litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Здесь будет титульный лист


Оглавление

Стр.

Введение


Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы


    1. Сущность и мотивы миграции

    2. Виды и направления трудовой миграции

    3. Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров


Глава 2. Проблемы международной миграции рабочей силы

2.1. Анализ миграции рабочей силы из развивающихся стран в развитые страны

2.2 Анализ миграции в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза

2.3. Проблемы миграции в Российской Федерации

2.4. Проблемы миграции в Кыргызской Республике


Заключение


Список использованной литературы


Приложение

Введение


Одним из важных проявлений наблюдаемых после окончания Второй мировой войны масштабных социально-экономических трансформаций, объединяемых ныне общим понятием «глобализация», стало заметное усиление миграционных потоков рабочей силы. В движение пришли многомиллионные массы населения, устремившиеся на поиски лучших условий жизни, прокламируемых идеологами этого всемирного процесса. Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов силу приобрел и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.

Тема данного реферата– причины и проблемы международной миграции рабочей силы. Международная миграция рабочей силы – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Проблема миграции очень актуальна в наше время, потому что одной из причин миграции является возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. Относительно новым фактором, усилившим актуальность проблем миграции, стал в последние годы динамичный рост финансовых переводов в страны происхождения мигрантов.


Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести, и приводят к крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

Важно отметить, что современные государства прила­гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право­вое выражение взаимной заинтересованности направляю­щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте­ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока­зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защи­той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс­кий Межправительственный комитет по вопросам миг­рации (СИМЕ).

В данном реферате рассматриваются теоретические основы миграции, основные направления международной трудовой миграции, проблемы и последствия миграции рабочей силы для стран-реципиентов и стран-доноров, а также анализ миграции рабочей силы из развивающихся стран в развитые страны.

Задачи, поставленные реферату следующие: выявить основные мотивы и причины миграции рабочей силы, проанализировать статистические данные по миграции стран экспортирующих и импортирующих рабочую силу, выявить выгоду и затраты для принимающих стран и стран выезда, рассмотреть проблемы международной миграции рабочей силы.


Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы


    1. Сущность и мотивы миграции



Глобализация в относительно короткие исторические сроки способствовала расширению и диверсификации мирового рынка труда. Это не только увеличивающиеся масштабы миграции, но и географическое расширение ее направлений, рост числа стран-участниц процесса, противоречивые качественные изменения, с точки зрения профессионального и квалификационного состава. Двойственность миграционных потоков выражена в одновременном действии факторов притяжения и отталкивания, обоюдной заинтересованности в трансграничном перемещении рабочей силы и одновременно неприятии ряда последствий ее привлечения. Однако в основе современной международной миграции лежат объективные социально-экономические процессы – повышение уровня образования, свобода перемещения, стремление к самореализации миллионов людей. В комплексе это позволяет прогнозировать дальнейшее нарастание и диверсификацию перемещений людских ресурсов в рамках мирового хозяйства1.

Международная трудовая миграция – это перемещение из одной страны в другую рабочей силы. Международная миграция рабочей силы имеет длитель­ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно­го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

• интернационализацией хозяйственной жизни;

• невиданными социально-демографическими измене­ниями;

• революцией в науке, технике и сфере информации;

• развитием интеграционных процессов;

• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК).

Все эти факторы способствовали усилению подвижнос­ти трудоспособного населения, которое использует разви­тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми­ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со­ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы­вающий заметное влияние на уровень, характер и разме­щение производительных сил в рамках национальных хо­зяйственных систем и мировой экономики. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж­дународные организации, занимающиеся вопросами юри­дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.


Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения. Причины трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:


  1. различия в уровне экономического развития отдельных стран.

  2. наличие национальных различий в размерах заработной платы.

  3. существование безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).

  4. международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.

В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.


Можно понять причины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально развитые – из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС, то есть между экономически развитыми странами, находящимися на «одно-порядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядков. Они будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран, укрепления интеграционного потенциала, а в первую очередь в странах ЕС, и – самое главное, – когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть первоочередной проблемой. Все это делает проблему международной миграции рабочей силы в развитых странах сложной, связанной отнюдь не только с собственно экономическими факторами, но и возрастания значения таких понятий, как «социальный комфорт», социально-политические условия, социально-культурные, психологические и т.д.

