litceysel.ru
добавить свой файл
1
Все свиньи попадают в рай.


Когда люди ведут себя по-свински, хрюшкам приходится спасать мир. Поросячий ангел в команде со святым алкоголиком устроили на чеховской сцене настоящий вертеп. В минувшие выходные режиссер Олег Белинский представил павлодарской публике сентиментальную мистерию по пьесе Марии Ладо «Очень простая история».

Свинья - это не только полцентнера отборного сала, но и тонко чувствующая душа. Без отрыва от корыта хрюшка способна на душевное общение с братьями по разуму: кобылами, коровами и местными алкоголиками. Такое нечеловеческое дружелюбие демонстрирует главная героиня «Простой истории» - свинья по имени Свинья (Нина Белова).

Хавронья в чепчике - самая юная обитательница сарая, постоянно донимающая вопросами древнюю клячу Сестричку (Нина Запруднева) и рассудительную корову Зорьку (Виолетта Минулина). Мир свиньи ограничен загоном, а представления о жизни - сведениями, полученными от заполошного пса Крепыша (Максим Тореев) и филиппокиркороподобного Петуха (Виталий Руденко).

Хавронья ничего не знает, а потому всех любит. И в особенности - Хозяина (Евгений Слесаренко). Свинячьи нежности поначалу несколько напрягли публику, не ожидавшую такой сомнительной любовной коллизии. Хотя самые продвинутые оценили оригинальность замысла и даже внесли собственные рацпредложения: «А хорошо было бы интригу развить дальше Представляешь, сюжет: муж ушел от жены к свинье!» - драматическим шепотом прокомментировал действие какой-то добрый зритель в девятом ряду.

Но автор ограничился сугубо цензурными связями. Народ успокоили: свинская любовь - самая что ни на есть чистая и платоническая. А вот плотские страсти - дело тел человеческих. Хозяйская дочка Даша (Татьяна Головатенко) и соседский сын Алексей (Алексей Анисимов) тайком от родителей встречаются на сеновале. Дабы не увидеть чего лишнего, деликатная скотина смущенно отворачивается к стенке - но при этом внимательно стрижет ушами, прислушиваясь к человеческим разговорам. И из этих самых разговоров узнает: у Даши получился ребенок от Леши, в связи с чем ожидаются большие неприятности.


А все потому что Дашин папа терпеть не может Лешиного папу. И это при том, что он еще не знает: последний ворует из его сарая самогон. Сосед (Денис Шмигель) - классический хронический алкоголик, потерявший жену и последние представления о человеческом достоинстве. Он гол как сокол; из движимого имущества - только гармошка, на которой он постоянно играет что-то душераздирающее.

Перспектива породниться с этим деклассированным элементом, мягко говоря, не приводит в восторг зажиточных и работящих Дашиных родителей. А потому после бурного скандала Хозяин категорически постановляет: отправить дочь в город на аборт, а заодно отвезти на рынок свиное мясо.

Будущее мясо, то есть наивная хрюшка, не понимает смысла всего происходящего. Значение загадочного слова «аборт» ей не могут объяснить ни корова, ни лошадь, ни даже великоумный Петух, целыми днями слушающий радио.

Недалекая хавронья не на шутку озадачена, но надвигающаяся тревога отступает перед великой радостью: любимый Хозяин собственноручно выводит Свинью из сарая - погулять, как она думает. Впервые в жизни потрясенная хрюшка видит лес и речку, а главное - небо, о котором всегда грезила. Свинья всю жизнь завидовала всем крылатым тварям («Даже блохи - и те летают!») и мечтала однажды воспарить. Мечта сбылась: хавронья попала на небеса гораздо быстрее, чем предполагала. Убитая предательской рукой любимого Хозяина, Свинья превратилась в ангела.

Ночью крылатая хрюшка в чепчике прилетает в родной сарай, где производит небывалый переполох. Теперь уже корова и лошадь забрасывают ее вопросами. Свинья объявляет: все животные после смерти становятся ангелами. Чего не скажешь о людях: в раю редко встретишь двуногое создание - разве что ребенка.

