litceysel.ru
добавить свой файл
1
Во ВГИК. (отчетная статья поступившего)



Во-первых, во ВГИК берут не только сыновей Михалковых, или дочерей миллионеров, туда поступают и простые смертные (случаются недоразумения).

Так вот, я дошла до такой жизни, что в голову ударила мысль непременно ехать в Москву, и непременно поступать в знаменитый кинематографический институт. И вышло так, что я попала в число недоразумений, которые сами плохо понимая, что они всё-таки делают, поступают во ВГИК с первого раза.

В июле часто можно услышать что-нибудь вроде:

- Ну, чё?

- Вылетел…

- Я тоже, ну, значит, в следующем году ещё встретимся.

- Ага.

Разберем все мои знания по пунктам. Рекомендуется прочитать всё, вредно не будет.


Актёры.

Основным источником сведений является абитуриентка Ольга (п. Караул, Таймырский автономный округ) – моя соседка по комнате.

Самые упорные актёры обычно поступают особенно долго. Не смотря на то, что вгиковские актёры славятся, как одни из худших. Для того, чтобы тебя допустили к экзаменам нужно пройти три прослушивания, на каждом из которых вам нужно будет представить обычную программу, то есть стихотворение, басню и прозаический отрывок. Если вы будете поразительно хороши на первом туре, можете забыть о втором и третьем, сразу отправят подавать документы на кафедру.

Экзамены представляют собой три творческих тура и два общеобразовательных экзамена.

Первый тур – кино- и фотопробы. Будьте красивы, естественны и разговорчивы. Проявка занимает некоторое время, так что результаты первого и второго тура вам сообщат одновременно. Или не сообщат. Вывесят список допущенных к третьему туру. Второй и третий тур я себе представляю смутно. Это собеседование и показ актёрских этюдов. Могут дать пальто, стул или коробку и попросить что-нибудь изобразить. Могут сказать, что вы опытная проститутка, или суперстар, приехавшая в провинцию, или попросту истеричка, и вам придется играть. На собеседовании у нашей актрисы спросили, какие театральные постановки её наиболее впечатлили, и та призналась, что никогда не была ни в театре, ни в кинозале. Комиссия была поражена и поручила Илье, который к тому времени окончил четвертый курс, сводить Олю в театр. Та была безумно счастлива.


Предпочтение отдается особам мужского пола, так, например, среди 11 бюджетных мест только 4 были предназначены для актрис, соответственно 7 для актёров.

Понаслышке знаю, что актёры самые больные люди во ВГИКе. Например:

- Почему во всей общаге двери черные, а на девятом этаже синие?

- Ну, там же актёры живут…

Этажерки говорят об актерах, как о людях неспокойных. Хотя кто из нас спокоен…


Художники.

О художниках мне известно предельно мало. Могу сказать, что, по-моему, с подготовкой уровня художественной школы там делать нечего. Меня, как человека, который собирался туда проступать, привело в замешательство то, что на экзамен люди идут с холстами. Признаюсь, что лично мне никогда не приходилось писать маслом.


Сценаристы.

У сценаристов, так же, как и у актеров пять экзаменов. Первый тур представляет собой письменную работу на заданную тему. Объем 6-8 страниц формата А4. Самым приятным является то, что страницы не разлинованы, так что если писать вы не очень любите, то можно растянуть 4 страницы на 6, а то и на 8. Дают 4-5 тем на выбор. Несколько тем 2004 года: «Свадьба в собачьем городе», «Невидимые глаза», «Домовой в витрине». Могу посоветовать сходить в библиотеку ВГИКа, для сценаристов там есть особенная маленькая книжица, в которой описываются творческие туры, и опубликованы некоторые интересные работы. Второй тур это работа по фильму, в этом году смотрели «А я иду, шагаю по Москве». Задание предлагало представить дальнейшую судьбу одного из второстепенных героев, после того, как тот выходит из сюжета, не упустив при этом особенности его характера.

