litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

____________________________________________________________________________________________________________________

Кафедра безопасности полетов и жизнедеятельности

В.А. Свиркин




ВОЗДУШНОЕ ПРАВО



Часть I


МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

(АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ)


Утверждено Редакционно-

издательским Советом МГТУ ГА

в качестве учебного пособия


Москва - 2008



УДК 341.226(075.8)

ББК 67.911.18я73-1

С 24

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Московского государственного технического университета ГА

Рецензенты: канд. техн. наук, доц. Т.Л. Соловьева;

начальник АУЦ ЗАО «Домодедово Эрпорт

Авиэйшн Секьюрити» О.А. Петров

Свиркин В.А.

С 24 Воздушное право. Часть I. Международное воздушное право (аспект безопасности): Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2008. –84 с.

ISBN 978-5-86311-604-4

Данное учебное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Воздушное право» по Учебному плану для студентов специальности 280102 всех форм обучения.


В учебном пособии раскрыты основные составляющие международного воздушного права, подробно описаны история формирования Международной организации гражданской авиации ИКАО, дана правовая характеристика статуса Приложений к Чикагской конвенции и описана возможность применения правил ИКАО в национальном законодательстве России

Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры 19.12.07 г. и методического совета 15.01.08 г.


1
С
202000000-055
ББК 67.911.18я73-1

Ц33(03)-08 Доп. св. план 2008 г.

поз. 55


СВИРКИН Вячеслав Анатольевич

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

Часть I

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО (АСПЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ)
Учебное пособие

Редактор И.В. Вилкова

Подписано в печать 03.04.08 г.

Печать офсетная Формат 60х84/16 5,6 уч.-изд. л.

4,88 усл.печ.л. Заказ № 498/ Тираж 300 экз.

Московский государственный технический университет ГА

125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20

Редакционно-издательский отдел

125493 Москва, ул. Пулковская, д.6а


ISBN 978-5-86311-604-4

© Московский государственный

технический университет ГА, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..

4

Глава I. Истоки и принципы формирования международного

воздушного законодательства, регламентирующего

деятельность авиации и использования воздушного

пространства………………………………………………………….



7

    1. Понятие, предмет и система международного воздушного

права…………………………………………………………………..


7

    1. Понятие и сущность деятельности по обеспечению

безопасности на воздушном транспорте………………...................


8
    1. Основные источники и принципы международного


воздушного права в области регламентации безопасности

на воздушном транспорте…………………………………………...



13

Глава II. Правовые основы деятельности международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте………………………………………………



19

2.1. Роль межправительственных и неправительственных

организаций в формировании нормативной базы………………....


19

2.2. Международная организация гражданской авиации - ИКАО.

27

2.2.1. Правовые основы и принципы деятельности, задачи,

структура ИКАО……………………………………………………..


27

2.2.2. Стандарты, Рекомендуемая практика, Процедуры ИКАО,

их влияние на безопасность воздушного транспорта……………..


33

2.3. Международные авиационные организации Европы

и других государств………………………………………………….


37

Глава III. Организационно-правовые основы управления

безопасностью полетов……………………………………………...


39

3.1. Современная концепция безопасности полетов………………

39

3.2. Современные подходы и методы оценки деятельности

авиационных компаний……………………………………………...


43

3.3. Краткая характеристика Приложений к Чикагской

конвенции…………………………………………………………….



49

Приложение. Конвенция о Международной Гражданской

Авиации (Чикаго, 1944 год)…………………………………………


52

Литература……………………………………………………………

83

ВВЕДЕНИЕ


В современной России практически отсутствуют какие-либо исследования проблем международного воздушного права. Если в 80-е годы было несколько работ по проблемам международного воздушного права, то сейчас такие работы практически отсутствуют. Более того, большинство указанных работ посвящены коммерческой составляющей – правовому регулированию международных воздушных сообщений и международным воздушным перевозкам. Вопросы безопасности полетов и авиационной безопасности в этих работах практически отсутствуют.

Именно это обстоятельство и послужило причиной написания данного пособия, которое рассчитано на студентов учебных заведений гражданской авиации, слушателей курсов повышения квалификации авиационного персонала и др.

