litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики и компьютерных наук

Кафедра информационной безопасности


Допустить к защите в ГАК
Заведующий кафедрой
информационной безопасности,
д.т.н.,профессор А.А. Захаров

“____” _________ 2010 г.


Платонов Иван Владимирович

Автоматизированный учебно-лабораторный комплекс по сетевым технологиям

(Дипломная работа)


Научный руководитель:

Старший преподаватель, к.т.н.

__________ Бабич А.В.

Автор работы:

__________ Платонов И.В.


Тюмень 2010

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий. 6

Обзор рынка электронных образовательных систем 8

Выводы 11

Глава 2. Проектирование и разработка программного комплекса автоматизированной лаборатории по сетевым технологиям 13

Структура приложения 14

Структура системы 19

Web-интерфейс 19

Выводы 20

Глава 3. Апробация программного комплекса 21

Выводы: 23

Заключение 24

Список литературы 25

Приложение 1. Приказ об использовании дистанционных образовательных технологий 26

Приложение 2. Telnet RFC. 31

Введение




Актуальность

Структура высшего очного образования предполагает сочетание различных видов и методов обучения: аудиторные занятия, домашняя и самостоятельная работа студентов, выполнение курсовых работ по специальности, по предметам. Аудиторные занятия, в свою очередь, делятся на лекционные, практические, лабораторные и семинарские занятия. Для изучения каждого предмета ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) по специальности определяет необходимое количество аудиторных занятий каждого вида, а также количество часов, выделенных на самостоятельную работу студентов.


В учебных планах специальностей «Компьютерная безопасность», «Комплексное Обеспечение Информационной Безопасности Автоматизированных Систем», «Математическое Обеспечение и Администрирование Информационных Систем» и «Прикладная Информатика в Экономике» Тюменского государственного университета проводятся лекционные и практические занятия по сетевым технологиям. На изучение данной дисциплины отводится значительное количество часов. Таким образом, сетевые технологии как общепрофессиональная и специальная дисциплина является одной из центральных в учебном процессе на специальностях ИМиКН.

Практические и лабораторные занятия проводятся в виде выполнения студентами заданий в компьютерных классах под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в виде выполнения практических работ на лабораторном стенде в учебной аудитории. Целью практических лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов является лучшее усвоение материала, дающегося на лекциях, через практику, самостоятельное, более глубокое изучение различных аспектов сетевых технологий.


Однако высокая стоимость активного сетевого оборудования не позволяет приобрести его в достаточном количестве, и лабораторную работу одновременно могут выполнять не более 4-5 человек. Учебная нагрузка на аудиторию не позволяет организовать постоянный доступ к лаборатории для выполнения заданий и самостоятельной практики. Все это порождает проблему эффективности использования технической базы учебной лаборатории.

Одним из решений поставленной проблемы, является использование программных эмуляторов сетевого оборудования, таких как Boson NetSim, Cisco Packet Tracer и другие. Хотя этот вариант более выгоден в плане финансовых затрат и технической реализации, все же он имеет ряд недостатков, влияющих на качественный уровень подготовки профессиональных кадров. В первую очередь это отсутствие непосредственного взаимодействия с АСО (автоматизированной системой обучения), учета новых версий программного обеспечения для сетевого оборудования, ограниченная реализация функционала реального сетевого оборудования и др.



Целью данной работы является:

Разработать и апробировать Автоматизированный учебно-лабораторный комплекс по сетевым технологиям.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Рассмотреть возможные способы предоставления доступа к учебно-лабораторному стенду.

  2. Спроектировать необходимое ПО.

  3. Реализовать и апробировать программный комплекс.

Глава 1. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий.



Общество в целом и академическое сообщество практически преодолели известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Проблемы развития дистанционного образования стали рассматриваться гораздо шире, чем первоначально. Если сначала речь шла о дистанционном обучении (ДО) как о возможной форме получения образования, то сейчас те или иные элементы дистанционного образования достаточно широко применяются в вузах и при традиционных формах получения образования. С учетом интенсивного развития информационных технологий в мире меняется и сам образовательный рынок и образовательная среда, в рамках которой реализуется процесс обучения. Мировые тенденции все ярче показывают, что будущее за гибкими моделями образовательного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные.

