litceysel.ru
добавить свой файл
1
САБИНСКИЙ РАЙОН



В районе образование считают одним из приоритетных направлений. При действенной помощи администрации и местных органов самоуправления достигнуты хорошие результаты в укреплении учебно-материальной базы, кадрового обеспечения, повышении качества образования.

Более 85% образовательных учреждений района в настоящее время размещены в типовых зданиях. Уделяется большое внимание их капитальному ремонту. В 2006 году на ремонт общеобразовательных учреждений было предусмотрено 15 млн. рублей. С каждым годом обновляется материально-технические базы учреждений образования. В 2006 году закуплено спортивного оборудования, учебно-наглядных пособий для кабинетов химии, биологии, физики на сумму 4,8 млн рублей. В настоящее время оснащенность образовательных учреждений района учебным оборудованием составляет 60-70% .

Функционируют 55 образовательных учреждений: 21 средняя (2 из них с углубленным изучением отдельных предметов), 2 основные, 32 начальные школы. Район располагает развитой сетью дошкольных образовательных учреждений: 42 детских сада с (охват 71 %, 1570 детей). В развитии дошкольного образования выделяется следующие тенденции:

- Охват детей татарской национальности воспитанием и обучением на родном языке стабильно составляет 100%, 239 русскоязычных воспитанников (15%) обучаются татарскому языку, во всех ДОУ ведется обучение детей русскому языку.

- В первый класс из детского сада идут ежегодно около 300-350 (82%) детей, подготовленных к обучению в начальной школе.

- Для детей, не посещающих детский сад, работают группы по подготовке к школе, которые ежегодно посещают более 60 детей (около 3,8% от числа детей, не охваченных ДОУ).

- Оснащенность учебно-методической и дидактической литературой, техникой составляет около 90% .

Количество медалистов школ района является бесспорным показателем качества образования. В 2006 году 43 выпускника окончили школу с медалями, в том числе 16 – с золотой и 27 – серебряной.


Школьники активно участвуют в олимпиадах, научных конференциях. В 2005-2006 учебном году учащиеся района заняли 1 командное и 13 личных призовых мест в республиканском туре олимпиад. Анализ результатов республиканских олимпиад показывает стабильные результаты по физике, татарскому языку и литературе, русскому языку и литературе, французскому языку, праву, истории, основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний, географии, экологии и физическому воспитанию.

Ежегодно призеры республиканских и районных олимпиад, учителя, подготовившие призеров и директора школ, награждаются премией.

На базе районного оздоровительного лагеря «Солнышко» во время зимних и летних каникул организуется профильная смена «СЭЛЭТ» при активном участии преподавателей вузов, в рамках которой проводятся учебные занятия для детей по информатике, математике, экологии и английскому языку. Стало традицией проведение районной научно-практической конференции учащихся, что способствует развитию интеллектуального потенциала и реализации творческих возможностей старшеклассников.

Педагогические кадры района являются основной движущей силой развития системы образования. В учреждениях образования района работают 1074 человека, из них 98% - уроженцы района. Уделяется большое внимание повышению образовательного уровня учителей: 83% учителей имеют высшее образование, остальные учителя имеют средне-специальное образование, 40 педагогов продолжают образование в высших учебных заведениях. В новом учебном году прибыл 21 молодой специалист.

Усилия администрации района, отдела образования направлены на создание благоприятных условий работы, всемерное развитие творческих начал, дополнительное материальное поощрение молодых специалистов и учителей, добивающихся высоких результатов труда, улучшение жилищно-бытовых условий, оказание помощи нуждающимся семьям. Ощутима помощь в улучшении жилищно-бытовых условий работников образовательных учреждений. .


С 2005-2006 учебного года в З школах района ведется предпрофильная и профильная подготовка школьников. В районном электронном банке элективных курсов свыше 60 авторских программ по 20 профилям. В 4 школах за последние 2 года реализуется агротехнологический профиль обучения. По предпрофильному обучению в 13 школах обучаются 325 учащихся.

Углубленным изучением отдельных предметов занимаются 370 учеников.

Раскрытию творческого потенциала педагогов совершенствованию учебно-воспитательной работы способствует экспериментальная и научно-исследовательская работа, проводимая под руководством ученых ИРО РТ Т.Б.Харисова и В.Ф.Габдулхакова

В районе налажена тесная связь с учебными заведениями республики и определены формы совместной деятельности отдела образования с Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Казанским государственным университетом.

Большое внимание уделяется сотрудничеству и партнерству, активному вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс. Активно работают Советы и ученические формирования по профилактике правонарушений.

