litceysel.ru
добавить свой файл
1
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ВОЙНЫ.


ТРЕБОВАНИЯ СТРАТЕГИИ К ЭКОНОМИКЕ.

Война всегда была тесно связана с экономикой, с экономическим положением и экономическими возможностями противоборствующих сторон, поскольку для ведения войны необходимо обеспечивать вооруженные силы оружием, боеприпасами, самыми разными материальными средствами. А чтобы иметь эти средства, их надо либо приобрести за валюту, либо произвести, выделяя для этого соответствующие производственные мощности, сырьевые и топливные ресурсы, рабочую силу. Иначе говоря, сила армии и флота, их боевая мощь обуславливаются, прежде всего, возможностями экономики, ее способностью обеспечивать многообразие военных потребностей.

И хотя о взаимосвязи войны и экономики люди знали давно, подлинно научное, материалистическое объяснение природы и сущности войны как общественно-исторического явления, соотношения войны и экономики сложилось лишь к началу текущего столетия.

«Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот», — к такому выводу пришел Ф. Энгельс на основе анализа всех известных ему войн. Он же научно доказал, что истоки, причины войн надо искать не в биологических и физиологических особенностях человека, не в умах государственных деятелей, а в экономике, в материальных условиях жизни общества.

Естественно, что по мере развития средств вооруженной борьбы необходимость приобретения экономических знаний для военных кадров становилась все более очевидной. Сразу после гражданской войны в ходе проведения военной реформы 20-х годов один из наиболее активных реформаторов Вооруженных Сил СССР М.В. Фрунзе пришел к выводу, что «...наши полководцы должны быть во всеоружии знаний не только военных, но и политических и экономических, ибо теперь все это переплетается в одно единое целое, и без знания этих моментов нельзя с успехом руководить армией».

Вопросы военной стратегии, стратегии политической и экономической теснейшим образом переплетаются в единое целое. Такую точку зрения разделяли такие военачальники и ученые, как М.Н. Тухачевский, Б.М. Шапошников, В.К. Трандафилов, А.А. Свечин. На современном этапе укрепления обороноспособности страны, в связи с повышением роли качественных параметров вооруженных сил, экономическая подготовка военных кадров приобретает особую актуальность.


В современных условиях количество нитей, связывающих войну, военную деятельность в целом и экономику, продолжает расти. Экономический и научно-технический прогресс оказывают интенсивное и многообразное воздействие на строительство вооруженных сил, их вооружение и организационную структуру, систему управления войсками, на формы и способы вооруженной борьбы.

В свою очередь и стратегия выдвигает перед экономикой определенные требования, материальные запросы, которые необходимо учитывать при разработке планов экономического развития страны.

В этой связи в данной статье будут рассмотрены два вопроса:

1 .Взаимосвязь экономики, политики и войны; 2. Требования стратегии к экономике в современных условиях.

1. Взаимосвязь экономики, политики и войны

Новые тенденции и факторы мирового развития требуют все более глубокого анализа экономических аспектов военной деятельности стран, всестороннего изучения и оценки взаимоотношений и взаимовлияния экономического и военного факторов, экономики, политики и стратегии. Наряду с другими проблемами весьма важно представлять, как меняется в мире соотношение наличных и потенциальных экономических сил, какое влияние Называют экономические интересы на внешнеполитические позиции и стратегические концепции государств, в какой мере прогресс в области науки и техники, сдвиги в материальном производстве воздействуют на развитие военно-политической обстановки, какова роль экономических факторов в эволюции возможного характера современной войны, в изменении ее интенсивности и последствий.

Познавать закономерности экономического обеспечения войны и использовать их в интересах вооруженной защиты страны можно лишь на основе всестороннего выяснения се взаимосвязей с экономикой.

В современных условиях продолжается соперничество между ведущими экономическими центрами: борьба за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Примером тому могут служить события в зоне Персидского залива. Возникают противоречия и между отдельными государствами и нередко внутри их самих.


Изучая основные связи экономики и войны, необходимо! Иметь ввиду прежде всего влияние, которое оказывает экономика на цели, характер и планы войны, на материально-техническую базу и военную мощь государства, на размах и способы ведения военных действий, на ход и исход войны.

Говоря об экономической обусловленности войн, следуете иметь ввиду, что они порождаются не непосредственно экономикой, а через политику.

Определенные экономические условия не только обуславливают через политику возникновение войн, но и определяют их! цели и характер. Нельзя не согласиться с Ф. Энгельсом в том, что «Насилие есть только средство, целью же является, напротив, экономическая выгода». Если война ведется во имя ограбления, порабощения других народов и получения сверхприбылей, то она неизбежно преследует захватнические цели и носит несправедливый характер. Если же война ведется народом во имя свободы и социального прогресса, за освобождение от эксплуатации и национального гнета, в защиту своей государственности или против агрессивного нападения, то она преследует освободительные цели и носит справедливый характер.

