litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Анализ работы


библиотеки общеобразовательной средней школы №160

города Тайги Кемеровской области за 2009-2010 учебный год.


В этом учебном году задачами библиотеки являлись:


  • способствовать формированию развитию у школьников навыков независимого

библиотечного пользователя;

  • совершенствовать традиционные формы работы и продолжить освоение

новых;

  • прививать любовь к книге и формировать потребность в систематическом

чтении;

  • развивать читательский интерес через знакомство с творчеством писателей-

юбиляров: М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, А.П.Чехова, А.С. Грибоедова,

В.М.Гаршина Б.Л.Пастернака, П.П.Ершова, Х.К.Андерсена, Ю.М. Нагибина,

Р.Рождественского, Н.И.Сладкова и др.

  • всеми формами и методами активизировать работу по пропаганде книг о

Великой Отечественной войне в связи с 65-летием Победы

Обслуживание читателей.


2008-2009 2009-2010

Читателей 536 535

Из них учащихся 497 484

преподавателей 27 30

прочих 12 21

Число посещений 5907 6046

Книговыдача 7383 7562

Средняя читаемость 13.7 14.1

Посещаемость 11. 11.3

На конец года все учащихся являются читателями школьной библиотеки, что составляет 100% .Увеличились средние показатели: читаемость на 0.4, посещаемость на 0.3. Увеличилась книговыдача справочной литературы на 30 единиц, а выдача естественно - научной литературы на 24, это в основном книги по математике, физике, биологии, медицине. Анализ формуляров показал следующую картину, что обучающиеся старших классов берут литературу по программе ими взято -3022 единиц книг. Книги для внеклассного чтения только у начальных классов. Начальными классами взято -3122 книг. Так как 2010 год, год празднования 65 -летия Победы в Великой Отечественной войне проведена акция с февраля по май месяц среди 3-4 классов «Прочти 65 книг о войне». Больше всех книг прочитали ученики 3А класса -96 книг о войне. Лидером класса по прочтению книг стали Алоян Нораир -18 книг, Абрамова Лада-14 книг, Саакян Ваган -13 книг. Все обучающиеся участвующие в акции всегда пересказывали прочитанное. Вёлся учет выданных книг о войне в течение всего учебного года прочитано- 657 книг.


Самым читающим классом являются ученики 3А класса, классный руководитель Малова О.А.., ребятами этого класса прочитано 239 книг. 4А-классный руководитель – Иноземцева С.С. Заметно снизилось активность чтения у учащихся 5-6 классов. Было замечено, что как ты проведешь рекламу книг, так и их будут читать. В 4-х классах прошла реклама книг серии «Заветная мечта» Это добрые, веселые книги, которые включают и фантастику, и реальные детские истории. В серии 7 книг различных авторов. Так вот, 4А класс перечитал их все прочитано- 51 книга. Все книги прочитал Попов Денис - 6 книг, Ромашкин Олег -5 книг, Мазанов Балаш- 4Б класс -6 книг. Эти книги не стоят на полке. Ребята обсуждают их , советуют прочитать другим.

Хорошимии являются учащиеся 4б. При работе с читателями не ограничиваюсь только выдачей книг, провожу индивидуальные беседы о прочитанном, проверяю технику чтения у первоклассников, прошу пересказать прочитанное особенно у тех детей, которые часто посещают библиотеку, веду рекомендательные беседы о книгах, подбираю литературу к рефератам, докладам. Ведь формирование личности средствами культурного наследия, различными формами и методами индивидуальной и массовой работы - одна из задач библиотеки.

Массовая работа библиотеки

Проведение массовых мероприятий является одним из направлений библиотечной работы. Мероприятия посвящались юбилеям писателей, народным праздникам, знаменательным датам. К любому мероприятию оформлялся заголовок, небольшая книжная выставка.


