litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
Всем журфаковцам посвящается)


Итак, когда я с первого раза оказалась в пролете, пришлось взяться за ум.

Да, я сама составляла эти билеты. После чего был результат – зачет сдан. И ура! – я на втором курсе) Думаю, этот док окажется полезным для всех, кто действительно хочет сдать этот предмет. Тут есть очепятки, но это не главное.


Итак, удачи!


Enigma_the_1st



  1. Публицистика петровского времени («Ведомости», Феофан Прокопович)

«Оградя отечество от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки», - говорил Петр. Возникает ряд новых учебных заведений, развивается книгопечатание. В 1708 г. вводится гражданский шрифт. (1ая книга, напечатанная им – «Геометрия»). В первые 25 лет 18 в. вышло больше книг, чем за 2 предыдущих столетия. Петр уделяет большое внимание переводной литературе. 1717 г. – переведена книга физика Гюйгенса. Для воспитания дворянства в духе хорошего тона были изданы специальные книги («Юности честное зерцало» - как сидеть за столом – руками на стол не опираться, ножом зубов не чистить). «Ведомости». 15 декабря 1702 г. – указ Петра об издании первой русской газеты. «Куранты» - рукописная газета, сущ.до петровских «Ведомостей», носила характер информации о событиях за рубежом. Материалы для рукописной газеты готовились чиновниками Посольского приказа. Писались «Куранты» на длинных узких листах бумаги – «столбцах». Газета предназначалась для царя и придворного круга. В отличие от «К.» «В.» 1ая газета, рассчитанная на широкую аудиторию. «В.» знакомили читателя с важными событиями внутри страны и за рубежом. Информационный агитационный (пропаганда культуры, науки) характер. 1ый дошедший до нас печатный номер от 2 января 1703 г. (Московские школы умножаются, 45 человек слушают философию). 15 июля 1709 г. - Полтавская битва. «В.» содержат много фактических сведений. Печатные «В.» продавались по 1 – 4 деньги. 1ые штатные работники: Борис Волков, Яков Синявич (переводчики посольского приказа). Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Входила нерегулярно. 1703 г. – 39 номеров, 1718 – 1 номер. Тираж колебался от 150 до 1000 экз. Издание газеты было рассчитано на формирование общественного мнения. Феофан Прокопович (1681-1736). Писатель-публицист, защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований. Окончив Киево-Могилянскую академию, совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь богословскими, гуманитарными и точными науками. Ф.П. очень выделялся из среды русского духовенства. Ф.П. горячо поддерживает начинания Петра, приветствуя его проповедью в 1706 г. В связи с приездом Петра в Киев. 1709 г. – Ф.П. выступает с похвальным словом, посвященным Полтавской битве. 1716 – вызван Петром в Петербург. Ф.П. сделался правой рукой царя. «Слова»-проповеди Ф.П. явились одним из самых сильных средств пропаганды петровских реформ. Политическая агитационность, присущая проповедям Ф.П., была направлена на разъяснение мероприятий, проводимых Петром в защиту просвещения. 1721 г. – «Духовной регламент» - сатирический памфлет, в котором резкой критике подвергаются старые церковные порядки, сатирически изображаются жадные попы, церковные невежды.1705 г. – трагиомедия «Владимир». Важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается Ф.П. публицистически. Владимир показан как исторической соответствие Петру, а жрецы – Курояд, Пияр, Жеривол – как современное невежественное духовенство. По теории школьной драматургии пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога. В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В 3ьем акте показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога. Борьба в его душе приводит к победе истины, и по его приказу идолы разрушены, жрецы посрамлены. Ирония о Жериволе: «лишившись аппетита, единого токмо пожирает быка на день». Ф.П. составил также 2 трактата: «Риторику» и «Поэтику», заложив основы русской эстетической мысли. Т.к. Ф.П. был знакотоком античности, в его произведениях много ссылок на античных авторов. Писал похвальные стихи (в честь Екатерины 1, Петра 1). Послание к Кантемиру («К уму своему») пишет октавой, где одобряет сатирический талант молодого автора. Трудности после смерти Петра.