Разработка плана войны и способов ее ведения должна осуществляться лишь при глубоком учете всех экономических факторов, влияющих на войну. Эту мысль высказал Начальник Генерального штаба ВС СССР М.Н. Тухачевский задолго до начала Второй мировой войны. «Каждая армия, — писал он, — должна соответствовать экономическим возможностям страны, ибо только на этих возможностях она может реально развернуть свою боевую силу и достигнуть тех боевых результатов, которых требует от стратегии политика». В современных условиях учет стратегией экономических возможностей стал еще более необходимым. Поражение Ирака в войне с многонациональными силами яркое тому подтверждение.

Зависимость войны от экономики проявляется прежде всего в том, что последняя является материальной основой войн и военного строительства. Война как вооруженное насилие ведется государствами при помощи оружия, без которого сила перестает быть силой. Такое утверждение не противоречит мнению Ф. Энгельса о том, что «... победа насилия основывается на производстве оружия, а производство оружия, в свою очередь, основывается на производстве вообще...»"


Роль экономики как материальной базы ведения войны усиливалась по мере развития производительных сил. Особенно она возросла в войнах двадцатого столетия. Это объясняется тем, что прогресс в важнейших отраслях индустрии, в науке и технике создал огромные потенциальные возможности для появления новых видов вооружения и военной техники, их массового производства. И это не замедлило проявиться уже в ходе Первой мировой войны. На вооружении армий появились танки, самолеты, подводные лодки, пулеметы, взрывчатые и отравляющие вещества, тяжелая и полевая артиллерия, которые составили материальную основу для развертывания многомиллионных армий.

Одновременно индустриальное развитие стран обусловило повышение культурно-технического уровня населения, рост производительности общественного труда. А это дало возможность по-новому поставить вопрос о подготовке людских резервов для вооруженных сил. Путем введения сокращенных сроков прохождения службы в армии и на флоте значительная часть военнообязанных прошла обучение в мирное время. Благодаря этому воюющие страны при мобилизации смогли увеличить численность вооруженных сил мирного времени в четыре-пять раз.

Дальнейшее мощное развитие производительных сил еще более усилило материальную базу войны, что позволило гигантски развернуть военное производство к началу Второй мировой войны. Если во время Первой мировой войны шесть государств — США, Англия, Германия, Франция, Италия и Россия — произвели около 9 тыс. самолетов, более 9 тыс. танков, около 150 тыс. орудий, то во Второй мировой войне США, Англия, Германия и Италия за 1939-1945 годы и СССР за 1941-1945 годы произвели 495,8 тыс. боевых самолетов, 279,8 тыс. танков и САУ (штурмовых орудий), 1758, 9 тыс. орудий.

Возросшие материальные возможности позволили в 1,5 раза по сравнению с Первой мировой войной увеличить численность вооруженных сил воевавших государств.

Мировые войны показали, что численность и техническое оснащение вооруженных сил определяются уровнем развития экономики. Чем выше уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, чем большими финансовыми, сырьевыми и трудовыми ресурсами располагает государство, тем большей военной мощью оно обладает.


В условиях научно-технической революции, развернувшейся в послевоенный период, роль экономики как материальной базы еще более возросла. Создание современных видов оружия и боевой техники требует наличия высокоразвитой и мощной индустрии. Не каждому малому и даже среднему по экономической мощи государству посильно производство всех видов современного оружия. В таких странах мощь вооруженных сил, ход и исход войны будут в значительной степени зависеть от экономического состояния страны, от состояния внешнеэкономических связей и финансовых возможностей.

Экономика, будучи материальной основой войны, через производство или приобретение оружия и военной техники оказывает

решающее влияние на организационную структуру вооруженных сил и способы ведения войны. Такая зависимость была сформулирована в виде общей военно-экономической закономерности Ф. Энгельсом: «Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия, — писал он, — зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения».

Эту мысль подтверждает вся история развития военного дела: изобретение пороха и нарезного огнестрельного оружия привели на полях сражений к возникновению рассыпного строя; нарезная артиллерия обусловила глубокое построение боевых порядков и поражение противника на большую глубину; массовое поступление на вооружение армий танков, самолетов, автомобилей обусловило во Второй мировой войне переход к маневренным способам ведения боевых действий и реализации на практике теории «глубокой операции».

Влияние достигнутого уровня развития экономики на изменение состава и организационной структуры вооруженных сил особенно ярко проявилось на современном этапе военного строительства. Создание и массовое производство ракетно-ядерного оружия, внедрение в войска электронной техники, современных образцов обычных видов вооружения вызвали коренные изменения в организационной структуре вооруженных сил всех индустриально развитых государств мира.