Третий тур такой же, как у всех – собеседование на выявление общего культурного уровня.

Общеобразовательные экзамены - сочинение и литература устно.


Менеджер кинопроизводства.

Если вы решили стать менеджером кинопроизводства, вам предстоит пройти только три общеобразовательных экзамена. Сочинение, математика и обществознание устно. На обществознании вас будет валить некий Козлов, задавая из ряда вон выходящие вопросы. Ответ слушать будет человек пять. Вопросы по обществознанию можно найти на кафедре или на голубых стендах в каком-нибудь холле. По математике продаются книги для подготовки к экзамену, в которых нами было найдено множество опечаток. Но так как мы, наверное, много меньше шарим в математике, чем господин Козлов, написавший эту книгу, то возможно эти опечатки вовсе и не являлись опечатками.



И, наконец, то, чего все так ожидали. Режиссура.

Режиссура игрового фильма подразумевает огромный, нет, ОГРОМНЫЙ конкурс. В этом году было прислано около 500 работ, из которых отобрали, кажется 78. Из 78 после первого тура осталось 35. На втором выкинули ещё половину. Третий прошел без особых жертв. Но лидеры были. На третьем туре у режиссеров почему-то всех любят «ровнять». Ставят низкий балл первым, высокий – последним. Оставляют всю ответственность на общеобразовательные экзамены. На документальном кино работ приходит меньше, к экзаменам в этом году допустили человек 35 из, насколько мне известно, 50. Мне же, как поступавшей на режиссуру мультимедиа, повезло больше всех, из 23 работ, пришедших на конкурс, выбрали (!) 23. Чтобы создать ощущение конкуренции между людьми, которые ничего не умеют.

Итак, Тур первый.

Игровое кино.

Всё настолько непонятно и непредсказуемо, что писать об этом трудно. То ли это была просто письменная работа на тему, то ли нужно было написать что-то по фотографии (написать, что было до, и что будет после того момента, который запечатлен на фото). В общем, какой-то бред. На консультациях говорят загадками, вроде мы сами не знаем, что там будет. Одна из тем, по которым была дана письменная работа – «страх». Больше не помню. Фотографии – улыбающаяся медсестра, или, например девочка, которая смотрит на портрет Ленина и грызет карандаш. Писать нужно, вы, конечно, знаете, умозрительно. Без: «запахло шоколадом, он вспомнил мягкую её кожу и ему вдруг стало грустно». И не выстраивать предложений, как это люблю делать я, где через каждое слово запятая. И пишите грамотно, ради бога, это, конечно не важно, но будь я на месте мастера, меня бы порядком раздражали бы ошибки (кто бы говорил).

Насчет кина документального я тоже ничего не знаю. Извините уж.

Вот то, что делала я, это я могу рассказывать часами, так что повезло малочисленным желающим поступать на режиссуру мультимедиа. (черт возьми, раз пятый пишу режессура, чтобы потом исправить)



Режиссура мультимедиа.

Вам предстоит работа над режиссерской разработкой с раскадровкой. Самое приятное, что уметь рисовать не надо. Всё ваше художество может иметь чисто схематический характер. Но это не приветствуется, конечно, если вы гениальный режиссер, то вас это совершенно не должно волновать. В этом году темы раскадровки были такие : «Притча о блудном сыне», «У попа была собака…», «Жил был у бабушки серенький козлик», «Теремок», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». На выданном листе ватмана вам предстоит выполнить письменную разработку. Также в окошках 3х4, окошки должны быть одинаковые, все, вам нужно монтажно изложить всю историю в графике, работа с цветом не допускается. Обе части самодостаточны, и если вы считаете, что одна вполне может существовать без второй, то вторую делать не обязательно.

Тур второй.

Режиссура документального и игрового кино см. пункт «Тур первый». Я ничего не знаю.