Всего в общеобразовательных учреждениях – 429 классных руководителей.

В кружках и объединениях учреждений дополнительного образования занимаются 2868 учащихся. Но наиболее опытные педагоги разрабатывают свои авторские программы.

Широкий простор для интеллектуального и духовного развития личности открывает национальное образование. Все образовательные учреждения обеспечены современными учебниками татарского языка и литературы, школы укомплектованы высококвалифицированными учителями.

В районе организована экспериментальная работа по внедрению технологии творческого развития А.З.Рахимова, создан экспериментальный класс интенсивного изучения языков, основанного на погружение в языковую среду.

Учителя района убеждены в том, что инновационная школа сегодня – это школа не отдельных педагогов-мастеров, а школа единомышленников, которые думают неодинаково, но об одном и том же – о создании научно обоснованных условий для развития творческой и здоровой личности.



Средняя общеобразовательная школа №1

углубленным изучением отдельных предметов


Школа реализует образовательную деятельность по следующим направлениям:

- предпрофильное, профильное и углубленное обучение ряда предметов;

- работа с одаренными детьми;

- внедрение программ развивающего обучения;

- создание системы воспитания, обеспечивающей формирование социально-психологической и культурной адекватности окружающему миру.

В школе созданы все условия для выявления одаренных детей, развития индивидуальности каждого школьника, выработки желания самостоятельно добывать знания.

Сформировано 11 классов (206 учащихся) с углубленным изучением математики, ИВТ и русского языка. Для предпрофильной подготовки в девятых классах с учетом

образовательных потребностей введено 19 элективных курсов по математике, физике, русскому языку, татарскому языку, истории, географии, химии, биологии, технологии и ОБЖ.

10-е классы сформированы по трем профилям: физико-математический; гуманитарный; информационно-технологический.

Разработана Программа формирования информационно-коммуникационной культуры, реализация которой предусматривает решение следующих задач: формулирование требований ИКК; разработка методик преподавания; использование современных педагогических и инновационных интерактивных дидактических технологий. Компетентность педагогов позволит эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в повседневной образовательной деятельности. Педагогов и администраторов учат пользоваться информационными ресурсами. В школе для этого есть 4 медиапроектора, 2 интерактивные доски, 4 ноутбука и достаточное количество компьютеров. Создается электронная база данных, идет накопление материалов по учебным дисциплинам. Организован поиск необходимой информации в сети Интернет с последующим тиражированием.

Все педагоги имеют электронную почту. Создан школьный сайт (http://www.sabа1.p0.ru/), посредством которого происходит активный обмен информацией между учителями, учащимися и родителями.

Школа является опорным образовательным учреждением по методической работе, применению информационных технологий. На ее базе проведено 4 семинара для молодых учителей района и 3 семинара по плану опорной школы.

Сложившаяся в учреждении система воспитательной работы способствует развитию творческих, познавательных способностей и формированию коммуникативных умений и навыков, нравственных качеств учащихся. Главной целью созданной в школе воспитательной системы гуманистического типа является максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры: здоровье (физическое и психическое), семья, Отечество, культура.

Талантливые дети привлекаются к работе различных кружков и студий. В школе есть инструментальный ансамбль «Курай», студия «Актерское мастерство», участниками которой являются члены команды КВН, они ежегодно занимают призовые места. Работают кружки: юных корреспондентов «Агым», «Юные инспектора движения», «Юный биолог», «История родного края», «Умелые руки», «Сладкоежка», драмкружок.

На VII Поволжской научной конференции им.Н.И.Лобачевского ученица 10 класса А.Назмутдинова заняла 1 место, ученица 11 класса Ю.Фатыхова – 3 место (2006г.); на районных олимпиадах в текущем учебном году учащиеся школы завоевали 52 призовых места.

Команда старшеклассников, заняв I место в I районном Чемпионате интеллектуальной игры «Брейн-ринг», участвовала в открытом школьном чемпионате России «Что? Где? Когда?» и заняла VIII место среди 26 команд (г. Москва, 2006г., май) В интеллектуальной игре «Тамчы-шоу», проведенной ТНВ между командами Сабинского и Тюлячинского муниципальных районов, команда Сабинского района–ученики средней школы №1 – победила (г. Казань, 2006г., декабрь).


Школа стала центром воспитательной и социально-культурной работы. Коллектив находит точки взаимодействия, новые формы работы с родителями и общественностью. Отмечается единство всех участников образовательного процесса в видении целей, задач, оценки результативности деятельности школы и определении проблем, над которыми следует работать.