Ракетно-ядерное оружие положило начало новому этапу в развитии стратегии и тактики. Однако, в последние годы по мере того, как все более очевидным становится невозможность безнаказанного применения ядерного оружия, официальные взгляды ядерных держав на возможные типы и характер будущих войн все более концентрируются вокруг вывода о том, что роль и значение обычной войны резко возрастает. Такой эволюции взглядов способствуют возросшие боевые показатели новых обычных видов оружия и военной техники. Сегодня ряд систем обычного оружия уже близок по эффективности к тактическим ядерным боеприпасам. Например, залповый огонь одного дивизиона современной реактивной системы за 30 секунд обрушивает около 35 тонн ракет на дальность до 20 км, создавая зону сплошного поражения на площади более 1 кв. км (истребитель-бомбардировщик — до 1,5 кв. км, а бомбардировщик типа Б-52 — до 8 кв. км).

Дальность огневого поражения артиллерией и минометами увеличилась в 2 раза (с 15 до 30 км), тактической авиации —. не менее, чем в 5 раз (с 50 до 300 км), а истребителыю-бомбарди-ровочной — до 500 км и более. В итоге, глубина поражения современного поля боя по сравнению со Второй мировой войно возросла почти в 10 раз.

Создание новых высокоточных систем наведения и поражен! целей на большую дальность способствовало появлению ново натовской концепции «глубокого удара», включающей «воздушно-наземную операцию» и «борьбу со вторыми эшелонами». Разработка и испытание воздушно-космических средств вызывает необходимость разрабатывать и совершенствовать способы ведения операции по отражению воздушно-космического капа дения противника.

Примером влияния экономики на размах военных действ может служить опыт войны СССР против фашистской Германии Если в 1941 году созданные запасы позволяли Германии вести наступление на трех стратегических направлениях в общей полосе 2500 км, то в 1942 г. экономика Германии смогла обеспечить наступление своих войск лишь на одном стратегическом направлении в полосе 800 км, а в 1943 г. — лишь на двух оперативных направлениях в полосе 120 км (под Курском). Такое же влияние наглядно просматривалось с обеих сторон в последней Ирано-Иракской войне.


В истории войн немало примеров, свидетельствующих о влиянии экономического фактора на избрание (изменение) направления главного удара в стратегической операции.

Опыт мировых и локальных войн свидетельствует, что состояние экономики страны во многом предопределяет ход и исход войны в целом. Война в зоне Персидского залива не только подтвердила, но и продемонстрировала решающую роль новейшего оружия и военной техники (при других равных условиях) для достижения победы.

Другой стороной взаимосвязи войны и экономики является обратное влияние — войны на экономику. Прежде всего, война оказывает влияние на развитие экономики и ее отраслевую структуру через военные доктрины и стратегические концепции.

Так, в период подготовки Второй мировой войны политическое и военное руководство фашистской Германии выдвинуло в качестве официальной военной доктрины так называемую «молниеносную войну».

Как основной способ достижения военно-стратегических целей на сухопутных театрах военных действий эта доктрина рассматривала мощные массированные танковые и авиационные удары, а на море — удары подводных лодок. Такая стратегия обусловила преимущественное развитие авиационной, танковой и судостроительной промышленности. Кроме того, стратегия «молниеносной войны» ориентировала на создание предвоенной готовности экономики, т.е. на всемерное развитие и развертывание военного производства до начала войны.

Иначе обстояло дело во Франции, где господствовало убеждение о неизбежности позиционной войны. Оборона считалась наиболее сильной формой военных действий. Поэтому основные силы и средства тратились на создание оборонительной линии Мажино, а не на развитие танковой, авиационной и судостроительной промышленности.

После Второй мировой войны ярко просматривается влияние военно-стратегических концепций на развитие экономики, в частности, на примере США.

В начале 50-х годов в качестве официальной военной доктрины США была принята стратегия «ядерного возмездия». Она основывалась на монопольном владении Соединенными Штатами ядерным оружием. В соответствии с этой концепцией преимущественное развитие получили атомная, авиационная и радиоэлектронная промышленности.


В начале 70-х годов правительство США взяло курс на стратегию «реалистического устрашения». Эта концепция делала Упор на развитие наступательных стратегических сил. В широких масштабах осуществлялось совершенствование ракетно-ядерного оружия. В связи с этим, наряду с атомной, преимущественное Развитие получили авиаракетная и судостроительная промышлености.

В начале 80-х годов в США на вооружение была взята стратегия «прямого противоборства». Она определила курс на наращивание и совершенствование как стратегических, так и обычных вооружений, на распространение гонки вооружений в космосе, на достижение военно-технического превосходства над Советским Союзом. Это обусловило дальнейшее расширение авиаракетно-космической, атомной, военно-химической и всех других отраслей военной промышленности.

