litceysel.ru
добавить свой файл
1
Введение



3 ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмыслить новые тенденции в сфере взаимодействия церкви и государства в конце XX - начале XXI века, свидетелями которых мы являемся.


Исторические процессы, происходящие в России на рубеже веков (XX-XXI вв.), позволяют заявить о глубокой трансформации всех сторон общественной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Распад Советского Союза, крушение коммунистической идеологии, переход к иным формам хозяйствования и управления обществом привели не только к ухудшению материального положения российских граждан, но и к духовному кризису, побуждающему искать выход из него, в том числе обращаясь к традиционным духовным ценностям. К одной из таковых следует отнести религию - будь то христианство, ислам, или буддизм.


Вместе с тем, религия в земной жизни имеет свою форму организации -церковь. Историко-политическая трансформация российского общества позволила религии вернуться в культуру, что было отмечено возрождением церковной организации, усилением ее влияния на общественную и политическую жизнь общества. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в посткоммунистическом обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Этим также определяется актуальность исследования.

Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны как политической власти, так и общественности к процессам инсти-туциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частности на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные рамки как со стороны государственных чиновников, так и церковных



4


деятелей. В чем причина данного явления? Не следует ли из этого, что обеими сторонами не всегда правильно понимается сущность церкви и государства в соотношениях друг с другом, отчего и происходит искажение их культурного взаимодействия то в сторону клерикализма, когда церковь вмешивается в осуществление государственной политики, борется за присвоение ей властных полномочий, то в сторону радикального секуляризма, игнорирования социальной и культурной роли церкви? Не являются ли вышеупомянутые нарушения свидетельством того, что церковно-государственные отношения стоят на пороге институциализации новых форм и моделей взаимодействия?


Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в том, что российское общество, пережив периоды подавления религиозности и религиозного ренессанса, стоит перед сложным осознанием сущности взаимоотношений таких феноменов бытия, как Церковь и Государство и корректировкой выбора способов цер-ковно-государственного взаимодействия.


В качестве базовой гипотезы мы предполагаем, что на современном этапе поиска приемлемых моделей отношений Русской Православной Церкви с государством предпочтительной может быть кооперационная модель в рамках принципа отделения церкви от государства.


В настоящее время сложилась объективная необходимость анализа эволюции церковно-государственных отношений как в советский, так и постсоветский периоды, выявления причин их деформации и определения форм культурного взаимодействия между государством и религиозными организациями, что должно способствовать консолидации граждан разных мировоззренческих ориентации на базе непреходящих общечеловеческих ценностей. Без решения этих задач невозможно рассчитывать на стабилизацию общественных отношений и достижение гражданского мира. Этим также объясняется актуальность выбора темы.

В предлагаемом исследовании предпринята попытка целостного анализа социокультурных церковно-государственных отношений на примере Русской Православной Церкви, поскольку, во-первых, она на протяжении всей истории



5


Российского государства занимала господствующее положение и имеет опыт культурного взаимодействия - «симфонию»; во-вторых, РПЦ и в современном Российском государстве является самой крупной и влиятельной религиозной организацией. Данная позиция ни в коем случае не обусловлена предвзятостью или неуважением к иным вероисповеданиям, а лишь свидетельствует с необходимости сужения проблемы для более полного ее исследования. Помимо этого, мы исходим из приведенной в первом параграфе типологии форм религиозных организаций немецкого теолога Эрнста Трельча, исходя из которой лишь хри-стианскаю религию можно считать церковью в России. Традиционной культурно-исторической формой христианства в нашей стране является православие, следовательно, говоря «церковь», в своем исследовании мы подразумеваем Русскую Православную Церковь.


Степень разработанности проблемы


Сложный и противоречивый вопрос о культуре взаимоотношений церкви и государства привлекал и привлекает внимание философов, историков, политологов, культурологов, религиоведов.


Литературу, касающуюся данной проблемы, можно условно разделить на четыре категории, исходя из различных аспектов церковно- государственного взаимодействия, рассматриваемых в каждой группе работ.