Люди руководствуются далеко не только экономическими соображениями: привычная культурная среда, в особенности родной язык, с детства знакомый образ жизни, родственные связи, друзья – эти важнейшие, но не выражающиеся в цифрах факторы сдерживания могут уравновешивать экономические мотивы выталкивания. Поэтому миграционные потоки между странами часто сходят на нет по достижении некоторого абсолютного порога благосостояния и задолго до полного выравнивания экономических уровней стран выезда и въезда. Эмпирические исследования установили, что поток трудовых мигрантов из Южной Европы в Западную иссяк в 2000-е, когда в Италии, Испании, Португалии и Греции валовой внутренний продукт (ВВП) достиг 4 тысяч долларов на душу населения. Нетто-миграция между странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снижается, когда различия в ВВП на душу населения между ними сокращаются до 50 %.Однако сумма миграционных потоков в мировом масштабе отнюдь не убывает. Колоссальные перепады экономических, политических и социальных условий по-прежнему формируют огромный резерв желающих переселиться туда, где лучше. Хотя географическое местонахождение как центров выталкивания, так и центров притяжения мигрантов меняется, трудно представить себе, что в обозримом будущем экономические условия в мире выровняются настолько, чтобы трудовая миграция совсем иссякла. Скорее наоборот, неравномерность экономического развития усилится, а глобальное информационное поле будет все настойчивее и доходчивее формировать миграционные установки.


Американский экономист, профессор экономики и социологии Чикагского университета, нобелевский лауреат Гарри Стэнли Беккер высказывает мнение о том, что миграция рабочей силы – закономерное явление 21 века и связано с объективными причинами:


  1. Население стран третьего мира растет значительно быстрее, чем чис­ло жителей развитых государств, при этом разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми продолжает уве­личиваться. Поэтому и поток мигран­тов, ищущих счастливой жизни в более благополучных странах, год от года усиливается. Государства-лидеры пыта­ются защищаться от нежеланных гас-тарбайтеров, ужесточая свою мигра­ционную политику, но их меры, похо­же, оказываются неэффективными.

  2. В Европе, Японии и ряде других разви­тых стран очень низкая рождаемость, а значит, им нужно все больше и боль­ше молодежи из-за рубежа, чтобы сба­лансировать свой рынок труда.

  3. С разви­тием глобализации переезжать из стра­ны в страну становится настолько просто, что никакие административные барьеры не смогут запретить, напри­мер, жителям бедных африканских го­сударств искать счастливой жизни в За­падной Европе.

При этом Г. Беккер с оптимизмом рассматривает проблему «утечки мозгов». Так, по его мнению, развивающиеся страны могут решить ее путем создания более благоприятных условий для интенсив­ного экономического роста. К примеру, в Южной Корее: как только страна стала активно развиваться, число граждан, желающих уехать на постоянное место жительства в другую страну, резко сократилось. То же самое произо­шло в Индии и Китае. Конечно, люди продолжают ездить в Европу и США на учебу, но все чаще они возвращаются потом на родину, где могут воспользо­ваться преимуществами быстрорасту­щей экономики.

Вывод, который делает профессор Гарри Беккер, состоит в том, что «развитым странам следует быть более гостеприимными».2



1.2. Виды и направления трудовой миграции


Чтобы разобраться в структуре международного миг­рационного оборота, необходимо установить виды трудо­вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан­ными из них являются следующие:

• по продолжительности – временная, возвратная (се­зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто­янное место жительства в другую страну);

• по социальному составу – неквалифицированные ра­бочие, средний технический и сервисный персонал, студен­ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль­туры и спорта, предприниматели);

• по характеру – прямая и косвенная (внутрифир­менная в рамках ТНК);

• по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);

• по типу статуса в принимающей стране – ассими­ляционная (с последующим предоставлением вида на жи­тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси­миляционная.


  • по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;

  • по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;

  • по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы3.

Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока.

В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).


Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:


  1. международная переселенческая миграция;

  2. международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной4.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина "трудящийся-мигрант" содержится в конвенциях Международной организации труда N 97 и N 143 и гласит, что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры)5.

Невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии — это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток — в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.


Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:


  1. из развивающихся стран в развитые;

  2. между развитыми странами.

  3. между развивающимися странами.

  4. из постсоциалистических стран в развитые страны.

  5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся6.

Количество мигрантов, выбира­ющих направление из развитых стран в развивающиеся или в страны с переходной экономикой, невелико и представлено в основ­ном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних ком­паниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантю­ристами.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Среди центров притяжения мигрирующей рабо­чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию.

Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в За­падной Европе крупными принимающими государствами яв­ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.