Следует отметить, что военно-стратегические концепции через посредство военного производства оказывают влияние и на развитие базовых отраслей индустрии: металлургию, станкостроение, химическую и топливно-энергетическую промышленность. В целом, военно-стратегические концепции, направленные на развязывание агрессивных войн, ведут к милитаризации экономики, к созданию военно-промышленных комплексов, несущих реальную угрозу безопасности народов. Особенно отчетливо влияние войны на развитие экономики проявляется в процессе конверсии, превращении народного хозяйства мирного времени в военное хозяйство.

С началом войны экономика государства перестраивается на военный лад. В связи с этим возникают значительные изменения в производстве и распределении общественного продукта. Наиболее существенные структурные сдвиги происходят в промышленности. Значительная часть предприятий машиностроения и отраслей, производящих предметы личного потребления, переключается на выпуск изделий для вооруженных сил.

Изменяется распределение важнейших видов производственного оборудования. В первую очередь обеспечиваются военные отрасли промышленности. В результате устанавливаются новые производственные связи между предприятиями. Существенные изменения происходят в сельском хозяйстве и на транспорте, в связи и торговле. Значительным изменениям подвергается распределение национального дохода. Фонд накопления и капитальные вложения используются главным образом в интересах экономического обеспечения войны. Вооруженные силы становятся крупнейшим потребителем материальной продукции.


Война вносит большие изменения в функционирование производительных сил и производственных отношений, что вызывает модификацию форм проявления экономических законов. Очень важно поэтому заранее представить ту обстановку, которая сложится в условиях современной войны. Это даст возможность сознательно и наиболее эффективно использовать особенности действия экономических законов в интересах достижения победы над врагом.

Влияние войны на экономику проявляется и в том, что она отвлекает огромные людские, материальные и финансовые ресурсы из народного хозяйства. А это отрицательно сказывается на развитии производительных сил и удовлетворении материальных потребностей общества. При этом следует отметить, что размеры отвлечения людских ресурсов, материальных и финансовых издержек возрастают от войны к войне.

На военные нужды отвлекаются не только рабочая сила, но и производственные мощности, сырьевые и другие материальные ресурсы. Это приводит к снижению темпов роста гражданского производства, сокращению объемов производства в отдельных отраслях. Так, снабжение гражданского населения потребительскими товарами в Германии в 1944 году упало до 50-60 процентов от уровня 1938 года. Во всех воевавших странах значительно сократилось сельскохозяйственное производство.

Масштабы отвлечения материальных средств на ведение войны наиболее полное выражение находят в бюджетных ассигнованиях. При этом прослеживается закономерность возрастания бюджетных расходов воюющих государств от войны к войне.

Влияние войны на экономику проявляется и в том, что экономика в современных войнах стала одним из главных объектов непосредственного воздействия вооруженных сил. Оснащение армий и флотов ведущих государств мира ракетно-ядерным оружием привело к стиранию границ между тылом и фронтом. Экономика превратилась в объект вооруженного воздействия. Успешное функционирование народного хозяйства в условиях войны во многом зависит теперь от надежной его защиты вооруженными силами и осуществления мероприятий по обеспечению его живучести.


Из анализа связей между войной и экономикой в современных условиях вытекают следующие выводы.

Роль экономики как материальной базы военной мощи страны по мере развития всех видов вооружения и увеличения материальных потребностей войны непрерывно возрастает.

Развитие материального производства и научно-технического прогресса активно воздействует на техническую оснащенность и структуру вооруженных сил, на степень их боеготовности. Появление высокоточного и совершенствование ракетно-ядерного оружия оказывает решающее влияние на совершенствование современных способов ведения войны и форм стратегических действий вооруженных сил.

В условиях современного научно-технического прогресса, когда создаются возможности новыми средствами и способами решать военные задачи, возрастает роль стратегии в научно обоснованном определении направлений развития систем вооружения, программ военного производства и мероприятий по подготовке экономики к войне.

Принцип сочетания стратегических и народно-хозяйственных интересов является одним из определяющих в развитии и всестороннем совершенствовании экономики государства. По этому поводу М.В. Фрунзе в статье «Фронт и тыл в войне будущего» писал: «При каждом новом начинании — хозяйственном, культурном и пр. — следует всегда задаться вопросом: а в каком соответствии результаты этого начинания будут находиться с делом обеспечения обороны страны? Нет ли возможности, без ущерба для мирных потребностей, сделать так, чтобы здесь обеспечивалось и достижение определенных военных задач?»

