litceysel.ru 1 2 ... 4 5

Представленные материалы содержат опыт автора по организации работы на учебно-опытном участке, как одной из форм организации учебно-исследовательской деятельности. Пособие является основой для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе предпрофильного и профильного обучения. В работе сделана попытка осветить вопросы благоустройства учебно-опытного участка с упором на декоративное оформление. В пособие изложены необходимые нормативно-правовые документы.


Методические рекомендации

по организации работы на учебно-опытном участке.


Учебно-опытный участок – это лаборатория под открытым небом, это образовательное пространство для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Учебно-опытный участок МОУ «Гимназия №4» под руководством Ольги Анатольевны стал местом претворения в жизнь лучших проектов учащихся, разработанных при изучении спецкурса «Ландшафтный дизайн». Учащиеся разрабатывают проекты по благоустройству и озеленению пришкольного участка: планируют клумбы, дорожки, небольшие фонтанчики. Лучший проект учебного года запускается в дело. Обустройство учебно-опытного участка позволяет решить комплекс образовательных задач: заинтересовать учащихся, подтолкнуть их к идее создания своего проекта, помочь найти пути реализации, научить отстаивать свои интересы. И конечно формировать практические умения учащихся по выращиванию растений и уходу за ними; развивать наблюдательность; проводить наблюдения и опыты, эксперименты; воспитывать у учащихся эстетику быта.

Школьный учебно-опытный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада, необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой. Школьный участок - место для учебной работы учащихся по биологии и другим предметам, это необходимейшее наглядное пособие, это учебная лаборатория.

В работе сделана попытка осветить вопросы благоустройства учебно-опытного участка с упором на декоративное его оформление: цветники, создание небольших архитектурных сооружений.

ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА

по охране труда при работе на учебно-опытном участке

ИОТ – 012 – 98


  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 К работе на учебно-опытном участке допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.


1.2. Учащиеся при работе на учебно-опытном участке должны соблюдать правила поведения, установленные режимы труда и отдыха.


    1. При работе на учебно – опытном участке возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • переноска тяжестей сверх допустимых норм;

  • травмы при небрежном обращении с сельскохозяйственными инвентарем;

  • травмирование рук при очистке почвы от посторонних предметов и при прополке делянок без использование перчаток;

  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении немытых овощей, ягод и фруктов.

    1. При работе учащихся на учебно-опытном участке обязательно наличие аптечки с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств

    2. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю работ, который сообщает администрации учреждения. При неисправности сельскохозяйственного инвентаря, соблюдать правила личной гигиены.

    3. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок выполнения работ, правильно применять рабочий инвентарь, соблюдать правила личной гигиены.

    4. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводиться внеплановый инструктаж по охране труда.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    1. Надеть одежду и обувь, соответствующую конкретным погодным условиям и не затрудняющую движений. В жаркие солнечные дни надеть светлый головной убор. При работе по прополке делянок надеть перчатки.
    2. Проверить исправность и заточку сельскохозяйственного инвентаря.


    3. Убедиться в наличии и укомплектованности медицинской аптечки.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.Соблюдать осторожность при работе с использованием сельскохозяйственного инвентаря, переносить его только в вертикальном положении заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на землю заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей.

3.2. Не использовать сельскохозяйственный инвентарь, предназначенный для работы взрослым. Масса любого рабочего инструмента, используемого учащимися до 10 лет, нем должна превышать 400 – 600 гр. Ручки рабочего инвентаря должны быть округлыми, гладкими, без заусенцев и трещин, прочно насажанными, немного короче и на 2-3 см в диаметре меньше, чем для взрослых.

3.3. При переноске земли, воды, удобрений и пр. не превышать предельно допустимую норму переноски тяжестей для учащихся:

  • для учащихся начальных классов – не более 3 кг;

  • для учащихся 14 лет – девушки – 3,0 кг, юноши – 6,0 кг

  • для учащихся 15 лет – девушки – 4,0 кг, юноши – 7,0 кг.

  • для учащихся 16 лет – девушки – 5,0 кг, юноши – 11,0 кг.

  • для учащихся 17 лет – девушки – 6,0 кг, юноши – 13,0 кг.

3.4. Для предотвращения быстрого переутомления необходимо чередовать виды работ, а также после каждых 45 мин. Работы делать перерыв на 15 мин. для активного отдыха.

3.5. Общая продолжительность ежедневной работы учащихся в период каникул не должна превышать: для учащихся 1-4 классов – 2 часов, для учащихся 5-7 классов – 3 часов, для учащихся 8-9 классов – 4 часов, для учащихся 10 классов – 6 часов.