  1. Фонвизин-публицист

23.Полемика Фонвизина с Екатериной


(1773-1775). Денис Иванович Фонвизин оказался среди писателей-просветителей, продолжавших борьбу с деспотией и помещичьим произволом средствами сатиры и публицистики. Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» стали 1ыми национально-самобытными произв.русской драматургии. Ф. происходил из старинной дворянской семьи, учился в университетской гимназии, затем на философском факультете университета. 1758 г. Ф. попадает в число «избранных учеников» в Петербург к графу Шувалову. На приеме у Ш. видит Ломоносова, знакомится с видными деятелями Российского театра Волковым, Дмитриевским. Театр произвел на Ф. огромное впечатление. Любовь Ф. к словесным наукам. 1762 г. – прием на службу в Иностранную коллегию, где сблизился с Паниным, вельможей, игравшим значимую роль в гос.жизни страны. Переезд в Петербург. Став секретарем Панина, Ф. полностью разделяет его оппозицию «самовластию». В 1777-1778 гг. Ф. выезжает за границу и долго находится во Франции. Из Фр. Ф. пишет частные письма к сестре Аргамаковой, брату Панина, к Булгакову. Несмотря на определенный адрес, эти письма носили яркий общественно-социальный характер и явились памятником русской публицистики 18 в. Непосредственное знакомство с Фр.: наблюдение нравственного разложения дворянского общества. Критика со стороны писателя. «Нищета народа и обогащение королевского дома». «Кажется, что все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран, или жертва». (в письме к сестре). Письма Ф. написаны метким, живым языком. Ф. рассчитывал на мирный путь социального обновления России. «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782г.) предназначалось для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. Прозвучала мысль о праве подданных на насилие отвечать насилием. Борьба Ф. с Екатериной 2 и царствующим в стране злом особенно усилилась в 1782-1783 гг. на страницах «Собеседника любителей российского слова». Это был наиболее значительный журнал, издаваемый Академией наук после прекращения в 1764 г. «Ежемесячных сочинений». «С.» издавался частями. В журнале впервые печатались только оригинальные литературные произведения. Фактической руководительницей журнала явилась сама Екатерина, а официальной издательницей – княгиня Дашкова, директор Академии наук. 1ый номер открылся «Одой к Фелице» Державина. В «С.» сотрудничали Княжнин, Херасков, Плавильщиков. Смело в полемику с Ек. Вступил Ф., напечатавший в 3 книжке «Вопросы» к автору «Былей и небылиц». В «Вопросах» Ф. касался внутреннего положения в стране: фаворитизма, отсутствия гласности в суде. В книжках с вопросами Ек. Поместила и ответы. Не была разрешена к напечатанию в «Собеседнике» ещё одна публ.статья «Всеобщая придворная грамматика (1783), где сатирически осмеивались приближенные императрицы. Грамматика определялась как наука «хитро льстить языком и пером». Т.к. в столице никто без долгу не живет, глагол «быть должным» - наиболее употребительный. Ек. Не могла простить Ф. его независимости. Весной 1788 г. Был запрещен журнал Ф. «Стародум», в подзаголовке которого стояло: «периодическое сочинение, посвященное истине».



  1. Трагикомедия «Владимир». Общедоступный театр петровского времени.


Феофан Прокопович (1681-1736). Писатель-публицист, защитник идей Петра, всех его гражданских и церковных преобразований. Окончив Киево-Могилянскую академию, совершенствует свое образование в Польше и Риме, занимаясь богословскими, гуманитарными и точными науками. Ф.П. очень выделялся из среды русского духовенства. 1705 г. – трагиомедия «Владимир». Важнейшие вопросы современности. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства и борьба с жрецами – освещается Ф.П. публицистически. Владимир показан как исторической соответствие Петру, а жрецы – Курояд, Пияр, Жеривол – как современное невежественное духовенство. По теории школьной драматургии пьеса написана в стихах, состоит из 5 актов, пролога и эпилога. В прологе тень Ярополка сообщает жрецам о решении Владимира принять христианство. В 3ьем акте показано психологическое состояние Владимира, его сомнения, тревога. Борьба в его душе приводит к победе истины, и по его приказу идолы разрушены, жрецы посрамлены. Ирония о Жериволе: «лишившись аппетита, единого токмо пожирает быка на день».

