litceysel.ru
добавить свой файл
1
Каким же должен быть руководитель?



В.Н.Шершнев ( директор Балтийского завода ) :

... вы знаете , как ни странно , но это проблема найти руководителя. Очень высоки к нему требования. Он должен быть образцом , иметь авторитет , досконально знать дело. Хороший руководитель сочетает качества и специалиста и организатора. Помимо деловых качеств, руководитель должен нравиться людям. Нужно, чтобы коллектив его любил ... И хочу отметить , что возрастает робь психологии на производстве. Нужно давать руководителю максимум психологических знаний , чтобы и в психологии ориентироваться , и разбираться в тонкостях характера своих подчиненных. Люди разные : кого постращать надо, а к кому с добрым словом обратиться. Нужна обратная связь между руководителем и коллективом ...


А.П.Лукошкин (ректор ленинградского института авиационного приборостроения )

... самое основное для руководителя – способность к стратегическому мышлению . Еще – проницательность , любовь к людям, умение исключительно внимательно к ним относиться . Сила руководителя – в создании школы, воспитании учеников . А любить людей руководитель должен обязательно. Всегда нахожу время для долгого разговора с коллективом кафедр , лабораторий , если необходимо снять напряженность в обстановке ...

К руководству современным производством сегодня необходимо подходить с позиций науки управления , а не привычных методов , как бы хорошо они ни служили в прошлом . Это становится особенно важным при столкновении различных мнений в трудовом коллективе . Руководитель должен уметь поставить задачу , определить права и обязанности работников , средства достижения цели и методы контроля . Успешное руководство в значительной зависит от умения руководителя управлять общественным мнением трудового коллектива . Формировать психологию работника- важнейшая задача руководителя современного производства .

В условиях экономики , ориентированной на потребительский спрос , требования к руководителю резко меняются . Современный руководитель должен быть не только хорошим организатором , умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг , но и глубоко эрудированным , высоко культурным человеком , обладающим внутренней самостоятельностью , смелостью , способностью создать команду единомышленников , вдохновляющим и ведущим их за собой .


Управленческая практика со всей очевидностью свидетельствует , что без умения со стороны руководителя наладить деловое общение с подчиненными , партнерами , установить деловые связи невозможны ни эффективное управление , ни эффективное производство . Жизнь показывает , что у значительной части наших руководителей и предпринимателей недостаточно высокий уровень общей культуры , а также культуры делового общения .

Важность общения в управлении невозможно переоценить . Почти все , что делают руководители для достижения эффективности деятельности организации , осуществляется в процессе общения . Практика свидетельствует , что управленцы всех уровней расходуют на различные виды общения до 80 % ( ! ) своего рабочего времени . Руководителям следует знать , что общение представляет собой крайне сложный и многогранный процесс , который должен быть организован сознательно , на базе научных теоретических знаний . Только в этом случае управленческая деятельность может быть эффективной .

Общение “ на работе ” ( или деловое общение ) – это общение , имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности : производственной , научной

коммерческой и т.д.

Управленческое общение – это общение с целью руководства людьми , т.е. изменения их деятельности в определенном направлении , поддержания в заданном или формирования в необходимом направлении .


ЦЕЛЬ управленческого общения :


1) Отдать распоряжение , указание , что – либо порекомендовать , посоветовать .


2) Получить “ обратную ” контрольную информацию от подчиненного о выполнении задания .


3) Дать оценку выполнения задания подчиненным .


В каждом отдельном случае делового общения руководителя существует

5 основных стадий :


Первая стадия :

  • “ НАЧАЛО ”



Общение начинается с входа руководителя в коммуникативную ситуацию беседы , выступления , встречи , собрания и т.д.

Процесс входа включает следующие действия :

  • оценку коммуникативной ситуации

  • ориентацию в этой ситуации

  • выбор объекта взаимодействия

  • постановку ситуативной задачи общения


Вторая стадия :


  • “ ПОДХОД К ОБЪЕКТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ “


Этот процесс включает следующие действия :

  • пристройку к объекту , т.е. поиск удобной для общения дистанции , положения , позы , взаиморасположения

  • привлечения к себе внимания объекта с помощью определенных действий



Третья стадия :


  • “НАСТРОЙКА”


Через “зондирование души” объекта ( по словам К.С. Станиславского )

осуществляется настройка на эмоционально- психологическое состояние объекта взаимодействия , формируется общее социально- психологическое поле общения


Четвертая стадия :


  • “ ПЕРВЫЙ ХОД В ОБЩЕНИИ ”


Цели этого хода в общении :

  • сообщить объекту некоторую информацию

  • побудить объект к взаимодействию

  • трансформировать объект взаимодействия в равноправного субъекта , партнера общения


При передачи информации нужно :

  • сначала во внутренней речи словесно оформить возникшую мысль,идею

  • затем высказать , т.е. перевести из внутренней речи во внешнюю

  • и только потом это высказывание должно быть услышано и понято


Пятая стадия :


  • “ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ “ , ответный ход объекта , ставшего субъектом – партнером общения

Все эти 5 стадий должны быть соблюдены руководителем в каждой конкретной форме общения , в которой он берет на себя функции и организатора , и катализатора взаимодействия .