Фрида Вагизовна Гайфутдинова – учитель математики Шеморданской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов


Педагог имеет отличную научно-теоретическую подготовку, обладает большим творческим потенциалом. Трудолюбие, требовательность к себе, любовь к детям – вот те качества, которые характеризуют её. Учительница умело и интересно строит урок, развивая самостоятельность и познавательную активность учащихся. Учебный материал излагает глубоко научно, четко и доходчиво.

Обучение строится с использованием методов, основанных на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требующих актуализации знаний и различных приемов умственной деятельности: сравнения, аналогии, классификации, обобщения, систематизации и другое. Объяснение нового материала идет в ходе диалога «учитель-ученик», затем проводится обучающая самостоятельная работа, которая завершается либо обсуждением в парах (в диалоге «учитель-ученик»), либо фронтальным обсуждением. Большое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении, в результате чего формируются умения: ставить цели деятельности, строить план деятельности, анализировать полученный результат, подводить итог.

С 1996 года Ф.В.Гайфутдинова включилась в экспериментальную работу под руководством профессора В.Ф.Габдулхакова (заведующий кафедрой русского языка и литературы ИРО РТ, заслуженный работник науки РТ). Тема, над которой она работает, называется «Дифференциация и индивидуализация учебного процесса на основе технологии коммуникативно-развивающего обучения». Актуальность данной темы в том, что у учащихся различные природные способности и в одном классе можно наблюдать школьников с противоположными друг другу уровнями развития (от очень высокого до очень низкого). В данной ситуации учитель вынужден выбирать формы и методы обучения, направленные на достижение результатов «средним» учеником. Но при этом «слабым» уделяется недостаточное внимание, а «сильные» ребята и вовсе выпадают из поля зрения учителя. Эксперимент велся в течение 5 лет с учащимися 7«В» класса.


В настоящее время программы вступительных экзаменов по математике в различные вузы отличаются от действующих программ по предмету в общеобразовательной школе, а часы, отводимые в учебном плане на математику, постоянно сокращаются. Это создает значительные трудности на вступительных экзаменах для выпускников средних школ. Чтобы освободить время для дополнительного изучения трудных тем, Фарида Вагизовна использует технологию «Развивающего, опережающего обучения» с 5 класса. Основные ее принципы: начинать обучение как можно раньше; оно должно быть развивающим, строиться на основе личностно-ориентированного, дифференцированного подхода к учащимся, укрупненными дидактическими единицами.

Эффективность данной технологии подтвердилась при сдаче ЕГЭ выпускниками 2005-2006 учебного года. Из 18 учащихся на «5» сдали – 3 человека, «4» - 12, «3» - 3. При сдаче малого ЕГЭ все 19 учащихся сдали на «4» и «5».

Опыт работы Фриды Вагизовны обобщен в брошюре «Экспериментальные разработки уроков», а также в журнале «Магариф» №5 за 2002 г. Она поделилась опытом на курсах учителей математики по проблеме «Экспериментальная и исследовательская работа в школе» при ИРО РТ.

Ф.В.Гайфутдинова пользуется уважением и доверием своих коллег, родителей, жителей села Шемордан. Шеморданский совет местного самоуправления наградил ее Почетной грамотой, как лучшего учителя 2002 года. В 2005 году Фрида Вагизовна награждена Сабинским РОО Грамотой за хорошую организацию научно-исследовательской работы учащихся. Ежегодно с 1999-2005 г. она награждалась Почетной грамотой Министерства образования и науки РТ за подготовку победителей Республиканской олимпиады школьников по математике.


Гюльнур Караматовна Галиева – учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

Шеморданской средней общеобразовательной школы

Гюльнур Караматовна считает, что призвание учителя состоит не только в том, чтобы преподавать сумму знаний по предмету, но и научить школьников воспринимать информацию, стремиться к новому, потребность в творчестве. А творчество учителя заключается в нестандартных подходах к решению проблем, разработке новых методов, форм, приемов, средств, в эффективном применении имеющегося опыта в иных условиях, в умении сочетать методические рекомендации, теоретические положения с конкретными действиями. Педагог начала работать над темой «Развитие образного мышления на уроках русского языка и литературы». Она считает, что именно образное мышление развивает способность к сравнению и сопоставлению, формирует внимание к деталям, подробностям, позволяет представить то, о чем идет речь, а раз представить – то и прочувствовать. Для уроков русского языка она подбирала такой дидактический материал, который представляет собой «кусочек» живого литературного языка. Такими текстами являются отрывки с описанием пейзажей из произведений И.Тургенева, И.Бунина, А.Чехова, К.Паустовского. А на уроках литературы предлагает учащимся нарисовать иллюстрации к изученным произведениям. Интересно, что к одним и тем же строкам иногда создаются совсем разные иллюстрации – это демонстрирует, насколько разное восприятие у детей. Учащиеся учатся видеть окружающий мир в разнообразии красок и ассоциаций, воспринимать обыденные, привычные вещи с эстетических позиций, видеть прекрасное в малом.