Основными целями использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

  • соответствие образовательной системы мировым тенденциям и росту спроса на качественные образовательные услуги;

  • развитие, участие и использование возможностей единого образовательного пространства мирового сообщества;

  • обеспечение принципиально нового уровня доступности качественного образования, исключая территориальные барьеры;
  • создание и использование новых форм обучения для повышения качества обучения при их интеграции с другими формами обучения.


Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ДОТ позволяет:

  • создать и развивать полноценную систему ДО;

  • развивать новые современные методы обучения;

  • создавать и адаптировать образовательные материалы в качественно новых формах.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в подпункт 5 пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" [7]

внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 г.

  • Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Что дает право образовательным учреждениям использовать дистанционные технологии во всех формах обучения студентов.

А поскольку технологии дистанционного образования шагнули далеко вперед, на рынок образовательных услуг выходит все больше компаний, многие из них предоставляют не только теоретическую и практическую базу, но и авторизованы для сертификации по тем или иным курсам.

Обзор рынка электронных образовательных систем

Решение компании RedCenter.

Виртуальные лаборатории (ВЛ) предоставляют возможность работы с реальным оборудованием при дистанционном обучении по курсам по информационным технологиям. ВЛ предоставляют удалённый доступ к системам, имеющим командную строку (UNIX, оборудование Cisco и др.). ВЛ позволяют разграничить доступ к оборудованию по времени между студентами при помощи расписания работы и поддерживают автоматическое восстановление оборудования в начальное состояние после завершения работы с ним каждого студента. 

Виртуальные лаборатории предназначены для учебных центров, занимающихся обучением информационным технологиям.

 Функциональные возможности продукта.


  • ВЛ позволяют выполнять упражнения на реальном оборудовании при дистанционном обучении. Упражнения имеют цель, которая должны быть достигнута в процессе упражнения, а также могут содержать пошаговые инструкции для достижения цели. Возможна автоматическая проверка правильности выполнения упражнения (достигнута ли цель упражнения).

  • ВЛ позволяют создавать и выполнять тестовые задания на проверку навыков обучаемого. Отличия тестового задания от упражнения состоят в том, что отсутствуют пошаговые инструкции достижения цели и обязательно присутствует проверка выполнения тестового задания.

  • Расписание доступа к оборудованию позволяет разграничивать доступ и контролировать время выполнения упражнений. Расписание составляется на основе заявок пользователей о времени выполнения упражнений.

  • Автоматическое восстановление ресурсов приводит ресурсы (физическое оборудование) в начальное состояние для выполнения следующего упражнения. Восстановление выполняется после каждого завершённого упражнения. Время выполнения процедуры восстановления зависит от типа ресурсов и характера упражнений.

  • Фильтрация команд, даваемых студентом, позволяет контролировать действия пользователей ВЛ. Успешность фильтрации зависит от типа ресурсов и прав доступа, необходимых для выполнения упражнения.

ВЛ выполнены в виде Java апплетов для браузера Internet Explorer, предоставляющего возможность работы с командной строкой удалённой рабочей станции.

Решение Sepcialist.ru.

Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана открывает дистанционный доступ к Лаборатории Сетевого Оборудования Cisco Systems. Этот уникальный проект позволит самому широкому кругу IT-специалистов получить реальный практический опыт работы с современным дорогостоящим активным сетевым оборудованием локальных и глобальных сетей.


Бесплатный дистанционный доступ к оборудованию получают ВСЕ слушатели очных курсов Cisco, таких как INTRO, ICND, BSCI, MCNS, BCRAN, CIT. Каждому слушателю даётся возможность в течении месяца, в удобное время, отработать 10 часов на реальном оборудовании. Одновременно может быть осуществлён доступ до 6 пользователей. Доступ ограничен как по имени и паролю, так и по времени подключения.

Доступ осуществляется по протоколу SSH (с помощью любого SSH-клиента, такого как Putty или SecureCRT), что обеспечивает необходимый уровень безопасности. В распоряжении пользователя также будет локальный TFTP сервер для сохранения конфигураций и бинарных файлов.

Данные решения предоставляют два варианта доступа к учебно-лабораторному стенду: Java апплеты, эмулирующие командную строку, и собственно сама командная строка.

Intel Remote.lab.


Это уникальная возможность получить доступ к новым инженерным образцам компании Intel: вы сможете удаленно протестировать интересующие вас продукты Intel на совместимость с вашим програмным обеспечением, оценить его производительность, надежность и энергопотребление. Тем самым вы можете снизить риски и сократить время на интеграцию продуктов Intel в ваших компаниях. Кроме того, в течение всего проекта сможете рассчитывать на техническую поддержку экспертов Intel.