Изложение мыслей представляет процесс общения .Необходимо , чтобы руководителя поняли и с ним согласились .

Первым делом надо постараться войти в положение тех , кому излагаются идеи , кого желательно привлечь на свою сторону . Нужно иметь ввиду , что завоевать симпатии слушателей можно за счет :



  • краткости и точности , т.к. не будет “своровано” терпение у слушателей и они будут вознаграждены за внимание




  • учета компетентности собравшихся и вовлечения их в процесс общения




  • образной , легко усваиваемой манеры изложения , когда не надо напрягать слух




  • выявления всех критических пунктов ,чтобы слушателям не приходилось самим выискивать , в чем загвоздка







  • призыва к аудитории приложить свои знания и опыт для повышения качества предложенного решения


Первой задачей собирающегося выступить руководителя является сбор информации об аудитории и ситуации , в какую он может попасть .

Для обеспечения хорошего делового общения тут важны следующие факторы :

  • восприимчивость слушателя

  • мотивация слушателя

  • физическое состояние слушателя

  • коммуникативное средство передачи информации

  • возможность обратной связи


Не следует забывать , что :


  1. тема выступления должна стать для слушателей “их темой”

Искусство оратора заключается в том , чтобы убедить слушателей , что обсуждаемая тема касается их непосредственно и вытекающие из всего этого последствия очень важны

Тому , кто сам машину не водит и считает себя “закоренелым” пешеходом , вряд ли будет интересным доклад о качестве свечей зажигания .Другое дело тот , кто имеет автомобиль , в моторе которого к тому же постоянно барахлит система зажигания .



  1. дискуссия пробуждает интерес , оживляет атмосферу .Если в предложении есть спорные пункты , не надо стремиться их замаскировать . С помощью “риторических” вопросов можно “разбудить” слушателей , и им стонет казаться , что эти вопросы задали они сами .




  1. говорите на языке ваших слушателей . Каждому ясно , что , например , француз и русский смогут понять друг друга , если один из них владеет языком второго . Надо не забывать , что говорить нужно на языке тех , перед кем выступаешь .




  1. учитывайте восприятие слушателей . Объем восприятия человеческого мозга оценивается в 8-15 бит/с . Если возникает перегрузка , мозг вообще не будет воспринимать информацию . Это не нужно забывать .


5) выбирайте подходящие средства коммуникации . От них зависит , доходит и понимается ли передаваемая информация . Если зал очень большой , а акустика плохая , придется воспользоваться микрофоном . От помощи экрана придется отказаться , т.к. сидящие на последних рядах ничего не разберут . Хороший оратор всегда уделяет подобным аспектам пристальное внимание .

Искусство общения – важнейший инструмент управленческой деятельности Не владея искусством общения , нельзя стать хорошим руководителем , поскольку выполнение организаторских и воспитательских функций связано с умением привлечь и увлечь людей , вдохновить , воодушевить , повести за собой .


Исходной характеристикой руководителя как субъекта общения является наличие у него коммуникативной активности , причем активности целенаправленной , осознанной , осуществляемой свободно .Свобода общения достигается через овладение техникой и технологией коммуникативных действий.

Осуществление свободной коммуникативной деятельности требует от каждого руководителя владения специфическими коммуникативными средствами и приемами .Совокупность таких средств и приемов , психологических закономерностей их использования в конкретных ситуациях делового общения рассматривает технология общения .


Технология общения – это учение о мастерстве общения .

Предметом технологии общения является техника организации личностного взаимодействия одного партнера с другим .

Владеть технологией общения – обязанность каждого руководителя .

Руководитель должен уметь расположить к себе собеседника – будь то подчиненный или деловой партнер , а для этого нужно формировать в себе следующие качества :


  • выдержку




  • чувство собственного достоинства




  • доброжелательное понимание других




  • умение говорить




  • умение слушать



КОДЕКСЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ :

I.

  • успеха добивается только тот , кто умеет хорошо ладить с людьми и оказывать на них влияние


- вы счастливы , когда вас понимают . Счастливы и другие , когда находят понимание . Старайтесь быть понятым и понимать других .