Третьим мировым центром трудовой миграции счи­тается Австралия, правительство которой крайне обеспо­коено низкой плотностью населения на подавляющем боль­шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен­ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе­ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо­собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз­вращению на историческую родину всех евреев с целью вы­живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Зем­лю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви­детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио­нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде­ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира­ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма­лайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про­странстве СНГ – Россия. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.Россия выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (сред­негодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и од­новременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред­негодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.


Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.



    1. Последствия миграции для стран-реципиентов и стран-доноров



Интенсивность миграций, следующих в направлении с Юга на Север, усиливается депопуляцией, наблюдаемой в странах так называемого «северного кольца» - группе наиболее развитых государств мира. В этих условиях потоки мигрантов все больше воспринимаются не только как необходимая составная часть масштабных процессов перераспределения трудовых ресурсов, но и как некая осязаемая угроза сохранению национальной идентичности стран-реципиентов7. Появились исследования, авторы которых трактуют это переселение не просто как пространственное перемещение человеческих масс, но и как динамичное «наступление», инфильтрацию этносов и культур, смешение которых с этносами и культурами принимающих стран может иметь не всегда предсказуемые последствия и особенности. Знакомство со взглядами представителей данного направления позволяет поэтому лучше понять природу, характер наблюдаемой в настоящее время вспышки антииммигрантских настроений, культурной ксенофобии и в то же время убедиться в том, что ни Северная Америка, ни Европа, включая Россию, в ближайшем будущем не в состоянии обойтись без постоянного потока населения из стран Азии, Африки и Латинской Америки.8

Прямым следствием масштабных миграций стало фактическое формирование многонациональных государств, сопровождавшееся такой характерной особенностью, как попадание иммигрантов преимущественно в нижние слои принимающего общества, что превращало западные страны в общество, социальные низы которого образуют национальные меньшинства. В подобных ситуациях социальный мир оказывается тесно связанным с «национальным вопросом» и с характером взаимоотношений, возникающих между коренным и пришлым населением, вызывая озабоченность тем, как складываются (или не складываются) процессы интеграции иммигрантов в местный социум. Вопреки ожиданиям и надежде на действенность мультикультурной модели интеграции иммигранты, перенося с собой собственные идеалы, религии и верования, обнаружили определенную склонность к тому, чтобы замыкаться в собственной среде. Другим основанием говорить о современном процессе миграции именно как о переселении народов стали изменения, произошедшие в структуре потоков легальной миграции, выразившиеся в повышении удельного веса перемещений, связанных с воссоединением семей и поиском политического убежища.


Важной особенностью современных миграций стала массовая нелегальная иммиграция. Д. Хелд связывают это явление со спросом на максимально дешевую силу (во всяком случае – менее дорогую, чем локальная) рабочую силу, предъявляемым в первую очередь сконцентрированным в основном в северном полушарии транснациональным капиталом. Похоже, что именно потребность в дешевой рабочей силе и делает нелегальную иммиграцию столь трудноискоренимой. О наличии подобного спроса можно судить по США. «Это единственная в мире высокоразвитая экономика с легко доступным, очень дешевым, нерегулируемым или нелегальным рынком труда»9. Принося экономическую выгоду, нелегальная иммиграция одновременно порождает очевидные трудности, когда речь идет об интеграции иммигрантов в принимающее общество. Наконец, нельзя забывать о том, что в мире возникла мощная индустрия вербовки и транспортировки мигрантов, заинтересованная в том, чтобы их было как можно больше, а потому обслуживающая как легальную, так и нелегальную миграцию.

Иммиграция была и остается для Запада больше положительным, чем отрицательным явлением. Очевидно, что если бы не было крупномасштабной миграции, европейские страны в 50-60-е годы испытали бы очень серьезные проблемы на рынке труда. Необычно долгий период устойчивого экономического роста, полной занятости и сравнительно низкой инфляции стал возможным отчасти потому, что опасность вспышки инфляции, существующая при неполностью занятых рынках труда, смягчалась постоянным притоком низкооплачиваемых мигрантов, попадавших в их нижние слои. И именно неприхотливые переселенцы вынесли основную тяжесть реструктурирования экономик западных стран в 80-е годы.

Одновременно, возмещая потери населения, иммиграция облегчала решение проблем, связанных с его старением. Конечно, картина занятости при этом менялась, в общей численности работников повысился удельный вес иностранцев. Присутствие последних усилило нагрузку на государственный бюджет, но это был выход из создавшегося положения, и за это надо было платить10.