Согласование экономических и оборонных интересов необходимо в полной мере учитывать при решении задач по совершенствованию хозяйственного механизма, техническому перевооружению производства, переводу экономики на применение преимущественно качественных параметров роста, по структурной перестройке народного хозяйства. Такой подход создает условия для приоритетного развития необходимых наиболее прогрессивных производств и передовой технологии, имеющих важное оборонное значение, для всемерного укрепления военно-экономического потенциала, для материального и технического обеспечения вооруженных сил, их высокой боеготовности.


Таким образом, влияние экономических факторов на войну проявляется через политику и материальное обеспечение вооруженного насилия. Можно утверждать, что от того, каким потенциалом располагает государство по производству или приобретению средств вооруженной борьбы, каковы его людские и сырьевые ресурсы, каковы уровень профессиональной подготовки населения, каковы возможности по мобилизации экономики и переводу ее на режим военного времени, прямо зависят: количественный и качественный состав вооруженных сил, стратегические цели и задачи в войне, способы ее развязывания, размах военных действий, применяемое оружие и т.д.

Основное влияние войны на экономику будет проявляться в том, что в современных условиях сама экономика, все ее основные материальные элементы станут объектом интенсивного вооруженного воздействия. Это существенным образом скажется на возможностях противоборствующих сторон по экономическому обеспечению вооруженной борьбы и войны в целом.

2. Требования стратегии к экономике

Как известно, военная стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, планирования и ведения войны, использования вооруженных сил и руководства ими. Выражая требования военной доктрины и являясь орудием политики, стратегия опирается на экономические возможности страны и сама предъявляет требования к экономике, к направлениям, формам, темпам экономического развития, к структуре народного хозяйства и желаемым структурным изменениям, как важнейшим предпосылкам и условиям технического прогресса. Военная стратегия предъявляет требования к оборонному производству и взаимосвязанным с ним отраслям, к размещению и организационным формам хозяйства, к системе финансового обеспечения и размерам выделяемых ресурсов, к механизму хозяйственного управления и методам его совершенствования.

Наряду с прямыми, нормативными требованиями, существуют опосредованные, непрямые; они обеспечиваются путем создания льгот, экономических стимулов, выделения приоритетов — в целях развития экономики в желаемом направлении, накопления ресурса мощностей, строительства дорог, создания инфраструктуры, подготовки специалистов и т.д.


Вполне очевидно, что требования стратегии в мирное время отличаются от более категоричных и жестких требований периода войны.

Иными словами, требования стратегии к экономике — это область стратегического планирования и стратегических разработок, в которых участвуют Министерство обороны, Генеральный штаб, правительственные и планирующие органы. Задающий генератор — Генеральный штаб. Он должен заглянуть вперед, представить экономическую картину возможной войны; оценить взаимосвязь между стратегическими планами и экономическими возможностями; наметить пути достижения соответствия между этими планами и реальными условиями; своевременно и настойчиво ставить перед органами хозяйственного управления соответствующие проблемы, определять требования и запросы к народному хозяйству и предлагать оптимальные методы их решения.

Мы рассматриваем стратегию подготовки и ведения войны в целом, от чего, собственно, зависит стратегия в более узком смысле слова, нацеленная на выполнение отдельных задач, на реализацию стратегических целей более частного характера, проведение отдельных операций. Эти требования стратегии к экономике призваны учитывать необходимость достижения ее целей на этих обоих уровнях.

В этой связи целесообразно рассмотреть две группы вопросов:

- факторы, влияющие на формирование современных стратегических взглядов и формирование соответствующих планов;

- и вытекающие отсюда требования стратегии к экономике с учетом внутренней и международной обстановки, определением и уточнением запросов и потребностей стратегии.

Какие факторы оказывают наиболее существенное воздействие на нужды и потребности стратегии в настоящее время?

• Изменения в международной обстановке: снижение международной напряженности, переход от открытого и жесткого противостояния двух «сверхдержав» к поиску согласованных решений; усиление внутренней нестабильности в ряде стран; активизации силовых методов в политике США после войны на Ближнем Востоке.


• Развитие средств вооруженной борьбы и средств боевого обеспечения (связь, разведка, управление, инженерная техника); прогресс современной технологии, приоритетное развитие отраслей, обеспечивающих ведущие направления технического прогресса; изменения в производственной структуре оборонных и гражданских отраслей.

• Уровень военно-бюджетных расходов и опасность ослабления оборонных отраслей в связи с проведением конверсии; динамика и перспективы роста военного и гражданского производства, общие условия хозяйственного и политического развития.

• Соотношения военно-промышленных и военно-экономических потенциалов противоборствующих сторон.