В настоящее время у вас есть возможность протестировать следующее оборудование:

Настольный ПК на базе процессора Intel® Core™2 c технологией vPro™

  • Ноутбук на базе Intel® Centrino® c технологией Intel® vPro™

  • Сервер S7000FC4UR на базе процессоров Intel® Xeon® серии 7300

  • Intel® Modular Server на базе технологии Intel® Multi-Flex Technology (Intel® MFT) и системы хранения данных

  • SR212MC2 в комплексном решении VmWare ESX 3.5

  • Сервер SR9000MK4U на базе процессоров Intel® Itanium® 2 (Montecito)
  • Система хранения данных SSR212MC2


  • Сервер SR2500ALLX на базе процессоров Intel® Xeon® серии 5400

  • Однопроцессорные серверные платы S3000PT и X38ML малого форм-фактора

  • Программные и аппаратные средства удаленного администрирования серверных платформ

  • В ходе проекта участникам будет предоставлен доступ на тестовый сервер (канал 5Mбит/c) без ограничения по скорости соединения, личный аккаунт, выделенное место на сервере, возможность передачи файлов.

Решение, предоставляемое продуктом достаточно инновационное. Предоставляя удаленный доступ к образцам оборудования, можно значительно сократить время разработки и тестирования программного обеспечения, безбоязненно проводить апробирование новых решений.

Выводы


Анализируя представленный обзор, можно сказать, что практически все компании предоставляющие услуги дополнительного и профильного образования в сфере IT имеют в своем арсенале такой инструмент как доступ к реальному оборудованию на учебных стендах. Использование такого инструмента в образовательном процессе значительно сокращает расходы на проведение курсов, так как нет необходимости выделять отдельное помещение под проведение практических занятий с реальным оборудованием, нет необходимости в присутствии преподавателя, нет необходимости в распространении печатной формы материала. Такой подход так же удобен в силу того что позволяет сотрудникам университета и студентам достаточно гибко планировать свой график работы, то есть студенты сами вольны выбрать время практической работы в рамках проведения курсов, так же как и преподаватели могут оценивать проделанную студентом работу, в удобное для них рабочее время. Следовательно, можно сделать вывод, что использование дистанционных образовательных технологий будет развиваться и дальше, так как выгодно и обучающему, и обучаемому.

Глава 2. Проектирование и разработка программного комплекса автоматизированной лаборатории по сетевым технологиям

Для разработки необходимого ПО была выбрана среда Delphi ввиду наличия открытых компонентов для работы с сетью, таких как Indy Project и Internet Component Suite, достаточно хорошо зарекомендовавших себя среди Delphi программистов. Для работы с оборудованием выбран протокол Telnet, обосновывается это тем, что:


  • данный протокол является наиболее простым средством для конфигурирования сетевого оборудования, не требующим его предварительной настройки

  • клиенты для подключения по протоколу telnet имеются практически во всех современных ОС (семейство MS Windows, практически все дистрибутивы Linux- и Unix-подобных ОС), что позволяет не разрабатывать специальное клиентское приложение

Будем считать, что студент изучающий курс сетевых технологий уже знаком с азами работы в командной строке. Следовательно, формой предоставления доступа рационально выбрать именно командную строку, что позволит упростить последующую работу студентов с сетевым оборудованием, дав им привыкнуть к этому инструменту.

Программное обеспечение разрабатывается, как служба ОС Windows. Для устранения необходимости каждый раз запускать ПО при старте операционной системы и ввиду наибольшей распространенности данной ОС. Вся настроечная информация будет храниться в текстовых файлах конфигурации.

Структура приложения




Основной модуль программы принимает команды и перенаправляет их на устройства, к которым подключен пользователь. Перед тем как передать команду устройству ПО производит ее обработку в цепочке обработчиков команд, при желании можно реализовать дополнительные модули обработки команд. При подключении пользователя создается уникальная запись, сохраняющаяся в течение всего времени работы с системой. Данная запись хранит в себе:

  • Имя учетной записи подключившегося

  • Уровень его доступа к ПО (Преподаватель, студент)

  • Историю подключений и команд, введенных во время работы с системой
  • Текущую конфигурацию устройства, с которым работает пользователь (при команде show running-config – конфигурация сохраняется в записи, так же есть локальный TFTP сервер для сохранения конфигураций)


Доступ к учебно-лабораторному стенду распределятся на две категории: студенческий и преподавательский.



