litceysel.ru
добавить свой файл
1
Белый А.В.

Фрагмент сосуда с изображением лошадей из поселения у села Вишенное

Уникальная керамическая находка с изображением лошадей была сделана автором в 1976 г. при эпизодическом обследовании разрушаемого плантажными и земляными работами укрепленного позднескифского и салтово-маяцкого поселения у с.Вишенное Белогорского района. Судя по материалам разведок С.Г.Колтухова, позднескифское поселение существовало с IV-III вв. до н.э. до II-III вв. н.э.i, верхний слой хазарского времени датирован И.А.Барановым сер. VII – сер. VIII вв.ii

При осмотре разного рода обнажений и, прежде всего, глубокой силосной траншеи найдено шесть амфорных клейм. Самые ранние – херсонесские:

[ΗΡΟ]ΞΕΝΟΥ

[AΣΤΥ]ΝΟΜΟΥ – 315-300 гг. до н.э.iii;


ΕΠΙΦΑΝΕΟΣ ΤΟΥ [ΤΕΛΑ]

ΜΩΝΟΣ ΑΣΤΥ[ΝΟΜΟΥΝΤΟΣ] – 262-237 гг. до н.э.iv и синопское


[ΑΣΤΥΝ]ΟΜΟΥΝΤΟΣ

[ΖΗΝΙΟΣ] ΤΟΥ – трофей

[ΑΠΟΛΛΟΔ]ΩΡΟΥ

[ΠΡΩΤ]ΟΣ – третья четв. III в. до н.э. (определение Н.Ф.Федосеева)v. Эпонимное родосское клеймо

ΕΠΙ ΚΛΕΩ[Ν]ΥΜΟΥ

ΣΜΙΝΘΙΟΥ датируется 220-180 гг. до н.э.vi, фабрикантское –

ΕΥΚΛΕΙΤΟΥ

кадуцей вправо – 165-130 гг. до н.э.vii. Еще один штамп этого центра не подлежит восстановлению из-за плохой сохранности. Таким образом, количество обнаруженных на поселении амфорных клейм вместе с найденными С.Г.Колтуховым составляет 10 экземпляров.

Из средневекового материала особый интерес представляет обломок стенки большого лепного пифосообразного сосуда (толщина 1,7 см). Его внутренняя и наружная поверхности светло-оранжевого обжига и хорошо заглажены. Черепок в изломе черный. На стенке сосуда с помощью налепных валиков изображены скачущие вправо лошади (рис. 1). От левой сохранилась лишь передняя часть, у второй – отбита голова. Фигуры животных исполнены в реалистической манере, с точным соблюдением пропорций. Они изящны и экспрессивны, что свидетельствует о незаурядном мастерстве и художественном вкусе ремесленника-гончара. Динамику бега передают выброшенные вперед передние ноги и полусогнутые задние, пышный развевающийся хвост, декорированный прочерченными линиями. Позы коней, в частности, положение передних ног, отличаются и, видимо, отражают различные моменты движения. Очевидно, орнаментальное изображение скачущих лошадей опоясывало все тулово сосуда. Большие пифосообразные сосуды, украшавшиеся налепными валиками, встречаются на поселениях салтово-маяцкой культурыviii. При раскопках этих памятников неоднократно найдены изображения лошадей (на блоках стены Маяцкого городища, на кирпичах из Саркела, клейма на донцах сосудов, бронзовые фигурки коней из Салтовского и Дмитровского могильников), подобные по стилю изображению из Вишенногоix. Иконографически близки ему рельефные зооморфные метки на средневековых черепицах Крыма (рис. 2,2)x и, что особенно интересно, многочисленные петроглифы, открытые на скалах в районе Ак-Каи и на Сары-Кае, неподалеку от рассматриваемого поселения (рис. 2,3)xi.


Излюбленный в искусстве кочевого и полукочевого мира образ коня распространялся в Крыму носителями салтово-маяцкой культуры, для которых лошадь не только служила одним из основных источников питания и средством передвижения, но и считалась священным и жертвенным животным. Уникальность зооморфного декора на сосуде из Вишенного позволяет предположить, что он имел не только художественно-эстетическое, но и ритуально-магическое предназначение. Выразительно переданные в рельефе изображения лошадей, так же как и аналогичные по сюжету бронзовые подвески-амулеты из салтовских могильников, вероятно, являлись символами солнца и олицетворяли главного языческого бога тюркских народов – небесного всадника Тенгри-ханаxii.




Рис.1. Изображение лошадей на фрагменте сосуда из Вишенного.




Рис. 2. Средневековые изображения лошадей (Крым). 1 – Вишенное, 2 – Херсон, 3 – Сары-Кая.


i Колтухов С.Г. Пізньоскіфські поселення східної частини передгірського Криму (матеріали до археологічної карти Кримської Скіфії)//Археологія.–1991.–№ 4.–С.82-84; рис.3,2.

ii Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья.–Киев: Наукова думка, 1990.–С.8-9.

iii Кац В.И. Керамические клейма Херсонеса Таврического.–Саратов, 1990.– С.50-51, 76; табл. XXVI, 1-58, 1-7.

iv Кац В.И. Указ.соч.–С.64-65, 76; табл. XCIX, 1-127, 1. Федосеев Н.Ф. Рец.: Кац В.И. Керамические клейма Херсонеса Таврического. Приложение: Таблицы керамических клейм Херсонеса Таврического.–Саратов, 1994.//ВДИ.–1997.–№ 1.–С.224-225.

v Sirbu V. Stampile de pe amforele grecesti diu collectiile Muzeului Brailei//Jstros. I – Brailei, 1980.–P.148; pl. III, 29. Coja. M.Les center de production d’amphores identifies a’Jstros Pontique.//BCH–1986.–Suppl. XIII.–P.438.


vi Бадальянц Ю.С. Хронологическое соответствие эпонимов и фабрикантов на амфорах Родоса//СА.–1976.–№ 4.–С.39.

vii Бадальянц Ю.С. Опыт хронологической классификации родосских фабрикантских клейм//НЭ.–1980.–Т.13.–С.9.

viii Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура//МИА.–1967.–№ 142.–С.121.

ix Плетнева С.А. Рисунки на стенах Маяцкого городища//Маяцкое городище.–М.: Наука, 1984.– С.60-67, рис. 3-6.; Щербак А.М. Знаки на керамике и кирпичах из Саркела-Белой Вежи// МИА.–1959.–№75.–Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т.II.–С.367, табл. 25. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура//МИА.–1967.–№ 142.–С.126; С.176-177, рис.49, 13-15.

x Якобсон А.Л. Керамика и керамическое производство средневековой Таврики.–Л: Наука, 1979.–С.66, рис.38; С.98, рис.58.

xi Драчук В.С., Подвысоцкая Е.П. Наскальные изображения в ур. Сары-Кая//Археологические исследования на Украине в 1978-1979 гг. Тез.докл. XVIII конференции Института археологии АН УССР.–Днепропетровск, 1980.–С.174-175.

xii Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура//МИА.–1967.–№ 142.–С.176-178.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВДИ – Вестник древней истории.

МИА – Материалы и исследования по археологии СССР. Москва.

НЭ – Нумизматика и эпиграфика.

СА – Советская археология.

ВСН – Bulletin de Correspondance Hellénique.