  • люди судят о вас не по вашим словам и намерениям , а по реальным делам .




  • идеи не падают с неба , но их можно искать – одному или вместе с другими




  • сила положительного мышления может окрылять человека и увлекать собой других




  • силой и принуждением , грубостью и угрозами можно подчинить себе других , но это будет мнимый успех



II.

  • основой подлинного авторитета руководителя является профессионализм знания и умения , принципиальность и человечность




  • кто хочет приказывать , тот должен уметь подчиняться , только тогда он научится управлять



  • следует быть смелым и решительным ; ничто так не компрометирует руководителя , как безынициативность и трусость , боязнь брать на себя ответственность





  • с непредвиденными обстоятельствами сталкиваются те руководители , которые неспособны их предугадать , почувствовать приближение и подготовиться к ним




  • не бойтесь , если ваш подчиненный оказался более сведущим в каком – то вопросе ; радуйтесь такой опоре и поддерживайте его. Хорошая репутация подчиненных – похвала руководителю и ставится ему в заслугу




  • не давайте обещаний , если не уверены , что они обязательно будут выполнены .Настоящий руководитель не бросает слов на ветер , взвешивает каждое свое обещание и , если оно дано , исполняет его со всей энергией и настойчивостью




  • держите себя с людьми ровно , не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах .Кто не может управлять собой , тот не может управлять вообще




  • никогда не используйте власть до тех пор , пока не убедитесь , что все остальные средства воздействия исчерпаны ; действуйте методом убеждения , находите индивидуальный подход к подчиненному с учетом особенностей его характера , знаний , опыта и отношения к делу




  • следите за манерой речи . В ней проявляется профессиональная грамотность , общая культура и нравственный облик руководителя . Благоприятное впечатления производят простота речи , удачно выбранная интонация , выражение лица и поза , меткое и к месту сказанное слово .




  • руководитель сам никогда не должен опаздывать и обязан того же требовать от подчиненных




  • в своей деятельности руководитель должен ориентироваться на такие нормы этики , как гуманизм и вежливость , отсутствие тщеславия , верность своему слову , справедливость


*Приведенные правила не исчерпывают всего многообразия взаимоотношений



руководителя с подчиненными , однако в достаточной мере создают картину


желательного стиля общения .


ТЕСТ :


Данный тест разработан и апробирован ленинградским психологом

А. А. Ершовым .Выбор того или иного решения ситуаций , а их 4 варианта :

А , Б , В , Г , зависит от того , как понял испытуемый предложенную ситуацию , какими доминирующими интересами руководствовался при ответе .Тест измеряет 4 типа склонностей или ориентаций руководителя на выражение своей личной позиции во взаимоотношениях с людьми :


Д – ориентация на интересы дела


П – ор – я на психологический климат и взаимоотношения в коллективе


С – ор –я на самого себя


О – ор – я на официальную субардинацию


Подсчитав кол – во ответов , можно составить некоторое представление об испытуемом как о личности , обладающей определенными склонностями так или иначе решать вопросы управленческой деятельности , когда речь идет о взаимоотношениях в коллективе .


СИТУАЦИЯ 1.


Ваш непосредственный начальник , минуя вас , дает срочное задание вашему подчиненному , который и так уже занят выполнением другого ответственного задания . Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными .

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения :


А – не оспаривая задания начальника , буду строго придерживаться должностной субординации , предложу подчиненному отложить выполнения текущей работы


Б – все зависит от того , насколько для меня авторитетен начальник


В – выражу подчиненному свое несогласие с заданием , предупрежу его , что впредь в подобных случаях буду отменять задания , поручаемые ему без согласования со мной


С – в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу


СИТУАЦИЯ 2.

Вы получили одновременно 2 срочных задания : от вашего непосредственного и вышестоящего начальника . Времени для согласования сроков выполнения задания у вас нет , необходимо срочно начать работу .


Выберите предпочтительное решение :


А – в первую очередь начну выполнять задание того , кого больше уважаю


Б – сначала выполню наиболее важное на мой взгляд задание


В – сначала выполню задание вышестоящего начальника


Г – буду выполнять задание своего непосредственного начальника


СИТУАЦИЯ 3.


Между двумя вашими подчиненными возник конфликт , который мешает им успешно работать . Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой , чтобы вы разобрались и поддержали его позицию .


А – я должен пресечь конфликт на работе , а разрешить конфликтные взаимоотношения – это их личное дело


Б – лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций


В – прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ решения


Г – выяснить , кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих , и попытаться через него воздействовать на коллектив


СИТУАЦИЯ 4.


