litceysel.ru
добавить свой файл
1
Введение



Введение


Актуальность темы исследования. Для обеспечения высоких темпов # экономического роста необходимо согласованное взаимодействие всех участ-


ников логистического процесса, начиная с источников получения сырья и заканчивая потреблением продукции конечными потребителями.


Сложившаяся на сегодняшний день система управления предприятием не


позволяет комплексно исследовать бизнес-процессы в их единстве и целостно-


'л сти. Решение этой сложной проблемы требует, прежде всего, переосмысления


сформировавшихся представлений о самом процессе производства, сущности


его экономической эффективности.


Разработка и реализация нового подхода к построению системы управле-ния предприятием возможна на основе логистической концепции управления. * Основной целью внедрения логистики на предприятии является обеспечение


максимальной его приспособленности к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и получением преимуществ перед конкурентами за счет оптимизации происходящих в нем потоковых процессов.


Логистическая концепция управления требует интеграции организационной структуры предприятия и построение ее в виде логистической цепи закупки - производство - сбыт, через которую проходят материальные и другие по-V токи предприятия.


; Материальный поток в процессе своего движения от поставщиков исход-


ных ресурсов до потребителей готовой продукции проходит три стадии: закупочную, где элементами материального потока являются материальные ресурсы; производственную - незавершенное производство и сбытовую - готовая продукция. Важную роль в движении материального потока играет звено «за-$Р купки». Закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий


материальный поток через цепь поставок.


4

В широком смысле «закупки» образуют основное звено между субъектами, входящими в цепь поставок и служат механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками.



В узком смысле, закупки - важная функция в любой организации, отвечающая за приобретение всех необходимых материалов.


Кроме того, на закупки приходится значительная доля расходов предприятия. Так, предприятия машиностроительного комплекса около 45 % тратят на закупки материалов. Поэтому закупочная деятельность отвечает за большую часть расходов предприятия, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.


Однако закупочная деятельность на машиностроительных предприятиях в России сегодня состоит в основном из разрозненных сделок по купле-продаже сырья, материалов и услуг без ориентации на долгосрочное сотрудничество с целью получения положительного экономического эффекта для всех участников логистической цепочки, решая только текущие задачи.


Решение задачи приобретения сырья, оборудования, услуг лучшего качества, в нужном количестве и ассортименте, по оптимальной цене, в удобное время и на основе долговременного сотрудничества в настоящий момент привлекает внимание специалистов различного уровня.


Активизация закупочной деятельности на предприятии немыслима без создания адекватной теоретической базы, но научный фундамент логистического подхода к управлению деятельностью предприятия не разработан в науке в достаточной мере, что затрудняет возможность эффективного управления закупочной деятельностью.


Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена: во-первых, необходимостью количественного и качественного развития машиностроительных предприятий, и их эффективного взаимодействия между собой и др. участниками логистического процесса; во-вторых, отсутствием взаимосвя-


занных моделей анализа, планирования и оптимизации закупочных процессов на предприятии.


• Теория логистики, являющаяся фундаментом для познания закупочной

деятельности стала объектом разработки многих российских ученых: В.П. Ал-ферьева, Б.А. Аникина, А.У. Альбекова, Н.В. Афанасьевой, Г.Л. Багиева, A.M. Гаджинского, Е.А. Голикова, М.П. Гордона, М.Е. Залмановой, А.В. Зырянова, К.В. Инютиной, Д.Д. Костоглодова, Л.Б. Миротина, Д.Т. Новикова, О.А. Нови-v кова, Ю.М. Неруша, И.Н. Омельченко, Б.К. Плоткина, А.И. Семененко, В.И.



Сергеева, Л.А. Сосуновой, Ы.Э. Ташбаева, С.А. Уварова, В.Г. Филоненко, В.В. Щербакова и других.


За рамками научных исследований российских ученых остались пробле-^ мы логистического анализа закупок; рассмотрения специфики состава элемен-


v? тов материального потока в звеньях логистической цепи и разный регламент


движения в них; противоречивые экономические интересы звеньев логистической цепи предприятия; вопросы планирования закупочной деятельности и за-ч пасов; отсутствие концепции сотрудничества поставщиков и потребителей сы-


рья и материалов; недостаточное внимание к применению информационных технологий в процессе закупочной деятельности.


Актуальность и недостаточная научная разработанность теории логисти-? ки закупок и проблем управления закупочной деятельностью на машинострои-


тельных предприятиях определили выбор темы, цели и задачи диссертационно-го исследования.


Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы является разработка теоретических и методических положений и соответствующих практических рекомендаций по логистизации закупочной деятельности маши-№" ностроительных предприятий для обеспечения их устойчивого состояния и


конкурентоспособного положения.


Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:


сформулировать основные положения логистического подхода к процессу закупок;


- проанализировать основные тенденции развития рынка машиностроительной продукции и определить особенности организации и управления потоковыми процессами машиностроительных предприятий;


обосновать необходимость проведения логистического анализа коммерческой деятельности предприятия;

сформировать систему показателей планирования и оценки эффективности закупочной деятельности на предприятии;



разработать модель формирования логистической системы управления запасами;


- определить и разработать критерии выбора поставщиков и показатели оценки их конкурентоспособности;


обосновать необходимость использования информационных технологий управления закупками в логистических системах.


Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования являются процессы закупок продукции на машиностроительных предприятиях, с использованием принципов и методов логистики.


Объект исследования. В качестве объекта исследования приняты пред- приятия машиностроения Самарского региона - развитого промышленного и финансового центра, обладающего необходимой репрезентативностью для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций.


Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической и методологической базой работы послужили научные труды ведущих отечест-венных и зарубежных ученых, статьи в экономической периодике, материалы международных, всероссийских, региональных симпозиумов, конференций, семинаров. Для обоснования практических рекомендаций использовались теоретические положения логистики, экономической теории, трансформированные применительно к предмету настоящего исследования.


7


В проведении исследования нашли применение следующие методы: маркетинга, статистики, менеджмента, сравнительного, структурного, функцио- нально-стоимостного и факторного анализа, статистические, экономико-математические, экспериментальных оценок и др.


В качестве информационной базы в работе были использованы материалы Госкомстата России, Самарского областного комитета государственной ста-тистики, предприятий машиностроения, вторичная информация из периодиче-ской печати и результаты специальных экономических исследований.

Научная новизна исследования. В настоящей диссертационной работе проведено комплексное исследование теоретических основ логистизации закупочной деятельности и управления процессом закупок на промышленном пред- приятии, даны практические рекомендации по совершенствованию системы материально-технического обеспечения.



В работе получены результаты, обладающие научной новизной:


- теоретически обоснована необходимость и целесообразность логисти- ческого подхода к закупочной деятельности машиностроительных предприятий;


разработана концепция взаимодействия различных подразделений предприятия по закупкам продукции с использованием логистических подходов;


- предложен механизм оценки экономической эффективности управления закупками, позволяющий определить не только их эффективность, но и одновремен-но качество хозяйственной деятельности предприятия;


- разработаны рекомендации по организации планирования с целью взаимоувязки закупочной деятельности с оптимальным выпуском продукции;


предложена авторская методика расчета оптимального текущего запаса, позволяющая учесть интересы складского хозяйства, транспортных служб, финансового отдела, управления закупками;


- сформулированы критерии оценки конкурентоспособности поставщика в микрологистических системах закупок;


- рекомендовано методическое обеспечение по внедрению закупочного информационно-логистического центра машиностроительного предприятия • как инструмента выбора поставщика.


Теоретическая и практическая значимость работы. Выполненное диссертационное исследование развивает недостаточно разработанную в экономической


науке теорию логистизации закупочной деятельности и научные основы управления б


материально-техническим обеспечением предприятия, а также предлагает пути со-


"> вершенствования оценки эффективности закупочной деятельности, ее организации,


планирования и контроля.


Предприятиями могут быть реализованы на практике предлагаемые принципы управления закупочной деятельностью, логистический анализ, методы оптимизации


If:

т движения материального потока, методика планирования закупочной деятельности,



способы установления оптимального размера запаса, а также приемы интегральной оценки поставщиков и внедрение информационных технологий в управление закупками.


Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и полученные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Самарской государственной экономической академии.


Разработанные практические рекомендации и методические положения внедрены в производственно-хозяйственную деятельность предприятий ОАО «Самарский подшипниковый завод», ЗАО «Самарский подшипниковый завод 4».


Результаты диссертационного исследования используются в Самарском государственном экономическом университете при чтении курсов «Логистика», к «Закупочная логистика».


Публикация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 5 работах общим объемом 1,45 печ. л.


9


Структура работы. Структура диссертационной работы подчинена поставленной цели, задачам и логике исследования. Общий объем работы составляет 177 страниц, в котором 33 таблицы, 16 рисунков. Библиографический список включает 153 наименования.


10


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЗАЦИИ


ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Сущность логистического подхода к процессу закупок

Формирование рыночной экономики приводит к трансформации материально-технического обеспечения предприятий и вызывает необходимость новых подходов к организации и управлению взаимодействием потребителей и поставщиков, к анализу внешней среды. Функционирование и выживание предприятий на рынке поставлено в прямую зависимость от системного управления товародвижением в цепочке поставщик-гпроизводитель-потребитель. Организационно-экономические отношения между субъектами рынка по поводу материально-технического обеспечения (МТО) на уровне предприятия способствуют преобразованию управления материальными ресурсами. Все большее значение приобретает интеграция процесса движения материального потока, а управление материальными ресурсами происходит на основе закупочной логистики.