Уточнение доктринальных установок и стратегических замыслов происходит в условиях, характеризуемых неоднозначными, противоречивыми тенденциями как текущего, так и долгосрочного плана. Необходимость наращивания военных НИОКР и обеспечения важнейших направлений технического прогресса, производства и модернизации В и ВТ, удовлетворения социально-бытовых условий военнослужащих, как правило, наталкиваются на растущую нехватку ресурсов, недостаточную и некомплектную производственную и научно-техническую базу.

Возможности стратегии ограничены не только из-за нехватки производственных мощностей и ресурсов, но также в силу несоответствия структуры потребленных средств и структуры производства; существенного различия во временных рамках военного потребления (продолжительности вооруженной борьбы, отдельных операций) и производственного цикла (иными словами — несоответствия между масштабами потерь вооружения и расхода боеприпасов, горючего и экономическими возможностями их восполнения). Экономика выступает в качестве ограничительного фактора еще и потому, что в условиях войны она сама несет потери, а допустимая степень экономического напряжения не беспредельна, имеет свои границы.

Сложность и противоречивость внутренней обстановки, растущая непредсказуемость развития событий на международной арене повышают актуальность и значимость проблем, органично связанных с материальным обеспечением нужд обороны. С одной стороны, это вытекает из экономических условий и возможностей, а с другой — из целей и задач, решаемых военной стратегией (обеспечение безопасности страны, создание благоприятных политических и экономических позиций на международной арене, обеспечение внутренней стабильности и т.д.)


Отсюда вытекают конкретные требования к экономике, определяемые всем комплексом внутренней и международной обстановки, реальными условиями, в которых протекает строительство вооруженных сил. Эти требования охватывают различные стороны хозяйственного и научно-технического развития, в том числе:

• Сферу технического прогресса, совершенствования технологии, обновления производственной базы военного машиностроения.

• Область структурных изменений, достижения более прогрессивной народнохозяйственной структуры и структуры оборонных отраслей.

• Область мобилизационной подготовки экономики.

• Вопросы, связанные с накоплением резерва мощностей, созданием технического задела для возможного экономического маневра, наращивания производства вооружения и расходных средств.

• Систему внешнеэкономических отношений, включая обеспечение технико-экономической независимости, преодоление изоляции от центров современной технологии и технического прогресса.

• Теорию и практику дальнейшего совершенствования системы планирования развития В и ВТ.

Военная стратегия не просто формулирует требования к экономике, но принимает активное участие в их уточнении, корректировке, реализации. Она определяет потребности в материальных средствах, в вооружении, средствах обеспечения, в расходных средствах и других видах ресурсов. Обосновывает систему приоритетов и масштабы серийного производства, технический уровень производимых вооружении, рассчитывает предполагаемый уровень потерь и возможный темп обновления военной техники. Прогнозирует наиболее целесообразное распределение ресурсов между видами Вооруженных Сил. Оценивает возможную степень максимального экономического напряжения. Рассчитывает основные источники пополнения В и ВТ. Сопоставляет и оценивает экономические возможности сторон. Учитывает использование экономической базы на ТВД как источника обеспечения военных потребностей. Все это органично связано с выдвижением и обоснованием требований к экономике, постоянным согласованием оборонных нужд и экономических возможностей.


Как известно, потребности в военной технике и расходных средствах постоянно возрастают.

Одним из условий наращивания производства вооружения и военной техники является накопление запасов материалов, оборудования, компонентов и других материальных ресурсов, их размещение и хранение. Накопленные материальные средства предусматривается использовать для наращивания производства военной продукции, непосредственного обеспечения вооруженных сил и проведения восстановительных работ.

Накапливаются промышленное оборудование, стратегическое сырье, нефтепродукты, материалы и продовольствие.

В ходе войны важную роль в обеспечении материально-технических потребностей будет играть текущее производство военной продукции, особенно если война примет затяжной характер. Вести сколько-нибудь продолжительную войну только за счет запасов нельзя. Чтобы промышленность и другие отрасли хозяйства успешно решали свои задачи по обеспечению потребностей вооруженных сил, необходимо правильно определить объем и структуру этих потребностей и в соответствии с этим готовить кадровую военную промышленность и базовые отрасли к Функционированию в условиях войны.

Структура военного производства должна соответствовать потребностям военного времени. С этой целью заблаговременно создаются необходимые производственные мощности; обеспечивается приоритетное развитие отраслей и производств, обеспечивающих выпуск военной техники, средств управления и разведки.

боеприпасов; накапливаются резервы сырья и полуфабрикатов. Военная промышленность должна быть готова к изменению структуры потребностей, появлению новых потребностей в вооружении и расходных средствах, к своевременному обеспечению этих потребностей.

Стратегия прямо заинтересована в совершенствовании технологии, обновлении производственной базы машиностроения — основы оборонного производства. К примеру, применение роторных прессов позволяет существенно увеличить мощности по выпуску стрелкового оружия и боеприпасов. Широкое использование вычислительной техники расширяет возможности отраслей, в которых разработка изделий сопровождается проведением значительных расчетов и вычислений (авиастроение, общее машиностроение).