Участие воздушного транспорта в развитии и укреплении мировой экономической системы исключительно велико. Сегодня вся мировая система транспорта и коммуникаций просто немыслима без авиации.

Гражданская авиация в настоящее время превратилась в глобальную международную транспортную систему, не имеющую себе равных среди других видов транспорта, деятельность которых территориально ограничена из-за специфики коммуникационных сетей.

Для обеспечения растущего спроса на перевозки с целью увеличения пропускной способности наиболее загруженных аэропортов помимо их перестройки и модернизации применяются новые, передовые методы управления, новые эксплуатационные правила и регламенты. Отсутствие четких международных стандартов в какой-либо области деятельности авиации приводит к расхождению применяемых практик различными странами.


Все это требует все большего участия государства в регулировании деятельности в области авиации.

Важнейшей составляющей государственного регулирования деятельности авиации на современной этапе является правовая регламентация обеспечения безопасной деятельности авиации и использования воздушного пространства.

Кроме проблем безопасности полетов, требующих более четкой правовой регламентации, на повестку дня вышли проблемы авиационной безопасности, т.е. предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность авиации.

Угроза террористических актов на воздушном транспорте серьезно влияет на безопасность, эффективность и регулярность деятельности гражданской авиации, ставит под угрозу жизнь пассажиров и экипажа воздушного судна.

События в США 11 сентября и ряд террористических актов в России и других странах заставили государства принять экстраординарные меры по защите гражданской авиации от проявлений терроризма. Мировое сообщество осознало, что авиационная безопасность – самостоятельная сфера деятельности, которая также требует более четкого единообразного правового регламента.

Сегодня чрезвычайно велика роль международного воздушного права как регулятора всех отношений, возникающих при обеспечении безопасной деятельности воздушного транспорта и использования воздушного пространства.

Однако создать единый правовой механизм, обеспечивающий экономичность и безопасность полетов в странах мира можно только на основе тесного взаимодействия на уровне государств и крупных авиационных компаний.

В настоящее время в международном сотрудничестве на воздушном транспорте участвуют правительства и авиационные администрации более 180 государств и более 300 международных регулярных авиакомпаний.

Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в мировой системе коммуникаций на воздушном транспорте.

Главенствующее положение среди этих авиационных организаций по праву занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО), созданная в конце второй мировой войны и официально начавшая действовать с апреля 1947 года.

В данном пособии рассмотрены понятие и сущность деятельности по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, показаны и проанализированы предпосылки и необходимость возникновения международных организаций гражданской авиации и роль ИКАО в обеспечении безопасности на воздушном транспорте, рассмотрены юридическая основа для создания ИКАО и правовые основы ее деятельности.

Значительное место уделено правовому обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, в частности, требованиям ИКАО в области государственного регулирования гражданской авиации, в том числе, сертификационной и лицензионной деятельности.

Рассмотрение Стандартов и Рекомендуемой практики Приложений к Чикагской Конвенции проводилось в контексте действующего законодательства Российской Федерации (РФ), что позволит в дальнейшем провести сравнительный анализ международных требований и национального права Российской Федерации в сфере регламентации деятельности по обеспечению безопасности на воздушном транспорте и выявить расхождения между рекомендуемой практикой ИКАО и практикой, применяемой в РФ при обеспечении безопасности полетов и авиационной безопасности.


ГЛАВА I. ИСТОКИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА


1.1. Понятие, предмет и система международного воздушного права

Современное международное воздушное право базируется на достаточно широкой нормативной базе, включающей в качестве стратегической основы Конвенцию о Международной гражданской авиации 1944 г. и производные акты – Соглашения и Конвенции, регулирующие широкий круг вопросов, касающихся международных полетов, осуществления международных перевозок, регламента международных воздушных сообщений, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности и т.д.


Достаточно обширную составляющую нормативной правовой базы современного международного воздушного права образуют различного рода региональные соглашения и двусторонние соглашения о воздушных сообщениях.