Первая категория - труды, посвященные истории взаимодействия государства и церкви. Среди них - монографии и научные исследования В.А. Алексеева, Н.С. Борисова, О.Ю. Васильевой, А.В. Гущиной, Ю.Ф.Козлова, М.С. Корзуна, А.Николина, М.И. Одинцова, Р.Г. Скрынникова, Л.В. Тюриной, Б.А. Успенского, С.Л. Фирсова, Т.А. Чумаченко, М.В. Шкаровского, В.Н. Якунина1

'Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденция эволюции (на материалах отечественной истории послеоктябрьского (1917 г.) периода XX века., М., 1994, Дис.док.ист.наук; Он же. Постперестройка: несвободная совесть? (интервью, беседы с религиозными деятелями, статьи о проблемах свободы совести и церковно-государственных отношениях в России). — М.: Россия молодая, 1992. — 62 с; Борисов Н.С. Церковные деятели Средневековой Руси XIII-XVII вв. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 198 с; Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. - Институт истории АН СССР. М., 1990, Дис.канд.ист.наук; Гущина А.В. Эволюция отношений государства и Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.).—М.,1996, Дис.канд.ист.наук; Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста.- Саранск: Мордов.кн.изд-во,1995. - 288с; Корзун М.С. Русская православная церковь: деятельность и мировоззрение (X век — 1988 г.). Минск, 1993, Дис.. .док.ист.наук; Николин А. Церковь и государство.-М.: Изд-е Сретенского монастыря, 1997. -430 с; Один-



6


и др. Историческая динамика данных работ охватывает периоды становления древнерусского государства, российскую империю, советское государство. Однако формы культурного взаимодействия не выделены в особый объект исследования.


Ко второй категории относятся труды русских философов, писавших о религии: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, Д.М. Койгена, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Вл. Соловьева, С.Л. Франка2, о социальной роли религии и церкви, а также социальной сущности государства. Но, по естественным причинам, данные авторы не могли предугадать советской секуляризации и нынешнего российского религиозного бума, резко меняющего формы и тенденции культурного взаимодействия церкви и государства.


Третья категория представлена работами М.Н. Бессонова, В.Н. Бондарен-ко, И.М. Бочаровой, СВ. Джораевой, Ю.Б. Козловой, М.С. Корзуна, Л.К. Ку-рочкина, Л.А. Морозовой, B.C. Полосина, Д.В. Поспеловского3, где освещается проблема влияния религии на духовное и нравственное развитие общества.

цов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX в.)- — Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 1996, Дис.. .док.ист.наук; Он же. Государство и церковь( история взаимоотношений: 1917-1938 гг. ).-М. Знание,1991.-64с; Он же. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству. В кн.: На пути к свободе совести. - М., 1989. -с.51-57; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV-XVI вв. - СПб., 2000.-462 с; Он же. Крест и корона: Церковь и государство на Руси XI-XVII вв.- СПб., 2000.-462 с; Тюрина Л.В. Государство и Русская православная церковь: эволюция отношений. 1017-200гг. Курск, 2000, Дис.канд.ист.наук; Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России. Византийская модель и ее русское переосмысление.-М.,1998.- 676 с; Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в конце Х1Х-начале XX вв. (Проблемы взаимоотношений духовной и ветской власти). СПб., 1994, Дис.. .канд.истор.наук; Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений (40-е — первая половина 50-х гг.). М., 1994, Дис.канд.ист.наук; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 годах. СПб., 1996. Дис.. .док.ист.наук; Он же. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве ( государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.) - М.,1999.-400с; Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской православной церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.—Самарский государственный университет. 1998, Дис.. .канд.ист.наук.