Иначе трактует рассматриваемую тему автор нашумевшей книги «Смерть Запада» , известный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен. Он рисует мрачную картину гибели иудео-христианской цивилизации под напором огромных масс переселенцев из развивающихся стран. Бьюкенен считает, что движущим мотивом миграции выступает стремление стран Третьего мира, воспользовавшись благоприятно складывающимися обстоятельствами, получить доступ к богатствам Запада. Благодаря протекающим здесь процессам депопуляции выходцы из зоны «отсталости» превратившись за несколько десятилетий в этническое большинство, способны мирным путем колонизировать бывшие метрополии и тем самым положить конец здешней развитой цивилизации. Правящие элиты, в первую очередь, стран Западной Европы, явно проглядели эту опасность, и теперь им будет крайне сложно что-либо исправить, учитывя очень низкий показатель рождаемости (1,4 в среднем по Европе против необходимого для простого воспроизводства 2,1)11.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:


  1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 2001 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

  2. Расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
  3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.


В странах-реципиентах иммиграция позволяет удовлетворять спрос на труд, заполняя нижний этаж социальной пирамиды, способствует восходящей социальной мобильности «своих», снижая цену труда, повышает прибыли предпринимателей и конкурентоспособность национальной экономики.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

  1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

  2. Рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.


Таблица 1.

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны-импортера


Положительные

Отрицательные

1. Облегчение структуры региональных сдвигов

1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии

2. Содействие вертикальной мобильности местных работников

2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы

3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы

3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей

4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям

 


5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников

 


В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

В июне 2003 года Евросоюз ввел квоты на миграцию рабочей силы. На внесении этого пункта в конституцию ЕС особенно настаивала Германия, а основным противником этого была Франция. Британские же власти разреши­ли неограниченный въезд в страну гражданам из новых государств-членов ЕС, предполагая, что это принесет экономике сплошные выгоды. «В Великобритании один из самых низких уровней безработицы по Евросоюзу, и аналитики думали, что поток мигрантов из Восточной Европы ника­кой опасности не представляет, - комментирует глава отдела по связям с общественностью Международной организации по миграции (ЮМ) Жан-Филипп Кози. - К тому же в стране очень низ­кий уровень рождаемости, поэтому только с помо­щью приезжих можно удовлетворить спрос на рынке труда. А недавно Банк Англии опубликовал исследование, в котором указывается, что именно благодаря мигрантам Британии удалось сдержать инфляцию в заданных рамках». Однако реальность все-таки оказалась далека от расчетов. «Правитель­ство ожидало притока иммигрантов, но их число намного превысило все предварительные прогнозы, - отмечает старший эксперт по социальной политике американской RAND Corporation Кевин Маккарти. - Вместо 20 тыс. человек в страну при­было 447 тыс. мигрантов, и больше половины из них - жители Польши».12


Появилось даже словосочетание «польские водопроводчики», которое стало во всем Евросоюзе нарица­тельным именем, символизирующим дешевую иностран­ную рабочую силу. Однако британские экс­перты здорово просчитались с количеством плю­сов, которые должны были принести английской экономике «водопроводчики». «Небывалый в исто­рии Британии наплыв мигрантов привел к тому, что темпы роста заработной платы в стране замед­лились, а цены на рынке услуг упали», - отмечает г-н Маккарти.

По расчетам независимого агентства Migration Watch UK, если британские власти не изменят свою миграционную политику, с 2006 по 2031 год население Великобритании увеличится на 7,2 млн человек, и 6 млн (83%) из них составят мигранты. Сегодня в том же Лондоне 57% новорожденных - это дети матерей-иностранок. Англия уже сейчас почти в 2 раза гуще населена, чем Германия; в 4 раза гуще, чем Франция, и в 12 раз - чем США».

Однако, новая миграцион­ная политика Запада не только усиливает напряженность в отно­шениях с развивающимися стра­нами, но и не дает желаемого эф­фекта ему самому. Кевин Маккарти из RAND Corporation полагает, что одним из способов выхо­да из тупика может стать офшоринг, то есть созда­ние удаленных рабочих мест в странах с дешевой рабочей силой. Преимущества офшоринга перед использованием труда мигрантов очевидны: пра­вительству нет нужды тратить деньги на адапта­цию нового члена общества, а компании, нанима­ющей сотрудника, к примеру, в Индии, а не во Франции, не нужно платить ему сопоставимую с французской заработную плату, обеспечивать его социальным пакетом и т.д. «Если учесть тот факт, что около трети всего работающего населения Европы занято в непроизводственной сфере (а ведь именно услуги чаще всего передаются в офшо­ринг), возможно, дефицит рабочей силы на евро­пейском рынке будет намного меньше, чем прог­нозирует ЕС», - замечает Джон Филпотт.13

Экспорт рабочей силы, особенно малоквалифицированной, имеет целый ряд позитивных последствий для стран-доноров. При отъезде безработных уровень безработицы в стране снижается, следовательно, снижается социальная напряженность, облегчаются финансовые обязательства государства по выплате пособий по безработице.