Несмотря на широкий круг вопросов, которые регулирует международное воздушное право, и разноплановую нормативную правовую базу, МВП следует понимать не как простую совокупность юридических норм, а как стройную систему принципов и правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе деятельности гражданской авиации использования воздушного пространства.

Таким образом, предметом регулирования международного воздушного права можно считать отношения, возникающие в связи с выполнением международных полетов и международных воздушных перевозок.

В зависимости от применяемых критериев существуют различные классификации отношений, возникающих при международных полетах и международных воздушных перевозках.

В теории и практике международного права существует устойчивое представление о том, что международное воздушное право входит в систему международного права. Отсюда следует вывод, что МВП является правовым институтом международного права, само по себе носит системный характер (обладает признаками системы), подчиненный решению основной целевой функции – правовому обеспечению деятельности гражданской авиации и использованию воздушного пространства.


1.2. Понятие и сущность деятельности по обеспечению безопасности на воздушном транспорте


Научно-технический прогресс XX века привел человечество к тому, что проблемы обеспечения безопасности за сравнительно короткий исторический промежуток времени вышли на первый план практически во всех сферах деятельности и стали насущной необходимостью.

Эта же проблема коснулась деятельности на воздушном транспорте, так как авиация сегодня - это один из самых массовых видов транспорта. Как только речь заходит об авиации, на первый план сразу выдвигается проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта.


В середине прошлого века, когда в 1967-1968 годах по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру прокатилась волна захватов и угонов воздушных судов, диверсий и шантажа, в авиации возникла новая проблема - воздушный терроризм. Мировое сообщество осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и начало адекватно реагировать на тенденцию роста случаев воздушного терроризма путем создания системы международного правового обеспечения борьбы с терроризмом.

Безопасность на воздушном транспорте включает как минимум две составляющие - безопасность полетов и авиационную безопасность.

Безопасность полетов согласно давно устоявшемуся мнению определяется способностью авиационно-транспортной системы обеспечить воздушные перевозки без угрозы для здоровья и жизни людей.

Обеспечение безопасности полетов воздушных судов является сложной комплексной проблемой, которую решают системно на всех этапах функционирования воздушного транспорта. Требования, предъявляемые к безопасности полетов, реализуются при создании воздушных судов, в процессе их эксплуатации, всех видах обеспечения полетов с учетом разнообразных факторов и связей, которые проявляются в процессе выполнения полетов.

Таким образом, безопасность выполнения полетов определяется не только состоянием функциональных систем самого воздушного судна, но также всеми элементами авиационно-транспортной системы и условиями среды, в которых выполняются полеты.

В качестве неблагоприятных последствий нарушения безопасности полетов воздушных судов, в соответствии с международным воздушным правом, могут иметь место следующие события: авиационное происшествие, инцидент, чрезвычайное происшествие, повреждение воздушного судна на земле.

Согласно Приложению №13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и Правилам расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации авиационным происшествием является событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, и до момента, когда все лица, находящиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно.


Если авиационное происшествие привело к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа, то оно классифицируется как катастрофа, если же авиационное происшествие обошлось без человеческих жертв, то оно является аварией.

Авиационный инцидент также является событием, связанным с использованием воздушного судна, и также имеющим место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, и до момента, когда все лица, находящиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, но он обусловлен отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, которые могут оказать влияние на безопасность полетов, но не закончилось авиационным происшествием.

Понятие авиационной безопасности связано с характеристикой защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, в котором в развитие Приложения №17 к Чикагской Конвенции впервые в нашей стране законодательно был закреплен термин "авиационная безопасность". Этим законом был устранен двойной стандарт безопасности для международных и воздушных линий, четко определены направления обеспечения авиационной безопасности, а именно:


  • предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

  • охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

  • исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

  • предполетный досмотр;
  • реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.


Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения должны быть установлены федеральными авиационными правилами, которые в настоящий момент находятся в стадии разработки. Это касается, прежде всего, государственного регулирования деятельности служб авиационной безопасности, проведения предполетного досмотра и разработки сертификационных требований к техническим средствам, которые используются в службах авиационной безопасности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений обеспечения авиационной безопасности на современном этапе является создание адекватного нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности.

