезность падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида. (1-й закон Госсена: убывающей предельной полезности)


Теория предельной полезности направлена на

Предельная полезность определяет пропорции обмена и соответственно цены обмениваемых товаров

  1. Обмен благ происходит на основе принципа равновесности субъективных оценок участников сделки
  2. На свободном рынке субъективные оценки продавцов и покупателей выравниваются


  3. В точке пересечения их интересов формируется цена, соответствующая стремлениям сторон извлечь полезность одинаковой значимости

  4. Цена, приемлемая для той и другой стороны, выражает равенство предельных полезностей

    1. Ценность средств производства определяется не прямо (затратами труда), а косвенно – через оценку предельной полезности товаров потребительского назначения, в производстве которых принимают участие средства производства

    2. Стоимость трудовых усилий приобретает субъективный характер: решающее значение имеет не количество рабочих часов, а предельная полезность производимых товаров и услуг.

Пример: Боверг: индивидуальных хозяйствующий субъект занимается предпринимательской деятельностью, в результате – зерно (5 мешков). Проранжировать: 1 мешок нужен с точки зрения общей полезности: чтобы питаться; 2-й мешок менее полезен, чем предыдущий, ибо восполняемые потребности с помощью него переносятся на более поздний период: чтобы иметь запас зерна для посева. Последний мешок нужен для того, чтобы кормить попугая. С точки зрения ценообразования будет иметь первый мешок. Ценность каждого мешка будет различна. Если признать данный подход, то следует признать и факт уменьшения предельной полезности. Объясняется действием первого закона Госсена.


Должна быть рыночная цена, в основе нее будет лежать полезность каждой единицы одноименного блага, удовлетворяющая определенную потребность. В основе оценки полезности будет лежать субъективная оценка. Отталкиваемся от субъективной оценки, выходим на формирование рыночной цены.


Под влиянием спроса и предложения.


Процесс ценообразования на потребительские экономические блага. Первостепенное значение – предметы потребления.


Стоимость. Менгер дает понятие «блага» как вещи, имеющей для человека определенную полезность.

Два вида блага: свободные и экономические (ограниченны), кторые обладают стоимостью, определяемой их предельной полезностью (т. е. не только полезностью, но и количеством – редкостью данной вещи)



Степень полезности определяется индивидуальными вкусами потребитея, а количество соотносится с объемом его потребностей


Предельня полезность зависит от двух факторов – интенсивности потребности индивида в том или ином благе и величины запаса (редкости) самого блага.


Зависимость предельной полезности от величины запаса раносильна принципу снижающейся предельной полезности в соответствии с первым законом Госсена; также был заново открыт второй закон Госсена, согласно которому оптимальным будет такой выбор благ, при котором по каждому благу достигнута предельная полезность.


Именно Бём Боверг вводит в анализ процесса ценообразования поведения как продавцов, так и покупателей, причем именно при подходе его: и те, и другие руководствуются мотивом получения наибольшей выгоды на основе тех же самых оценок полезности товара.


Бём Боверг отмечает, что важным фактором обмена является конкуренция. Если исходить из подхода этого экономиста, то он рассматривает ее в нескольких видах:


  1. Конкуренция между продавцами

  2. Конкуренция между покупателями

Нельзя рассматривать однозначно. В различных ситуациях процесс может быть более прост или сложен. Применительно к двум видам конкуренции Бём Боверг рассматривает 4 случая:

  1. 1 продавец и 1 покупатель: субъективная оценка на стороне продавца, и на стороне покупателя

  2. Одностороннее соперничество между покупателями

  3. Одностороннее соперничество между продавцами

  4. Много продавцев и покупателей

Процесс ценообразования в последнем варианте при подобном соперничестве границы, в пределах которых устанавливается рыночная цена, определяются: граница сверху определяется оценками последнего из фактически вступающих в меновую сделку покупателей и наиболее сильного по своей обменоспособности продавца (остальные фирмы устранены с рынка); границы снизу: оценками наименее сильного по обменоспособности из фактически заключивших меновую сделку продавцев, и наиболее сильного по обменоспособности из не имеющих возможности в ценовую сделку покупателей.