Когда вам случается общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке , во время отдыха , к чему вы более склонны :


А – вести разговоры , близкие вам по деловым и профессиональным интересам


Б – задавать тон беседе , уточнять мнения по спорным вопросам , отстаивать свою точку зрения , стремиться в чем – либо убедить других


В – разделять общую тему разговоров , не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения , стремиться не выделяться своей активностью , а только выслушивать собеседников


Г – стремиться не говорить о делах и работе , быть посредником в общении , быть непринужденным и внимательным к другим


СИТУАЦИЯ 5.

Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок , хотя обещал и давал слово , что подобного случая больше не повториться .


Как вы поступите ?


А – дождусь выполнения задания , а затем сурово поговорю наедине , предупредив в последний раз


Б – не дожидаясь выполнения задания , поговорю с ним о причинах повторного срыва , добьюсь выполнения задания , наказав за срыв


В – посоветуюсь с опытным работником , авторитетным в коллективе , как поступить с нарушителем


Г – не дожидаясь выполнения задания , передам вопрос на решение “треугольника“ .В дальнейшем повышу требовательность и контроль за его работой .


СИТУАЦИЯ 6.


Подчиненный игнорирует ваши советы и указания , делает все по- своему , не обращая внимание на замечания , не исправляя того , на что вы ему указываете .

Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем ?


А – разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность , применю обычные административные меры наказания


Б – в интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор , постараюсь найти с ним общий язык , настроить на деловой контакт


В – обращусь к его коллегам , может , они смогут что – либо изменить


Г – попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным , потом решу , как поступить


СИТУАЦИЯ 7.


Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива , в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником . На 8 ч. 15 мин. вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу , но сами неожиданно опоздали на 15 мин . Подчиненный же пришел во время и ждет вас .

Как вы начнете беседу ?


А - независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опозданиях на работу


Б – извинюсь перед подчиненным и начну беседу

В – поздороваюсь , объясню причину своего опоздания и спрошу его : “ Как вы думаете , что можно ожидать от руководителя , который так же часто опаздывает , как вы ?”



Г – в интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время


СИТУАЦИЯ 8.


Вы работаете руководителем уже 2 год . Молодой рабочий обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на 4 дня за свой счет всвязи с бракосочетанием .


  • почему на 4 ? –спрашиваете вы

  • а когда женился Иванов , вы ему разрешили на 4 ,- отвечает рабочий и подает заявление . Вы подписываете на 3 дня , согласно действующему положению . Однако , подчиненный выходит на работу спустя 4 дня .

Как вы поступите ?


А – сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику , пусть он решает


Б – предложу отработать прогул в выходной


В – ввиду исключительного случая ограничусь выговором


Г – возьму ответственность за его прогул на себя . Просто скажу : “Так поступать не следовало” .Поздравлю , пожелаю счастья .


СИТУАЦИЯ 9.


Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными .

Какая из точек зрения вам понравилась больше ?


А – “Чтобы подчиненный хорошо работал , нужно подходить к нему индивидуально , учитывая особенности его личности “


Б – “Все это мелочи .Главное в оценке людей – это их деловые качества , исполнительность . Каждый должен делать то , что ему положено”


В – “Я считаю , что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае , если подчиненные доверяют своему руководителю , уважают его”


Г – “Это правильно , но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ , приличная зарплата , премии”


СИТУАЦИЯ 10.

Вы недавно начали работать начальником отдела на крупном предприятии , придя на эту должность с другого . Еще не все знают вас в лицо . До обеденного перерыва еще 2 часа . Идя по коридору , вы видите трех рабочих вашего отдела , которые о чем – то оживленно беседуют , не обращая на вас внимание . Возвращаясь через 20 минут , вы видите ту же картину .


Как вы себя поведете ?


А – остановлюсь , дам понять рабочим , что я новый начальник отдела . Вскользь замечу , что их беседа затянулась и пора браться за дело


Б – спрошу , кто их непосредственный начальник . Вызову его к себе в кабинет


В – сначала поинтересуюсь , о чем идет разговор . Затем представлюсь и спрошу нет ли у них каких – либо претензий к администрации . После предложу пройти на рабочие места


Г – прежде всего представлюсь , поинтересуюсь , как обстоят дела в коллективе , как загружены работой , что мешает работать ритмично ? Возьму этих рабочих на заметку


ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИИ :


Номерсит –и


Тип ориентации



Д

П

С

О


1

Г

Б

В

А

2

Б

А

Г


В

3

А

Г

В

Б


4

А

Г

Б


В

5

А

В

Б


Г

6

Б

В

Г


А

7

Г

Б

В


А

8

Б

В

Г


А

9

Б

А

В

Г




10

Г

В

А

Б