За последние годы внимание к логистике постоянно возрастает. Это обусловлено рядом существенных факторов, которые проявляются в следующем: в постоянно совершенствующейся системе производственных, организационных, управленческих отношений между взаимодействующими субъектами экономики; в дополнительных преимуществах и выгодах, получаемых в рыночной среде участниками эффективных логистических цепей; в усилении взаимной ответственности участников таких цепей, приоритете их общего интереса в поддержании устойчивости и оптимизации этих цепей с учетом интересов каждого участника в отдельности.


Определение логистики в общем представляет собой процесс планирования, осуществления и контроля эффективного и оптимального по стоимости поступления и складирования сырья, запаса для переработки, готовой продукции и относящейся к этому информации от момента происхождения до момента потребления с целью удовлетворения потребностей клиентов [148].


В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе можно выделить следующие принципиальные направления в определении логистики, которые служат основой для исследования материально-технического обеспечения. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, то есть с управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю в области закупок, производства и сбыта. В логистике товародвижения, по мнению ряда специалистов и исследователей [25, 26, 60, 98, 130] основополагающим элементом являются хозяйственные связи между изготовителями материалов, изделий, оборудования и их потребителями. В процессе реализации, купли-продажи продукция выступает в качестве товаров, которые приобретаются на товарных рынках непосредственно потребителями или закупаются предприятиями и организациями - коммерческими посредниками между производителями и потребителями.

Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления операциями, связанными с товародвижением, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения [11, 48, 58, 71].



С точки зрения нашего исследования, наиболее применимыми к закупкам являются следующие определения логистики:


1. Термин «логистика» используется для обозначения нового направления в науке - теории и практике управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, то есть всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов, готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями [112, 113].


12


2. Логистика - наука об организации и планировании процесса обращения материальных ресурсов в общественном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом [14].


3. Логистика - это «наука, изучающая потоковые процессы в экономике, в частности, управление товародвижением или управление материальными ресурсами для нужд снабжения - это потоки обусловлены процессами купли-продажи и в свою очередь порождают денежные (финансовые) потоки» [59].


4. Логистика - это научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил общества путем системной организации и оптимизации материальных, товарных и информационных потоков [45].


В рамках зарубежного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, необходимо отметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.


Некоторые зарубежные авторы [72], определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, -это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции...» [60].



5. «Логистика - это функция, отвечающая за материальный поток, идущий от поставщиков в организацию, проходящий через операции внутри организации и затем уходящий к потребителям» [124].


13


Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, которая увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.


В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.


Приверженцами расширенного толкования логистики являются и специалисты, которые подразумевают под логистикой «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения...способ организации деятельности предприятий, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей» [71].


Обобщая вышеизложенные определения логистики зарубежными авторами, ее можно охарактеризовать как науку об управлении материальными потоками от первичного источника до конечного потребителях минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимися к нему потоками информации и финансовых средств.

Таким образом, из приведенных определений логистики российскими и иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, охватывающую как сферу производства, так и сферу обращения материальных ресурсов (подсистемы материально-технического снабжения и сбыта продукции) и направленную на оптимизацию способов и мето-



14


дов взаимодействия фирмы с.ее поставщиками и потребителями продукции в конкурентной рыночной среде.


Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности пу-тем рационализации управления материальными потоками представляет собой концепцию логистики.


В рамках универсальной концепции логистики оптимизация не предполагает обязательного достижения экстремума, целевой функции, а лишь активное движение навстречу ему. Иными словами, в логистике речь всегда идет и в поиске и в выборе решения, лучшего по сравнению с тем, что уже имеется. Именно такое рассмотрение потоковых процессов в экономике, увязанное с методологией их изучения, способами оптимизации и оценки принимаемых решений (мер или действий), должно, служить толкованию понятий «логистика» и «логистическая деятельность» [97].


В распространенной западной концепции логистики обнаруживается прямое стремление отождествить ее суть с деятельностью по материально-техническому обеспечению производства и управлению его ресурсами. Сторонники указанной концепции убеждены, что предметом логистики является только организация материальных потоков в производственно-коммерческой сфере.


Другая концепция проявляется в желании отождествить понятие «логистическая деятельность» с профессиональными действиями специалистов, занимающихся организацией производства, его планированием, то есть с функциями хозяйственников - управленцев, именуемых в настоящее время менеджерами. Такая концепция обосновывается связью указанных функций с потоковыми процессами материалов, сырья, готовой продукции.


