litceysel.ru
добавить свой файл
1
Мулкахайнен Яна Андреевна


Урок «Действительные и страдательные причастия» 6 класс


Тип урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «действительные и страдательные причастия» с игровыми элементами.

Цели урока:


  • обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие";

  • развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного использования причастий и причастных оборотов в тексте

  • воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; формировать интегрированное восприятие русского языка и такого вида искусства, как игровое кино; на примере фильма Дж. Кэмерона «Аватар» привлечь внимание школьников к проблеме толерантности.

  • коммуникативная: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся через игровые элементы.

Оборудование: доска, раздаточный материал.


Ход урока:


  1. Начало урока. Объявление задач урока и порядка его проведения.

На этом уроке у нас состоится предварительный зачет по теме «Действительные и страдательные причастия». Он будет проходить в форме игры, но оценку за него получит каждый (В конце урока вы сдаете тетради). Но также определим победителя, т.е. того, кто выполнит все задания быстрее и, что самое главное, правильнее остальных. Также в конце урока будет диктант по орфографическому минимуму из упражнения № 660, выучить который было вашим домашним заданием. Но об этом подробнее чуть позже. Сейчас открываем учебники на странице 79 и читаем правило в желтой рамке внизу страницы. Даю вам 2-3 минуты, чтобы прочитать его и быть готовым применить на практике. Что такое переходные глаголы и как определить вид мы с вами на прошлом уроке повторили.


Правило:

«Не от каждого глагола можно образовать все четыре формы причастия. Имейте в виду, что:

1)от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия (только действительные);

2)от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени;

3)от глаголов несовершенного вида не всегда образуются страдательные причастия прошедшего времени».


2) Обобщающее повторение темы "Действительное и страдательное причастие»" с использованием игровых элементов.

Сейчас приступаем уже к самому зачету. Вы получили каждый по два листочка, подписываете сразу оба.

Я знаю, что практически все из класса посмотрели в эту субботу фильм Дж. Кэмерона «Аватар». Так вот зачет наш будет проведен с использованием материалов по этому фильму.

Первое задание – следующее. Перед вами лежит текст, это синопсис фильма. (Определение слова «синопсис» вы видите на доске). Ваша задача – найти в этом тексте все причастия, выписать их на один из листков, определить время и то, является ли это причастие действительным или страдательным, и выделить суффикс причастия. Вам на это дается 6 минут. Первые три человека получат дополнительные баллы, которые будут учитываться при определении победителя. Имя победителя я вам скажу завтра на уроке русского. А пока имейте в виду, что важно сделать все не только быстро, но и правильно. Время пошло.


Задание № 1

Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Несмотря на недвигающиеся ноги, Джейк в душе по-прежнему остается воином. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для  Земли, пытающейся найти выход из энергетического кризиса. Поскольку воздух Пандоры токсичен, ученые придумали специальную программу, подключающую сознание людей к аватару. Аватары — созданные при помощи генной инженерии гибриды, полученные комбинированием генетических свойств человека и  коренных жителей планеты Пандоры, именуемых На`ви. Получив второе рождение в виде аватара, Джейк снова может ходить. Его миссия — уничтожить На`ви, ставших основным препятствием для добычи ценной руды. Однако после встречи с прекрасной местной жительницей Нейтири для Джейка все меняется. Джейк, принятый в ее клан, изучает обычаи На’ви, их язык. По мере того, как отношения Джейка с  Нейтири, контролирующей его обучение, становятся более близкими, он начинает уважать На`ви, почитающих природу и умеющих общаться с духами предков. Вскоре его ждет последнее испытание, когда он поведет местную расу на битву, решающую судьбу планеты Пандора.



У первых трех человек я забираю листы, вы следующее задание выполняете на втором листочке.

Сейчас вы все получите картинку с изображением главной героини фильма. Вы должны за 7 минут придумать как можно больше словосочетаний с причастиями, с помощью которых ее можно описать. Как и в предыдущем задании, у причастий указывайте время и то, является оно действительным или страдательным. Здесь учитывается не только скорость выполнения задания, но и количество придуманных словосочетаний и то, насколько они интересны. Работаем.

( картинка - приложение № 1)

Это задание я проверю уже потом.


И, наконец, третье задание. Вы видите на доске изображение главного героя и рядом схемы образования причастий. Подобное задание мы выполняли с вами вчера. Вам нужно придумать как можно больше словосочетаний с причастиями, образованными по данным схемам. Эти словосочетания должны либо относится к описанию внешности героя, либо рассказывать о том, что он в фильме делает. На каждую схему должно приходиться как минимум 2 причастия. Так же, как и в предыдущих заданиях – определяете время, страдательное причастие или действительное, и выделяете суффикс. На выполнение задания даю 7 минут.


3)Домашнее задание.

Сейчас листочки откладываем в сторону и записываем в дневники домашнее задание – написать сочинение в 6-7 предложений на тему «Мое восприятие фильма «Аватар» (для тех, кто не смотрел «Аватар», тема – «Мой любимый фильм») таким образом, чтобы в каждом предложении было 1-2 причастия. У причастия выделить суффиксы и сверху подписать, страдательное оно или действительное.


4) Проверка домашнего задания на этот урок

Теперь даю вам 2 минуты, чтобы повторить орфографический минимум.

Пишем словосочетания под диктовку в тетрадях с классной работой. Среди записанных словосочетаний найти 1 причастие, выделить у него суффикс и определить, действительное оно или страдательное.



Орфографический минимум:

Горящая лампочка, подъезжать к собору, полоскать белье, поласкать кошку, выжать сок, выжить в неволе, не могу удержаться от расспросов, не хочет объяснять причину беспокойства, шествовать по площади, прибыть на аукцион, отечественная авиация, цирковое представление, модные аксессуары, фарфоровый сервиз, телевизионная программа, служба безопасности, кухонный комбайн.

(диктовать выборочно примерно половину словосочетаний)

Урок окончен, до свидания.