Страна-донор имеет четыре прямых источника валютных поступлений от экспорта рабочей силы:


  1. налоги с прибыли фирм-посредников;

  2. непосредственные переводы эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников;

  3. личное инвестирование мигрантов в экономику своей родины (привоз на родину современных средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг);

  4. капиталы от стран-импортеров рабочей силы, выделяемые в рамках программ, направленных на стимулирование экономического роста стран-экспортеров.

Необходимо отметить, что доходы от экспорта рабочей силы вполне сравнимы с доходами от товарной торговли.

Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья "денежные переводы работников из-за рубежа". Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане, Португалии порядка 12-13% ВВП, а в Ливане - 64% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса, благодаря валютным поступлениям от эмигрантов.

Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

Следовательно, чтобы оценить реальные поступления, общую сумму переводов можно удвоить. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы как минимум в 5 раз превышает валютную эффективность товарного экспорта. Многие государства, такие как бывшая Югославия, Египет, Пакистан, Индия и др. создали у себя экспортную специализацию по трудовым услугам, которая является прочным источником валютных доходов.

В последнее время реэмигранты привозят на родину все больше товаров производственного назначения с целью организации небольших производств у себя на родине. В подавляющем большинстве стран правительства максимально поощряют ввоз реэмигрантами средств производства: снижают или отменяют таможенные пошлины и другие барьеры, тем самым, способствуя развитию малого предпринимательства и увеличению занятости внутри страны. Поощряется также и ввоз потребительских товаров, что способствует насыщению отечественного рынка дефицитными экспортными товарами.


Еще одним положительным моментом для стран-экспортеров является то, что по возвращении эмигрантов на родину они, нередко, обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Таким образом, страна получает как бы "обогащенные" трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

Таким образом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика в целом.


Таблица 2.

Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для страны экспортера


Позитивные

Негативные

1. Приобретение работником новой квалификации

1. Потеря квалифицированной рабочей силы

2. Сокращение дефицита платежного баланса

2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда

3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление

4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства

4. Рост инфляции


Иная ситуация складывается при миграции высококвалифицированных работников - рабочих высокой квалификации, инженерно технических работников, ученых и специалистов. Такая миграция является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен главным образом в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации "чужих умов" превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза.

С конца 80-х годов в связи с крушением социалистической системы возрос выезд высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы.

За счет такой "утечки умов" сокращается интеллектуальный потенциал стран-доноров рабочей силы. Они теряют все затраты, вложенные

в подготовку этих кадров. Это имеет немаловажные последствия в условиях огромной роли научно-технического прогресса в развитии экономики, как всего мирового хозяйства, так и отдельных стран. Таким образом, положение стран-доноров высококвалифицированной рабочей силы ухудшается, размывается база для развития технического и экономического потенциала страны в будущем. А все потери стран-доноров в этом случае оборачиваются выигрышем для стран-реципиентов.


Наряду с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.

Государственное регулирование экспорта рабочей силы преследует следующие цели:


  1. Защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания.

  2. Возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны.


  3. Эмиграционная политика основывается на следующих принципах:

  4. Гарантия возможности возвращения мигрантов на родину.

  5. Обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов.

  6. Содействие смягчению "внутренней" безработицы благодаря выезду тех контингентов трудящихся, которые не пользуются спросом на этом рынке.

  7. Ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены.

  8. Оздоровление внутреннего рынка труда благодаря приему репатриантов, которые за время пребывания за рубежом повысили свой квалификационный уровень.


Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, основывается на соответствующих статьях Конституции страны, национальном эмиграционном законодательстве, а также включает в себя двусторонние и многосторонние международные соглашения. Кроме того, некоторые страны принимают специальные эмиграционные программы; в этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств.

Ответственность за нарушение эмиграционного законодательства возлагается как на самого эмигранта, так и на посредников. Лица, незаконно эмигрировавшие, или не выполняющие условий контракта, после возвращения на родину подвергаются определенным санкциям в виде штрафа или даже тюремного заключения (как, например, в Турции).

Фирма-посредник при ненадлежащем выполнении своих обязанностей может быть лишена лицензии, а также на нее могут быть наложены финансовые взыскания.



следующая страница >>