Еще одна из приоритетных задач учителя русского языка и литературы – это развитие речи учащихся. Вместе с тем уроки по развитию речи представляют богатейшие возможности по выявлению и развитию творческого потенциала детей. Эта работа включает написание изложений, сочинений разных жанров, письменных работ по раздаточному материалу, подготовку устных выступлений, докладов. Наиболее значимым видом работы по развитию речи учащихся Гюльнур Караматовна считает сочинения. Учитель обратился к системе обучения написанию сочинения Т.Ладыженской и Т. Зеналовой.

В 5-7 классах, помимо традиционных сочинений-описаний (внешности, природы, помещения) учитель предлагала учащимся так описать вещь или предмет, чтобы прочитавший сразу захотел приобрести эту вещь, то есть это уже не просто сочинение-описание, а сочинение в жанре рекламы.

В средних классах педагог делает упор на сочинение-размышления, т.е. побуждает учащихся к интеллектуальной творческой деятельности. Одно дело – «Природа родного края», а другое - «Почему мы должны беречь природу родного края» или «Моя подруга» (в 5-7 классах) и «Что такое настоящая дружба?».

В старших классах эта линия на углубление творческой деятельности в сфере интеллектуальной деятельности имеет продолжение: сочинения носят более острый проблемный характер: «Письмо в газету» (сочинение в жанре письма), «Что правит этим миром?» (сочинение-размышление), «Какой я вижу свою жизнь» (сочинение в жанре эссе). Обращение к столь серьезным проблемам требует глубокой теоретической подготовки учащихся. Эта подготовка ведется педагогом на протяжении всех лет обучения. Любые проявления творческой мысли учеников для нее ценны: вслух высказанное собственное мнение, сочинение-миниатюры, сказки и рассказы, сочиненные детьми, стихи учащихся, их рисунки. Все эти работы – свидетельство того, что старания учителя по воспитанию «творческой жилки» не напрасны.

Ильдар Фатхуллович Сафин - учитель истории и обществоведческих дисциплин Юлбатской средней общеобразовательной школы



Педагога отличает творческий подход к работе, ему присуще чувство нового.

И.Ф.Сафин разрабатывает методику применения видеозаписей на уроках истории, накопил богатый видеоматериал по истории России, Татарстана и Сабинского района. Он создал 7 учебных видеофильмов по собственным сценариям для изучения краеведческого материала: «По историческим местам родного края», «Историческое прошлое села Сатышево», «Жемчужина народа» (история и технология изготовления женских украшений из серебра), «Тайны Мёшинского медеплавильного завода», «Летописец современной жизни Сабинского района», «Жизнь, посвящённая книге» (о жизни и деятельности академика Абрара Каримуллина), «Никто не забыт, ничто не забыто» (посвящён героизму односельчан в годы Великой Отечественной войны).

Опыт работы Ильдара Фатхулловича по использованию информационных технологий изучается коллегами. На базе школы проходят семинары для учителей истории района. Неоднократно педагог делился опытом работы на республиканских и региональных научно-практических конференциях, проводимых Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, на тему: «Роль школьных музеев в краеведческой работе», «Видеопутешествие по историческим местам Сабинского района», «Видеоматериалы в музейно-краеведческой работе». В сборнике «Культура народов Татарстана и Волго-Уральского региона», изданном Татарским государственным гуманитарным институтом, была опубликована его статья «Видеоматериалы в музейно-краеведческой работе» (2003 г.).

И.Ф.Сафин активно участвует в профессиональных конкурсах. В 2006 году по итогам II тура IV открытого Республиканского конкурса «Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управлении школы» награжден дипломом и поощрительным призом.

Как учитель-предметник владеет методиками современного урока, в частности, информационными, проектно-исследовательскими технологиями. Учитель умело использует различные формы организации учебной деятельности, уделяя большое внимание развитию у школьников навыков самостоятельной познавательной работы. Для активизации учащихся педагог применяет в практике исследовательский метод. Его ученики в последние годы выполняли работы по темам: «Ювелирные изделия мастеров из деревни Тенеки», «Нетрадиционный подход к изучению происхождения тюркских народов».