В свободное от учебы время в течении учебного года продолжительность ежедневной работы учащихся уменьшается в 2 раза.

3.6. Очистку почвы от посторонних предметов (камней, осколков, стекол, кусков металла и пр.) производить только с помощью лопат, граблей и другого инвентаря, не собирать их незащищенными руками.


3.7. При прополке делянок во избежания порезов рук работать только в перчатках.

3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять немытые корнеплоды, овощи, фрукты и ягоды.

3.9. Запрещается какая – либо работа учащихся с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.


  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При выходе из строя сельскохозяйственного инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

4.2. При получении травмы сообщить об этом руководителю работ, которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    1. Очистить и сдать на хранение сельскохозяйственного инвентаря или его затуплении прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

    2. Тщательно вымыть руки с мылом и принять душ.

Положение

об учебно-опытном участке.
  1. Учебно-опытный участок создается в начальных, основных и полных средних общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях, школах-интернатах всех типов для проведения внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии, трудовому обучению, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, организации общественно-полезного, производительного труда школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород), заготовки раздаточного и демонстрационного материала, для занятий с учащимися, и, конечно, для проведения экспериментов, исследований, и как результат - создание различных проектов.


Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:

  • совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам;

  • формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями и животными;

  • формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, экспериментов с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории.

  • развитие интереса учащихся к изучению растений и животных.

  • формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению.

  • развитие эстетических чувств школьников.

  • развитие интереса школьников к профессиям, связанными с выращиванием растений, уходом за растениями и животными.

  1. В соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении отведение зеленых участков школам для учебно-воспитательных целей производиться на основании решения органов исполнительной власти субъектов Р.Ф., зеленые участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

  2. На учебно-опытных участках школ организуются отделы полевых
    (зерновых, технических, кормовых ) и овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений; дарвиновская площадка; могут быть выделены отделы – экологический и отдел общей биологии.
  3. Выбор культур для выращивания тех или иных отделах учебно-опытного участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями школы. И ее возможностями в приобретении семян и посадочного материала.


  4. Зеленый класс (учебный класс ) предназначается для занятий по предметам естественного и эстетического цикла, он оснащается учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями.

  5. В подсобном помещении храниться сельскохозяйственный инвентарь.

  6. Вокруг участка создается естественная ( из зеленых насаждений ) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.


Структура и содержание учебно-опытного участка.

На основании положения об учебно-опытном участке, утвержденном Министерством образования Российской Федерации, нами был разработан проект создания учебно-опытного участка. Его обустройство на территории МОУ «Гимназия № 4» по данному проекту позволит успешно решить комплекс образовательных задач:

  • формировать практические умения учащихся по выращиванию растений и уходу за ними;

  • знакомить учащихся с особенностями ухода за плодово-ягодными, цветочно-декоративными, древесно-кустарниковыми и другими культурами, основами районирования сортов;

  • проводить наблюдения и опыты, эксперименты по естествознанию;

  • проводить уроки-практикумы и внеклассные занятия по биологии, экологии, технологии;

  • готовить раздаточный и демонстративный материал для лабораторных работ по биологии;

  • воспитывать в учащихся культуру природоведения, эстетику быта, чувство хозяина гимназии и поселка.

В программе для городских школ предусмотрено изучение экологических и декоративных особенностей выращиваемых культур, экологическое обоснование способов ухода за растениями, исследование экологического состояния школьной территории и так далее. Можно рассматривать с экологических позиций правила обработки почвы, подготовки, хранения и применения удобрений и т.д. Красивый ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду.


Материально-техническое обеспечение

учебно-опытного участка.


  1. Грабли – 12шт

  2. Лопаты – 6 шт

  3. Тяпки – 8 шт

  4. Газонокосилки – 2 шт

  5. Секаторы – 3 шт

  6. Ведра – 14 шт

  7. Шланги резиновые - 320 м ( 10*32)

  8. Рассекатели – 10 шт

  9. Веники – 30 шт

10.Перчатки х/б – 35 шт

Весь инвентарь храниться в помещение 40 м2. Помещение сухое, освещенное, отапливаемое, соблюдены принципы хранения с учетом частоты использования. Оборудование промаркировано.

Дорожки разделяют и в то же время связывают между собой функциональные зоны участка. Площадки связаны, как правило, с местами отдыха.

Именно с нанесения дорожно-тропиночной сети и начинается планирование участка. Дорожки полностью подчиняются общему стилевому решению участка.

Протяженность дорожно-тропиночной сети составляет 72 метра. Дорожки связывают все элементы планировки в единое целое. Дорожки выполняются из декоративной плитки серо-синего оттенка.