В периоды наиболее активных и ожесточенных операций величина потерь в вооружении и военной технике значительно превышает возможности текущего производства. Потери в первых операциях могут превысить размеры производства вооружений в течение нескольких месяцев. Это потребует широко использовать ремонт и восстановление, а также резервы Центра для пополнения и новых формирований.

Для восстановления военной техники, транспортных средств используются ремонтные заводы, спецформирования, ремонтно-восстановительные базы войск.

Одно из требований стратегии состоит в том, чтобы соответствующим образом готовить производственную и инфраструктурную базу на предстоящем театре военных действий. Стратегическое руководство заинтересовано в создании на ТВД мощностей по производству горючего, окислителей, строительных материалов (цемента, железно-бетонных плит и др.), предприятий пищевой промышленности и других отраслей, производящих продукцию, необходимую войскам. Использование экономической базы на ТВД сократит потребности завоза предметов снабжения из глубины страны, создаст резерв производственных мощностей на случай перерыва транспортных связей с глубинными районами.

Реальное соотношение военно-экономических сил, соотношение наличия и производства вооружений и военной техники зависит не только от состояния и возможностей военного производства, но и от хода боевых операций. Поэтому весьма важно добиваться эффективности использования выделяемых ресурсов, снижения потерь. Чем успешнее развивается операция, тем, как правило, ниже потери; чем выше темп наступления, тем меньше расход горючего. Чем эффективнее применение боевых средств и расходование боеприпасов, тем выше потери у противника. Эффективное использование материально-технических ресурсов в ходе операций равносильно увеличению масштабов военного производства.

Особое внимание стратегическое руководство уделяет вопросам мобилизационной подготовки народного хозяйства.


В современных условиях основными особенностями мобилизационной подготовки народного хозяйства являются:

- перенесение части мобилизационных мероприятий на предвоенный период или начало войны;

- возрастание роли материальных резервов и запасов, требуемых для обеспечения развертывания вооруженных сил и снабжения военной промышленности;

- осуществление уже в мирное время мероприятий по повышению устойчивого функционирования народного хозяйства во время войны;

- обеспечение высокой мобилизационной готовности военной экономики и всего народного хозяйства.

С учетом этих особенностей наиболее реальными путями удовлетворения потребностей вооруженных сил в вооружении, военной технике и других материальных средствах являются:

- обеспечение необходимого уровня запасов вооружения, военной техники и других материальных средств;

- создание организационно-экономических условий для быстрого наращивания производства военной продукции на имеющейся военно-промышленной базе;

- поэтапный перевод народного хозяйства на работу по планам военного времени.

Достижение оптимального сочетания запасов для военного времени и возможностей быстрого наращивания производства военной продукции на имеющихся производственных мощностях следует рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений мобилизационной подготовки. Центральной проблемой является сокращение сроков перевода оборонных отраслей и всего народного хозяйства с мирного на военное положение. План работы промышленности на военное время должен быть тесно увязан с потребностями вооруженных сил как на период их перевода с мирного на военное положение, так и на период последующего наращивания их состава за счет развертывания стратегических резервов.

Повышение мобилизационных возможностей промышленности целесообразно осуществлять путем создания техники «двойного назначения» и широкого использования «двойных технологий», которые могут использоваться как в интересах народного хозяйства, так и вооруженных сил.


В условиях войны требования стратегии к экономике становятся неизмеримо более высокими, они не только возрастают, но и изменяются, становятся более жесткими и категоричными. Война оказывает свое воздействие на всю экономику в целом, заставляя ее перестраиваться, быть способной к функционированию в условиях разрушений и потерь, острой нехватки самого необходимого.

Еще в большей степени, чем сфера производства, подвержен нарушениям и структурным изменениям внешняя торговля, в система внешнеэкономических связей. Разрываются «привычные» внешнеэкономические связи, нарушаются обеспечивающи их транспортные коммуникации. Стратегия вынуждает любым! путями обеспечивать поставку оружия, запасных частей, комплектующих материалов, дефицитного сырья для военного производства. Обычная торговля в условиях войны модифицируется, внешние поставки нередко принимают иные формы, например, формы принудительного изъятия ресурсов, форму безвозмездных поставок союзных стран, форму захватов и силового давления на нейтралов в целях получения необходимых материалов.