Набор функций студенческого доступа ограничен:

  • получением справочной информации по командам

  • выводом списка доступных устройств, для выполнения лабораторных работ

  • командой подключения к доступному устройству

По отключении от системы происходит сохранение всей истории действий пользователя в отдельные файлы (список устройств к которым подключался пользователь, команды которые он вводил).

Файлы истории действий пользователя сохраняются в папки с именем учетной записи в формате «\каталог_программы\log\папка_пользователя\дд.мм.гг.txt». В течение одного дня вся информация сохраняется в данный файл, на следующий день создается новый файл. Запись в файл ведется в формате:

  • (время чч:мм:сс) (команда или сервисной сообщение ПО о действиях пользователя)

  • При активном подключении к оборудованию, в файл записывается еще и ответ оборудования на команду

Просмотреть файлы с историей действий можно, используя любую программу для чтения текстовых файлов (notepad, WordPad, notepad++ и др.).

Таким образом, преподаватель может более детально изучить действия студента во время лабораторной работы, сделать выводы об усвоении материала и возможно изменить методы подачи материала для лучшего его усвоения студентами.

Команды доступные преподавателю, расширяют набор команд доступных для студента, включением команд:

  • Просмотр активных соединений

  • Просмотр адресов, на которых ПО ожидает подключения

  • Просмотр текущих журналов пользователя

  • Так же можно реализовать дополнительные команды, что бы расширить функционал ПО


В остальном, после подключения к устройству работа этого приложения практически незаметна. Пользователь, начинает отдавать команды оборудованию стенда, но перед тем как команда пользователя передастся, она проходит цепочку модулей обработчиков.

На данный момент в цепочке модулей, помимо, передающего команды оборудованию, имеется модуль фильтрации команд. Модуль проверяет команду, перед отправкой оборудованию на исполнение, на соответствие разрешенным командам для уровня доступа пользователя.

Модуль фильтрации команд отклоняет следующие команды:


  • Вносящие изменения в заранее установленные настройки оборудования, необходимые для выполнения лабораторной работы

  • изменяющие операционную систему оборудования

  • сервисного обслуживания

В случае введения команды, несоответствующей условиям фильтра, пользователь получит уведомление о том, что он не имеет права отдавать такие команды устройствам.

Список команд для фильтрации задается конфигурационным файлом, находящимся в директории ПО. При запуске программного обеспечения, оно считывает список команд, которые не разрешены для передачи их на выполнение оборудованию. Список команд хранится в течение всего времени работы программы. Что бы добавить или удалить команду в список достаточно дописать имя команды в конфигурационный файл, но для начала фильтрации нового списка команд необходимо перезапустить программное обеспечение.

Пользователь может одновременно работать только с одним устройством, если лабораторная работа требует конфигурирования нескольких устройств, то пользователь должен завершить работу с текущим устройством и подключиться к следующему.




Структура системы



Учебно-лабораторный стенд будет доступен как из внутренней сети ТюмГУ ИМиКН, так и из сети Интернет. Следовательно, студенты смогут выполнять самостоятельные работы из любого места, где есть компьютер, подключенный к сети Интернет, ограничение будет только по времени использования. Это делается для того, что бы ни допустить выполнения одинаковых практических и лабораторных работ несколькими студентами в одно и то же время, на одном и том же оборудовании.

Web-интерфейс


Любая система, насколько она не была бы проста в использовании, нуждается в сопроводительных материалах. Даже опытный пользователь может не сразу включиться в работу с системами, которые не сопровождаются документацией.

Исходя из этого, комплекс будет снабжаться простым Web-интерфейсом, который будет предоставлять доступ к справочному материалу по работе с программным обеспечением, методические материалы к практическим работам, а так же возможность просматривать занятость сетевой лаборатории и оставлять заявки на ее использование в дальнейшем.


Выводы


Выбранная структура ПО позволит в дальнейшем дорабатывать и улучшать его, без каких либо серьезных перепланировок структуры. Так же можно безболезненно наращивать функционал ПО, за счет добавления новых программных модулей, что обеспечивает так необходимую для образовательного процесса гибкость.