Проблема обеспечения безопасности воздушного транспорта возникла уже с первыми передвижениями в воздухе на воздушных шарах. Так в первом международном договоре, заключенном между Германией и Австрией 2 ноября 1898 г., были урегулированы отношения, связанные с использованием воздушных шаров в военных целях, а также определялись условия полетов через границы военных пилотов воздушных шаров.

Следует отметить, что первоначально существовали две противоположные теории использования воздушного пространства различными государствами: "полной свободы воздуха" и "полного государственного суверенитета", и первые трудности, связанные с попытками урегулирования полетов над территориями отдельных государств и обеспечения при этом безопасности воздушного транспорта, были обусловлены наличием этих двух теорий.

Первый Международный воздушный кодекс, выработанный под эгидой созданного в 1909 году Международного юридического комитета авиации (МЮКА), был ориентирован на сторонников теории «свободы воздуха».

Однако по мере развития авиации все больше выявлялась несостоятельность этой теории, предусматривавшей возможность вторжения в воздушное пространство другого государства.

Одним из первых международных правовых актов, устанавливающих основы международного воздушного права, ориентированным на принцип суверенитета, была Парижская конвенция 1919 года. Впервые в Парижской конвенции была сделана попытка объединить принципы «полного суверенитета» и «свободы воздуха». В ст. 1 было определено, что: «каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его территорией». Одновременно с этим в ст. 2 признавалось право «мирного полета» иностранных воздушных судов над территориями других государств.


Многие государства признавали, что обеспечить эффективность и регулярность воздушных перевозок можно только на основе хорошей организации проектирования и изготовления воздушных судов, их летной и технической эксплуатации.

В свою очередь, решение этой задачи справедливо связано с унификацией требований к технологиям, процедурам эксплуатации гражданских воздушных судов и распространением этих требований на все государства, имеющие гражданские воздушные суда.

Это определило необходимость создания международных организаций, которые определяли общие для всех стран правила безопасной деятельности гражданской авиации и использования воздушного пространства.

Очень важной вехой в развитии международного воздушного права явилось создание на первом Конгрессе международного частного воздушного права в 1925 году Международного технического комитета юристов – экспертов по воздушному праву (СИТЕЖА), который просуществовал вплоть до создания ИКАО.

Роль этого Комитета в создании большинства Международных конвенций и соглашений по гражданской авиации в этот период была чрезвычайно велика. Так, например, Международный технический комитет являлся разработчиком проекта Варшавской конвенции 1929 года, в котором впервые были заложены правовые основы регулирования поисковых и аварийно-спасательных работ, страхования, регистрации воздушного судна и пр., что также положительным образом сказалось на обеспечении безопасности и регулярности полетов.

В конце второй мировой войны большинство государств пришло к выводу о необходимости разработки международно-правовых основ обеспечения безопасной деятельности гражданской авиации в послевоенный период.

Взамен Парижской конвенции 1919 года в декабре 1944 года была принята Конвенция о международной гражданской авиации. Это ознаменовало новый этап в дальнейшем развитии международного воздушного права, ориентированного на обеспечение безопасности полетов.

Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в системе международного сотрудничества на мировом воздушном транспорте.


Главенствующее положение среди этих авиационных организаций по праву занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО), созданная в конце второй мировой войны и официально начавшая действовать с апреля 1947 года.

Необходимо отметить, что вклад России в развитие международного воздушного права весьма значителен. Уже в дореволюционной России был принят ряд нормативных актов, касающихся использования воздушного пространств и обеспечения безопасности воздушного транспорта. В первые годы советской власти в 1921 г. Совет Народных Комиссаров принимает «Декрет о воздушных передвижениях» - полный аналог по названию Международной конвенции 1919 г.

Дальнейшее правовое регулирование деятельности авиации и обеспечения безопасности полетов осуществлялось посредством принятия комплексных нормативных актов – воздушных кодексов, включая действующий сегодня Воздушный Кодекс РФ 1997 г.