В условиях войны экономика должна быть в интересах стратегии способна:

- наращивать темпы военного производства, совершенствовать, модернизировать военную продукцию;

- осуществлять маневр экономическими ресурсами, переключать мощности, энергию, сырьевые материалы на выпуск потребного войскам вооружения и боеприпасов;

- иметь необходимые заделы для создания военно-технической неожиданности для противника (например, для выпуска более мощного, неизвестного ранее типа боеприпасов или для создания и производства горючего, существенно повышающего боевые возможности оружия);

- обеспечивать военно-техническое превосходство над противником в отдельных (особенно решающих) видах военной техники, изыскивать возможности для компенсации собственных «слабостей» в качестве, номенклатуре, комплексности военной продукции;

- находить заменители дефицитного сырья и недостающих комплектующих деталей; обеспечивать жесткий режим экономии, сокращая нормативы расхода и снижая производственные


издержки.

Современная война делает все более резким и непримиримым противоречие между политическими целями войны и экономическими затратами. Увеличение разрушительного характера войны и колоссальный рост военных издержек заставляют вести постоянный поиск «приемлемых» военно-хозяйственных решений. Руководящие органы должны иметь экономический план войны, учитывающий ее характер, возможную продолжительность, варианты хозяйственных решений и соответствующих действий. Стратегические задачи должны согласовываться и сочетаться с экономическими возможностями, они должны предусматривать оптимальное распределение сил и средств, энергичное и эффективное ведение наступательных и оборонительных операций, преследуя, среди других целей, задачу сохранения своих сил и всемерное истощение резервов и ресурсов противника.

Итак, подведем краткие итоги.

Разрабатывая планы подготовки страны к обороне, планы военного строительства и использования вооруженных сил, стратегия определяет тем самым требования и мероприятия 1,0 подготовке экономики к войне и экономическому обеспечению в ней вооруженных сил.

К числу наиболее важных можно отнести следующие:

Во-первых, стратегии принадлежит определяющая роль в выборе направлений развития или приобретения систем оружия и военной техники. Разрабатывая планы развития вооруженных сил стратегия определяет пропорции между этими системами и тем самым оказывает влияние на программы военного производства и закупок 0 и ВТ.

Во-вторых, стратегия, разрабатывая планы ведения войны, определяет размеры материальных потребностей вооруженных сил и создаваемых материальных запасов для обеспечения войны, их размещение и эшелонирование, а также оптимальные сроки готовности народного хозяйства страны к переводу ее с мирного на военное положение.

В связи со значительным ростом масштабов материальных издержек в современной войне большое значение приобрело требование стратегии к способности экономики к резкому наращиванию поставок оружия и военной техники, особенно в начальный период войны. При этом важнейшим требованием является поддержание военно-технического паритета.


В-третьих, стратегические требования учитываются при подготовке территории страны к войне и этим оказывают влияние на размещение промышленности, создание государственных резервов материальных средств, развитие транспорта, связи и других отраслей экономики в интересах обеспечения войны.

Указанные требования учитываются и находят отражение планах развития народного хозяйства. Например, в интересах развития транспортной сети: расширяется строительство особо крупных промышленных узлов; сооружаются дублирующие переходы через крупные водные преграды; увеличивается провозная пропускная способность наиболее важных магистралей; совершенствуется структура подвижного состава; реконструируются переоборудуются аэродромные комплексы. Аэродромы гражданских ведомств подготавливаются к базированию авиации вооруженных сил. Железнодорожные пути, автомобильные магистрали, нефтепроводы, порты сооружаются с учетом интересов обороны.

В-четвертых, разрушительная мощь современного оружия такова, что, если заблаговременно не провести мероприятий по повышению устойчивости работы народного хозяйства и по защите населения, то уже в начале войны может выйти из строя значительная часть транспорта, энергетических систем, будут огромными людские и материальные потери. Поэтому, стратегии принадлежит важная роль в разработке мероприятий по обеспечению живучести экономики.

В-пятых, достижение победы в войне всегда зависело не только от наличия материальных возможностей, но и от эффективности их использования для разгрома врага, которая зависит от уровня развития военного искусства, и особенно его высшей области — стратегии. Поэтому ей принадлежит определяющая роль в эффективном использовании создаваемых экономикой ресурсов для достижения победы в ходе войны.

Сегодня, в условиях сокращения вооруженных сил и ассигнований на их развитие, стратегия требует от экономики не допустить дисбаланса, прежде всего, в средствах первого удара, отдавать приоритет тем вооружениям, которые не уступают аналогичным образцам в армиях других государств и отвечают требованиям ответного удара, в первую очередь — по мобильности, живучести, ударной эффективности.

Таким образом, требования стратегии к экономике необходимо учитывать в новых экономических условиях при решении задач по структурной перестройке народного хозяйства, по совершенствованию хозяйственного механизма, техническому перевооружению производства, переводу экономики на преимущественно качественные факторы роста, путем согласования экономических и оборонных интересов как в перспективных планах развития всех отраслей народного хозяйства страны, так и в практической деятельности.