Глава 3. Апробация программного комплекса


Апробация проводилась в январе текущего года в Тюменском Государственном Университете в сетевой лаборатории ИМиКН.

Местом проведения апробации была выбрана аудитория, в которой непосредственно располагается учебный стенд сетевой лаборатории. Для проведения тестирования было использовано два набора оборудования фирмы Cisco systems.

В каждый набор входит:

  • 1 терминальный сервер

  • 3 маршрутизатора

  • 2 коммутатора

В связи с условиями выданных заданий, оборудование имело первоначальные заводские конфигурации, подключение к нему осуществлялось через терминальный сервер, что не лишено смысла, так как один раз собрав схему можно закрыть ее в коммутационному шкафу и больше не возвращаться к этому вопросу, до тех пор пока не понадобится добавить или убрать оборудование, в зависимости от предлагаемой практической или лабораторной работы.

Во время проведения апробации между собой оборудование было соединено следующим образом:


  • Маршрутизаторы подключены между собой Serial интерфейсами.

  • Коммутаторы соединены с маршрутизаторами посредством кабеля UTP-5.

  • Рабочими станциями в схеме могли выступить любые компьютеры аудитории, в которой проходило тестирование.



Наглядно схема представлена на рисунке



Данная схема позволяет наиболее полно использовать набор оборудования в целях обучения. Такая схема позволяет выполнять упражнения, представленные в курсах Cisco, по работе с оборудованием и его настройке, такие как:

  • Basic Cisco device configuration

  • Managing device configuration

  • Network testing

  • Router configuration labs

  • Static route configuration labs

  • Routing protocols and subnetting activities

  • RIPv1 configuration labs

  • RIPv2 configuration labs

  • Routing table labs

  • OSPF configuration labs

Тестирование системы проводилось в трех учебных группах. Студенты выполняли практические задания по дисциплинам, изучающим сетевые технологии.

Во время работы у студентов возникли трудности с пониманием схемы подключения оборудования между собой, что привело к изначально неправильному выполнению практической работы.

Выводы:


Во время тестирования были сделаны следующие наблюдения:

  • Студенты быстрее приступают к лабораторной или практической работе, благодаря тому, что оборудование уже скоммутировано

  • Студенты не допустят ошибок связанных с подключением оборудования, так же, потому что оно уже скоммутировано

Оба этих фактора значительно ускоряют выполнение практических и лабораторных работ, так как правильная коммутация оборудования может занять довольно много времени.


При работе с системой у студентов все же возникали вопросы по использованию системы.

Снабдив комплекс методическими указаниями, можно отбросить мелкие вопросы, что позволит студентам более полно сосредоточиться на выполнении заданий.

Заключение


Рассмотрев возможные варианты реализации комплекса на примерах российских компаний, принято решение по методу предоставления доступа к учебно-лабораторному стенду. По спроектированной структуре разработано программное обеспечение для предоставления доступа к учебному оборудованию. Проведено тестирование на учебных группах студентов в Институте Математики и Компьютерных Наук, выявленные недостатки комплекса исправляются, и дорабатывается необходимый функционал программного обеспечения.

Так же необходимо разработать методические указания по работе с комплексом и выполнению практических и лабораторных работ, и предоставить доступ к этим материалам через разрабатываемый Web-интерфейс.

После выполнения вышеописанных задач необходимо снова провести апробацию и отсеять возможные ошибки в ПО и неточности в методических указаниях, лишь затем можно начинать внедрение системы.

Система обладает перспективой развития, за счет структуры ПО можно добавить к нему необходимый функционал. Система разрабатывалась так что бы развиваться впоследствии и улучшать качество преподаваемого материала.


Список литературы


  1. Redcenter. Модуль Виртуальных лабораторий. (http://www.redcenter.ru/?sid=136).

  2. Материалы с сайта http://www.specialist.ru

  3. http://www.landata.ru/demolab.html

  4. http://electrolab.ru/products/

  5. Тихомиров Ю.В. Универсальный виртуальный лабораторный практикум по курсу физики. http://www.college.ru/modules.php?name=Teacher¶m=viewlink&cid=107.


  6. Концепция развития системы дистанционного обучения (ДО)

в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

(11 апреля 2007 г.)