В течение года библиотекой проведено:

Бесед- 4 Праздник книги- 1

Радиопередач- 8 «Прощание с Азбукой путешествие в

Беседа – диалог -4 страну Литературию» – 2

Уроки Доброты – 2

Урок – игра -3 Библиотечные уроки – 33

Викторина - 4 Экскурсии -3

Интеллектуальные игры – 2 обзоры - 5

Литературно-музыкальная композиция -2

Классные часы -11


Всего по военно-патриотическому воспитанию проведено -20 различных мероприятий с презентацией.

Оформила книжные выставки -14


  1. «День знаний - начало школьной жизни»- сентябрь

  2. «Улыбнись ведь ты же педагог» - октябрь

  3. «За всё спасибо, мама» - ноябрь

  4. «Книги разные важны, книги разные нужны» на переменах проходил обзор

книг у выставки для 4-х классов, 5А класса в обзоре говорилось; о самой

старой книге,которая есть в библиотеке; книга самая толстая; самая маленькая;

самая большая; самая рваная; самая главная –«Конституция РФ»

  1. «Мама святее нет слова»»

  2. «Символы России»

  3. «С Новым годом!»

  4. «Унылая пора, очей очарованье» - октябрь

  5. «Служу Отечеству» - февраль

  6. «Во славу прекрасной дамы» - март

  7. «Первопроходцы космоса » ко Дню космонавтики - апрель

  8. «Народ. Война. Победа.»- май

  9. «Дети и война»

  10. «Память о войне священна, подвиг народа бессмертен» на конкурсе чтецов,

проведен обзор у выставки.

Оформлялись тематические полки к юбилеям писателей, к массовым мероприятиям писателей: М.Ю.Лермонтова, А.В.Кольцова, А.П.Чехова, А.С. Грибоедова, В.М.Гаршина Б.Л.Пастернака, П.П.Ершова, Х.К.Андерсена, Ю.М. Нагибина, Р.Рождественского, Н.И.Сладкова и др.


Проведено 8 радиопередач:

  • «Международный день распространения грамотности»

  • «Первый певец деревни…» к 200 летию поэта А.В.Кольцова

  • «Трям! Здравствуйте…» посвященная Всемирному дню приветствий

  • «Скверно вы живете господа» о А.П.Чехове к 150 летию со дня рождения

  • «Объединил поэзию и прозу» к 120 летию Б.Пастернака.

  • «Великий сказочник Г.Х.Андерсен»
  • «День Победы!»,


  • к 100-летию Ольги Берггольц.

Передачи проводили лекторы актива библиотеки Баранова Ольга, Юшкова Ирина и Сальникова Татьяна -9а класс, Пырсикова Аня -7б, Аватина А.-8а.

В рамках месячника «Школьных библиотек» в основном проводила библиотечные уроки по пропаганде библиотеки. Акции «Подари школе книгу» подарено 224 экз.книг. В основном книги для старшего школьного возраста.

Провела классный час «Герои любимых книг» - знакомство с творчеством Б. Заходера (биография, стихи, с презентацией) -2 А класс.

«С книгой жить – век не тужить» беседа о библиотеке и о книгах с элементами викторины в 5 Б классе

Для 4 классов прошли уроки Доброты в виде игры и литературной композиции стихотворений о маме. Проходили в 4А и 4Б классе под названием « За все спасибо мама!». Спасибо классным руководителям, которые помогли подобрать чтецов к уроку. Всего проведено уроков доброты -2

О символике нашего Государства прошли классные часы только в 5А и 5Б. Всего -2

«Правила поведения на улице и дома» с презентацией сказки «Домовёнок» прошла в 1А,1Б классе. В 1б классе прошел информационный час «Здоровье в ваших руках» с презентацией «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», Прочитана сказка «О Вите грязнуле» с обсуждением, что надо умываться, чистить зубы по утрам и вечерам, делать зарядку, чтобы не заболеть гриппом. Здесь же была показана и презентация о профилактике гриппа.

В 1б, 2а Громкое чтение и обсуждение сказки А. Гайдара «Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» С презентацией и обзором жизни и творчества Писателя Аркадия Петровича Гайдара.