Создание общедоступного театра в Москве (для службы целям пропаганды петровских преобразований и воспитания зрителей) явилось одним из важнейших мероприятий Петра. Театральные зрелища, носившие придворный характер были известны ещё с 1672 г., и устраивались при дворе царя Алексея. Спектакли носили религиозный характер, тем не менее после царь неизменно шел в баню «смывать грех». Новый театр должен был быть публичным, иным должен был быть и его репертуар. Посольскому приказу Петр поручил подобрать за границей труппу актеров. 1702 г. - появляется труппа во главе с немцем Кунстом. Анна Кунст – 1ая актриса на русской сцене. Для театральных представлений построили «театральную храмину» на Красной Площади. Плата была в зависимости от места: от 3 до 10 копеек. Петр издал указ: «в дни спектакля ворот городовых не запирать в ночное время до 9 часу, и с приезжих пошлины не имать». Представления не пользовались большим успехом, т.к. репертуар состоял только из переводных пьес шутовского характера. После смерти Кунста руководителем театра стал Фюрст. Однако это ничего не изменило. В театре шли пьесы с античными героями. Большой популярностью пользовалась любовно- авантюрная «Комедия о графе Фарсоне». Написана была языком, типичным для Петровской эпохи: смесь славянизмов с иностранными словами. Общедоступный театр был закрыт в 1706 г. И хотя театр не оправдал надежд правительства, тем не менее пробудившейся интерес к зрелищам способствовал развитию школьной драматургии.



  1. «Ведомости» - первая русская газета.


«Ведомости». 15 декабря 1702 г. – указ Петра об издании первой русской газеты. «Куранты» - рукописная газета, сущ.до петровских «Ведомостей», носила характер информации о событиях за рубежом. Материалы для рукописной газеты готовились чиновниками Посольского приказа. Писались «Куранты» на длинных узких листах бумаги – «столбцах». Газета предназначалась для царя и придворного круга. В отличие от «К.» «В.» 1ая газета, рассчитанная на широкую аудиторию. «В.» знакомили читателя с важными событиями внутри страны и за рубежом. Отдельные номера газеты выходили под названием «Ведомости Московские», «Российские ведомости». Информационный агитационный (пропаганда культуры, науки) характер. 1ый дошедший до нас печатный номер от 2 января 1703 г. Московские школы умножаются, 45 человек слушают философию. Из Персиды пишут: Индийский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Интересно сообщение, написанное Петром о Полтавской битве, напечатанное 2 и15 июля 1709 г. Петр пишет о храбрости русских солдат, о силе духа, которые помогли одержать трудную победу над шведами. На страницах газеты пропагандировалась партизанская война против шведов. «В.» содержат много фактических сведений. Печатные «В.» продавались по 1 – 4 деньги, а иногда выдавались народу безденежно. 1ые штатные работники: Борис Волков, Яков Синявич (переводчики посольского приказа). Газета была небольшого формата (в восьмую долю листа), версталась из небольших заметок в одну колонку, без заголовков. Входила нерегулярно. 1703 г. – 39 номеров, 1718 – 1 номер. Тираж колебался от 150 до 1000 экз. С 1719 г. Печатание «В.» было переведено в Петербург. Газета печаталась славянским шрифтом, а с 1710 г. – гражданским. Издание газеты было рассчитано на формирование общественного мнения.


  1. Особенности лит. процесса первых десятилетий («Повесть о Василии Кариотском»)


Наиболее распространенными в петровское время были анонимные повести (гистории), о российском матросе Василии Кориотском, о дворянине Александре, о купце Иоанне. «Гистории» эти отличались новизной содержания. С повестями предшествующего периода их связывает усилившийся интерес к личности обыкновенного человека, роль любовной интриги. Однако герои русской бытовой повести менее просвещенны, порой они едва имеют читать и писать. Новый герой, особенности стиля были связаны с культурными и бытовыми сдвигами, происшедшими в дворянской и торговой среде. Герои повести говорят языком, в котором сочетается утонченность и напыщенность. Герой повестей – русский юноша, осознающи1й себя представителем «Российской Европии». Петровские реформы открыли перед ним путь к достижению славы и богатства. Наиболее ярким примером любовно-бытовой и сказочно-авантюрной повести может служить, очевидно возникшая в дворянской среде «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской», известная по трем спискам 18 в. Герой повести – В.К. – сын бедного дворянина, вынужденный покинуть родительский дом, чтобы выбраться из «великой скудности». Он решает стать матросом «Российской Европии» и вместе с другими молодыми дворянами отправляется «для лучшего познания наук» в Голландию. Василий, благодаря своим способностям выдвигается из среды товарищей. Имея «достойный разум», быстро усваивает науку. И здесь, на Западе, выдвигается на первые места. Василий – типичный герой петровского времени, предприимчивый и преуспевающий, недаром видит пользу в «навигацкой науке». Вместе с тем В. олицетворяет старинный идеал благонравия, почтения к родителям (помощь к отцу, отъезд за родительским благословением). Эта часть носит реально-бытовой характер. Дальнейшее развитие сюжета уже напоминает любовно-авантюрную повесть, построенную по мотивам русских сказок. По пути в «Российскую Европию» с В. приключается несчастье: кораблекрушение и плен на разбойничьем острове. Однако и здесь В. проявляет силу и ум характера. В силу необходимости В. становится атаманом разбойников, спасает пленницу королевну Ираклию, бежит с ней, потом теряет ее, долго странствует, и наконец, победив вероломство соперника-адмирала, женится на Ираклии, став после смерти тестя Флоренским королем. В этой части повести В. представлен в отношениях с Ираклией как «учтивый кавалер». (Пение арий, игра на арфе.) Увидев красавицу он «паде от ее лепоты на землю». Типичен для петровского времени и язык повести. Слова, встречающиеся в народном творчестве («верный друг», «государь мой батюшка»), славянизмы («повело», «яко») и наряду много варваризмов («персона», «шпага»). «Гистория» получила широкое распространение. Среди «гисторий» большой популярностью пользовались «История об Александре, российском дворянине», известная в 12 списках 18 в, а также «История о российском купце Иоанне и о прекрасной девице Элеоноре» - 3я оригинальная повесть петровского времени.