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ



Приложение 1. Приказ об использовании дистанционных образовательных технологий


ПРИКАЗ

от 6 мая 2005 г. N 137


ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; N 33, ст. 3348; 2002, N 7, ст. 631; N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4855; 2004, N 10, ст. 835; N 27, ст. 2714; N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок использования дистанционных образовательных технологий.

2. Считать утратившим силу Приказ Минобразования России от 18 декабря 2002 г. N 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2002 г., регистрационный N 4071).


3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 Министр

А.ФУРСЕНКО

ПОРЯДОК

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

1. Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее -образовательные программы).

2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607).

3. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

4. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.


Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

5. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

6. Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).

7. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 127).

Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.


8. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники, - позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевых ресурсов.

9. Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

10. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.

11. Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).


Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

12. Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.


Приложение 2. Telnet RFC.

Описание протокола Telnet

Соединение TELNET — это TCP соединение, используемое для передачи данных, с различной управляющей информацией.


Протокол TELNET базируется на трех основных идеях: первая, концепция «Виртуального Сетевого Терминала» (англ. Network Virtual Terminal, NVT); вторая, принцип оговоренных опций; третья, симметричный вид терминалов и процессов.


  1. Когда устанавливается TELNET соединение, предполагается, что на каждом конце соединения порождается и завершается «Виртуальный Сетевой Терминал» или ВСТ. ВСТ — это воображаемое устройство которое предоставляет стандартное, доступное через сеть, промежуточное представление классического терминала. Это устраняет необходимость в «серверном» и «клиентском» узлах для хранения информации о характеристиках каждого терминала и договоренностей о взаимодействии. Все узлы, как клиентский, так и серверный, отображают свои локальные характеристики устройства с тем, чтобы выступать в сети как ВСТ, и каждый мог принять похожее отображение с другой стороны. ВСТ предназначен для сведения баланса между чрезмерным ограничением и чрезмерными возможностями.

  2. Принцип оговоренных опций охватывает тот факт, что многие хосты скорее всего будут хотеть предоставить дополнительные сервисы до или после их доступности в ВСТ, и многие пользователи захотят иметь сложные терминалы с элементами изысканности, вместо минимальных, для получения таких дополнительных сервисов. Независимые от, но структурированные в TELNET протоколе различные «опции» санкционированы и могут быть использованы с «DO, DON’T, WILL, WON’T» структурой для того, чтобы позволить пользователю и серверу сходиться в использовании более продуманного (или отличного) набора соглашений для их TELNET соединения. Такие опции включают изменение набора символов, режима эха, и т. д.

    Базовая стратегия для налаживания использования опций — это на одной из сторон (или на обеих) инициировать запрос: будет ли определённая опция иметь какой либо эффект. Другая сторона может либо принять, либо отвергнуть запрос. Если запрос принимается, то опция немедленно вступает в силу; если же опция отвергается, то связанный аспект соединения остается как специфицировано для ВСТ. Очевидно, что сторона может всегда отвергать запрос на включение, и никогда не должна отвергать запрос на отключение некоторой опции начиная с момента когда стороны договорились о поддержке ВСТ.

    Синтаксис оговоренной опции должен быть таким, чтобы если обе стороны запросят одновременно опцию, то каждый будет рассматривать запрос с другой стороны как положительное подтверждение этой опции.


  3. Симметричность синтаксиса согласования может потенциально привести к бесконечному циклу согласования — когда каждая сторона видит входящие команды не подтверждает их, но для подтверждения посылает новый запрос. Для предотвращения таких циклов, необходимо придерживаться следующих правил:

    • Стороны могут запрашивать только изменение статуса опции; то есть сторона может не посылать «запрос» только для того, чтобы сообщить, что данная опция поддерживается.

    • Если сторона получает что-то, что интерпретируется как запрос переключения в некоторый режим в котором эта сторона уже находится, то на такой запрос не нужно отправлять подтверждения.

    • Всякий раз, когда одна сторона отправляет команду опции на другую сторону, не важно запрашивая или подтверждая, и использование опции должно иметь какой либо эффект на обработку данных, отсылаемых первой стороной второй стороне, то команда опции должна быть вставлена в потоке данных в том месте, с которого желательно, чтобы опция вступила в силу. (Следует отметить, что пройдет некоторое время между передачей запроса и получением подтверждения, и оно может быть отрицательным. Таким образом, хост может буферизовать данные, после отправки запроса опции и до получения ответа с принятием или отвержением опции, для того, чтобы скрыть «период неопределённости» от пользователя.)