Вывод: рыночная цена определяется оценками предельных пар в этой ситуации, где есть минимум и максимум. От чего будет зависеть высота субъективных оценок этих предельных пар? От ряда факторов:


  1. Число желаний или требований, относящихся к товару

  2. Абсолютная величина субъективной ценности товара для покупателя

  3. Абсолютная величина субъективной ценности денег для покупателя

  4. Количество товара, предлагаемого для продажи

  5. Абсолютная величина субъективной ценности товара для продавца

  6. Абсолютная величина субъективной ценности денег для продавца


Вывод: рыночная цена представляет собой равнодействующую, сталкивающихся на рынке субъективных оценок товаров участниками обмена (сделки). Таким образом, за каждым хозяйствующим субъектом стоит определенное лицо, стремящееся максимизировать свою пользу (личную выгоду) на основе субъективных оценок значимости данного товара для данного хозяйствующего субъекта.


Таблица Менгера (исследование человеческих потребностей)

Ординалистский: больше-меньше


Английский вариант теории предельной полезности. Уильям Стендли Джевонс (предшественник маржинализма?) – основатель английской математической школы: «Принципы науки», «Теория политической экономии»


Второй этап маржиналистской революции в Англии. Альфред Маршалл

1890 годы. Профессор Кембриджского университета. Основная работа – «Принципы экономики». Первый вариант «Экономикса». Предмет и метод исследования в его теории соответствует общей характеристике второго этапа «маржиналистской революции». Маршалл предложил заменить термин «политическая экономия» термином «экономикс» (буквально – экномическая теория), который отражал переход маржиналистов к исследованию экономики вне социальных форм, т. е. «чистой» экономики.

Маршалл осторожно использовал математический аппарат, подчеркивая условность математических моделей, в большей степени доверяя графическим методам математического анализа.



Логическая схема концепции «Экономикса»


Теория спроса и теория предложения => Теория цены => Принцип равновесия => Это и есть основные элементы концепции «Экономикс»


Основные положения Маршалла


Положения теории Маршалла

Ввел в маржиналистскую теорию понятие «эластичности спроса»

Выявил функцоинальные зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение

Различал три состояния рынка: мгновенный период (очень короткий, «рыночный»), короткий период и длительный период


Законы возрастающей отдачи и постоянной отдач.


Квазирента или илзилшек потребителя и продавца.

Проценты на капитал

Заработная плата – вознаграждение за труд


Неоклассика очень долго занимала господствующее положение: 30—40 лет. Стала уходить в представленном Маршаллом варианте в конце 20 годов, Мировой экономический кризис.


Кривые безразличия: Эджорд ввел (Англия)


Американский вариант – Д. Б. Кларк. Завершение формирования основных идей маржинализма. «Философия богатства», «Сущность экономической теории». Статистика – УСЛОВИЯ, НЕОБХодимые и достаточные для установления равновесия рыночной экономики, динамика (нормальное состояние).

Основные положения: закон предельной производительности.


Разновидность – Лозаннская школа (математическая). Разрабатывается теория общего экономического равновесия. Родоначальник – Леон Вальрас, его ученик и последователь – Вильфредо Парето.


Схема воспроизводства Вальраса: Фирмы, Рынок факторов производства, Домохозяйства, Рынок товаров и услуг.


В. Парето. Общее экономическое равновесие. Пытается достигнуть максимума благосостояния. Ординалистский подход. «Оптимум Парето»: максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

Артур Сесил Пигу, ученик Маршалла. «Экономическая теория благосостояния», которая вышла под название «Богатство и благосостояние». Дает понятие «благосостояния». Нужно создавать экономику «благосостояние». Его можно измерить количественно, инструментом, с помощью которого можно измерить – деньги. Благосостояние отождествляется с понятием национального дивиденда.



Кризис – Великая депрессия: огромная безработица (24 % в 1933 в Англии, например). Неоклассическая школа должна была ответить на вопросы кризиса. Любую экономическую систему интересует то, почему начался экономический кризис. Что нужно сделать, чтобы выйти из него. Пути выхода из сложившейся ситуации, чтобы не было в дальнейшем экономических кризисов. Неоклассика Маршалла, Пегу и других не могла дать ответ на этот вопрос: представители неоклассики говорили о том, что к концу 1920-х годов в ряде стран (в ведущих в том числе) должен быть не спад, а подъем. Предсказание не сбылось, и вместо подъема получили крупнейший экономический спад.

Еще вопрос: деятельность государства в экономике. Классический элемент: деятельность государства: не вмешивается в экономические процессы. Но ведь идут войны? Но неоклассики: в период военных действий вмешательство является оправданным.

3-я проблема: экономика должна сама себя восстанавливать. У неоклассиков нет полной занятости. Но Кейнс: где редкость ресурсов? Мы имеем неполную занятость. Мы имеем избыточные ресурсы. Неоклассики были неправы, и общество неоклассиков исключительное.