Функциональная особенность универсальной концепции состоит в комплексном анализе, синтезе и оптимизации уже действующих, организованных или предложенных снабженцами, финансистами, менеджерами, сбытовиками материальных и связанных с ними потоков.


15

Из определения объекта и предмета логистики следует, что в задачу этой новой научной дисциплины входит разработка методологии системного анализа и синтеза логистических систем, методов оценки эффективности и оптимизации их функционирования, а ее содержанием является моделирование потоков (потоковых процессов), характерных для той или иной формы экономической деятельности.



Методологическая ценность логистического подхода состоит прежде всего в том, что он содержит и в развернутой форме выражает требование нового, по сравнению с предшествующими, подхода к объекту изучения. Очень важно подчеркнуть: логистический подход сам по себе как таковой не дает решения проблемы непосредственно, он является орудием новой постановки проблемы. Именно в этом состоит принципиальная методологическая сторона логистики.


Таким образом, всесторонее использование логистической методологии придает ей качественно новые прогрессивные свойства и выводит на новую ступень в развитии.


В настоящее время все больше проявляется заинтересованность в процессе эффективного и рационального управления закупками. Планирование потребности в сырье, система своевременности производства, новый акцент на качество и производительность потребовали пересмотра многих традиционных концепций закупок. Например, традиционная точка зрения, что наличие многочисленных поставщиков повышает безопасность и гарантию осуществления закупок, сменилась тенденцией использования одного источника. Результаты более тесных отношений с продавцом и сотрудничества с ним в вопросе организации поставок и создания системы гарантированного качества подвергают сомнению концепцию традиционных отношений между покупателем и продавцом «на расстоянии вытянутой руки». Переговоры о цене становятся популярнее, чем конкурс коммерческих предложений, а долгосрочные контракты о сотрудничестве заменяют практику краткосрочных закупок. Все эти тенденции являются результатом возросшего внимания менеджмента к качеству и роста


16


активности при развитии поставщиков, которые бы отвечали критериям закупок таким, как качество, количество, доставка, цена, сервис, долговременность и совершенствование процесса.

Эффективное управление закупками может существенно повлиять на успех большинства современных предприятий. Приобретение сырья, услуг и оборудования лучшего качества, в нужном количестве, по лучшей цене, в нужное время и на основе долговременного сотрудничества давно привлекает внимание многих менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики. Сегодня акцент делается на общем процессе управления МТО в контексте целей организации, а не на отдельных, связанных с закупками, сделках компании. Быстро меняющаяся картина процесса МТО с циклами избытка и недопоставок, предложениями и изменяющимися ценами, ресурсом времени и вопросом наличия товаров представляет собой постоянный вызов компаниям, желающим получить максимум в этой области.



Логистика, занимающаяся данным комплексом проблем, называется закупочной.


Закупочная логистика - важная сфера общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения. Комплекс операций, составляющий процесс закупочной логистики сложен, многогранен, разнообразен, протекает в разных местах, в разное время, с разной степенью интенсивности. Этот процесс занимает ответственное место в общественном производстве, обеспечивая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия-потребителя [60].


В работах [31, 32] выделяется три точки зрения на определение понятия «закупочная логистика».


С одной точки зрения, процесс управления закупочной логистикой трактуется чрезмерно широко, охватывая сферу управления снабжением, перевозками, экспедированием грузов, складским хозяйством, сбытом. Названная трак-


17


товка преимущественно применяется в американском бизнесе и широко известна в мире [92, 149].


Согласно другой точке зрения, в ряде стран к управлению закупочной логистикой относят только управление снабженческой деятельностью, взятой в узком смысле этого слова, как процесс закупок материальных ресурсов [34, 99]. Сферу управления закупочной логистикой на предприятии при таком подходе считают одним из основных моделей процесса обращения.


В соответствии с третьей точкой зрения управление закупочной логистикой - это система управления планированием и контролем усилий, необходимая для того, чтобы требуемое количество и качество материалов, заказанных соответствующим образом, в нужный момент было получено по разумной цене и имелось на предприятии в наличии при необходимости. Это определение, как нам представляется, отличается от двух ранее приведенных следующим:


шириной трактовки понятия «управление закупочной логистикой»;

большей конкретностью определения;



более тесной увязкой с теоретическими основами современной организации производства;


четкой ориентацией на конечный результат деятельности предприятия. Третья точка зрения более конкретна и отражает основные принципы логистического подхода к сфере закупок (количество и качество материалов, сроки поставок, определение цен на материалы, необходимость ограничения объемов запасов).


Таким образом, закупочная логистика - это система управления материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, в рамках которой происходит движение сырья, производственных и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия или через сеть промежуточных складов поставщиков. В этой системе происходит выбор поставщика, проведение переговоров и заключение договоров на осуществление закупок, подбор и

Список литературы