Вероятно, что сразу после установки TELNET соединения, запросы опций будут шквалом передаваться в обоих направлениях соединения, из-за того, что каждая сторона будет пытаться получить наилучший сервис от другой стороны. Кроме того, опции могут быть использованы для динамического изменения характеристик соединения с тем, чтобы соответствовать изменяющимся локальным условиям. Например, ВСТ, как будет описано ниже, использует дисциплину передачи, хорошо подходящую для многих приложений «строка за раз» (таких как BASIC), но плохо подходит для приложений «символ за раз» (таких как NLS). Сервер мог бы выделить дополнительное процессорное время требуемое для дисциплины «символ за раз» если это подходит для локального процесса и договориться о соответствующей опции. Хотя, вместо того, чтобы надолго обременяться дополнительной тратой процессорного времени, можно переключиться (то есть договориться) вернуться назад к ВСТ, когда детальный контроль больше не требуется.


Возможно, что запросы, инициированные процессами, будут способствовать незаконченному циклу запроса, в случае, когда процесс отвечает отказом на повторный запрос опции. Для исключения такой ситуации отклоненные запросы не должны быть повторены, пока что-либо не измениться. Операционно, это может означать, что процесс начал выполнять другую программу или пользователь дал другую команду, или что-либо случилось в контексте данного процесса или опции. Необходимо принять за правило то, что повторный запрос может быть послан только как результат более поздней информации с другой стороны или в случае локального вмешательства человека.

Проектировщики опции не должны себя чувствовать стесненными несколько ограниченным синтаксисом для оговоренной опции. Смысл простого синтаксиса состоит в том, чтобы упростить принятие опции. Если некоторая специфическая опция требует более сложной структуры согласований чем имеющаяся в «DO, DON’T, WILL, WON’T», то необходимо сначала договориться через существующую структуру согласований, а после того, как обе стороны удостоверятся в понимании этой опции, использовать свободно более экзотический синтаксис. Например, одна из сторон могла бы послать запрос на изменение (установку) длинны строки. Если он принимается, то может быть использован отличный от базового синтаксис для того, чтобы фактически договориться о длине строки; такие «подсогласования» могли бы включать поля для минимально, максимально и желательных длин строки. Важно то, что такие расширенные согласования никогда не должны начинаться, пока «стандартные» переговоры не привели к тому, что обе стороны могут понимать расширенный синтаксис.

В итоге, WILL XXX посылается одной из двух сторон, для того чтобы показать желание (предложение) стороны исполнять опцию XXX, DO XXX и DON’T XXX являются подтверждением и отвержением опции XXX соответственно, на запрос WILL XXX; аналогично, DO XXX отправляется для того, чтобы показать желание другой стороны (то есть получателя DO) начать исполнять опцию XXX, WILL XXX и WON’T XXX являются подтверждением и отвержением опции XXX соответственно, на запрос DO XXX. Так как ВСТ — это то, что остается когда никакие опции не включены, ответы DON’T и WON’T гарантируют что соединение останется в состоянии которым обе стороны могут управлять. Таким образом, все хосты могут реализовать свои TELNET процессы так, чтобы они вообще не знали об опциях которые не поддерживаются, просто возвращая отвержение (то есть отказываясь от опции) на любой запрос опции, которую данный процесс не может понять.


Протокол TELNET был сделан максимально симметричным по отношению к связке пользователь-сервер, для того, чтобы он легко и естественно покрывал случаи пользователь-пользователь и сервер-сервер. Желательно, но не обязательно, чтобы опции сохраняли этот принцип. В любом случае явно признается, что симметрия — это принцип, а не правило.

Сопутствующий документ «TELNET Option Specifications» предназначен для того, чтобы черпать из него информацию о процедуре написания новых опций.

Виртуальный Сетевой Терминал

Виртуальный Сетевой Терминал (ВСТ) является двунаправленным символьным устройством. У ВСТ есть принтер и клавиатура. Принтер отвечает за входящие данные, а клавиатура производит исходящие данные, которые передаются по TELNET соединению и если необходимо «эхо» — то эти данные так же передаются и на принтер ВСТ. Предполагается, что «эхо» не будет передаваться по сети (хотя существуют опции, которые позволяют включать «удаленный» режим эха операции, но хост не обязан поддерживать эту опцию). Набор символов — это семибитовый USASCII в восьмиразрядном поле, кроме изменений описанных в данном документе. Любое преобразование кодировки и анализ времени — это локальные проблемы и не затрагивают ВСТ.