2 Бердяев Н.А. Распря церкви и государства в России // Вопросы религии. - М., 1908. - Вып. П. - С. 116.; Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск, 1991. -С. 350; Зеньковский В.В. Основы христианской философии.-М., 1996.- С.524; Ильин И.А. Родина и мы. - Смоленск, 1995. - С.329-331; Койген Д.М. Государство и религия // Записки Петроградского Религиозно-философского общества. - Пг., 1916. - Вып. IV.-С.111 - 131; Лосский Н.О. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. -М., 1991.- С.288; Соловьев B.C. Значение государства / Он же. Соч. в 2-х т. - Т.2. - С. 548-561; Он же. Чтения о Богочеловечестве/ Указ.соч.- С. 152-172; Он же. О христианском единстве. - М., 1994.- С. 144; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.,1992.- С. 511.


3Бессонов М.Н. Собор 1988 г. и современные тенденции в русском православии. — М.: Знание, 1989. — 38с; Он же. Православие в наши дни. — М.: Политиздат, 1990. — 303 с; Бондаренко В. Д. Современное православие: тенденции эволюции. — Симферополь: Таврия, 1989. — 174 с; Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дис... канд. филос.наук. - Воронеж,1998; Джораева СВ. Государственно-церковные отношения в России (опыт философско-исторического анализа).Дис...кандфилос.наук.-М.,1997.-


7


И в четвертую категорию мы выделили диссертационные исследования последних лет, содержащие анализ религиозных доктрин и их значение для определения места и роли церкви в современном российском обществе (П.К. Ку-рочкин, М.Н. Образцова, Г.Д.Панков, В.П. Сидоров), вызывает интерес проблема отношения РПЦ к новым религиозным движениям (Т.А. Бажан, Л.И. Григорьева, В.Н. Рагузин); появились историко-политологические исследования взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства (О.Ю.Васильева, P.M. Ахмедов, А.А. Передельский, Н.Д. Шепелева, С.Л. Фирсов).4

Однако, несмотря на огромный исследовательский интерес к обозначенной проблеме, все еще остаются малоизученными многие ее стороны и моменты. Так, слабо выделяется в исследованиях, посвященных церковно-государственному взаимодействию, вопрос о культурных формах церковно-государственных отношений, о том, какие из них являются наиболее востребованными в современной культурной ситуации, характеризующейся поиском и собиранием духовных ценностей для возрождения российской культуры XXI века. Как складывается сегодня культура церковно-государственных взаимоотношений, к чему призывает и куда ведет церковь, какие будущие модели этих



139с; Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений.- М.: Государство и право, 1995. -88с; Козлова Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно- нравственные процессы в российском обществе. Дис... канд. филос наук. -Уфа, 2000; Полосин B.C. РПЦ и государство ( международно-правовой и политологический аспекты, 1971-1991 гг.). Дис... канд. политол.наук.-М.,1993.- 148с; Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке.-М., 1995. -С. 106 и др. _

4Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС. М., 1970. Дис.канд.филос.наук; М.Н. Образцова. Государственно-церковные отношения в модернизационном процессе в России начала XX века.—Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М. 2003, Дис.канд.ист.наук; Панков Г.Д. Изменение места и функций церкви в советском обществе (на материалах русского православия). — М., 1990. Дис.канд.филос.наук; Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина Русской Православной Церкви. Дис...канд. филос. наук.- СПб., 1996; Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Дис... канд. филос. наук. -М.,2000; Григорьева Л.И. Религии "Нового века" в современной России: социально-философский анализ. Дис...док.филос.наук.-М.,2000. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Дис.канд.юр.наук.-Казань,2001.-171с. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943— 1945 гг. — Институт российской истории РАН. М. 1999, Дис.док.ист.наук; Передельский А.А. Церковь в политической организации общества. Дис.канд.филос.наук. -М., 1991.-148с; Шепелева Н.Д. Русская православная церковь в социально-политической истории России в начале XX века (На материалах Тамбовской губернии). — Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2002. Дис.канд.ист.наук.; Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в 1907-1917 гг. (Социальные и политические проблемы). — СПб., 1997, Дис.док.ист.наук.