После вступления в ИКАО обозначился новый этап развития международного и национального воздушного права России. Он характеризуется созданием актов, регулирующих деятельность авиации и использования воздушного пространства, строго ориентированными на определенный вид деятельности или область применения. К актам, которые напрямую связаны с обеспечением безопасности воздушного транспорта, можно отнести Федеральные авиационные правила, Авиационные правила, Руководства и т.п.

Подробное рассмотрение воздушного права России будет представлено во второй части пособия.


1.3. Основные источники и принципы международного воздушного права в области регламентации безопасности на воздушном транспорте

Как уже отмечалось, под понятием международного воздушного права понимается система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями, возникающими в связи с использованием гражданской авиацией воздушного пространства над территорией самого государства и за ее пределами в целях осуществления международных полетов.


Многие нормы международного воздушного права сегодня направлены на обеспечение всесторонней безопасности воздушных сообщений. Именно поэтому в некоторых источниках понятие международного воздушного права прямо связывают с обеспечением безопасности выполняемых международных полетов.

В более конкретном смысле к предмету регулирования международного воздушного права можно отнести:


  • полеты в суверенном воздушном пространстве государств в целях выполнения международных и национальных воздушных перевозок;

  • полеты в международном воздушном пространстве в целях выполнения международных воздушных перевозок;

  • сотрудничество государств в использовании воздушного пространства;

  • режим воздушного пространства и безопасность воздушных перевозок;

  • международно-правовую защиту воздушного пространства от загрязнения.

Из приведенного выше перечня видно, что правовой режим воздушного пространства и правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по обеспечению безопасности на воздушном транспорте, базируются как на принципах и нормах международного (публичного) права, так и на нормах национального (внутригосударственного) права. В этой связи следует отметить, что такое положение в ряде случаев создает определенные трудности при практическом применении норм международного воздушного права на территории различных государств, в том числе Российской Федерации.

Под источником международного воздушного права понимают те юридические формы, с помощью которых создаются, устанавливаются и закрепляются нормы международного воздушного права.

В качестве основных источников, согласно ст.38 Статута Международного суда ООН, принимаются договоры и обычаи. Основная регламентирующая роль в международном воздушном праве принадлежит договорам, обычаи занимают незначительное место.

Договором в международном праве принято считать соглашение, достигнутое и выраженное в юридической форме между субъектами права, о создании, изменении или прекращении конкретного правила в качестве нормы международного права.


В международном воздушном праве наиболее распространенными видами таких соглашений являются Конвенции, Соглашения, протокол Конвенции и т.п.

Примером многостороннего договора может служить Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., в которой участвуют почти все государства.

Заключение такого рода многосторонних договоров значительно упрощает процедуру единообразного создания и применения норм национального воздушного законодательства различными государствами в плане обеспечения безопасности воздушного транспорта.

В практике сотрудничества между государствами в сфере воздушного транспорта имеет место значительное число двусторонних соглашений по конкретным вопросам, касающимся только этих государств. Это, как правило, вопросы, связанные с регулированием воздушного движения в конкретном регионе, таможенными правилами, административными формальностями, техническим сотрудничеством и т.д.

К числу основных источников международного воздушного права можно также отнести договоры государства с международными организациями и региональные договоры и соглашения. К последним относятся, например, Документ Стокгольмской конференции по мерам доверия 1986 г., Конвенция Европейской организации гражданской авиации.

Сегодня важное значение в области обеспечения безопасности в гражданской авиации приобретают договоры между неправительственными организациями. К таким неправительственным организациям относится, например, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

Акты, принимаемые международными неправительственными организациями, за исключением специально оговоренных случаев, по своей правовой силе являются рекомендательными и, как правило, распространяются только на членов этого международного объединения.

Следует отметить, что сегодня роль России в поддержании и обеспечении надежных и эффективных воздушных сообщений постоянно возрастает. Позитивное движение в этом направлении возможно только при наличии надлежащей правовой базы. Такая база в настоящий момент обеспечивается:


Во-первых, воздушным законодательством. Оно состоит из Воздушного Кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, Указов Президента, Постановлений Правительства, Федеральных авиационных правил и других принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

Российское воздушное законодательство регулирует использование воздушного пространства и деятельность в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с использованием российских воздушных судов за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами соответствующего иностранного государства или международным договором.