В 3б классе прошел литературный час «Сказки разные нужны». Сначала разговор шел о русских народных сказках, сказках Пушкина, Н. Носова, К.И.Чуковского. Что сказки бывают, волшебные, бытовые, сатирические и т.д. Затем прочитали сказку С.Я.Маршака « Как медведь трубку нашел». Прочитали в лицах, т.е распределив роли. Поговорили о вреде курения. Закончился литературный час викториной по сказкам.


В 5Б прошла беседа, посвященная Дню народного единства «Во славу Отечества»

В 5А игра – викторина «Самый умный читатель» ими оказались Панкратова Юля и Ермаков Константин.

В 9а и 9б классах прошла викторина «Сколько же лет Деду Морозу?

Задачей 3-4 четверти была: «Всеми формами и методами активизировать работу по пропаганде книг о Великой Отечественной войне» Были оформлены книжные выставки: «Война. Народ. Победа» в библиотеке, «Подвиг народа бессмертен, память о войне священна» - на конкурс чтецов с обзором. «Война и дети» на городской семинар. В 5а прошел классный час к 8 марта «У войны не женское лицо» классный час прошел плохо, дети плохо слушали.

Тема: « Дети и война» всегда будут волновать и интересовать ребят, поэтому проведено ряд мероприятий по этой теме. Прошли классные часы «Юные герои антифашисты» с презентацией в 6б, 9б, 10а, 11а, 5а, 4а, 5б, 6а, 9аЭта презентация была предоставлена в отдел образования для городского конкурса чтецов и библиотекарю 2 школы.

«Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?» такой урок мужества пошел в 5 б классе. Были замечания по проведению презентации к уроку. Но в основном мероприятие прошло хорошо. С некоторыми изменениями и дополнениями библиотечный урок с тем же названием проведен на городском семинаре. Большое спасибо за помощь в проведении мероприятия ребятам 10-11 классов, Семушкиной И.В. в подготовке чтецов, Шишкиной А.П.- за наставления и руководство по составлению презентации. На мероприятии присутствовали ученики 5-х классов, 6а класс - всего 43 человека. Такой же урок мужества проведен в 3А классе.

«Война и дети» информационный час проведен в 3Б и 1Б,1А классе.

Беседа-обзор о книгах «Писатели и поэты о Великой Отечественной войне» проведены в 8А и 10Б классе,10А. «Детство военной поры…» урок – мужества проведен в 7а,7б. Классный час «Долги версты победы» проведен в 8 классе. Ведущие Аватина Анастасия и Митюшова Ира. Хорошую презентацию к уроку подготовила И.М.Ширяева. Классные часы о Великой Отечественной войне проведены практически во всех классах.


С целью нравственного воспитания прошло громкое чтение с обсуждением рассказов Ирины Пивоваровой « О чем думает моя голова» и «Привет с дальнего Севера» в 5А классе. Сначала рассказы были прочитаны, затем обсудили о том, как не надо себя вести на уроке, чтобы не было проблем с оценками.

«Экскурс в историю денег» пыталась провести с 6б классом, но ничего не получилось. Дети шумели. Такое впечатление, что нынешних детей ничего не интересует. Сидят, выясняют личные отношения. Если это мероприятие прошло неудачно, то беседа «Афганистан болит в моей душе» прошла нормально.

О здоровом образе жизни прошли классные час в 4Б и 2б «О пользе зарядки, здорового образа жизни, питания». Беседа «Будь здоров» -2 б класс.

В рамках Недели детской книги традиционно прошло «Прощание с Азбукой» в первых классах. Ведущие ученицы 9а класса: Сальникова Таня – Азбука, Юшкова Ирина- Старуха Шапокляк, Панкратова Настя - Лентяйкин, Басалаева Алена – Буратино. Молодцы девчата! Они уже несколько лет являются помощниками библиотеки. И всегда охотно откликаются на любую работу в библиотеке.

Для 4-6 классов прошла игра-викторина «В стране героев Андерсена» посвященная 205 летию сказочника. Игра проходила между классами. Победил 4б, 5б. Шестые классы в назначенное время проведения не пришли на игру. Пришлось проводить игру отдельно в каждом классе. Выяснилось, что дети плохо знают сказки Андерсена, хотя об игре было объявлено заранее, только 4 классы прочитали сказки Андерсена.