взаимоотношений просматриваются в сегодняшнем дне, какие проблемы культурной ситуации являются наиболее острыми и как их решают церковь и государство - вот далеко не полный перечень вопросов, которые требуют осмысления. Добавим к сказанному, что все еще мало работ, представляющих объективный, непредвзятый взгляд на сущность церкви, государства, исключающий либо излишне восторженные, либо, напротив, негативные оценки места и роли церкви в обществе.


Объект исследования: церковно-государственные отношения в фило-софско-кулътурологическом аспекте.


Предмет исследования: формы и модели церковно-государственных отношений е российском социуме.


Цели и задачи исследования


Цель данного исследования: рассмотреть культурную динамику церковно-государственных отношений в контексте новых тенденций, складывающихся в современной российской культуре конца XX - начала XXI веков.


Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:


- определить характер взаимодействия между религиозными организациями и государством на современном этапе развития российского общества;


- обозначить культурные перспективы консолидации усилий как со стороны церкви, так и государства вокруг программы созидания демократического гражданского общества в России XXI века;


- раскрыть объективные причины необходимости утверждения в обществе уважительного отношения к общечеловеческим ценностям как составному элементу духовной культуры;


- определить понятия и термины с точки зрения новых тенденций и задач в церковно-государственном взаимодействии.


Методологическую основу исследования составили: Комплексный подход, предполагающий использование:


9

- философского анализа церковно-государственных отношений, позволившего рассмотреть их в единстве противоположных тенденций: противоречия, тождества, борьбы противоположностей;



- культурно - типологического метода, давшего возможность выявить культурную обусловленность рассматриваемых форм взаимодействия и показать необходимость сплочения церкви и государства в условиях демократизации общества;


- сравнительно - исторического метода, позволившего выявить особенности церковно-государственных отношений в современной России XXI века, в отличие от предшествующего периода;


- компаративистики с целью выделения общих элементов в понимании сущности деятельности церкви и государства;


А также принципов: детерминизма, позволяющего выявить специфику и динамику церковно-государственных отношений во взаимосвязи с государственной политикой и идеологией; принципа историзма и системного принципа.


Научная новизна исследования:


1. Введены в научный оборот расширенные понятия церкви и государства в контексте их взаимодействия.


2. Обосновано положение о том, что государство выполняет не только внешнюю социальную функцию организации и подчинения, но, в сущности, определяет нравственные критерии жизни, являясь сообществом духовных единомышленников.


3. Выявлены исторические формы и модели взаимодействия церкви и государства. Обоснованно положение о предпочтительности так называемой кооперационной модели церковно-государственных отношений.


4. Выдвинуто предположение о том, что современные отношения церкви и государства должны строиться на основе культуры диалога и сотрудничества.


5. Сделан вывод о назревшей необходимости выхода церковно-государственных отношений из сферы политики в социальную и культурную.


10 На защиту выносятся следующие положения:


Анализ церковно-государственных отношений предполагает необходимость расширенного толкования таких понятий как церковь и государство, в связи со светскими и философско-религиозными интерпретациями.

- Согласно светским определениям, церковь - организационное объединение последователей вероучения. Государство - структура господства, обладающая внешними атрибутами власти.



- Иное понимание сущности данных феноменов сложилось в религиозной традиции, подчеркивающей их разную природу. Церковь рассматривается как представительство небесного в земной жизни, «душа» общества и культуры. Государство, мирское явление, определяется как сообщество духовно солидарных людей, стремящихся к осуществлению нравственного идеала жизни.


- В обоих случаях наблюдается общность некоторых задач церкви и государства. Так, сравнивая функциональные модели церкви и государства, мы пришли к выводу, что они совпадают в осуществлении функции консолидации общества. Исходя из богословского понимания, оба общественных института призваны поддерживать нравственные устои общества на основе общечеловеческих ценностей.


Проблема понимания сущности церковно-государственного взаимодействия нашла отражение в различных культурно-исторических формах и принципах их взаимоотношений:


- Папоцезаризм - когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.