Во-вторых, международными договорами, участником которых является Российская Федерация. При этом, если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены российским воздушным законодательством, применяются правила международного договора. Причем, как уже отмечалось выше, это могут быть:


  • многосторонние межгосударственные соглашения (конвенции), устанавливающие общие принципы деятельности международной гражданской авиации и ее организации ИКАО (Чикагская конвенция 1944 г.), а также регулирующие: ответственность авиаперевозчика и эксплуатанта воздушных судов, борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и т.д.;

  • двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении, решающие вопросы, связанные с установлением воздушных сообщений между Российской Федерацией и конкретными странами;

  • коммерческие соглашения, заключаемые авиапредприятиями по вопросам: коммерческого и технического обслуживания авиаперевозок и воздушных судов, агентского обслуживания, заправки топливом и т.д.; коммерческого сотрудничества между предприятиями-партнерами: совместное использование кодов (кодшеринг), совместная эксплуатация линий, аренда воздушных судов и пр.

Исходя из того, что международное воздушное право является составной частью международного (публичного) права, основные принципы современного международного права действуют и в области правового регулирования международных воздушных сообщений в целом.


Принцип полного исключительного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории занимает по своему значению центральное место в международном воздушном праве. Суверенитет над воздушным пространством является составной частью государственного суверенитета. В силу этого государства в пределах собственного воздушного пространства суверенно, т.е. оно в принятии решений исходит только от собственной власти этого государства. Эта позиция нашла отражение в статье 1 Чикагской конвенции 1944 года и воздушных кодексах многих государств.

Так, Воздушный кодекс Российской Федерации в ст.1, закрепляя суверенитет России в отношении воздушного пространства РФ, определяет, что «Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем».

Государственный суверенитет осуществляется государством независимо от его участия в Чикагской конвенции 1944 г. или ином международном договоре.

Очень важной производной суверенитета, в том числе для Российской Федерации, является возможность создания по своему усмотрению национального воздушного законодательства, регулирующего как внутренние, так и международные перевозки над территорией этого государства.

В плане национального регулирования деятельности авиации сегодня условно можно выделить два направления:


  1. международная аэронавигация;

  2. международный воздушный транспорт ( перевозки, коммерческая деятельность).

Первое направление связано с обеспечением собственно безопасности полетов и авиационной безопасности, поэтому акцент в пособии и сделан на международную аэронавигацию, второе – с обеспечением деятельности воздушных перевозок.

Одним из важнейших принципов международного воздушного права является и принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. События последних лет прямо указывают на важность и актуальность его неукоснительного соблюдения.

Данный принцип предполагает суверенное право любого государства принимать адекватные меры организационного, технического, эксплуатационного, информационного и т.д. характера, обеспечивающие выполнение полетов гражданских воздушных судов без угрозы для здоровья и жизни людей.

К основным принципам международного воздушного права относится принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве (за пределами государственной территории). В соответствии с этим принципом любые воздушные суда могут выполнять полеты в международном воздушном пространстве, которое не находится под юрисдикцией какого-либо другого государства. Женевская конвенция об открытом море 1958 г. установила, что свобода открытого моря включает в себя также и «свободу летать над ним» (inter avia).

Соблюдение принципа свободы полетов предусматривает оптимальное соблюдение прав и обязанностей государств в области использования воздушного пространства. Это, например, право государств осуществлять полную юрисдикцию над своими воздушными судами и экипажами, применять аэронавигационные средства для контроля и управления полетами воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, право преследовать иностранное торговое судно за нарушение законов и правил прибрежного пространства и т.д.

Однако при реализации своих прав государства обязаны, в частности: соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО (Чикагская конвенция, ст.12); не допускать полетов своих военных и гражданских воздушных судов без национальных знаков отличия и регистрационного номера (Чикагская конвенция, ст.17-20) и т.д.



следующая страница >>