На участке представлены простые газоны. Они обычно создаются в менее ответственных местах, но они так же должны быть красивы и достаточно устойчивы. Простые газоны занимают большие площади. В проекте такими газонами задернены открытые участки сада. Газон разбит как на территории, освещенной солнцем, так и в полутени. На этих газонах прекрасно смотрятся цветники, особо декоративные кустарники и хвойные, замечательно выглядят водоемы и альпийские горки, которые так же присутствуют на разработанном проекте садово-парковой территории.

Деревья и кустарники присутствуют в проекте только групповыми и рядовыми посадками. Пергола при входе отображает вертикальное озеленение. При выборе древесных растений для воплощения проекта в реальность мы учитываем не только их декоративные качества, но и морозостойкость, требовательность к почве и ее увлажненности, а также устойчивость по отношению к вредителям и болезням.


Общая характеристика территории.

Площадь (фактическая) – 19882 м2


  1. Застроенная 3086, 9 м2

  2. Замощенная 5513,3 м2

  3. Озеленение 2616,6 м2

  4. Прочая 4979,4 м2

  5. Спортивная площадка.

  6. Учебно-опытный участок - 384 м2.

Конфигурация объекта прямоугольная (16 м х 24 м ). Главная ось участка ориентирована на север. Рельеф ровный. На стадии проектирования основными ограничивающими факторами являлись прямоугольная форма участка, сплошной ограничивающий забор и ориентация главной оси на север. Основная функция учебно-опытного участка - рекреационная.

Главной задачей было создание на участке дорожно-тропиночной сети, которая связывала бы все элементы планировки с входами на участок.

Второй немаловажной задачей явилось создание полного набора ландшафтных элементов: газонов, цветников, декоративных древесно-кустарниковых групп, водоема, мощения, перголы.

Третья задача – отгородить участок с южной стороны и закрыть его таким образом от прямых солнечных лучей.

Архитектурное значение зеленых насаждений не меньше, чем санитарно-гигиеническое. Озеленительные посадки в качестве архитектурного элемента могут составлять как самостоятельные ансамбли, так и дополнить архитектуру объемных сооружений.

Цели: проектирование ландшафта, садовых сооружений, искусственных покрытий и малых архитектурных форм.

Формирование теоретических, основополагающих знаний по ландшафтному проектированию. Формировать позитивный опыт континентального принятия решений в процессе проектирования.

АССОРТИМЕНТ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ ГИМНАЗИИ № 4.

Для озеленения учебно-опытного участка мы использовали преимущественно растения местной флоры.


Увеличение объёмов работ по градостроительству и озеленению городов и населённых мест предъявляет новые требования к ассортименту и качеству декоративных саженцев древесных растений. Необходимый ассортимент декоративных древесных и травянистых растений может быть разработан за счет растений местной флоры и интродуцированных из других районов. Можно использовать довольно большое количество декоративных растений, устойчивых в местных условиях к неблагоприятным проявлениям среды. Это разнообразные виды, формы и сорта розы, сирени, садовые формы калины, спиреи, колонновидные и конусовидные формы ели, можжевельника, пестролистные и плакучие формы клёна, рябины, ясеня и т.п.

Особое место среди декоративных растений должны занимать формы с плакучей кроной - ивы, тополя, берёзы, рябины; с пирамидальной – дубы, тополя; с шаровидной – ивы, клёны, вязы и т.д., которые не получили ещё широкого распространения в зелёном строительстве.

Необходимо также учитывать биологические особенности растений, что обуславливает декоративность посадок и их устойчивость к отдельным неблагоприятным факторам, а также долговечность отдельных растений в насаждениях. Биологические особенности растений определяют способы размножения и формирования в период выращивания.

ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЙ ОТДЕЛ

Вишня войлочная

Облепиха обыкновенная

Вишня обыкновенная

Смородина золотистая

Вишня степная

Смородина черная

Груша обыкновенная

Смородина красная


Ежевика сизая

Слива колючая

Малина обыкновенная

Яблоня ягодная

КОЛЛЕКЦИОННЫЙ ОТДЕЛ.

РЕДКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

И ИХ ОХРАНА.

Гвоздика уральская

Ковыль опушонолистный

Гвоздика узколепестная

Ковыль перистый

Гвоздика иглолистная

Ковыль красивейший

Гвоздика Андржиевского

Можжевельник казацкий

Гладиолус черепитчатый

Овсяница лесная

Ирис карликовый

Пион тонколистный

Истод сибирский

Птицемлечник Фишера

Курчавтка кустарниковая

Пупавка

Курчавка шиловатая

Рябчик русский

Копеечник крупноцветковый

Сальвиния



следующая страница >>