- Цезаропапизм - когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии.


В секулярной культуре цезаропапизм прослеживается в принципе отделения церкви от государства, который проявляется в сепарационной и кооперационной моделях.


11


A. При сепарационной модели принцип разделения властей реализуется в провозглашении равенства всех кофессий перед законом и обеспечении секуля-ризма в государственной и общественной жизни.


B. При кооперационной модели церковное и светское разделены, но взаимодействуют. Государство, помимо обеспечения гражданских прав всех конфессий, берет на себя защиту ведущих традиционных вероисповеданий.

Наиболее радикально принцип отделения церкви от государства выразился в советской России, когда государство преследовало церковь, использовало ее авторитет в политических целях.



- Так называемая «симфония властей» - идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Обе стороны сотрудничают, не вмешиваясь в исключительную компетенцию друг друга и сохраняя независимость. Однако подобный идеал трудноосуществим на практике, так как, получая поддержку государства, церковь зачастую становится апологетом последнего.


- Исследование социокультурных форм взаимодействия церкви и государства на опыте России XX века позволяет проследить эволюцию принципа отделения от конфронтации и игнорирования взаимных интересов к поиску диалога и социального партнерства между этими общественными институтами.


Анализируя процесс конфигурирования форм церковно-государственного взаимодействия в современной ситуации, мы пришли к выводам о возможности формирования кооперационной модели взаимоотношений церкви и государства, а также о необходимости более тесного сотрудничества церкви с общественными организациями, что отвечает сущности данного явления.


Теоретическая и практическая значимость


Теоретическая значимость исследования состоит, на наш взгляд, в том, что используемые методологические подходы к изучению такого важного феномена культурной, общественной и политической жизни, каким являются


12


взаимоотношения церкви и государства, поможет дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Кроме того, анализ материалов периодических изданий, сайтов Интернета способствует более глубокому изучению этого феномена, что представляет несомненную важность, поскольку он слабо отрефлексирован в фундаментальных теоретических исследованиях.

Содержащийся в диссертации материал может быть использован в вузовских курсах истории и теории культуры, культурологии и социологии религии, религиоведения, истории православной культуры, истории мировых религий, что определяет его практическую значимость.



Апробация диссертационного исследования


Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на научно-практических конференциях международного и городского уровней - «Интеграция отечественной школы в мировое образовательное пространство». Казань, 2003; «Общество, государство, личность: проблемы взаимодействия в условиях рыночной экономики». Казань, 2004; «Молодежь на пути к мировому наследию (Юнеско)». Казань, 2004, заседаниях кафедры философии Академии управления ТИСБИ, а также в научных публикациях автора.


Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и истории Казанского государственного университета культуры и искусств 24 июня 2004г. (протокол №1).


Структура работы


Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографии.


13


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКВИ


И ГОСУДАРСТВА


В данной главе рассмотрены основные культурно-исторические модели церковно-государственного взаимодействия, имевшие место в мировой истории, а также проанализированы светские и богословские интерпретации сущности феноменов церкви и государства, что подготовило почву для исследования культурных взаимоотношений конкретной конфессии (Православия в лице РПЦ) с российским государством.


1.1. Исторические принципы, типы и модели взаимодействия


государства и церкви

Систематизация типов и моделей церковно-государственного взаимодействия позволяет выделить ряд принципов и форм этих взаимоотношений, сложившихся и проявившихся в классическом виде еще в начале нашей эры и в последующем, вплоть до современности, воплощавшихся в различных соотношениях, с большим или меньшим перевесом роли одной из них. С этим связан наш интерес к генезису таких типов и моделей взаимодействия как цезарепа-пизм, папоцезаризм, симфония властей, кооперационная и сепарационная модели в рамках принципа разделения властей.