Для 3б класса прошла игра-викторина с просмотром отрывков из мультфильма «Несравненный Конёк-Горбунок» по сказке П.Ершова. Хотя прошла неделя детской книги, но не было вывески, что проходит неделя. Ребята и учителя не знали о запланированных мероприятиях. В следующем учебном году следует активизировать работу по проведению недели детской книги с привлечением актива библиотеки.

Прошли беседы о космонавтах в 5-х классах «Первопроходцы космоса» если посмотреть по отчету, то много мероприятий проведено для 5-6 классов, но не всегда сказанное доходило до ребят, приходилось постоянно повышать голос, чтобы преодолеть шум и споры ребят между собой. Они ничего не хотят знать или я не сумела их заинтересовать книгами.


Плохо работал совет библиотеки. В совет библиотеки из каждого класса выбрали тех, которые не интересуются книгами. И поэтому было трудно собрать всех вместе. Собирались всего 3 раза. По проведению Урока Доброты в 4-х классах, недели детской книги и акции «Подари учебник школе». Из актива библиотеки не разу не были Черпинская Кристина-10а, Шулепова Анастасия -10Б, Гулин Егор -6а, Иванов Роман -7б Активно в своих классах работали: Юшкова И., Сальникова Т., Панкратова Н.-9а класс, Ермакова Зоя-10б, Аватина А.-8а, Пыврсикова А.-7б В следующей учебном году следует активизировать работу совета библиотеки. В актив библиотеки входили следующие обучающиеся.


  1. Смолин Владимир - 5Б – главный доктор библиотечных книг

  2. Гулин Егор – 6А - смотритель за порядком в библиотеке

  3. Пырсикова Анна – 7А – организатор, лектор

  4. Водрецкая Виктория - 7А

  5. Мосиявич Елизавета - 7Б

  6. Иванов Роман - 7Б

  7. Аватина Анастасия - 8А - лектор

  8. Юшкова Ирина - 9А - заместитель председателя , лектор

  9. Сальникова Татьяна - 9А - лектор

  10. Усолкина Татьяна -9Б – лектор - организатор

  11. Рыбакова Кристина -9Б - организатор

  12. Черпинская Кристина -10А

  13. Ермакова Зоя - 10Б – председатель актива библиотеки

  14. Шулепова Анастасия -10Б


Справочно-библиографическая работа библиотеки.

В этом учебном году продолжалась работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний школьникам. В своей работе использовала новую программу Гендиной по информационной культуре.

  • Экскурсия в библиотеку для 1А и 1Б класса. «В этом таинственном лесу»

  • «Есть мудрые книжные полки» - экскурсия в библиотеку – (структура библиотеки, абонемент, читальный зал, расстановка книг, как найти книгу по определённой теме) - 4А и 4Б класс, 2А.

    • «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.» Библиографическое описание при составлении списка используемой литературы при составлении реферата, исследовательской работы -10а,10б,11а,11б.


    • «Владение основными методами библиографического описания» - с презентацией 9а,9б.

    • «Составление списка литературы к исследовательской работе»-10а,б классы. Когда проводила библиотечный урок, то все говорили, что опять вы, со своим описанием. Мы все знаем. А на деле оказалось, что почти все обучающиеся приходили в библиотеку, и я с каждым работала индивидуально по оформлению списка литературы к исследовательской работе.

    • В 5Б и 5А прошел урок «Библиотека и Интернет как основа информационных ресурсов» Цель урока: «Расширение представления о библиотеке, её структуре» В этих же классах прошел библиотечный урок – игра

«Что вы знаете о книге и библиотеке?» Это урок-игра закрепление материала

предыдущего урока. 5а,5б.

    • «Справочные издания, как составная часть информационных ресурсов» в 6А и 6б классе.

Очень трудно проводить информационную культуру в 5 и 6 классах. Ребята знают, что за урок не ставится оценка и значит можно вести себя неадекватно. Их интересует только развлекательная форма проведения урока.

