litceysel.ru
добавить свой файл
1

АКТИВНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Различают две группы методов социально-психологического обучения: традиционные методы обучения и активные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.

К ним относятся хорошо известные: лекция (рассказ), семинар (беседа), практические занятия, и т.п. Их результатом выступают «знания - описания» и навыки применять эти знания в типичных ситуациях. Разделение методов обучения на активные и традиционные достаточно условно, так как и традиционные методы должны заключать в себе активность. Однако традиционные методы направлены прежде всего на передачу определенной суммы знаний и формирование навыков практической деятельности. Они предполагают предоставление обучаемым готовых решений в качестве образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Конечно, и в решении этой задачи необходима активность обучаемых. Но эта активность по своей направленности и содержанию носит преимущественно репродуктивный характер. Именно это определяет при обучении традиционными методами приоритетную роль памяти и недостаточное внимание к управляемому развитию творческого мышления, которое совершенствуется попутно.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный), форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения - не просто знания, не умения и навыки решать профессиональные задачи, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности, т. к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться.

Понятие активности


Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемых, чем традиционные методы.

Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.



Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае­мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Выделяют 3 уровня активности:

 • Активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.


Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

 


  1.  Применение нетрадиционных форм проведения занятий (деловая игра, соревнование, семинар, экскурсия и др.);

  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

  3. Использование игровых форм;

  4. Диалогическое взаимодействие;

  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

  6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

  8. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…» и т.д.; художественное: с помощью схем, символов, рисунков и др.);»

  9. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

  10. Различные виды самостоятельной работы студентов (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

  11. Деятельностный подход в обучении;

  12.  Интерактивные методы обучения.

Интерактивные формы и методы обучения:

  • Интерактивная экскурсия;

  • Использование кейс-технологий (case-study);

  • Проведение видеоконференций;

  • Круглый стол;

  • Метод «мозгового штурма» («мозговая атака»);

  • Дебаты;

  • Фокус-группа;

  • Деловые и ролевые игры;

  • учебные групповые дискуссии;


  • тренинги;

  • эвристическая беседа;

  • презентации;

  • дискуссии;

  • конкурс практических работ с их обсуждением;

  • групповая работа с иллюстративными материалами;

  • обсуждение специальных видеозаписей, включая запись собственных действий.


Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;


- получение навыков работы в команде ;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

- обучающие анализу и оценке;

- обучающие решению проблем и принятию решений;

- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.


Видеоконференц-связь – это компьютерная технология, обеспечивающая обмен аудио-видео информацией в режиме реального времени между участниками, территориально находящимися в разных местах.

Видеоконференция в учебном процессе – это возможность проводить дистанционное обучение в режиме реального времени, с одновременным показом графической информации с компьютеров, просматривать документы с документ-камеры, производить запись на цифровые носители для последующего тиражирования, получать консультации преподавателей из основного корпуса в филиалах и т.д.


Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.

Целевое назначение метода состоит в:

– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;

– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;


– введение в практику принципа «свободного микрофона»;

– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

– наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).


Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы мозгового штурма:


  1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Дебаты формируют :

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;

  • ораторское мастерство и умение вести диалог;

  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  • развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
  • развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;


  • формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

  • формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

  • формирование навыков слушания и ведения записей.



Фокус группа — метод сбора данных, в основе которого лежит групповая дискуссия, проводимая модератором по определенному сценарию. Данный метод широко применяется в социологии и маркетинге. Оптимально метод подходит для изучения восприятия объекта, тестирования продуктов \ рекламных концепций, изучение потребителей, анализ потребностей и пр. Фокус-группа может быть определена как тщательно запланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений в определенной области в непринужденной обстановке. Она проводится под руководством опытного интервьюера. Атмосфера дискуссии спокойная, уютная, доверительная, и сама дискуссия часто оказывается увлекательной для участников по мере обмена мыслями и мнениями. Члены группы оказывают друг на друга определенное влияние, откликаясь на высказывания и комментарии в ходе дискуссии.


Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. «Деловая игра», поставив студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица (учителя, завуча, директора, методиста и пр.) заставляет его мыслить конкретно.



Учебная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Метод дискуссий как один из методов проблемного обучения находит все большее применение на занятиях, в том числе при профессионально-ориентированном обучении, главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении какой-то проблемы, дает возможность применить знания и навыки на практике.

Дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Она представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. Дискуссия нередко отождествляется с полемикой и спором. Однако, в отличие от конфликтности и борьбы мнений, свойственных спору и полемике, дискуссия характеризуется целенаправленностью и стремлением к компромиссу.


Тренинги

Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Тренинг делового общения направлен на развитие у обучающихся не только эффективных навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области.

В результате такого тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.


Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:

– работу над планом – сценарием тренинга;

– работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

– самоподготовку преподавателя;

– распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

Эвристическая беседа – это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы учащихся в нужное русло. Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие. Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и учащиеся дали правильные ответы. Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие, в некоторых случаях демонстрация фильмов и так далее. Эвристическая беседа , прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит учащихся, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам. Эвристическая беседа позволяет учащимся самим приходить к определенным открытиям, таким образом, новые знания становятся более запоминающимися и доставляют массу удовольствия от осознания собственной значимости.


Эвристическая беседа – это основная методика проблемного обучения. Проблемность в эвристической беседе проявляется различными способами: цепочка вопросов, постановка проблемы, название темы. Эвристическая беседа – это уникальная методика, способствующая творческому, креативному, и как это не парадоксально логическому мышлению.


Интерактивная презентация – докладчик и аудитория взаимодействуют на равных. Происходит обмен информацией. Ситуация

соответственно может корректировать по ходу дела в зависимости от

выдвинутых аудиторией предложений, идей, реакций.

Все  презентации  имеют общую структуру и строятся по единому плану: введение, основная часть, заключение. Для всех этих видов  презентации  общей будет схема: автор  презентации  – созданная им  презентация  – ее восприятие студенческой аудиторией. Другим преимуществом  презентации   как   метода   обучения  является содержательная сторона  презентации . Содержание презентационного материала отличается большим разнообразием и включает слайды с текстами, различные визуальные изображения, сопровождаемые вербальными пояснениями или текстами в режиме Power Point, использование мультимедийных средств, а также кино и аудио фрагменты.


Пресс-конференция может быть использована как для проведения занятия по всей теме, так и по отдельным ее вопросам.

Методика проведения таких занятий заключается в следующем: определяется пресс-центр в количестве 3–5 человек, 2 эксперта, назначается ведущий.

После вступительного слова преподавателя, заслушивания и суждения доклада обучаемые, назначенные для ответов на вопросы, занимают места за отдельно стоящими столами лицом к группе.

Вся работа пресс-центра организуется его руководителем, назначаемым из числа обучаемых.

Если вопросы поступают не к конкретному члену пресс-центра, то после некоторого обмена мнениями между его членами руководитель объявляет, кто будет отвечать на поставленный вопрос.

В течение 25–30 минут обучаемые ставят вопросы и получают на них ответы.

После этого эксперты в течение 10 минут подводят итоги пресс-конференции. Окончательный итог проведенной пресс-конференции подводит преподаватель. В такой же последовательности проходит пресс-конференция и по второму вопросу.