Но летучая свинка спустилась с небес не для того, чтобы провести мистическую акцию по разъяснению скрижалей Моисеевых. Она хочет спасти неродившегося ребенка, который уже завтра утром превратится в абортный материал.

Совещание животно-призрачной общественности прерывает появление неугомонного Соседа, залезшего в сарай за очередной порцией горячительного. При виде «летючей стервы» он едва не лишается остатков рассудка. Но, выпив, присоединяется к объединенному совету крылатых и копытных борцов с абортами. Борцы соображают туго. Единственный способ решения проблемы, до которого они сообща додумались - убить кого-нибудь их присутствующих, чтобы он стал ангелом-хранителем неродившегося малыша. Свинья для этой роли не подходит - у нее уже есть подшефный негритенок, который родился в ту самую секунду, когда ее зарезали. Корова и Петух берут самоотвод - первая по причине своей беременности, второй - ввиду исключительного всемирно-исторического значения собственной персоны.

Погибнуть за человека вызываются пес и лошадь. Выбор падает на последнюю. Соседа просят нажать на курок - а то копытом неудобно. Однако рука у него не поднимается на невинную тварь. Поразмыслив и поиграв на гармошке, Сосед решает застрелиться сам - и спасти будущую внучку.

После его самоубийства наступает всеобщее счастье: аборт отменяется, а деревенские Ромео и Джульетта женятся с благословения смягчившихся родителей. Вот только с Хозяином начинают твориться чудеса: ему вдруг начинают мерещиться далекие звуки гармошки, на которой играет Сосед, превратившийся в ангела.

В пьесе, кстати, этот финал стопроцентно пробивает на слезу. Невидимый ангел-сосед по своей земной привычке растягивает меха гармошки. А суровый Хозяин, бурча проклятия в адрес непутевого покойника, неожиданно для себя самого отхлебывает самогона и начинает подпевать призраку. Пьеса завершается оглушительным дуэтом заклятых врагов, орущих вместе во все горло: «Когда б имел златые горы…»

Олег Белинский решил превратить этот пронзительный дуэт в сводный хор всех действующих лиц и тем самым сбить сентиментальный пафос концовки. Публике напомнили - это хоть и грустная, а все-таки комедия. Но режиссеру, видимо, все же хотелось оставить у зрителей некое трогательное послевкусие - для чего после закрытия занавеса к публике была выгнана Свинья, исполняющая чувствительный романс. Однако вместо пресловутого послевкусия это поросячье соло оставило другое народно-гурманское ощущение: «последняя явно была лишней».


Впрочем, в случае со Свиньей такое ощущение не отступало на протяжении всего спектакля. Как известно, хороший актер отличается от актера плохого количеством штампов: у хорошего их пять, у плохого - один. Актриса Нина Белова разнообразием публику не балует: из спектакля в спектакль - одни и те же интонации. Округленные глазки и наморщенный лобик во время поросячьих мечтаний о полетах во сне и наяву ни трогательности, ни неподдельности персонажу не добавили. Правда, был момент, когда актрису можно было поздравить с успехом: Свинья, обреченная на заклание Хозяином, так талантливо и непритворно заходилась в смертельном визге, что публика моментально это оценила: «Вот! Вот такой искренности Джульетте и не хватало!» - откликнулся на происходящее все тот же добрый зритель в девятом ряду.

Сказанное вовсе не нужно понимать в том смысле, что публике для катарсиса не хватает актерского визга. Уж в этом-то наши артисты зрителю никогда не отказывают: почему-то многие молодые исполнители считают истерику единственным способом выражения сильных чувств. Подобные представления сыграли злую шутку с исполнителем роли Лешки Алексеем Анисимовым. Если в бытовых и любовных сценах он играет вполне уверенно, то подъем в горние выси трагического пафоса актеру пока что никак не дается. Особенно это касается сцены, в которой Лешка сообщает о том, что его отец застрелился. Зрителю должно стать страшно - а становится страшно неловко от слезливого надрыва на высокой ноте.