  • «Человек и компьютер»-9а

  • «Газеты и журналы для подростков » презентация -5а,5б.

  • «Адресный поиск книг в алфавитном каталоге» с презентацией -6А,6Б класс

  • «Составление плана чтения и аннотации на прочитанную книгу»-5А.5Б.

  • «Подбор книг по теме в систематическом, алфавитном каталоге и газетно-журнальной картотеке» с презентацией. -9а.,9б класс.

    • «Газета и журнал, с которыми интересно » 4а,б

    • «Структура книги»-2а

    • «Выбор книг в библиотеке»-3а, б

Не провела библиотечные уроки в 8 классе и 7-х классах. Остальные библиотечные уроки проведены. Всего проведено- 33 урока на 6 уроков больше, чем 2008-2009 учебном году.


Старалась уроки проводить с применением компьютерных технологий с презентациями. Презентации были предоставлены институтом КРИПК и ПРО. Не всегда всё удавалось особенно в 5 классах. После проведённых уроков в 5-х классах провела тестирование по всем проведённым урокам. По итогам тестирования выяснилось, что на 78% дети усвоили пройденный материал.


Работа с фондом

За учебный год приобретено 31 экземпляров книг на 8543,7 тысяч рулей

При проведении акции «Подари учебник школе» Подарено 270 учебника. Отличились ученики 11-х классов. Они подарили 95 учебников. 33 учебника подарили обучающиеся 9А и 24 учебника 9Б класса. 9Б подарил 14 экз. художественных книг по школьной программе. Федорова Софья подарила 16 учебников Гущин 9а -14 учебников По 9 учебников подарено Гулиным Е. и Артёмом, по 8 учебников подарили Колесова Владислав -3А класс, Чертов С.-9б, Черневич -9а, Спасибо всем тем, кто откликнулся на акцию.

При проведении Недели добра в библиотеку подарено 65 экземпляров детских книг для обучающихся 1-4 классов.

Акция «Подари школе книгу» подарено-224 экз.

Акция «Подари учебник школе» -270

Фонд библиотеки составлял - 14285 получено за год 590

Всего фонд библиотеки 14875 единиц из них


  • Учебников -1040

  • Метод литературы -2144

Старалась выполнить все заявки учеников на учебники и учителей на методическую литературу.

Составила список учебников на учебный год.


Работа с педагогическим коллективом.

Библиотека тесно сотрудничает с классными руководителями, организаторами внеклассной работы, музеем «Тайгинский аэроклуб». На все общешкольные мероприятия писала заголовки для оформления сцены. Была в составе жюри на различных общешкольных мероприятиях.

Работая в тесном контакте с классными руководителями, старалась своевременно и качественно подобрать литературу к рефератам, открытым урокам, оказывала помощь в оформлении этих уроков и к конкурсу «Учитель года». Редактировала списки литературы к программам, помогала в подборе материала к классным часам. Оказывала помощь в подготовке к городскому семинару коллегам: в составление сценария на конкурс чтецов – Семушкиной И.В. , помощь в оформлении -Боженовой И.Г., Петровой Л.В., Семушкиной И.В., заголовок в фойе. «С чего начинается Родина», «Вперед мальчишки», где была членом жюри


Хочется отметить, что без тесного сотрудничества библиотеки и педагогического коллектива школы невозможно было бы проводить различные мероприятия на хорошем уровне. Ведь школьный коллектив - единый механизм в воспитании подрастающего поколения и от качественного выполнения запросов зависит урок учителя.

Делала надписи Дню учителя, план-график работы школы на новый учебный год. Была ассистентом на контрольных работах в 1а классе,1б, 2а..3б.7а.7б. Во время административных контрольных работала в группе продлённого дня. Принимала участие в группе поддержки учителей в конкурсе «Учитель года.


В заключении хочется отметить, что библиотека в целом выполнила план работы за 2009-2010 учебный год и работу можно считать удовлетворительной.


Зав.библиотекой

МОУ СОШ №160 Мордвинцова Т.Ю.