Однако вначале нам представляется необходимым обосновать выбор христианства (Русской Православной Церкви) из прочих религий в качестве основного примера нашего исследования. Дело в том, что автор исследования полагается на типологию форм религиозной организации немецкого теолога XX ве-


14


ка Эрнста Трельча5, согласно которой существуют 4 формы: церковь, секта, деноминация, культ. Дадим краткую характеристику.


Церковь - религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Почти все члены общества проявляют преданность церкви, и она обычно связана с государством: раньше католицизм был государственной религией в Италии и Франции, православие - в России (хотя впоследствии церковь в этих странах отделили от государства); ныне англиканство считается таковой в Англии, а ислам - в ряде арабских стран. Трельч обнаружил парадокс: христианство в Европе может или оставаться церковью, т.е. пытаться влиять на все общество и быть открытой для всех людей, или стать сектой, т.е. влиять на общество через преданных последователей. Последствия выбора пути будут различны: существование как церкви вызовет известную адаптацию к государству. Преобразование в секту приведет к изоляции и потере влияния..


Секта - организация, отвергающая ценности общества и требующая обращения в свою веру и преданности вере и ритуалам. Обычно образуется в результате отделения небольшой группы, недовольной ритуалами старой церкви и создающей новую религию. Поскольку секта противопоставляет себя господствующей в обществе церкви, то члены секты обычно не участвуют в его жизни, будучи замкнутой и отстраненной от общества группой (например, от учебы в школах, лечения, армии). Так, христианская религия на начальном этапе становления была сектой, оппозиционной официальному иудаизму.

Деноминация - промежуточная между церковью и сектой организация. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с иными деноминациями для прозелитизма, т.е. привлечения неофитов, в отличие от церкви, не требуя преданности от большинства членов общества (это баптисты, методисты и др.). Деноминация часто рождается из разросшейся секты (как учение Лютера, хотя квакеры, например, не желают превращения в деноминацию). Усложнение структуры и рост числа верующих снижают религиозную дисциплину из-за «проблемы второго поколения», когда членами секты становятся все больше по рождению, а не из-за обращения. Впоследствии по мере складывания ритуалов и правил деноминация способна стать церковью, как лютеранство - ныне официальная религия в ряде стран Скандинавии.



Культ - секта, придерживающаяся крайних взглядов и призывающая к радикальному изменению личности и общества (например, «Белое братство»). Как правило, он отрывается от основной церкви в силу несогласия с ритуалами. Культом называется и начальная фаза развития «новой религии», требующей полного разрыва с существующими религиозными тра-


' См. Смелзер Н. Социология.- М.: Феникс, 1994.- 688с.


15


дициями. Враждебное отношение со стороны окружения может вызвать превращение секты в культ. Однако раньше считали, что секты акцентируют солидарность членов, а культы -индивидуализм. Быстрое распространение восточных культов в России и на Западе ставит под сомнение степень секуляризации современного общества. Ныне это может быть малая группа без определенной структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто использующая эзотерические и оккультные идеи.


Исходя из приведенных выше определений, в Российской Федерации церковью может считаться лишь Православие, так как более половины граждан страны относят себя к православным6, и РПЦ безусловно является открытой и взаимодействующей с государством организацией. Однако обратимся к истокам истории взаимодействия христианской церкви и государственной власти.

Отношения между церковью и государством в первые века христианства - это отношения церкви и Римской империи. Римская империя уже существовала, когда возникла церковь, а потому римские императоры исходили из идеи управительной.власти над миром, верховная власть была сакрализированна. В данном контексте Н.А. Бердяев писал: «Суверенная, неограниченная и самодовлеющая государственность во всех ее исторических формах, прошлых и будущих, есть результат обоготворения воли человеческого, многих или всех ... есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место религии божеского...»7. Каждый римский император считал себя не только высшим должностным лицом в государстве, но и судьей, и полководцем, и верховным жрецом; более того, они считали себя существами божественными, требовали по отношению к себе поклонения. Именно поэтому они становились гонителями христиан, поскольку те признавали иное абсолютное начало, высшее, чем императорская власть. Христиане выше государства ставили церковь и свои общины, перенося тем самым государство в разряд относительных и ус-



6Статистические данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001. Население - 146 934 000, христиан - 57.4 % (или 84 308 198 чел.) РПЦ МП Русская Православная Церковь Московского Патриархата - 73 998000 (что составляет 50.4 % населения, 87.8 % христиан страны). 7 Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - СПб., 1907. - С.41.