Написана книга по истории деревень Тенеки, Юсуф-Алан и Юлбат.

Летом 2001 г. Ильдар Фатхуллович с группой учеников участвовал в археологической экспедиции в Утернясском городище и на территории бывшего медеплавильного завода XVIII века под руководством заведующего Общеуниверситетской кафедры истории и этноархеологии ТГГПУ, академика РНАН Альберта Бурханова. Как результат исследований – создан видеофильм «Тайны Мёшинского медеплавильного завода».

Ильдар Фатхуллович Сафин руководит школьным краеведческим музеем. По итогам республиканского конкурса за высокий уровень и результативность работы краеведческий музей награжден Дипломом Министерства образования Республики Татарстан (1999 год).


Наиля Накиповна Шакирова – учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы №1

с углубленным изучением отдельных предметов


Н.Н.Шакирова отлично владеет методикой преподавания, имеет богатый арсенал форм, методов и средств, творчески применяет методические новинки и идеи. Ее отличает инновационно-экспериментальная деятельность. Работает над методической темой «Формирование коммуникативных умений и навыков как средство развития творческих способностей учащихся». В своей работе успешно использует технологии коммуникативно-развивающего обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, личностно-ориентированную, уровневой дифференциации обучения, информационные.

Одна из наиболее используемых педагогом технологий – это коммуникативно-развивающего обучения. Учитель считает, что коммуникативная направленность преподавания русского языка как неродного способствует более тесной связи учебного материала с жизнью. Речевую деятельность формирует во всех ее видах: чтении, говорении, письме. Использует парную, групповую формы обучения, т.е. такие формы, при которых создаются условия диалога.

Формированию коммуникативных умений и навыков способствует и технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Направление инновационного поиска Наили Накиповны – интенсификация обучения на основе схем, таблиц, опорных конспектов. Она изучила рекомендации Ю.Меженко «Опорные конспекты на уроках русского языка» и разработала, апробирует и совершенствует авторские схемы-конспекты, позволяющие укрупнять изучаемую на уроке новую информацию, эффективно организовывать итоговое обобщение и сопутствующее повторение.


Среди новых технологий, внедряемых в школьную практику, – уровневая дифференциация обучения (УДО), основным рабочим механизмом которой становится базовый уровень обязательной подготовки по предмету. Уровневая дифференциация предполагает не только обеспечение достижения всеми учащимися базовых знаний, но и создает «сильным» учащимся возможность усвоить более сложный материал.

В ходе подготовки к урокам и учитель, и учащиеся часто обращаются к Интернету, находят материал, углубляющий и расширяющий изучаемое. К отдельным урокам по литературе Н.Н.Шакирова создает презентации, оформляет демонстрационный материал с последующей его демонстрацией через мультимедийный проектор. Были оформлены презентации к урокам «Нигилизм и его последствия» 10 класс (урок-размышление), «Анна Ахматова: «Разлученье наше мнимо…» 11 класс (урок – устный журнал), «Цветы в литературе» 10 класс (урок-открытие) и др.

Педагог разработала авторскую программу спецкурса «Стилистика русского языка» для учащихся 10 класса. Цель курса – расширить лингвистический кругозор учащихся за счет усвоения новых стилистических знаний. В условиях школы для знакомства со стилистикой она отобрала те вопросы, которые ближе всего к практическому использованию языка: стилистические ресурсы фонетики, лексики, грамматики, выразительные средства языка, теория и практика анализа литературного текста.

Плодотворно работает учитель с одаренными детьми. Ее ученики занимают призовые места на районных и республиканских олимпиадах по предмету, успешно участвуют в конкурсах сочинений, занимаются исследовательской работой по литературе. Готовясь к уроку, учитель и сам проводит исследования. Особенно внимательна Наиля Накиповна к художественным деталям: имена героев, цифры, цвет и т.д. Результатом исследований становятся уроки.

Опыт работы учителя обобщен в районе. Педагог дает открытые уроки для учителей школы и района, руководителей школ района, выступает перед коллегами на семинарах, проводит мастер-классы. Выступила на заседании экспертного учебно-методического совета при Министерстве образования и науки РТ, курсах при ИРО. Является членом районной и республиканской комиссий по рассмотрению письменных экзаменационных работ по русскому языку и литературе выпускников общеобразовательных школ, претендентов на медаль.