Это, пожалуй, и все серьезные претензии относительно игры актеров в «Простой истории». В целом ансамбль смотрелся очень убедительно. Подбор актеров на роли был подчас неожиданным - но очень удачным. Некоторых исполнителей, долгое время находившихся в творческом простое, публика даже не сразу опознала: «Ой, а это кто-то новенький в труппе, да?»

Все «новенькие» - это хорошо забытые «старенькие» актеры, которые получили возможность переместиться со скамейки запасных в ряды ведущих артистов.


Главное открытие этого спектакля - Денис Шмигель в роли соседа-алкоголика. Достоверно сыграть пьяного человека, не впадая в клоунаду, очень сложно. Достоверно сыграть пьяного, нежного и непутевого - миссия для неопытного актера почти невыполнимая. Но Шмигелю это каким-то образом удалось. Публика была завоевана - с первых слов и до последней сцены.

Почти безупречно отыграли свои роли Нина Запруднева (лошадь) и Виолетта Минулина (корова). У них хватило такта, чтобы не тянуть на себя одеяло и таланта, чтобы не впадать в интонацию детских утренников.

Очень живой и убедительной получилась Хозяйка в исполнении Татьяны Солдатовой. И это при том, что в пьесе ее персонаж предельно схематичен - не человек, а, скорее, функция. Солдатовой удалось наполнить эту схему полнокровной жизнью. Потенциал у актрисы явно есть, и немалый; жаль, что ее чаще всего задвигают на вторые роли.

Наповал удивил публику Виталий Руденко, игравший самовлюбленного Петуха. Его появление на сцене было чрезвычайно эффектным: король деревенского гламура в драном фраке, со вздорным чубчиком, эротически-оголенным животом, павлиньей походкой и чертями в глазах произвел незабываемое впечатление.

Неожиданным получился и хозяин в исполнении Евгения Слесаренко. Он сыграл персонажа с двойным дном: по виду - сурового боцмана, по сути - несчастного человека, безнадежно влюбленного в женщину, которая стала женой того самого алкоголика-соседа. К нищему гармонисту - непроходящая любовь-ненависть: в детстве они были друзьями, в юности - соперниками, а к концу жизни поневоле породнились. Породнились так, что после смерти соседа строгий боцман вдруг влез в майку-«алкоголичку», стал пить самогон и слышать призраков. А боцманская тельняшка досталась Лешке, который легко отрекся от пьяницы-отца и стал кулаком-мироедом по примеру тестя.

Такая неожиданная эволюция персонажей - в рамках режиссерского замысла. Здесь все - двойное: звери-люди и люди-машины, от которых пахнет едой и металлом. И пространство сарая разрезано надвое: наверху - сеновал, где люди любят друг друга, где нищие духом утешаются самогоном, где лежит забытая книжка Чехова и куда по ночам слетаются ангелы.


Внизу - хлев, где происходит приземленная бытовая жизнь и время от времени учиняются скандалы. Режиссер намекает зрителю на то, что перед ним вертеп - некое подобие старинного кукольного театра, в котором действие происходило на двух уровнях: на верхнем разыгрывались мистерии на библейские темы, на нижнем ставились сцены об обычной жизни обычных людей.

В этом сарае - все по тому же принципу: внизу - люди, обреченные ползать, наверху - свиньи, рожденные летать. В финале режиссер расставляет персонажей сообразно с делами их: из людей на верхнем уровне - только ангел-алкоголик, не пожалевший жизни ради ближнего своего.

Для любителей во всем искать мораль - почва более чем благодатная. Для желающих посмеяться - то, что доктор прописал. «Простая история» недаром выдержала огромное количество постановок в самых разных театрах. В частности, Олегу Белинскому довелось ставить ее как минимум раз пять. Такие народные комедии нынче очень востребованы. И в Павлодаре «Простая история» почти наверняка станет театральным хитом на несколько сезонов. Секрет простой: здесь не только смех и слезы, и любовь. Здесь - покаяние и прощение. Пьеса - русская, и это многое объясняет.

Татьяна Гуторова, "Городская неделя"