litceysel.ru
добавить свой файл
1
Балкаева


Полина Павловна

учитель высшей категории


Амвросиевской

ОШ І-ІІІ ступеней №2

Амвросиевского

районного совета

Донецкой области

Урок русской литературы в 8 классе.


Тема: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку.


Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины ІІ кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С.Пушкин», А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово истории»; В.И.Буганов «Емельян Пугачев», библиографический словарь «Русские писатели», т.2; атлас «Всесвітня історія. Новий час (XV-XVIII ст.)», издательство Картография, стр.13, Наша история «100 великих имен» - «А.С.Пушкин», «Екатерина ІІ», творческие работы учащихся.


На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?»


На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).


Тип урока: комбинированный

Урок – исследование.

Ход урока.

І. Организационный этап


1. Объявление темы, цели, программы урока

ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам


  • Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

  • Как погибли комендант с женой?

  • Почему Пугачев не казнил Гринева?

  • За кого выдавал себя Пугачев?

  • Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

  • Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально

  • Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

  • Чтение наизусть отрывка из повести.

  1. Итог проверки домашнего задания.


ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Вступительное слово учителя

Конечно же, привлекает наше внимание героиня – Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать матерал для устного сочинения – характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументированно.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

  • Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева, с. 96 (посл.абзац) - 97).

  • Гринев полюбил Машу и предложил руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характере это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

  • Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?




Физкультминутка.

  • Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? (в доме священника, под видом племянницы попадьи). Выборочное чтение (с.103).

  • И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой!? (с.109, 115) (Преданность и верность любимому человеку).

  • Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (с.119. Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

  • Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается (просить у государыни милостивого отношения к своему жениху).

  • Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

  • Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

  • Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

  • Я назову некоторые, если вы не согласны - уберите лишнее.

Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная ( узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

  1. Устное сочинение – характеристика, составленное учащимися.

  2. Прием «Микрофон».

    • Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите (верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным.)

    • Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?
    • Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?




Слово учителя.

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами.


Художественные произведения учат жизни. Делайте выводы, чем вы хотели походить на героиню, а мальчики – на Гринева. Есть такое выражение: «Как жаль, что в школе жизни нельзя остаться на второй год?». Поэтому так важно беречь честь смолоду.


Итог урока.

  • Имеет ли значение, от чьего лица подана история Маши Мироновой?

  • Представьте, что «Капитанская дочка» была написана от лица Швабрина. Как в этом случае изменились бы оценки событий и героев?

  • Пофантазируем, как сложится, по – вашему, судьба Маши и Гринева? Как поведут себя потомки? Какие наставления мог бы дать постаревший Гринев своему сыну, отправляющемуся на военную службу или как участнику восстания декабристов?

  • Подискутируем? На ваш взгляд, проблемы, поднятые в повести, актуальны сегодня? Или они имели место только в конце XVIII и ХІХ в.: «Береги честь смолоду?», такая верность и любовь?


Пресс-конференция

(присутствуют корреспонденты различных изданий)

Если бы была возможна встреча, о чем бы вы спросили Машу Миронову?


Заключительное слово учителя.

История Родины никогда не была для А.С.Пушкина только суховато изложенными страницами учебника – даже в отроческие годы он чувствовал ее живое дыхание в памятных местах. В этом мы убедились, перечитывая повесть.

Благословен тот час, когда Судьба подарила миру непревзойденного классика.


Выставление (с комментированием) оценок.

V. Задание на дом.

Пользуясь записями в черновике, составить устное сочинение –характеристику Маши Мироновой.

Перечитать гл.ІІ, VII-IX, XII. Подготовить рассказ «Каким предстает перед нами Пугачев?» Нам предстоит написать сочинение.

На следующем уроке мы посмотрим фильм «Русский бунт» (1999год) по мотивам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».