Моя любимая режиссура мультимедиа. Второй тур для вас это изокомпозиция. Рисуйте что угодно и как угодно, можете даже не рисовать, была у нас девочка, которая лепила из цветного пластилина, слетела на третьем туре. Можно лепить коллажи, можно вырезать в работе окошки и рамочки, вставлять в неё лампочки, и приклеивать сушеные цветы и мертвых кузнечиков, можете делать всё, на что вы способны. Темы этого года: «Шалтай-болтай», «Какая грусть в безжизненном песке, шуршит, шуршит, и всё течет сквозь пальцы, когда сожмешь в руке», и ещё пара стихотворений, и, кажется, изречение какого-то русского классика.

Чуть не забыла, для игровиков и для моих любимых мультимедиа на втором туре существует такая падла, как «показ актерских этюдов».

- Я ещё хотел узнать насчет актерских этюдов. Это что такое?

- Это чтение прозы, басни и стихотворения.

- То есть актеров сюда тащить не надо?

- Нет не надо, и дрессированных домашних животных тоже не надо, кошечек, хомячков…


- То есть слона можно привести?

Я учила стих-басню-прозу за два дня до бенефиса. Прозу, которую я знала хуже всего, меня спросили дважды. Могут задавать бессмысленные вопросы, меня два раза спрашивали сколько мне лет, спрашивали кем работают мои родители и хорошо ли я знаю русский язык, и где я занималась анимацией. Когда вы рассказываете стих-басню-прозу, не стоит жалеть своих актерских способностей, в действительности на актерский факультет вас никто не отправит. Режиссер должен быть в той или иной мере быть актером, именно для этого в программу вводится искусство речи, и, вроде бы даже актерское мастерство.

Собеседование.

Собеседование для всех специальностей одно и то же, так как преследует единую цель: Выявление культурного уровня. Режиссеров обязательно будут гонять по альбомам Третьяковки, Русского музея и Эрмитажа, названия картин закрывают бумажками, так что даже не надейтесь. Могут спросить по-другому: «Назовите любого художника Испании», или «Назовите художников северного возрождения в Германии». В общем, собеседование носит довольно дружелюбный характер. Тянется этот экзамен дико долго, у нас начали в 11 и закончили около 19 часов. Если вы 10ый в списке, можете смело приходить часа через два после начала экзамена. Ждать результата нет смысла, то, что они выставили в своих бумажках, на следующий день приобретает совершенно другой характер. Преподаватель истории кино в Новосибирском Государственном Техническом Университете, который в свое время поступил во ВГИК, сказал, что на собеседовании успех зависит от двух «пунктов»: от непосредственно культурного уровня и эмоционального воздействия на педагогов. Я свои 10 баллов получила по большей части именно за эмоциональное воздействие, которое складывается не непосредственно на самом собеседовании, а на трех турах в совокупности, также немалую роль играет и ваша работа на творческий конкурс, дело в том, что из 5 данных мне картин я назвала только одну, ляпнула, что Бродский это поэт серебряного века, и назвала только одного Испанского художника. Но смогла отшутиться по поводу своих косяков, и была выпровожена из кабинета с возгласами «Вперед, в Третьяковскую галерею, срочно в галерею!» На сценарный поступала девочка с поразительно высоким голосом, большими хрустальными глазами, и похожая на куклу барби:


- Где вы учились раньше?

- В университете имени Баумана…

- А кто такой Бауман?

- Ну, он в начале учился в этом университете, а потом его основал…

Как вы думаете, что поставили этой девочке? Ага, именно 10. Спрашивают про то, чем собираетесь заняться после. Вопросы вроде «Что бы вы хотели экранизировать?». Могут спрашивать обо всем любимом, любимый писатель/ поэт/ режиссер/ актер /композитор/ художник/ и т д. Могут спросить, что вы читали в последнее время из современной литературы, или просто любимые книги. Или что-нибудь жизненное типа, где вы учились, сколько вам лет и что вы тут вообще делаете.