6. Лит.процесс 90-х (сентиментализм, «Московский журнал»). Капнист «Ябеда»


В 90-х возникли наиболее радикальные произведения, ставшие вершиной русского просвещения: «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, сатирическая журналистика Крылова, «Ябеда» Капниста, в которых резкой критике была подвергнута самодерджавно-крепостническая Россия, но только «Путешествие» Р. стало 1ым произведением, несущим идеи революции. Процесс формирования сентиментализма был длительным: начался с 60-х гг. 18 в. с од Хераскова, стихов Муравьева. Однако только в 90-х с. стал направлением. С. возник в Англии в конце 20-х 18 в. Чувствительность, присущая сентиментализму, определила и новую лексику. В с. большое внимание уделяется пейзажу. Русский с. в отличие от западного носил дворянский характер в силу недостаточного развития новой буржуазной идеологии. С. – культ чувства. Ко времени развития с. в России были переведены на русский сочинения Ричардсона, Руссо. Раскрытие чувств и переживаний человека способствовало развитию таких жанров, как письма, дневники, путешествия, повести, в поэзии – элегии, послания. В 90-х раскрылось творчество прогрессивного дворянского писателя Василия Васильевича Капниста (1758-1823). В ранней молодости он состоял на военной службе, затем в штатской, но в основном занимался литературой. В 1780 К. начал лит.деятельность «Одой на надежду». К. долго жил на Украине , родился в Полтавской губернии и часто подчеркивал свою связь с родиной. К. тяжело пережил известие о закрепощении крестьян, что и послужило толчком к созданию «Оды на рабство», где проявились гражданские, политические мотивы. Ода была напечатана только в 1806 г., в «либеральный» период царствования Александра 1. Сатирическая комедия К. «Ябеда» - обличение судопроизводства, взяточничества и других социальных пороков. К. сумел раскрыть социальное зло как явление типическое. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Ябеды». Сюжет. Богатый помещик Праволов, злой ябедник, старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже породниться с ее председателем в интересах дела. «Ябеда» поражала своей жизненной правдивостью. В разговоре с Прямиковым честный Добров (делопроизводитель) характеризует председателя Уголовной палаты «сущий истины Иуда и предатель». Прокурор – «существеннейший вор», заседатель – картежник. Чиновники: «бери, большой тут нет науки, бери, что только можно взять. На что привешены нам руки, как не на то, чтоб брать, брать, брать». Правда, заключительная часть комедии, когда добродетель существует, а порок наказан вмешательством сверху. «Законы святы, но исполнители – лихие супостаты». «Ябеда» написана по правилам классицизма: 5 актов, разделение персонажей на положительных и отрицательных, комедия классическая и по фамилиям-характеристикам: Хватайко, Добров. «Ябеда» была поставлена на сцене в 1798 г., но после 4ого представление, несмотря на успех у публики, была «высочайше» запрещена, а отдельное издание было изъято из продажи, хотя К. посвятил его Павлу. Только в 1805 была вновь поставлена на сцене.


следующая страница >>