Передача данных:

Хотя сетевому TELNET подключению свойственен полный дуплекс, ВСТ должен рассматриваться как полудуплексное устройство, работающее в буферизированном строковом режиме. Таким образом, пока стороны не договорились об опциях, следующие условия должны выполняться по умолчанию для передачи данных по TELNET соединению:


  1. Насколько позволяет локальный размер буфера, данные должны накапливаться на том хосте, где они вводятся, до тех пор пока не будет готова к передаче полная строка данных или пока не будет подан явный локальный сигнал к передаче. Этот сигнал может быть сгенерирован процессом или человеком.

    Причиной этого правила является высокая стоимость обработки входящих сетевых прерываний для некоторых хостов, а так же заданное спецификацией ВСТ «эхо» которое не должно передаваться через cеть. Таким образом кажется разумным буферизовать некоторое количество данных на стороне их источника. Многие системы предпринимают некоторые действия по обработке в конце каждой входящей строки (например, устройства построчной печати) и таким образом передача данных должна быть инициирована в конце строки. С другой стороны, пользователю или процессу может иногда понадобиться передать данные, которые не заканчиваются переводом строки и поэтому необходимо предусмотреть методы, которыми можно передать все буферизированные локальные данные немедленно.


Когда процесс завершил отправку данных на принтер ВСТ и не имеет никакого очередного ввода с клавиатуры ВСТ для дальнейшей обработки (то есть, в случае когда процесс на одном конце TELNET соединения не может продолжить без входящих данных с другой стороны) он должен передать команду Go Ahead (GA).
Это правило не является обязательным и не требует, чтобы команда GA отправлялась в конце каждой строки, так как серверы обычно не требуют специального сигнала (в дополнение к концу строки или другим локально определённым символам) чтобы начать обработку. Правильнее будет сказать, что команда TELNET GA сделана, чтобы помочь локальному компьютеру пользователя управлять физическим полудуплексным терминалом (например, IBM 2741) у которого есть «блокируемая» клавиатура. Описание этого терминала может помочь в понимании правильного использования команды GA.
Соединение терминал-компьютер всегда находится под контролем пользователя или компьютера. Ни один не может в одностороннем порядке захватить контроль над другим. На стороне терминала аппаратные средства реализованы так, чтобы отдавать контроль всякий раз, когда «строка» закончена (то есть когда клавиша «конец строки» нажата пользователем). И когда это происходит, присоединенный (локальный) компьютер обрабатывая входные данные, решает, должен ли генерироваться вывод и если не должен, возвращает контроль терминалу. Если вывод должен генерироваться, то контроль сохраняется за компьютером, пока все данные не будут переданы.

Трудности использования терминала такого типа по сети очевидны. «Локальный» компьютер более не в состоянии решить, сохранять ли контроль или нет после того, как был обнаружен сигнал конца строки; это решение может быть принято только «удаленным» компьютером, который обрабатывает данные. Поэтому команда TELNET GA обеспечивает механизм, посредством которого «удаленный» (сервер) компьютер может сообщить «локальному» (пользователю) компьютеру, что настало время передачи управления пользователю терминала. Это должно быть передано тогда и только тогда, когда пользователь должен контролировать терминал. Отметим, что преждевременная отправка команды GA, может привести к блокированию вывода, так как пользователь, вероятно, будет предполагать, что передающая система сделала паузу и поэтому он вряд ли введет перевод строки вручную.


Вышесказанное, конечно, не относится к направлению соединения пользователь-сервер. В этом направлении, GA можно отправить в любой время, но эта команда в этом направлении никогда не должна посылаться. Кроме того, если TELNET соединение используется для коммуникации типа процесс-процесс, то команду GA нельзя отправлять ни в одном из направлений. И в заключении, для соединения терминал-терминал, команда GA может не потребоваться в одном или обоих направлениях. Если хост планирует поддерживать соединение типа терминал-терминал, предполагается, что такой хост предоставит пользователю возможность вручную сообщить, когда нужно отправить команду GA; это требование не является обязательным для реализующего сторону типа «процесс».

Отметим, что симметричная модель TELNET требует, по крайней мере, концептуально, чтобы ВСТ присутствовал на каждом конце TELNET соединения.