Вообще везде и всюду главное показать, на что ты способен, нужно сделать так, чтобы твоя работа, во-первых, выделилась из массы, и, во-вторых, чтоб выделилась она положительными чертами, а не тем, что там просто ничего не написано, кроме: «зато я нарисовал вот такого крокодильчика.»

Ах да, и ещё, говорить тоже желательно грамотно, и не употребляя «эмммм» или «нуууу».


Общеобразовательные экзамены.

По общеобразовательным экзаменам ставят двойки, не надейтесь на чудо, не надейтесь. Девочка с режиссуры, которая шла с первым результатом, у которой было за туры две десятки, получила 2 на истории и вылетела к черту. Списать это дело другое, списать можно почти везде.


Сочинение.

На сочинении за вами будет следить тетенька с телескопами вместо глаз. Но это не важно, если вы умеете списывать так, как умею я, то вам ничего не грозит. За сочинение не ставят пятерок, за всю историю ВГИКа их было 3, одну поставили парню, который писал сочинение по Некрасову, и обосновал свою точку зрения насчет того, что великий классик совершенно бездарен. Всего дается 4 часа и 4 темы , которые вытягивает один из абитуриентов. У меня был такой список: «Тема любви в прозе Тургенева», «Противоположность характеров Печорина», «Проблема деревни в лирике Есенина» и «Классическая литература на кино и телеэкране». Я раскрывала первую тему, писала по Муму, даже не вспомнила, что Тургенев написал «Отцы и дети». Надо мной ржала вся общага, вроде какая любовь может быть в Муме. Но я, слава богу, получила 4.



Литература.

Список литературы для сочинения и для литературы (да уж) вывешивают всё на тех же голубых стендах. Там получается даже меньше, чем есть в школьной программе. Режиссерам и операторам повезло больше, чем остальным, у них в билетах 4 вопроса, из которых нужно выбрать два. Один по двадцатому веку и один по девятнадцатому. Обязательно нужно цитировать стихи, если выбрали вопрос по ним. В сочинении, кстати, тоже. Есть ещё одна падла по стихам, я, например, выбрала вопрос «основные мотивы лирики Блока» и когда всё ответила, мне показали бумажку с тремя четверостишиями и спросили «Что из этого написал Блок?», я настояла на первом варианте:

- Вы уверенны? Вы настаиваете?

- Как я могу на чем-то настаивать, когда вы меня так спрашиваете, я ни в чем не уверенна, но мне кажется, что это Блок.

Были такие вопросы, как «смысл названия «Преступление и наказание», «Образ города в современной литературе», «Личное и общественное в характере Чацкого» и тому подобный бред.


История

Приготовьтесь к консультации, возьмите с собой покушать и подушку, потому что это безумно долго и нудно. На экзамене можно пользоваться атласами. Рекомендую школьный атлас по истории отечества, за весь школьный курс, со справочной информацией, я всё скатала оттуда. Вопросы по истории вывешиваются в холле. Самым любопытным постараюсь выложить их в сеть. Я готовилась по книге «История 100 баллов. ЕГЭ» - всё кратко и понятно. Многие предпочитают желтую книжку для подготовки поступающих в вуз, с МГУ на обложке. В билете два вопроса без права выбора, один проверяет ваши знания до середины 19 века, а второй, соответственно после неё. Мой билет был таким: 1. Московское княжество. Свержение татаро-монгольского ига. Иван III. 2.Самодержавие и парламентизм в России. Первые политические партии.

Я, наивная начала писать про Ивана Калиту, но получив в свое распоряжение атлас, поняла, что он был Иваном Первым. Московское княжество я рассказала экзаменаторам (2 шт.) с самого его основания. И до самого Ивана 3. Когда я закончила, они были счастливы, но решили задать мне вопрос:


- А что было построено при Иване Третьем и кто была его жена?

- ….

- Ну, это связанно с Москвой

- Кремль?

- И еще, какой документ при нем был?

- … Судебник 1497 года

*радуются*

- А жена его? Ну, она иностранка, подсказываю…

- Это понятно, что иностранка, раз вы спрашиваете,… не знаю

- Ладно, а что было построено в кремле?