16


ловных ценностей. Для первых христиан было принципиально недопустимо уподоблять земного царя Богу.


Отношение государственной власти римских императоров к распространявшемуся христианству в первые 300 лет его существования претерпевало эволюцию от безразличия к гонениям. Можно выделить три периода эпохи борьбы против христиан в Римской империи.


Первый - когда римская власть в целом относилась безразлично к распространению христианства, гонения носили локальный характер и совершались в результате личных побуждений со стороны императоров, не становясь правительственной политикой (I в. н.э.).


Второй - гонения приобретают правительственный характер, но в то же время случайный и зависящий от произвола правителей, их характера и воззрений (II в. н.э.).


Третий - гонения приобретают повсеместный, жестокий характер, христианство расценивается как секта, враждебная империи, а потому была поставлена цель ее искоренения (Ш в.).


Особенно жестокими в этот период были гонения при императоре Дио-лектиане, который выпустил 4 эдикта против христиан. В них запрещались богослужебные собрания христиан, христианские храмы подлежали разрушению, списки Священного Писания должны были сжигаться, все исповедующие христианство лишались гражданских прав или осуждались на пытки и мучения с целью отречения от веры.

Однако гонения на церковь не только не уничтожили христианскую церковь, но, напротив, укрепили ее и способствовали распространению вширь. Почти 300 лет христианство крепло и росло в отчуждении от государства. Вместе с тем, именно для своего выживания и распространения она нуждалась в нем. Поэтому со временем христианская церковь объявила государство Божественным установлением и требовала от него подчинения высшему началу, действий по указанию власти небесной.



17


Некоторые представители либеральной интеллигенции (А.А. Мейер, А.В. Карташов, Л.Е. Галич, Ф.К. Греков, Е.П. Иванов, Д.В. Кузьмин-Караваев и др.) полагали, что именно когда церковь стала санкционировать государство, она отошла от своей истинной сущности, заложенной Христом. Они отмечали, что «в христианском мировоззрении можно уловить такие элементы, которые делают его совершенно несовместимым с какой бы то ни было светской государ-


о


ственностью» , что «Церковь явилась в результате перерождения христианства; чистому же, неперерожденному христианству нечего делать ни с миром, ни с культурой, ни с государством»9. Оценивая отрицательно компромисс между церковью и государственной властью, Карташов отмечает, что все-таки это не было ошибкой, ибо, «ожидая при конце времен чудесного восполнения своего подвига, Церковь идет, то падая, то подымаясь, тернистым путем "компромисса" с дефектами человеческой истории»10.


Первым из римских императоров, кто осознал, что государство и христианская церковь могут взаимодействовать, был Константин Великий в IV в. н.э: Он понял, что христиане, жившие в катакомбах, и гонимые, все же не утратили своей веры и не проявляют враждебности к власти. Христиане показали себя как сила не разрушающая, а преобразующая, продемонстрировали свою способность жить в какой угодно враждебной среде.


В 313 году был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году христианство было объявлено официальной религией Римской империи.

Константин Великий провозгласил, что христианство не является принадлежностью какого-либо одного народа, это универсальная религия, религия всего человечества. Под влиянием церкви и христианства были смягчены многие законодательные нормы в отношении рабов. Христианство способствовало развитию благотворительных учреждений и устранению многих грубых обычаев, таких, к примеру, как гладиаторские бои. Под влиянием христианства изме-


Записки Петроградского Религиозно-философского общества. - Пг., 1916.- Вып. IV. - С.118. Там же. -С. 124. 'Там же.-С. 126.

Список литературы