*судорожно вспоминаю, что есть в кремле*

- Церковь какая-нибудь?

- … Вы не из Москвы, да?

- Нет, из Новосибирска.

- Ладно, переходите ко второму вопросу…

Второй вопрос они мне до конца рассказать не дали (благо я не дошла до малоизвестных мне политических партий) и поставили мне 5. Я был рад. Мама моя расплакалась, когда узнала, что я поступила, вначале от радости, а потом продолжала плакать, думая, что я буду теперь жить в Москве.

На всех устных общеобразовательных экзаменах есть второй шанс, если вы ничего не знаете, то берете другой билет, но оценка в таком случае вам ставится на балл ниже.


Любите друг друга.


Подготовительные курсы.

Хоть все студенты и советуют на них походить, я в них ничего полезного не вижу. Читайте книги, господа, в книгах сила. Могу посоветовать «Кино между раем и адом» Митты. Ещё можно смотреть кино, читать классику и радоваться жизни, всё это, безусловно, помогает. Итак, насчет курсов. Я думаю, они не помешают, потому что сама позаканчивала столько курсов, что вспоминать страшно. Например, четыре месяца тусовалась на местном телевидении, вначале училась, а потом практиковалась, с утра ездила на съемки новостей, а вечером изучала технику монтажа. Можно поискать маленькие ТВ-студии и постажироваться там. Хм, так вот, что-то я ухожу от темы, курсы дают вам: знакомство с мастерами, знакомство с людьми вроде вас, которые бредят этим институтом, некоторое знание предмета, кучу вгиковских баек, о том кто и как поступил, и эти же курсы отбирают у вас самое ценное – время и деньги. Стоят они, насколько мне известно, совсем не мало. Хотя я сама потратила на образование, бог знает сколько денег. Минимум, наверное, 1000$. Выбор за вами, впрочем, он всегда за вами.



И, напоследок, об общежитии.

У ВГИКа их два. Пятиэтажное здание на Будайской, и шестнадцатиэтажка на Галушкина. Проситесь на Галушкина, это ближе, вас ожидает магазин в помещении общежития, кафе, зеркальные просторные лифты, комфортабельные комнаты (1-4 человека на комнату, 2 комнаты в блоке, ванная и туалет на блок), три магазина через дорогу, место недалеко от ВДНХ и метро, и всё это обойдется всего на 10 рублей дороже, чем на Будайской, где оголодавшие абитуриенты живут с одним душем на этаж, по 13 человек в комнате, со змеями и тараканами. Стоимость проживания 30-40 рублей. На Галушкина берут 200 рублей в залог за постельное белье. Не верьте этажерке, которая рассказывает вам правила. После 12 входить в общагу можно. Туда всегда можно входить. Насчет выходить не знаю, не пробовала. Гости могут у вас даже ночевать, но утром им придется заплатить за такую роскошь 40 рублей. Если вы пролетаете на экзаменах (не дай вам бог) выселять вас придут, скорее всего, не сразу, а спустя пару дней, но даже тогда вы можете молить о пощаде, над вами, возможно, сжалятся, и дадут пожить максимум до зачисления (это если очень сжалятся). Студенты в большинстве своем уезжают на лето, так что не думайте качать из них информацию об экзаменах, про них лучше спросить у «вечных абитуриентов» которых там не так уж и мало. И не выбрасывайтесь из окна, там деревья внизу, правда, у тех, кто пробовал, получалось достигнуть цели, не так уж там и низко, чтоб остаться в живых. Можно кинуть тостер в ванную, если уж совсем плохо станет, запаситесь удлинителем, в самой ванной комнате розеток нет. Удлинитель, кстати, очень практичная вещь, опытные люди смогут на нем даже повеситься. А ещё, ещё можно перерезать вены, но это уже совсем другая история.

Удачи на экзаменах. Удачи в жизни.